Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ'

К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная деятельность / управление инновациями / инновационный менеджмент / innovation / innovation activity / innovation management / innovation management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Адаменко, В.С. Солодкин, Д.В. Петров

Современные экономические условия вызывают необходимость осуществления инновационной деятельности, при этом отличительной особенность процесса управления инновациями является наличие неопределенности практически на всех уровнях. От руководящего состава коммерческой структуры в современных условиях требуется понимание роли и значения осуществления инновационной деятельности, повышение значимости различных факторов при выборе стратегии развития компании. Содержание управления инновационной деятельностью организации непосредственным образом связано с информационными процессами и процессами управления, происходящими внутри компании. Главным признаком, формирующим специфику инновационного менеджмента внутри компании, является ее вид деятельности, особенности функционирования. Одним из основных элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью компании выступает планирование. В стратегическом управлении инновациями во главу угла ставятся реальные факты и потенциальные возможности, которые руководящий состав компании должен брать во внимание с целью обеспечения успешного развития в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF BUILDING AND FUNCTIONING OF THE СOMPANY'S INNOVATION ACTIVITY DEVELOPMENT MANAGEMENT SYSTEM

Modern economic conditions necessitate the implementation of innovative activities, while a distinctive feature of the innovation management process is the presence of uncertainty at almost all levels. From the management of a commercial structure in modern conditions, it is required to understand the role and significance of the implementation of innovative activities, an increase in the importance of various factors when choosing a company's development strategy. The content of the organization's innovative activity management is directly related to information processes and management processes occurring within the company. The main feature that forms the specifics of innovation management within a company is its type of activity, features of its functioning. Planning is one of the main elements of the system of intrafirm management of the company's innovative activities. Strategic innovation management focuses on real facts and opportunities, which must be taken into account by the management team in order to ensure successful development in the future.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ»

08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11262

А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, adam83@mail.ru,

A.A. Adamenko - Doctor of Economics, Professor of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

B.С. Солодкин - к.э.н., начальник управления инжиниринга ООО «НК «Роснефть» - НТЦ»,

V.S. Solodkin - Candidate of Economic Sciences, Head of the Engineering Department of LLC NK

Rosneft - STC;

Д.В. Петров - руководитель НИЦ «Академия знаний» г. Краснодара, hatil 984@mail.ru,

D.V. Petrov - head of SIC «Academy of Knowledge», Krasnodar.

К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ON THE ISSUE OF BUILDING AND FUNCTIONING OF THE œMPANY'S INNOVATION ACTIVITY DEVELOPMENT MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация. Современные экономические условия вызывают необходимость осуществления инновационной деятельности, при этом отличительной особенность процесса управления инновациями является наличие неопределенности практически на всех уровнях. От руководящего состава коммерческой структуры в современных условиях требуется понимание роли и значения осуществления инновационной деятельности, повышение значимости различных факторов при выборе стратегии развития компании.

Содержание управления инновационной деятельностью организации непосредственным образом связано с информационными процессами и процессами управления, происходящими внутри компании. Главным признаком, формирующим специфику инновационного менеджмента внутри компании, является ее вид деятельности, особенности функционирования. Одним из основных элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью компании выступает планирование.

В стратегическом управлении инновациями во главу угла ставятся реальные факты и потенциальные возможности, которые руководящий состав компании должен брать во внимание с целью обеспечения успешного развития в перспективе.

Abstract. Modern economic conditions necessitate the implementation of innovative activities, while a distinctive feature of the innovation management process is the presence of uncertainty at almost all levels. From the management of a commercial structure in modern conditions, it is required to understand the role and significance of the implementation of innovative activities, an increase in the importance of various factors when choosing a company's development strategy.

The content of the organization's innovative activity management is directly related to information processes and management processes occurring within the company. The main feature that forms the specifics of innovation management within a company is its type of activity, features of its functioning. Planning is one of the main elements of the system of intrafirm management of the company's innovative activities.

Strategic innovation management focuses on real facts and opportunities, which must be taken into account by the management team in order to ensure successful development in the future.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, управление инновациями, инновационный менеджмент.

Keywords: innovation, innovation activity, innovation management, innovation management.

Современные экономические условия вызывают необходимость осуществления инновационной деятельности. Отличительной особенность процесса управления инновациями является наличие неопределенности на всех уровнях, что вызывает ограничение использования оптимизационных методов управления, обусловливая при этом необходимость применения адаптивных подходов.

Система управления инновационной деятельностью базируется на двух уровнях:

- государственном;

- предпринимательском.

В рамках данной работы остановимся на системе управления инновационной деятельностью коммерческих организаций, то есть на предпринимательском уровне.

От руководящего состава коммерческой структуры в современных условиях требуется понимание роли и значения осуществления инновационной деятельности, повышение значимости различных факторов (в том числе технологических) при выборе стратегии развития коммерческой организации. Все это находит

свое отражение в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления компанией.

Нельзя не сказать так же о том, что в складывающихся условиях важная роль отводится оценке взаимозависимости изменения данных структур и конкретного типа инновационной стратегии, который был избран конкретной организацией. Результаты проведения оценки используются менеджерами с целью решения задач эффективного управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой внутри компании стратегии.

Содержание управления инновационной деятельностью организации непосредственным образом связано с информационными процессами и процессами управления, происходящими внутри компании. Сам по себе процесс управления состоит из ряда системных элементов, среди которых можно выделить следующие:

- подготовка;

- сбор информации;

- обработка информации;

- передача полученной информации (научной, технической, технологической и управленческой и иной информации) информации;

- выработка и принятие управленческого решения;

- доведение информации о необходимых действиях до членов коллектива, участвующих в реализации этого решения;

- непосредственное исполнение управленческого решения;

- осуществление контроля исполнения и оценка результатов.

Внутри коммерческой организации можно два основных подхода к построению системы управления инновационной деятельностью в организации (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные подходы к построению системы управления инновационной деятельностью в организации

На практике организации зачастую применяю одновременно оба обозначенных на рисунке подхода к построению системы управления инновационной деятельностью.

Остановимся на вопросах выбора формы и типа организационной структуры управления внутри компании. Отметим, что универсальной формы для всех типов инновационных компаний не существует, но руководство должно стремиться к выбору максимально эффективных организационных форм, наиболее приемлемых для конкретной компании, опирающихся на следующие критерии:

- готовность компании к переменам;

- основных тенденций и перспектив долгосрочной технологической политики компании;

- сложившейся благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;

- уровня восприятия состояния внешней среды и скорости возможного реагирования на ее изменения;

- состояния внутренних и внешних коммуникаций;

- существующих условий, способствующих разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.

При этом всевозможные стратегические мероприятия, проводимые руководством компании, носят инновационный характер, это обусловлено тем, что они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах.

Исходя из конкретных, стоящих перед компанией целей и задач, специфических особенностей деятельности этой компании, можно привести три типа организационной структуры (рисунок 2).

Проведя анализ возможных типов организационной структуры управления инновационной деятельностью, можно отметить, что выбор и создание новых организационных форм инновационного менеджмента в организации представляет собой совокупность следующих процессов:

- создание подразделений, затрагивающих все аспекты инновационной деятельности компании, формулировка компетенций этих подразделений;

- распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри самого подразделения, так и взаимосвязи с другими подразделениями, в первую очередь с маркетинговой службой, при этом необходимо произвести распределение конкретных обязанностей, видов работ внутри инновационных подразделений.

Рисунок 2 - Возможные типы организационной структуры управления инновационной деятельностью компании

Одним из основных элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью компании выступает планирование.

Планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения поставленных задач и сформулированных планов.

Под планированием инноваций понимается система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития организации и подготовку решений, необходимых для их однозначного достижения. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет семь частных функций (рисунок 3).

Функции интегрированной системы инновационного менеджмента

Целевая ориентация всех участников

Перспективная ориентация и раннее распо знавание проблем

развития

Координациядеятельности всех участников инноваций

Подготовка управленческих решений

Создание объективной базы для эффективного контроля

Информационное обеспечение участников инновационного

процесса

Мотивация участников

Рисунок 3 - Функции интегрированной системы инновационного менеджмента компании

Главным признаком, формирующим специфику инновационного менеджмента внутри компании, выступает ее вид деятельности, особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в стратегическом управлении инновациями во главу угла ставятся реальные факты и потенциальные возможности, которые руководящий состав компании должен брать во внимание с целью обеспечения успешного развития в перспективе. Общей для всех без исключения коммерческих организаций модели инновационной стратегии нет и быть не может. Это обусловлено тем, что каждый экономический субъект специфичен, соответственно и содержание стратегического управления инновационным процессом для каждого субъекта будет индивидуально.

Источники:

1. Mindlin Y.B. Innovative territorial clusters / Y.B. Mindlin, S.V. Novikov, S.V. Kireev, A.A. Adamenko, O.V. Be-litskaya // International Journal of Economics and Financial Issues.- 2016. Т. 6. - № 8SpecialIssue. - С. 251-256.

2. Адаменко А.А. Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности / А.А. Ада-менко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 24-27.

3. Башкатов В.В. Значение инвестиций в условиях формирования информационного общества в Российской Федерации / В.В. Башкатов, В.Э. Редина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 112. - С. 317-333.

4. Говдя В. В. Организационно-методические аспекты управленческого контроля в инновационной экономике / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. 2015. - № 7 (40). - С. 135-140.

5. Гончарова Н.А. Инвестиции в технико-технологическую модернизацию предприятия сельскохозяйственной направленности / Н.А. Гончарова, Е.В. Фешина, О.С. Горбатюк // Вестник академии знаний. - 2018. - № 5(28). - С. 412-419.

6. Тахумова О.В. Инновационные аспекты повышения международной конкурентоспособности российской продукции / О.В. Тахумова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2010. - №

4. Серия: Экономика. Серия: Экономика. - С. 57-60.

7. Чернявская, С.А. Эффективный менеджмент в сельскохозяйственных организациях: инновационный подход / Чернявская С.А., Зинченко Н.В. // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 11. С 62-68. References:

1. Mindlin Y.B. Innovative territorial clusters / Y.B. Mindlin, S.V. Novikov, S.V. Kireev, A.A. Adamenko, O.V. Be-litskaya // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. Vol. 6. - No. 8 Special Issue. - S. 251-256.

2. Adamenko A.A. The role of strategic planning in the development of entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 24-27.

3. Bashkatov V.V. The value of investments in the formation of the information society in the Russian Federation / V.V. Bashkatov, V.E. Redina // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2015. - No. 112. - S. 317-333.

4. Govdya VV Organizational and methodological aspects of management control in an innovative economy / VV Govdya, Zh. V. Degaltseva // Scientific discussion: issues of economics and management. 2015. - No. 7 (40). - S. 135-140.

5. Goncharova N.A. Investments in technical and technological modernization of an agricultural enterprise / N.A. Gon-charova, E.V. Feshina, O.S. Gorbatyuk // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 5 (28). - S. 412-419.

6. Takhumova O.V. Innovative aspects of increasing the international competitiveness of Russian products / O.V. Ta-khumova // Bulletin of the Moscow State Regional University. - 2010. - № 4. Series: Economics. Series: Economics. -

5. 57-60.

7. Chernyavskaya, S.A. Effective management in agricultural organizations: an innovative approach / Chernyavskaya S.A., Zinchenko N.V. // Agricultural Economics of Russia. - 2015. - No. 11. P 62-68.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11263

Р.Л. Агабекян- д.э.н., профессор, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ(г. Краснодар). 27051961@mail.ru,

R.L. Agabekyan- Doctor of Economies, Professor Academy of Marketing and Social Information technologies-IMSIT (Krasnodar).

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ STRUCTURAL CHANGES IN THE PARAMETERS OF THE REGIONAL LABOR MARKET IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

Аннотация. В статье анализируется влияние пандемии на параметры регионального рынка труда, на примере Краснодарского края. В условиях глобального экономического кризиса рынок труда очень чутко реагирует на все трансформации в экономике. Региональный рынок труда в условиях пандемии характеризуется ростом безработицы, снижением занятости населения, сокращением работников, структурными трансформациями. В статье подчеркивается, что рынок труда Краснодарского края до пандемии функционировал в условиях относительно высокого уровня экономического развития, инвестиционной привлекательности региона, наличия развитой перерабатывающей промышленности, миграционного притока, хорошей транспортной освоенности и др. Ограничительные меры по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции негативно отразились на состоянии рынка труда Краснодарского края в 20202021гг., что выразилось в росте безработицы, падении уровня благосостояния и росте социальной напряженности в обществе. Автор подчеркивает, что рынок труда Краснодарского края в условиях пандемии име-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.