Таким образом, в стратегическом управлении инновациями во главу угла ставятся реальные факты и потенциальные возможности, которые руководящий состав компании должен брать во внимание с целью обеспечения успешного развития в перспективе. Общей для всех без исключения коммерческих организаций модели инновационной стратегии нет и быть не может. Это обусловлено тем, что каждый экономический субъект специфичен, соответственно и содержание стратегического управления инновационным процессом для каждого субъекта будет индивидуально.
Источники:
1. Mindlin Y.B. Innovative territorial clusters / Y.B. Mindlin, S.V. Novikov, S.V. Kireev, A.A. Adamenko, O.V. Be-litskaya // International Journal of Economics and Financial Issues.- 2016. Т. 6. - № 8SpecialIssue. - С. 251-256.
2. Адаменко А.А. Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности / А.А. Ада-менко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 24-27.
3. Башкатов В.В. Значение инвестиций в условиях формирования информационного общества в Российской Федерации / В.В. Башкатов, В.Э. Редина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 112. - С. 317-333.
4. Говдя В. В. Организационно-методические аспекты управленческого контроля в инновационной экономике / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. 2015. - № 7 (40). - С. 135-140.
5. Гончарова Н.А. Инвестиции в технико-технологическую модернизацию предприятия сельскохозяйственной направленности / Н.А. Гончарова, Е.В. Фешина, О.С. Горбатюк // Вестник академии знаний. - 2018. - № 5(28). - С. 412-419.
6. Тахумова О.В. Инновационные аспекты повышения международной конкурентоспособности российской продукции / О.В. Тахумова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2010. - №
4. Серия: Экономика. Серия: Экономика. - С. 57-60.
7. Чернявская, С.А. Эффективный менеджмент в сельскохозяйственных организациях: инновационный подход / Чернявская С.А., Зинченко Н.В. // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 11. С 62-68. References:
1. Mindlin Y.B. Innovative territorial clusters / Y.B. Mindlin, S.V. Novikov, S.V. Kireev, A.A. Adamenko, O.V. Be-litskaya // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. Vol. 6. - No. 8 Special Issue. - S. 251-256.
2. Adamenko A.A. The role of strategic planning in the development of entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 24-27.
3. Bashkatov V.V. The value of investments in the formation of the information society in the Russian Federation / V.V. Bashkatov, V.E. Redina // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2015. - No. 112. - S. 317-333.
4. Govdya VV Organizational and methodological aspects of management control in an innovative economy / VV Govdya, Zh. V. Degaltseva // Scientific discussion: issues of economics and management. 2015. - No. 7 (40). - S. 135-140.
5. Goncharova N.A. Investments in technical and technological modernization of an agricultural enterprise / N.A. Gon-charova, E.V. Feshina, O.S. Gorbatyuk // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 5 (28). - S. 412-419.
6. Takhumova O.V. Innovative aspects of increasing the international competitiveness of Russian products / O.V. Ta-khumova // Bulletin of the Moscow State Regional University. - 2010. - № 4. Series: Economics. Series: Economics. -
5. 57-60.
7. Chernyavskaya, S.A. Effective management in agricultural organizations: an innovative approach / Chernyavskaya S.A., Zinchenko N.V. // Agricultural Economics of Russia. - 2015. - No. 11. P 62-68.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11263
Р.Л. Агабекян- д.э.н., профессор, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ(г. Краснодар). 27051961@mail.ru,
R.L. Agabekyan- Doctor of Economies, Professor Academy of Marketing and Social Information technologies-IMSIT (Krasnodar).
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ STRUCTURAL CHANGES IN THE PARAMETERS OF THE REGIONAL LABOR MARKET IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC
Аннотация. В статье анализируется влияние пандемии на параметры регионального рынка труда, на примере Краснодарского края. В условиях глобального экономического кризиса рынок труда очень чутко реагирует на все трансформации в экономике. Региональный рынок труда в условиях пандемии характеризуется ростом безработицы, снижением занятости населения, сокращением работников, структурными трансформациями. В статье подчеркивается, что рынок труда Краснодарского края до пандемии функционировал в условиях относительно высокого уровня экономического развития, инвестиционной привлекательности региона, наличия развитой перерабатывающей промышленности, миграционного притока, хорошей транспортной освоенности и др. Ограничительные меры по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции негативно отразились на состоянии рынка труда Краснодарского края в 20202021гг., что выразилось в росте безработицы, падении уровня благосостояния и росте социальной напряженности в обществе. Автор подчеркивает, что рынок труда Краснодарского края в условиях пандемии име-
ет много особенностей и проблем, определяющихся следующими факторами: постепенным развитием депопуляции; состоянием естественного прироста населения; возрастным цензом населения; уровнем миграции, динамикой изменения неполной занятости и т.д. Автор приходит к выводу, что кардинальные изменения в структуре рынка труда: касаются спроса и предложения по ряду профессий, часть профессий уходит с рынка труда и появляются совершенно новые, расширение онлайн-занятости, дистанционной работы и дистанционного образования. В этой ситуации бизнес и образование должны быть готовы решать проблемы подготовки и трудоустройства кадров для экономики в новых социально-экономических условиях, а государство должно быть готово создать институциональные, финансовые, социальные условия для оперативного решения этих вопросов.
Abstract. The article analyzes the impact of the pandemic on the parameters of the regional labor market, using the example of the Krasnodar region. In the context of the global economic crisis, the labor market is very sensitive to all transformations in the economy. The regional labor market in the conditions of a pandemic is characterized by an increase in unemployment, a decrease in employment, a reduction in workers, and structural transformations. The article emphasizes that the labor market of the Krasnodar region before the pandemic functioned in conditions of a relatively high level of economic development, investment attractiveness of the region, the presence of a developed processing industry, migration influx, good transport development, etc. Restrictive measures to counteract the spread of a new coronavirus infection had a negative impact on the state of the labor market of the Krasnodar region in 2020-2021, which resulted in an increase in unemployment, a drop in the level of well-being and an increase in social tension in society. The author emphasizes that the labor market of the Krasnodar region in the conditions of a pandemic has many features and problems determined by the following factors: the gradual development of depopulation; the state of natural population growth; the age qualification of the population; the level of migration, the dynamics of changes in part-time employment, etc. The author comes to the conclusion that fundamental changes in the structure of the labor market: concern supply and demand for a number of professions, some professions leave the labor market and completely new ones appear, the expansion of online employment, distance work and distance education. In this situation, business and education should be ready to solve the problems of training and employment of personnel for the economy in the new socio-economic conditions, and the state should be ready to create institutional, financial, social conditions for the prompt solution of these issues.
Ключевые слова: Региональный рынок труда, безработица, занятость населения, онлайн-занятость, дистанционная работа.
Keywords: Regional labor market, unemployment, employment of the population, online employment, remote work.
Распространение новой коронавирусной инфекции Covid -19 серьезно повлияло на состояние экономики и рынка труда во всех странах мира. Общеизвестно, что в кризисных ситуациях, рынок труда очень быстро реагирует на все трансформации в экономике страны и региона. В этот период растет внимание к показателям безработицы, занятости, которые дают много важных сигналов для разработки эффективной государственной политики в области социальной защиты населения. Информация о состоянии рынка труда и занятости должна быть точной и оперативной для разработки эффективных государственных мер поддержки населения.
Сегодня экономика всех стран характеризуется спадом производства, снижением темпов роста, уровня благосостояния населения, нестабильностью на рынке труда. Если описывать состояние рынка труда развитых экономик, то он характеризуется ростом безработицы, снижением занятости населения, сокращением работников, структурными трансформациями на рынке труда. В тоже время пандемия неоднозначно повлияла на различные сферы деятельности. С одной стороны, ряд сфер экономики сильно пострадали от пандемии, например, такие как сфера услуг, транспорта, гостиничного сервиса и туризма, сфера обслуживания населения, сфера культуры (театры, кинотеатры и пр.). С другой стороны, наблюдается активизация таких направлений, как фармацевтическая промышленность и продажа медицинских препаратов и товаров, оказание дистанционных услуг, онлайн-образование, онлайн-продажи, доставка продуктов питания и предметов первой необходимости и пр.
Российский рынок труда в современных условиях не является исключением и общемировые тенденции проявляются и у нас. Учитывая масштабы страны, рынок труда характеризуется глубокой региональной дифференциацией по различным показателям: уровню безработицы, доходов и заработной платы, показателями напряженности на рынке труда и т.д. Эти особенности требуют разработки и реализации адекватной государственной стратегии, учитывающей региональные особенности в этой сфере социально-экономической жизни страны.
«Рынок труда Краснодарского края до пандемии функционировал в условиях относительно высокого уровня экономического развития, инвестиционной привлекательности региона, наличия развитой перерабатывающей промышленности, миграционного притока, хорошей транспортной освоенности и др. Ограничительные меры по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции не могли негативно не отразиться на состоянии рынка труда Краснодарского края в 2020-2021 гг.» [8].
«По итогам выборочного обследования рабочей силы, проводимого Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в среднем за август -
октябрь 2020 года численность занятого населения снизилась на 49,8 тыс. человек, или на 1,9% в сравнении с данными в среднем за 2019 год (2670,9 тыс. человек) и составила 2621,1 тыс. человек»[1].
В соответствии с методологией Международной организации труда численность безработных граждан составила 160,9 тыс. человек, что на 25,2 тыс. человек, или на 18,5 % больше, чем в среднем за 2019 год (135,7 тыс. человек).Уровень общей безработицы составил 5,8 % от численности рабочей силы, что на 1 % больше, чем в среднем за 2019 год (4,8 %).
«Надо заметить, что рынок труда края и в докризисный период характеризовался самыми низкими показателями безработицы (в 2018 году -5,4 %), эффективной работой службы занятости по трудоустройству населения. В целом Краснодарский край сегодня относится к группе наиболее благополучных регионов России по уровню экономического развития и занятости населения» [8].
Однако, как показывают исследования, в большей степени численность безработных увеличилась в таких сферах деятельности, как предоставление прочих видов услуг рост в 6 раз, торговля оптовая и розничная, ремонт автомобильных и транспортных средств и мотоциклов (рост более чем в 5 раз с 2151 чел. до 11343), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность по операциям с недвижимым имуществом рост более, чем в 3 раза. Но самая сложная ситуация у тех, кто впервые ищет работу, выход на рынок труда длительно (более года) не работающих граждан или впервые ищущих работу (более 50 % от общей численности безработных).
«При этом в ходе проведенного анонимного опроса безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, выявлено, что более 50 % от численности граждан, ранее длительно (более года) не работавших либо ищущих работу впервые, ранее работали неофициально, в том числе в: торговле (23,3 % от общего числа работавших неофициально), сельском хозяйстве (22,3 %), обрабатывающих производствах (16,1 %), строительстве (13,6 %), по оказанию транспортных услуг (8,6 %)» [1].
В современных условиях наблюдается тенденция постепенного сокращения неформальной экономики в тех сегментах рынка и занятости, к которым медленно адаптируется официальная экономика.
«Однако состояние и перспективы развития рынка труда Краснодарского края в условиях пандемии имеют много особенностей и проблем, определяющихся следующими факторами: постепенным развитием депопуляции; состоянием естественного прироста населения; возрастным цензом населения; уровнем миграции, динамикой изменения неполной занятости и т.д. Остановимся подробнее на анализе вышеизложенных факторов.
1. Развитие депопуляции в России наиболее отчетливо проявилось в середине 70-х гг. В Краснодарском крае с 1973 г. численность населения стабильно увеличивалось вплоть до 1999 г. В период с 1999 г. по 2002 г. включительно наблюдалось абсолютное уменьшение численности населения края (с 5009,9 тыс. чел. до 4998,7 тыс. чел. соответственно), что не могло ни сказаться на состоянии рынка труда, с 2003 начался стабильный рост численности населения. Данная тенденция сохранилась несмотря на пандемию (таблица 1). Однако рост численности населения Кубани идет за счет миграционных процессов, а не за счет естественного прироста.
2. Падение рождаемости и рост смертности на Кубани привели к тому, что с 1985 года стабильно отмечается естественная убыль населения, которая имеет тенденцию роста (таблица 1).С 2001 г. естественная убыль населения начала сокращаться, с 2020 года увеличиваться, что несомненно связано с последствиями коронавирусной инфекции» [9].
Таблица 1 - Демографическая характеристика населения Краснодарского края, определяющая состояние его рынка труда [6,7]
Наименование 1985 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2021 г.
Численность населения, тыс. чел 4600 4945 5007 5100,5 5160,7 5513,8 5675,5 5683,9
Естественный прирост населения (коэффициент естественного прироста (убыли) на 1000 чел. населения 2,7 -2,3 -6,3 -5,3 -1,4 0,5 -3,8 -
В 2020 г.естественная убыль населения края была обусловлена превышением числа умерших над числом родившихся на 21567 человек или на 36,4 % (в 2019г. - на 14,3 %).Общий коэффициент рождаемости в 2020 г.составил 10,5 человек на 1000 человек населения. Показатель смертности в расчете на 1000 человек населения увеличился с 12,3 в 2019г. до 14,3 человека в 2020 г.
3. Увеличение численности людей старшего возраста приводит к замедлению процессов обновления профессионально-квалификационного состава занятых и снижению темпов экономического роста. Наблюдается старение населения края, ухудшающее его демографическую характеристику. Так, в Краснодарском крае доля пенсионеров в 2020 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 4,5 % и составила 1644,5 тыс. Краснодарский край вошел пятерку регионов с наибольшим количеством работающих пенсионеров. Кубань заняла четвертое место в списке. В крае работает 290 051 пенсионер. Первые три места заняли Москва (596 023), Подмосковье (542 530), Санкт-Петербург (417 859), а на пятом расположилась Свердловская область (282 462). За период пандемии число работающих пенсионеров снизилось с 9,3 до 8,9 миллионов человек.
Подобная тенденция фиксируется во всех федеральных округах - от Центрального и до Дальневосточного. Полагаем, что это связано с коронавирусными ограничениями, согласно которым людям старше 65 лет рекомендовано оставаться дома [2].
4. В связи с пандемией произошли серьезные изменения в миграционных процессах в Краснодарском крае.
Таблица 2 - Миграционная характеристика Краснодарского края, влияющая на рынок труда (чел) [1]
Показатель 2010 г. 2015 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Миграционный прирост, убыль(-) всего 26746 57736 47570 35952 33511
в том числе в пределах России 21116 41668 36505 19164 24438
международная миграция 5630 16068 11065 16788 12073
в том числе со странами СНГ 4471 14301 9964 16163 11347
со странами дальнего зарубежья 1159 1767 1101 625 726
Как видно из Таблицы 2, с одной стороны, с 2019 года в связи с распространением новой коронави-русной инфекции Covid -19 внутренняя и внешняя миграция на территорию края уменьшилась. За период 1991-2020 гг. численность населения Краснодарского края существенно пополнилась за счет миграционных потоков. Эти процессы идут по-прежнему, однако сейчас они значительно снизились.
Миграционные процессы для края - это фактор особенный, поэтому рассмотрим его подробнее. Краснодарский край административно входит в Южный Федеральный округ, но на состояние миграционных процессов большое влияние оказывает Северо-Кавказский регион.
Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область являются регионами-реципиентами, притягивающими трудовые ресурсы. Это объясняется многими факторами.
«Первый фактор - это экстремальная ситуация, исторически сложившаяся в регионе в результате военных действий на Северном Кавказе в 90-е годы. Естественно, что в этих условиях наблюдался массовый исход населения (особенно русскоязычного) из районов военных действий, которое «оседало», прежде всего, в прилегающих областях.» [8].
Второй фактор - суммарная мощность производственно-экономического потенциала Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской области, которая намного превышает возможности СевероКавказских республик. Об этом косвенно можно судить по числу занятых и соответственно располагаемых рабочих мест. Уместно предположить, что эти экономические регионы могут быть мощным фактором «притяжения» трудовых ресурсов из соседних областей. Кроме того, в регионах-реципиентах наблюдается относительно более благоприятная ситуация на рынке труда. Уровень безработицы здесь даже в условиях пандемии гораздо ниже, чем в национальных республиках Северо-Кавказского региона, что объективно способствует оттоку из них рабочей силы (таблица 3).
Таблица 3 - Уровень безработицы по регионам Северного Кавказа (в % от экономически активного населения) (по данным выборочных обследований рабочей силы в среднем за февраль-апрель 2021 г.) [4]
Регионы 2000 г. 2010 г. 2021 г. февраль - апрель
1. Краснодарский край 12,5 6,7 5,4
2.Ставропольский край 13,8 6,9 6,2
3. Ростовская область 14,9 7,8 4,4
4. Республика Адыгея 14,1 9,2 8,5
5.Республика Дагестан 25,6 14,8 16,4
6.Республика Ингушетия 32,0 49,7 32,2
7.Кабардино-Балкарская республика 16,6 12,7 14,4
8.Карачаево-Черкесская республика 20,7 10,3 13,1
9.Республика Северная Осетия-Алания 28,5 9,8 14,6
10.Чеченская республика - 43,1 18,1
За период 1991-2000 гг. численность населения Краснодарского края существенно пополнилась за счет миграционных потоков. Эти процессы идут по-прежнему, однако сейчас они значительно снизились. Как сообщал РБК Краснодар, в Краснодарском крае по итогам ноября 2020 года - января 2021 года уровень безработицы составил 5,6 %. Это на 0,8 п.п. больше, чем за аналогичный период прошлого года. По уровню безработицы Краснодарский край занял 35 место в России.
«В Краснодаре число граждан, официально признанных безработными, в период с января по конец апреля 2021 года сократилось в 2,4 раза и составила 2,8 % рассказал на брифинге в администрации города Краснодара заместитель начальника управления экономики Василий Литвинов. Если в начале года их было 38 тыс. человек, то к концу апреля их число упало до 16,5 тыс.» [5].
Главный фактор, безусловно, восстановление экономики, особенно туристической сферы, которая начала расти после острого периода пандемии. Данный факт привел к увеличению и количества вакансий. «В апреле-мае 2020 года было порядка семи тысяч вакансий на бирже труда, то сейчас их стало 12 тысяч»
[5]. Это вакансии в самых разных сферах экономики - промышленных предприятиях, предприятиях торговли, транспорта и других. По сравнению с началом 2021 года, когда численность официально признанных безработными человек составляла 38 тысяч человек, к концу апреля таких жителей зарегистрировано 16,5 тысяч [5].
Несомненный интерес представляет анализ численности рабочей силы, занятых, состава и структуры безработных на Кубани.
Таблица 4 - Численность рабочей силы, занятых, состав и структура безработных в Краснодарском крае ( тысяч человек) [4]
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 апрель
Численность рабочей силы, всего, 2786 2822 2807 2821 2840
В том числе, занятые - всего 2527 2677 2671 2661 2685
Безработные - всего 158 145 136 160 155
Лица, не входящие в состав рабочей силы 1783 1773 1804 1821 -
Численность безработных, зарегистрированных
в государственных органах службы занятости 15 14 15 103 -
населения (на конец года) - всего
Из числа безработных граждан имеют образова-
Высшее 4,9 4,7 5,2 19,3 -
Среднее профессиональное 5,6 5,2 5,8 14,1
Среднее общее 2,7 2,4 2,4 27,7
Основное общее 1,9 1,8 1,8 19,0
Не имеют основного общего 0,1 0,1 0,3 22,7
Из числа безработных граждан в возрасте, лет:
16-17 0,1 0,1 0,1 0,2
18-24 1,5 1,2 1,1 8,6
25-29 1,3 1,1 1,1 12,7 -
Предпенсионного возраста (за два года до 1,5 1,6 3,6 6,0
наступления пенсионного возраста)
Других возрастов
10,8 10,3 9,6 75,3
Как показывает анализ, численность рабочей силы и занятых к 2021 году стала увеличиваться, а численность безработных падать по сравнению со сложными 2019-2020 годами. Сложные условия жизни в период пандемии привели к резкому повышению количества безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости населения с 15тыс. чел в 2019 г. до 103 тыс. чел в 2020 г. Исторически в России желание замещения утерянного заработка пособием всегда было очень низким. Поскольку стимулы к регистрации у потерявших работу, как правило, зависят от условий и размера выплат. Все это делает статистику регистрируемой безработицы не сопоставимой с реальной безработицей. Даже сейчас максимальное пособие, которое получают далеко не все зарегистрированные безработные, составляет в нашей стране лишь около четверти средней зарплаты, и это соотношение сильно варьируется по регионам. Правительством России предприняты попытки увеличения пособия по безработице в качестве одной из мер, которая должна была помочь снизить негативные последствия пандемии для граждан и упрощение процедуры регистрации. Думается этот фактор повлиял на увеличение количества зарегистрировавшихся безработных.
Вызывает тревогу анализ роста безработных в разрезе уровня образования и возраста. Как показывает Таблица 4, рост безработных коснулся в большей степени лиц, не имеющих основное общее образование, имеющих основное общее образование, среднее общее образование. Другими словами из всех безработных 33,5 % не имеют ни профессии, ни специальности и 42,6 % это лица, еще не приступавшие к трудовой деятельности, в основном, молодежь. В современных условиях глобального экономического кризиса, актуальной проблемой является проблема молодежной безработицы, что требует тщательного анализа и использования мер по ее минимизации.
Сильнее всех от пандемии пострадала молодежь: именно молодые люди чаще всего работали в сферах, понесших убытки из-за локдауна и падения спроса: сфера услуг, туризма, сектор малого и среднего бизнеса. Проблема приобрела такой масштаб, что эксперты говорят о появлении «потерянного поколения». Российский рынок труда в минувшем году потерял миллион молодых работников, а общий уровень безработицы побил многолетние рекорды. В Минтруде сложившуюся ситуацию связали с отказом молодежи от стажировок, а работодателей - от найма неквалифицированных сотрудников. Вернуться на прежний уровень власти намерены уже к началу 2022 года, однако неизбежность запланированного успеха пока не так очевидна. Безработица как массовое явление ведет не только к объективному ухудшению материально-бытовых условий, но и реструктурированию образа жизни, правил и норм морали, поведения. К социальным издержкам безработицы в период пандемии мы можем отнести потерю доверия к властным структурам, обострившуюся в условиях дискуссии о необходимости вакцинации, высокий конфликтный потенциал без-
работных, и, как следствие, нарастание социальной нестабильности в обществе. Решить вопрос с безработицей в России поможет только широкий подход. Однако для восстановления рынка труда еще остаются препятствия: опасность наступления третьей и последующих волн коронавируса пока никуда не исчезла.
Для рынка труда Краснодарского края характерны общие закономерности, характерные для России в целом, но имеются и специфические особенности.
Государственное регулирование рынка труда - создание и использование комплекса институциональных и экономических условий, организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществить целенаправленное воздействие на динамику основных параметров рынка труда в соответствии со стоящими перед обществом стратегическими и тактическими задачами ее развития.
Основная цель политики занятости на современном этапе заключается в том, чтобы в максимальной степени содействовать реализации права граждан на труд при переходе к эффективной занятости. Согласно этой политике в ближайшие годы много предстоит сделать.
Важным направлением развития российского рынка труда, в том числе регионального, представляется продвижение на Кубани такого направления, как онлайн-занятость. Такой формат занятости не является чем-то новым для нашей экономики, хотя в последнее десятилетие, особенно активно оно развивалась все-таки в ведущих странах мира. Так, по данным Всемирной организации труда, количество удаленных работников в мире до пандемии составляло 17 %, а в Японии и США достигало почти 40 % [МОТ, 2020]. В России дистанционно, в основном, трудились представители 1Т-сферы, дистанционного образования, са11-центры. Сегодня в условиях пандемии фиксируется расширение перечня сфер деятельности, которые предоставляют своим работникам возможность работать онлайн. Возможность работы в режиме онлайн в условиях развития пандемии в текущем году предоставило возможность трудоустроиться особенным категориям граждан, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалида, женщинам с маленькими детьми; пенсионерам; жителям отдаленных регионов страны, сельской местности. Данный формат работы, в свою очередь, сегодня предъявляет другие требования к возрасту, полу, здоровью, мобильности и пр. С другой стороны, онлайн-занятость требует наличия профессиональных навыков и компетенций в области информационных технологий, готовность к постоянному обучению, гибкость мышления, высокие коммуникативные навыки.
Кроме того, даже после отмены ограничительных мер и возобновлении хозяйственной деятельности российских компаний, которые так или иначе пострадали от последствий пандемии, ряд работодателей, (особенно, офисных видов деятельности) предпочли часть сотрудников оставить на дистанционной работе, уменьшая свои затраты (например, за счет аренды помещений), но сохраняя за работником его заработную плату. Следует подчеркнуть, что первоначально негативное отношение к дистанционной работе и учебе, сегодня с повышением доверия к дистанционной занятости, приводит к тому, что все большее количество работников и обучающихся (особенно работники офисов, обучающихся по заочной, очно-заочной форме или по программам дополнительного профессионального обучения) готовы перейти на удаленную работу. Причем, если в последние годы эта тенденция была видна, как правило, среди молодежи, сегодня на подобный формат занятости готовы перейти и лица старшего возраста.
Кроме того, на рынке труда можно наблюдать тенденцию расширения перечня дистанционных профессий. Так, к примеру, «за последний год на специализированных сайтах по поиску работы увеличилось количество вакансий специалиста по контекстной рекламе, таргетолога, администратора онлайн-школ, SMM-менеджера, копирайтера, личного онлайн-помощника и др. Причем уровень заработных плат таких специалистов не уступает заработным платам работающих в офлайн-офисах. Так, например, оплата труда специалиста по контекстной рекламе составляет в среднем 55-70 тыс. руб.; таргетолога - 4580 тыс. руб.; SMM-менеджера - 60-80 тыс. руб. и проч» [3].
Расширение программ обучения, повышения квалификации, переподготовки и стажировки для безработных граждан. Молодые специалисты с базовым профессиональным образованием в рамках этой программы должны иметь все шансы пройти дополнительное обучение и стажировку по направлению службы занятости, чтобы на практике закрепить приобретенные знания, навыки и умения.
Следующие меры - поддержка предпринимательской деятельности и самозанятости, профессиональное консультирование по вопросу открытия собственного дела, финансовая поддержка, привлечение безработных к оплачиваемой деятельности, не требующей профессиональной подготовки.
Серьезная проблема сегодня - это обеспечить изменение структуры занятых по сферам деятельности и профессиям на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного перелива рабочей силы по отраслям, профессиям, территориям, повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе развития системы профессионального образования, включая расширение возможностей для организации непрерывного образования. Наряду с решением вышеизложенных задач следует свести к минимуму деформации на рынке труда (скрытую безработицу, теневую занятость, несвоевременную выплату заработной платы и т.д.).
В условиях пандемии расширились возможности использования краткосрочной занятости, особенно для молодежи. Службы занятости в 2020-2021г г. зафиксировали рост таких вакансий, как курьер, водитель, сотрудник са11-центров. Это не удивительно, чтобы как-то выжить, многие работодатели, особенно в малом бизнесе в сфере услуг и общественного питания перешли на онлайн-работу, и им потребовалось значительное расширение штата, в том числе водителей и курьеров.
Таким образом, в сложных условиях распространения новой коронавирусной инфекции происходит необратимая трансформация российского рынка труда. Наметившиеся тенденции, о которых мы говорили выше, будут только усиливаться, ведь коронавирусная инфекция никуда не уйдет, мы просто приспособимся к ее существованию. Думается, и в дальнейшем произойдут кардинальные изменения структуре рынка труда, они коснуться спроса и предложения по ряду профессий, часть профессий уйдет с рынка труда и появления совершенно новые профессии. В этой связи бизнес и образование должны быть готовы решать проблемы подготовки и трудоустройства кадров для новой экономики в новых социально-экономических условиях, а государство, в свою очередь, создает институциональные, финансовые, социальные условия для оперативного решения этих вопросов. Кроме того, надо иметь в виду, что речь идет не только о подготовки кадров, а вопрос стоит о создании условий для адаптации современных работников к изменяющимся условиям, приобретение ими новых навыков и компетенций, в том числе в области информационных технологий, дистанционных форматов занятости, готовности к непрерывному обучению.
Источники:
1. Комплекс мер по восстановлению численности занятого населения краснодарского края к концу 2021 года до уровня 2019 года (в ред. Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.06.2021 N 151-р). -[Электронный ресурс] -https://admkrai.krasnodar.ru/upload/iblock/b7f/b7f788d6ae5 eb18b9bbcc9904a8e91b3 .pdf.
2. Краснодарский край вошел пятерку регионов с наибольшим количеством работающих пенсионеров // Сеть информационных сайтов «Блокнот Краснодар»: [Электронный ресурс] - https://bloknot-krasnodar.ru/news/kuban-v-top-5-regionov-s-samymi-rabotyashchimi-pen-1333021.
3. Мизинцева М.Ф., Сардарян А.Р.Трансформация российского рынка труда в условиях пандемии: основные проблемы и тенденции.// Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т.23. №1.-[Электронный ресурс] -https://cyberleninka.ru/artide/n/transformatsiya-rossiyskogo-rynka-truda-v-usloviyah-pandemii-osnovnye-problemy-i-tendentsii.
4. Занятость и безработица в Российской Федерации в апреле 2021 года (по итогам обследования рабочей силы)// Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] -https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/94.htm.
5. В Краснодаре вдвое сократилось число безработных // Новая газета Кубани.-29.04.2021.-[Электронный ресурс] -https://kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews/60896c 749a794778dc4bb7a0.
6. Краснодарский край в цифрах. 2020:Стат. сб. / Краснодарстат. - Краснодар, 2021. -274с.,
7. Труд и занятость в Краснодарском крае: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. -Краснодар, 2010.-С. 8-13; 3, С.8-9; 6, С.31.
8. Агабекян Р.Л., Троянова В.П.Особенности рынка труда и занятость молодежи (на примере Краснодарского края)// Вестник ИМСИТа.-2013.-№3-4.-С. 55-56.
9. Агабекян Р.Л. Буценко Ю.С. Рынок труда Краснодарского края: состояние, проблемы, перспективы// Тенденции развития российской экономики в начале 21 века: Материалы международной научно-практической конференции/Под ред. д-ра экон. наук., проф. М.Б. Щепакина .- Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2012.-Том 3.- С. 229-239. References:
1. A set of measures to restore the number of employed people in the Krasnodar Territory by the end of 2021 to the level of 2019 (as amended. Orders of the head of the administration (Governor) of the Krasnodar Territory of 23.06.2021 N 151-p).- [Electronic resource] - https://admkrai.krasnodar.ru/upload/iblock/b7f/b7f788d6ae5eb18b9bbcc9904a8e91b3.pdf.
2. Krasnodar Krai entered the top five regions with the largest number of working pensioners / / Network of information sites "Notepad Krasnodar": [Electronic resource] - https://bloknot-krasnodar.ru/news/kuban-v-top-5-regionov-s-samymi-rabotyashchimi-pen-1333021.
3. Mizintseva M. F., Sardaryan A. R. Transformation of the Russian labor market in the conditions of a pandemic: main problems and trends. / / Bulletin of the Volgograd State University. Economy. 2021. Vol. 23. No. 1. - [Electronic resource]
- https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-rossiyskogo-rynka-truda-v-usloviyah-pandemii-osnovnye-problemy-i-tendentsii.
4. Employment and unemployment in the Russian Federation in April 2021 (based on the results of the labor Force survey) / / Official website of the Federal State Statistics Service. [Electronic resource] - https://gks.ru/bgd/free/B04_03/Iss WWW.exe/Stg/d02/94.htm.
5. The number of unemployed people in Krasnodar has halved / / Novaya Gazeta Kuban.-29.04.2021. - [Electronic resource]
- https://kuban.rbc.ru/krasnodar/freenews/60896c 749a794778dc4bb7a0.
6. Krasnodar Territory in numbers. 2020: Stat. sat. / Krasnodarstat. - Krasnodar, 2021 - 274c.
7. Labor and employment in the Krasnodar Territory: statistical collection / Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory. - Krasnodar, 2010. - p. 8-13; 3, P. 8-9; 6, P. 31.
8. Agabekyan R. L., Troyanova V. P. Features of the labor market and youth employment (on the example of the Krasnodar Territory)// Bulletin of IMSIT.-2013. - No. 3-4. - pp. 55-56.
9. Agabekyan R. L. Butsenko Yu. S. The labor market of the Krasnodar Territory: state, problems, prospects// Trends in the development of the Russian economy at the beginning of the 21st century: Materials of the International Scientific and Practical conference/Ed. by Dr. of Economic Sciences, prof. M. B. Shchepakin .- Krasnodar: KTSNTI Publishing House, 2012.- Volume 3. - pp. 229-239.