стях управления ими. Управление инновационными рисками является обязательной частью инновационного менеджмента и должно осуществляться на всех стадиях реализации проекта. Требуются квалифицированная оценка и объективность в расчете рисков, в такой сложной сфере как сельское хозяйство.
Условия и факторы, влияющие на инновационное развитие АПК, принято подразделить на негативные, которые сдерживают инновационное развитие, и позитивные - способствующие ускорению инновационных процессов.
В заключении следует сказать, что рассмотренные выше направления инновационного развития на сегодняшний день могут быть реализованы в полной мере в практике АПК только при условии полноценного и своевременного финансирования как за счет государственной поддержки науки и производства, связанного с инновациями, так и за счет частных вложений.
Источники:
1. Mindlin Y.B. Innovative territorial clusters / Y.B. Mindlin, S.V. Novikov, S.V. Kireev, A.A. Adamenko, O. V. Belitskaya // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. Т. 6. - № 8SpecialIssue. - С. 251-256.
2. Адаменко А.А. Совершенствование управления аграрным бизнесом в Краснодарском крае / А.А. Адаменко // В книге: Институциональные преобразования АПК России в условиях глобальных вызовов. Сборник тезисов по материалам II Международной конференции. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев, 2018. - С. 107.
3. Богдашев И.В. Мотивационный механизм повышения эффективности инновационной системы на уровне предприятия, региона и общегосударственном уровне / И.В. Богдашев, А.А. Адаменко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 10 (39). - С. 691-694.
4. Говдя В. В. Организационно-методические аспекты управленческого контроля в инновационной экономике /
B.В. Говдя, Ж. В. Дегальцева // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. 2015. - № 7 (40). - С. 135-140.
5. Гончарова Н.А. Инвестиции в технико-технологическую модернизацию предприятия сельскохозяйственной направленности / Н.А. Гончарова, Е.В. Фешина, О.С. Горбатюк // Вестник академии знаний. - 2018. - № 5(28). -
C. 412-419.
6. Хорольская Т.Е. Анализ уровня развития экономики коммерческой организации / Т.Е. Хорольская, Л.В. Папова, И.П. Якубец // Вестник академии знаний. - 2020. - № 4 (39). - С. 354-359.
7. Чернявская, С.А. Эффективный менеджмент в сельскохозяйственных организациях: инновационный подход / Чернявская С.А., Зинченко Н.В. // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 11. С 62-68.
References:
1. Mindlin Y.B. Innovative territorial clusters / Y.B. Mindlin, S.V. Novikov, S.V. Kireev, A.A. Adamenko, O. V. Belitskaya // International Journal of Economics and Financial Issues. - 2016. V. 6. - No. 8 Special Issue. - S. 251-256.
2. Adamenko A.A. Improving the management of agricultural business in the Krasnodar Territory / A.A. Adamenko // In the book: Institutional transformations of the agro-industrial complex of Russia in the context of global challenges. Collection of abstracts based on the materials of the II International conference. Resp. for the release of A.G. Koschaev, 2018 .-- P. 107.
3. Bogdashev I.V. Motivational mechanism for improving the efficiency of the innovation system at the enterprise, regional and national level / I.V. Bogdashev, A.A. Adamenko // Economy and Entrepreneurship. - 2013. - No. 10 (39). - S. 691-694.
4. Govdya VV Organizational and methodological aspects of management control in an innovative economy / VV Govdya, Zh.V. Degaltseva // Scientific discussion: issues of economics and management. 2015. - No. 7 (40). - S. 135-140.
5. Goncharova N.A. Investments in technical and technological modernization of an agricultural enterprise / N. А. Goncharova, E.V. Feshina, O.S. Gorbatyuk // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 5 (28). - S. 412-419.
6. Khorolskaya T.E. Analysis of the level of development of the economy of a commercial organization / T.E. Khorolskaya, L.V. Papova, I.P. Yakubets // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 4 (39). - S. 354-359.
7. Chernyavskaya, S.A. Effective management in agricultural organizations: an innovative approach / Chernyavskaya S.A., Zinchenko N.V. // Agricultural Economics of Russia. - 2015. - No. 11. P 62-68.
Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
B.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".
ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ EVOLUTION OF MONETARY POLICY AND FEATURES OF THE MODERN MONETARY SYSTEM IN RUSSIA
Аннотация. В статье рассмотрена эволюция взглядов ученых на вопросы регулирования экономических процессов, приведены концепции макроэкономического регулирования. Обозначены формы и методы государственной экономической политики в смешанной экономике. Деньги выполняют функцию управления спросом и соответственно хозяйственными процессами, в том числе оказывают значительное влияние на объем производства и занятость.
В современных условиях в России обострилась проблема нехватки денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы и валового национального продукта, и валового внутреннего продукта. Россия имеет один из самых низких в мире уровень насыщенности хозяйственного оборота деньгами, самый крупный дефицит денег в обращении. Нехватку рублей отчасти заменили неплатежи, бартерные сделки, денежные суррогаты и иностранная валюта.
Abstract. The article examines the evolution of scientists' views on the regulation of economic processes, provides the concept of macroeconomic regulation. The forms and methods of state economic policy in a mixed economy are indicated. Money performs the function of managing demand and, accordingly, economic processes, including having a significant impact on the volume of production and employment.
In modern conditions in Russia, the problem of a shortage of funds has become aggravated, manifested in a low ratio of the money supply to the gross national product and the gross domestic product. Russia has one of the lowest levels of saturation of economic turnover in the world with money, the largest deficit of money in circulation. The shortage of rubles was partly replaced by non-payments, barter transactions, monetary surrogates and foreign currency.
Ключевые слова: макроэкономика, денежная система, деньги, теория денег, денежное обращение, кейн-сианство, монетаризм.
Keywords: macroeconomics, monetary system, money, theory of money, money circulation, keynesianism, monetarism.
В процессе эволюции взглядов ученых на вопросы регулирования экономических процессов в прошлом столетии в западной науке сформировались две альтернативные концепции макроэкономического регулирования, получившие название «кейнсианство» и «монетаризм».
Д. Кейнс ввел в научный оборот понятие «макроэкономики». Разработанные им агрегированные модели макроэкономических показателей получили не только количественную определенность, но и собственный измеритель - деньги. Согласно теории Д. Кейнса, изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Крайне скептически Д. Кейнс относился к принципу «невидимой руки», сформулированному А. Смитом. Одной из важных заслуг Д. Кейнса является разработка основ антикризисной политики государства. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (иначе - конъюнктурного) регулирования и теории экономического роста. Главное направление государственной политики экономического роста - это воздействие на инвестиции. Из методов регулирования решающее значение придаётся государственным расходам, расширение которых иногда объясняется в определенной степени дефицитным финансированием. В результате применения комплекса мер возникает эффект мультипликации, согласно которому инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике валового внутреннего продукта, обеспечивают рост занятости, расширяют потребление. Политика стимулирования экономического роста способствовала развитию научно-технической революции, использованию ее достижений в самых различных сферах экономики. Последователи кейнсианства создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством, нередко называемую кейнсианской смешанной экономикой. Основу смешанной экономики составляет частная собственность. Государство - своеобразное дополнение к ней и потому не должно выступать в качестве конкурента частного капитала. Государство выполняет функцию «встроенного стабилизатора», ликвидируя неустойчивость социально-экономического развития, государственной экономической политики в смешанной системе.
Как ни парадоксально, но Россия, где долгие годы существовала жесткая система централизованного планирования и традиционно была велика роль государства в экономике, на протяжении 90-х годов переживала глубокий экономический кризис, в том числе и бюджетный. В начале экономических преобразований в России были полностью устранены планирующие органы и разрушены крупные промышленные комплексы. В таких условиях вероятность появления рынка, где существует добросовестная конкуренция, практически сведена к нулю. Лишившись права вмешательства, государство предоставило возможность развиваться капиталистической экономике под влиянием других институтов. Структуры, заполнившие институциональный вакуум российской экономики, были неспособны на реальную трансформацию общества на рыночных принципах, что привело к развитию так называемого «бандитского капитализма», последствие которого Россия не может преодолеть до сих пор. В конце 90-х годов более трети ВВП производилась в теневом секторе экономики. За годы экономических реформ в России в конце прошлого столетия удельный вес государственных расходов сократился к 2019 г. до 19 % от ВВП. Новые институциональные формы могут заменить уже сложившиеся только во время драматических эпизодов истории, таких, как войны, открытые социальные конфликты или системный кризис.
Вернуть «руководящую и направляющую» роль государства оказалось задачей архитрудной. Кейнсиан-ские методы регулирования экономики оказались вновь востребованы в период глубочайшего финансового кризиса 2008 г. Особенностью этого кризиса является его глобальный и системный характер. Кризис кредитно-бан-ковской системы повлёк за собой кризис институциональных инвесторов, кризис фондового рынка и перерос в кризис доверия - самой разрушительной составляющей для финансовых рынков.
В основе идей монетаризма лежит количественная теория денег. Согласно данной теории, денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги
выполняют функцию управления спросом и соответственно хозяйственными процессами, в том числе оказывают значительное влияние на объем производства и занятость.
Переход количественной теории денег в новое качество связан с появлением уравнения обмена Ирвинга Фишера, который нашел четкое логическое выражение самой сути количественной теории денег. Количественное уравнение обмена стало ключевым в концепции монетаризма. Однако, уравнение обмена при всей своей классической четкости не учитывало функции накопления денег, т.е. инвестиционного ресурса. Деньги в уравнении Фишера функционировали как средство обращения и платежа. В начале прошлого столетия экономисты считали деньгами лишь монеты и банкноты. Чековое обращение только зарождалось. Денежная теория превратилась в движущую силу нового экономического учения, которое получило название монетаризм. В основе концепции монетаризма лежит положение о том, что априори рынки конкуренты и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. Идейным лидером монетаристов во второй половине прошлого столетия был Милтон Фридман. По мнению монетаристов, рыночная система имеет два принципиальных преимущества - она чрезвычайно динамична и является саморегулирующейся. В результате эта система дает широкий простор для изменений, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Рынок побуждает людей проявлять энергию, умение, амбиции, идти на риск. Рыночная система способна обеспечить быстрый и эффективный рост, источник которого - это, прежде всего, активность и предприимчивость людей. Механизм саморегулирования экономически эффективен, требует относительно мало затрат. Кредо денежной политики монетаристы определяли, как стабильность. Стабильный рост запаса денег обеспечивает стабильный рост производства. Отсюда «денежное правило»: Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры. Положение о том, что прирост денежной массы не должен превышать 3-5% в год, легло в основу политики многих стран мира и большинства международных валютно-финансовых организаций. Монетаристы объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным. Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной политики. Современные монетаристы особое внимание обращают на социально-психологическую атмосферу экономического развития, на учет факторов ожиданий и неожиданностей, степени информативности экономических субъектов и рациональности их выпора.
Идеологи российской экономической реформы начала 90-х годов прошлого столетия официально провозгласили приверженность монетаризму, открытой рыночной экономике и действительно пытались использовать основные принципы этих моделей. В частности, начали создаваться отдельные механизмы регулирования объема предложения денег для стабилизации национального рынка. Государственная монетарная политика проводилась через Центральный банк России, который осуществлял эмиссию денег, регулировал платежи и резервы коммерческих банков, определял величину учетной ставки, изменял уровень резервной нормы. Центральный банк России пытался проводить операции на открытом рынке. Однако российский монетаризм, в отличие от западного, носил жесткий директивно-репрессионный характер, причем нередко на практике игнорировал важнейшие его постулаты. В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы. В России же проводилась политика постоянного сжатия денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию. В результате монетизация ВВП сократилась с 73% в 1990 г. до 12% в 1995 г. Денежная масса не компенсировала роста цен. Это привело к истощению оборотных средств предприятий, к кризису промышленного производства и в конечном итоге к резкому экономическому спаду. Проводимая финансово-экономическая политика в России привела к тому, что к концу 90-х годов доля доходов в консолидированном бюджете Российской Федерации сократилась до 25% от ВВП.
Экономические реформы в России начались с реализации теории открытой рыночной экономики, в основе которой лежит модель Манделла - Флеминга - известных на западе представителей монетаризма. Базовым постулатом модели является утверждение о том, что эффективность налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики зависит от действующего режима валютного курса. Валютный курс играет определяющую роль в денежно-кредитной политике, в которой он может являться целью, инструментом или просто индикатором в зависимости от выбранной модели политики. Игнорирование или незнание этих принципов Правительством РФ привело к резкой девальвации национальной валюты по отношению к доллару США в августе 1998 г. и явилось одной из причин финансового кризиса в России. Кроме того, следует подчеркнуть, что в странах с монетаристской ориентацией, как правило, доля налогов в валовом доходе субъектов хозяйственной деятельности колеблется от 25 до 35%, а в странах, где доминирует кейнсианская политика, - от 34 до 45%. В России же при провозглашенных в начале перестройки исключительно монетаристских методах воздействия на ход экономического развития к концу 90-х годов удельный вес налогов достигал такого уровня (по некоторым оценкам, до 8090%), при котором любой легальный бизнес становился невыгодным. Финансовый кризис в России, разразившийся в августе 1998г. показал, что ориентация в экономической политике только на использование данной концепции не может решить всех проблем создания основ рыночной экономики. Подтвердил это положение и глобальный финансово-экономический кризис 2008 г.
В современных условиях в России обострилась проблема нехватки денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы и ВНП и ВВП. Данный показатель в экономической литературе называется коэффициентом монетизации. Россия имеет один из самых низких в мире уровень насыщенности хозяйственного
оборота деньгами, самый крупный дефицит денег в обращении. Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета. Все меньше становится финансирование оборотных средств реального сектора (через кредиты банков) и в еще меньшей мере - инвестиций. В последние годы более 50% денежной массы, обслуживающей хозяйственный оборот в России, было отвлечено на кредитование правительства.
Нехватку рублей отчасти заменили неплатежи, бартерные сделки, денежные суррогаты и иностранная валюта. Денежная единица - это установленный законом денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на более мелкие, пропорциональные части. Наименование денежной единицы обычно складывается исторически, хотя в некоторых случаях государство может установить новое наименование денежной единицы. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
В связи с тем, что в настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения, основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуется по закону. Банкноты и монеты обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. За Центральным банком Российской Федерации закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Законом разделены полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков.
Источники:
1. Адаменко А.А. Нормативное регулирование осуществления денежных расчетов в России / А.А. Адаменко, Д.В. Попова // В сборнике: Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы VI международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета. - 2017. - С. 258-264.
2. Адаменко А.А. Основные тенденции развития банковского сектора в Российской Федерации / А.А. Адаменко, К.В. Желябовская // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 2 (31). - С. 263-265.
3. Морозкина С.С. Анализ денежных потоков организации / С. С. Морозкина, А. В. Рыкало // Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 24 (2).- С. 55-59.
4. Хорольская Т. Е. Основные этапы развития трудовой теории стоимости / Т. Е. Хорольская // Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: Материалы международной научной конференции, 15 февраля 2013 г., КубГАУ. - Краснодар, 2013. - С. 36-41.
5. Чернявская С. А. Анализ движения и структуры денежных потоков в сельскохозяйственных предприятиях. /
C.А. Чернявская, Д.С. Алексеева, С.А. Куц // Вестник Академии знаний. 2020. № 1 (36). С. 268-275. References:
1. Adamenko A.A. Normative regulation of cash settlements in Russia / А.А. Adamenko, D.V. Popova // In the collection: Modern economy: problems, prospects, information support. Materials of the VI International Scientific Conference dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State Agrarian University and the 15th anniversary of the Department of Accounting Theory. - 2017 .-- S. 258-264.
2. Adamenko A.A. The main trends in the development of the banking sector in the Russian Federation. Adamenko, K.V. Zhel-yabovskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 2 (31). - S. 263-265.
3. Morozkina S.S. Analysis of the organization's cash flows / S. S. Morozkina, A. V. Rykalo // Natural and humanitarian research. 2019.No. 24 (2). - S. 55-59.
4. Khorolskaya T. E. The main stages of development of the labor theory of value / T. E. Khorolskaya // Modern economy: problems, prospects, information support: Materials of an international scientific conference, February 15, 2013, KubSAU. -Krasnodar, 2013 .-- S. 36-41.
5. Chernyavskaya SA Analysis of the movement and structure of cash flows in agricultural enterprises. / S. A. Chernyavskaya,
D. S. Alekseeva, S.A. Kuts // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 1 (36). S. 268-275.