References:
1. Prodanova N.A., Trofimova L.B., Adamenko A.A., Erzinkyan E.A., Savina N.V., Korshunova L.N. Methodology for assessing control in the formation of financial statements of a consolidated business. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019.Vol. 8.No. 1.P. 2696-2702.
2. Adamenko A.A. Regulatory framework for accounting and financial reporting in the Russian Federation / A.A. Adamenko, O. N. Ordynskaya // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 417-420.
3. Belonozhka V.M. Assessment of the reliability of accounting financial statements / V.M. Belonozhka, V.V. Bashkatov / Topical issues of drawing up financial statements in the context of reforming accounting and reporting Materials of the IV international student scientific conference. - 2014 .- S. 131-135.
4. Govdya V. V. Drawing up reporting in the format of IFRS / A. I. Trubilin, V. V. Govdya, Zh. V. Degaltseva // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2012. - No. 38. - S. 7-10.
5. Eremina, N.V. Conceptual foundations for the formation of accounting (financial) statements of an economic entity / N.V. Eremina, I.A. Babalykova, A.M. Chernobay, V.D. Filin / Modern Economics: Problems, Prospects, Information Support: Materials of the VII Intern. scientific. conf. (Krasnodar, May 18-19, 2017) - Maykop: Publishing house of IP Magarin O.G., 2017. - P.242- 247.
6. Manichkina M.V. Purpose and functions of financial statements of an economic entity / M.V. Manichkina, T.E. Khorolskaya, Yu.K. Saratov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 456-459.
7. Petrova Ya. V. Main problems of unreliability of financial statements / Ya.V. Petrova, N.S. Vlasova // In the collection: Topical issues of drawing up financial statements in the context of reforming accounting and reporting. Materials of the IV international student scientific conference, 2014. - pp. 125-130.
8. Khorolskaya T.E. Assessment of the reliability of financial statements of a commercial organization / T.E. Khorolskaya, E.A. Konovalikova // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 32 (6). - S. 396-400.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11204
А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.A. Adamenko - Doctor of Economics, Professor of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;
Д.В. Петров - руководитель НИЦ «Академия знаний» г. Краснодара, [email protected],
D.V. Petrov - head of SIC «Academy of Knowledge», Krasnodar;
Д.Ш. Мусостова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
D.S. Musostova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF CORPORATE RELATIONSHIPS IN AN ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT
Аннотация. Осуществление деятельности корпорации происходит в неизбежной связи данной предпринимательской структурой с различными категориями населения, что обуславливает необходимость учета интересов определенных групп населения в процессе принятия управленческих решений. Эффективность деятельности компании в значительной мере зависит от функционирующей внутри нее системы управления, которая должна быть строго ориентирована на стратегию развития с учетом расставленных приоритетов в рамках систем взаимодействия применяемых технологий. Для полноценной реализации предпринимательского поведения внутри каждой корпорации, руководство должно уделять особое внимание формированию корпоративной системой знаний и управлению ими. Дополняя корпоративной культурой состав элементов внутренней среды организации, можно получить новый метод раскрытия человеческого потенциала и возможностей личности. Более того, внутренняя среда становится неким пространственно-временным континуумом, где рождается результат деятельности всей компании.
Abstract. The implementation of the corporation's activities occurs in the inevitable connection of this business structure with various categories of the population, which necessitates taking into account the interests of certain groups of the population in the process of making managerial decisions. The effectiveness of the company's activities largely depends on the management system functioning within it, which should be strictly focused on the development strategy, taking into account the priorities set within the framework of the interaction systems of the technologies used. For the full implementation of entrepreneurial behavior within each corporation, management must pay special attention to the formation and management of the corporate knowledge system. By supplementing the corporate culture with the composition of the elements of the internal environment of the organization, it is po s-sible to obtain a new method of disclosing human potential and personality capabilities. Moreover, the internal environment becomes a kind of space-time continuum, where the result of the entire company is born.
Ключевые слова: предпринимательская среда, корпоративные взаимоотношения, корпоративное управление, коммуникации.
Keywords: business environment, corporate relationships, corporate governance, communications.
Одновременно с общим преобразованием экономики одной из важнейших потребностей в современных экономических условиях особое место занимает создание и развитие цивилизованных отношений между владельцами бизнеса и принятым на работу персоналом в рамках действующей корпоративной структуры.
Стоит отметить, что эффективность деятельности компании в значительной мере зависит от функционирующей внутри нее системы управления, которая должна быть строго ориентирована на стратегию развития с учетом расставленных приоритетов в рамках систем взаимодействия применяемых технологий.
Осуществление деятельности корпорации происходит в неизбежной связи данной предпринимательской структурой с различными категориями населения, что обуславливает необходимость учета интересов определенных групп населения в процессе принятия у правленческих решений, перечень указанных интересов выглядит следующим образом:
1) без потребителей нет компании, именно на потребителя необходимо равняться при осуществлении продаж, отталкиваясь от запросов потенциальных клиентов, желающих получать качественный товар, работы и услуги, адекватные цены, качественный сервис и грамотную рекламу. В том случае, если руководство ко м-пании не прилагает усилий к удовлетворению потребностей покупателя, то такая тактика руководства однозначно приведет компанию к банкротству. Таким образом, можно говорить о том, что именно потребитель стоит во главе угла и его интересы должны быть в приоритете для руководства;
2) особую роль в компании играют работники, суть отношений с которыми заключается не только в требовании справедливой оплаты труда за труд, но касается также и иных аспектов взаимоотношений, в частности:
- равенство возможностей всех без исключения членов трудового коллектива;
- защита здоровья работников при нахождении их на рабочем месте;
- финансовая безопасность персонала;
- неприкосновенность личной жизни;
- свобода самовыражения;
- а также обеспечение достойного уровня жизни сотрудника компании и членов его семьи;
3) население той территории, на которой расположены офисы, производственные помещения и склады компании. Именно на данную категорию общества непосредственное влияние оказывает производственно-хозяйственная деятельность компании. Компании, особенно крупные корпорации, непосредственным образом влияют на экономику и продовольственную безопасность региона, занятость населения, экологию, социальную структуру. Кроме того, в России достаточно большое количество градообразующих предприятий, к которым со стороны местного населения ожидается непосредственное участие в решении ряда следующих местных проблем:
- развитие инфраструктуры;
- транспортная доступность и организация логистики;
- наличие детских дошкольных и образовательных учреждений;
- действующая система здравоохранения;
- создание условий для отдыха;
- решение острых экологических проблем;
4) особый уровень отношений у корпораций с акционерами, так как именно акционеры создают возможность существования корпорации как источника «рискового» капитала, необходимого для ее появления, развития и роста. Следовательно, во всех приоритетных действиях общества в первую очередь должны учитываться интересы акционеров. Иными словами, корпоративная среда является областью взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние;
5) еще одной, достаточно весомой категорией взаимоотношений являются взаимоотношения компании с поставщиками. Данная группа контрагентов ожидает от крупной корпорации открытых и взаимовыгодных торговых отношений и своевременных расчетов. Отношения крупных корпораций и поставщиков, являющихся субъектами малого предпринимательства, представляют важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от партнёрского отношения к нему со стороны крупных представителей бизнеса.
Остановимся на современной концепции предпринимательства в корпоративной среде, в качестве которой выступает маркетинг взаимодействия. При этом основным инструментом маркетинга взаимодействия служит не что иное, как коммуникативная политика, представляющая собой перспективный курс решений и действий корпорации в системе рыночных структурных отношений. В таких условиях существенное влияние приобретают коммуникации корпорации, которые должны обеспечивать как нормальную работоспособность внутренней среды корпорации, так и ее взаимодействие с внешней средой.
Развитие отношений сотрудничества и коммуникаций в корпорации в обязательном порядке должно учитывать модель жизненного цикла взаимоотношений сторон, стадиями которого выступают:
1) осведомленность;
2) исследование;
3) расширение связей, контактов;
4) долгосрочную приверженность к контактам;
5) разрушение контактных взаимодействий.
Указанный алгоритм реализации предпринимательского поведения корпорации предполагает обязательное формирование индивидуальной корпоративной среды. Создание внутри корпорации психологически комфортного климата, а также системы ценностей компании, формируют в коллективе рабочую атмосферу и придают ей независимость и индивидуальность.
Такой подход выступает несомненным ориентиром для всех членов трудового коллектива компании, помогает четко обозначить требования, предъявляемые к персоналу работодателем. В зависимости от того, какой подход к решению различных проблем принят в каждой конкретной корпорации, какие типы решений считаются приемлемыми и допустимыми именно в этой предпринимательской структуре. Следует сказать, что список ценностей профиля корпоративной культуры включает достаточно широкий круг вопросов.
Для полноценной реализации предпринимательского поведения внутри каждой корпорации, руководство должно уделять особое внимание формированию корпоративной системой знаний и управлению ими. Стратегии такого управления наглядно представлены на рисунке 1.
В результате того, что объектом предпринимательской деятельности является инновация, высший менеджмент корпорации должен сосредоточиться на поиске инновационных источников для всей корпорации, на конструктивной поддержке и использовании прогрессивных и актуальных для корпорации инновационных идей и теорий.
Рисунок 1 - Стратегия управления корпоративной системой знаний
Отметим, что все принятые руководством корпорации управленческие решения должны быть обоснованными и учитывать интересы абсолютно всех участников корпоративных взаимоотношений. Такой подход безусловно повысит ценность этих решений. Для достижения обозначенной цели многие крупные корпорации осуществляют самостоятельную разработку, а в последующем принимают к действию определенный набор документов, регламентирующих правила отношений и устанавливающих структуру в пределах корпоративной среды, стандартный перечень данной документации приведен на рисунке 2.
Кодекс поведения сотрудника
Рекомендации по оплате и вознаграждениям работников, равноправие для
служащих, невмешательство в их линую жизнь, свободу самовыражения
Нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды и экологии, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте
Нормы и правила, предписывающие постоянный контроль за повышением качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования и тарификации, а также соблюдение этических аспектов в рекламной деятельности
Нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительности
Программы подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных отношений
Рисунок 2 - Стандартный перечень документов, регламентирующих правила отношений и устанавливающих корпоративную структуру
Все вышеперечисленное составляет достаточно важную часть корпоративного права, которая представляет интерес также для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений в предпринимательской среде.
Подводя итоги описания и анализа элементов внутренней корпоративной среды, нельзя не заметить, что все перечисленные переменные рассматриваются, в качестве элементарного набор компонентов и функций, которые складываются в систему и в дальнейшем организация функционирует, как сложный механизм. Таким образом, в корпорации синтезируется формула совокупности всех переменных и более не подлежит изменениям. В представленном выше формате понимания корпоративной среды все, так или иначе, сводится к материальным, прагматичным ценностям, в нем нет духовности. Даже сами люди, носители и источник самой духовности, в данном конкретном случае воспринимаются лишь объектами и субъектами управления. Когда речь заходит о ценностях для понимания уже известной нам концепции корпоративной среды, речь здесь заходит исключительно об утилитарных и примитивных ценностях, которые не имеют ничего общего с духовностью и самосознанием человека, как творческой личности.
Ценности в общем понимании являют собой основу культуры, в том числе и корпоративной. Индивид, отдельно от компании и её ценностей, раскрывается через собственную культуру и уникальность. Находясь в жестких рамках внутренней среды той самой организации, индивид принимает новые для себя культурные и поведенческие ценности, но они не являются базой для культуры в данном понимании внутренней среды, так как её нет в классическом описании. Таким образом, среда видится местом, которое ограничивает менеджмент в организации.
Дополняя корпоративной культурой состав элементов внутренней среды организации, можно получить новый метод раскрытия человеческого потенциала и возможностей личности. Более того, внутренняя среда становится неким пространственно-временным континуумом, где рождается результат деятельности всей компании. Этот пространственно-временной континуум есть совокупный результат взаимодействия и взаимосвязи переменных внутренней среды корпорации, где культура становится идеальным и единственным духовным фактором, способствующим восприятию организации, как целостного организма. Корпоративная культура пронизывает предпринимательскую деятельность, как отдельного сотрудника, отдела, подразделения, так и всей корпорации в целом. Тем самым корпоративная культура выполняет свою интегративную функцию и является таким же элементом внутренней среды, как и те, что уже известны.
Источники:
1. Адаменко А.А. Организация коммуникационного воздействия в управлении бизнес процессом предприятия /
А.А. Адаменко, А.С. Цысов // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 4 (33). - С. 20-24.
2. Адаменко А.А. Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 24-27.
3. Башкатова В.С. Многокритериальный подход к анализу предпринимательских рисков / В.С. Башкатова, В.В. Башкатов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 106. - С. 60-76.
4. Говдя В. В. Организационно-методические аспекты управленческого контроля в инновационной экономике / В.В. Говдя, Ж. В. Дегальцева // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. 2015. - № 7 (40). - С. 135-140. References:
1. Adamenko A.A. Organization of communication impact in the management of the business process of an enterprise / A.A. Adamenko, A.S. Tsysov // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 4 (33). - S. 20-24.
2. Adamenko A.A. The role of strategic planning in the development of entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 24-27.
3. Bashkatova V.S. Multi-criteria approach to the analysis of entrepreneurial risks / V.S. Bashkatova, V.V. Bashkatov // Poly-thematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2015. - No. 106. - S. 60-76.
4. Govdya VV Organizational and methodological aspects of management control in an innovative economy / VV Govdya, Zh. V. Degaltseva // Scientific discussion: issues of economics and management. 2015. - No. 7 (40). - S. 135-140.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11205
H.П. Агафонова - старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
N.P. Agafonova - Senior Lecturer of the Audit Department, Kuban state agrarian University;
И.Г. Сидорчукова - студентка учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
I.G. Sidorchukova - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban state agrarian University.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИЙ:
ОЦЕНКА, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS: ASSESSMENT, PROBLEMS, SOLUTIONS
Аннотация. В статье обоснована актуальность и практическая востребованность достоверной оценки инвестиционной привлекательности экономических субъектов. Проведено исследование и систематизированы взгляды авторов, раскрывающих содержание экономической категории «инвестиционная привлекательность организации, что позволило выделить ее сущностные признаки. По результатам выполненных теоретико-методических исследований выделено пять основных подходов анализа инвестиционной привлекательности организации. Проведена апробация финансового подхода на примере сельскохозяйственных организациях, включающего сочетание двух методик: совокупность финансово-экономических показателей и семифакторной модели рентабельности активов. На основании выполненных расчетов и полученных результатов дана оценка общего уровня инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций и сформулированы выводы. Предложены основные направления повышения инвестиционной привлекательности применительно к конкретным объектам исследования.
Abstract. The article substantiates the relevance and practical relevance of a reliable assessment of the investment attractiveness of economic entities. The authors ' views on the content of the economic category "investment attractiveness of an organization" were studied and systematized, which made it possible to identify its essential features. Based on the results of the theoretical and methodological studies, five main approaches to analyzing the investment attractiveness of an organization are identified. The financial approach is tested on the example of agricultural organizations, which includes a combination of two methods: a set of financial and economic indicators and a seven-factor model of return on assets. Based on the calculations performed and the results obtained, an assessment of the overall level of investment attractiveness of agricultural organizations is given and conclusions are formulated. The main directions of increasing the investment attractiveness in relation to specific projects are proposed.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность организации, подходы к оценке, рейтинговая оценка, интегральный показатель оценки.
Keywords: investment attractiveness of an organization, approaches to assessment, rating assessment, integral assessment indicator.
Для успешного функционирования и развития практически любого бизнеса независимо от отраслевой принадлежности, правового статуса и других факторов требуется привлечение капитала извне. Способность бизнес-структуры вызвать коммерческий интерес у потенциальных инвесторов, то есть готовность сторонних лиц вкладывать денежные средства в развитие коммерческой структуры определяется её инвестиционной привлекательностью. В научной литературе «инвестиционная привлекательность» коммерческой организации представлена как многогранная и многоплановая экономическая категория, поскольку систематизация и обоб-