Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
финансовая отчетность / бухгалтерский баланс / реформация баланса / отчетность организации / financial statements / balance sheet / balance sheet reform / organization reporting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Адаменко, Е.А. Оксанич, Р.А. Алыев

Бухгалтерская отчетность является единой системой данных об имущественном финансовом положении предприятия и о результатах ее хозяйственной деятельности, служит для внешних пользователей одним из основных источников финансового анализа. Перед составлением финансовой отчетности бухгалтерия любой организации производит ряд подготовительных работ, среди которых обязательная инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации, а также закрытие счетов, расчет себестоимости продукции, работ, услуг, выявление финансового результата деятельности по итогам за год (реформация баланса). Состав форм бухгалтерской финансовой отчетности коммерческой организации приведен в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Имея полную финансовую отчетность организации, можно провести анализ всех этих показателей, составив при этом выводы и предложения для осуществления дальнейшей деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF THE FORMATION OF FINANCIAL STATEMENTS OF COMPANIES

Financial statements are a unified system of data on the property financial position of an enterprise and on the results of its economic activities; it serves as one of the main sources of financial analysis for external users. Before drawing up financial statements, the accounting department of any organization performs a number of preparatory work, including a mandatory inventory of the organization's property and financial obligations, as well as closing accounts, calculating the cost of products, works, services, identifying the financial result of activities based on the results for the year (balance sheet reform). The composition of the forms of accounting financial statements of a commercial organization is given in the Regulation on accounting "Accounting statements of the organization" (PBU 4/99). Having the complete financial statements of the organization, it is possible to analyze all these indicators, while drawing up conclusions and proposals for the implementation of further activities of the organization.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИЙ»

08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11203

А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, adam83@mail.ru,

A.A. Adamenko - Doctor of Economics, Professor of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

Е.А. Оксанич - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, oksanich.elena@rambler.ru,

E.N. Oksanich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting Theory, Kuban State Agrarian University;

Р.А. Алыев - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет,

R.A. Alyev - undergraduate, Kuban state agrarian University.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИЙ CURRENT ISSUES OF THE FORMATION OF FINANCIAL STATEMENTS OF COMPANIES

Аннотация. Бухгалтерская отчетность является единой системой данных об имущественном финансовом положении предприятия и о результатах ее хозяйственной деятельности, служит для внешних пользователей одним из основных источников финансового анализа.

Перед составлением финансовой отчетности бухгалтерия любой организации производит ряд подготовительных работ, среди которых обязательная инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации, а также закрытие счетов, расчет себестоимости продукции, работ, услуг, выявление финансового результата деятельности по итогам за год (реформация баланса). Состав форм бухгалтерской финансовой отчетности коммерческой организации приведен в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Имея полную финансовую отчетность организации, можно провести анализ всех этих показателей, составив при этом выводы и предложения для осуществления дальнейшей деятельности организации.

Abstract. Financial statements are a unified system of data on the property financial position of an enterprise and on the results of its economic activities; it serves as one of the main sources of financial analysis for external users.

Before drawing up financial statements, the accounting department of any organization performs a number of preparatory work, including a mandatory inventory of the organization's property and financial obligations, as well as closing accounts, calculating the cost of products, works, services, identifying the financial result of activities based on the results for the year (balance sheet reform). The composition of the forms of accounting financial statements of a commercial organization is given in the Regulation on accounting "Accounting statements of the organization" (PBU 4/99). Having the complete financial statements of the organization, it is possible to analyze all these indicators, while drawing up conclusions and proposals for the implementation of further activities of the organization.

Ключевые слова: финансовая отчетность, бухгалтерский баланс, реформация баланса, отчетность организации.

Keywords: financial statements, balance sheet, balance sheet reform, organization reporting.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В ней содержатся сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям. Она составляется на основании данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность является единой системой данных об имущественном финансовом положении предприятия и о результатах ее хозяйственной деятельности, служит для внешних пользователей одним из основных источников финансового анализа.

Перед составлением финансовой отчетности бухгалтерия любой организации производит ряд подготовительных работ, среди которых обязательная инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации.

Инвентаризация - это плановая проверка в натуральном выражении имущества хозяйствующего субъекта и ее обязательств, сверка фактического наличия материальных ценностей, денежных средств и задолженности по расчетам с данными бухгалтерского учета и внесение коррективов в учетные регистры после принятия решения руководством организации по выявленным расхождениям.

Основные цели проведения инвентаризации и финансовых обязательств организации должны в полной мере соответствовать требованиям действующего законодательства, а именно сформулировать их можно следующим образом: выявление фактического наличия имущества, сопоставление его с данными бухгалтерского учета, а также проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежит все имущество (активы) организации, независимо от места его нахождения. Организации проводят инвентаризацию до составления годовой отчетности. Конкретные сроки ее проведения закрепляются в учетной политике (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, Приказ Министерства Финансов России от 06.10.2008 г. № 106н). При этом допускается не проводить инвентаризацию имущество, по которому инвентаризация проводилась в октябре-декабре отчетного года, а объекты основных средств могут инвентаризироваться один раз в три года.

После проведения инвентаризации происходит обработка ее результатов, в том случае, если были выявлены расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, необходимо выяснение причин данных отклонений. Окончательное распоряжение по урегулированию выявленных излишков и недостач остается за руководителем.

Затем работники бухгалтерии под руководством главного бухгалтера переходят к закрытию счетов и расчету себестоимости продукции, работ, услуг. Корректировка затрат и закрытие счетов осуществляются в определенном порядке, то есть с соответствующими записями в системе синтетических и аналитических счетов и в строго определенной последовательности (рисунок 1).

/-\

Корректировочные записи по суммам общепроизводственных (цеховых) расходов, исчисление себестоимости услуг вспомогательных производств, корректировочные записи по каждому производству, закрытие аналитических счетов по счету 23 «Вспомогательные , производства» ,

Списание затрат по завершенным процессам и

осуществление корректирующих записей на счетах капитальных вложений и основных средств

г \

Определение финансовых результатов, корректирующие

записи и закрытие счета 90 «Продажи», счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Ч_/

' Распределение расходов будущих периодов, корректировка общепроизводственных и общехозяйственных расходов, закрытие счета 97 «Расходы будущих периодов» (по затратам, относимым на издержки текущего ода), 25«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные I расходы»

Корректировка затрат и закрытие счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (по субсчетам собственно обслуживающих производств)

Распределение прибыли или списание убытков, закрытие счета 99 «Прибыли и убытки»

/-N

Распределение или корректировка сумм амортизации и отчислений на ремонт основных средств

-

Исчисление себестоимости ' продукции основных отраслей производства и списание выявленных отклонений. В

определенной последовательности делается

корректировка затрат и закрываются субсчета счета 20 «Основное производство», счет 28 «Брак в производстве», субсчет 203 «Промышленное производство»

Рисунок 1 - Последовательность осуществления закрытия счетов, расчета себестоимости продукции, работ, услуг

Остановимся на выявлении финансового результата. По состоянию на 31 декабря каждого года, после выявления финансового результата от обычных видов деятельности и прочих операций бухгалтерия организации обнуляет все субсчета счета 90 «Продажи» и счета 91 «Прочие доходы и расходы», данные счета на момент закрытия субсчетов не должны иметь остатков. Отсутствие сальдо на этих счетах достигается путем ежемесячного сопоставления дебетового и кредитового оборотов отдельно по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и выявления финансового результата на субсчетах 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» и 91-

9 «Сальдо прочих доходов и расходов» соответственно. Следовательно, к моменту закрытия субсчетов на субсчетах 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» и 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» числятся накопленные за год прибыль или убыток от обычных видов деятельности или прочих операций соответственно.

После того, как все субсчета к счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» обнулились, бухгалтерия закрывает счет 99 «Прибыли и убытки», на начало следующего года он тоже не должен иметь остатка. По состоянию на 31 декабря на данном счете выявляется итоговый финансовый результат деятельности организации за отчетный год, который списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» одной из следующих бухгалтерских записей:

- в случае получения организацией чистой прибыли:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,

Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

- в случае, если организация получила убыток:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Бухгалтерские записи, производимые в учете организации по состоянию на 31 декабря отчетного года называются реформацией баланса.

После реформации баланса главный бухгалтер организации приступает непосредственно к составлению форм годовой бухгалтерской отчетности организации.

Состав форм бухгалтерской финансовой отчетности коммерческой организации приведен в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Исходя из данного документа на территории Российской Федерации коммерческие организации в большинстве своем составляют финансовую отчетность по следующим формам (рисунок 2).

Рисунок 2 - Состав форм бухгалтерской финансовой отчетности коммерческой организации

Возможность объективно оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности организации очень важно как для управленческого персонала, внутренних пользователей, так и для внешних пользователей. Система показателей поможет правильно оценить ликвидность, обеспеченность собственными оборотными

средства, возможность банкротства и рентабельность организации. Имея полную финансовую отчетность организации, можно провести анализ всех этих показателей, составив при этом выводы и предложения для осуществления дальнейшей деятельности организации.

Бухгалтерский баланс можно назвать одной из основных форм отчетности бухгалтерской отчетности, ведь на его основе можно сформировать представление о финансово имущественном состоянии организации за предыдущие годы деятельности, если таковые имеются. В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке.

В широком смысле баланс можно описать как равенство, равновесие. В экономических науках используются разные виды балансов: баланс основных средств, баланс доходов и расходов организации, баланс доходов и расходов населения, материальный баланс, баланс трудовых ресурсов и др.

Балансовое обобщение информации широко применяется в бухгалтерском учете и анализе хозяйственной деятельности организаций, где объектом изучения является бухгалтерский баланс (рисунок 3).

АКТИВ ПАССИВ

| | I. Внеоборотные активы | | III. Капитал и резервы

| | II. Оборотные активы | | IV. Долгосрочные обязательства

| | БАЛАНС | | V. Краткосрочные обязательства

|~| БАЛАНС

Рисунок 3 - Структура бухгалтерского баланса коммерческой организации

В сфере учета балансовое обобщение имеет под собой объективные основания. Оно позволяет характеризовать взаимосвязи между явлениями экономического характера и осуществить соизмерение затрат с результатами хозяйствования, которые складываются в процессе хозяйственной деятельности. Помимо этого за счет балансового обобщения информации осуществляется контроль за фактами хозяйственной жизни, так как показатели, отражающие активы организации, всегда должны быть равны показателям, отражающим ее пассивы.

Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляет собой завершающий этап хозяйственной деятельности организации и является источником информации, позволяющим оценить текущее положение и дальнейшие перспективы развития и функционирования любой организации.

Источники:

1. Prodanova N.A., Trofimova L.B., Adamenko A.A., Erzinkyan E.A., Savina N.V., Korshunova L.N. Methodology for assessing control in the formation of financial statements of a consolidated business. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 8. № 1. С. 2696-2702.

2. Адаменко А.А. Нормативно-правовая база ведения учета и составления финансовой отчетности в Российской Федерации / А.А. Адаменко, О.Н. Ордынская // Естественно -гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). -С. 417-420.

3. Белоножка В.М. Оценка достоверности бухгалтерской финансовой отчетности / В.М. Белоножка, В.В. Башкатов / Актуальные вопросы составления бухгалтерской финансовой отчетности в условиях реформирования бухгалтерского учета и отчетности Материалы IV международной студенческой научной конференции. - 2014. -С. 131-135.

4. Говдя В. В. Составление отчетности в формате МСФО / А. И. Трубилин, В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2012. - № 38. - С. 7-10.

5. Еремина, Н.В. Концептуальные основы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта / Н.В. Еремина, И.А. Бабалыкова, А.М. Чернобай, В.Д. Филин / Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, 18 -19 мая 2017 г.) - Майкоп: Изд-во ИП Магарин О. Г., 2017. - С.242- 247.

6. Маничкина М.В. Назначение и функции финансовой отчетности экономического субъекта / М.В. Маничкина, Т.Е. Хорольская, Ю.К. Саратова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 456-459.

7. Петрова Я. В. Основные проблемы недостоверности бухгалтерской отчетности / Я.В. Петрова, Н.С. Власова // В сборнике: Актуальные вопросы составления бухгалтерской финансовой отчетности в условиях реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Материалы IV международной студенческой научной конференции, 2014. - С. 125-130.

8. Хорольская Т.Е. Оценка достоверности показателей финансовой отчетности коммерческой организации / Т.Е. Хорольская, Е.А. Коноваликова // Естественно -гуманитарные исследования. - 2020. - № 32 (6). -С. 396-400.

References:

1. Prodanova N.A., Trofimova L.B., Adamenko A.A., Erzinkyan E.A., Savina N.V., Korshunova L.N. Methodology for assessing control in the formation of financial statements of a consolidated business. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019.Vol. 8.No. 1.P. 2696-2702.

2. Adamenko A.A. Regulatory framework for accounting and financial reporting in the Russian Federation / A.A. Adamenko, O. N. Ordynskaya // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 417-420.

3. Belonozhka V.M. Assessment of the reliability of accounting financial statements / V.M. Belonozhka, V.V. Bashkatov / Topical issues of drawing up financial statements in the context of reforming accounting and reporting Materials of the IV international student scientific conference. - 2014 .- S. 131-135.

4. Govdya V. V. Drawing up reporting in the format of IFRS / A. I. Trubilin, V. V. Govdya, Zh. V. Degaltseva // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2012. - No. 38. - S. 7-10.

5. Eremina, N.V. Conceptual foundations for the formation of accounting (financial) statements of an economic entity / N.V. Eremina, I.A. Babalykova, A.M. Chernobay, V.D. Filin / Modern Economics: Problems, Prospects, Information Support: Materials of the VII Intern. scientific. conf. (Krasnodar, May 18-19, 2017) - Maykop: Publishing house of IP Magarin O.G., 2017. - P.242- 247.

6. Manichkina M.V. Purpose and functions of financial statements of an economic entity / M.V. Manichkina, T.E. Khorolskaya, Yu.K. Saratov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 456-459.

7. Petrova Ya. V. Main problems of unreliability of financial statements / Ya.V. Petrova, N.S. Vlasova // In the collection: Topical issues of drawing up financial statements in the context of reforming accounting and reporting. Materials of the IV international student scientific conference, 2014. - pp. 125-130.

8. Khorolskaya T.E. Assessment of the reliability of financial statements of a commercial organization / T.E. Khorolskaya, E.A. Konovalikova // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 32 (6). - S. 396-400.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11204

А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, adam83@mail.ru,

A.A. Adamenko - Doctor of Economics, Professor of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

Д.В. Петров - руководитель НИЦ «Академия знаний» г. Краснодара, hati1984@mail.ru,

D.V. Petrov - head of SIC «Academy of Knowledge», Krasnodar;

Д.Ш. Мусостова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», goldzr@yandex.ru,

D.S. Musostova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF CORPORATE RELATIONSHIPS IN AN ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT

Аннотация. Осуществление деятельности корпорации происходит в неизбежной связи данной предпринимательской структурой с различными категориями населения, что обуславливает необходимость учета интересов определенных групп населения в процессе принятия управленческих решений. Эффективность деятельности компании в значительной мере зависит от функционирующей внутри нее системы управления, которая должна быть строго ориентирована на стратегию развития с учетом расставленных приоритетов в рамках систем взаимодействия применяемых технологий. Для полноценной реализации предпринимательского поведения внутри каждой корпорации, руководство должно уделять особое внимание формированию корпоративной системой знаний и управлению ими. Дополняя корпоративной культурой состав элементов внутренней среды организации, можно получить новый метод раскрытия человеческого потенциала и возможностей личности. Более того, внутренняя среда становится неким пространственно-временным континуумом, где рождается результат деятельности всей компании.

Abstract. The implementation of the corporation's activities occurs in the inevitable connection of this business structure with various categories of the population, which necessitates taking into account the interests of certain groups of the population in the process of making managerial decisions. The effectiveness of the company's activities largely depends on the management system functioning within it, which should be strictly focused on the development strategy, taking into account the priorities set within the framework of the interaction systems of the technologies used. For the full implementation of entrepreneurial behavior within each corporation, management must pay special attention to the formation and management of the corporate knowledge system. By supplementing the corporate culture with the composition of the elements of the internal environment of the organization, it is po s-sible to obtain a new method of disclosing human potential and personality capabilities. Moreover, the internal environment becomes a kind of space-time continuum, where the result of the entire company is born.

Ключевые слова: предпринимательская среда, корпоративные взаимоотношения, корпоративное управление, коммуникации.

Keywords: business environment, corporate relationships, corporate governance, communications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.