Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ПЕРСПЕКТИВ ЕЁ РАЗВИТИЯ'

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ПЕРСПЕКТИВ ЕЁ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1001
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
туризм / гостиничная индустрия / гостиница / регион / tourism / hotel industry / hotel / region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.Ф. Васильева, В.В. Купина, У.Ю. Рощектаева

В статье рассматриваются основные проблемы развития гостиничного хозяйства в Краснодарском крае, которые способствуют низкой популярности российских курортов у соотечественников. Проведён статистический анализ рынка внутреннего и внешнего туризма в РФ. Дана характеристика основных направлений развития круглогодичного отдыха на территории Краснодарского края. Выполнен анализ динамики развития гостиничного хозяйства Краснодарского края. Представлены данные по классификации гостиниц Краснодарского края. Проанализированы основные причины низкого спроса туристических услуг. Представлены мероприятия по повышению спроса на качественный внутренний туризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Л.Ф. Васильева, В.В. Купина, У.Ю. Рощектаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALLYSIS AND ASESSMENT OF THE STATE OF THE HOTEL INDUSTRY OF THE KRASNODAR REGION AND ITS DEVELOPMENT PROSPECTS

The article deals with the main problems of the development of the hotel industry in the Krasnodar Region which contribute to the low popularity of Russian resorts among compatriots. A statistical analysis of domestic and foreign tourism market in the Russian Federation was carried out. The article describes the main directions of the developments of the year round recreation in the Krasnodar Region. The data on the classification of hotels in the Krasnodar Region are presented. The main reasons of the low demand for tourist services are analyzed. Measures to increase the demand for high quality domestic tourism are presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ПЕРСПЕКТИВ ЕЁ РАЗВИТИЯ»

6. Vasiliev V.P. Optknization of the capital structure for the purpose of financing the assets of enterprises / Vasiliev V.P., Ozova B.Kh., Tishina Yu.A. // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 6 (35). S. 85-92.

7. Vasiliev V.P. Fundamentals of cash flow management in an organization / Vasiliev V.P., Lyashenko E.N. // Natural and humanitarian research. 2017. No. 18 (4). S. 26-30.

8. Vasilyeva N.K. Information and methodological support for assessing the financial position of the organization / Vasilyeva N.K., Sidorchukova E.V., Agafonova N.P. // Economy, labor, management in agriculture. 2019. No. 12 (57). S. 182-187.

9. Vasilyeva N.K. Formation and assessment of the competitiveness of the business sector in the region / Vasilyeva N.K., Rez-nichenko S.M., Takhumova O.V., Vasiliev V.P. // Economy, labor, management in agriculture. 2019. No. 11 (56). S. 48-55.

10. Govdya V. V. Development of an effective system of internal management reporting / V. V. Govdya, Zh. V. Degaltseva // In the collection: Modern economy: problems, solutions, prospects. Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 20th anniversary of the Faculty of Economics. 2014 .-- S. 193-197.

11. Papova, L.V. Evaluation of accounting indicators and its role in the formation of an idea of the organization / L.V. Papova,

A.A. Sidyakova. // In the collection: Accounting, analytical and financial tools for managing business processes in the economy. Materials of the international scientific. conf. young scientists and university teachers. Compiled by Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov. -2018. - S. 176-180.

12. Polozhentseva Yu.S. Development of regional foreign economic activity in modern Russia / Polozhentseva Yu.S., Zhukov P.V., Bayanduryan G.L., Borisova A.A., Vasiliev V.P. / / International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15.No. 23. pp. 185-201.

13. Prokhorova M.P., Prodanova S.M., Reznichenko S.M., Vasiliev V.P., Kireev D.V. Innovative activity and its impact on the economic efficiency of the enterprise in the market. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. T. 6. No. 8.Special Issue.Pp. 78-83.

14. Stash Z. N. Improving the efficiency of the financial and budgetary policy of the state at the present stage / Stash Z. N., Panichkinav M., Lescheva M. G., Safonova M. F., Vasilyeva N. K., Vasilyev V. P . // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017.Vol. 15.No. 23. S. 425-437.

15. Khorolskaya T.E. Features of accounting and reflection of the organization's capital in the reporting // T.E. Khorolskaya, E.V. Kalashnikova, O. V. Ilyina // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 30 (4). - S. 252-256.

16. Chernyavskaya S.A. Working capital and the efficiency of its use in the activities of LLC "Eletrosvyazstroy" / SA. Chernyavskaya, V.L. Litvinyuk // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University (Scientific journal KubSAU) [Electronic resource]. - Krasnodar: KubGAU, 2017. - No. 07 (131). - Access mode: http://ej.kubagro.ru/2017/07/pdf/35.pdf, - IDA [article ID]: 1311707035. http://dx.doi.org/10.21515/1990-4665-131 -035.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10881

Л.Ф. Васильева - д.э.н, профессор кафедры «Экономика и финансы», Краснодарский филиал Финансового университета при правительстве РФ,

L.F. Vasilyeva - Doctor of Economical Sciences, Professor of the Department of Economics and Finance, Krasnodar Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation;

B.В. Купина - к.э.н. доцент кафедры «Экономика и финансы», Краснодарский филиал Финансового университета при правительстве РФ, доцент кафедры «Общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины», Кубанский государственный медицинский университет,

V.V. Kupina - Candidate of Economical Sciences, associate Professor of the Department of Economics and Finance, Krasnodar Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, associate Professor of the Department of Community health, Healthcare and History of Medicine, Kuban State Medical University;

У.Ю. Рощектаева - к.э.н. доцент кафедры «Экономика и финансы», Краснодарский филиал Финансового университета при правительстве РФ, доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет,

U.Y. Roshektaeva - Candidate of Economical Sciences, associate Professor of the Department of Economics and Finance, Krasnodar Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, associate Professor of the Department of Economic Security, Kuban State Technological University.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

И ПЕРСПЕКТИВ ЕЁ РАЗВИТИЯ ANALLYSIS AND ASESSMENT OF THE STATE OF THE HOTEL INDUSTRY OF THE KRASNODAR REGION

AND ITS DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы развития гостиничного хозяйства в Краснодарском крае, которые способствуют низкой популярности российских курортов у соотечественников. Проведён статистический анализ рынка внутреннего и внешнего туризма в РФ. Дана характеристика основных направлений развития круглогодичного отдыха на территории Краснодарского края. Выполнен анализ динамики развития гостиничного хозяйства Краснодарского края. Представлены данные по классификации гостиниц Краснодарского края. Проанализированы основные причины низкого спроса туристических услуг. Представлены мероприятия по повышению спроса на качественный внутренний туризм.

Abstract. The article deals with the main problems of the development of the hotel industry in the Krasnodar Region which contribute to the low popularity of Russian resorts among compatriots. A statistical analysis of domestic and foreign tourism market in the Russian Federation was carried out. The article describes the main directions of the developments of the year round recreation in the Krasnodar Region. The data on the classification of hotels in the Krasnodar Region are presented. The main reasons of the low demand for tourist services are analyzed. Measures to increase the demand for high quality domestic tourism are presented.

Ключевые слова: туризм, гостиничная индустрия, гостиница, регион

Keywords: tourism, hotel industry, hotel, region

Здоровье граждан является основным социально-экономическим ресурсом любой страны. Поэтому, в условиях пандемии, санкционного давления, других негативных ограничений, важнейшее значение приобретает ускоренное развитие туристического комплекса России. Это органично вписывается в стратегический курс нашего государства на импортозамещение. Благосостояние страны и каждого её региона можно оценить по развитию туризма и его гостиничной индустрии. Чем быстрее и качественнее улучшается социально-экономическая состояние региона и страны в целом, тем лучше развивается туризм и его главная составляющая - гостиничная индустрия.

Краснодарский край имеет большое количество ресурсов для развития туризма. К ним относятся качественный фрукты и овощи, большое количество солнечных дней в году, минеральные воды и лечебные грязи, горы и горные реки, свежий и чистый воздух, озера и лиманы полные рыбы, а главное, побережье Черного и Азовского морей. Именно по этой причине развитие гостиничной индустрии должно стоять приоритетом в статьях расходов бюджетов Краснодарского края.

На сегодняшний день гостиничная индустрия Краснодарского края находится не на самом высоком уровне, что является одной из причин того, что многие наши соотечественники выбирают зарубежные туры для отдыха и отпуска, взамен отечественных.

Рассмотрим данные по общему количеству выездных туристов за 2017-2019 гг., которые представлены на таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1 - Количество выездных туристов из РФ за 2017-2019 гг., чел.

Год Численность туристов Абсолютное изменение, (+,-) Темп роста, %

2017 39 629 000 - -

2018 41 964 000 2 335 000 105,70

2019 45 330 000 3 366 000 107,02

Рисунок 1-Диаграмма количества выездных туристов из РФ, чел.

Анализ общего количества выездных туристов из РФ за 2017-2019 гг. показал, что в 2018 г. произошло его увеличение относительно 2017 г., на 2335 тысяч человек, при этом темп роста составил 105,7%. В 2019 г. эта тенденция сохранилась, увеличения числа выездных туристов составило уже 3366 тысяч человек по отношению к 2018 г., а темп роста составил 107,02%.

Это во многом обусловлено тем, что зарубежные туроператоры предоставляют обычно комплексную программу отдыха, что дает людям возможность расслабиться и не думать, чем они будут заниматься каждый день. Эти программы включают экскурсии, различные развлекательные мероприятия как для детей, так для

взрослых, шикарное обслуживание, наличие очень квалифицированного персонала и хорошо подготовленной инфраструктуры, современный ремонт и качественную мебель в номерах. Поэтому для привлечения дополнительных туристов, как отечественных, так и зарубежных необходимо предусмотреть соответствующие мероприятия, учитывающие это.

Динамика изменения числа туристических фирм, зарегистрированных на территории РФ, а также основные показатели их деятельности за три прошедших года представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2 - Основные показатели деятельности туристических фирм РФ

Основные показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. Абсолютное изменение (+,-) Темп роста, %

в 2018 г. к 2017 г. в 2019 г. к 2018 г. в 2018 г. к 2017 г. в 2019 г. к 2018 г.

1 2 3 4 5 6 7 8

Число туристических фирм (на конец года) - всего 13579 13674 12690 95 -984 100,70 92,80

Число реализованных населению турпакетов - всего, тыс. 4390 4585 5337 195 752 104,44 116,40

в том числе: - по территории России 1552 1635 2111 83 476 105,35 129,11

- по зарубежным странам 2605 2575 2911 -30 336 98,85 113,05

Стоимость реализованных населению турпакетов -всего, млн. руб. 281229 303738 378883 22509 75145 108,00 124,74

по территории России 52290 59556 69560 7266 10004 113,90 116,80

по зарубежным странам 222171 234054 301328 11883 67274 105,35 128,74

201 г. ■ 2018 г. 2019 г.

Рисунок 2 - Динамика основных показателей деятельности туристических фирм за 2017-2019 гг.

Анализируя таблицу 2 можно отметить, что общее количество фирм по РФ за анализируемый период уменьшается. Оценивая число реализованных населению турпакетов, видим тенденцию его увеличения как в 2018 г., так и в 2019 г., причем темп роста составил 104,44 % в 2018 г. по отношению к 2017 г., а в 2019 г. он вырос до 116,4 %. Ещё более впечатляет тенденция увеличения реализованных населению турпакетов по территории России, в 2018 г. темп роста здесь составил 105,35 % по отношению к 2017 г., а в 2019 г. он увеличился до 129,11 %.

Туристский продукт курортов Краснодарского края должен быть ориентирован на круглогодичный отдых, что обусловлено тем, что регион славится чистым морем и пляжами, а также другими ресурсами для полноценного отдыха и оздоровления. Летом в крае популярны: пляжный туризм, лечение и оздоровление, детский отдых, олимпийское наследие, полеты на воздушных шарах, дайвинг, дельтапланеризм, рыбалка, велотуризм,

спелеотуризм, джиппинг, рафтинг, конный туризм, комбинированные туры, деловой туризм, событийный туризм, экскурсии (этнодеревни, винзаводы и дегустационные залы, дольмены, водопады, пещеры, морские прогулки). Осенью - это пляжный туризм, лечение и оздоровление, детский отдых, олимпийское наследие, полеты на воздушных шарах, рыбалка, велотуризм, рафтинг, тонный туризм, комбинированные туры, деловой туризм. Зимой актуальны: лечение и оздоровление, катание на горных лыжах и сноуборде, олимпийское наследие, деловой туризм, событийный туризм, альпинизм, экскурсии. Весной здесь привлекательны: лечение и оздоровление, водные виды отдыха, детский отдых, олимпийское наследие, полеты на воздушных шарах, дельтапланеризм, рыбалка, велотуризм, спелеотуризм, джиппинг, рафтинг, конный туризм, комбинированные туры, деловой туризм, событийный туризм, экскурсии, пляжный туризм.

Отели, могут переоборудовать часть своих помещений под конференц-залы, где можно проводить различного рода мероприятия: фестивали красоты, показы мод, танцы, турниры по различным видам спорта, как активным, так и пассивным. Тем самым это будет способствовать работе в межсезонье, для чего необходимо пройти классификацию. На рисунке 3 представлены доли классификационных гостиниц и гостиниц не прошедших классификацию в крае.

Рисунок 3 - Доли классификационных гостиниц и гостиниц, не прошедших классификацию

в Краснодарском крае

Анализируя рисунок 3 можно отметить, что только 1/3 гостиничного хозяйствования готовы принимать круглогодично гостей. При этом более 12595 гостинец не прошли обязательную классификацию.

Самой главной проблемой, почему соотечественники выбирают не Краснодарский край для отпуска и отдыха, это то, что гостиничная индустрия находится на стадии развития и перехода от устаревших стандартов к новым мировым требованиям отельного бизнеса. Поэтому часть отелей находятся в стадии «застрявшие в СССР». На рисунке 4 представлены общее количество гостиниц Краснодарского края и их классификация по «звездам».

■ I

Рисунок 4 - Общее количество гостиниц Краснодарского края и их классификация по «звездам» за 2019 г.

Анализируя рисунок 4 можно видно, что из тех, кто прошел классификацию лидируют гостиницы имеющее 3 звезды, за ним следует гостиницы с 2 звездами, а после гостиницы, получившие 4 звезды. Нами было изучено, почему такая большая доля гостиниц с 1 и 2 звездами. Причинами этого являются:

- дефицит квалифицированного персонала;

- низкое качество территории гостиниц;

- некачественная мебель и инвентарь номеров;

- отсутствие различных развлекательных мероприятий;

- завышенные ценники;

- отсутствует опция «все включено», а также «шведский стол».

Рассмотрим такую проблему как отсутствие развлекательных мероприятий. Человек, который приехал отдыхать, хочет видеть целую программу своего отдыха, что и должен предоставить отель. Гостю, приехавшему из другого города, страны хочется отдохнуть, не думая о том, куда ему пойти, чем занять свое время. Ведь это очень утомляет, особенно если человек никогда не бывал в этих местах, а ему нужно будет искать, планировать. Различного рода экскурсии позволят гостю лучше познакомиться с местностью, ведь каждое место в Краснодарском крае уникальное.

Помимо этого существует еще развлекательные мероприятия, различные виды тренингов, которые актуальны и в межсезонье. Для того чтобы это все спланировать и организовать необходим квалифицированный персонал. Имеется ряд проблем, касающихся привлечения и удержания квалифицированного персонала. Средняя оплата труда в гостиничном секторе традиционно ниже оплаты труда, практикуемой в других отраслях хозяйства. Очень часто приходится работать в выходные и праздничные дни, в ночные часы, что не способствует семейному благополучию. Кроме того, в гостиничной индустрии существуют весьма ограниченные возможности для карьерного роста. Поэтому наиболее квалифицированные и амбициозные работники, особенно из числа молодых, предпочитают искать другую сферу приложения своих талантов.

Мероприятия по повышению качества обслуживания в гостиничной индустрии должны учитывать ориентацию на определённые группы туристов. Одним из самых выгодных, но при этом и самым энергозатратным является ориентир на узкие группы клиентов, предусматривающий например: организацию фитнес-клубов, занятий йогой, медитации, детских лагерей, вегетарианского питания, профилактики возрастных заболеваний; учет традиций и особенностей отдыха граждан определенных национальностей, профессий, должностного положения и т.д. Сегментацию такого уровня необходимо проводить и учитывать при развитии гостиничного бизнеса. Для повышения эффективности гостиничной индустрии Краснодарского края необходимо:

- увеличить количество образовательных учреждений на территории края, выпускающих специалистов гостиничной индустрии, способных умело завлечь каждого гостя;

- внедрить прохождение практики для студентов именно в гостиничной индустрии Краснодарского края;

- внедрить практику обмена кадрами из-за рубежа;

- создать курсы для получения квалификации экскурсовода для групп до 5 человек и каждый год повышать или подтверждать квалификацию;

- обязать проходить различные тренинги по повышению квалификации для каждой должности в сфере развлечения;

- заинтересовать непосредственно руководителя наличием в штате квалификационных сотрудников, например, снизить налоговую нагрузку на организацию, если в штате более 80% квалификационных сотрудников, занимавшихся в сфере развлечения;

- субсидировать гостиничный комплекс из местного или муниципального бюджета при определенных условиях, например, если в течение 2-х лет предприятие в рейтинговой системе поднялось на одну ступень, то выделяются из бюджета субсидии для повышения качества обслуживания или замены мебели.

Источники:

1. Kolupaev A.A.,Voronkova O.Yu., Vakhrushev I.B., Adamenko A.A., Solodkin V.S., Alekhina N.A. Corporate identity of lodging establishment as a factor of increasing tourism activity in the region. Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA, 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. С. 7948-7956.

2. Абазян А.Г. Состояние и перспективы развития сферы туризма на территории Краснодарского края / А.Г. Абазян, Т.Е. Хорольская // Вестник Академии знаний. - 2019 . - № 30 (1). - С. 12-16.

3. Адаменко А.А. Модель развития современной рыночной экономики России / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская,

A.И. Сивченко // В сборнике: Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение. Материалы VI Международной научной конференции. ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». - 2016. - С. 360-364.

4. Васильева Л.Ф. Инвестиционная привлекательность объектов туристического комплекса Краснодарского края. // Актуальные вопросы современной финансовой науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Том 2. (19-21 апреля 2016 г., Краснодар)- Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2016. -С.292-297.

5. Васильева Л.Ф., Васильева В.С. Анализ и оценка рынка труда Краснодарского края. // Новое качество образования и науки возможности и перспективы: Сборник статей международной конференции(11-15 октября 2017г., Грузия) -Москва: НИИ истории, экономики и права.2017.-С.42-47.

6. Гончарова Н.А. Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях пандемии короновируса / Н.А. Гончарова // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 7(120). - С. 675-679.

7. Купина В.В. Реализация направлений развития управленческого учета в принятии краткосрочных решений / Купина

B.В., Маничкина М.В., Васильева Л.Ф. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 117. С. 387-400.

References:

1. Kolupaev A.A., Voronkova O. Yu., Vakhrushev I.B., Adamenko A.A., Solodkin V.S., Alekhina N.A. Corporate identity of lodging establishment as a factor of increasing tourism activity in the region. Proceedings of the 33rd International Business

Information Management Association Conference, IBIMA, 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020, pp. 7948-7956.

2. Abazyan A.G. State and prospects for the development of tourism in the Krasnodar Territory / A.G. Abazyan, T.E. Khorolskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 30 (1). - S. 12-16.

3. Adamenko A.A. Model of development of the modern market economy of Russia / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, A.I. Sivchenko // In the collection: Formation of the economic potential of economic entities: problems, prospects, accounting and analytical support. Materials of the VI International Scientific Conference. FSBEI HPE "Kuban State Agrarian University". - 2016 .-- S. 360-364.

4. Vasilyeva L.F. Investment attractiveness of objects of the tourist complex of the Krasnodar Territory. // Topical issues of modern financial science: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Volume 2. (April 19-21, 2016, Krasnodar) - Krasnodar: Krasnodar CNTI, 2016. -S.292-297.

5. Vasilieva L.F., Vasilieva V.S. Analysis and assessment of the labor market of the Krasnodar region. // New quality of education and science, opportunities and prospects: Collection of articles of the international conference (October 11-15, 2017, Georgia) - Moscow: Research Institute of History, Economics and Law. 2017.-P.42-47.

6. Goncharova N.A. Measures to support small businesses in the context of the coronavirus pandemic. Goncharova // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - No. 7 (120). - S. 675-679.

7. Kupina V.V. Implementation of the directions of development of management accounting in making short-term decisions / Kupina V.V., Manichkina M.V., Vasilyeva L.F. // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2016. No. 117, p. 387-400.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10882

Н.К. Васильева - профессор кафедры экономического анализа, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, kennad@rambler.ru,

N.K. Vasilieva - Professor of the Department of Economic Analysis, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin;

Е.В. Сидорчукова - доцент кафедры экономического анализа, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, sev_2111@mail.ru,

E.V. Sidorchukova - Associate Professor of the Department of Economic Analysis, Candidate of Eco-nomicSciences, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin;

Т.П. Сосник - студент, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, taras.sosnik7@yandex.ru,

T.P. Sosnik - student, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin; А.З. Атажахов - студент, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Тру-билина, ahmedatazhahov@yandex.ru,

A.Z. Atazhakhov - student, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSMENT OF THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ORGANIZATION

Аннотация. В статье обоснована актуальность оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов применительно к современным условиям хозяйствования. Проведено исследование теоретико-методических аспектов анализа инвестиционной привлекательности коммерческой организации. В частности изучение семантики рассматриваемой дефиниции с позиции различных авторов позволило выделить базовые подходы, применяемые к ее исследованию. Также выделены основные факторы среды окружения коммерческой организации независимо от отраслевой принадлежности, детерминирующие уровень её инвестиционной привлекательности. На основе проведенного ретроспективного анализа были выделены основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности (рыночный, бухгалтерский, комбинированный), применяемые в аналитической практике, с указанием достоинств и недостатков каждого. Авторами проведена систематизация имеющихся в экономической литературе методических подходов оценки инвестиционной привлекательности и их сравнительный анализ, что позволило выявить их недостатки. Проведенное исследование показало, что в настоящее время отсутствует сформированная общепринятая комплексная методика оценки инвестиционной привлекательности коммерческой организации. Следовательно, каждый исследователь в зависимости от поставленных цели и задач должен применять комплексный подход, который объединит уже существующие методики, что позволит разработать необходимый методический инструментарий анализа с более точными и объективными результатами оценки.

Abstract. The article substantiates the relevance of assessing the investment attractiveness of economic entities in relation to modern economic conditions. The study of theoretical and methodological aspects of the analysis of the investment attractiveness of a commercial organization is carried out. In particular, the study of the semantics of the definition under consideration from the standpoint of various authors made it possible to highlight the basic approaches applied to its study. Also, the main factors of the environment of a commercial organization, regardless of industry affiliation, that determine the level of its investment attractiveness, are highlighted. Based on the retrospective analysis, the main approaches to assessing investment attractiveness (market, accounting, combined), used in analytical practice, were

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.