Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ САМОВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ САМОВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / САМОКОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лесников Геннадий Юрьевич, Самойлова Анастасия Андреевна

В статье идет речь о роли самовоспитания осужденных в процессе исправления осужденных. Самовоспитание рассматривается в узком и широком смыслах. Авторами подробно анализируются методы самовоспитания осужденных. В заключении сделан вывод о необходимости создавать такие условия исправления, которые побуждали бы правонарушителей к управлению своим поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE CONCEPT OF SELF-EDUCATION OF CONVICTS

The article deals with the role of self-education of convicts in the process of correction of convicts. Self-education is considered in a narrow and broad sense. The authors analyze in detail the methods of self-education of convicts. In conclusion, it is concluded that it is necessary to create such conditions of correction that would encourage offenders to manage their behavior.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ САМОВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_235 УДК 349

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ САМОВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ON THE QUESTION OF THE CONCEPT OF SELF-EDUCATION OF CONVICTS

ЛЕСНИКОВ Геннадий Юрьевич,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры уголовного права и процесса РГГУ. 125993, Россия, г. Москва, пл. Миусская, 6. E-mail: lesnikov07@gmail.com;

САМОЙЛОВА Анастасия Андреевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса РГГУ, ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы. 125993, Россия, г. Москва, пл. Миусская, 6. E-mail: shaporenko_a.a@rambler.ru;

LESNIKOV Gennady Yuryevich,

Chief Researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Professor of the Department of Criminal Law and Procedure of RSUH, Doctor of Law, Professor. 125993, Russia, Moscow, Miusskaya Square, 6. E-mail: lesnikov07@gmail.com;

SAMOILOVA Anastasia Andreyevna,

leading researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, major of the Internal Service, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Process of RSUH, Candidate of Law. 125993, Russia, Moscow, Miusskaya Square, 6. E-mail: shaporenko_a.a@rambler.ru

Краткая аннотация. В статье идет речь о роли самовоспитания осужденных в процессе исправления осужденных. Самовоспитание рассматривается в узком и широком смыслах. Авторами подробно анализируются методы самовоспитания осужденных. В заключении сделан вывод о необходимости создавать такие условия исправления, которые побуждали бы правонарушителей к управлению своим поведением.

Abstract. The article deals with the role of self-education of convicts in the process of correction of convicts. Self-education is considered in a narrow and broad sense. The authors analyze in detail the methods of self-education of convicts. In conclusion, it is concluded that it is necessary to create such conditions of correction that would encourage offenders to manage their behavior.

Ключевые слова: осужденные, исправительные учреждения, воспитание, воспитательная работа, самовоспитание, профилактика, педагогический процесс, самоконтроль.

Keywords: convicts, correctional institutions, upbringing, educational work, self-education, prevention, pedagogical process, self-control.

Для цитирования: Лесников Г.Ю., Самойлова А.А. К вопросу о понятии самовоспитания осужденных // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 235-237. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_235.

For citation: Lesnikov G. Yu., Samoylova A.A. On the question of the concept of self-education of convicts // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 235-237. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_235.

Статья поступила в редакцию: 09.10.2022

Педагогический процесс в исправительном учреждении (далее - ИУ) представляет собой органическую взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.

Самовоспитание обусловлено развитием общества, его требованиями к личности и служит общественным интересам. Его содержание зависит прежде всего от общественно-исторических условий, в которых живет и развивается человек [3].

Деятельность человека в обществе - важнейшая предпосылка для самовоспитания. Характер деятельности определяет формирование личности, развитие психики, саморазвитие. По мере умственного, духовного, трудового, нравственно-эстетического развития, расширения социальных контактов и сфер деятельности у человека, с одной стороны, закономерно возникают новые запросы и интересы, которые необходимо удовлетворять, и с другой - потребность устранения недостатков, мешающих достижению новых больших идей.

Важнейшей объективной предпосылкой самовоспитания является биологическая природа. Человек представляет собой систему высочайшего саморегулирования. Наша (человеческая) система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая.

Причины развития любого явления в его внутренних противоречиях, в самодвижении, в саморазвитии, которое обнаруживается в психике человека и в росте, и в созревании, и динамическом стереотипе. Внутренний мир человека - результат взаимодействия его психики с окружающим миром. Поэтому изменение этого внутреннего мира порождается двумя факторами: характером и содержанием внешних условий, и уровнем развития и состояния психики. Самовоспитание, являясь важной движущей силой психики, открывает новый этап взаимодействия между личностью и внешним миром, новый этап в ее развитии.

Самовоспитание может иметь не только положительную, но и отрицательную направленность, способствовать формированию отрицательных качеств. Это особенно проявляется в ИУ. Самовоспитание может быть систематическим и планомерным, однако самовоспитание в широком смысле - это деятельность человека с целью изменения своей личности.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 11(115)

Воспитательные возможности педагогического процесса, протекающего в условиях исполнения наказания, ограничены объективными факторами, к числу которых можно отнести физическую изоляцию осужденных от общества, отрицательную педагогическую среду, жесткую правовую регламентацию жизни и деятельности осужденных в местах лишения свободы. Вместе с тем направленность педагогического процесса на исправление, правовое обеспечение организационных условий его осуществления, правовое регулирование уголовно-исполнительного воздействия дают возможность говорить о самовоспитании в узком смысле [5].

Самовоспитание в узком смысле - это сознательная, систематическая работа личности над собой в целях устранения тех или иных недостатков и формирования положительных свойств, отвечающих требованиям общества и личного плана развития.

Самовоспитание в ИУ, как правило, представляет процесс работы осужденных над собой по коренной переработке всей психологии, мировоззрения, мотивов поведения, идеалов, привычек, по изменению направленности личности. Именно коренная переделка самосознания понимается под самовоспитанием лиц, лишенных свободы.

Цель самовоспитания - стать в конечном итоге сознательным членом общества, честно относиться к труду, уважающим законы и правила человеческого общежития, способным выполнять свой гражданский долг.

Самовоспитание является результатом воспитания. Самовоспитание - всегда возникает как результат воспитания, чаще всего или в области проявления своих способностей, или наоборот, там, где особенно остро чувствуются слабости воспитания. При хорошей организации воспитание и самовоспитание осуществляется во взаимодействии, подчиняясь единым целям и требованиям.

Необходимой предпосылкой самовоспитания осужденных является наличие знания о себе, то есть самопознание.

Наибольший результат в самопознании достигается в результате сравнения себя с другими, с жизнью и деятельностью настоящего человека, наблюдаемого в жизни или отраженного художественной литературой. Самопознание выражается в форме живописного или словесного автопортрета, автобиографии, дневника, письма [2].

Важной предпосылкой самовоспитания является самооценка, под которой принято понимать нравственную оценку своих собственных поступков, действий, моральных и физических качеств, убеждений, мотивов.

Нормализация поведения осужденных во многом зависит от того, насколько правильно они умеют оценивать свои силы, возможности, поступки. В зависимости от характера самооценки у осужденного к лишению свободы, как и у всякого человека, складывается либо верное, адекватного отношение к себе, либо неправильное, неадекватное. Но чаще всего это - субъективное представление о себе, в котором есть и верное, и ошибочное.

По самооценке можно выделить следующие типы осужденных. Первый тип - лица с завышенной самооценкой; второй тип - лица с заниженной самооценкой; третий тип - лица с противоречивой самооценкой [4].

В ИУ встречаются лица с объективной самооценкой. К этой категории относятся осужденные, глубоко осознавшие свою вину, или нередко правонарушители, совершившие преступления по неосторожности.

Организация процесса самовоспитания, руководство им включают в себя несколько звеньев: информацию осужденных о сущности самовоспитания, получение данных о подготовленности к работе над собой, оказание помощи лишенным свободы в составлении программ и планов самовоспитания, а также в овладении ими средствами самовоспитания. Вся эта работа осуществляется одновременно и представляет собой целостную психолого-педагогическую систему.

Для специальной информации о самовоспитании используются занятия по социально-правовым вопросам; лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера; многотиражные газеты; наглядная агитация отрядов и ИУ, радиовещание и телевидение. Нравственное просвещение осужденных в области самовоспитания должно предусмотреть раскрытие таких вопросов, как «Личность и общество», «Самовоспитание и его роль в развитии нравственной личности», «Средства самопознания», «Роль самооценки в самовоспитании», «Самообразование и умственное воспитание», «Эстетическое самовоспитание», «Методы самовоспитания».

Для успешной организации самовоспитания необходимо получение данных о подготовленности осужденных в работе над собой, возможном содержании их самовоспитания такие данные могут фиксироваться сначала с помощью анкет, сочинений, индивидуальных бесед, а затем путем написания осужденными характеристик и самохарактеристик, методом наблюдения за их поведением в различных сферах деятельности (отношение к воспитательным мероприятиям, учебе, труду, выполнению режимных требований и т.п.) [ 1].

На всех этапах изучения подготовленности осужденного к работе над собой важно выяснить: осознает ли он свою вину и раскаивается в совершенном преступлении, признает ли справедливость наказания, а также его переживания. Для этого ставятся вопросы: 1. Считаете ли вы себя виновным в преступлении? 2. Если не считаете себя виновным в преступлении (полностью или частично), то почему? 3. Если вам стыдно за совершенное преступление, то пред кем в первую очередь?

Важнейшие перспективы самовоспитания открывает перед личностью наличие идеала. В педагогике под нравственным идеалом понимается «современный образец, к которому стремится человек в своем нравственном развитии.

Нравственный идеал как представление о нравственном совершенстве чаще всего выражается в образе личности, воплотившей такие качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Идеал осознается и переживается человеком.

Основными методами самовоспитания и самоисправления являются самовнушение, самоодобрение, самоосуждение, самопроверка, самоотчет [3].

Самовнушение направлено на самосознание осужденного, на его высшую нервную деятельность, которая включает и рассудок, и по-

ступки правонарушителя. Благодаря самовнушению достигается торможение - возбуждение поступков, действий или смена стереотипа поведения. Самовнушение (словесное) всегда достигается путем непосредственного воздействия прямой речи, имеющей определенное смысловое значение и императивность.

Самоприказ используется с целью исправления конкретных недостатков и воспитания положительных качеств. Самоприказ требует развитой воли. Он особенно действенен, если основан на глубокой убежденности в правоте своих ведущих жизненных целей, планов, поступков и действий.

Самоодобрение основано на критическом восприятии себя и результатов своей деятельности и применяется в тех случаях, когда потеряна вера в себя или тогда, когда возникает страх перед трудностями. В качестве средств самоодобрения используются примеры других людей, которые добиваются в тех же условиях больших результатов.

Самоосуждение применяется в тех случаях, когда неправильно была поставлена цель или избраны ошибочные приемы самовоспитания. Самоосуждение не должно носить характера самоунижения, апатии, ухода в себя, напротив, оно применяется для стимулирования работы над собой.

Самопроверка - это проба своих сил и возможностей на различных стадиях самовоспитания, особенно в начальный период.

Самоотчет, как правило, подводит итоги работы над собой за определенный период и завершается пересмотром и переработкой программы самовоспитания.

Формами контроля за выполнением осужденными программ и планов самовоспитания являются: беседы; отчеты на совете воспитателей отряда, на общих собраниях осужденных, перед шеф-наставником и прочее.

Успех или неудачи в самовоспитании должны быть оценены осужденным и в некоторых случаях сопровождаться самонаказанием или самопоощрения.

В заключении стоит отметить, что деятельность осужденных по самовоспитанию необходимо стимулировать, создавать такие условия исправления, которые побуждали бы правонарушителей к управлению своим поведением. Осознанию осужденным своих достоинств и недостатков, стимулированию усилий по самовоспитанию способствуют здоровое общественное мнение в коллективе, коллективная оценка степени исправления, уровня работы над собой.

Библиогра фия:

1. Горбунов В.А. Методы самовоспитания осужденных // Казанский педагогический журнал. 2006. № 5 (47). С. 42-44.

2. Зауторова Э.В., Ковтуненко Л.В. Эффективные формы и методы реализации индивидуального подхода в воспитательной работе с осужденными в местах лишения свободы // Пенитенциарная наука. 2019. Т. 13. № 3 (47). С. 427-433.

3. Кириллова Т.В., Кузнецов М.И Роль самовоспитания в исправлении осужденных. // Вопросы педагогики. 2020. № 9-2. С. 101 -105.

4. Кириллова Т.В., Кузнецов М.И. Педагогическое руководство самовоспитанием осужденных // Вопросы педагогики. 2020. № 9-1. С. 55-58.

5. Молонов Г.Ц., Соснина В.Н. Сочетание воспитания, перевоспитания и самовоспитания в работе с осужденными // Вестник Иркутского педуни-

BepcHTeTa. 2008. № 9. C. 94-98. References:

1. Gorbunov V.A. Methods of self-education of convicts // Kazan Pedagogical journal. 2006. No. 5 (47). pp. 42-44.

2. Zautorova E.V., Kovtunenko L.V. Effective forms and methods of implementing an individual approach in educational work with convicts in places of deprivation of liberty // Penitentiary science. 2019. Vol. 13. No. 3 (47). pp. 427-433.

3. Kirillova T.V., Kuznetsov M. And the role of self-education in the correction of convicts. // Questions of pedagogy. 2020. No. 9-2. pp. 101 -105.

4. Kirillova T.V., Kuznetsov M.I. Pedagogical guidance of self-education of convicts // Questions of pedagogy. 2020. No. 9-1. pp. 55-58.

5. Molonov G.Ts., Sosnina V.N. Combination of upbringing, re-education and self-education in work with convicts // Bulletin of the Irkutsk Pedagogical University. 2008. No. 9. pp. 94-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.