Он болезненно говорит: независимость нашей страны связана с существованием десяти тысяч индийских солдат. Право на жизнь граждан в половине Ирана лежат под копытами туркменских конь и другая половина завязана стволом оружий. Слово, которое его выражение очень легко и даже не нуждается в изложении, это есть что право на жизнь и имущественное право в Иране не имеют никакой структуры и никакого гаранта.
Литература:
1. Мачмуаи расоили Мирзомалкумхон. - Техрон, 1376. (на перс. яз.).
2. Нома ва мукотиботи Низомулмулк.- Центральная библиотека Тегеранского университета.
Сборник фотокопий.- №6446. (на перс. яз.).
3. Номахои Мирзомалкумхон. Центр письменных документов Центральной библиотеки
Тегеранского университета. Микрофильм №7591. (на перс. яз.).
4. Рисолахои Мирзо Мирзомалкумхони Нозимуддавла. - Техрон, 1381. (на перс. яз.).
5. Роин, Исмоил. Мирзо Мирзомалкумхон: зиндагонй ва кушишхои сиёсии у / Р. Исмоил. -
Техрон, 1350. (на перс. яз.).
МАЛКУМХАН О РОЛИ ГОСУДАРСТВА И НАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМЫ
Статья посвящена публицистической деятельности иранского публициста, политика, просветителя - Малкумхана. Автор анализирует его идеи относительно государственной структуры, его борьбы за народные правления. По мнению автора, Малкумхан является первым просветителем, который толковал самодержавность в значении безвластия.
Ключевые слова: государство, законодательный кабинет, самодержавность, народ, национальная независимость, публицистическое произведение, публицистическая деятельность
MALKUMHAN ON THE ROLE OF THE STATE AND NATION IN THE REFORM PROCESS
The article is devoted to journalistic activities of the Iranian journalist, politician, educator -Malkumhan. The author analyzes his ideas on the structure of the state, his struggle for the people's government. According to the authors, is the first Malkumhan educator, who interpreted the autocratic within the meaning of anarchy.
Keywords: state legislative office, autocratic, people, national independence, nonfiction, journalistic activities
Сведения об авторе: Мусави Сайидали, соискатель Таджикского национального университета, e-mail: [email protected]
About author:: Musavi Sayidali, researcher of the Tajik National University
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
Раджабов Ф. Н.
Таджикский национальный университет
XXI век характеризуется как век глобализации. Государства усиленно развивают экономические, политические и научно-технические сотрудничества между собой, в результате которого развиваются новейшие технологии, которые, несомненно, облегчают жизнедеятельность человека. Но есть и обратная сторона медали. Эти же развитые технические средства преступными группировками, которые последние время распространяют свое влияние и расширяют свою сеть во многих странах мира, используются для осуществления своей противозаконной деятельности. В таких условиях мировому сообществу, в частности странам Содружества Независимых Государств необходимо постоянно совершенствовать сотрудничества по борьбе с преступностью путем принятия двусторонних и многосторонних, соглашений. В этой связи следует согласится с швейцарским юристом И. Блюнчли, по мнению которого «если нарушение международного права грозит всеобщей опасностью, то не только потерпевшее государство, но и все другие, имеющие достаточно силы для защиты международного права, должны противодействовать ему и позаботиться о восстановлении и обеспечении юридического порядка» [11, с. 9]. Конечно же, ведущую по важности роль среди международных правовых актов по борьбе с преступностью
271
занимают соглашения об оказании государствами друг другу правовой помощи по уголовным делам, которые, без всякого сомнения, играют важную и большую положительную роль в процессе борьбы с преступностью.
Таким образом, оказание правовой помощи по уголовным делам является одной из основных форм международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью. Но, не смотря на это, на сегодняшний день многие международно-правовые акты, участниками которых является Республика Таджикистан и национальное законодательства многих государств (Российской Федерации, Республики Казахстан и т.д.), в том числе и Республики Таджикистан [13], не закрепило определение понятия «оказание правовой помощи по уголовным делам». Существуют только попытки ученых в этом направлении, но общепринятого подхода к определению правовой помощи по уголовным делам в юридической науке до сих пор не существует.
В последние годы опубликованы очень много монографии, учебники и статьи по данному вопросу, но, как справедливо отмечает Л.А. Лазутин, суть всех противоречий и разногласий во взглядах ученых сводится к вопросу о том, производства каких процессуальных (следственных) и оперативно-розыскных действий охватывается этим понятием [6, с. 48] и является ли выдача лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления одним из видов правовой помощи по уголовным делам.
Говоря о понятии правовой помощи по уголовным делам, М.В. Давыдова указывает, что это определенные общественные отношения, урегулированные международно-правовыми нормами (общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами универсального, регионального, двустороннего сотрудничества), заключающиеся в обязанности запрашиваемого государства исполнить запрос о правовой помощи запрашивающего государства или международного судебного органа путем выполнения компетентными органами или должностными лицами процессуальных, оперативно-розыскных действий с целю получения доказательств по разрешаемому в запрашивающем государстве или международном судебном органе уголовному делу [3, с. 56]. Схожего мнения придерживается и В.В. Милинчук, который считает, что правовая помощь по уголовным делам, это только осуществление следственных и оперативно розыскных действий по запросам иностранных государств [10, с. 25], исключая выдачу лиц, совершивших преступления. П.С. Абдуллоев придерживая такого же мнения, указывает на то, что правовая помощь по уголовным делам включает в себя процессуальные действия в целях собирания и проверки доказательств, осуществление уголовного преследования и иные содействия для правильного разрешения уголовного дела. При этом, под иными содействиями автор дает понять, что это передача документов и предметов [1, с. 30].
Как мы видим, авторы вышеуказанных мнений исключают выдачу и передачу лиц как составных частей института правовой помощи по уголовным делам. В юридической литературе считается, что данный подход дается, ссылаясь на практику заключения международных соглашений, в том числе заключенных международных договоров Советом Европы, которые регулируют такие отношения1.
Существует другой подход к определению данного понятия, который кардинально отличается от предыдущего, которого называют «широким» подходом.
К примеру, В.М. Волженкина взаимную правовую помощь определяет как совокупность различных форм сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства, включая производство процессуально - следственных действий, выдачу (экстрадицию), передачу лиц, осужденных иностранными судами, в страну своего гражданства, осуществление уголовного преследования и передачу предметов [2, с. 34].
Здесь необходимо подчеркнуть, что автор в рамках данного определения «правовое сотрудничество» рассматривает как составной части правовой помощи, что на наш взгляд является спорным, так как «сотрудничество» является более широким понятием чем «правовая помощь».
1 Примечание: Между государствами-членами Совета Европы отношения по вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам и отношения по выдачи лиц регламентируются двумя различными конвенциями: Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Европейской конвенцией о выдаче 1957 г.
Такой же позиции придерживается и Т.Н. Москалькова по мнению которой правовая помощь по уголовным делам - это выполнение на основании международных договоров и национальных нормативных правовых актов одним государством в интересах другого государства запросов о производстве процессуальных действий или о выдаче обвиняемого (подозреваемого) для привлечения его к уголовной ответственности по конкретному уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде запрашивающего государства, либо об исполнении приговоров или иных судебных решений, в том числе о передаче осужденного в одном государстве для отбывания наказания или принудительного лечения другому государству [12, с. 523].
Данный вопрос с аналогичной позицией рассматривается Х.Р. Кодиркуловым, который говорит, что правовая помощь по уголовным делам включает в себя определенных процессуальных действий, т.е. проведение оперативно-розыскных мероприятий, изъятие и передача вещественных доказательств, пересылка документов, проведение экспертизы, допрос, судебный осмотр, освидетельствование, пересылка отпечатки пальцев, отправка свидетелей, экспертов для содействия следствию и участия в судебном процессе и т.д. Также в ней детально регламентируются вопросы выдачи преступников [7, с. 403]. Кроме приведенного объема правовой помощи, с автором можно не согласиться и в части, где используется словосочетание «выдача преступников», так как в данном случае речь идет о лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, вину которых еще предстоит доказать.
Сторонниками «широкого» понимания правовой помощи, также являются Г.В. Игнатенко [8, с. 363], И.Н. Лебединец [9, с. 754], Н.М. Кипнис [14, с. 599], и др.
На наш взгляд, определение понятия правовой помощи по уголовным делам сторонниками «широкого» подхода дается уже с учетом практики заключения международных договоров, заключенных во времена СССР и в последующем в странах СНГ.
Например, Минская (1993 г.) и Кишинёвская (2002 г.) конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, на основе которых Республика Таджикистан сотрудничает со странами Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), в объем правовой помощи по уголовным делам вводят и выдачу лиц, совершивших преступления. Так, в ст. 6 Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. указывается, что Договаривающиеся Стороны оказывают взаимную правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности, составления, пересылки и вручения адресату документов, производства осмотров, обысков, выемок, передачи вещественных доказательств, проведения экспертиз, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, законных представителей обвиняемых, экспертов, предъявления для опознания, в том числе с использованием видеосвязи, видеозаписи и иных технических средств, розыска лиц, осуществления оперативно-розыскных мероприятий в рамках расследуемого уголовного дела, уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, розыска и ареста (изъятия) денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также доходов от преступной деятельности, розыска имущества и денежных средств гражданских ответчиков для исполнения решений по гражданским делам, коммерческим и иным экономическим спорам, признания и исполнения исполнительных надписей, судебных решений по гражданским делам и приговоров [5].
Анализируя «широкий» подход к определению этих понятий, В.В. Милинчук приходит к выводу, что именно «недифференцированный подход к институтам собственно правовой помощи и экстрадиции привел к включению в большинство международных договоров о взаимной правовой помощи по уголовным делам также вопросов выдачи и осуществления уголовного преследования. В результате же применения ко всем этим различным правоотношениям единых стандартов в отношении любой из этих форм международного сотрудничества по осуществлению уголовного правосудия используется максимальный перечень возможных оснований
отказа в оказании содействия, зачастую оправданный лишь в части экстрадиции [10, с. 40].
С такой позицией можно согласиться в контексте рассмотрения международных многосторонних и двусторонних соглашений, в которых комплексно закреплены нормы, регулирующие как правовую помощь, так и выдачу лиц подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления. Например, в ч.3 раздел IV Минской конвенции 1993 г., где речь идет о выполнение процессуальных действий, основания отказа не предусмотрены1.
Более того, основания отказа в исполнении поручений не предусмотрены также и во многих Уголовно-процессуальных кодексах стран СНГ, в том числе в УПК Республики Таджикистан [13].
Необходимо обратить внимания на то, что нормы, регламентирующие правовую помощь по уголовным делам, выдачу лиц и уголовного преследования в Кишиневской конвенции 2002 г. закреплены по отдельности в разных частях данного международно-правового акта, что говорит об отдельности данных институтов2.
Думаем, что это первый шаг к отделению и разграничению понятия правовой помощи и выдачи лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления.
На наш взгляд, разработка всеми странами СНГ новых отдельных конвенций о правовой помощи по уголовным делам и о выдаче лиц, в которых детально будут закреплены нормы, регулирующие отдельные направления сотрудничества государств -участников СНГ по уголовным делам предопределила бы правовую природу каждого направления (института) сотрудничества по уголовным делам, и исключила бы теоретических споров ученых по поводу объединительного подхода отдельных институтов сотрудничества по уголовным делам при рассмотрении понятия «правовой помощи по уголовным делам».
Таким образом, рассматривая все вышеизложенное, можно разграничить «правовую помощь по уголовным делам» так называемыми «отдельными поручениями» в которых входят такие процессуальные и иные действия как: определение местонахождения и идентификацию лиц и предметов, вручение документов, предоставление информации, документов и иных материалов уголовных и судебных дел, производства осмотров, обысков, выемок, передачи вещественных доказательств, проведения экспертиз, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, законных представителей обвиняемых, экспертов, предъявления для опознания, розыска лиц, осуществления оперативно-розыскных мероприятий в рамках расследуемого уголовного дела и др., предусмотренные международными договорами [5].
Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия «правовая помощь по уголовным делам»: Это взаимоотношения, возникающие между компетентными органами и должностными лицами государств по поводу выполнения конкретных процессуально - следственных действий (составление и пересылки документов, производство осмотров, обысков, выемок, передача вещественных доказательств, проведение экспертиз и т.д.), указанных в запросе, и регулируемые нормами, установленными международными договорами и внутреннем законодательством государств, а также на основе принципа взаимности.
1 Примечание: В Минской конвенции закреплены общие условия отказа, применяемые ко всем видам правовой помощи: по гражданским, семейным и уголовным делам. В ст. 19 говорится: В просьбе об оказании правовой помощи может быть отказано полностью или частично, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
2 Примечание: Раздел IV Правовая помощь и правовые отношения по уголовным делам состоит из следующих частей: часть 1. Содержание и форма поручения об оказании правовой помощи по уголовному делу; часть 2. Выдача; часть 3. Уголовное преследование; часть 4. Специальные положения о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам; часть 5. Признание и исполнение приговоров.
Литература:
1. Абдуллоев П. С. Международно-правовая помощь при собирании и проверке доказательств по уголовным делам (УПК Республики Таджикистан): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. - М., 2014. - 280 с.
2. Волженкина В. М. Оказание правовой помощи по уголовным делам в сфере международного сотрудничества: Учебное пособие. - СПб., 1999. - 112 с.
4. Давыдова М.В. К вопросу о понятии правовой помощи по уголовным делам // Вестник Российской правовой академии. - № 3. - 2005. - С. 54-56.
5. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. // Собрание законодательства РФ. - 2000. - Ст. 2349.
6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.) // АМОРТ. - 2004.
7. Лазутин Л.А. Правовая помощь по уголовным делам как комплексное формирование в международном уголовном и уголовно-процессуальном праве: дис. . д-ра. юрид. наук: 12.00.10. - Екатеринбург, 2008. - 434 с.
8. Международное право / под ред. Ш.М. Менглиева. - Душанбе: ЭР-граф, 2010. - 530 с. (на тадж. языке).
9. Международное право: Учебник / Под ред. М 43 Г.И. Тункина - М.: Юрид. лит., 1982. -568 с.
10. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов [и др.] / отв. ред. К.А. Бекяшев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 1008 с.
11. Милинчук В. В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): дис. . канд. юрид. наук. - М., 2001. - 330 с.
12. Решетов Ю. А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. — М.: Междунар. отношения, 1983 г. - 224 с.
13. Уголовный процесс: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. В.П. Божьева. - М.: Спарк, 2002.
14. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 г. (в ред. Законов РТ от 22.07.2013 г. № 982, 983) // АМОРТ. - 2009. - № 12.
12. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 696 с.
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
В статье рассматриваются вопросы выдачи лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления как вида правовой помощи по уголовным делам. Автор анализирует Международные договоры, регулирующие оказание правовой помощи по уголовным делам, приводит определения разных ученых по понятию «правовая помощь по уголовным делам» и ее соотношение с выдачи лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершение преступления и дает свое обоснованное определение по данному понятию.
Ключевые слова: правовая помощь по уголовным делам, выдача лиц, борьба с преступностью, международное право.
TO THE QUESTION ABOUT THE CONCEPT OF LEGAL ASSISTANCE IN CRIMINAL
MATTERS
The article deals with the extradition of persons accused (suspected) of committing a crime as a form of legal assistance in criminal matters. The author analyzes the international treaties governing the provision of legal assistance in criminal matters, resulting in the definition of different scholars on the concept of «legal assistance in criminal matters» and its relation to the extradition of persons accused (suspected) of committing a crime and gives its informed definition of this concept.
Keywords: legal assistance in criminal matters, extradition, fight against crime, international law.
Сведения об авторе: Раджабов Фируз Назаралиевич, аспирант кафедры международного права Таджикского национального университета, е-mail: [email protected]
About author: Radzhabov Firuz Nazaralievich, post-graduate student, Department of international law, Tajik National University