Н.В. Несмачная
ЭКСТРАДИЦИЯ ЛИЦА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В статье исследуется вопрос о месте и роли института выдачи лица в уголовном судопроизводстве. Анализируются различные подходы к определению выдачи лица, порядок ее осуществления; освящаются поводы отказа в выдаче лица, совершившего преступление.
Ключевые слова: международное сотрудничество по уголовным делам, выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора, уголовный процесс, запрос о выдаче, отказ в выдаче лица, совершившего преступление.
N.V. Nesmachnaya
EXTRADITION OF A PERSON FOR PROSECUTION OR EXECUTION OF SENTENCE AS A FORM OF INTERNATIONAL COOPERATION
The article is devoted to the study of place and role of the institute for extradition in criminal proceedings. The author analyses the different approaches to the definition of extradition, the procedure of its implementation, sanctifies the refusal to extradite a person who has committed a crime.
Keywords: international cooperation in criminal matters, extradition of a person for criminal prosecution or execution of sentence, criminal procedure, extradition request, denial of the offender.
Институт выдачи лица, бесспорно, является ведущей формой международного сотрудничества в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам. Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора неразрывно связана с разделением государств, затрагивает государственный суверенитет и представляет собой наиболее сложное по непосредственному осуществлению мероприятие, которое проводится уполномоченными на то органами и должностными лицами.
Институт выдачи представляет собой комплексное правовое явление, т.к. в основе его лежат две самостоятельные правовые системы: международное и внутригосударственное право, которые тесно взаимодействуют.
Выдаче лиц, совершивших преступление на территории какого-либо государства, в рамках международного сотрудничества по борьбе с преступностью отводится весьма значимая и обособленная роль: «С помощью такой формы международного сотрудничества на практике достигается практически универсальная система защиты самых значимых ценностей, а также обеспечиваются гарантии того, что лица, которые виновны в совершении тех или иных тяжких преступлений, будут наказаны независимо от того, где они находятся в настоящий момент, а также того, компетентно ли государство, в котором они скрываются,... привлечь их к уголовной ответственности»1.
Институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора строится на принципе «аи! ёеёеге аи! ;щё1саге», который означает, что
© Несмачная Нина Валерьевна, 2015
Аспирант, преподаватель кафедры уголовного процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 227
лицо, которое совершило преступное деяние, должно нести суровое наказание в той стране, которой оно было задержано, или в стране, в которой было совершено данное преступление, или в стране, которая в наибольшей степени пострадала от такого преступления2.
Следует отметить, что на данный момент не существует законодательного определения понятия «выдача лица» для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, но в современной юридической науке предлагается множество научных определений данного термина.
Известный советский ученый в области уголовного права М.Д. Шаргород-ский еще в 1947 г. писал, что выдачей является передача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, в другое государство для уголовного преследования или применения к нему наказания3.
Определение выдачи по М.Д. Шаргородскому разделяли ученые В.К. Звирбуль и В.П. Шупилов, считая его наиболее удачным, но они предложили и собственный вариант: по их мнению, под выдачей лиц, совершивших преступление, подразумевается акт правовой помощи, который осуществляется в соответствии со специальными договорами, а также нормами национального уголовно-процессуального и уголовного законодательства и заключается в передаче лица другому государству для осуществления правосудия или для исполнения приговора, вынесенного выдающим государством4.
Следует отметить, что данное определение в полной мере соответствует действительности, т.к. процедура выдачи регулируется совокупностью внутригосударственных норм уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права договаривающихся сторон, а также правилами международного права.
Р.М. Валеев определяет институт выдачи как акт правовой помощи, основанный на международных договорах, а также нормах и принципах международного права, заключающийся в передаче преступника стороной, на территории которого он пребывает, стороне, требующей его передачи, или государству, которому нанесен вред совершенным преступлением, для привлечения данного лица к уголовной ответственности или для исполнения приговора5. Точка зрения М.Р. Валеева, связанная с выдачей, также дополняется и другими учеными. Так, по мнению Т.Н. Москальковой, выдача представляет собой возвращение преступника запрашиваемой стороной стороне запрашивающей; осуществляется выдача для того, чтобы провести расследование и осуществить правосудие в отношении выдаваемого лица6.
Рассмотрев различные точки зрения, касающиеся выдачи лица, для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора мы предлагаем авторское определение выдачи лица как основанную на принципах и нормах международного и национального права процедуру передачи для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится данное лицо, государству, на территории которого было совершено преступление, либо государству, которое в наибольшей степени пострадало от преступного деяния, а также государству, гражданином которого является данное лицо, для осуществления в отношении него расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного лица.
Субъектами, в отношении которых Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче являются: подозреваемый, который задержан по подозрению в совершении преступления либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, либо который уведомлен о подозрении в совершении преступления; обвиняемый, в отношении которого на территории Российской Федерации по уголовному делу вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого; подсудимый, если он скрылся на территории иностранного государства в ходе рассмотрения уголовного дела судом РФ до вынесения приговора; а также осужденный, который покинул пределы Российской Федерации после вынесения российским судом обвинительного приговора и вступления его в силу.
Следует отметить, что некоторые авторы, например А.Л. Косарева7, не относят подозреваемого к субъектам выдачи. Считаем, что это мнение не соответствует действительности.
Нельзя не обратить внимание на то, что и международное, и внутреннее законодательство РФ закрепляет, что для направления запроса о выдаче подозреваемого, обвиняемого, осужденного органами расследования должны быть установлены событие преступления, время и место его совершения, полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, его личные данные; собраны достаточные доказательства, изобличающие лицо, подлежащее выдаче, в совершении преступления; вынесено постановление о привлечении подлежащего выдаче лица в качестве обвиняемого либо приговор, вступивший в законную силу (ч.4 ст. 460 УПК РФ).
го
Одним из главных вопросов, подлежащих тщательному выяснению при т
н
рассмотрении полученного запроса о выдаче или при направлении запроса, С, является установление гражданской принадлежности запрошенного к выдаче | лица, т.к. в большинстве государств запрещена выдача своих граждан, хотя в к некоторых странах она и допускается. В Российской Федерации в соответствии г
о
со ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть Д
а
выдан другому государству. т
в
Однако невыдача своего гражданина не означает, что он останется безна- нн
о
казанным. В таких случаях запрашивающее государство может потребовать у Генерального прокурора РФ поставить перед соответствующим следственным д
и
органом вопрос о возбуждении уголовного дела или осуществлении уголовного с
к
преследования в отношении данного лица. При этом запрашивающее государ- а ство должно предоставить в Генеральную прокуратуру РФ все имеющиеся у них | вещественные доказательства, документы и другую информацию, которая имеет | значение по расследуемому уголовному делу. После проведения расследования и № разрешения уголовного дела в суде, Генеральная прокуратура РФ должна про- 1
О
информировать запрашивающее государство о результатах. ~
Также в ст. 63 Конституции РФ указано, что Россия может предоставить в 5 указанных случаях политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Такая же норма о политическом убежище закреплена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и в Декларации о территориальном убежище 1967 г. Следовательно, выдача лица, которому государством предоставлено политическое убежище, не допускается. 229
Право на выдачу является суверенным правом каждого государства. В соответствии с общепризнанной точкой зрения выдача лица - это именно право государства, а не его обязанность. Поэтому в договорах, а также внутреннем законодательстве содержатся основания, при наличии которых выдача производиться не будет.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что институт выдачи:
1) занимает особое место в сфере международного сотрудничества, а также позволяет государствам обмениваться опытом в этой области, что приносит существенную пользу, т.к. происходит расширение возможностей по укреплению внутреннего и международного правопорядка;
2) представляет собой комплексное правовое явление, поскольку включает в себя международную и внутригосударственную правовые системы, взаимодействующие между собой и дополняющие друг друга;
3) основан на принципах и нормах международного и национального права процедурой передачи для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится данное лицо, государству, на территории которого было совершено преступление, либо государству, которое в наибольшей степени пострадало от преступного деяния, а также государству, гражданином которого является данное лицо, для осуществления в отношении него расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного лица;
4) устанавливается международными договорами и внутригосударственным правом и используется в той части, которой государства-участники считают для себя приемлемой и необходимой для борьбы с международными и национальными преступлениями. При этом государство имеет право отказать в выдаче при наличии соответствующих условий;
5) используется сотрудничающими государствами для уголовного преследования лиц, совершивших преступления, либо для применения к таким лицам наказания, назначенного судом;
6) распространяется только на субъектов, подлежащих выдаче: подозреваемого, обвиняемого, осужденного, которыми могут являться только физические лица.
Возникновение и совершенствование института выдачи лиц связано с изменениями в общественной и политической жизни, международных отношениях, а также с необходимостью принятия многосторонних международных договоров и соглашений, регулирующих вопросы взаимной правовой помощи по уголовным делам, обусловленных расширением форм и направлений сотрудничества государств в области борьбы с преступностью, созданию и приведению в действие эффективных механизмов защиты существующих международно-правовых принципов и норм.
1 Велчев Б. Политические преступления в международном уголовном праве // Международная жизнь. 1999. №5. С. 79-80.
2 См.:МихайловВ.А. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. М.,2011. С. 172.
3 См.: Шаргородский М.Д. Выдача преступников и право убежища в международном праве // Вестник Ленинградского университета. 1947. № 8. С. 24.
4 См.: Звирбуль В.К., ШупиловВ.П. Выдача уголовных преступников. М., 1974. С. 6, 11.
5 См.: Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976; Международное уголовное право / под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999. С. 28-29.
6 См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 783-784.
7 См.: КосареваА.Н. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб.,2005.