8.СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, АДВОКАТУРА, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Белозерова И.И., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация: Настоящая статья посвящена понятию и особенностям процессуального порядка выдачи лица, совершившего преступление, с учетом норм международного права.
Ключевые слова: международное право; процессуальный порядок выдачи лица, совершившего преступление; запрос о выдаче.
INTERNATIONAL LAW AND PROCEDURE OF EXTRADITION OF A PERSON WHO COMMITTED A CRIME
Belozerova I.I., Ph. D. at Criminal law and process chair The Russian University of Friendship of the people. Contacts of the author: [email protected]
Annotation: The present article is devoted to the concept and features of procedure of extradition of a person who committed a crime, with respect to international law requirements.
Keywords: international law, procedure of extradition of a person who committed a crime, request for extradition.
Проблема преступности вышла за потенциальные границы и представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества. В этих условиях, необходимость объединения совместных усилий государств для осуществления повседневного сотрудничества в борьбе с негативными проявлениями преступности приобретает особое звучание и смысл.
Как правило, производство по большинству уголовных дел осуществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государства, где было совершено преступление. Однако на практике возникают такие случаи, когда лицо или лица, совершив преступление или преступления на территории одного государства, покидает эту страну и уезжает в иное (другое) государство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Это лицо может быть гражданином той страны, в которой оно со-
вершило преступление или иностранным гражданином.
Очень важно обратить внимание на факт наличия или отсутствия гражданства именно потому, что в рамках международного права вопрос о выдаче этих лиц и о производстве отдельных следственных действий решается неоднозначно.
Как известно, основанием для выдачи лица, совершившего преступление, является уголовное преследование и наказуемость деяния. Выдача данного лица возможна в том случае, когда по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон наказание за данное преступление установлено не менее одного года лишения свободы. Это положение предусмотрено ст. 2 Европейской Конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года (далее по тексту - Европейская Конвенция) и ст. 56 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 2 января 1993 года (далее по тексту - Конвенция СНГ).
В соответствии со ст. 460 УПК РФ, Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1-2 ст. 2 Европейской Конвенции о выдаче от 13декабря 1957 года выдача осуществляется, как было уже отмечено, в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны лишением свободы или в соответствии с постановлением об аресте на срок до одного года или более серьезное наказание.
В тех случаях, когда осуждение и тюремное заключение или постановление об аресте имеют место на территории запрашивающей стороны, установленный срок наказания должен составлять не менее четырех месяцев. Не исключено, что запрос о выдаче может включать и иные преступления, которые, в свою очередь, определены уголовными кодексами запрашивающей и запрашиваемой сторон и связаны с лишением свободы или подпадают под постановление об аресте. Вместе с тем, следует указать на тот факт, что эти преступления могут не отвечать условно в отношении срока наказания, который может быть установлен, однако запрашиваемая сторона также имеет право осуществлять выдачу и за эти преступления.
В соответствии с ч. 3 ст. 460 УПП РФ при возникновении необходимости запроса о выдаче, наличии этого основания и условий, все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства.
Запрос о выдаче должен содержать:
-наименование и адрес запрашивающего органа;
- полное имя лица в отношение которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие
Белозерова И.И.
ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЛИЦА
данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
- изложение фактических обстоятельств и правовую классификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;
- сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.
К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьбы об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу. Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу может быть вынесено:
- если обвиняемый скрылся и в отношении его объявлен международный розыск;
- если обвиняемый совершил побег и скрылся на территории иностранного государства, фактически это означает, что имеет место побег из-под стражи.
В целях обеспечения возможности выдачи запрашиваемое государство должно взять под стражу лицо, выдача которого требуется (ст. 60 Конвенции СНГ), и известить запрашивающее государство о месте и времени выдачи. При этом если запрашивающее государство не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после поставленной даты передачи, то данное лицо должно быть освобождено из-под стражи (ст. 67 Конвенции СНГ). Конвенция также регламентирует вопросы взятия под стражу или задержания лица до получения требования о выдаче, а равно предписывает освободить его при не поступлении требования о выдаче в течение месяца со дня взятия под стражу либо в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания (ст. 61 - 62 Конвенции СНГ).
Схожие правила установлены и Европейской конвенцией о выдаче, согласно которой запрашиваемое государство информирует запрашивающее государство о своем решении в отношении выдачи; при полном или частичном отказе в выдаче указываются причины. В случае удовлетворения запроса запрашивающее государство информируется о месте и дате передачи и о периоде времени, в течение которого требуемое лицо задерживалось с целью передачи. Если не зависящие от него обстоятельства препятствуют государству в передаче или приеме лица, подлежащего выдаче, оно уведомляет другое государство, согласовывая с ним новую дату передачи. Если требуемое лицо не было передано в назначенную дату, оно может быть освобождено по истечении 15 дней и в любом случае освобождается по истечении 30 дней (ст. 18 Европейской конвенции о выдаче).
Как и Конвенция СНГ (ст. 61 — 62), Европейская конвенция о выдаче также предусматривает, что в случае, не терпящем отлагательства, компетентные органы запрашивающего государства могут обратиться с просьбой о предварительном задержании разыскиваемого лица до получения запрашиваемым государством запроса о выдаче. Компетентные органы запрашиваемого государства принимают ре-
шение по данному вопросу в соответствии с его законом. Просьба о предварительном задержании направляется компетентным органам запрашиваемого государства по дипломатическим каналам, или непосредственно по почте или телеграфу, или через посредство Международной организации уголовной полиции (Интерпол), или с помощью любых других средств, обеспечивающих письменное подтверждение или приемлемых для запрашиваемого государства. Запрашивающий орган незамедлительно информируется о предпринятых действиях по его запросу. Предварительное задержание может быть отменено, если в течение 18 дней после ареста запрашиваемое государство не получило запроса о выдаче и прилагаемых к нему документов. В любом случае этот период не может превышать 40 дней с даты такого задержания. Возможность временного освобождения в любое время не исключается, однако запрашиваемое государство принимает любые меры, которые оно считает необходимыми, для предотвращения побега разыскиваемого лица. Освобождение не препятствует повторному аресту и выдаче, если впоследствии получена просьба о выдаче (ст. 16 Европейской конвенции о выдаче).
Если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление на территории запрашиваемого государства, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания (ст. 63 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче). Однако если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования (например, см. ст. 78 УК РФ) или причинить ущерб расследованию преступления, лицо, выдача которого требуется по ходатайству, может быть выдано на время. Выданное на время лицо должно быть возвращено после проведения действия по уголовному делу, для которого оно было выдано, но не позднее чем через три месяца со дня передачи лица.
В обоснованных случаях указанный срок может быть продлен по решению Генерального прокурора запрашиваемого государства (ст. 64 Конвенции СНГ). Согласно п. 2 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче, вместо того, чтобы отложить передачу, запрашиваемое государство может временно выдать требуемое лицо запрашивающему государству в соответствии с условиями, определяемыми на основе соглашения между ними.
При коллизии требований о выдаче лица за одно и то же преступление или за различные преступления, т.е. когда требования поступили от нескольких государств, запрашиваемое государство самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено (ст. 65 Конвенции СНГ). При этом оно должно принять свое решение с учетом всех обстоятельств и особенно относительной тяжести и места совершения преступления, соответствующих дат запросов, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству (ст. 17 Европейской конвенции о выдаче). Необходимо отметить, что весьма важная роль отводится двусторонним договорам.
Решения, принятые Генеральным прокурором Российской Федерации как уполномоченным должностным лицом, относительно выдачи и иных вопросов, вытекающих из правоотношений, регламентированных Конвенцией СНГ, Европейской конвенцией о выдаче и другими соответствующими двусторонними договорами Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд заинтересованными лицами.
Все вышесказанное дает основание полагать, что в вопросах международной процессуальной деятельности наметились положительные тенденции, и они развиваются. Каждое государство имеет свою правоохранительную систему, и не всегда компетенция одних правоохранительных органов соответствует компетенции аналогичных правоохранительных органов в другой стране, что порождает на практике немалые трудности, а именно, затягиваются сроки исполнения запросов (поручений), а отсюда как следствие, отсутствует результат.
И все же, мне представляется правильным говорить на сегодняшний день о том, что возникла потребность в признании и закреплении такой отрасли права, как международный уголовный процесс. Для всех очевидно, что вопросы выдачи лиц, совершивших преступления, производство отдельных следственных действий на территории иного государства
- это не международные нормы материального права, это нормы процессуального права. Международному уголовному процессу уготовано большое будущее, каким оно будет - покажет время. Но то, что потребуется для этого взаимопонимание различных стран и желание сотрудничать не вызывает не каких сомнений.
Список литературы:
1. Европейская Конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года.
2. Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 2 января 1993 года.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.