И.П. Кожокарь
К вопросу о понятии правового консенсуса
На современном этапе развития России в рамках процесса демократических преобразований противоречивые тенденции в экономической, политической, культурной и идеологической сферах жизни российского общества не могли не найти своего отражения в праве. Современное общество захлестнула волна противоречий и конфликтов. В их разрешении важную роль играет правовой консенсус.
Ученые-правоведы незаслуженно обходят стороной его анализ, хотя эффективное использование данного института без общетеоретического обоснования невозможно.
Повышение роли и значения правового консенсуса является одним из характерных процессов демократического государства. Усиление и углубление правового регулирования общественных отношений посредством консенсуса как эффективного средства воздействия на жизнь людей составляют объективную необходимость на современном этапе.
Сегодня юридическое согласие составляет основу многих отраслей права. Так, гражданско-правовые, трудовые, семейные и др. правоотношения являются индивидуализированными, а следовательно, существуют вопросы, решение которых возможно только посредством индивидуального согласования. Инструментом такого согласования является правовой консенсус.
Гражданское законодательство зиждется на договорных отношениях, основу которых составляет консенсус, например, договор купли-продажи (ст. 454 ГК РФ), договор поставки (ст. 506 ГК РФ), договор мены (ст. 567 ГК РФ), договор ренты (ст. 583 ГК РФ), договор аренды (ст. 606 ГК РФ), договор проката (ст. 626 ГК РФ), договор подряда (ст. 702 ГК РФ), договор перевозки (ст. 784 ГК РФ), договор займа и кредита (ст. 807, 819 ГК РФ), договор хранения (ст. 809 ГК РФ), договор страхования (ст. 927 ПС РФ) и др.
Помимо приведенного примера рассматриваемое явление присуще также многим другим отраслям российского законодательства. Трудовое, семейное, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право содержат такие формы правового консенсуса, как соглашение, согласие, договор, примирение сторон, мировое соглашение, социальное партнерство, контракт и др.
Законодатель не случайно предусматривает множество форм достижения правового консенсуса, поскольку развитие рыночных отношений сегодня без правовой реализации консенсуса не представляется возможным. Дальнейшее расширение сферы правового регулирования влечет расширение области применения правового консенсуса.
Для усиления гарантий прав и законных интересов граждан и юридических лиц необходимо их согласованное, сбалансированное взаимодействие с государством. Эта необходимость остро ощущается в области налогообложения, прохождения воинской службы, реформы государственного аппарата и т.д. Поэтому вектор развития российского государства должен быть направлен на согласие, баланс интересов, консенсус.
Сегодня проводимые экономические преобразования ведут к развитию частной инициативы, коммерческой самостоятельности, новым хозяйственным отношениям, успешное развитие которых возможно только при консенсуальном взаимодействии субъектов.
Помимо экономических отношений, государственная реформа коснулась также политической сферы российского общества. Меняются подходы к взаимодействию Российской Федерации и ее субъектов, граждан и государственных структур, работников и работодателей и т.д. Упор в этих отношениях делается именно на согласование автономных воль, поиск общего знаменателя при согласовании интересов, достижение консенсуса.
Правовые акты сегодня все чаще приобретают характер договорных, договор становится основной формой саморегуляции, при этом преобладавшая ранее ось взаимоотношений «подзаконный акт и договор как его конкретизация» заменяется другой - «Конституция как основа договорных актов», принцип свободы договора получил конституционное закрепление [1, с. 4].
Подобная тенденция развития нормативного договора как формы правового консенсуса самым благоприятным образом отразится на правовом развитии российского государства.
Как справедливо отмечает М.И. Байтин, «значительное возрастание доли договорных норм в общем числе норм современного российского права становится одной из его достопримечательных черт, отражающих процессы дальнейшего развития федерального устройства государства, расширения сфер действия частноправового метода в гражданском обществе, углубления демократизма права и правового регулирования в целом» [2, с. 203-231].
Право является универсальной системой нормативного регулирования социальных процессов. Противоречия между правовыми предписаниями пронизывают сегодня все уровни системы российского законодательства. В его структуре в настоящее время отчетливо прослеживается ряд
негативных тенденций: ослабление связей между отраслями законодательства, излишняя множественность законов при регулировании одних общественных отношений и в то же время их недостаточность при регулировании других, несбалансированность законодательного процесса на федеральном и региональном уровнях, многочисленные нарушения конституционной процедуры принятия законов и правил законодательной техники и т.д. В процессе урегулировании этих негативных тенденций огромное значение играет правовой консенсус.
Он представляет собой особую разновидность социального консенсуса. Комплексный подход на основе отраслевого анализа правового консенсуса даст возможность понять его сущность, раскрыть механизмы развития, а также расширить сферу его применения. Практическая беспомощность и неэффективность применения принципов правового консенсуса во многом связана с отсутствием теоретической разработки данного явления.
Согласование интересов участников правоотношений, необходимость поиска общего знаменателя относительно ценностей и норм общественной жизни делает консенсус незаменимым инструментом современной правовой действительности.
Правовой консенсус характеризует согласие, основанное на нормах права. Теоретическое значение такого подхода состоит в возможности сопряжения консенсуса с различными государственными и правовыми институтами, а, следовательно, рассмотрение правового консенсуса не в абстрактном социальном пространстве, а в реальной связи с действующими государственно-правовыми инструментами и структурами.
Практическая значимость такого подхода к правовому консенсусу заключается в возможности установления влияния норм права на эффективность достижения правового консенсуса, его долгосрочность, место и роль в устранении правовых конфликтов и коллизий, а также значение в правотворческом и правореализационном механизме.
Причинами возникновения консенсуса в праве, на наш взгляд, следует считать:
- необходимость эффективного экономического развития, осуществляемого посредством автономного взаимодействия субъектов. Подобного рода отношения немыслимы без реализации правового консенсуса;
- успех проведения политических преобразований: реформа федеративного устройства, межнациональных отношений, эффективное взаимодействие государственных органов между собой и гражданами также возможна посредством использования форм и принципов правового консенсуса;
- использование принципов правового консенсуса в правотворчестве повышает легитимность принятых нормативных актов;
- потребность в согласовании интересов участников правоотношений для достижения обоюдного результата. Заключение договора, сделки, соглашения, контракта и др. невозможно без использования принципов консенсуса;
- необходимость эффективного исполнения принятых сторонами решений. Полное устранение конфликтной ситуации возможно при обоюдном согласии субъектов с принятым решением. Как показывает практика, выиграть судебный процесс - не значит добиться устранения нарушения своих прав. Эффективность исполнения судебных решений остается достаточно низкой. При достижении согласия между субъектами увеличивается возможность добровольного исполнения достигнутых договоренностей. «Навязывание» правила поведения ставит одну из сторон в положение «проигравшей», что, как показывает практика, весьма негативно влияет на их дальнейшие взаимоотношения. Законодательно закрепленная возможность устранения конфликта посредствам консенсуса как на досудебной стадии, так и в процессе судебного разбирательства дает возможность сторонам самостоятельно устранить возникшие разногласия, оставаясь при этом на равных со своим процессуальным противником;
- реализация правовых норм (особенно в таких формах, как соблюдение и исполнение), как правило, возможна только на основе обоюдного согласия власти и общества;
- консенсус на современном этапе развития права является наиболее эффективным способом устранения правовых коллизий;
- широкое использование форм и принципов правового консенсуса повышает законность и правопорядок в государстве.
Достижение правового консенсуса протекает поэтапно, в рамках определенной законодательством процедуры, которая, в свою очередь, формализована и санкционирована волей государства.
Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, консенсус в современном значении используется двояким образом. В одних случаях речь идет о процедуре принятия решения, в других - консенсус отражает достигнутую согласованность позиций и взглядов [3, с. 104].
В рамках действующего законодательства консенсус выступает в двух основных смыслах: в узком и в широком.
В широком - правовой консенсус представляет собой результат достигнутого согласия, в узком -выступает как юридическая процедура.
Как результат достигнутого согласия правовой консенсус представляет собой цель, ради которой стороны вступают в консенсуальные правоотношения. Выступая в данном ракурсе, он обладает рядом характерных черт:
- правовой консенсус есть фундаментальная основа любого правового соглашения сторон - это родовая юридическая категория, которая включает в себя все виды согласия (договор, соглашение, брак, социальное партнерство, контракт и т.д.);
- он представляет собой связующее звено всех форм выражения правового согласия;
- консенсус выступает основным условием правомерности достигнутых договоренностей. Главным нормоустановленным признаком соглашения сторон является именно консенсус;
- он представляет собой согласованную волю равноправных, праводееспособных участников правоотношений. Достижение правового консенсуса происходит путем выработки и принятия решения, согласования позиций, условий, желаний субъектов. Принятие решения с нарушением воли участников влечет нарушение принципов правового консенсуса;
- правовой консенсус основан на нормах действующего законодательства. Возможность его достижения четко регламентирована правовыми нормами. При достижении согласия сторонами и облечения его в форму, не предусмотренную законом, говорить о правовом консенсусе не представляется возможным;
- правовой консенсус порождает юридические последствия. Принятие сторонами согласованного решения обязывает их к его исполнению;
- нарушение правового консенсуса является основанием юридической ответственности сторон. Так, неисполнение договоренностей субъектов достигнутого правового консенсуса влечет наступление негативных последствий для недобросовестного контрагента;
- достигнутое субъектами согласие выражается в консенсуальном акте.
Законодатель предусматривает следующие виды консенсуальных актов: сделка (договор), контракт, соглашение, согласие, конкурс, социальное партнерство, мировое соглашение, примирение сторон, резолюция, конвенция.
Хотелось бы отметить, что в некоторых случаях форма и вид правового консенсуса могут совпадать.
Форма правового консенсуса - это способ существования и выражения согласия в праве, она охватывает систему устойчивых связей данного явления и выражает его содержание.
При классификации правового консенсуса по форме закрепления, последние выступают в качестве вида данного явления.
Достижение согласованного результата происходит посредством законодательной консенсуальной процедуры. Остановимся подробнее на этой характеристике консенсуса.
Правовая процедура представляет собой «нормативно-установленный порядок осуществления юридической деятельности, направленный на реализацию норм материального права и основанных на них материальных правоотношений, охраняемый от нарушения правовыми санкциями» [4, с. 7].
Консенсус как юридическая процедура обладает рядом признаков, присущих данному институту:
- имеет законодательное закрепление. Так, например, Федеральный закон «О международных договорах РФ» предусматривает ряд способов заключения международного договора: подписание, обмен документами, ратификацию, утверждение и т.д.;
- порядок осуществления консенсуальной процедуры регламентируется нормами права;
- установленная законом консенсуальная процедура порождает юридические последствия;
- целью консенсуальной процедуры является реализация норм материального права;
- уровень использования субъектами правоотношений консенсуальных процедур отражает специфику правового развития общества, способность субъектов договариваться между собой по спорным вопросам, использовать цивилизованные методы решения конфликта.
Таким образом, консенсуальная процедура - это законодательно закрепленный порядок достижения и реализации согласия субъектов, порождающий юридические последствия.
Нормами действующего права закреплены следующие виды консенсуальных процедур: третейское судопроизводство; претензия; переговоры; посредничество; ратификация; утверждение; присоединение; подписание; обмен документами; заключение.
Для возможности реализации и охраны со стороны государства консенсус должен быть правомерным и не противоречить юридическим предписаниям.
Правовой консенсус действует в границах возможного и дозволенного поведения субъектов правоотношений. Выход за эти рамки влечет его недействительность.
Условиями правомерности правового консенсуса являются:
- равноправие субъектов достигнутого согласия;
- соответствие договоренности сторон нормам действующего законодательства;
- законность интересов субъектов правоотношений;
- отсутствие возражений других участников принимаемого решения;
- в случае необходимости принятия решения коллегиально оно должно быть одобрено большинством участников.
Способность к консенсусу является показателем высокой культуры общения, что особо ценно для любого общества. Правовая культура формируется постепенно. Население ищет подходы и правила во взаимоотношениях друг с другом, которые, прежде всего, должны строиться на правовых нормах. На состояние таких взаимоотношений непосредственно влияет уровень развития правового сознания, правовая информированность населения, уважение прав и свобод человека и гражданина, а также способность к решению конфликтных ситуаций путем достижения согласия, консенсуса.
Уровень правовой культуры напрямую зависит от способности граждан решать конфликты мирными средствами, путем достижения консенсуса.
В завершение анализа данного вопроса рассмотрим характерные признаки правового консенсуса:
- правовой консенсус порождает юридические последствия;
- правовой консенсус основан на правах и законных интересах субъектов правоотношений;
- достижение правового консенсуса возможно только при наличии согласия всех участников правореализационной деятельности;
- правовой консенсус основан на нормах права;
- нарушение правового консенсуса является основанием юридической ответственности сторон;
- решения, принятые на базе правового консенсуса, являются наиболее легитимными;
- правовой консенсус является неотъемлемым условием любого юридического соглашения сторон;
- он представляет собой эффективный способ устранения юридических коллизий и конфликтов;
- правовой консенсус является основанием возникновения консенсуальных правоотношений.
- правовой консенсус предполагает направленность субъектов на достижение взаимовыгодного результата посредствам предусмотренных законом согласительных процедур.
Таким образом, правовой консенсус представляет собой основанное на нормах действующего законодательства согласие участников правовых отношений, выраженное в консенсуальном акте, направленное на поиск взаимоприемлемого результата, достигаемое посредством согласования воль праводееспособных субъектов в целях удовлетворения их прав и законных интересов, а также устранения противоречий между ними.
Литература
1. Мясин А.А. Нормативный договор как источник права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.
2. Байтин М.И. Сущность права. Современное научное понимание на грани веков. Саратов, 2001.
3. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие. М., 2000.
4. Яковенко О.В. Правовая процедура: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999.