Научная статья на тему 'Институционально-правовой консенсус как средство гармонизации современных федеративных и межнациональных отно- шений'

Институционально-правовой консенсус как средство гармонизации современных федеративных и межнациональных отно- шений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСЕНСУС / ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабарухин Д. И.

В статье анализируются споры возникающие в сфере взаимоотношений Федерации и ее субъектов и субъектов между собой. Наиболее типичными противоречиями являются несоответствия конституций и уставов субъектов федеральной конституции. Возникновение данного явления имеет объективный характер. Природа институционально-правового конфликта объясняется тем, что формальные правила меняются быстро, а неформальные ограничения нет. Для решения возникающих противоречий требуется использовать институционально-правовой консенсус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институционально-правовой консенсус как средство гармонизации современных федеративных и межнациональных отно- шений»

Кабарухин Д.И.

Институционально-правовой консенсус как средство гармонизации современных федеральных и межнациональных отношений

В федеративном государстве основные споры возникают в сфере взаимоотношений Федерации и ее субъектов и субъектов между собой. Наиболее типичными являются разногласия о соответствии Конституции РФ общефедеративным правовым актам законодательств субъектов Федерации; о соответствии регионального законодательства конституциям субъектов; о соблюдении установленного порядка разделения полномочий между Федерацией и ее субъектами в сфере совместной компетенции. Возникновение данных споров - явление объективное, обусловленное важностью и сложностью регулирования федеративных отношений в институционально-правовом измерении.

Природа институционально-правового конфликта объясняется тем, что формальные правила меняются быстро, а неформальные ограничения - нет. Вследствие этого развивается устойчивый институционально-правовой конфликт между неформальными организациями и новыми формальными правилами.

Для разрешения институционально-правовых конфликтов и коллизий необходим эффективный механизм разрешения споров в этой жизненно важной сфере, без которого невозможно нормальное функционирование демократического, правового, федеративного государства.

Таким механизмом, по нашему мнению, является институционально-правовой консенсус, эффективное применение которого без достаточного теоретического обоснования невозможно.

Консенсус в переводе с латинского - согласие, единодушное принятие решений по спорным вопросам путем обсуждения и взаимных уступок.

Институционально-правовой консенсус есть особая разновидность консенсуса. Он пронизывает весь законодательный массив и выступает одним из эффективных юридических средств устранения противоречий между субъектами правоотношений, способствует достижению согласия между ними.

Институционально-правовой консенсус как важнейшее научное направление относится к числу малоисследованных проблем в отечественной политико-правовой науке. Применение институционально-правового консенсуса в сфере регулирования федеративных отношений может благоприятно повлиять на совершенствование и эффективную реализацию как регионального, так и федерального законодательства, что, в свою очередь, должно отразиться на стабилизации российской государственности в целом.

С 90-х годов XX века по настоящее время, несмотря на сложность и межотраслевой характер обсуждаемой проблемы, общие аспекты правового консенсуса в условиях российского федерализма нашли свое отражение в трудах Р.Г. Абдулантипова, А.В. Глухова, А.В. Дмитриева, А.Г. Здравомыслова, В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Н.П. Медведева и других отечественных ученых.

Институциональный консенсус как принцип коллегиального решения требует положительного решения на основе согласования позиций, компромисса, сотрудничества. В соответствии с этим подходом право и закон можно рассматривать с позиций достижения юридического консенсуса в сфере федеративных отношений. Именно согласование интересов субъектов федеративных отношений составляет базовую основу для реализации основных признаков федерализма и благоприятные условия для всей последующей правореализующей деятельности государства.

Общепризнанно, что метод консенсуса, помимо средства разрешения противоречий в сфере федеративных отношений, является и единственно разумным способом достижения решения наиболее сложных проблем и политических конфликтов. Признание всеобщего согласия одним из основных принципов общественной жизни формирует новое современное сознание граждан, которому чужды предвзятость и непримиримость. Гражданское согласие на основе консенсуса усиливает легитимный характер политической и правовой систем, делает их более стабильными, укрепляет взаимосвязь с гражданским обществом. Таким образом, консенсус как политико-юридический термин означает общность взглядов различных социально-политических групп на политико-правовую ситуацию в стране и подходы к решению перспективных проблем.

Согласование интересов участников федеративных правоотношений, необходимость поиска общего знаменателя относительно норм общественной жизни делают институционально-правовой консенсус незаменимым средством современной правовой действительности. Институционально-правовой консенсус характеризует согласие, основанное на нормах права, а его эффективность гарантируется формальными правовыми институтами, соответствующими государственно-правовыми инструментами и структурами [1, с. 10].

На сегодняшний день требуются комплексное исследование и институционализация политико-правовых аспектов и механизмов правового консенсуса с целью достижения стабильности, устойчивости и эффективного функционирования институтов российского федерализма.

В юридической науке консенсус как метод принятия решений, прежде всего, подразделяется на правовой (когда консенсуальные методы и процедуры предусмотрены нормативными актами и порождают определенные правовые последствия) и неправовой (неформальные способы разрешения конфликтов).

Также выделяют «политический» и «юридический» консенсусы, которые оказывают большое влияние на формирование институциональной среды, эффективность работы институтов государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Федерации, становление демократии и институтов гражданского общества.

Политический и юридический консенсусы представляет собой особые сферы, тесно взаимосвязанные, но все же разные по существенным параметрам:

- особенностям сфер государственно-правового регулирования и характеру отношений, в одном случае - социально-политических, в другом - правовых;

- правовым и политическим институтам, нормам;

- специфике процедур и используемых технологий;

- формам и методам разрешения споров и т.д.

Политическая и юридическая разновидности консенсуса тесно смыкаются, между ними существует неразрывная органическая связь. С одной стороны, юридический консенсус в обществе, где бушуют социальные конфликты и преобладает конфронтационный менталитет, то есть нет политического консенсуса, весьма непрочен, то и дело срывается деятельность правомочных комиссий, комитетов, сторон переговоров с самыми широкими правами и полномочиями.

С другой стороны, социальный и политический консенсусы нуждаются в юридическом закреплении, регламентации, чтобы получить необходимую степень прочности и устойчивости [2, с. 69, 71].

Хотя в науке и выделяются различного рода и вида консенсусы, которые ученые характеризуют как эффективное средство разрешения различного рода конфликтов, критерий устойчивости институтов российского федерализма, отмечается, что консенсус позволяет реализовывать принципы демократии, однако на современном этапе консенсус как форма разрешения конфликтов и достижения компромиссов до сих пор не является институционализированным в институциональную структуру Российского государства и не имеет формы обязательной процедуры, по прохождении которой у ее субъектов возникали бы права и обязанности, определялась бы ответственность, основанная на взаимном согласии.

Консенсуальная процедура включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап, в рамках которого стороны определяют для себя возможность и необходимость достижения согласия.

2. Промежуточный этап. Здесь его участники выдвигают друг другу условия возможного консенсуса.

3. Основной этап предполагает согласование позиций сторон по принимаемому вопросу.

4. Заключительный этап достижения правового консенсуса представляет собой оформление достигнутых договоренностей, закрепленных в консенсуальном акте.

Данные этапы являются логическим процессом, позволяющим устранить на федеральном и региональном уровнях многочисленные нарушения конституционной процедуры принятия законов и правил законодательной техники, а также позволят оптимизировать деятельность институтов российского федерализма.

Главными условиями институционального консенсуса в сфере федеративных отношений являются: соответствие договоренности сторон нормам действующего законодательства; законность интересов субъектов правоотношений; отсутствие возражений других участников принимаемого решения; в случае принятия коллегиального решения оно должно быть одобрено большинством участников.

Основные признаки институционально-правового консенсуса, используемого для гармонизации и укрепления федеративных отношений:

- институционально-правовой консенсус закреплен законодательно;

- цель институционально-правового консенсуса - удовлетворение прав и законных интересов Федерации и ее субъектов;

- достижение правового консенсуса возможно только при наличии согласия всех участников право-реализационной деятельности;

- решения, принятые на базе правового консенсуса, выражаются в законодательном акте;

- институционально-правовой консенсус выступает неотъемлемым условием любого юридического соглашения сторон;

- он представляет собой эффективный способ устранения юридических коллизий и конфликтов;

- институционально-правовой консенсус есть основание возникновения консенсуальных правоотношений;

- целью институционально-правового консенсуса является достижение сторонами взаимовыгодного результата;

- нарушение институционально-правового консенсуса влечет наступление юридической ответственности субъектов консенсуальных правоотношений.

Использование институционально-правового консенсуса в сфере федеративных отношений позволит укрепить институциональные связи Федерации и ее субъектов, решить ряд вопросов, возникающих в сфере проходящих процессов регионализации, а также укрепления межнациональных отношений. Институционально-правовой «консенсус между нациями и народами позволяет не только стабилизировать, но и развивать сотрудничество на уровне как федеративных, так и местных региональных отношений» [2].

Институционально-правовой консенсус в сфере федеративных отношений, понимаемый как достижение согласия между субъектами федеративных отношений, представляет собой сложный феномен, обладающий соответствующей структурой и разнообразным содержанием.

Достижение согласия в институционально-консенсуальной форме на локальном уровне между территориями решит многие местные проблемы, которые значительно отличаются от проблем федерального значения местной спецификой. Поэтому использование данного способа достижения согласия позволит: во-первых, более мобильно решать межрегиональные проблемы; во-вторых, укрепить отношения в сфере регионального сотрудничества, что повысит эффективность действия институтов российского федерализма и уровень всей системы федеративных отношений в России.

К числу условий, благоприятствующих регулированию и разрешению коллизий в сфере федеративных отношений, в рамках такой процедуры, как институционально-правовой консенсус, субъектами которого в данном случае будут являться Федерация и ее субъекты, необходимо отнести следующие: взаимное уяснение позиций сторон по каждому конкретному коллизионному вопросу; выявление зоны и уровня конфронтационных притязаний; нахождение зоны взаимных уступок; определение условий копромисса; выявление предмета взаимных уступок с целью ослабления конфликта или недопущения его срыва в деструктивную фазу, определение мер и форм взаимных гарантий достигнутого соглашения.

Положительного результата данного процесса можно ожидать только в том случае, если его субъекты будут следовать всем правилам институционально-правового консенсуса, которые должны быть закреплены законодательно.

В связи с тем, что субъектами институционально-правового консенсуса в сфере федеративных отношений являются чаще всего Федерация и ее субъекты, следует отметить, что в рамках проходящих процессов регионализации, участниками процедуры консенсуса могут быть как субъекты РФ, отдельные регионы и муниципальные образования, так и территории иностранных государств, поскольку развитие многостороннего сотрудничества между регионами России, а также регионами других стран в различных сферах предполагает создание определенной институциональной среды, которая, в том числе, может быть основана на правовом консенсусе. Эффективность функционирования многостороннего сотрудничества как одного из институтов российского федерализма зависит главным образом от качества институциональной среды, а значит, и от качества проведения консенсуальной процедуры.

Гармонизация этноконфессиональных процессов во многом зависит от успеха институционально-правовой модернизации России. Поэтому основной задачей Российской Федерации является нахождение посредством достижения институционально-правового консенсуса соответствующего компромисса с лидерами национальных автономий и республик по эффективному построению отношений с субъектами Федерации и национальными республиками с учетом их мнения.

Правовая институционализация федеративных отношений и оптимизация институтов федерализма в России в области национальных отношений в настоящий момент находятся в числе приоритетных задач внутренней политики Российского государства и призваны эффективно реализовывать конституционные принципы российского федерализма, особенно принцип равноправия всех субъектов РФ при осуществлении ими своих социально-экономических и этнокультурных прав.

Институционально-правовой консенсус, по нашему мнению, является одним из эффективных средств достижения общественного и межнационального согласия в Российской Федерации и на всем постсоветском пространстве, он, как процедура достижения политико-правового компромисса и согласия, содержит в себе сам механизм реализации государственной национальной политики.

В процессе становления национально-культурных отношений, несмотря на накопленный положительный опыт, возникает ряд противоречий и проблем, которые в большинстве своем могут разрешиться на основе применения институционально-консенсуальных процедур.

Институционально-правовой консенсус призван сыграть большую роль в поддержании межнационального мира и согласия в обществе, улучшении взаимодействия и взаимопонимания граждан РФ, принадлежащих к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам; решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Институционально-правовой консенсус, используя свои правила ведения диалога, достижения компромисса и преследуя цель в данном случае

создания документа, имеющего юридическую силу, определяющего права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение взаимных прав, будет способствовать укреплению, стабилизации и дальнейшей устойчивости федеративных отношений.

Литература

1. Кожокарь И.П. К вопросу понятия правового консенсуса // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 4.

2. Медведев Н.П. Консенсуальные аспекты современного российского федерализма // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Политология». 2001. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.