Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ"'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОЦЕСС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУЩНОСТЬ / ДЕФИНИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамонько Михаил Михайлович

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия правового воспитания, анализируются его значимые признаки. Предпринимается попытка проанализировать дефиниции анализируемой категории, с целью выработки в дальнейшем методики его организации, и целевых установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE CONCEPT OF "LEGAL EDUCATION"

The article discusses the main approaches to the definition of the concept of legal education, analyzes its significant features. An attempt is made to analyze the definitions of the analyzed category, in order to develop further methods of its organization, and target settings.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ"»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 7(211)

DOI 10.47643/1815-1337_2022_7_42 УДК 34:374.7(470+571)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» ON THE QUESTION OF THE CONCEPT OF LEGAL EDUCATION

МАМОНЬКО Михаил Михайлович,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Санкт-Петербургского университета ФСИН России. 196602, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Саперная, 34. E-mail: mamonko.mi@yandex.ru;

MAMONKO Mikhail Mikhailovich,

Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the Faculty of Law of St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service of Russia. 196602, Russia, St. Petersburg, Sapernaya str., 34. E-mail: mamonko.mi@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются основные подходы к определению понятия правового воспитания, анализируются его значимые признаки. Предпринимается попытка проанализировать дефиниции анализируемой категории, с целью выработки в дальнейшем методики его организации, и целевых установок.

Abstract: The article discusses the main approaches to the definition of the concept of legal education, analyzes its significant features. An attempt is made to analyze the definitions of the analyzed category, in order to develop further methods of its organization, and target settings.

Ключевые слова: правовое воспитание, процесс, деятельность, сущность, дефиниция.

Keywords: legal education, process, activity, essence, definition.

Статья поступила в редакцию: 05.05.2022

В наше время важность правовой культуры в условиях становления демократического правового государства возрастает. На современном этапе развития общества первоочередное значение имеет процесс формирования социально активных, ответственных и юридически грамотных граждан, выступающих ядром законопослушного общества. Указанная деятельность в науке именуется как «правовое воспитание».

Правовое воспитание - составная часть государственной политики любого государства. Правовое воспитание формирует систему правовых ценностей, которые становятся личными убеждениями человека и ориентиром правомерного поведения в его жизни.

Определение понятия правового воспитания в самом широком смысле представляет собой логическую операцию, в процессе которой раскрывается содержание и сущность указанного определения. Содержание понятия правовое воспитание содержит в себе совокупность отличительных признаков данного явления, в дальнейшем выступающих ядром рассматриваемого определения.

На сегодня, исходя из объемного количества исследований посвящённых теоретическому анализу правового воспитания, правосознания и правовой культуры граждан, различными исследователями дается обширное количество определений правового воспитания. Как отмечают В.Е. Лапшин и В.В. Шаханов, правовое воспитание, являющееся одним из условий формирования правосознания и правовой культуры в обществе, представляет собой одно из базовых понятий теории права. Дефиниции данного понятия в целом схожи, но имеют и некоторую вариативность [2, С 14].

Так, С. С. Алексеев под правовым воспитанием понимает процесс организационно-идеологического воздействия на сознание людей, развивающего правовое сознание, обеспечивающего высокую правовую культуру, утверждающего в жизни общества и людей все то, что характеризует право, как высоко значимую социальную ценность [1, С 216]. По мнению М.В. Саакяна, правовое воспитание представляет собой целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения индивида, которое реализуется с целью выработки у него чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения [4, C 107]. Как мы видим, в основе указанных определений авторы сравнивают правовое воспитание прежде всего с целенаправленным воздействием, как действием (влиянием) оказываемым на что-либо. Объектом, по мнению авторов, выступают сознание, культура и поведение.

По мнению А.Ч. Чупановой, правовое воспитание - это целенаправленная, последовательная, систематическая деятельность государства и органов власти, а также общественных объединений и организаций, которые формируют определенную систему правовых знаний, умений, навыков, правового мышления, правовых чувств (чувство права, законности, чувства уважения к праву и закону, до тех социальных ценностей, которые регулируются и охраняются правом и законодательством) [8, С 8]. В данном случае, при формировании понятия правовое воспитание, автор отталкивается от исходного определения «деятельность», как активной формы поведения человека. Похожей точки зрения придерживается и В.Д. Перевалов, который утверждает что «правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому» [3, C 253].

Как средство достижения поставленной цели предлагают определение правового воспитания Н.Я. Соколов и Е.К. Матевосова, по мнению которых правовое воспитание - это основное средство в борьбе с правовым нигилизмом [6, С 77].

Как строго управляемый процесс, понимает правовое воспитание Т.В. Худойкина, по мнению которой правовое воспитание следует понимать как организованный, управляемый, целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры [7, С 206].

По мнению Н.Я. Соколова, «правовое воспитание - процесс целенаправленного воздействия на сознание личности, социальных групп

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

и общества в целом в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения граждан, в норму их поведения, формирование их правовой культуры и социально-правовой активности» [4, С 388].

Как эффективная профилактическая мера, воспринимает правовое воспитание М.А. Яковлева, по мнению которой правовое воспитание - это значимая, целенаправленная деятельность, сегмент в системе профилактики мер по борьбе с преступностью, который должен эффективно осуществляться не только в семье и образовательных, воспитательных учреждениях, но и силами органов внутренних дел России, иных правоохранительных органов, общественных организаций, отдельных индивидов по трансляции юридического опыта, знаний, действий по предупреждению преступности [9, С 258].

Как итог, в приведенных определениях в качестве ключевых используются как правило термины «процесс» и «деятельность», которые замыкаются на формировании правовой культуры и правового сознания. Ряд авторов, под правовым воспитанием понимают как профилактическую меру, так и средство борьбы с правовым нигилизмом.

Сама по себе выработка адекватного и объективного определения чрезвычайна важна. От того, как будет пониматься правовое воспитание, во многом зависит и методика его организации, и целевые установки, и конечный результат.

Библиогра фия:

1 .Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981. Т. 2. 360 с.

2.Лапшин В. Е. Правовое воспитание осужденных: поиск новых подходов / В. Е. Лапшин, В. В. Шаханов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2018. - № 1(41). - С. 13-18.

3.Перевалов В.Д. Теория государства и права. 3-е изд., испр. и доп. М., 2013. 415 с.

4. Саакян М.В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 3. С. 107-110.

5. Соколов Н. Я. Правовое воспитание // Теория государства и права : учебник для вузов / кол. авт.; под ред. О. Ю. Рыбакова. М., 2016. С. 388-390.

6.Соколов Н.Я., Матевосова Е.К. Правовое воспитание в современном российском обществе. М., 2015. 128 с.

7. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. № 11 (56).2015. С

206-208.

8. Чупанова А.Ч. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Вопросы российского и международного права. 2018 Том 8 № 11А.

С. 5-12.

9.Яковлева, М. А. Правовое воспитание как стратегическая мера профилактики преступности в молодежной среде / М. А. Яковлева // Гуманистические ориентиры профессионального и нравственно-правового воспитания будущих юристов : Сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола, Санкт-Петербург, 22 ноября 2018 года / Составитель В.Г. Бондарев. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью Издательский дом "Петрополис", 2019. - С. 256-260.

References:

1. Alekseev S. S. General theory of law. M., 1981. Vol. 2. 360 p.

2. Lapshin V. E. Legal education of convicts: search for new approaches / V. E. Lapshin, V. V. Shakhanov // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. -2018. - № 1(41). - Pp. 13-18.

3.Perevalov V.D. Theory of state and law. 3rd ed., ispr. and add. M., 2013. 415 p.

4. Sahakyan M.V. Legal education and training as a means of forming legal culture Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: philosophy, history, Sociology, law, political science, cultural studies. 2009. No. 3. pp. 107-110.

5. Sokolov N. Ya. Legal education // Theory of state and law : textbook for universities / Col. author; edited by O. Yu. Rybakov. M., 2016. pp. 388-390.

6.Sokolov N.Ya., Matevosova E.K. Legal education in modern Russian society. M., 2015. 128 p.

7. Khudoikina T.V. Legal education as the main factor in preventing legal conflicts // Global scientific potential. № 11 (56).2015. P. 206-208.

8. Chupanova A.Ch. Legal education as a means of forming legal culture // Issues of Russian and international law. 2018 Volume 8 No. 11A. pp. 5-12.

9. Yakovleva, M. A. Legal education as a strategic measure of crime prevention among young people / M. A. Yakovleva // Humanistic orientations of professional and moral and legal education of future lawyers : A collection of articles based on the materials of the All-Russian round table, St. Petersburg, November 22, 2018 / Compiled by V.G. Bondarev. - St. Petersburg: Limited Liability Company Publishing House "Petropolis", 2019. - pp. 256-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.