УДК 316.334.4
ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Азизова В.Т., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, vik_aziz@mail. ru
Целью данного исследования является выявление причинно-следственной связи и отдельных аспектов взаимодействия таких правовых явлений, как правовое пространство и правовое воспитание молодежи. Основными методами достижения результатов являются формально-юридический, системный, отдельные логические приемы. Статья носит преимущественно теоретический характер и исследует отдельные аспекты взаимосвязи правового воспитания и правовой культуры молодежи с теоретико-правовыми аспектами правового пространства государства, рассматриваемого в данном контексте в широком понимании. Теоретическая значимость состоит в выявлении соотношения правового воспитания, правового пространства (в широком понимании), правосознания молодежи; исследуется правовоспитательная функция государства и права. Дополнительным объектом в статье выступает молодежь, на основе анализа различных подходов определяются объективные и субъективные факторы отношения молодежи к правовым категориям. Автор полагает, что формирование правового пространства в современной России находится в неразрывной связи с процессом правового воспитания, со становлением нового правосознания, истоки формирования которого имеют исторические особенности. Среди наиболее важных выводов положение о том, что государственно-правовые меры по правовому воспитанию молодежи, выражающиеся в спорадически реализуемых отдельных мероприятиях, пока носят дискретный характер, что вызывает необходимость выработки единого концептуального подхода к правовому воспитанию в рамках единого правового пространства РФ. Правовое обучение молодежи, основанное на едином, непротиворечивом законодательном массиве, будет способствовать осознанию молодежью себя как будущих граждан нашего государства, способных осуществлять государственно-правовую политику во всех сферах жизнедеятельности.
Ключевые слова: правовое пространство, правовое воспитание, правовая культура, правосознание молодежи.
UDK 316.334.4
LEGAL SPACE AND LEGAL EDUCATION OF YOUTH: THEORETICAL ASPECTS OF
INTERACTION
Azizova V.T., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The aim of this study is to identify the causal relationship and individual aspects of the interaction of such legal phenomena as legal space and legal education of youth. The main methods of achievements are formal-legal, systematic, separate logical techniques. The article is mostly theoretical and explores some aspects of the relationship of legal education and the legal culture of youth with theoretical and legal aspects of the legal space of the state, considered in this context in the broadest sense. The theoretical significance is to identify the relation of legal education, legal space (in the broadest sense), legal awareness of young people. Educational function of the state and law is investigated. An additional object in the article is our youth, based on the analysis of different approaches are determined by objective and subjective factors attitudes toward legal categories. The author believes that the formation of the legal space in modern Russia is inseparably linked with the process of legal education, with the emergence of new sense of justice, the origins of which have historical features. Among the most important conclusions the position that the state-legal measures on legal education of youth lead sporadically implemented individual events are of yet discrete nature, which makes it necessary to develop a common conceptual approach to legal education in the framework of a single legal space of the Russian Federation. Legal education of young people, based on a single, not conflicting basis will promote awareness of the youth themselves as future citizens of our state, capable of carrying out a public-legal policies in all spheres of life.
Key words: legal space, legal education, legal culture, sense of justice of youth.
Проблемы правового воспитания, просвещения и достижения необходимого уровня правовой культуры в Российской Федерации являются весьма актуальными в плане реализации политико-
правовой политики государства в указанной сфере. Большое значение в плане повышения правосознания и правовой культуры имеют содержание данной деятельности и ее особый объект в виде моло-
дежи. Содержание правового воспитания молодежи обусловлено правовой составляющей, несущей как собственно юридические знания, так и результаты социополитического развития региона. Нацеленность на особый субъект правового воспитания позволяет прогнозировать не только расширение правовых знаний по возрастной шкале, но и их глубинное проникновение в сознание людей с целью формирования стабильного правомерного поведения на длительный период времени. Поскольку современный этап развития общества требует высокого уровня правового воспитания молодого поколения, именно от уровня правосознания молодежи зависит будущее управление обществом и государством [1, с. 8]. В этом плане существенна взаимосвязь правового воспитания молодежи с правовым пространством государства.
Одним из проявлений правового воспитания, в том числе правового воспитания молодежи, является его функционирование в рамках правового пространства государства, которое применительно к Российской Федерации представляется одним из инструментов освоения современной российской правовой действительности, перспектив развития российской государственности и рассмотрения возможности формирования в России полноценного правового государства. Единство правового пространства России должно быть обеспечено функционированием единых по сущности правовых норм, вследствие чего данный процесс характеризуется наличием единых по сути правовых предписаний.
Правосознание молодежи, формируемое в рамках реализации государственной политики посредством правового воспитания и правового просвещения, непосредственно связано с обеспечением единого правового пространства в широком смысле, поскольку соотносится с определением единых по характеру не только правовых предписаний, но и социальных условий для их реализации в рамках определенной территории (пространства). В этом - широком - смысле оно тесно связано с механизмом правового регулирования, с социально-политическими, экономическими, организационными и другими условиями реализации права. К ним необходимо отнести меры по выравниванию социально-экономического положения субъектов и других территориальных образований, повсеместному улучшению социально-экономических условий жизни народа, обеспечению условий для духовно-культурного развития с учетом национальных особенностей, по формированию и внедрению системы правового воспитания, по интеграции российского общества в общемировое пространство, развитию информационных технологий и т.д. Особое место правовое воспитание молодежи занимает в условиях широкого использования информационных технологий и таких сетевых форм работы с ними как Интернет и различные виды телекоммуникаций [2, с. 99].
На современном этапе развития российской государственности преимущественно решаются задачи, связанные с обеспечением единого правового пространства в узком смысле, то есть с созданием не противоречащего Конституции РФ законодательства. Обеспечение единого правового пространства в широком смысле - задача более масштабная и сравнительно трудная, осуществление которой, очевидно, возможно по мере социально-экономической и политической стабилизации ситуации в стране. Ресурсы государства должны быть направлены на особые группы риска в местах их проживания, особенно в районах с низким уровнем развития, высокой преступности и безработицы. Ресурсы должны концентрироваться на особых категориях молодых людей, на особых проблемах, связанных с молодёжью, таких как наркомания, проституция, бездомность.
В условиях обеспечения единого правового пространства России (в широком понимании данной дефиниции) актуализируется относительно самостоятельная правовоспитательная функция государства [3, с. 10], вызванная отсутствием четко обозначенной общенациональной правовой идеологии [4, с. 25], недостаточным нормативным обеспечением правового воспитания и вниманием государственных органов к формированию правосознания. Реализация правовоспитательной функции с необходимостью обусловлена, прежде всего, связанностью государства с правом. Неразрывная связь правовоспитательной функции права и государства реализуется в законодательстве, являющемся нормативной основой реализации любой функции. В данных условиях молодежь как особый субъект правового воспитания выступает как субъект формирования правового пространства (путем участия в правотворчестве в различных его формах) и как субъект реализации содержательной стороны правового пространства (в правоприменительной деятельности).
В указанном качестве интересы современной российской молодежи включают в себя качества, формируемые как в силу объективных факторов, так и в результате субъективного отношения к правовым категориям и государственному аппарату.
К числу первых можно отнести правовую идеологию, политическую обстановку в стране, реализацию соответствующей модели молодежной политики в государстве. Таким фактором также выступают взаимоотношения между обществом и государством, степень доверия общества к деятельности должностных лиц, выполняемым ими функциям, государственному аппарату в целом.
Во вторую группу следует включить стереотипы, опыт, знания, сложившиеся в социальной сфере, чувство гражданского долга, степень уверенности в правильном выборе будущей профессии или деятельности, характер ожиданий правового
характера в ходе реализации своих законных интересов [5, с. 67].
Формирование правового пространства в современной России находится в неразрывной связи со становлением нового правосознания, истоки формирования которого имеют исторические особенности. Правосознание и правовая культура являются важными условиями становления российского правового пространства. Именно правосознание и правовая культура должны стать в сфере социального бытия факторами гармонизации жизни, посредниками между общей формулой закона и единичным человеком с тем, чтобы формальное, строгое, последовательное и неумолимое применение закона не породило в жизни несправедливости.
Значимыми элементами структуры единого правового пространства государства в его широком понимании являются правосознание и правовая культура, важную роль в формировании которых играет правовое воспитание. Правовое воспитание представляется довольно сложным и многообразным процессом, выражающимся в деятельности соответствующих субъектов, направленной на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемой разнообразными средствами и методами.
Правовое воспитание призвано формировать личность, ее мировоззрение, корректировать пути достижения личных целей. Оно играет ключевую роль в формировании гражданского общества как основы правового государства; имеет несомненный потенциал в правовой жизни людей. В современной России правовому воспитанию уделяется первоочередное внимание. Однако не все принимаемые меры в области правового воспитания, в том числе и политические, приводят к скорым положительным результатам. При определении понятия «правовое воспитание» современными учеными-юристами расставляются различные акценты. Н.С. Соколова определяет правовое воспитание как целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры [6, с. 409]. Е.К. Матевосова к правовому воспитанию относит «целенаправленное воздействие на сознание личности, социальных групп и все общество в целях превращения правовых идей и требований в личные убеждения и правомерное поведение граждан, формирование их правовой культуры» [7, с. 14].
Практически никто не связывает правовое воспитание населения в целом и молодежи, в частности, с единством условий реализации норм права (правовым пространством в широком смысле данного понятия), однако четко определяется цель правового воспитания, заключающаяся в формировании правосознания, правовых навыков и правовой культуры общества в целях воплощения право-
вых идей и требований в личные убеждения и правомерное поведение [8, с.127].
Основными организационными формами правового воспитания населения в целом и молодежи, в частности, являются правовое обучение, правовое просвещение и правовая пропаганда. Указанные формы правового воспитания основываются на едином законодательстве, которое в правовоспитательном процессе должно носить непротиворечивый, сбалансированный, единый по сути характер, иными словами, опираться на единое правовое пространство государства. Правовое обучение, просвещение и правовая пропаганда направлены на формирование правосознания, основанного на упорядоченности правовых предписаний, характеризующейся их согласованностью, соотноси-мостью и соподчиненностью, исходя из юридической значимости в рамках территории Российской Федерации. При отсутствии перечисленных условий меры по правовому воспитанию населения в целом и молодежи, в частности, будут носить нереализуемый характер, поскольку при наличии существенных противоречий в законодательстве сформировать правосознание, имеющее единую правовую основу, весьма проблематично.
Государственно-правовые меры по правовому воспитанию молодежи, выражающиеся в спорадически реализуемых отдельных мероприятиях, пока носят дискретный характер, что вызывает необходимость выработки единого концептуального подхода к правовому воспитанию в рамках единого правового пространства РФ. Правовое обучение молодежи, основанное на едином, непротиворечивом законодательном массиве, будет способствовать осознанию молодежью себя как будущих граждан нашего государства, способных осуществлять государственно-правовую политику во всех сферах жизнедеятельности. Правовое просвещение и правовая пропаганда, предполагающие распространение международных норм и принципов, конституционных и законодательных норм Российской Федерации среди широкой аудитории, позволят не только сформировать определенный позитивный уровень правосознания, но и понять свою принадлежность к определенной национальной идеологии, основанной на принципах правового государства и гражданского общества, и в частности, на принципе верховенстве правового закона.
Проблеме правового воспитания населения в целом и молодежи, в частности, со стороны государства и органов местного самоуправления, на настоящий момент, по нашему мнению, уделяется недостаточно внимания. Так, эксперты Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов провели в 2012 году исследование. По его итогам рекомендовано всемерно и срочно активизировать совместные усилия органов власти и специализированной общественности по нормали-
зации ситуации с подрастающим поколением, снижению агрессивности, укреплению семейных ценностей и повышению уровня правового сознания населения нашей страны. В сложном деле привития гражданам и особенно молодежи уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющиеся средства правового воспитания и просвещения населения, научные методики, комплексные подходы, включающие современные достижения психологов, социологов, педагогов и правоведов [9, с. 8].
Причина недостаточности усилий по правовому воспитанию молодежи не только в недооценке степени ее серьезности, но и в затягивании разработки, принятия соответствующих нормативных актов и создания действенных механизмов по реализации правового воспитания. Причем, комплексные, и не просто формальные, но фактические меры по правовому воспитанию должны быть направлены абсолютно на всех граждан - всех возрастов и профессий, а не только на детей (будущие поколения), в противном случае, не может идти речь о результативности правового воспитания [10, с. 14].
Очевидно, что правовая культура выступает в качестве интегральной характеристики право-
вого развития общества и составляющих его социальных, этнических, конфессиональных групп, слоев, общностей и входящих в них индивидов [11, с. 41]. Правовой культуре общества должны соответствовать как законодательство (иначе оно окажется неэффективным), так и поведение, деятельность должностных лиц, учреждений и граждан (в противном случае они получают негативную общественную оценку).
Таким образом, можно констатировать, что роль правового воспитания молодежи в обеспечении единого правового пространства РФ достаточно велика, что обусловлено необходимостью выработки единых основ проведения молодежной политики, принятия единых норм для проведения мероприятий по правовому воспитанию молодежи, ос-нованностью государственно-правовых мер по правовому воспитанию на едином, непротиворечивом по сути российском законодательстве и т.д. Достаточный уровень правового воспитания молодежи будет способствовать формированию развитого в правовом отношении народа с высоким уровнем правосознания и осознанием себя частью единого Российского государства.
Литература
1. Боршевский А.П., Сосна А.Б. Актуальные аспекты прав молодежи: право на образование // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 1. С. 4-17.
2. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное: монография. М.: "ЮРКОМПАНИ", 2012. 280 с.
3. Певцова Е.А. Теория правосознания молодежи: современные правовые аспекты // Гражданин и право. 2007. № 3. С. 9-21.
4. Магомедов Ш.Б., Амиров М.Г. Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 25-26.
5. Тепляшин И.В. Участие российской молодежи в управлении делами государства: современное состояние и вопросы развития // Российская юстиция. 2013. № 11. С. 66-69.
6. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2008. 832 с.
7. Матевосова Е. К. Правовое воспитание как средство борьбы с правовым нигилизмом: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 26 с.
8. Стетюха М.П., Ермоленко Е.А. К вопросу о правовом воспитании и обучении в России на современном этапе развития общества // Альманах современной науки и образования. 2014. № 10 (88). С.126-130.
9. Мирошник Е., Пантелеев Б., Фурсова И. Правовое просвещение молодежи // "ЭЖ-Юрист". 2013. № 16. С. 8.
10. Левина С.В. Воспитательная функция права в структуре правового образования // Юридическое образование и наука. 2014. № 1. С. 14-18.
11. Чупанова А.Ч. Правовая культура и правосознание в системе ценностей гражданского общества // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 4. С. 39-41.
References
1. Borshevskiy A.P., Sosna A.B. Aktualniye aspekty prav molodezhi: pravo na obrazovaniye // Voprosy juvenalnoy jusyicii. 2012. N1. S.4-17.
2. Bachilo I.L. Gosudarstvo i pravo v XXI v. Realnoe i virtualnoe: monografiya. M.: "Jurkompany", 2012. 280 s.
3. Pevcova E.A. Teoriya pravosoznaniya molodezhi: sovremenniye pravoviye aspekty // Grazhdanin i pravo. 2007. № 3. S. 9-21.
4. Magomedov Sh.B., AmirovM.G. Legal education as a means of formation of legal consciousness and legal culture // Law herald of Dagestan State University. 2014. № 4. P. 25-26.
5. Teplyashin I.V. Uchastie rossiiskoi molodezhi v upravlenii delami gosudarstva: sovremennoe sos-toyaniye i voprosy razvitiya // Rossiiskaya justiciya. 2013. № 11. S. 66-69.
6. Problemy obshey teorii prava i gosudarstva / pod obsh. red. V.S. Nersesyanca. M.: Norma, 2008.
832 s.
7. Matevosova E.K. Pravovoe vospitaniye kak sredstvo borby s pravovim nigilizmom: avtoref. dis. c.jur.n. M., 2012. 26 s.
8. StetyuhaM.P., Ermolenko E.A. K voprosu o pravovom vospitanii i obuchenii v Rossii na sovremen-nom etape razvitiya obshestva // Al'manah sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2014. № 10 (88). S. 126-130.
9. Miroshnik E., Panteleev B., Fursova I. Pravovoe prosvesheniye molodezhi // EZH-Jurist. 2013. № 16. S. 8.
10. Levina S.V. Vospitatel'naya funkciya prava v strukture pravovogo obrazovaniya // Juridicheskoe ob-razovaniye i nauka. 2014. № 1. S. 14-18.
11. Chupanova A.Ch. Legal culture and sense of justice in the system of values of civil society // Law herald of Dagestan State University. 2012. № 4. P. 39-41.
Поступила в редакцию 19 января 2015 г.
Received 19 January 2015