Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ И МЕТОДАХ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ И МЕТОДАХ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Газимагомедов М.Н., Чупанова А.Ч., Магомедов Н.М.

В статье показаны актуальность и значимость правового воспитания современной молодежи в целях формирования правовой культуры общества. Определены основные ориентиры правового воспитания, некоторые пути, методические аспекты и способы повышения уровня правовой культуры и правосознания, основанные на многоуровневом теоретическом и деятельностном подходе. Подчеркивается необходимость организации непрерывного, целенаправленного правового воспитания при тесном координировании правовоспитательной деятельности организаций образования, культуры и правоохранительных структур. Отмечены важные средства формирования правосознания и правовой культуры: пропаганда права; непрерывное правовое просвещение в дошкольных, школьных, образовательных учреждениях и вузах; привлечение молодежи к правотворческой и правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL EDUCATION AND METHODS OF ITS FORMATION IN THE YOUNGER GENERATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article shows the relevance and significance of legal education of modern youth in order to form a legal culture of society. The main guidelines of legal education, some ways, methodological aspects on the way to increase the level of legal culture and legal awareness, based on a multi-level theoretical and activity approach, are defined. The author emphasizes the need to organize continuous, purposeful, multi-level legal education with close coordination of legal education activities of educational, cultural and law enforcement agencies. The important means of forming legal awareness and legal culture are noted, those are: promotion of law; continuous legal education in preschool, school, educational institutions and universities; involvement of young people in law-making and law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ И МЕТОДАХ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

ПРАВО

УДК 340:342. 37.11

Б01: 10.21779/2500-1930-2020-35-2-65-69

М.Н. Газимагомедов, А. Ч. Чупанова, Н.М. Магомедов

К вопросу о правовом воспитании и методах его формирования у подрастающего поколения в современном российском обществе

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала; ул. М. Гаджиева, 43а; g.magomedali@gmail.com

В статье показаны актуальность и значимость правового воспитания современной молодежи в целях формирования правовой культуры общества. Определены основные ориентиры правового воспитания, некоторые пути, методические аспекты и способы повышения уровня правовой культуры и правосознания, основанные на многоуровневом теоретическом и деятель-ностном подходе. Подчеркивается необходимость организации непрерывного, целенаправленного правового воспитания при тесном координировании правовоспитательной деятельности организаций образования, культуры и правоохранительных структур. Отмечены важные средства формирования правосознания и правовой культуры: пропаганда права; непрерывное правовое просвещение в дошкольных, школьных, образовательных учреждениях и вузах; привлечение молодежи к правотворческой и правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: право, правовая культура, правовое воспитание, правомерное поведение, правосознание.

Необходимость повышения уровня правовой культуры среди населения, и особенно в молодежной среде, продиктованы реалиями современности. Политические и экономические кризисы, нестабильность социального и материального состояния граждан, начиная с 90-х годов прошлого столетия привели к росту противоправных действий среди самых разных слоев населения [1]. Наряду с ростом преступности увеличивались неуверенность в собственной безопасности, недоверие к государственному строю, правозащитным структурам, что может представлять определенную угрозу развитию государства [2].

В подобных условиях, когда социально-экономические проблемы усугубили социально-правовые риски, значительно возрастает роль правосознания и правовой культуры граждан как гаранта стабильности и безопасности. В связи с этим, развитие уровня правовой культуры личности играет первостепенную роль для построения гражданского общества и правового государства [3; 4]. В современных условиях только высокий уровень правового воспитания может противостоять росту преступности и правонарушений. Если каждый будет юридически грамотным и будет поступать в соответствии с законом и нормами правопорядка, с учетом собственных прав и интересов, но без противоречий юридическим нормам, то можно обеспечить безопасный и комфортный уровень качества жизни, защиту личных прав, свобод и профессиональной деятельности.

Поэтому одной из важнейших задач различных общественных организаций, и

особенно учреждений системы образования, является последовательное и систематическое правовое воспитание подрастающего поколения на должном качественном и доступном уровне [5, 6].

Значимость правового воспитания отмечают в своих трудах многие авторы, в частности В.К. Бабаев, Ю.А. Дмитриев, А.В. Малько, Е.А. Певцова, Е.М. Кропанева, Н.Я. Соколова, П.О. Омарова, А.В. Керимова, С. А. Глотов и др. [4; 7-11]. Однако конкретные пути, методы формирования правовой культуры и воспитания недостаточно изучены и недоработаны [12].

Определение самого понятия «правовая культура» по сей день остается дискуссионным вопросом, нет единого мнения о сущности ее функций. Обобщая мнения разных авторов, правовую культуру следует понимать как комплексное понятие, которое объединяет правовые знания и духовные ценности, формирующие правосознание и правовое поведение отдельной личности или целого коллектива и определяющие правоотношения в соответствии с требованиями законности [3; 4; 13].

Правовая культура закладывается и развивается не самостоятельно, а на основе правового воспитания, в котором задействованы в первую очередь общественные организации и учреждения, чья деятельность нацелена не только на повышение уровня и качества образования обучающихся, но и на воспитание настоящего гражданина своей страны.

Без правовой культуры невозможно правомерное поведение, носящее сознательный и социально значимый характер.

Результаты ряда социологических исследований показывают, что правовая культура старшеклассников и студенческой молодежи в России находится на невысоком уровне [14]. Это позволяет сделать вывод, о том, что общеобразовательные учреждения уделяют недостаточно внимания вопросам правового воспитания школьников, как на теоретическом уровне, так и в плане практической деятельности. Начиная с периода перестройки и развала СССР правовоспитательная работа стала носить бессистемный характер. В целом наблюдается тенденция к законопослушному и правомерному поведению, но незнание и недопонимание своих прав выделяются как основные факторы слабой правовой культуры, что ограничивает действия учащихся в рамках закона.

Несомненно, базисом правовой культуры являются знания права, без чего невозможно его использовать на практике, понимать отношение к нему и объективно оценивать правовое поведение сограждан. Следовательно, при правильном подходе к разработке стратегии повышения правовой культуры, выборе форм и методов необходимо исходить из показателей оценки уровня правовых знаний определенных групп населения. В качестве критериев оценки уровня сформированности правовой культуры можно выделить: степень правовой информированности и готовности применять правовые знания на практике; уровень ценностно-правовой ориентации личности, стремления к социально полезному поведению и нетерпимости к правонарушениям, восприятия сути законов и прав как нравственно значимых ценностей, правосознания и правомерного поведения [6].

Правовое просвещение целесообразнее всего организовывать среди школьников и молодежи, поскольку они представляют тот социальный слой общества, который определяет духовный и экономический потенциал развития и возрождения страны [15].

В первую очередь в усовершенствовании нуждается система правового воспитания в школе, так как именно она имеет наибольшее влияние на рост правовой культуры и общей культуры населения. Для формирования правомерного поведения учащимся

еще с начальной школы необходимо прививать, во-первых, знание своих прав, во-вторых, понимание границ собственных действий, чтобы осознавать, где заканчиваются их права и могут быть нарушены чужие. Данный аспект является ключевой основой правомерного поведения и правовой культуры и должен закладываться у ребенка с самого детства. В последующие возрастные периоды могут углубляться и закрепляться другие важные составляющие правовой культуры:

• расширение знаний о праве,

• развитие законопослушности,

• применение знания о своих правах для достижения целей и реализации прав и свобод человека в обществе.

Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся к вопросам правового образования на уроках обществознания, истории и других дисциплин, во внеклассной и внеурочной деятельности с использованием различных современных образовательных педагогических технологий на основе деятельностного подхода, когда сам школьник вовлечен в процесс добывания знаний, решения ситуационных задач, с которыми можно столкнуться в реальной жизни. Эффективнее реализовать правовое просвещение можно с применением игровых форм, ролевых игр, круглых столов, диспутов, молодежных форумов, конференций.

Развитию правовой культуры школьников также способствуют встречи с работниками правоохранительных организаций, на которых учащиеся могут вживую пообщаться и задать вопросы о своих правах, законах, правилах соблюдения правопорядка в обществе. В данном случае носителями правовых знаний являются непосредственно юристы-профессионалы. В остальных случаях - педагоги, воспитатели, журналисты, которые должны быть предварительно обучены и подготовлены на соответствующем уровне.

Каждый гражданин должен обладать определенным минимумом правовых знаний. К сожалению, сегодня большая часть людей вынуждены искать их самостоятельно или прибегать к платным юридическим услугам. Повышению уровня правовой культуры и правосознания способствуют:

• последовательное, многоуровневое и непрерывное правовое просвещение в дошкольных, школьных, образовательных учреждениях и вузах с доступом к нормативно-правовой базе;

• распространение знаний о законе и праве через СМИ (печать, телевидение, радио, Интернет);

• целенаправленная пропаганда в СМИ с привлечением знаменитостей шоу-бизнеса и спорта;

• организация психолого-педагогической правовоспитательной работы со старшеклассниками;

• привлечение молодежи и других слоев населения к правотворческой и правоохранительной деятельности;

• вовлечение правоохранительных и общественных организаций, органов государственной власти, учреждений культуры в мероприятия по формированию правосознания;

• организация центров правовой информации, школ правовых знаний, консультационных центров на базе общеобразовательных школ, библиотек, заведений культурного отдыха;

• организация курсов по повышению квалификации для педагогов, журналистов,

юристов, поскольку именно данные категории являются носителями правовых знаний в массы.

Конституционные права граждан должны быть доступны всем через просвещение и пропаганду, эффективность осуществления которых определяется в первую очередь юристами, правоведами. Открытая позиция педагога или юриста должна соответствовать личностным и гражданским качествам и поступкам, поскольку правовая культура личности включает также общекультурные, морально-психологические и поведенческие компоненты.

Следовательно, совершенствование деятельности самих юридических организаций, повышение правовой культуры сотрудников органов правосудия первостепенно для роста уровня правовой культуры всего населения. Только на основе единой государственной программы по организации правовоспитательной работы и обеспечению государственного регулирования и контроля над ее осуществлением, координированной с Министерством юстиции и Министерством образования, возможно претворение в жизнь процессов развития правовой культуры.

Литература

1. Живцов В.Ю. Студенчество как объект правовой культуры // Сборник научных трудов психологического факультета Самарского гос. ун-та. № 6. - Самара, 2008. -С.138-141.

2. «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Раздел 2, п. 15, пп. «в» Указа Президента РФ от 19.12.2012 № 1666.

3. Галстян И.Ш., Лаута О.Н. К вопросу о правовой культуре молодежи // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 1(39). - С. 257-264.

4. Фабриков М.С. Педагогические условия воспитания правовой культуры старшеклассников: монография. - Владимир: ВлГУ, 2017. - 159 с.

5. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2012. - № 3. - С. 70-81.

6. Чупанова А.Ч. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Вопросы российского и международного права. - 2018. - Т. 8, № 11 А. -С. 5-12.

7. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Юристъ, 2005. - 576 с.

8. Глотов С.А., Соколов Н.Я., Певцова Е.А. Детская правовая школа: актуальные вопросы организации правового воспитания несовершеннолетних. - Ярославль-М.: Канцлер, 2011. - 156 с.

9. Головастикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: учебное пособие. - М.: ЭКСМО, 2011. - 649 с.

10. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - 166 с.

11. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. - М.: Новый учебник, 2011. - 416 с.

12. Левен Ю.С. Правовая культура общества и правовая культура личности: результативность взаимодействия // Актуальные вопросы противодействия преступности в России и за рубежом: сборник научных трудов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского

юр. ин-та МВД РФ, 2017. - С. 104-107.

13. Чхиквадзе В.М. Законность и культура на современном этапе коммунистического строительства // Коммунист. - 1970. - № 14. - С. 52.

14. Попов В.Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния // Социологические исследования. - 2008. - № 12. - С. 72-79.

15. Семенов В.Е. Правовая культура студенческой молодежи. - Ставрополь: Печатный двор, 2014. - С. 86.

Поступила в редакцию 15 мая 2020 г.

UDC 340:342. 37.11

DOI: 10.21779/2500-1930-2020-35-2-65-69

On the Issue of Legal Education and Methods of Its Formation in the Younger Generation in Modern Russian Society

M.N. Gazimagomedov, A.CH. Chupanova, N.M. Magomedov

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala; M. Gadzhiev st., 43a; g.magomedali@gmail.com

The article shows the relevance and significance of legal education of modern youth in order to form a legal culture of society. The main guidelines of legal education, some ways, methodological aspects on the way to increase the level of legal culture and legal awareness, based on a multi-level theoretical and activity approach, are defined. The author emphasizes the need to organize continuous, purposeful, multi-level legal education with close coordination of legal education activities of educational, cultural and law enforcement agencies. The important means of forming legal awareness and legal culture are noted, those are: promotion of law; continuous legal education in preschool, school, educational institutions and universities; involvement of young people in law-making and law enforcement activities.

Keywords: law, kgal culture, legal education, lawful conduct, justice.

Received 15 May, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.