Кротов Григорий Вячеславович
студент, Финансовый университет при Правительстве РФ научный руководитель: Остроушко Александр Владимирович к.ю.н., доцент. Финансовый университет при Правительстве РФ
К вопросу о понятии общества знаний
Аннотация. Целью работы является систематизация понимания общества знаний в научном контексте, а также анализ правовой базы названного общества в Российской Федерации и формулирование предположений о перспективах его развития в России. Используются такие методы, как систематизация, анализ, синтез и прогнозирование. Основными результатами работы являются система понятий и соответствующих им терминов, связанных с обществом знаний, а также обзор российского законодательства в данной области и перспектив его развития. Результаты исследования могут быть использованы для систематизации понимания названной сферы и оценки возможных результатов воздействия текущего и прогнозируемого состояния законодательства России на развитие общества знаний. Исследование во второй части ограничено сферой российской правотворческой и правоприменительной практики.
Ключевые слова: общество знаний, информационное общество, российское законодательство в информационной сфере
Krotov G. V.
Student, Financial University under the Government
of the Russian Federation supervisor: Ostroushko A. V., Candidate of Law, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation
The question of the concept of the knowledge society
Annotation. The aim of the work is to systematize the understanding of the knowledge society in a scientific context, as well as to analyze the legal framework of this society in the Russian Federation and formulate assumptions about the prospects for its development in Russia. Methods such as systematization, analysis, synthesis and forecasting are used. The main results of the work are a system of concepts and related terms related to the knowledge society, as well as an overview of Russian legislation in this area and its development prospects. The results of the study can be used to systematize the understanding of the named sphere and assess the possible results of the impact of the current and forecasted state of Russian legislation on the development of a knowledge society. The study in the second part is limited to the scope of Russian law-making and law enforcement practice.
Keywords: knowledge society, information society, Russian législation in the information sphere
Мировые процессы, связанные с увеличением оборота информации и все возрастающей ролью знаний во всех сферах жизни современного общества, не могут остаться незамеченными; в связи с этим необходимо детальное изучение таких процессов и связанных с ними явлений, выявление их особенностей и создание нормативно-правовой базы для их успешного регулирования и предотвращения потенциальных угроз и возникающих опасностей. Появляется необходимость системного формирования законодательной основы регулирования возникающего общества знаний, а также анализа тенденций развития объекта правового регулирования.
Еще с середины XX века были замечены существенные изменения в обществе, происходящие под воздействием развития науки и техники, увеличения роли информации как в повседневной жизни, так и в мировых масштабах. В связи с этим начался поиск пути к пониманию и определению происходящих процессов и явлений. Так, к основоположникам современных понятий, связанных с обществом знаний, относятся Ю. Хаяши, И. Ма-суда, Д. Белл и другие. Однако непосредственно к обществу знаний и его определению наиболее близко подошли такие авторы, как И. Л. Бачило [1], И. М. Рассолов [2], Е. П. Зараменских [3], А. А. Городнова [4]. Кроме того, существуют также различные отечественные [6] и международные научные доклады1, документы, работы и статьи, рассматривающие вопросы общества знаний, а также юридические документы и нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу и сопутствующие ей области, в частности и в Российской Федерации.
Для того, чтобы определить общество знания с научной позиции, необходимо предварительного установить его особенности. Так, к признакам такого общества можно отнести следующие:
♦ информация - одна из главных социальных ценностей, объединяющая общество,
♦ все большее число людей становится занятым в информационной деятель нос ти,
♦ решена проблема информационного кризиса, то есть разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом,
♦ нформационно-коммуникационные технологии приобретают глобальный характер и формируют единое информационное пространство,
1 «К обществам знания» — всемирный доклад ЮНЕСКО
названных технологий, развивается электронная демократия и другие.
Однако общество знаний - не единственный термин, употребляемый для обозначения названной области. Так, в [1-6] также даются определения информационному, электронному, Бшаг1>обществам, которые можно свести к следующей иерархии понятий:
1. Информационное общество - первая стадия развития общества знаний, когда информация определяет материальную деятельность человека, экономические и иные процессы;
2. Электронное общество - следующий этап, на котором для получения, обработки, хранения и передачи информации, уже ставшей ключевым ресурсом, используются информационно-коммуникационные технологии;
3. Общество знания - то общество, в котором информация, получаемая из данных, перерабатывается в знание, то есть завершается процесс трансформации информации в социально полезную форму;
4. Бшай-общество, в котором накопленный на предыдущей стадии объем знаний, который пока еще физически непостижим человеком, грамотно администрируется и управляется, когда знания за счет интеллектуальных технологий доставляются в удобной форме в актуальном состоянии, легко интернализируются и интегрируются, а также способны быть сгенерированными из информации искусственным интеллектом.
Таким образом, вышеназванные общества являются последовательно сменяющими друг друга стадиями, когда последующая не может существовать без предыдущей и, соответственно, включает в себя все ее характеристики.
В нормативно-правовых документах России, в частности в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы», даны определения информационного общества и общества знаний, которые с правовой точки зрения исчерпывают понимание названной сферы.
Информационное общество - это «общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан». Такое определение несколько умже, чем данное И. Л. Бачило [1,с. 221], однако в нем сделан упор на существенное влияния информации на нашу жизнь без указания на силу и вектор влияния. В то же время понимание информационного общества у Е. П. Зараменских [3, с. 161] несколько расходится с данным в «Стратегии», который утверждает, что это не общество как таковое, а «уровень развития», а также акцентирует внимание на динамической составляю-
щей информационных технологий. Автор склонен считать, что определение, приведенное в «Стратегии», является наиболее точным.
«Общество знаний - общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». Необходимо отметить ряд особенностей такого определения:
♦ в нем не сказано напрямую, что есть знание, однако в качестве ключевого элемента определяется достоверная информация («знание может быть только истинным»2;
♦ в определении имеется указание на национальные приоритеты Российской Федерации, что говорит о необходимости регулирования отношений, связанных с пусть и достоверной, но не соответствующей национальным интересам, например, традиционной культуре, сознанию и правосознанию, информации;
♦ акцент сделан не на узком применении информации, а на развитии граждан, экономики и государства, причем последние два публичных института выделены наравне с частной сферой.
В настоящий момент в нашей стране предпринимаются попытки способствовать развитию общества знания. К сожалению, социально-экономические потрясения конца XX в. (перестройка, распад СССР, неконтролируемая глобализация и изменение геополитической ситуации), а затем мировые финансово-экономические и политические кризисы (2008, 2014 годы) замедлили темпы развития страны, что не могло не выразиться в отставании в социальном, экономическом, технологическом, правовом и знаниевом аспектах. Кроме того, особенности национального менталитета, невысокий уровень правовой культуры, неполное осознание роли знаний в жизни современного общества в определенной мере препятствуют становлению общества знаний, что отражается в нормативных правовых актах России, направленных на ускоренное развитие такого общества «сверху», с помощью государства. Однако выделение информационного права в отдельную отрасль, серьезные задачи, поставленные перед страной, активное развитие правового регулирования информационных отношений свидетельствуют о намерениях России занять достойное место в современном мире знаний, чему должны синергетически способствовать отдельные граждане, российское общество в целом и государство, а в качестве основы такой деятельнос-
2 «К обществам знания» — всемирный доклад ЮНЕСКО. С. 297
ти необходимо сформировать целостную и системную правовую базу, регулирующую информационные (а в перспективе и знаниевые) отношения.
Сегодня в России действуют следующие основополагающие документы, регулирующие становление и развитие общества знаний:
♦ Окинавская хартия Глобального информационного общества от 21 июля 2000 года , являющаяся международным документом, призывающим ликвидировать разрыв в области информации и знаний, а также Декларация принципов «Построение информационного общества -глобальная задача в новом тысячелетии»4, ставящая задачу построения информационного общества как основы общества знаний (ст. 67),
♦ Конституция Российской Федерации5, устанавливающая и гарантирующая основные информационные права и свободы человека и гражданина, такие, например, как право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (ст. 29 ч. 4),
♦ Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»6 и сама «Стратегия», являющаяся одним из основных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу общества знаний и имеющая целью «создание условий для его формирования» (ст. 20), дающая понятия «общества знания», «информационного общества» и иные,
♦ Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество»7, целью которой является «повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий».
В то же время становление и развитие общества знаний не может протекать без сопутствующих вспомогательных структур и институтов, формирование и функционирование которых также необходимо обеспечить как с
3 Окинавская хартия Глобального информационного общества от 21 июля 2000 года, принята главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000 года
4 Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», 12 декабря 2003 года, Женева - Тунис, 2005 г.
5 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - Некоммерческая версия «КонсультантПлюс»
6 Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» - Некоммерческая версия «КонсультантПлюс»
7 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 02.02.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации »Информационное общество" - Некоммерческая версия «КонсультантПлюс»
функциональной, так и с правовой точек зрения. В этих целях в России действует це лый ком плекс норматив но-право вых актов, регулирующих работу таких формирований.
Информационное общество не может успешно развиваться без информационных технологий, эффективное и безопасное функционирование которых необходимо обеспечить. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
о
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - один из важнейших нормативных правовых актов, регулирующий отношения в информационной сфере, связанные с оборотом информации, правом на доступ к ней, ограничением доступа, применением ИТ, содержащий понятийный аппарат, в т. ч. понятия информации, определяющий объект и субъекты, принципы правового регулирования.
Одним из важнейших требований к формированию обществу знаний является оборот только «достоверной, объективной и безопасной информации», то есть отсутствие информационных угроз. В этих целях была разработана «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646)9, системно охватывающая нуждающиеся в обеспечении информационной безопасности области и сферы, а именно: оборону страны, государственной и общественной безопасности, экономическую и кредитно-финансовую, науки, технологий и образования, культуры, стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства, означающая основные информационные угрозы в этих сферах и определяющая стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности в них.
Общество знаний не может существовать без накопления и систематизации информации, обращаемой в знания. В целях «сохранения исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации, обеспечения условий для повышения интеллектуального потенциала Российской Федерации и популяризации российской науки и культуры, формирования основы для создания пространства знаний» (ст. 4) Министерством культуры Российской Федерации на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 N 169 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе »Национальная электронная библиотека" и методики отбора объектов Национальной электронной библиоте-
8 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - Некоммерческая версия «Кон-сультантПлюс»
9 Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» - Некоммерческая версия «Консульта-нтПлюс»
ки"10 создается Национальная электронная библиотека, призванная в электронной форме обеспечить доступ граждан к объектам Библиотеки, сформировав тем самым пространство знаний, построенное на принципах отсутствия ограничения доступа пользователей к информации, содержащейся в пространстве, достоверности и авторитетности информации и ее семантической взаимосвязи.
Общество не может существовать отдельно от государства, регулирующего его жизнь; однако общество (а в перспективе - общество знаний) должно понимать, как происходит это регулирование, какие права и обязанности имеет каждый гражданин, а также будет стремиться повысить эффективность такого управления. В государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» присутствует «Подпрограмма 4. Информационное государство», целью которой является «обеспечение исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемых в электронной форме, в том числе предоставление гражданам и организациям государственных, муниципальных и социально значимых услуг (реализации функций), а также повышение эффективности государственного управления, взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и бизнеса на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий» ; также к области взаимодействия граждан, общества и государства относятся «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти», разработанная в целях «повышения прозрачности и подотчетности государственного управления и удовлетворенности граждан качеством государственного управления, расширения возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, развития механизмов общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти», и Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государствен-
10 Постановление Правительства РФ от 20.02.2019 N 169 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе »Национальная электронная библиотека" и методики отбора объектов Национальной электронной библиотеки" -Не ком мерчес кая вер сия «Кон сульта нтПлюс»
11 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 02.02.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации »Информационное общество" - Некоммерческая версия «КонсультантПлюс»
нципы, способы и формы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, содержание и порядок доступа к такой информации и права пользователей информации.
Становление информационного общества сопряжено с определенными трудностями, связанными с регулированием избыточной информации, пока культурное и правовое сознание граждан, появляющееся на стадии общества знаний, еще не окрепло. Соответственно, возникает необходимость урегулировать правом самую «массовую» информацию; в этих целях были созданы такие документы, как Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах
13 ^ ^
массовой информации» , устанавливающий свободу массовой информации, регулирующий учреждение, регистрацию и деятельность СМИ, и Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»14, определяющий рекламу и устанавливающий требования к ее содержанию, распространению, права и обязанности основных субъектов, а также особенности, касающиеся рекламы отдельных видов товаров.
Однако помимо регулирования объема получаемой потребителями информации необходимо урегулировать и ее содержание, что особенно важно в отношении детей и молодежи. Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»15 регулируются названные отношения (ст. 1 п. 1), в частности устанавливаются виды такой информации, классификация информационной продукции в соответствии с возрастными категориями, требования к обороту такой информации, а также государственный и общественный надзор за ее оборотом.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточности стратегической правовой базы, регулирующей долгосрочное развитие общества знаний в России, поскольку вышеназванные документы охватывают практически все существенные аспекты, необходимые для его становления, однако ввиду фактического отсутствия объекта правового регулирования - знаниевых отношений - законодательство носит лишь перспективный, описательный ха-
12 Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» - Некоммерческая версия «КонсультантПлюс»
13 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) «О средствах мас со вой ин форма ции» - Не ком мерчес кая вер сия «Кон сульта нтПлюс»
14 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О рекламе» - Некоммерческая версия «КонсультантПлюс»
15 Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - Некоммерческая версия «КонсультантПлюс»
формационные отношения.
В Екклесиасте сказано: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь»16. И как мы часто воспринимаем ее, вырванную из контекста, неверно, так и многие опасаются грядущего общества знаний, когда даже трудно представить, как оно может выражаться, а тем более регулироваться. Однако, исходя из глубинного смысла высказывания, а также определенных положений и концепций, приведенных во всемирном докладе ЮНЕСКО - «К обществам знания» и гипотезы позитивного развития человечества, можно предположить, что общество знаний, не являясь эк-вифинальной стадией развития человечества, несмотря на определенные гипотетические сложности существования и управления, будет иметь гораздо меньше правовых проблем, нежели информационное или электронное общества, что должно сместить акцент с императивного метода регулирования на диспозитивный, однако и императивный метод может претерпеть определенные изменения в сторону абсолютных запретов. Предполагая, что с распространением знаний, которые в данном случае уместно определить как «достоверную, объективную и безопасную информацию», будет повышаться уровень социальной ответственности граждан и их правосознания, можно определить лишь некоторые угрозы, сопряженные с таким обществом, и, соответственно, необходимые к урегулированию:
♦ риск использования знаний во вред гражданам, обществу и человечеству;
♦ потеря осознания человечеством сущности человека, шаблонизация и автоматизация мышления, наполненного только объективными знаниями без иррациональных суждений;
♦ размывание этических границ, понятий и ценностей, связанных с развитием науки и техники и иные.
Соответственно, законодателю будет необходимо предусмотреть такие угрозы и урегулировать их до того, как они проявятся, причем проявление хотя бы одной из них может практически неустранимо привести к гибели человечества.
В соответствии с этим возможно дополнение всей системы российского права, в частности:
♦ ратификация тех и только тех международных договоров и соглашений, которые будут способствовать сохранению традиционных для России базовых норм и институтов, таких как права и свободы человека и граж-
16 Книга Екклесиаста - Екк. 1:18
единое экономическое пространство и прочие,
♦ формирование конституционных установлений, основывающихся на морально-этическом понимании взаимодействия человека и искусственного интеллекта, отношений людей по поводу знаний (или, по аналогии с информацией, прав на знания),
♦ разделение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, в частности, определение политики, методов, возможности установления ограничений, расширенных прав и обязанностей для определенных категорий граждан на определенных территориях и/или при определенных условиях и проч.,
♦ становление знаниевого права или аналогичного института в качестве самостоятельной комплексной отрасли права при включении в ее состав информационного права, четкое определение предмета и методов правового регулирования,
♦ установление прочной взаимосвязи с диспозициями гражданского и санкциями административного и уголовного права,
♦ приоритетная государственная поддержка развития комплексных наук, таких как философии и этики искусственного интеллекта, бизнес-информатики, инжиниринга знаний, системной методологии и прочих
Библиографический список
1. Бачило, И. Л. Информационное право: учебник для академического бакалавриата /И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 419 с. — (Серия: Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431119 (дата обращения: 24.04.2019)
2. Рассолов, И. М. Информационное право: учебник и практикум для академического бакалавриата /И. М. Рассолов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 347 с. — (Серия: Бакалавр. Специалист. Магистр). —ISBN978-5-534-04348-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431833 (дата обращения: 24.04.2019)
3. Зараменских, Е. П. Основы бизнес-информатики: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /Е. П. Зараменских. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 407 с. — (Серия: Бакалаврима-гистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8210-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433677 (дата обращения: 24.04.2019)
2019 Т.4 (3)
Городнова, А. А. Развитие информационного общества: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Городнова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 243 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN978-5-9916-9437-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433887 (дата обращения: 24.04.2019)
5. Информатика для экономистов: учебник для бакалавриата и специ-алитета /В. П. Поляков [и др.]; подред. В. П. Полякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 524 с. — (Серия: Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-11211-5
6. Алексеева, И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества - Институт философии РАН
7. Чумаков, А. Н. Философия: Учебник /Под ред. проф. А. Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 432 с.