Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и юридических свойствах правоприменения как особой формы реализации права'

К вопросу о понятии и юридических свойствах правоприменения как особой формы реализации права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1143
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / ДЕЙСТВИЕ ПРАВА / LAW ENFORCEMENT / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY / REALIZATION OF THE RIGHT / ACTION OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Видманкин Александр Петрович

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия правоприменения как особой формы реализации права и раскрываются присущие ему особенности. Высказывается авторская позиция, согласно которой правоприменение выступает функциональной и одновременно организационно-правовой формой государственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of concept and legal properties application as a special form realization of the right

The article reveals the issues related to various approaches to the definition of law enforcement, as well as the inherent properties of it as a special form of realization of law. The study is aimed at improving the institution of law enforcement within the framework of the theory of state and law.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и юридических свойствах правоприменения как особой формы реализации права»

velopment of New Real Rights in South African Law. Paper read at staff seminars at the University of Nijmegen on 21 June 1999 and Maastricht University on 22 June 1999. URL: http://www.ejcl.org/33/ abs33-1.html (дата обращения: 14.02.2017).

10. Dudin M.N., Frolova E.E., Belikova K.M., Badaeva N.V Particularities of Legal Regulation and Harmonization of Proprietary Rights Legislation in the RSA, Brazil and China // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. VII, issue 5(19). P. 1026-1036.

11. Flip Schutte. The Application of an Abstract System for the Transfer of Property in South African Law // PELJ. 2012. Vol. 15. № 3. URL: http://www. nwu.ac.za/sites/www.nwu.ac.za (дата обращения: 14.02.2017).

12. Introduction to the Law of South Africa / Ed. by C.G. van der Merwe, J.E. du Plessis. The Hague, 2004.

13. Lenel B. The History of South African Law and its Roman-Dutch Roots. Thal, Switzerland, 2002. Р. 14. URL: http://www.africanafrican.com (дата обращения: 14.02.2017).

14. Communal Property Associations Act of

1996 (Act 28 of 1996). URL:http://www.justice. gov.za/lcc /docs/1996-028.pdf (дата обращения: 13.02.2017), Restitution of Land Rights Act of 1994 (Act 22 of 1994), as amended by Restitution of Land Rights Amendment Act, 2003 (Act 48 of 2003). URL: http://www.justice.gov. za /lcc/docs/1994-022.pdf (дата обращения: 13.02.2017).

15. The Contribution of English Law to South African Law and the Rule of Law in South Africa by the Hon. O. D. Sciireiner, М.С., LL.D., Formerly of the Appellate Division of the Supreme Court of South Africa. Published under the auspices of the Hamlyn Trustp. London. Stevens and Sons. South Africa. Juta and Company Limite. 1967. URL: https://socialsciences.exeter.ac.uk (дата обращения: 14.02.2017).

16. The Sectional Titles Act of 1971 (Act 62 of 1973). URL: http:// www.lighthouse.iway.na (дата обращения: 14.02.2017).

17. The South African Prescription Act of 1969 (Act № 68 of 1969). URL: http://www.plato.org.za/ pdf (дата обращения: 14.02.2017).

БАДАЕВА Наталия Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права. Российский университет дружбы народов. Россия. Москва. E-mail: badaeva_nv@rudn.university.

BADAYEVA, Natalia Vladimirovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law, Civil Procedure and International Private Law. Peoples 'Friendship University of Russia. Russia. Moscow. E-mail: badaeva_nv@rudn.university.

УДК 340

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ЮРИДИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ КАК ОСОБОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

А.П. Видманкин

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия правоприменения как особой формы реализации права и раскрываются присущие ему особенности. Высказывается авторская позиция, согласно которой правоприменение выступает функциональной и одновременно организационно-правовой формой государственной деятельности.

Ключевые слова: правоприменение; правоприменительная деятельность; реализация права; действие права.

A.P. Vidmankin. TO THE QUESTION OF CONCEPT AND LEGAL PROPERTIES APPLICATION AS A SPECIAL FORM REALIZATION OF THE RIGHT

The article reveals the issues related to various approaches to the definition of law enforcement, as well as the inherent properties of it as a special form of realization of law. The study is aimed at improving the institution of law enforcement within the framework of the theory of state and law.

Keywords: law enforcement; Law enforcement activity; Realization of the right; Action of law.

Право в своем ценностном понимании имеет способность оказывать влияющее воздействие на сознание и волю субъектов общественных отношений. Это обусловливает появление механизма действия права. В юридической литературе отдельные авторы под действием права понимают его информационное, ценност-но-мотивационное и непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц. В частности, такого мнения придерживаются В.К. Бабаев [1], Т.Н. Радько [2] и некоторые другие.

Исходя из своего регулирующего воздействия, право имеет активное творческое начало и реализуется в сфере законодательной деятельности, поскольку пронизывает и изменяет социально-политическую среду, а также определяет направления и формы поведения индивидуума как одного из участников общественных отношений.

Действие права определяет также функциональное соотношение как отдельных норм, так и всей правовой системы государства. Так, оно четко указывает на его изменчивость, имеет способность динамично перестраиваться в зависимости от обстоятельств и условий, продиктованных обществом, однако здесь необходимо затронуть и постоянство, т.е. статическую функцию права.

По своей сути действие права является своеобразным переходом неоднородных социальных моделей и ценностей в окружающую нас действительность. Получается, что само действие права непосредственно материализует или, во всяком случае, пытается материализовать присущую праву по дефинитивным понятиям справедливость и социальную приемлемость в поведении каждой личности, социальных групп и в целом всего общества.

Действие права, как, впрочем, и само понятие права, имеет содержание и форму проявления, другими словами, оно имеет внутреннюю и внешнюю характеристики. Внешняя связана с формами и методами правомерного поведения уполномоченных и обязанных на то правом субъектов общественных отношений. Внутренняя - то, как и каким образом воспринимают право конкретные индивидуумы.

Важно отметить, что функционирование права воплощается в действии конкретных нормативно-правовых актов. Как известно, в предмет правового регулирования включены волевые действия людей, на основе которых возникают общественные отношения, которые, в свою очередь, исключают действие права на события, где воля личности отсутствует.

Исходя из сущности действия права, логичным представляется то, что оно содержит в себе «реализацию права» как свою часть. Именно данная часть способна отражать регулирующую функцию права, связанную с содержащимися в праве соответствующими дозволениями, обязываниями и запретами, опосредованно через правомерное поведение людей. В этом случае можно говорить о реализации права только тогда, когда оно непосредственно претворяется в реальной жизни и воплощается в действиях людей.

В системе права, как и в самой окружающей нас действительности, протекают различные взаимосвязанные процессы. Один из таких процессов - издание актов применения права, которое является последующим процессом, поскольку здесь непосредственно реализуется право, выраженное в самих законах, а первоначальным является издание законов, т.е. процесс правоприменения происходит как следствие.

Справедливо отмечает Т.Н. Радько, что реализация объективного права представляет собой деятельность, согласную с выраженной в праве волей, а также совокупность действий по проведению права в жизнь [2]. Так, реализацию права представляется возможным рассматривать как конечный результат и как процесс. Как конечный результат она означает полномерное достижение соответствия между предписаниями норм совершать или не совершать определенные поступки и действия. Реализацию права как процесс можно рассмотреть с субъективной и объективной сторон.

С точки зрения объективности от субъектов правоотношений определенным образом требуется непосредственное совершение или, наоборот, воздержание от совершения каких-либо действий, которые четко зафиксированы в правовой норме. С точки зрения субъективности реализация права характеризуется отношением субъекта правоотношений к правовым предписаниям непосредственно в момент совершения определенных действий. В этом случае человек может быть заинтересован в реализации права, т.е. непосредственно осуществить установленные требования правовой нормы, осознавая при этом свой общественный долг или, в противном случае, должен будет совершить из страха возможных неблагоприятных последствий. А в ином случае может быть не заинтересован в требовании предписания, т.е. отказаться от четкого следования предписанию законодателя. Таким образом, к человеку, отказавшемуся от исполнения требований предписания, возможно применение соответствующих мер принудительного воздействия.

Несмотря на всеохватывающий признак действия права, в нем можно выделить правоприменение как вид особой формы ее реализации. В отличие от других форм реализации, правоприменение невозможно в бездействии индивида, иначе говоря, пассивная форма поведения не влечет за собой применение права как, например, при обычном соблюдении правовых норм, где предоставляется право или же есть непосредственное указание на воздержание от совершения активных действий, т.е. пассивная форма поведения.

Правоприменение, как отмечает Т.Н. Радь-ко, - это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации; приложение правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам [2]. Содержание понятия «правоприменение» раскрывают и иные правоведы. В частности, по мнению М.М. Рассолова, под применением права понимается активная, властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела [3].

По нашему мнению, более общим, абстрактным является понятие, предложенное Т.Н. Радько, согласно которому целью правоприменения является принятие конкретного решения по какому-либо обстоятельству. Однако М.М. Рассолов приводит более точное, конкретизированное понятие, отметив в нем субъектный состав участников и инициированное государственное регулирование по решению конкретных дел. М.Б. Смоленский, например, представляет правоприменение как организационно-правовую форму государственной деятельности, направленную на реализацию правовых предписаний в жизнь [5].

К тому же, при анализе понятия «правоприменение» возможным представляется выделение понятия «правоприменительная деятельность». На первый взгляд, данные дефиниции не имеют различий, однако в правовой науке бытует мнение об их разграничении. В частности, А.Г. Самусевич полагает, что правоприменительную деятельность следует рассматривать исходя из двух взаимосвязанных аспектов: во-первых, правоприменительная деятельность - это организационно-правовая форма осуществления применения права, выражающаяся в комплексе правоприменительных действий по реализации юридических предписаний; во-вторых, правоприменительная деятельность с функциональной точки зрения является особым видом юридической деятельности компетентных субъектов,

обладающих властными полномочиями, осуществляемой в строгом соответствии с процессуально-процедурными регламентами с целью разрешения конкретного юридического дела [4].

Считаем, что правоприменение само по себе является более широким и абстрактным понятием в правовой науке, нежели понятие правоприменительной деятельности. Само же право на правоприменительную деятельность сливается воедино с возложением обязанности по ее осуществлению определенными субъектами права. Отсюда следует, что правоприменение носит некий производный характер, так как сама его цель состоит в непосредственном обеспечении реализации права третьими лицами. В этом случае применение определенных правовых норм одновременно требует исполнения, соблюдения и использования другими. Таким образом, правоприменение видится как комплексная правореали-зующая деятельность. Это означает, что она включает в себя все остальные формы реализации права: использование, исполнение и соблюдение.

Субъектом же, на который возлагается обязанность по правоприменительной деятельности, является наделенный государством определенной соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных правоотношений, которому принадлежит главная роль в разрешении конкретного жизненного обстоятельства посредством издания правоприменительного акта.

Кроме того, следует определить обстоятельства, требующие для своего разрешения именно акты правоприменения как особой формы реализации права. В частности, к таким можно отнести:

• когда какое-либо правоотношение не может появиться само по себе без властного веления государства в лице конкретного государственного органа или должностного лица, например: призыв граждан для исполнения воинской обязанности по прохождению обязательной воинской службы; назначение по общему правилу пенсионных выплат гражданам, достигшим пенсионного возраста;

• когда совершено какое-либо правонарушение, которое влечет за собой юридическую ответственность, и именно это вправе сделать субъект, наделенный для этого соответствующими полномочиями и обладающий компетенцией по привлечению к юридической ответственности, а также применению наказания к правонарушителю;

• когда имеет место случай возникнове-

ния спора о праве, и стороны не в состоянии самостоятельно подойти к согласованному общему решению, или же существует какое-либо препятствие для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей, например происходит раздел общего имущества супругов;

• когда требуется официальное установление наличия или же отсутствия конкретного юридического факта или признание фактов юридически значимыми, например признание права собственности над бесхозным имуществом;

• при регулировании взаимоотношений в государственных органах и структурах, например избрание или назначение на определенную должность или освобождение от нее.

Проанализировав различные подходы к определению понятия правоприменения, полагаем, что данная дефиниция, с одной стороны, выступает как функциональная и представляет собой властную деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, а с другой - как организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Исходя из этого, наиболее правильным и приемлемым считаем приведенное выше понятие А.Г. Самусевича, где находят свое отражение функциональная и организационно-правовая ее характеристики.

Институт правоприменения как особая форма реализации права обладает отдельными особенностями. К таковым можно отнести, например:

• властно-организационную деятельность государства в лице его компетентных органов, через которую происходит процесс упорядочивания общественных отношений и установление четких и однозначных организационных и функциональных начал взаимоотношений между разнообразными субъектами правоотношений;

• применение права находит свое отражение в границах только конкретных правоотношений, именуемых правоприменительными;

• деятельность по правоприменению осуществляется в особых процедурных формах, установленных процессуальным законодательством;

• правоприменение, представляемое как особая форма реализации права, является довольно сложной конструкцией, так как его осуществление тесно связано с другими формами реализации, т.е. с исполнением, соблюдением и использованием;

• правоприменение представляет собой определенный процесс, включающий в себя набор точно и четко определенных последовательных стадий;

• правоприменение всегда сопровождается с вынесением индивидуально-определенного правового акта, так называемого акта применения права, который исходит от соответствующего субъекта правоприменения.

Подводя итоги, приходим к выводу, что в сущности различные подходы к определению понятия правоприменения определяют его как решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Также правоприменение можно представить как приложение правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам, а также как активную, властную деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. Кроме того, правоприменение раскрывается как организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Однако, учитывая вышеизложенное, под правоприменением необходимо понимать более широкое толкование данной дефиниции, при котором происходит выявление его сущности и особенностей. Так, оно выступает как функциональная форма и представляет собой властную деятельность государства в лице его компетентных органов и должностных лиц по разрешению конкретного юридического дела и одновременно как организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Список литературы

1. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 715 с.

2. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2013. 576 с.

3. Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 575 с.

4. Самусевич А.Г. К проблеме соотношения понятий «правоприменительная деятельность» и «правоприменение» (теоретико-правовой анализ) // Вопросы современной юриспруденции: материалы ХХУШ Междунар. заоч. науч.-практ. конф. 2013. № 28. С. 84-90.

5. Теория государства и права: учебник / М.Б. Смоленский [и др.]; отв. ред. М.Б. Смоленский. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 478 с.

ВИДМАНКИН Александр Петрович - преподаватель кафедры административного и финансового права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: vidmankin2010@yandex.ru.

VIDMANKIN, Alexander Petrovich - Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: vidmankin2010@yandex.ru.

УДК 347.453.1

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВА АРЕНДЫ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В СТРАНАХ СНГ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Н.Н. Владимиров

Статья посвящена исследованию некоторых исторических аспектов развития аренды земли и земельных участков в законодательстве стран СНГ: Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана.

Ключевые слова: правовое регулирование; земля; земельная реформа; аренда; собственность; страны СНГ.

N.N. Vladimirov. FORMATION OF RENTAL RIGHTS TO LAND PLOTS IN CIS COUNTRIES: HISTORICAL ASPECT

The article is devoted to the study of some historical aspects of the development of land lease and land plots in the legislation of the CIS countries: Azerbaijan, Armenia, Kazakhstan, Kyrgyz.

Keywords: legal regulation; Earth; Land reform; Rent; own; CIS countries.

Специфика развития стран СНГ наиболее отчетливо отражает общие закономерности и некоторые особенности правового механизма регулирования частноправовых отношений с учетом конкретно-исторической направленности. Ряд исследователей подчеркивает, что «процессы развития рыночных отношений характеризуются расширением внешнеэкономических и культурных связей между разными странами, поскольку это обусловлено необходимостью согласованного решения стоящих перед человечеством глобальных проблем: резким усилением миграции, обеспечением энергетических ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.» [4, с. 122].

Проанализировать динамику правовых реформ в каждом государстве представляется достаточно сложным, поскольку каждая страна, и тем более каждый народ, выбирает свой самостоятельный путь развития, основываясь на своих национально-исторических и культурных особенностях, включая многовековые традиции и обычаи.

Как известно, эволюция земельных отношений и проблемы их регулирования в зарубежных странах имеют различный путь развития, не исключением стало формирование рынка земли и в постсоветских государствах. Исключительная сложность формирования

земельных отношений объективно заставляет обращаться к тем периодам развития, которые проходили под знаком социально-экономических реформ, а точнее земельных. Более того, в каждой стране имеются и свои особенности проведения земельной реформы. Например, с распадом Советского Союза и образованием Республики Азербайджан как независимого государства одной из важнейших проблем, требовавших незамедлительного решения, было проведение в этой стране земельной реформы. Развал советской экономики привел страну, равно как и экономику других бывших советских республик, к тяжелейшему кризису. Единственным и наиболее верным путем выхода республики из этого кризиса в кратчайший срок было восстановление страны посредством проведения поэтапной земельной реформы. Именно эта необходимость стала причиной принятия в Республике Азербайджан в 1996 г. Закона «О земельной реформе» [8]. Изменения земельных отношений были направлены на установление исключительных прав купли-продажи, дарения, передачи в аренду или пользование, наследования, залога земли, находящейся в собственности физических и юридических лиц. Дальнейшие земельные преобразования в Азербайджане продолжились

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.