Научная статья на тему 'К вопросу о понятии государственных расходов'

К вопросу о понятии государственных расходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5278
719
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / BUDGET EXPENDITURES / ВИДЫ РАСХОДОВ / СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА / SYSTEM OF FINANCIAL LAW / STATE EXPENDITURES / KINDS OF EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арбатская Юлия Валерьевна

Статья посвящена исследованию категории «государственные расходы», которая анализируется в материальном, организационном и правовом аспектах. Рассматривается вопрос о первичности в соотношении государственных расходов с государственными доходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Concept of State Expenditure

The article is dedicated to the analysis of public expenditures in material, organizational and legal aspects. The author compares public expenditures and public revenues and decides what is first.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии государственных расходов»

Вопросы конституционного права

УДК 347.73

к вопросу

о понятии государственных расходов

© Арбатская Ю. В., 2015

Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск

Статья посвящена исследованию категории «государственные расходы», которая анализируется в материальном, организационном и правовом аспектах. Рассматривается вопрос о первичности в соотношении государственных расходов с государственными доходами.

Ключевые слова: государственные расходы; бюджетные расходы; виды расходов; система финансового права.

Государственные расходы представляют собой один из основных финансово-правовых институтов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие России. Однако, несмотря на значительную роль, им уделяется крайне мало внимания в юридических исследованиях, до сих пор нет единства мнений по поводу их понятия и содержания.

Категория «государственные расходы» является понятием многоаспектным. Прежде всего государственные расходы определяют в материальном значении как государственные затраты, издержки, выплаты из государственных (муниципальных) денежных фондов. Так, О. Н. Горбунова указывает, что государственные расходы — это затраты государства по выполнению стоящих перед ним задач [1]. М. М. Про-шунин рассматривает государственные (муниципальные) расходы как затраты государства (муниципального образования) путем распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации государственных (местных) задач и функций [2].

При этом отдельные авторы, определяя содержание категории «государственные расходы», основной акцент делают на цели их осуществления. Так, Л. К. Воронова к государственным расходам относит затраты государства на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение социаль-

но-культурных потребностей членов общества, оборону и управление, т. е. на обеспечение своего бесперебойного функционирования [3].

Этот же подход использует при определении государственных расходов Е. Ю. Грачева, относя к ним затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности [4]. Аналогичное определение государственным расходам дает Л. Г. Вострикова [5].

Наряду с определением в материальном значении, о государственных (муниципальных) расходах можно говорить в организационном аспекте — как о процессе. Так, Н. А. Куфакова определяет государственные расходы как «планомерное использование Советским государством централизованных и децентрализованных денежных фондов на создание материально-технической базы коммунизма, удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей народа и укрепление обороноспособности страны» [6].

Кроме того, государственные (муниципальные) расходы рассматриваются в качестве составной части финансовой деятельности государства (муниципального образования), что характеризует ее организационный аспект. При этом нередко делается акцент на урегулированности данного вида деятельности нормами финансо-

вого права [7]. Некоторые авторы видят в этом характеристику государственных расходов с правовой точки зрения [8]. Комментируя это, можно лишь согласиться с Л. К. Вороновой, отмечавшей, что общественные отношения в области расходов могут выступать только как правоотношения, которые «неотделимы от реальных фактических обстоятельств — использования денежных средств на покрытие расходов, связанных с функционированием того или иного органа государства» [9].

Как правило, при характеристике государственных расходов как финансовой деятельности государства в научной литературе подчеркиваются их постоянство и повседневность, а также неотделимость от другой стороны финансовой деятельности — собирания денежных фондов публично-правовых образований [10].

На неразрывность двух обозначенных сторон финансовой деятельности государства указывают Е. А. Ровинский, Г. С. Гуре-вич и В. В. Гусева, определяя государственные (муниципальные) расходы как строго регламентированный и планомерный процесс использования мобилизуемых государством денежных средств для обеспечения выполнения своих функций [11].

Нередко при рассмотрении вопроса о соотношении государственных доходов и расходов дискутируется вопрос о том, какую из этих двух категорий следует признать основополагающей, первичной.

Так, Е. А. Ровинский в учебнике «Советское финансовое право» (1961 г.), указывая на ошибочность взгляда, согласно которому доходы должны находиться в зависимости от расходов, утверждает, что господство принципа преобладающего значения государственных расходов обусловлено природой капиталистического государства. Буржуазное государство, по его мнению, использует бюджетные средства в интересах монополистической буржуазии на содержание огромного «военно-полицейского и чиновничьего аппарата насилия», при этом непроизводительный характер этих расходов ведет к напряжению налоговой платежеспособности населения [12].

С ним концептуально соглашаются и некоторые современные ученые. Так, С. С. Быков, рассматривая вопрос о первичности потребности в осуществлении публичных расходов по отношению к необходимости взимания налогов, указывает, что

«необходимость осуществления публичных расходов не является в современных финансовых отношениях первичной» [13], объясняя это тем, что уровень наших возможностей предопределяет степень удовлетворения наших потребностей, и сравнивая государственное хозяйство с хозяйственной жизнью обычного человека. Кроме того, указанный автор также апеллирует к правилу кривой Лаффера об ограниченности государства в его возможности сбора налогов (так называемый эффект налоговой ловушки при чрезмерном повышении налогов) и к отдельным положениям бюджетного законодательства Российской Федерации о прогнозировании доходов бюджета, о бюджетном дефиците и об установлении новых расходных обязательств (ст. 33, 1741, 83, п. 6 ст. 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации [14]). С учетом изложенного С. С. Быковым делается вывод о том, что «отправной точкой и причиной осуществления расходов является наличие доходов, а не наоборот» [15].

Комментируя высказанную позицию, прежде всего следует помнить о причинах появления финансов, финансовой деятельности государства — обеспечить распределение денежных ресурсов между субъектами хозяйствования и государством в целях финансового обеспечения общественных потребностей и реализации государственных полномочий. Как совершенно справедливо указывал С. И. Иловайский, «государственное хозяйство должно иметь своею конечною целью осуществление определенных функций общественной жизни... в государственном хозяйстве первое место принадлежит потребностям и вызываемым им расходам» [16]. Таким образом, прежде чем принимать решения о собирании государственных доходов, устанавливать систему налогов, сборов и иных фискальных платежей (устанавливать новые платежи, отменять либо изменять существующие), следует определить, хотя бы в самом общем виде, какие издержки должно понести государство при решении поставленных перед ним задач. Поэтому следует поддержать позицию Д. Л. Комягина, отмечающего, что «государство, как правило, не может себе позволить сократить расходы только по той причине, что для их удовлетворения недостаточно прогнозируемых доходов. Невозможность обеспечить расходы бюджета говорит о слабости государства или о несо-

стоятельности управления в публично правовом образовании» [17]. Также следует помнить, что для финансирования возрастающих доходов в распоряжении у государства есть значительное количество инструментов: от налогового механизма, возможности управления своей собственностью (продажа, аренда, иные способы распоряжения) до государственных заимствований. В пользу позиции о первооснове государственных расходов в финансовой деятельности государства можно привести также высказывание известного дореволюционного финансиста Янжула о том, что предметом финансовой науки является исследование способов наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства [18], из чего следует, что основная цель финансов, финансовой деятельности государства — удовлетворение материальных потребностей государства, выражающихся в расходах.

Все вышесказанное ни в коей мере не отрицает и не умаляет значение необходимости поиска разумного компромисса между объемом и содержанием государственных расходов и государственных доходов, находящего свое юридическое закрепление в бюджете и иных финансовых планах, касающихся формирования и использования государственных (муниципальных) финансовых ресурсов. Как совершенно справедливо отмечал И. Х. Озеров в своей работе «Основы финансовой науки» (1914 г.), «цель бюджета и росписи — держать расходы в равновесии с доходами, так как только при таком условии возможно правильное ведение государственного хозяйства» [19]. Одной из важнейших задач здравой финансовой политики является установление правильного соотношения между публичными расходами и доходами хозяйствующих субъектов. Весьма разумны выводы Гефкена о недопущении государственных расходов до размеров, препятствующих образованию капиталов в частных хозяйствах и подрывающих народное благосостояние, при этом он говорит и об опасности противоположной крайности, состоящей в чрезмерной экономии в государственных расходах, «отчего неминуемо должно страдать удовлетворение существенных государственных потребностей» [20]. Как указывает С. И. Иловайский, задача лиц, руководящих государственным хозяйством, и должна заключаться прежде

всего в определении минимального уровня расходов, необходимых для «правильного течения государственной жизни» [21].

Традиционно, начиная с советского периода развития нашего государства, категория «государственные (муниципальные) расходы» рассматривается также и в виде совокупности правовых норм особенной части финансового права, регламентирующих отношения по использованию фондов публично-правовых образований. Вместе с тем отдельные авторы, признавая необходимость выделения в системе особенной части финансового права самостоятельной общности правовых норм, регулирующих вопросы государственных расходов, именуют эту совокупность правовых норм разделом [22], подотраслью [23], институтом финансового права [24].

На фоне этого привлекает к себе внимание позиция С. Д. Цыпкина, качественно отличающаяся от предыдущих. Признавая существование государственных расходов в качестве самостоятельного раздела учебной дисциплины и учебника по финансовому праву, он относит совокупность правовых норм, регламентирующих понятие, виды государственных расходов, принципы бюджетного финансирования, финансирование капитальных вложений, оборотных средств, сметно-бюджетное финансирование, к институтам (подразделам) бюджетного права [25]. Вместе с тем в последующих параграфах монографии он все же говорит о государственных расходах как о разделе финансового права [26].

После экономических преобразований 1990-х гг. выделение государственных расходов в самостоятельный блок правовых норм в системе финансового права в целом поддерживается ведущими учеными [27]. Одновременно с этим некоторые авторы [28] указывают на тесную связь института государственных (муниципальных) расходов с бюджетным правом, институтом государственных внебюджетных фондов и институтом финансов государственных и муниципальных предприятий, поскольку «регулируемые ими отношения получают развитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий» [29].

Однако в дальнейшем, в связи с бурным развитием бюджетного права (как подот-

расли или финансово-правового института финансового права), ситуация начинает меняться. Так, Ю. А. Крохина, выделяя в системе финансового права правовую общность «правовое регулирование государственных расходов», в дальнейшем тексте авторского учебника раскрывает только правовые основы расходов бюджетов [30]. Авторы учебного пособия под редакцией Н. А. Шевелевой и М. В. Кустовой рассматривают лишь правовые основы расходов бюджетов и не упоминают категорию «государственные (муниципальные) расходы» [31]. В учебном пособии «Краткий курс финансового права» И. С. Иванов также выделяет лишь «расходы бюджета» как институт подотрасли финансового права — бюджетного права [32].

Обращает на себя внимание позиция К. С. Бельского, излагающего в учебнике «Финансовое право» (2011 г.) систему финансового права, выделяя при этом в качестве института бюджетного права «сметно-бюджетное финансирование (расходное право)», из чего можно заключить, что он к финансовому праву относит лишь нормы, регламентирующие выплаты из бюджета только в порядке сметно-бюджет-ного финансирования [33].

Уход современных исследователей от категории «государственные (муниципальные) расходы» представляется неслучайным. Рассмотрим систему данного финансово-правового института.

Е. А. Ровинский и Л. К. Воронова в состав государственных расходов включали лишь две группы правовых норм: 1) финансирование народного хозяйства, 2) сметно-бюджетное финансирование [34].

С. Д. Цыпкин указывал, что раздел государственных расходов объединяет институты финансирования капитальных вложений, оборотных средств и сметно-бюджет-ное финансирование [35]. Однако позднее, в своей монографии «Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства», он уже выделяет лишь две группы институтов в составе соответствующего раздела финансового права: расходы государственного бюджета и иные (децентрализованные) расходы, т. е. расходы предприятий, объединений, отраслей хозяйства [36].

Из анализа содержания государственных расходов, определенного М. И. Барышевым, можно предположить его видение системы

данного финансово-правового института: расходы бюджета, расходы хозрасчетных организаций (из поощрительных фондов, амортизационных фондов, фондов ширпотреба и т. д.), кредиты банков, расходы специальных внебюджетных средств организаций, находящихся на сметно-бюджетном финансировании [37].

О. Н. Горбунова к институту государственных расходов относит бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию [38].

Вместе с тем современное бюджетное законодательство Российской Федерации объединяет в единую бюджетную систему, функционирующую по единым правилам и регулируемую бюджетным правом, федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 6, 10 БК РФ). Следовательно, расходы, осуществляемые из бюджетов разных уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируются совокупностью правовых норм, относимых к бюджетному праву, которое, в свою очередь, является подотраслью финансового права. Бюджетным правом также регулируется осуществление расходов такой разновидности государственных организаций, как казенные учреждения, которые бюджетное законодательство Российской Федерации наделяет правовым статусом получателя бюджетных средств и детально регламентирует порядок их финансирования.

Кроме того, начиная с 90-х гг., в системе финансового права отдельными авторами совершенно справедливо выделяется правовой институт децентрализованных государственных (муниципальных) финансов, объединяющий правовые нормы, регламентирующие доходы и расходы обозначенных фондов.

Таким образом, государственные расходы можно рассматривать лишь в качестве комплексного финансово-правового института, объединяющего нормы подотрасли финансового права — бюджетного права и финансово-правового института — децентрализованных государственных (муниципальных) финансов.

Совокупность государственных (муниципальных) расходов разных видов составляет систему государственных (муници-

пальных) расходов. Государственные расходы в зависимости от видов фондов, из которых они осуществляются, можно классифицировать на централизованные и децентрализованные. При этом, учитывая, что централизованные фонды — это те, которые напрямую управляются публично-правовым образованием (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) как властвующим субъектом, к централизованным можно отнести расходы всех фондов, входящих в бюджетную систему России (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов). К децентрализованным расходам традиционно относятся расходы фондов унитарных предприятий, учреждений и иных государственных (муниципальных) организаций.

Таким образом, понятие «государственные (муниципальные) расходы» шире понятия «расходы бюджета». Последние являются составной частью общих расходов государства и в СССР составляли от них около 2/3 [39]. В настоящее время в условиях рыночной экономики количество государственных хозяйствующих субъектов значительно сократилось, они приобрели большую экономическую самостоятельность. Еще в учебниках по советскому финансовому праву высказывалась мысль, весьма актуальная и для современной экономической ситуации, — что государственные организации должны при осуществлении расходов использовать собственные децентрализованные средства (прибыль, доход, кредитные ресурсы) и лишь в объективно необходимых случаях — бюджетные средства [40].

Однако для государственного сектора экономики расходы бюджетов всегда остаются ведущими в системе государственных (муниципальных) расходов. Это не будет являться исключением и на современном этапе социально-экономического развития России. Ш

1. Финансовое право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. М., 2003. С. 315.

2. Финансовое право : учебник / А. Р. Батяева [и др.] ; отв. ред. С. В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М., 2011. 792 с.

3. Советское финансовое право : учебник / отв. ред. Л. К. Воронова, Н. И. Химичева. М., 1987. С. 304.

4. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право : учебник. 4-е изд., испр. и доп. М., 2013. С. 267.

5. Вострикова Л. Г. Финансовое право : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. 376 с.

6. Советское финансовое право : учебник / отв. ред.

B. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкин. М., 1974. С. 316.

7. Финансовое право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. С. 315.

8. Финансовое право : учебник / А. Р. Батяева [и др.].

9. Воронова Л. К., Мартьянов И. В. Советское финансовое право : учеб. пособие. Киев, 1983. С. 150.

10. Советское финансовое право / под ред. Е. А. Ровинского. 3-е изд. М., 1978. С. 232.; Советское финансовое право : учебник / отв. ред. В. В. Бесчеревных,

C. Д. Цыпкин. М., 1974. С. 316.

11. Советское финансовое право / отв. ред. Е. А. Ровинский. М., 1961. С. 231.; Советское финансовое право : учебник / отв. ред. Г. С. Гуревич. М., 1985. С. 181.

12. Советское финансовое право / отв. ред. Е. А. Ровинский. С. 232.

13. Быков С. С. К дискуссии о понятии противодействия уклонению от уплаты налогов и его значении в признании налогового права самостоятельной отраслью // Изв. Иркут. гос. экон. акад. 2014. № 1. С. 97.

14. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. (далее по тексту - БК РФ).

15. Быков С. С. Указ. соч. С. 97.

16. Иловайский С. И. Учебник финансового права. Одесса, 1895. С. 13-14.

17. Комягин Д. Л. К вопросу о классификации бюджетных расходов // Реформы и право. 2010. № 3. С. 12.

18. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. 4-е изд., изм. и доп. СПб., 1904. С. 10.

19. Озеров И. Х. Основы финансовой науки. М., 1914. С. 7.

20. Цит. по: Иловайский С. И. Указ. соч. С. 15.

21. Иловайский С. И. Учебник финансового права. С. 14.

22. Воронова Л. К., Мартьянов И. В. Указ. соч. С. 26.

23. Советское финансовое право / под ред. Е. А. Ро-винского. 3-е изд. М., 1978. С. 27.

24. Советское финансовое право / отв. ред. Е. А. Ро-винский. М., 1961. С. 18.; Советское финансовое право : учебник / отв. ред. Г. С. Гуревич. М., 1985. С. 35.

25. Цыпкин С. Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. М., 1983. С. 26.

26. Там же. С. 63.

27. Финансовое право : учебник / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. 4-е изд., испр. и доп. М., 2013. С. 31.; Финансовое право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. С. 29.; Финансовое право : учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 37; Финансовое право : учебник /отв. ред. Н. И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 48.

28. Финансовое право Российской Федерации : учебник / отв. ред. М. В. Карасева. М., 2002. С. 474.

29. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Хи-мичева. С. 528.

30. Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 71, 244-264.

31. Финансовое право : учеб. пособие / под ред. М. В. Кустовой, Н. А. Шевелевой. СПб., 2014. 320 с.

32. Иванов И. С. Краткий курс финансового права : учеб. пособие // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

33. Финансовое право : учебник / А. Р. Батяева [и др.].

34. В ряде учебников по финансовому праву советского периода в состав государственных расходов включали лишь две группы правовых норм: 1) финансирование народного хозяйства, 2) сметно-бюджетное финансирование. См., напр.: Советское финансовое право / под ред. Е. А. Ро-винского. 3-е изд. М., 1978. С. 27.; Воронова Л. К., Мартьянов И. В. Указ. соч. С. 150-151.

35. Советское финансовое право : учебник / под ред. В. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкина. С. 56.

36. Цыпкин С. Д. Указ. соч. С. 63.

37. Финансовое право : учебник / под ред. Е. А. Ровин-ского. М., 1971. С. 270.

38. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 91.

39. Воронова Л. К., Мартьянов И. В. Указ. соч. С. 146.

40. Советское финансовое право / под ред. Е. А. Ровинского. 3-е изд. С. 234.

список литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

Быков С. С. К дискуссии о понятии противодействия уклонению от уплаты налогов и его значении в признании налогового права самостоятельной отраслью // Изв. Иркут. гос. экон. акад. — 2014. — № 1. - С. 90-99.

Воронова Л. К. Советское финансовое право : учеб. пособие / Л. К. Воронова, И. В. Мартьянов. -Киев : Вища школа, 1983. - 156 с.

Вострикова Л. Г. Финансовое право : учебник для вузов / Л. Г. Вострикова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юстицинформ, 2007. - 376 с.

Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О. Н. Горбунова. - М. : ООО «Профобразование», 2003. - 158 с.

Грачева Е. Ю. Финансовое право: учебник для средних специальных учебных заведений / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Норма, ИНФРА-М, 2013. - 352 с.

Иванов И. С. Краткий курс финансового права : учеб. пособие // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Иловайский С. И. Учебник финансового права / С. И. Иловайский. - Одесса : Тип. Штаба Одесского военного округа, 1895. - 334 с.

Комягин Д. Л. К вопросу о классификации бюджетных расходов // Реформы и право. - 2010. -№ 3. - С. 10-15.

Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Норма, 2007. - 328 с.

Озеров И. Х. Основы финансовой науки / И. Х. Озеров. - М. : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1914. - 361 с.

Советское финансовое право / отв. ред. Е. А. Ро-винский. - М. : Юрид. лит., 1961. - 350 с.

Советское финансовое право / под ред. Е. А. Ро-винского. - 3-е изд. - М. : Юрид. лит., 1978. - 344 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Советское финансовое право : учебник / отв. ред. В. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкин. - М. : Юрид. лит., 1974. - 464 с.

Советское финансовое право : учебник / отв. ред. Воронова Л. К., Химичева Н. И. - М. : Юрид. лит., 1987. - 464 с.

Советское финансовое право : учебник / отв. ред. Г. С. Гуревич. - М. : Юрид. лит., 1985. - 272 с.

Советское финансовое право : учебник / под ред. В. В. Бесчеревных, С. Д. Цыпкина. - М. : Юрид. лит., 1982. - 424 с.

Финансовое право Российской Федерации : учебник / отв. ред. М. В. Карасева. - М. : Юристъ, 2002. - 576 с.

Финансовое право : учебник / А. Р. Батяева [и др.] ; отв. ред. С. В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. -792 с.

Финансовое право : учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. - М. : ООО «ТК Велби», 2003. - 749 с.

Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2000. - 600 с.

Финансовое право : учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2000. - 495 с.

Финансовое право : учеб. пособие / под ред. М. В. Кустовой, Н. А. Шевелевой. - СПб. : Питер, 2014. - 320 с.

Цыпкин С. Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства / С. Д. Цыпкин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 80 с.

Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах / И. И. Янжул. - 4-е изд., изм. и доп. - СПб. : Тип. Стасюлевича М. М., 1904. - 500 с.

On the Concept of State Expenditure

© Arbatskaya Y., 2015

The article is dedicated to the analysis of public expenditures in material, organizational and legal aspects. The author compares public expenditures and public revenues and decides what is first.

Key words: state expenditures; budget expenditures; kinds of expenditures; the system of financial law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.