Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке бакалавра по профессиональному направлению «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»'

К вопросу о подготовке бакалавра по профессиональному направлению «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
74
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОЕКТ ПОДГОТОВКИ / БАКАЛАВР / ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАССИФИКАТОР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Катков М. В., Кулиш Ю. А., Селиванов С. Е., Дыба П. П.

Предложен проект подготовки бакалавра по профессиональному направлению «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», содержащий комплекс новых учебных дисциплин, учебно-квалификационные программу и характеристику, учебный план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF PREPARATION OF BACHELOR IN PROFESSIONAL FIELD TO «PREVENTION AND LIQUIDATION OF EXTRAORDINARY SITUATIONS»

A project of the preparation of a bachelor in a professional field "Prevention and liquidation of extraordinary situations" that contains the complex of new educational descriptions, a educational qualification program, a characteristic and an educational plan is offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке бакалавра по профессиональному направлению «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»»

УДК 613/614

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ и ликвидация ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

М.В. Катков, доцент, к.т.н., Харьковский институт управления, Ю.А. Кулиш, инженер, Оперативно-спасательная

служба, г. Харьков,

С.Е. Селиванов, профессор, д.т.н., ХНАДУ,

П.П. Дыба, инженер, Украинская служба спасения

Аннотация. Предложен проект подготовки бакалавра по профессиональному направлению «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», содержащий комплекс новых учебных дисциплин, учебно-квалификационные программу и характеристику, учебный план.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, проект подготовки, бакалавр, программа, государственный классификатор.

Введение

А пйёааша абшу уе1ё1аё-айеау тйбаиаеа а !еба дт-^ёбаёил ббоаеёёапи ё 1ба1ёааа6йу еае таёаайбёу6ту. Й-^6ё ажашаай а 1'абё1аё^айе1ё 1а^а6ё пуаёур6йу ййайа1ёу 1 еа6ай6б1баб, е161бйа 1б1ёйб1ау6 а дадшб п6ба1аб: 5а1ёа6бупа1ёу,

ёдМбжа1ёу абёеайа, 1аааёй, пааёаё, паёё, 1аа1а1а1ёу, бо1а!ё, одаааш, таб^ё, таж1йа ё 1йёаайа а6бё, ёатйа пжабй, аёё6аёшйа дапобё ё аб6аёа й6ёбёё1йа ааап6аёу, е161бйа т1'б1а1жаар6йу аёааёир ёрааё, бадб60а1ёш а1б1а1а ё Шпйеёаийб 1баа1'бёу6ёё, а 6аежа 1або0а1ёа1 уе1ё1аё^айе1а1 6б1а1у а 1бёб1аа, айдааша1 даабудШёш 1еб6жарйаё йбаай. А дааёпёптё 16 бабае6аба 1б1ёйб1жаа1ёу тай6ёё иа66 а1д1ёеа6и -^бадай-^аёша пё66абёё (хМ) 1а 6аббё61бёё 6ебаё1й, 6.а. 1абб0а1ёа Шаёишб

бпё1аёё жёд1ё ё аау6аёиип6ё ёрааё 1а 1аиае6а ёёё 6аббё61бёё, айдааша ааабёаё, еа6ай6б1б1ё, п6ёбёё1й1 ааай6аёш ёёё аббаё! 11ап1й1 тай6ёа^ е161б1а 1бёааё1 (Йжа6 1бёаап6ё) е аёааёё ёрааё ёёё е дт-^ё6аёшш 1а6абёаёи1й1 Й6абу1 Маайшу а 6ебаё1а а йаудё п йатшё 1бёб1а1й1ё уаёа1ёу!ё, ааабёу!ё ё еа6ай6б1бшё 1ай6айаеа бабае6абёд6а6йу еае 1^а1и йёШау. А 6ебаё1а йбаааёёёайи 6а1аа1бёу 6ааёё^а1ёу -^ёйёашй6ё п6аб1'аа0ёб ё 6б1а1у 1а6абёаёи11а1 6йабаа 16 -^бадай-^аёшб йё66абёё 1бёб1аиа1 ё ш6бшааша1 бабае6аба. У6а йё66абёу йбааШа й пйёаай6аёу1ё а1а11йб ейбёёе61а, а ае66аёи11й6и айаб баа16 й аа 6ё6^0шёр 1а6йёааёёааа6йу íiай0аíёаi тбёпаёипё аадпатш6ё

6ебаё1й, ^61 6баа6а6 gааëааiабаiа1йаi

ш6йай6аёшёу ешёаейа 1'баа61бааё6аёшйб iаб, айте1ё а16ш1й6ё б6е1а1ауйаа1 йт6ааа ё йёё А! е ааёй6аёуi а хМ ё ёёеаёаабёё ёб ййёаай6аёё [1]. Аёу айпёШёу баа16 й ёёеаёаабёё пйёаай6аёё хМ 1'бёаёаеар6йу й1абёаёёдёб1аа11йа бiбiёбiааíёу, 1аа1а1ёдёб1аа11йа бiбiёбi аа1ёу абажаа1йе1ё 1а1б11й, паба6ёай-й1айа6аёшау йё6жаа ё аб., 6.а. тдаар6йу йёёй ё йбаай6аа а дааёйёйй6ё 16 аёаа ааай6аёу, аа1 iай06ааiа, 1аёё^ёу йа1ёб йёё ё йбаай6а, бабае6аба ё 1аиа1а баа16, 1таашй6аё iай61йб 6йё1аёё. Í6iа6ёi, ^61 16а^ай6аа11йё ё даб6ааж1йё ий6 6аааё6аёи11 йаёаа6аёий6а6ю6, ^61 байб1ай 1а ёёеаёаабёр -^бадай-^аёшб йё66абёё 1аша1 1баай0ар6 байб1ай 1а 1'баа61'бажаа1ёа ёб а1д1ёейМ1ёу.

Анализ публикаций

Сае11 6ебаё1й 16 14.12. 1999 а. № 1281-XIV «!а ааабёё11-й1айа6аёи1йб йё6жааб» (й ёQІащ1ёуiё ё аilië1аíёуiё, а1айаí1йiё Саеип 6ебаё1й 16 21.12.2000

а. № 2171-Ш) [2] Йбаааёуа6 1баа1ёдабёй1йа, 1'баа1айа ё уеi1iiё^айеёа 1й11ай й1даа1ёу ё аау6аёшт6ё ааабёё11-й1'айа6аёи1йб йё6жа, 1ауда111й6ё, 1'бааа, ааба16ёё й1бёаёи11ё дайё6й ё 16аа6й6аа111й6ё й1'айа6аёаё, а 6аежа а11б1йй iажа61абiа1iаi й16б6а1ё^ай6аа а йбаба ёёеаёаабёё хМ. Eбiiа 61а1, а Сае11а i6iа^аа6йу, ^61 аййё1а1ёа ааабёё11-й1'айа6аёи1йб ё аб6аёб 1а16ё1ж1йб баа16 (АМёА!в) а дйаб ааай6аёу баё11а хМ должно

1й6йап6аёу6ийу б1б101 йаа161аёаишё, 1ао^аишё пiапа6аëуiё, еааёёбёбёб1ааишё баат^ё ёiарйёiё табёаёш6р паа161ае6 ё 6iаëйi б6е1а1ап6ай. АМёА!в Шбааёаш 1а пёйе, тайшёа ё дайё66 ёрааё (аеёр^ау 1еада1ёа ёi 1а16ё1ж11ё iааёбё1йеiё iiiiйё), дайё66 iа6абёаëи1йб ё е6ёи66б1йб ба11ш6аё ё 1еб6жарйаё йбаай 1бё ёёеаёаабёё пйёаай6аёё хМ. !а1ае1, шаёёд ё1бiбiабёё А1й6аабй6аа11йб

еёайпёбёеа61б1а 1б1баппёё ё аёа1а уепйё^айе1ё аау6аёи11й6ё, еааёёбёеабёшйб бабае6абёй6ёе

1б1байпёё, й6а1ааб61а айй0аа1 1абад1аа1ёу ё 1iбiа6ёа1йб ае61а, 6еадаё 1а 1б1аёш6 16й66й6аёу табёаёёй61а й айй0ёi 1абад1ашёа^ е161бйа Йа66 айпё1у6и йёй6аи6р, ешёает6р баа166 й 1баа61'баж аа1ёр ё ёёеаёаабёё -^бадай^аёшб йё66абёё [3-6].

Цель и постановка задачи

Целью данной работы является разработанный проект подготовки бакалавра по профессиональному направлению

«Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», реализация которого позволит

получить образование рабочих аварийно-

спасательных служб.

Проект подготовки бакалавра

В работе предлагается проект подготовки бакалавра по профессиональному направлению «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», он содержит комплекс новых учебных дисциплин, учебно-квалификационные

программу и характеристику, учебный план.

Рабочие функции, типовые задачи деятельности и умения их решения обеспечиваются учебной и профессиональной подготовкой в соответствии с учебно-профессиональной программой,

включающей следующие учебные циклы (рис. 1).

Профессиональная деятельность данного бакалавра заключается в:

1. Участии в научно-исследовательских работах:

— анализа техногенных рисков нарушения природной среды, природных рисков в хозяйственной деятельности, и определения зон повышенного риска;

— развития новых методов повышения надежности и устойчивости природных и техногенных объектов, предупреждения и ликвидации различных ЧС;

Рис.1. Учебные циклы

— разработки новых технологий и оборудования для предупреждения и ликвидации различных ЧС.

2. Участии в проектно-конструкторских работах:

— систем и проектов предупреждения (защиты) и ликвидации ЧС;

— выбора режимов безопасного

функционирования природных и антропогенных объектов, а также требований стандартизации метрологического обеспечения;

— выполнение расчетов и оформление проектноконструкторской документации в области предупреждения и ликвидации ЧС;

— проектов технических условий, технических заданий, стандартов и нормативных документов.

3. Участии в организационно-управленческой деятельности:

— реализации функций по предотвращению аварийных техногенных и природных ЧС и ликвидация их последствий;

— обеспечение готовности служб проведения работ по ликвидации и предупреждению ЧС;

— решения вопросов безопасного функционирования природных и техногенных систем;

— осуществления взаимодействия с государственными службами, ведающими экологической и техногенной безопасностью;

— мониторинга территорий и объектов повышенной опасности;

— аттестации проведения профилактических работ по предупреждению и ликвидации ЧС на различных территориях и объектах;

— разработке и проведении экспертных работ проектов защиты территорий и объектов от ЧС;

— разработке законов, нормативных актов и нормативно-технической документации в области предупреждения (защиты) и ликвидации различных ЧС и их последствий;

— разработке социальных эколого-экономических программ развития различных территорий и объектов;

— сертификации процессов и изделий, машин и

материалов с точки зрения техногенной и экологической безопасности;

— комиссий по принятию в эксплуатацию объектов, установок, агрегатов и другого оборудования с точки зрения снижения экологических и техногенных рисков;

— пропаганды и учёбы в сфере ликвидации и предупреждения ЧС.

4. Исполнительской деятельности:

— по эксплуатации средств предупреждения и ликвидации ЧС;

— по контролю состояния средств предупреждения и ликвидации ЧС;

— в работах по предупреждению и ликвидации ЧС.

Выводы

В настоящее время опыт специалистов высшего образования и спасательных служб позволит в кратчайшие сроки обеспечить образовательную часть предлагаемого проекта. Но его полное осуществление, на наш взгляд, требует экспертной оценки служб Совета национальной безопасности и обороны Украины и, при их положительной оценке - помощи в необходимых организационных и разрешительных работах.

Литература

1. Закон Украины от 14.12. 1999 г. № 1281-Х^

«Об аварийно-спасательных службах» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 21.12.2000 г. № 2171-III).

2. Указ Президента України «Про рішення Ради

національної безпеки і оборони України від 11 листопада 2002 року «Про стан техно генної та природної безпеки України»».

3. ДК 003-95 Державний класифікатор професій.

4. ДК 003-95 Державний класифікатор професій

(зміни та доповнення №4).

5. ДК 009-96 Державний класифікатор видів

економічної діяльності.

6. Довідник класифікаційних характеристик про

фесій випускників, Міністерство праці та соціальної політики України, 16.02.1998 р. №24.

Рецензент: Л.И. Нефедов, профессор, д.т.н.,

ХНАДу Статья поступила в редакцию 30 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.