свои значения лишь после линеаризующих преобразований, которые, в большинстве случаев, искажают масштабные соотношения между переменными.
В итоге, найденные значения параметров не соответствуют, в общем случае, минимальному значению критерия (1.1) и их можно рассматривать только как начальные приближения к искомым значениям, минимизирующим функцию
Ж&в^)^ (Ытаб- Ырас.)2, если ^(хД п = 1,9. (4.1)
Или функцию
m
Ж (М^До)^ ((У1)Таб- Ырас.)2, если (У{ )рас. = ОЦ^), п = 1Д (4.2)
{=1
Для достижения точки минимума указанных функций применяется один из методов нелинейной безусловной оптимизации. В программном комплексе «АПРО», разработанном автором, для этой цели применяется метод сопряженных направлений, реализованный по алгоритму Пауэлла.
Следует отметить, что попытка приблизиться к решению поставленной задачи, заменяя в функциях (4.1) или (4.2) (у{)рас линейной частью ее разложения в ряд Тейлора в окрестности начальных значений параметров, не всегда успешна.
УДК 378.242
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Ханхунов Ю.М., УкраинцеваМ.В., Лубсанов Э.Ю. Восточно-Сибирский государственный технологический университет, Иркутск
EDUCATIONAL PRACTICE ON THE SPECIALITY "PROTECTION IN EMERGENCY SITUATIONS"
Khankhunov Y.M., Ukraintseva M.V., Lubsanov E.Y.
Учебная практика - важнейшая составная часть учебного процесса при подготовке высококвалифицированных инженеров по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». В работе разработаны новые предложения по учебной практике.
Учебная практика студентов специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» организована в соответствии с учебным планом, разработанным в 2004 году на основании ГОСВ-ПО, от 05.04.2000 г., по направлению «Безопасность жизнедеятельности».
Она ставит своей целью углубление и закрепление на практике теоретических знаний, полученных студентами при изучении курсов:
- опасные природные процессы;
- управление воздействием на окружающую среду;
- опасные технологические производства;
- экология;
- промышленная экология.
В процессе учебной практики студенты специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» должны:
1. Получить навыки профессиональной работы по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов;
2. Ознакомиться с работой предприятия, изучить технологический процесс производства продукции, оборудование, рассмотреть сырье и материалы, используемые на предприятии, источники выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, опасные отходы производства и сточные воды;
3. Изучить организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера;
4. Получить навыки организации изучения района обслуживания, составление описания опасных природных объектов и явлений в регионе;
5. Изучить функционально-организационную структуру поисково-спасательной службы МЧС России;
6. Изучить положение и организационную структуру Главного управления МЧС России
по РБ;
7.Рассмотреть и изучить порядок первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях;
8. Изучить организационную структуру подразделений поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб: их возможности, задачи и порядок выполнения.
Для прохождения учебной практики студенты направляются на предприятия химической, нефтехимической, машиностроительной, пищевой и других отраслей промышленности, а также в Главное управление МЧС России по РБ, ФГУ «Байкальский поисково-спасательный отряд» (БПСО).
Продолжительность практики определена учебным планом специальности и составляет 4 недели.
Продолжительность рабочего дня на предприятии для студентов - 6 часов, в походных условиях не ограничено, практически световой день с перерывами на отдых и прием пищи.
Практика проводится в соответствии с программой и календарным планом. Студенты должны изучить производственные процессы на двух и более базовых предприятиях, а также принять участие в производственных экскурсиях, проводимых на крупных промышленных предприятиях, рассмотреть и изучить организационную структуру штаба ГО и ЧС предприятия.
Кроме того, студенты должны изучить организационную структуру Главного управления МЧС по РБ, функционально-организационную структуру ФГУ БПСО, учебного пункта МЧС РФ по РБ и др. Это даст возможность студентам получить более широкое представление о производствах, опасных технологических процессах, об опасных природных объектах и явлениях в Байкальском регионе и др.
В программе учебной практики предусмотрен семидневный поход с целью отработки работы поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб, составление описания природных объектов и явлений в Байкальском регионе.
Для организации и проведения практики выделяются два руководителя: один из числа преподавателей кафедры ПЭЗЧС, второй - квалифицированный специалист от предприятия или Главного управления МЧС РФ по РБ.
Перед началом практики кафедра ПЭЗЧС проводит общее собрание студентов, на котором разъясняется содержание и календарный план практики, а также правила поведения на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях МЧС РФ по РБ, в экспедиционных условиях. Для прохождения практики студенты разбиваются на группы не более 15-18 человек.
Студенты, проходящие учебную практику, должны быть застрахованы в страховой компании и пройти прививку против энцефалитного клеща. Необходимым условием прохождения практики является наличие страхового полиса и сертификата о прохождении прививки, а также отметки в журнале о прохождении инструктажа по технике безопасности.
Контроль за организацией и проведением практики осуществляется руководителем практики от университета. Руководитель проверяет:
- своевременное прибытие студентов на практику;
- посещаемость;
- правильность ведения рабочих тетрадей (дневник);
- соответствие работы студентов программе практики;
- состояние дисциплины.
По итогам учебной практики проводится конференция, на которой студенты выступают с докладом о проделанной работе.
Приобретению практических навыков работы студентов способствуют теоретические занятия.
Для студентов проводятся лекции и консультации преподавателями кафедры, специалистами предприятий и работниками государственных учреждений МЧС России.
Каждый студент в период учебной практики получает от руководителя индивидуальное задание. Примерный перечень тем, направление и виды работ по выбору индивидуального задания приведен ниже:
1. Изготовление наглядного пособия по конкретному производству в виде модели или макета производственной установки, фильма, стенда, альбома, картографического материала, макета предприятия в плане.
2. Изготовление ситуационного плана предприятия в виде стенда-макета в масштабе.
3. Изготовление карты-схемы предприятия в виде стенда-макета в масштабе.
4. Подготовка реферата о развитии различных опасных технологических процессов и производств.
5. Подготовка раздаточных материалов и написание реферата об опасных природных процессах Байкальского региона:
- землетрясения;
- геотермальные источники;
- наледные процессы;
- наводнения от:
■ таяния снегов и ледников;
■ атмосферных осадков.
6. Подготовка реферата о работе различных отраслевых поисково-спасательных и аварийно-спасательных службах России.
7. Подготовка реферата о работе различных поисково-спасательных и аварийно-спасательных службах ведущих зарубежных стран.
8. Подготовка реферата о пожаро-взрывоопасных и химических веществах.
9. Подготовка доклада на конференцию по итогам учебной практики.
Учебная практика для студентов III курса специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» согласно учебному плану составляет четыре недели. Программа практики состоит из учебных блоков, разбитых на недели:
I блок: Производственный (опасные производственные процессы).
II блок: Управленческий.
III блок: Поисково-спасательный.
IV блок: Экспедиционный (опасные природные процессы).
Поисково-спасательный блок может быть реализован на базе Федерального государственного учреждения «Байкальский поисково-спасательный отряд» (ФГУ БПСО).
1.Центральная база ФГУ БПСО п. Никола - Иркутская область;
2.Филиал БПСО, п. Усть-Баргузин - Баргузинский район;
3.Филиал БПСО, с. Посольск - Кабанский район.
Экспедиционный блок связан с поисково-спасательным и может быть реализован на территориях Тункинского, Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского, Курумканского районов, прилегающих к вышеуказанным базам по позициям 1, 2, 3.
В таблице представлена программа учебной практики с календарным планом разбитой на следующие дни: 1-7, 8-14, 15-21, 22-28.
Отчет по учебной практике составляется в соответствии с вышеуказанной программой, которая будет отражена в содержании.
В экспедиционной части учебной практики студенты с руководителем организуют однодневные радиальные пешие маршруты, восхождение на вершины гор, сплав по горным рекам, а также дежурство на акватории Байкала совместно с БПСО.
Таблица
Программа учебной практики
№ п/п Наименование мероприятий Количество дней
1 I неделя - Производственный Производственные экскурсии на базовые предприятия (ОАО «Заудин-ский мелькомбинат», ОАО «Бурятмебель», ОАО «Селенгинский ЦКК», ОАО «Бурятмясопром», ОАО «Молоко»). Общие сведения о предприятии, его организационная структура, выпускаемая продукция. Технологии производства. Свойства сырья и материалов. Характеристика машин и аппаратов, применяемых в технологическом процессе. Мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности, охране труда и др. Структура службы ГО и ЧС, мероприятия по промышленной безопасности. 1-7
2 II неделя - Управленческий Экскурсии по подразделениям Главного управления МЧС РФ по РБ. Организационная структура и функции Главного управления МЧС РФ по РБ, Государственного учреждения РБ по делам ГО и ЧС. Функционально-организационная структура поисково-спасательных служб МЧС РФ. Организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера. Порядок первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ЧС. 8-14
3 III неделя - Поисково-спасательный Изучение и знакомство с организационной структурой подразделений поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб, их возможностей, задач и порядка их выполнения, на базе ФГУ БПСО. Изучение и знакомство с материально-технической базой ФГУ БПСО. Работа на аварийно-спасательном оборудовании. Ознакомление и работа со средствами связи и оповещения. 15-21
4 IV неделя - Экспедиционный Получение навыков экспедиционной работы, обустройство лагеря, материально-техническое обеспечение и походная экипировка спасателей. Организация поисково-спасательных отрядов. Изучение района обслуживания поисково-спасательного отряда. Составление описания опасных природных объектов и явлений в районе обслуживания отряда. Природно-климатическая характеристика района. Работа с картографическим материалом. 22-28
Для организации второй половины учебной практики, а именно, для реализации блоков III и IV кафедрами ПЭЗЧС было закуплено экспедиционное снаряжение: палатки, станковые рюкзаки, коврики, фонари, бинокли, резиновые лодки, спасательные жилеты, различные тенты, костровое оборудование и т.д. Студенты, кроме того, обеспечиваются специальным оборудова-
нием и снаряжением: бензопилы «Still», канаты, топоры, тяпки для обустройства и маркировки туристического маршрута на территории Забайкальского национального парка.
Над отчетом студент работает с первого до последнего дня практики, использует в качестве основы для него программу практики, индивидуальное задание, различные нормативно-правовые, нормативно-технические и нормативно-методические материалы, а также сведения, полученные во время экскурсий, собственные наблюдения за ходом различных процессов. Кроме того, могут быть использованы различные картографические материалы, схемы движения на маршруте, материалы видео- и фотосъемок, а также материалы различных каталогов, периодической специальной литературы и другие.
Отчет выполняется каждым студентом индивидуально в соответствии с нормативно-технической документацией, разработанной на кафедре.
Примерный объем отчета без приложения 60-80 страниц рукописного текста, объем индивидуального задания составляет 20-30 страниц машинописного текста.
Кафедра ПЭЗЧС ВСГТУ приглашает к сотрудничеству студентов и преподавателей различных вузов России, где реализуется образовательная программа по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях».
УДК 378.36
«НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО СПАСАТЕЛЯ
Макурин А.Н., к.т.н., доц.; Иванова С.М.
Академия гражданской защиты МЧС России
"DESCRIPTIVE GEOMETRY. ENGINEERING GRAPHIC": METHODICAL BASIS OF FORMATION OF INTELLECTUAL ABILITIES OF A FUTURE RESCUER
Makurin A.N., Ivanova S.M.
В настоящей работе изложены научно-методические обоснования таких важных предметов в инженерной подготовке и практике.
«Начертательная геометрия. Инженерная графика» («НГ. ИГ») - это базисная дисциплина политехнического образования, т.е. дисциплина двойного вхождения в структуру образовательного процесса, а именно: во-первых, в качестве «сквозной линии» по отношению к основным (апикальным) дисциплинам образовательного процесса, во-вторых, как апикальная, целостная, ярко выраженная графическая дисциплина. В понятие «сквозной линии» включено следующее содержание: апикальные дисциплины базируется на графических изображениях (схемы, графики, диаграммы), а их понимание, на уровне воспроизведения, требует наличия образного воображения которое формируется и развивается на графической основе зрительных образов дисциплины «НГ. ИГ» Таким образом, основной образовательной целью этой дисциплины должна стать развивающая, которая формируется в процессе учебной деятельности.
На базе учебного материала дисциплины «НГ. ИГ» должны развиваться интеллектуальные качества личности - способности не только к усвоению других дисциплин, но и к формированию потенциальной готовности выполнения интеллектуальной профессиональной деятельности..
Профессиональная деятельность спасателя требует от него особых умений и профессиональных качеств, а именно [1]:
- умение планировать аварийно-спасательные работы, включающее оценку обстановки и разработку, на карте зоны ЧС, плана предполагаемых действий с объяснением в пояснительной записке этапов его выполнения, цели и общего замысла действий;
- способность оперативно воспринимать, быстро обрабатывать информацию и принимать оптимальное решение;