Научная статья на тему 'К вопросу о материально-техническом обеспечении подготовки специалистов аварийно-спасательных служб МЧС России'

К вопросу о материально-техническом обеспечении подготовки специалистов аварийно-спасательных служб МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
831
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрин А. Ю., Бондаренко Л. А.

Изложены результаты проведения исследований по составу комплектов аварийно-спасательных средств для обеспечения учебного процесса в центрах подготовки спасателей МЧС России и Академии гражданской защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Logistic Support Emercom of Russia Search-and-Rescue Specialists Preparation

The result of research analysis of search-and-rescue means composition for providing training process in the rescuers' training centers of EMERCOM of Russia and Academy of Civil Defense.

Текст научной работы на тему «К вопросу о материально-техническом обеспечении подготовки специалистов аварийно-спасательных служб МЧС России»

УДК 614.8:377/378

А.Ю. Кудрин к.т.н., Л.А. Бондаренко (ФГУ ВНИИГОЧС(ФЦ)

К ВОПРОСУ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ МЧС РОССИИ

A.Y.Kudrin, L.A.Bondarenko (FGU VNIIGOChS)

TO THE QUESTION OF LOGISTIC SUPPORT EMERCOM OF RUSSIA SERCH-AND-RESCUE

SPECIALISTS PREPARATION

Изложены результаты проведения исследований по составу комплектов аварийноспасательных средств для обеспечения учебного процесса в центрах подготовки спасателей МЧС России и Академии гражданской защиты

The result of research analysis of search-and-rescue means composition for providing training process in the rescuers’ training centers of EMERCOM of Russia and Academy of Civil Defense

А.Ю. Кудрин

Л.А. Бондаренко

Для того, чтобы подготовка спасателей МЧС России соответствовала задачам завтрашнего дня, обучение должно носить опережающий характер. В учебном процессе необходимо ис-вать новейшие технические разработки как в области самого обучения, так и в оснащении учебного процесса аварийно-спасательными средствами (АСС).

Современная учебно-материальная база (УМБ) учебных центров и АСФ способствует повышению качества обучения, приобретению обучаемыми необходимых знаний, умений и выработке устойчивых навыков ведения АСДНР.

Поддержание УМБ на уровне современных требований достигается путем ее постоянного обновления, насыщения учебного процесса современными техническими средствами обучения: улучшенным оснащением учебных классов (кабинетов), широким внедрением наиболее эффективных средств обучения, оперативным отражением на стендах (витражах) и в методических документах современных взглядов на теорию и практику ведения АСДНР, успешного решения задач психологической подготовки обучаемых и т.п.

Основными причинами, сдерживающими необходимый уровень оснащенности, по-прежнему являются: недостаточное финансирование; отсутствие некоторых нормативных актов; регламентирующих создание, функционирование и совершенствование УМБ и отдельных ее элементов; отсутствие единых унифицированных норм обеспечения учебных структур, разработка которых осложнена в силу ряда причин и т.д.

В настоящее время пересматриваются нормы оснащения АСФ, уточняются программы профессиональной подготовки спасателей, производится разработка единых методических рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы; назрела необходимость завершения происходящего реформирования структуры МЧС России — это, безусловно, коснется как самой организации Спасательной службы, так и требований к ее оснащению, работе спасателей в современных условиях, к материально-техническому обеспечению процессов обучения и оснащению учебно-образовательных структур. Это коренным образом повлияет на организацию и систему подготовки специалистов аварийно-спасательных служб.

В 2006 г. ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России совместно с УПСС МЧС России проведен анализ обеспеченности АСС центров подготовки (ЦП) спасателей: 40 РЦПС, ЦП Южного РПСО, ЦП Байкальского ПСО и отдельно АГЗ МЧС России. Анализ оснащенности ЦП, проведенный на основе представленных сведений и результатов опроса преподавателей учебно-образовательных структур, убедительно показывает, что их учебно-материальная база не в полной мере соответствует современным требованиям.

Одной из основных проблем оснащения учебных центров (УЦ) является отсутствие их самостоятельности. Так, например, в процессе обучения 40 РЦПС используется полигонная база 179 Спасательного

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

центра. Отсутствие собственной полигонной базы в 40 РЦПС, невозможность принятия самостоятельных решений по развитию используемой УМБ вызывает определенные трудности, как в организации самого учебного процесса, так и в обеспечении ЦП учебным имуществом. Для проведения занятий в большинстве случаев ЦП вынуждены использовать технику и аварийно-спасательные средства, принадлежащие поисково-спасательным отрядам, оснащающимся согласно приказу Министра МЧС России от 19.09.03 г. № 573 «Об утверждении норм обеспечения типового РПСО», которые не предусматривают наличия учебного имущества в ПСО. В учебном процессе РПСО, их филиалов и подразделений в качестве учебного может быть использован только рабочий («боевой») аварийно-спасательный инструмент (АСИ) и техника.

В то же время имеющиеся в центрах подготовки АСС, обеспечивающие выполнение соответствующих технологий АСДНР, в большинстве своем предельно изношены и морально устарели, практически отсутствуют аварийно-спасательные машины, новые средства инженерного вооружения, а требуемое количество снаряжения, оборудования и инструмента зачастую не соответствуют фактическому наличию.

Учебные программы ЦП построены на изучении громоздкого теоретического материала в ущерб практическим занятиям, так например, при подготовке спасателя 3 класса по теме «Терминальные состояния и основы реанимации» (медицинская подготовка) на практическое занятие отведено 4 часа, что явно недостаточно для отработки навыков до «автоматизма» комплекса сердечно-лёгочной реанимации группой из 8-10 человек. Для обеспечения высокого качества профессиональной подготовки необходимо увеличение количества АСС, используемых в учебном процессе.

В центрах подготовки недостаточно комплектов группового, личного и специального снаряжения для проведения занятий параллельно на разных объектах для одновременного обучения двух и более групп различной специализации и выезда нескольких групп одновременно на учебные площадки. Так, например, оснащенность комплектами группового, личного и специального снаряжения (горная подготовка) для работы в условиях природной среды в Южном РПСО составляет 10 комплектов этого снаряжения при необходимых сорока, а по плавсредствам в ЦП Байкальского ПСО — 10 при необходимых 20.

Представленные сведения о составе СИЗ, а также средств РХБ разведки и контроля 40 РЦПС свидетельствуют об их физическом и моральном старении. Общетехническое состояние этих учебных комплектов считается неудовлетворительным, а изношенность составляет 50 % и более. Отсутствуют современные самоспасатели, респираторы, защитные костюмы, спасательные шлем-маски, пневмокостюмы шланговые, переносные газоизмерительные приборы, комплекты для герметизации резервуаров, портативные испытательные модули и др.

Большая часть изделий, входящих в состав гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ), выработала свой ресурс; отсутствует должная комплектация; на оснащении ЦП находится ГАСИ «Эконт», который уже 7 лет назад снят с производства, а в ЦП Южного РПСО в учебном процессе используется лишь половина комплекта ГАСИ «Спрут». Согласно опросу преподавателей ЦП Байкальского ПСО есть необходимость в обеспечении центра комплектами более эффективного подводного гидравлического инструмента фирмы «STENLEY», переносных электростанций. Кроме того, полностью или частично отсутствуют макеты ГАСИ, подводный гидравлический инструмент, электропилы, мотоперфораторы, лестницы, ломы, буровые штанги, переносные сварочные агрегаты и др. Современные средства поиска, а также их макеты отсутствуют практически во всех центрах.

Состав и состояние средств связи и управления свидетельствуют о несовершенстве имеющихся радиостанций, телефонных аппаратов, перечень которых подлежит пересмотру. Так, по результатам опроса преподавателей ЦП БПСО, выяснилось, что имеющиеся в наличии и в большом количестве радиостанции не обеспечивают современный уровень подготовки курсантов. Проблема может быть решена путем приобретения нескольких современных радиостанций, которые уже используются в ряде АСФ МЧС России.

Практически полностью отсутствуют необходимые для подготовки водителей маломерных судов макеты судового навигационного оборудования (эхолотов, радиолокаторов и др.) и средств УКВ-связи на судах, макеты моторного и парусного судов, действующие модели-макеты участков водного пути с латеральной и кординальной системой навигационного оборудования, используемого в зимнее время и в период закрытой навигации.

Если говорить о специальной (технической) подготовке в ЦП БПСО, то необходимо такое оборудование, как Бипер ОЦ:оуох-Х1, малогабаритный теп-ловизионный прибор ТПВ 1М1, акустический тестер «Искатель-1», прибор «Система-К1» и др., т.е. то, что по мнению преподавателей, могло бы существенно повлиять на уровень подготовки обучаемых.

Отсутствует единая методика оказания первой медицинской помощи в подготовке спасателей. Недостаточно роботов-тренажеров для выполнения комплекса сердечно-легочной реанимации, муляжей и электромоделей органов человека, ранений. Муляж скелета человека имеется только в 40 РЦПС. Отсутствуют противоожоговые наборы, дефибрилляторы, в том числе и переносные, горно-спасательные аппараты для искусственной вентиляции легких.

Что касается противопожарного имущества, то в ЦП оно практически отсутствует, а используется в составе пожарных автомобилей поисково-спасательных отрядов, что осложняет теоретическую подготовку.

В настоящее время остается низким уровень компьютеризации системы обучения спасателей.

Обеспеченность оргтехникой, аудио-, видеотехникой и программными продуктами также является общей проблемой. Так, практически повсеместно отсутствуют портативные переносные компьютеры для обеспечения мобильности перемещения преподавателей на выездные занятия. Отсутствуют современные видеокамеры, фотоаппараты для проведения съемок, оборудование для монтажа видеофильмов, видеороликов и создания архивов по учебной практике.

Отсутствие компьютерных локальных сетей в ЦП и неудовлетворительное обеспечение их компьютерной и оргтехникой не позволяют решать вопросы создания информационного обучающего пространства (и даже с выходом в Интернет) по профильному обучению (презентации, учебные фильмы, обучающие программы). Создание такой сети позволило бы обеспечить совместную работу с документами, упростило бы документооборот и обеспечило сохранение и архивирование на сервере деятельности центров.

Не соответствует должному уровню обеспеченность электронными программными продуктами, наглядными пособиями и методической литературой по профильному обучению. Преподаватели центров вынуждены самостоятельно изучать рынок этой продукции и часто приобретать ее за собственные средства. Очевидна необходимость в едином директивном подходе к разработке учебных программ, наглядных пособий и методической литературы, повсеместно обязывающих учитывать новые разработки, технологии, способы и приемы в области спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Что касается учебников и пособий, предусмот-

ренных типовыми программами и рекомендованных к использованию, то за 10-15 лет, они частично, а то и полностью, устарели. Поэтому помимо пересмотра учебных программ необходимо пересмотреть библиотечные фонды ЦП.

Несмотря на все трудности в ЦП спасателей продолжается подготовка высококлассных специалистов, в первую очередь, благодаря созданной эффективной полигонной и технологической тренажерной базе (табл. 1). Этого не могут позволить себе АСФ, которые проводят обучение в «свободное от работы время». С одной стороны, кажется вполне оправданным, когда первоначальная подготовка спасателя осуществляется непосредственно в дежурной смене по утвержденному плану проведения занятий в соответствии с «Программой первоначальной подготовки спасателей» и с последующей их аттестацией.

О сложившейся ситуации — подготовке на местах бытует мнение, что в подмосковном Ногинске, где успешно работает 40 РЦПС, есть все условия как для первичной подготовки, так и для подготовки спасателей мастер-класса. Возникает вопрос, имеет ли смысл затрачивать огромные средства на новичков, так как содержание учебно-тренировочного полигона стоит немалых денег. Но затраты эти абсолютно оправданы, т.к. начинающие спасатели получают базовую подготовку. Натурные участки полигона позволяют имитировать техногенные ЧС (любые виды аварий и катастроф), ДТП, стихийные бедствия и т.д. Необходимо всякий раз помнить о главном предназначении спасателя любого уровня — его профессиональной пригодности спасать жизнь людей, которая и есть самая величайшая ценность и, что в случае неудачи

Таблица 1

Возможности проведения теоретических и практических занятий в центрах подготовки спасателей

.ОІ „И ^ В Наименование учебного центра Теоретические занятия Практические занятия

1. 40РЦПС • учебные аудитории; • специализированные классы: - противопожарной подготовки; - медицинской подготовки; - защиты от поражающих факторов ЧС; - средств связи, поиска и управления; - горной подготовки; - промышленного альпинизма; - подготовки специалистов маломерных судов; - воздушно-десантной подготовки; - подготовки взрывников; - подготовки водолазов; - подготовки стропальщиков; - по ремонту и обслуживанию ГАСИ; • методические (учебно-методические) кабинеты; • лаборатории; • библиотеки и другие помещения (учебно-производственные мастерские, лаборатории и типография) Полигон РЦПС представляет собой комплекс участков, где проводятся АСР по различным типам ЧС для формирования практических навыков работы в условиях ЧС: • в горах; • в тоннеле; • на промышленном объекте; • на транспорте; • землетрясения; • на акваториях; • по оказанию помощи терпящим бедствие на воде и на суше с использованием вертолета и штатных средств спасения, для обучения. способам десантирования на СУ-Р и снятия пострадавших с дрейфующих льдов (поверхности воды при наводнениях и кораблекрушениях); развертыванию плавсредств на воде; совместной работе водолазов и экипажа вертолета; использования автоматических средств эвакуации

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Продолжение табл.

2. Центр подготовки спасателей Южного РПСО • учебные аудитории; • компьютерный класс; • методические кабинеты; • специализированные классы: - противопожарной подготовки; - технологии ведения ПСР; - аварийно-спасательного инструмента; - водолазной подготовки; - природной подготовки; - техногенной подготовки; - медицинской подготовки; - медико-психологической подготовки; - кинологической подготовки; • библиотека Природная полигонная база в форме полевого передвижного лагеря:горнолыжные трассы, канатные дороги, высокие мосты через горную р. Мзымта, в получасе езды — море, вокруг — горы (ледники, скальные выходы). Полигонная база используется для различных видов подготовки: горная (с различными видами горного рельефа); горнолыжная, с использованием горнолыжных трасс; водная — горных рек, с препятствиями различной категории сложности и других видов подготовки с использованием спелеологических объектов и морской акватории. Красная Поляна — это классифицированный альпинистский район. В районе высокогорного озера Кардывач и Фишт-Оштеновского массива расположены 25 альпинистских классифицированных маршрутов, включая простейшие маршруты и высших категорий сложности. Альпинистские маршруты, расположенные в районе, имеют разнообразные формы горного рельефа, что позволяет проводить подготовку спасателей на снежном, ледовом, скальном рельефе, на моренах и травянистых склонах, отрабатывать различные приемы страховки, ведения поисково-спасательных работ. Данные объекты находятся в непосредственной близости от места размещения ЦП

3. Центр подготовки спасателей Байкальского ПСО • учебные аудитории; • компьютерный класс; • методический кабинет; • специализированные классы: - судовождения; - водолазной медицины; - водолазного оборудования и техники; - ЧС природного характера; - техногенных ЧС; - медико-психологической подготовки; - противопожарной подготовки; - охраны труда; • лаборантская; • лаборатория водолазного снаряжения; • библиотека 1. Природные полигоны: • скалы и пещеры, • бухты и заливы Байкала. 2. Многофункциональное комплексное сооружение), в котором располагаются: - зал игровых видов спорта: волейбола, баскетбола, тенниса; - плавательный бассейн; - водолазный комплекс; - скалодром; - учебные места для отработки спасательных технологий с применением аварийно-спасательного инструмента, приобретения навыков промышленного альпинизма

такая «экономная» подготовка теряет весь смысл и значение.

Отсутствие современной учебно-материальной базы в отрядах вынуждает использовать боевые комплекты АСС, находящиеся на оснащении ПСО. То, что их использование в АСР без проведения инженерно-го-технического обслуживания не допускается, и что такое обслуживание регламентом не предусмотрено, специалисту объяснять не приходится. Да и инженеры (техники) по ремонту, поддержанию технической готовности и обслуживанию АСС, инструмента и поисковых приборов штатом ПСО не предусмотрены.

Техническое обслуживание и ремонт АСС, в т.ч. и сложной техники, вызывает определенные трудности. Эти обстоятельства ставят отряды во временную зависимость не только в подготовке спасателей, но и в выполнении оперативных задач по проведению поисково-спасательных операций.

Решать эти проблемы нужно и возможно, если создать сервисные центры в региональных ПСО и их филиалах, где бы в оперативном порядке осуществлялся

ремонт и обслуживание АСС, или включить в штатное расписание отрядов должность инженера по ремонту, поддержанию технической готовности и обслуживанию АСС, инструмента и поисковых приборов.

Исследован также состав и содержание УМБ АГЗ МЧС России. Так, на «Кафедре АСР» преподаватели указывают на необходимость наличия современных образцов основных видов аварийно-спасательных машин.

В качестве основных проблем организации обучения в АГЗ МЧС России названы: необходимость оборудования специализированных классов (аварийно-спасательной, горной и водолазной подготовки), а также АСИ и оборудования.

Состав АСС также недостаточен для проведения учебно-практических альпинистских сборов, на которых потребность в АСС многократно возрастает.

Для эффективной подготовки курсантов требуются следующие виды АСС:

шлемы спасателей с защитным щитком типа <^а11е1»;

бетоноломы (молотки) пневматические ударные;

автогенорезательная ранцевая установка мото-бетонолом;

лавинный датчик типа «Ortowox»; портативный переносной тепловизор типа ППТ, «Спасатель», «Поиск»;

универсальная радиофицированная каска спасателя (УРКС-01);

слип-эскалатор;

эластичный спасательный рукав; передвижная рекомпрессионная станция; сухой гидрокостюм с утеплителем; костюм спасательный сухого типа «Ursшt»; плот спасательный надувной (6-12 местный); GPS-навигатор;

респираторы противопылевые типа «3М» 30 и др. Кафедра медицины АГЗ МЧС России обеспечена учебными видеофильмами и презентациями в достаточном количестве, а вот медицинского имущества недостает ни по составу, ни по количеству из расчета 5 рабочих мест на группу из 25 человек.

Большое значение при организации и проведении АСР имеет радиосвязь. При подготовке радиотелефонистов на «Кафедре связи и оповещения в РСЧС» согласно опросному листу требуется не менее 10 комплектов радиостанции типа Р-168-5УН, которых нет в наличии. Комплектов других радиостанций также недостаточно, так как радиообмен ведется в 3-х радиосетях по 3 радиостанции в каждой радиосети и плюс резервная радиостанция. На кафедре необходимо создать радиокласс большой площади (ангар) и радиополигон.

На основе полученных результатов анализа ФГУ ВНИИГОЧС (ФЦ) совместно с УПСС сделаны следующие выводы:

1. Учебно-материальная база ЦП спасателей не в полной мере соответствует современным требованиям обучения; необходима замена морально и физически устаревших технических средств и всего учебного имущества на новые, современные аналоги. Имеющиеся недостатки по укомплектованности центров отрицательно сказываются на решении задач обучения, целесообразно пересмотреть систему материально-технического обеспечения и переоснащения учебных центров на основе более широкого использования современных АСС и имущества, учитывая их

высокую стоимость.

2. В системе МЧС России необходим единый директивный подход к разработке и внедрению учебных программ, наглядных пособий и методической литературы, повсеместно обязывающий учитывать новые разработки и технологии, способы и приемы в области спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

3. Рабочие программы профессиональной подготовки спасателей продолжительное время не корректируются, не обновляются и, как правило, не содержат методических рекомендаций по оснащению учебного процесса АСС и имуществом. Одним из главных недостатков учебных программ является несоответствие объема учебного материала количеству учебных часов, определенных программой, и устаревшая, порой на 10 и более лет, но рекомендуемая этой программой литература.

4. В перечень оснащения ЦП необходимо включать перспективные образцы АСИ, оборудования и специальной техники.

В процесс обучения в учебно-образовательных структурах необходимо включать освоение новых технологий. Кроме того, необходимо обязать разработчиков учебных программ, наглядных пособий и методической литературы предоставлять ЦП все новые разработки МЧС России в области спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС для включения их в учебный процесс подготовки спасателей.

5. Состав комплектов компьютерных обучающих программ, пособий, учебных плакатов, видеофильмов, а также учебной литературы требует основательного пересмотра с учетом существующих и перспективных разработок.

6. В «Программе профессиональной подготовки спасателей», введенной в 2002 г., психологической подготовке отведено недостаточное количество учебных часов, она имеет скорее академическую, чем практическую направленность. Обеспеченность материально-техническими средствами по данной дисциплине находится на низком уровне. Поэтому для успешного решения задач по психологической подготовке спасателей необходимо оснастить ЦП современными, эффективными средствами обучения и развить тренажерную базу.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.