Научная статья на тему 'Основные пути повышения эффективности применения аварийно-спасательных служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Основные пути повышения эффективности применения аварийно-спасательных служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8036
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные пути повышения эффективности применения аварийно-спасательных служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Отчет о научно-практической работе «Основные пути повышения эффективности применения аварийно-спасательных служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций»

(ШИФР «СПАСАТЕЛЬ-00»)

(заключительный)

к.в.н. В.С. Федорук, к.т.н. П.А. Попов, С.Б. Федотов, . К.Б. Тикунов, к.т.н. В.Ф. Чурсин, А.А. Козлов, В.В. Залозный

От органов управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации:

Республики Калмыкия - Велегурин В.А.

Удмуртской Республики - А.Дружинин.

Республики Хакасия - Н.И.Старков

Хабаровского края - М.Колесников.

Вологодской области - В.И. Кольев

Кировской области - А.Раков.

Томской области - В.А.Бурков.

Тульской области - В.Куфаров.

Ульяновской области - С.Носырев, С.Кондратенко.

1. ВВЕДЕНИЕ

В связи с тем, что тенденция роста региональных ЧС по-прежнему сохраняется, в настоящее время остро стоит вопрос с разработкой научных основ применения АСС (ПСС) для предупреждения и ликвидации ЧС. Хотя в последние годы по этой проблеме вышел целый ряд документов, а именно: «Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении ЧС» (1996г.), «Наставление по организации и технологии ведения аварийноспасательных и других неотложных работ при ЧС» (1997г.) и др. Академия гражданской защиты совместно с Центром стратегических исследований гражданской защиты постоянно выступает с инициативными научно-практическими работами в этой области, например, в 1998 г. выполнялась работа по теме «Разработка и обоснование предложений по совершенствованию применения сил РСЧС, оценка эффективности их действий в условиях ЧС» (Шифр «Сила-98»). По материалам этой работы и собственных исследований в Академии и, прежде всего, на кафедре аварийно-спасательных работ разработан целый ряд учебных пособий по этой тематике, таких как «Теоретические основы и методы оценки готовности подразделений АСС РСЧС к выполнению возложенных задач» (1997г.), «Основы применения сил РСЧС в чрезвычайных ситуациях мирного времени» (2000г.), и др.

Однако по проблеме эффективности применения АСС при ликвидации различных ЧС практически до настоящего времени разработок нет. Следует отметить, что эта проблема в настоящее время является исключительно актуальной.

2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ, И ОЦЕНКА ПОЛНОТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

2.1. Отчет Комитета по делам ГО и ЧС Республики Калмыкия

Общая численность ведомственных формирований, имеющихся в Республике, около 14 тыс. человек и 1700 единиц техники. Создана ПСС Республики

Калмыкия общей численностью 22 человека, которая только в 1999 году оказала помощь 58 пострадавшим и спасла 42 человеческие жизни, создается сводный мобильный казачий полк гражданской защиты.

Дана оценка эффективности применения сил и средств и некоторые практические предложения по борьбе с наводнениями, а именно:

1. Создание полосы защиты группировки сил и средств от нагона вод.

2. Создание в полосе защиты порядка построения АСФ, системы грунтовых заграждений и инженерных сдерживающих позиций, мест размещения и сосредоточения аварийного материала.

Эти предложения могут быть использованы и в других субъектах РФ по борьбе с нагонными наводнениями.

Сформулированы основные проблемы, возникающие в процессе деятельности аварийно-спасательных служб и намечены пути их решения.

Основной проблемой является неудовлетворительное финансирование АСС (АСФ), значительная изношенность техники и оборудования и прекращение деятельности формирований на промышленных предприятиях из-за их реорганизации и банкротства.

Кроме того, за период работы службы выявился ряд проблемных вопросов, требующих решения для более эффективной работы службы. К ним следует отнести:

- недостаточное количество сил и средств для обеспечения прикрытия отдаленных от г. Элисты районов при сложности увеличения штатной численности ПСС в условиях неудовлетворительного финансирования;

- решение вопросов обучения и подготовки спасателей по дополнительным (необходимым) специальностям;

- обеспечение ПСС транспортом и средствами связи, другим жизненно необходимым имуществом;

- сохранение состава службы в период мобилизации.

По мнению специалистов ГО и ЧС Республики Калмыкии, главным решением как перечисленных проблем, так и возможных других, должно стать постепенное поэтапное объединение существующих на территории республики сил спасения под единым главным руководством Министерства по делам ГО и ЧС Республики Калмыкии.

Решение этой задачи позволяет:

1. Увеличить количество аттестованных спасателей с минимальными затратами финансовых и материальных средств.

2. Сократить время реагирования спасателей на чрезвычайные ситуации, возникающие в районах, удаленных от областного центра.

3. Повысить эффективность проведения спасательных работ в различных условиях.

Наиболее оптимальным вариантом решения существующих проблем может стать передача в подчинение Министерства спасательных станций государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) с перспективой создания на их базе поисково-спасательных отрядов.

После проведения соответствующей переподготовки и аттестации их как поисково-спасательных подразделений МЧС России, существенно расширится перечень выполняемых ими работ. Это тем более необходимо, что в существующем варианте спасательные станции не в полной мере выполняют возложенные на них функции, что подтверждает статистика.

Однако для осуществления этой задачи требуется согласование документов с главным управлением ГИМС Госкомприроды, которое, ссылаясь на отсутствие соответствующего постановления Правительства, отказывает в положительном решении вопроса.

Решение вопроса подготовки спасателей по дополнительным специальностям, необходимым для более эффективных действий при ведении спасательных работ, можно организовать на местном уровне. Следующая проблема, касающаяся развития поисково-спасательной службы и многих АСФ - сохранение состава поисково-спасательной службы и отрядов в особый период.

Практически 100% личного состава ПСС по мобилизации призывается в ряды Вооруженных сил. В итоге с началом мобилизации поисково-спасательная служба Республики перестает существовать как действующая единица.

Важное значение в деятельности АСФ играет четко налаженная связь и взаимодействие с органами управления и различными аварийно-спасательными службами.

Основной проблемой управления силами при ликвидации ЧС остается слабая оснащенность средствами связи, особенно в УКВ - диапазоне.

Недостаточная эффективность управления вызвана и имеющимся фактом дублирования управления штатными и оперативными органами, что иногда приводит к несогласованности действий между Центром управления и исполнителями.

2.2. Отчет Комитета по делам ГО и ЧС Удмуртской Республики.

Сформулированы основные проблемы, возникающие в процессе ликвидации ЧС, а именно:

1. Отсутствие финансирования и, как следствие:

- невозможность приобретения полной заправки ГСМ для работы техники при ликвидации последствия крупных ЧС;

- невозможность приобретения продуктов питания и базы для проживания при автономном ведении ПСР спасателями в течение 8-10 суток (требование МЧС);

- невозможность содержания кинологической службы (кинологических расчетов);

- невозможность приобретения и обновления обмундирования, вещевого имущества и снаряжения, позволяющего спасателям работать в любое время года и суток.

2. Имеющиеся на оснащении ПСС гидравлические аварийноспасательные инструменты заправляются гидравлической жидкостью АМГ-10, которая снята с производства и не продается. В руководстве по эксплуатации заменяющая жидкость не указана.

3. Наличие в АСФ разнообразных портативных радиостанций с различными диапазонами частот не позволяют вести работу с другими АСФ (невозможность ведения переговоров).

4. Недостаточное количество или полное отсутствие аварийноспасательной техники, оборудования и специального снаряжения в существующих и в создаваемых ПСО.

Во втором разделе кратко изложены методы (методики) оценки эффективности применения сил РСЧС. В связи с отсутствием единой методики, в Удмуртской Республике оценка эффективности применения АСФ производится по следующим параметрам:

- сроки ликвидации ЧС;

- количество спасенных пострадавших (в процентах от общего числа пострадавших);

- величина причиненного ущерба (в процентном отношении от возможного ущерба, если АСФ не были бы применены);

- затраченные ресурсы на ликвидацию ЧС;

- количество взаимодействующих служб (сил и средств ликвидации

ЧС);

- отзывы населения по действиям АСФ;

- отзывы руководителей предприятий, организаций и учреждений по действиям АСФ;

- снятие социальной напряженности.

2.3. Отчет Министерства по делам ГО и ЧС Республики Хакасия.

В первом разделе проведен анализ возможных ЧС в регионе, опыта применения АСФ при ликвидации ЧС и выявлены основные проблемы:

- недостаточная оснащенность формирований инженерной и автомобильной техникой, специальным оборудованием и материалами, экипировкой и снаряжением;

- недостаточная штатная численность формирований;

- отсутствие методик по оценки эффективности применения АСС (АСФ).

Во втором разделе разработаны предложения по разработке методик эффективности применения сил РСЧС.

Предложения по разработке методик оценки эффективности применения сил РСЧС

В Министерстве по делам ГОЧС Республики Хакасия методики оценки эффективности применения аварийно-спасательных служб отсутствуют. В основном оценка эффективности применения аварийно-спасательных формирований при ликвидации ЧС осуществляется, исходя из конечного результата. На учениях оценка эффективности проводится в соответствии с руководящими документами.

Оценку эффективности применения аварийно-спасательных формирований необходимо проводить по следующим направлениям:

- организационно-штатная структура;

- уровень подготовки личного состава;

- порядок реагирования при угрозе и возникновении ЧС;

- степень оснащенности аварийно-спасательных формирований.

Эти направления во многом определяют эффективность использования аварийно-спасательных формирований при проведении спасательных работ при различных ЧС, что позволяет уменьшить экономические, экологические и социальные потери.

При оценке организационно-штатной структуры следует сделать анализ каждого звена формирования по выполняемым задачам и функциям, требуемого и наличного личного состава, наличие необходимых специалистов, обеспечение организованной и слаженной работы формирования в целом в ходе проведения учений, тренировок, проверок, а также исходя из опыта ликвидации ЧС.

Для оценки уровня подготовки личного состава необходимо разработать нормативы. Нормативы должны быть общие, для всех формирований, и специальные, учитывающие предназначение формирований. Для каждого норматива необходимо определить условия его отработки и порядок определения оценки. Отработке нормативов должно предшествовать изучение личным составом устройства техники, приборов и инструментов, правил обращения с ними, мер безо-

пасности и положений соответствующих руководств и инструкций. Нормативы должны способствовать целенаправленному обучению и устанавливать объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава формирований и должны отрабатываться на занятиях, тренировках и учениях.

Эффективность реагирования на ЧС зависит от многих факторов. К наиболее важным из них можно отнести:

- информационное обеспечение органов государственной власти и органов управления ГОЧС;

- наличие системы анализа обстановки и выработки управленческих решений на различных уровнях;

- готовность к действиям аварийно-спасательных служб, квалификация кадров, наличие современной техники и специального оборудования, транспорта и связи, средств первичного жизнеобеспечения сил и пострадавшего населения;

- состояния финансовой и ресурсной поддержки аварийно-спасательных мероприятий;

- оптимальность конкретных аварийно-спасательных мероприятий и организационных действий в зоне бедствия.

Реализация перечисленных и некоторых других факторов требует определенных организационных мероприятий, технических средств и ресурсов. Все это можно объединить в нескольких основных технологических блоков: информационный, командно-штабной, мобилизационно-ресурсный, транспортный, поисково-спасательный, медико-санитарный, жизнеобеспечения, оперативного управления, реабилитационный.

Одним из факторов, существенно влияющих на эффективность спасательной операции, является время ее начала. Исследования ВНИИ ГОЧС показали, что сокращение непосредственного начала спасательных работ в завалах зданий с 6 часов до 1 часа уменьшает общие потери на 30-40%. Кроме того, повышение темпов работ в два раза увеличивает число спасенных на 35%. На временные показатели аварийно-спасательных работ влияют все технологические блоки, все они определяют и эффективность реагирования на ЧС и поэтому необходимо проводить оценку каждого блока.

2.4. Отчет Главного управления по делам ГО и ЧС Хабаровского края.

Отчет выполнен на двух листах и не по теме, которая ставилась исполнителям.

2.5. Отчет Главного управления по делам ГО и ЧС Вологодской области.

Выявлены следующие основные проблемы, возникающие в процессе

применения АСС:

- повышение готовности органов управления и сил, привлекаемых для ликвидации ЧС;

- повышение координирующей роли комиссий по ЧС всех уровней;

- необходимость четкой организации оповещения, управления, связи единого диспетчерского центра областной РСЧС;

- оснащение службы средствами экстренной доставки спасателей к месту

ЧС;

- оснащение средствами визуальной разведки и наблюдения (бинокли и подзорные трубы), табельными КВ-радиостанциями для обеспечения постоянной устойчивой радиосвязи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оснащение средствами медицинского обеспечения спасательных работ (портативным аппаратом для ингаляции кислорода при утоплении, вакуумными носилками);

- обеспечение регламентируемой автономности работы ПСО в отрыве от базы спасателей.

Основными путями повышения эффективности и развития областной подсистемы РСЧС являются:

- совершенствование системы управления всеми действиями в ЧС:

- создание, развитие профессионально подготовленных сил, их со-

ответствующее оснащение и повышение готовности к ликвидации ЧС;

- формирование группировки сил, особенно 1-го эшелона, с учетом реальной структуры и возможных масштабов опасности;

- максимальная интеграция существующих ведомственных сил и

общую группировку сил областной подсистемы РСЧС;

- сокращение времени начала аварийно-спасательных работ;

- заблаговременная подготовка сил и средств к действиям в ЧС (планирование, обучение, взаимодействие, оснащение и др.).

- предварительный анализ опасности ЧС (оценка риска);

- анализ последствий ЧС.

В последнее время для повышения эффективности применения сил РСЧС при ликвидации ЧС все чаще начинают применять экспертные системы. Они позволяют накапливать в компьютерных базах опыт лучших специалистов и в случае необходимости оперативно использовать его в конкретной ситуации. Экспертная система рассчитана на широкое применение и в повседневной деятельности специалистами, имеющими компьютеры.

2.6. Отчет Главного Управления по делам ГО и ЧС Кировской области.

Отчет, выполненный на 7 листах, содержит два раздела: раздел 1 «Анализ опыта ликвидации ЧС и основных проблем применения сил территориальной подсистемы РСЧС», раздел 2 «Методы (методики) оценки эффективности применения сил РСЧС». В первом разделе отмечено, что в области наиболее многочисленными, в том числе по количеству гибели людей, являются ЧС, связанные с транспортными авариями и пожарами.

Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций и предпосылок к ним показывает, что при транспортных авариях и пожарах оперативно применялись силы быстрого реагирования постоянной готовности - 01, 02, 03, 04, пожарные и восстановительные поезда МПС РФ, муниципальные аварийные службы, другие силы ведомств.

Основными проблемами таких ЧС были вопросы непосредственной помощи пострадавшим, т.е. деблокирование, так как у применяемых сил не было профессионалов-спасателей и соответствующего оборудования.

Другой проблемой было отсутствие в начальный период ликвидации ЧС единого руководства. Оперативные службы (01,02,03,04 и др.) делали каждая свое дело, а взаимодействие осуществлялось недостаточно. Практически в этот период не привлекалось население к ликвидации ЧС.

При ведении спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации иных видов чрезвычайных и опасных ситуаций возникали, главным образом, организационные проблемы:

- привлечение сил и средств постоянной готовности осуществлялось по решениям КЧС и было не всегда оперативным (принятие и оформление решений, доведение до исполнителей, согласование расчетов на привлечение техники, материальных средств и т.д.);

- недостаточность властных полномочий органов управления по делам ГО и ЧС создавала серьезную проблему при организации аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- возникали проблемы доставки материальных средств, отсутствие специальной техники, компетентных специалистов и другие.

Методы (методики) оценки эффективности применения сил РСЧС

Авторы пришли к следующим выводам:

- выявляя недостатки и планируя их устранение без разработанной, установленной, принятой методики или системы методов есть большой риск уравнивания главного и второстепенного, то есть по сути - потеря главного;

- при использовании определенной методики оценок гораздо легче и конкретнее планировать повышение эффективности действий сил РСЧС.

На основании таких выводов принято решение оценку эффективности проводить пока только по экономической категории, хотя деблокирование пострадавших, как и освобождение заложников, оценивать сложно.

Оценки эффективности действия сил в различных условиях (главным образом АСС и АСФ) предполагается проводить по двум уровням путем сравнения:

1. Оценки эффективности при ликвидации непосредственно конкретных ЧС.

2. Затраты на содержание АСС - экономический эффект за один, два года или пять лет.

Целесообразно обязательно иметь методику оценок только для первого уровня, а для второго - общий вывод по результатам оценок эффективности ликвидации различных ЧС за определенный период.

В области разрабатывается (как вариант) следующая система оценок:

1. Результаты оценок прилагаются или входят в состав материала разбора ликвидации ЧС.

2. Оценки проводить в определенной последовательности по следующим позициям:

2.1. Оперативность прибытия формирования к месту или в зону чрезвычайной или аварийной ситуации можно оценивать по категориям:

- «удовлетворительно», если время прибытия не превышает запланированного к обслуживаемому объекту или другому, равному по расстоянию и дорожным условиям;

- «неудовлетворительно», если время прибытия превышает запланированное. К оценке «неудовлетворительно» желательно показывать основные причины, определяющие такую оценку.

2.2. Оценка обстановки и выбор технологии аварийно-спасательных работ.

Такая позиция, особенно по выбору технологии, очень важна. Это подтверждает опыт работы спасателей МЧС на Тайване. Наша технология: сначала спасать раненых живых, а потом эвакуировать погибших (трупы). Китайцы отправили группу МЧС на извлечение трупов. Эффективность спасательных работ резко уменьшилась. При землетрясении в Турции была принята наша технология, и эффективность была значительно выше.

Предлагается два вида оценок выбора технологии: «правильная», «неправильная» или «рационально», «менее рационально» «нерационально».

Каждая оценка должна быть обоснована в соответствии с видом, масштабом и характером ЧС, а также с изменением условий и обстановки в ходе ее ликвидации.

2.3. Далее предлагается провести анализ-оценку вопросов управления и руководства аварийно-спасательными и другими необходимыми работами по разделам:

- организация взаимодействия с привлекаемыми силами и порядок привлечения населения к неотложным работам;

- организация смен, соблюдение мер безопасности;

- вопросы ущерба от неправильных действий в ходе аварийноспасательных работ: материального, экономического ущерба, вреда здоровья и

др.

Такие позиции (разделы) можно оценивать категориями «удовлетворительно», «неудовлетворительно» с обязательной соответствующей аргументацией.

2.4. Оценки укомплектованности, оснащенности и обученности.

Этот важный элемент эффективности целесообразно проводить по критериям: «соответствует требованиям», «не соответствует требованиям». При этом следует учитывать результаты первичной, периодической или внеочередной аттестации и состояние АСС, АСФ в период ликвидации ЧС.

2.5. Оценки практического выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Общую оценку эффективности данного раздела предлагается проводить по сумме оценок по соответствующим пунктам: поиска пострадавших, эвакуации из мест блокирования, оказания медицинской помощи, неотложных и вспомогательных работ.

При этом и общую оценку эффективности и оценку по пунктам, разделам, видам работ достаточно определять категориями «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

После определения оценок по указанному в пунктах 2.1-2.5 методу следует переходить ко второму уровню, то есть сделать сравнение затрат на содержание АСС, АСФ и экономический эффект от их применения при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В данном случае такое сравнение будет только основой , так как аварийно-спасательные службы выполняют и другие задачи: планирование, экспертиза, надзор, создание резервов, пропаганда знаний, другие задачи.

По данному проекту методики оценок эффективности действий сил РСЧС не предполагается выставлять общую конкретную оценку, а делается общий вывод и соответствующие предложения.

2.7. Отчет Главного Управления по делам ГО и ЧС Томской области.

Большое внимание уделено профессиональной подготовке спасателей и, прежде всего, требованиям к спасателям. Отмечено, что наряду с общими требованиями спасатель должен обладать высокой психологической подготовкой и специфичными профессиональными качествами, а именно:

- способностью длительное время выполнять однообразные движения при наличии больших физических и психологических нагрузок в неудобных рабочих позах;

- способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях любых чрезвычайных ситуаций;

- способностью самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;

- способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;

- способностью переносить кратковременные значительные физические и нервные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;

- способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;

- способностью подавлять сонливость, эффективно работать в разное время суток;

- добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом.

Профессиональные качества спасателей формируются в процессе психологического отбора и практического обучения и освоения навыков автогенной тренировки.

Психологическая подготовка определяется как деятельность по формированию качеств, обеспечивающих устойчивость и готовность переносить экстремальные нагрузки в особых условиях.

Условно можно выделить три вида психологической подготовки: общую, специальную и целевую.

Общая подготовка включает в себя:

- постоянное изучение командирами спасательных формирований морально-психологического состояния личного состава, настроений в коллективе и отдельных спасателей;

- взаимная поддержка окружающих, ориентировка на положительного лидера;

- контроль за поведением морально неустойчивых людей, постоянное влияние на них и, при необходимости, их изоляция и так далее.

Специальная психологическая подготовка включает в себя, в основном, формирование теоретических знаний, практических навыков по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основным содержание целевой психологической подготовки является проведение мероприятий по повышению психической активности и работоспособности личного состава, поддержанию должного настроя, повышению адаптационных возможностей спасателей.

2.8. Отчет Главного Управления по делам ГО и ЧС Тульской области.

В областном центре г. Туле создана МП «Городская служба спасения» в составе 41 чел., областная поисково-спасательная служба, имеющая спасателей как на федеральном, так и на областном бюджете, всего 37 человек, кроме того планируется создание муниципальных ПСС на базе пяти спасательных станций Государственной инспекции по маломерным судам Тульской области, что позволит повысить эффективность спасательных работ в области.

Основные проблемы, возникающие при действиях сил и средств при ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций

На территории Тульской области методы и методики оценки эффективности действий сил и средств РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий не применялись из-за их отсутствия.

Анализ выходов Тульской областной ПСС на аварийно-спасательные и поисково-спасательные работы показывает, что большая их доля приходится на обслуживание населения г. Щекино (более 60%), где она расположена (табл. 13). Каждое звено областной подсистемы РСЧС при ликвидации возникших аварий и ЧС должно действовать на своем уровне, т.е. областная ПСС должна привлекаться к ликвидации ЧС территориального (областного) масштаба: городские и муниципальные ПСС при ЧС местного уровня и т.д. Однако т.к. таких сил в городах еще недостаточно, то спасателям приходится решать задачи, не свойственные их предназначению: ликвидация аварий на коммунально-технических сетях; вскрытие квартир; доставание утопленников из колодцев; тушение пожаров сложных видов там, где пожарные части не оснащены средствами защиты органов дыхания; спасение животных.

Таблица 1

Структура аварийно-спасательных работ, проведенных Тульской областной

ПСС за 1998-1999г.

Год ПСР по видам работ Всего выездов на ПСР/ затрачено чел./час.

Пожары ДТП Пострадало, чел Погибло, чел Спасе- но,чел. Оказана ПМП

1998 6 18 124 32 60 32 167/1095

Всего: вскрытие дверей - 78; Дг - 49; АХОВ - 4; разлив ядовитой жидко ма - 1; угроза взрыва - 3; падение дерев давших из лифта - 1. На ПСР затрачено 12,2 тыс.руб. П - 18; взрывы - 4; аварии на сти, ртути - 3; обрушение стены 1 на а/м - 1; деблокирование пос КТС до- тра-

Год ПСР по видам работ Всего выездов на ПСР/ затрачено чел./час.

Пожары ДТП Пострадало, чел. Погибло, чел. Спасено, чел. Оказана ПМП

1999 4 20 308 250 39 32 183/2911

Всего: вскрытие дверей - 73; Дг КТС-53; разлив АХОВ, ртути - 10; об взрыва - 1. ПСР, в которых использовал На ПСР затрачено 13,7 тыс. руб. П - 20; взрыв дома - 2; аварии на рушение стены дома - 1; угроза сь изолирующие средства - 34.

Таблица 2

Структура выходов Тульской ОПСС на ПСР за 1998г. по месяцам

Месяц ПСР по видам работ Всего выездов на ПСР/ затрачено чел./час.

Пожа- ры ДТП Пострадало, чел Погибло, чел Спасе- но,чел. Оказана ПМП

Январь- февраль- 5 1 59 1 6 8 12/100

Март - - - - 1 - 3/31

Апрель - 1 7 2 6 5 11/114

Май - - 6 3 4 6 14/100

Июнь 1 4 9 - 11 - 5/20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Июль - 3 8 4 - - 15/86

Август - 1 7 4 - - 11/94

Сентябрь - 1 1 - 1 6 15/125

Октябрь - 2 - 4 0 0 18/166

Ноябрь - 2 7 6 1 1 20/218

Декабрь - 3 20 8 30 6 29/240

1998 6 18 124 32 60 32 167/1095

Таблица 3

Структура выходов Тульской ОПСС на ПСР за 1999г. по месяцам____________

Месяц ПСР по видам работ Всего выездов на ПСР/ затрачено чел./час.

Пожа- ры ДТП Пострадало, чел Погибло, чел Спасе- но,чел. Оказана ПМП

Январь 1 3 9 4 1 4 7/71

Февраль 1 2 10 2 6 2 13/76

Март - 1 6 1 1 4 7/73.5

Апрель - 2 15 5 7 8 37/511

Май - 2 5 3 1 4 8/41

Июнь - 2 7 4 1 6 16/213

Июль - 1 5 1 1 2 12/53

Август - 2 - - - 2 25/56

Сентябрь - 1 222 221 1 17 24/1233

Октябрь 1 2 10 5 5 10 15/58

Ноябрь 1 2 6 1 5 10 15/156

Декабрь - 1 13 3 10 20 9/48

1999 4 20 308 250 39 32 183/2911

Анализ действий сил и средств областной подсистемы РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий позволяет определить следующие основные проблемы:

- как правило, спасатели прибывают на место дорожно-транспортного происшествия с опозданием, большое время оповещения поисково-спасательных служб о дорожно-транспортных происшествиях, требующих для ликвидации их последствий привлечения специального оборудования, не позволяет своевре-

менно оказать помощь пострадавшим. Решение о необходимости привлечения ПСС принимают работники ГИБДД;

- отсутствие в табелях к штату поисково-спасательных служб кранов достаточной грузоподъемности не позволяет оперативно ликвидировать последствия крупных дорожно-транспортных происшествий и аварий;

- отсутствие запасов нейтрализующих веществ для ликвидации последствий разливов аварийных химически опасных веществ (АХОВ) при их перевозках, а также специального транспорта для их подвоза к месту аварии; в связи с этим возникает необходимость сопровождения автомобильных транспортов с АХОВ машинами с нейтрализаторами и ПСС за счет перевозчика;

- необходимость законодательного закрепления обоснованности действий поисково-спасательных служб при ликвидации последствий ДТП и аварий, так как иногда возникает необходимость нанесения ущерба транспортному средству (срезание крыши или рулевой колонки, деформация кузова);

- отсутствие регулярной очистки ведомственных подъездных железных дорог от снега в зимнее время не позволяет пожарным и аварийновосстановительным поездам подъехать к месту пожара, как это имело место при пожаре 1.02.1999г. в Барсуковском рудоуправлении;

- необходимость создания аварийных запасов материальных средств (водопроводных труб, задвижек, электродов и т.п.) в каждом МП ЖКХ муниципальных образований и городов, для ликвидации аварий на тепловых сетях в зимнее время;

- в связи с большим количеством случаев разлива ртути в жилых домах, на предприятиях и в учреждениях возникла проблема ее утилизации или сдачи на заводы промышленности.

Основные пути повышения эффективности применения аварийноспасательных служб при ликвидации ЧС:

- создание Единых дежурно-диспетчерских служб области, городов и муниципальных образований для организации управления и контроля за ликвидацией ЧС и аварий, координации и взаимодействия между различными аварийно-спасательными службами;

- повышение готовности аварийных служб МП ЖКХ, их укрупнение и улучшение материально-технического обеспечения;

- создание поисково-спасательных служб, городских служб спасения в городах и муниципальных образованиях на базе спасательных станций Государственной инспекции по маломерным судам областей, что позволит расширить диапазон выполняемых задач в течение всего года;

- улучшение оснащенности поисково-спасательных служб за счет как федерального, так и местного бюджетов современным оборудованием и средствами защиты, позволяющими привлекать их к ликвидации ЧС и аварий с разливом АХОВ (костюмами химическими ИК-ЛЖ, КИО-2м, воздушными дыхательными аппаратами);

- оснащение областных поисково-спасательных служб кранами большой грузоподъемности или гидрокранами грузоподъемностью до 5 тонн для ликвидации последствий ДТП;

- сокращение времени оповещения ПСС при дорожно-транспортных происшествиях, организацией их работы на единых радиочастотах в УКВ диапазоне, а также организацией тесного взаимодействия ГИБДД и оперативнодежурной службы управлений по делам ГО и ЧС городов и области;

- оснащение областной подсистемы РСЧС спасательными вертолетами КА-226, организация их дежурства и привлечение к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, катастроф и стихийных бедствий, доставке пострадавших из района ЧС, разведке зоны ЧС;

- создание запасов веществ-нейтрализаторов и организация дежурства специального транспорта за счет организаций-перевозчиков АХОВ, организация сопровождения опасных грузов при перевозке поисково-спасательными службами или газоспасательными службами профессиональных газоспасательных отрядов объектов экономики;

- организация очистки от снега в зимнее время всех железнодорожных путей, в том числе и ведомственных;

- создание методик оценки ущерба и прогнозирования развития аварий и чрезвычайных ситуаций для различных видов чрезвычайных ситуаций и разработка на их базе программного обеспечения для персональных ЭВМ;

- необходима разработка алгоритмов действий, обучающих и контролирующих программ для обучения и контроля знаний спасателями приемов и способов работы при ликвидации различных видов аварий и чрезвычайных ситуаций, что повысит уровень профессиональной готовности спасателей к ведению аварийно-спасательных работ;

- определение химических заводов или предприятий, производящих прием металлической ртути на утилизацию или ее использование в производстве. Определение порядка ее сдачи и перевозки, так как в последнее время большое количество ртути накапливается в химико-радиометрической лаборатории главного управления по делам ГО и ЧС области (сотни килограмм в год);

- разработка типовых карточек-алгоритмов действий спасателей и руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации в различных условиях обстановки в зависимости от вида аварий или чрезвычайной ситуации.

2.9 Отчет Главного Управления по делам ГО и ЧС Ульяновской области.

Даны термины («предупреждение ЧС», «эффективность»), а также основные направления повышения эффективности применения АСС, а именно:

- прогнозирование видов и масштабов ЧС, определение потенциально опасных районов и, в зависимости от этого, формирование группировки спасательных сил в этом или ином районе с целью прикрытия районов аварийноспасательными и другими силами, добиваясь адекватности их возможностей уровню и характеру ожидаемой опасности;

- разработка тактики и наиболее эффективных способов действий разнородных сил, при которых обеспечивается системная интеграция их усилий для достижения общей цели;

- обеспечение аварийно-спасательных служб мобильными, высокоэффективными транспортными и техническими средствами;

- планирование взаимодействия сил на основе такой формы планирования, как «спасательная операция»;

- проведение оценки готовности поисково-спасательных сил к реагированию на ЧС с точки зрения своевременности и качества выполнения поставленных задач;

- обоснование рациональных комплексов мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории регионов, районов;

- создание ЕДДС.

Основной проблемой остается оснащенность аварийно-спасательного автомобиля (АСА). АСА на базе автомобиля УАЗ-39091 разрабатывался по крите-

рию максимального размещения оборудования, что привело к увеличению веса автомобиля и быстрому выходу из строя шин (полной комплект оборудования весит 545 кг, комплект инструмента «Простор» весит 200 кг). Новый автомобиль на базе УАЗ-39094 оснащен инструментом «Спрут», который весит 140 кг, а полный комплект аварийно-спасательного инструмента весит 395 кг.

Следующей проблемой является размещение спасателей. Существующее здание имеет только минимально необходимые помещения, вообще отсутствуют помещения для размещения автотранспорта, ремонта и обслуживания техники.

В стадии формирования находится областная ПСС, а также ПСС г. Ди-митровграда.

Проблемой для АСС является связь с отдаленными районами области, получение информации о ЧС проходит с задержкой по времени, а подчас она теряет достоверность и объективность.

Организационно-штатная структура

ПСС г. Ульяновска состоит:

- управление - 7 чел.;

- основной персонал - 2 отряда по 13 чел.;

- подразделение обеспечения - 8 чел.

Отряды располагаются на право- и левобережье. Это связано с тем, что город поделен рекой Волгой на две части и мостовой переход не обеспечивает мобильности работы аварийно-спасательных бригад. Основное подразделение работает круглосуточно, посменно бригадами. Бригада состоит из 4 чел.: командир расчета, 2 спасателя, водитель. Это минимальный состав, который при более сложных ЧС может быть усилен за счет взаимодействия бригад правого и левого берега и за счет бригад, находящихся в дежурном состоянии (на отдыхе). Таким образом, в постоянной готовности к проведению аварийно- спасательных работ в городе находятся две команды спасателей. В резерве с готовностью 1 час находится еще две команды спасателей. При необходимости может быть собран весь личный состав спасателей в количестве до 30 человек.

Опыт проведения аварийно-спасательных работ показывает, что вызовов за месяц колеблется от 47 до 122, что составляет 2-4 вызова в день. Объем выполняемых работ, проводимых спасателями, позволяет иметь оптимальный состав бригад 3-4 человека на одну смену. Такая оптимальная структура для локальных ЧС вполне приемлема и экономична.

Порядок реагирования на ЧС

Основная задача спасателей при ликвидации последствий ЧС - это организация и проведение оперативного поиска пострадавших, и оказание им своевременной помощи. Статистика свидетельствует о том, что в первый час после ЧС при отсутствии помощи умирает около 40% тяжелораненых, через 3 часа -60%, через 6 часов - 95%. Поэтому большое значение имеет временной фактор реагирования на ЧС.

ПСС имеет для вызова телефонный номер 477-911, который доступен любому. Через средства массовой информации он периодически доводится до населения. Работа по пропаганде деятельности ПСС освещается в печати и на телевидении, да и добрые дела спасателей лучше любых СМИ.

Но если граждане, в случае различных происшествий, на прямую выходят на ПСС, то в случае ЧС на объектах экономики, дежурные диспетчеры ОЭ докладывают своим руководителям. Руководители оценивают обстановку, принимают решение и докладывают в вышестоящий орган управления. И только после

этого информация поступает оперативному дежурному по ГОЧС, который отдает команду на выезд ПСС.

Решение этой проблемы в создании ЕДДС, которая будет размещаться вместе с оперативной службой ГОЧС. С созданием ЕДДС порядок реагирования на ЧС будет определен в соответствии с существующей нормативно-правовой практикой. При этом снижение ложных вызовов будет идти по пути технического оснащения диспетчеров современными средствами связи, документированием вызова, определением координат и подтверждением наличия ЧС из других источников.

Опыт показывает, что диспетчер, принимающий вызов, должен быть высококомпетентным специалистом в области применения ПСФ, психологом и аналитиком. В этом случае при возникновении «бытовых» происшествий решение на вызов спасателей будет принимать дежурный диспетчер, а в случае ЧС на объекте экономики, руководство будет принимать на себя оперативный дежурный.

Способы применения ПСС

Аварийно-спасательные формирования применяются, как правило, в первом эшелоне сил РСЧС. Это объясняется постоянной готовностью АСФ и высоким профессионализмом спасателей, их высоким техническим оснащением. Поэтому АСФ являются основной «ударной» силой органов управления субъектов РФ.

При ДТП и бытовых вызовах граждан на место происшествия выезжает дежурный расчет, который может быть усилен за счет резерва ПСС.

При сложных ЧС ПСС может быть усилен личным составом, тяжелой инженерной и специальной техникой от ведомственных формирований.

При наличии техники могут проводиться работы по укреплению или обрушению поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ.

Алгоритм действий спасателей определяется боевым расчетом экипажей и рабочих смен.

Техническое оснащение ПСС

Для проведения аварийно-спасательных работ ПСС имеет на своем оснащении аварийно-спасательные машины отечественного производства, укомплектованные универсальным гидравлическим инструментом АСИ-2 «Простор», «Спрут», электростанцией 2СДМ-2, водяной насос «Свияга», бензорезак «Хускварна», бензопила, прожектор, комплект газосварочного оборудования, ручная лебедка, средства защиты при пожарах, дозиметр ДП-5В1, прибор СРП88Н, прибор УГ-2, прибор ДП-6Г, СГУ «Элина», мобильные радиостанции, сотовые телефоны, резиновая лодка «Уфимка», шанцевый инструмент для ручных работ, снаряжение альпиниста, снаряжение медицинское, средства пожаротушения, средства для ремонта и обслуживания. В этом году планируются закупить водолазное оборудование и подготовить специалистов для проведения водолазных работ. На базе Главного Управления по делам ГОЧС области создается, по распоряжению Главы администрации области, областная ПСС, оснащение которой хотелось бы провести отечественной техникой. Руководство Главного управления заинтересовано в приобретении аварийно-спасательных машин типа АСМ41-07-43101 «Помощник», АМ-02 «Оса», высвобождающей машины УАЗ 315124Х4. Затраты на приобретение этих машин окупятся спасенными человеческими жизнями, спасенными материальными и культурными ценностями.

Анализ опыта применения АСС за рубежом

Спасательные работы, проводимые нашими спасателями в других странах, показывают, что с момента катастроф до момента решения вопроса официальной

просьбы о помощи проходят 3-4 часа. В зависимости от региона ЧС, наличия крупных аэродромов непосредственное прибытие спасателей к месту трагедии происходит через 20 часов и более. Так, при землетрясении в Турции в 1999 году хронология событий по времени располагалась в такой последовательности:

- 4 часа 2 минуты - произошло землетрясение;

- 6 часов - агентство МЧС по мониторингу получает сообщение о ЧС;

- 6 часов 40 минут - министр МЧС принимает решение привести в го-

товность силы спасения;

- 12 часов - оперативная группа и средства готовы к вылету;

- 16 часов - официальная просьба о помощи;

- 16 часов 15 минут - вылет Ил-76 со спасателями;

- 19 часов 15 минут - Ил-76 приземлился в Стамбуле, затем 120 км

марш в р-н г. Гельджок;

- 23 часа - прибытие к месту аварийно-спасательных работ.

На местах власти оказываются деморализованными, сотрудники управления городскими службами и органы правопорядка растеряны. Часть из них погибла, многие занимались розыском своих семей и родственников. В сложившейся обстановке спасатели должны работать самостоятельно, вступая во взаимодействие с другими спасателями. Так в этом случае спасатели взяли координацию спасательных работ на себя. Тактика определилась сразу, работать только «по живым», оставляя извлечение тел погибших на более поздние сроки. Это было вызвано отсутствием других спасательных сил.

Следует отметить, что при проведении всех мероприятий необходимо учитывать местные особенности и традиции. Это особенно проявилось в Турции, где при извлечении из завалов женщин, особенно неодетых, окружающие пытались иногда воспрепятствовать оказанию им медицинской помощи и транспортировки силами наших мужчин-врачей и других профессионалов. Знание языка, хотя бы минимума, так же необходимо учитывать для каждого региона.

Участие в спасательных районах в Колумбии наводят на мысль о целесообразности и пределе временных возможностей прибытия спасателей к месту катастроф. Так перелет в Колумбию составил 28 часов, а в дороге 6 часов. К трудностям ведения спасательных работ добавились массовые беспорядки, мародерство, частые перестрелки, особенно в ночное время. Климатические условия сказывались на условиях работы и на общем состоянии спасателей. Проблемы с языком быстро решались за счет ранее обучавшихся в России специалистов. Однако был огромный риск для спасателей из-за криминогенной обстановки, что послужило мотивом отказа многих спасателей других стран от ПСР.

С рядом стран не определены вопросы совместной защиты населения от ЧС. Это сказалось на проведении ПСР в районе Баренбурга при авиакатастрофе самолета Ту-154. Через 2 суток после катастрофы самолет МЧС совершил посадку в аэропорту Баренбурга. На момент ЧС с Норвегией существовал лишь меморандум, где стороны декларировали свои намерения принять соответствующие документы. На выработку линии поведения уходили долгие и долгие часы. До сих пор нет ясности относительно того, что двигало норвежской стороной, пытавшейся чинить препоны на пути стремления как можно быстрее приступить к работам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенный анализ полученных отчетных материалов от органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ показал, что при решении первой задачи на основе обобщения опыта ликвидации региональных ЧС выяв-

лен целый ряд проблем, возникающих в процессе применения АСС, основные из которых следующие:

1. Недостаточное финансирование АСС и, как следствие:

- невозможность приобретения новой специальной техники, оборудования, снаряжения, инструмента и материалов;

- невозможность увеличения штатной численности ПСС; невозможность содержания кинологической службы (кинологических расчетов); невозможность приобретения питания и базы для проживания при автономном ведении ПСР;

- слабая оснащенность средствами связи, особенно в УКВ-диапазоне и т.д..

2. Требуют решения целый ряд организационных вопросов:

- сохранение состава АСС в период мобилизации;

- передачи в подчинение МЧС России спасательных станций госу-

дарственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) и создания на их базе поисково-спасательных отрядов;

- законодательного закрепления обоснованности действий ПСС при ликвидации последствий ДТП и аварии;

3. Не разработаны нормативы для оценки подготовки личного состава ПСС.

4. Недостаточная профессиональная и психологическая подготовка спасателей.

5. Нет запасов нейтрализующих веществ для ликвидации последствий разливов аварийных химически опасных веществ (АХОВ).

6. Возникает необходимость утилизации ртути и сдачи ее на заводы промышленности и др.

При решении второй задачи, а именно: «изложить применяемые в органах управления по делам ГО и ЧС методы (методики) оценки эффективности применения сил РСЧС и представить предложения по их совершенствоваанию», - к сожалению, во всех отчетах констатируется, что в органах управления по делам ГО и ЧС таких методов (методик) до настоящего времени нет.

Вместе с тем, в отчетах указывается целый ряд предложений по совершенствованию эффективности применения АСС при ликвидации ЧС: эти предложения можно разбить на две группы: предложения, которые сводятся к организационным мероприятиям и предложения по научно-организационным подходам к разработке методик эффективности применения АСС при ликвидации различных ЧС.

К первой группе можно отнести следующие предложения:

1. Образование на базе специализированных формирований многопрофильных, что позволит перейти от принципа прикрытия объектов экономики к принципу прикрытия территорий - наиболее целесообразному в условиях недостаточности финансирования.

2. Создание сети поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований в регионах с учетом их особенностей, и, в первую очередь, в местах, где нет таких сил.

3. Организация надежной системы управления с развитием сети единых диспетчерских служб, которые обеспечивали бы немедленную передачу сигналов всем формированиям, ориентированным на проведение аварийноспасательных работ.

4. Обустройство и оснащение формирований современными средствами спасения, другими материально-техническими ресурсами, позволяющими

оперативно реагировать на возникшие чрезвычайные ситуации и эффективно проводить аварийно-спасательные работы, в том числе и в автономном режиме.

5. Максимальная интеграция существующих ведомственных сил в общую группировку сил областной подсистемы РСЧС.

6. Улучшение заблаговременной подготовки сил и средств к действиям в ЧС (планирование, обучение, взаимодействие, оснащение и др.).

7. Повышение готовности аварийных служб предприятий, жилищнокоммунального хозяйства, их укрупнение и улучшение материальнотехнического обеспечения.

8. Создание поисково-спасательных служб, городских служб спасения в городах и муниципальных образованиях на базе спасательных станций Государственной инспекции по маломерным судам областей, что позволит расширить диапазон выполняемых задач в течение всего года, улучшение оснащенности поисково-спасательных служб за счет как федерального, так и местного бюджетов современным оборудованием и средствами защиты, позволяющих привлекать их к ликвидации ЧС и аварий с разливом АХОВ.

9. Оснащение областных поисково-спасательных служб кранами большой грузоподъемности или гидрокранами грузоподъемностью до 5 тонн для ликвидации последствий ДТП.

10. Сокращение времени оповещения ПСС при дорожнотранспортных происшествиях, организацией их работы на единых радиочастотах в УКВ диапазоне, а также организацией тесного взаимодействия ГИБДД и оперативно-дежурной службы управлений по делам ГО и ЧС городов и областей.

11. Оснащение областной подсистемы РСЧС спасательными вертолетами КА-226, организация их дежурства и привлечение к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, катастроф и стихийных бедствий, доставке пострадавших из района ЧС, разведке зоны ЧС.

12. Создание запасов веществ - нейтрализаторов и организация дежурства специального транспорта за счет организаций-перевозчиков АХОВ, организация сопровождения опасных грузов при перевозке поисково-спасательными службами или газоспасательными службами профессиональных газоспасательных отрядов объектов экономики.

13. Организация очистки от снега в зимнее время всех железнодорожных подъездных путей, в том числе и ведомственных.

14. Создание методик оценки ущерба и прогнозирования развития аварий и чрезвычайных ситуаций для различных видов чрезвычайных ситуаций и разработка на их базе программного обеспечения для персональных ЭВМ.

15. Необходима разработка алгоритмов действий, обучающих и контролирующих программ для обучения и контроля знаний спасателями приемов и способов работы при ликвидации различных видов аварий и чрезвычайных ситуаций, что повысит уровень профессиональной готовности спасателей к ведению аварийно-спасательных работ;

16. Определение химических заводов или предприятий, производящих прием металлической ртути на утилизацию или ее использование в производстве, определение порядка ее сдачи и перевозки, так как в последнее время большое количество ртути накапливается в химико-радиометрической лаборатории Главного управления по делам ГО и ЧС области (сотни килограммов в год).

17. Разработка типовых карточек-алгоритмов спасателей и руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации в различных условиях обстановки в зависимости от вида аварии или чрезвычайной ситуации.

Ко второй группе предложений - научно-организационным подходам и разработке методик эффективности АСС при ликвидации различных ЧС - относятся следующие:

1. Специалисты Главного управления ГО и ЧС Кировской области предлагают оценку эффективности действий АСС (АСФ) проводить по двум уровням путем сравнения:

а) оценки эффективности при ликвидации непосредственно конкретных ЧС;

б) затраты на содержание АСС - экономический эффект за один, два года или пять лет.

Оценку эффективности при ликвидации конкретных ЧС проводить по следующим параметрам:

- оперативность прибытия формирования к месту или в зону ЧС;

- оценка обстановки и выбор технологии аварийно-спасательных работ;

- управление и руководство аварийно-спасательными и другими работами;

- оценка укомплектованности, оснащенности и обученности спасателей;

- оценка практического выполнения АСДНР.

2. Специалисты Комитета по делам ГО и ЧС Удмуртской республики оценку эффективности применения АСФ предлагают проводить по следующим параметрам:

- сроки ликвидации ЧС;

- количество спасенных пострадавших (в процентах от общего числа пострадавших);

- величина причиненного ущерба (в процентном отношении от возможного ущерба, если АСФ не были бы применены);

- затраченные ресурсы на ликвидацию ЧС;

- количество взаимодействующих служб (сил и средств ликвидации ЧС);

- отзывы населения по действиям АСФ;

- отзывы руководителей предприятий, организаций и учреждений по действиям АСФ;

- снятие социальной напряженности.

3. Специалисты Министерства по делам ГО и ЧС Республики Хакасия предлагают оценку эффективности проводить по следующим направлениям:

- организационно-штатная структура;

- уровень подготовки личного состава;

- порядок реагирования при угрозе и возникновении ЧС;

- степень оснащенности АСФ.

Предложения

По результатам отчетных материалов в Академии гражданской защиты с целью совершенствования учебного процесса будут разработаны целый ряд лекций, практических занятий и учебное пособие по дисциплинам «Основы применения сил РСЧС, математическое моделирование и оценка эффективности их действий в ЧС», «Аварийно-спасательное дело» и др.

В связи с тем, что в субъектах РФ отсутствуют методы (методики) оценки эффективности применения АСС (АСФ) для предупреждения и ликвидации различных региональных ЧС целесообразно предусмотреть научноисследовательскую работу в Плане НИОКР МЧС России на 2001-2002 год с привлечением научно-исследовательских институтов (ВНИИ ГОЧС и др.) и высших учебных заведений по теме «Разработка методик эффективности применения АСС (АСФ) для предупреждения и ликвидации различных ЧС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.