УДК 614.8
Федорук B.C.
РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ
В статье проведем анализ процесса создания, становления и развития, поисково-спасательной службы МЧС России и разработаны предложения по ее дальнейшему совершенствованию.
Ключевые слова: поисково-спасательная служба, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, Федеральная, аварийно-спасательная служба МЧС России.
Fedoruk V.S.
DEVELOPMENT OF THE SEARCH AND RESCUE SERVICE RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS LIKE ONE OF THE MAIN COMPONENTS OF
CIVIL DEFENSE
The article analyzes the process of creation, formation and development of search and rescue service of EMERCOM of Russia and proposals for its further perfection.
Keywords: search and rescue service, rescue and other urgent work, the Federal Emergency Rescue Service of EMERCOM of Russia.
Одной из основных задач в области гражданской обороны является проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера [1]. АСДНР проводятся при возникновении ЧС и направлены на спасение жизни и сохранение здоровья людей; снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь; локализацию зон ЧС; прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Объём и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных конфликтов. В зависимости от объёма работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность ведения АСДНР.
В планах гражданской обороны и защиты населения, планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС предусматривается со-
здание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера. В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС могут включаться все силы ГО, в т. ч. поисково-спасательные службы и формирования поисково-спасательной службы МЧС России.
Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России была создана 28 июля 1992 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ [2]. В то время в своем составе она имела 24 поисково-спасательных формирования (ПСФ): 7 региональных и 17 областных, краевых и республиканских общей численностью 600 человек.
ПСС МЧС России представляет собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют ПСФ. ПСФ -ло самостоятельная или входящая в состав ПСС структура, предназначенная для проведения АСДНР, осно-
ву которой составляют подразделения спасателей, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами [3].
Основными задачами ПСС МЧС России являются [4]: поддержание органов управления, сил и средств ПСФ в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций (ЧС) и проведению работ по ликвидации ЧС; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС; ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях; разработка оперативных документов по вопросам организации и проведения АСДНР в соответствии с предназначением; создание и совершенствование материально-технической базы; подготовка, переподготовка, повышение квалификации штатных сотрудников ПСФ; подготовка спасателей и ПСФ к аттестации на проведение аварийно-спасательных работ (АСР); осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников ПСФ и членов их семей; обмен опытом с различными, в том числе международными спасательными службами.
В соответствии с Федеральным законом [5] на ПСС МЧС России могут возлагаться задачи: участие в разработке планов предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых объектах и территориях, разработка планов взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях; участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях ЧС; участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения АСДНР; выработка предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных форми-
рований (АСФ), социальной защиты спасателей и других работников АСС, АСФ; участие в подготовке спасателей вневедомственных АСФ. Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные ПСС, определяется Региональными центрами по согласованию с МЧС России.
По состоянию на 1 августа 2001 г. в состав ПСС МЧС России входило 57 ПСФ, в т. ч.: региональных поисково-спасательных отрядов (ПСО) — 7; краевых ПСО — 3; республиканских ПСО — 19; областных ПСО — 22; территориальных ПСС — 6. Штатная численность поисково-спасательной службы МЧС России составляла 1780 чел. Дополнительно в этих отрядах и службах за счет бюджетов субъектов РФ содержались 338 человек. Всего 2118 человек, из которых аттестованных спасателей— 1484 чел. За 10 лет количественный состав ПСС увеличился в 3,5 раза, количество ПСФ в 2,4 раза.
В 2001 г. стало ясно, что существующая организация деятельности ПСС МЧС России имеет ряд недостатков, основные из которых: малочисленность формирований — 29 служб (50%) имели «федеральную» численность 25 человек и менее, что не позволяет организовать круглосуточное дежурство; отсутствие авиационных средств доставки в местах дислокации большинства формирований затрудняет применение авиационных технологий, снижает мобильность и оперативность реагирования на ЧС; громоздкость «аппарата обеспечения деятельности» ПСС МЧС России. Кроме того, в связи с увеличением количества погибших и пострадавших при крушениях речных судов (10 июля 2001г. затонул теплоход «Булгария» с 201 чел. на борту, из которых 114 чел. погибли и 15 чел. пропали без вести) перед МЧС России остро встала задача обеспечения безопасности людей на водных объектах. Приказом [6] вместо отдела ПСФ было создано Управление поисково-спасательных служб, поиска и спасания на водных объектах (с 1 января 2008 г. — отдел АСФ), что значительно повысило централизацию управления ПСС МЧС России, являющегося одним из основополагающих принципов развития спасательного дела в современных
условиях.
Для устранения недостатков и совершенствования деятельности ПСС МЧС России согласно Приказу МЧС РФ [7] было принято решение о дальнейшем развитии ПСС МЧС России, целью которого явилось создание мобильной, высокоэффективной, оснащенной современными техническими средствами, владеющей высокими спасательными технологиями группи-ровки спасательных сил. Реализация цели подразумевала решение следующих основных задач: создание в регионах крупных аэромобильных ПСО, способных оперативно реагировать на ЧС, выполнять весь комплекс АСДНР; создание условий для эффективного применения авиации как средства доставки аэромобильных сил и как средства ведения АСР; повышение численности спасателей за счет оптимизации организационно-штатной структуры; создание специализированных подразделений в структуре ПСО и организация централизованной подготовки спасателей; оснащение ПСО, ПСФ современными техническими средствами, освоение и внедрение современных спасательных технологий.
Для достижения поставленной цели были определены основные направления развития ПСС МЧС России:
1. Реорганизация ПСС МЧС России (создание оптимальной по составу и структуре группировки спасательных сил МЧС России, исходя из принципов территориальности и концентрации сил).
МЧС России настойчиво шло по пути реализации идеи о двухуровневой системе реагирования на ЧС, где федеральный уровень сил планировалось представлять Государственной спасательной службой МЧС России и АСФ федеральных министерств и ведомств, а территориальный — местные АСФ подсистем РСЧС, а также нештатные АСФ. К сожалению, эти планы не были воплощены в жизнь по финансовым соображениям.
В 2005 г. проведена передача 44 ПСФ
МЧС России на финансирование за счет средств бюджетов РФ. Высвобождаемую федеральную численность направили на формирование крупных региональных ПСО и их филиалов, дислоцировав их на территориях, которые невозможно прикрыть местными ПСФ. Рост количества ПСФ, содержащихся за счет средств местных бюджетов, позволило обеспечить эффективное реагирование на местные ЧС и уменьшить нагрузку на федеральные силы.
2. Техническое переоснащение, главной целью которого является повышение мобильности и возможностей формирований по проведению АСДНР.
3. Совершенствование системы материально-технического обеспечения, а также обслуживания и ремонта техники и аварийно-спасательных средств.
4. Совершенствование систем управления и связи.
5. Совершенствование системы подготовки специалистов.
6. Обустройство поисково-спасательных формирований.
7. Совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования ПСС МЧС России.
8. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности ПСС МЧС России.
В связи с увеличением количества ЧС, особенно техногенного характера, увеличением причиненного ими ущерба численность ПСС МЧС России (федеральный бюджет) также увеличивалась и составила: в 2008 г. — 3754 чел., в 2014 г. — более 5000 чел., на начало 2016 г.— 7000 чел. С 1992 г. по настоящее время ПСС МЧС России была оказана помощь более 4 млн чел. пострадавших и спасено более 1 млн чел.
Основными принципами дальнейшего формирования ПСО МЧС России, определения их численности и мест дислокации являются: территориальный; определение рисков возникновения ЧС на конкретной территории; обеспечение реагирования на ЧС различных уровней; создание ПСО и их подразделений, направленных на ликвидацию последствий отдельных видов ЧС (принцип специализации).
В рамках Стратегии развития Арктической зоны [8] с целью создания системы комплексной безопасности Арктической зоны РФ начали активно создаваться арктические АСФ — Арктические комплексные аварийно-спасательные центры. В 2016 г. закончится создание 10 таких АСФ — в городах Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Воркута, Надым, Дудинка, Анадырь, поселках Тикси, Певек и бухте Провидения, которые объединены в комплексную систему мониторинга, предупреждения и ликвидации ЧС в арктической зоне РФ. Арктика является исключительно уязвимым районом к воздействию различных ЧС, особенно аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, последствия которых в этих местах труднее ликвидировать, чем в других регионах.
С целью формирования инфраструктуры комплексной безопасности на федеральных автомобильных дорогах — М-10 «Россия» (г. Москва — г. Санкт-Петербург), М-4 «Дон» (г. Москва — г. Новороссийск) и М-7 «Волга» (г. Москва — г. Казань) — в 2014-2015 гг. начался процесс создания ПСО на федеральных автомобильных дорогах в городах Тверь, Батайск, Владимир.
Во исполнение решения Коллегии МЧС России от 3 июня 2015 г. [9] по обеспечению опережающего развития системы предупреждения и ликвидации ЧС требуется дальнейшее совершенствование деятельности ПСС МЧС России с целью повышения эффективности ее применения при проведении АСДНР.
В решении Коллегии МЧС России от 22 января 2016 г. [10] поставлена задача выработать дополнительные меры по повышению готовности органов управления и сил МЧС России, в
т. ч. ПСС МЧС России, к выполнению задач по предназначению.
Анализ деятельности ПСС МЧС России в свете современных угроз и опасностей показал, что для дальнейшего ее развития необходимо усилить группировку спасательных сил и объединить их в определенную структуру, которую автором предлагается назвать Федеральной аварийно-спасательной службой (ФАСС) МЧС России.
ФАСС МЧС России будет представлять собой совокупность органов управления, аварийно-спасательных и других формирований МЧС России, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечения защиты населения и территорий от ЧС, функционально объединенных в единую службу.
При формировании ФАСС МЧС России в ее состав автор предлагает ввести: структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам РФ, осуществляющие обеспечение руководства деятельностью аварийно-спасательных формирований; Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд, Байкальский ПСО; региональные аварийно-спасательные отряды МЧС России; АСФ военизированных горноспасательных частей МЧС России; Южный конно-кинологический центр; центры подготовки спасателей МЧС России; Центр экстренной психологической помощи МЧС России и подразделения психологической службы МЧС России; авиационно-спасательные центры МЧС России; Арктические комплексные аварийно-спасательные центры; спасательные формирования в горной части и на побережье Черного, Азовского и Каспийского морей; АСФ на федеральных автодорогах. Численность и организационную структуру АСФ МЧС России определить в зависимости от решаемых задач и их объема.
Дополнительно к основным задачам, стоящим перед ПСС МЧС России [4], для ФАСС
МЧС России автором предлагается определить следующие: организация экстренного реагирования на возникшие ЧС природного и техногенного характера; участие в первоочередном жизнеобеспечении пострадавшего населения; участие в восстановлении функционирования объ-
ектов коммунального хозяйства; участие в информировании населения в пострадавших районах; осуществление мер по повышению статуса спасателей и развитию социальной сферы для сотрудников и работников ФАСС МЧС России.
Вывод
Таким образом, проведенный анализ развития ПСС МЧС России и предложения по созданию ФАСС МЧС России позволят: создать единое нормативно-правовое, организационное, информационное и методическое пространство по вопросам организации и проведения АСДНР; иметь единую интегрированную организационную структуру аварийно-спасательных сил МЧС России на основе их углубленного взаимодействия и развития связей между ними; значительно повысить централизацию управления аварийно-спасательными силами (сосредоточить полномочия по управлению в одном центре); сосредоточить усилия на решении совместных задач; эффективно ре-
шать одну из главных задач, стоящих перед МЧС России — обеспечение безопасности людей и их спасение в ЧС.
Важно, чтобы ФАСС представляла собой высокоорганизованную, мобильную и эффективную составляющую сил гражданской обороны РФ, способную выполнять задачи защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. В конечном счете, реализация принципов интеграции и централизации позволит снизить величину ущерба при ЧС, обеспечить минимизацию числа пострадавших и погибших в ходе ликвидации ЧС, смягчить в результате остроту социально-экономических последствий ЧС.
Литература 7.
8.
1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
2. Постановление Правительства РФ от 28 июля 1992 г. № 528 «О совершенствовании туристических и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров».
3. Гражданская защита. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. С.К. Шойгу. 2005 г.
4. Приказ МЧС России от 28 января 2002 г. № 932 «Об утверждении Положения о поисково-спасательной службе МЧС РФ».
5. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах ^д и статусе спасателей».
6. Приказ МЧС России от 18 октября 2004 г.
№ 475 «О создании Управление поисково-
спасательных служб, поиска и спасания на
водных объектах».
Приказ МЧС РФ от 1 апреля 2005 г. № 278 «О дальнейшем совершенствовании поисково-спасательных формирований МЧС России».
Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. Утверждена распоряжением президента РФ от 20 февраля 2013 г.
Решение Коллегии МЧС России от 3 июня 2015 г. №9/11 «О результатах и основных направлениях деятельности МЧС России на 2015-2018 годы».
Решение Коллегии МЧС России от 22 января 2016 г. №1/1 «О дополнительных мерах по повышению готовности территориальных органов и подразделений МЧС России и повышению эффективности финансирования мероприятий в 2016 году».
Рецензент: Герой России Легошин В.Д.