Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ ГРАНОЗАНОМ'

К ВОПРОСУ О ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ ГРАНОЗАНОМ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
267
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ ГРАНОЗАНОМ»

месячным лабораторным контролем за санитарным состоянием пищеблоков и качеством продуктов.

5. Необходимо при плановых обследованиях не ограничиваться поисками только паратифозных А и В, тифозных и дизентерийных бактерий, а искать и другие типы салмонелл, применяя для этого параллельные посевы на плотную среду и среду накопления.

ЛИТЕРАТУРА

Билибнн А. Ф., Двуреченская Г. С., Маргорнна Л. М. Сов. мед., ¡959, № 12, стр. 34. — Воронцова Л. А., Васильевене Д. П. Тезисы докл 2-го республиканского съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. Вильнюс, 1958, стр. 132. — Гринбаум Ф. Т., Глезерова Н. Н. Журн микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1935, т. 15, № 2, стр. 180. — Д а мон С. Пище вые инфекции и пищевые отравления. М.—Л., 1930. — Донец Ю. И. Врач, дело, 1956, № 1, стб. 91. — Дроби некий И. Р. Гиг. и сан., 1960, № 3, стр. 93. — К а мал ян Л. А., Андреенко Л. М. Журн. микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1959, № 12, стр. 117. — Красницкая Е. С. Гиг. и сан., 1959, № 4, стр. 30. — Новгородская Э. М. В кн.: Эпидемиология. Л., 1957, стр. 171.—Рапопорт М., Вайнтруб А. Журн. микробиол., эпидемиол. и иммунобиол., 1937, т. 19, №4. стр. 537. — Eisenberg G. et al., Am. J. med. Sei., 1958, v. 235, p. 497. — F 1 y n n M., J. Irish, med Ass.. 1957, v. 40, p 105. — Hobbs В. C.. Brit. med. Bull., 1950, v. 7. p. 167.

Поступила WV\ 1960 г

•fr -fr ir

К ВОПРОСУ О ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ ГРАНОЗАНОМ

Кандидат медицинских наук X. 3. Любецкий, Д. Г. Красильщиков.

Т. Е. Решетова

Из Узбекского научно-исследовательского института санитарии и гигиены и Ташкентской областной санитарно-эпидемиологической станции

В 1958 г. в ряде районов Ташкентской области в разное время нами наблюдалось четыре семейных отравления, вызванных употреблением в пищу хлебных изделий из муки, купленной на базаре, содержащей гранозан. У некоторых пострадавших отмечен тяжелый исход, в том числе у двух — стойкое поражение зрения, у одного—менингеальные явления и несколько пострадавших умерли.

Гранозан, или препарат НИУИФ-2 (синтезирован в Научно-исследовательском институте инсектофунгицидов и удобрений), представляет собой механическую смесь этилмеркурхлорида (2—2,5%) с тальком (96—97%). Для уменьшения пыления порошка в эту смесь добавляют 0,6—1,2% минерального масла, улучшающего прилипание частиц препарата к обрабатываемым семенам. Благодаря своим высоким фунги-цидным и бактерицидным свойствам гранозан получил весьма широкое распространение как предпосевной протравитель семян против головни, фузариоза и других возбудителей заболеваний растений. Он может быть использован при протравливании зерновых (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь, просо), бобовых (горох, фасоль, соя, клевер), технических (арахис, лен, подсолнечник, хлопчатник, свекла), овощных (капуста, морковь, лук, огурцы, свекла, томаты) культур

Гранозан весьма ядовит для человека и животных не только при попадании его в организм с пищей, но и при вдыхании. В литературе описан ряд интоксикаций у рабочих, занятых протравливанием семян хлопчатника, пшеницы и других культур (С. И. Сосновский, X. 3. Любец-

1 П. В. Попов. Справочник по ядохимикатам. Под ред. проф. Н. Н. Мельникова, 1956.

кий). Случаи интоксикации, отмечавшиеся в связи с нарушениями санитарных норм при протравливании хлопковых семян на ряде протравочных пунктов хлопкоочистительных заводов Узбекской ССР, вынудили санитарную инспекцию запретить использование гранозана в качестве протравителя. Теперь хлопковые семена протравливают менее ядовитым препаратом — трихлорфенолятом меди.

Первые симптомы отравления в семье Р. появились спустя 10 дней после регулярного приема в пищу лепешек домашней выпечки. Дальнейшие расследования показали, что мука была получена из пшеницы, протравленной гранозаном. У пострадавших наблюдались катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, суб-фебрильная температура, слабость, отсутствие аппетита, чувство жажды. Такая клиническая картина была причиной того, что медицинские работники района стали думать об инфекционной этиологии. Вначале у 4 пострадавших был поставлен диагноз гриппа. Однако тяжесть заболевания нарастала и появились новые симптомы — парезы нижних конечностей и языка. Вовлечение в патологический процесс нервной системы навело на мысль о полиомиелите. С таким диагнозом они были переведены в Ташкентскую инфекционную больницу. Лишь после исследования пшеницы, которой семья питалась в последнее время, и обнаружения в ней ртути был поставлен правильный диагноз — пищевая интоксикация гранозаном.

Другие пищевые отравления наблюдались от употребления в пищу хлеба «гижда нон». Из 10 членов семьи Т. пострадало 8. Отец семейства, уехавший на отгонное пастбище и почти не употреблявший этих 'лепешек, а также двухлетний ребенок, не евший их из-за горьковатого привкуса, не пострадали. Признаки отравления в семье Т. в отличне от семьи Р. начали появляться уже на 5-й день и отличались более тяжелым течением, что, по-видимому, зависело от большого содержания гранозана в пшенице. Лабораторные исследования остатков 'лепешек не установили наличия ртути, однако при химическом исследовании органов умерших ртуть была обнаружена, что подтвердило диагноз пищевого отравления гранозаном.

Первые симптомы интоксикации, выражавшиеся в недомогании, потере аппетита, сильной жажде, начали появляться спустя 3 дня после систематического употребления купленной на базаре пшеницы, протравленной гранозаном. Спустя 4—6 дней состояние пострадавших резко ухудшилось, бальные в тяжелом состоянии были доставлены в районную больницу с явлениями резкого истощения. К указанным симптомам присоединился в резко выраженной форме гингивит и стоматит. Вся слизистая полости рта была гиперемирована, у края воспаленных десен отмечалась серая кайма (ртутная), язык утолщен, обложен серым налетом, по краям языка афты; живот вздут, болезнен при пальпации. Через 12—14 дней после начала заболевания к этим явлениям присоединился жидкий водянистый стул со слизью и с кровью у некоторых больных. Лабораторные исследования установили альбуминурию. В картине крови— умеренная анемия (НЬ 60—70%), лейкопения (2400—4000 лейкоцитоз), лимфо-цитоз (до 70%), моноцитоз (до 10%) и повышенная РОЭ (до 20 мм в час).

В семье У. первые признаки интоксикации наступили после более длительного кумуляционного периода, продолжавшегося около одного месяца. Это объясняется, по-видимому, меньшим содержанием гранозана в хлебе, чем в описанных случаях. У 2 пострадавших отмечалось стойкое понижение зрения и у одного — менингеаль-ные явления.

Описанные случаи заболеваний имели ряд признаков, являющихся довольно характерными для пищевого отравления гранозаном: а) первые признаки отравления появлялись только спустя определенное время после начала употребления в пищу хлеба, содержащего гранозан (от 5 до 26 дней); б) раньше всех заболевали дети в возрасте до 3 лет, затем дети до 10 лет, взросд,ые заболевали позже; скорость наступления первых симптомов интоксикации зависела, по-видимому, и от концентрации гранозана в хлебе; в) отравление обычно носило групповой и семейный характер и охватывало только тех членов семьи, которые употребляли в пищу хлеб; г) начальные симптомы отравления проявлялись недомоганием, потерей аппетита, нарастающим истощением и чувством постоянной сильной жажды, часто к ним присоединялась рвота; в дальнейшем появлялись симптомы поражения внутренних органов, выражавшиеся в появлении язвенных стоматитов, расстройств органов пищеварения, поражения нервной системы в виде парезов; эти явления развивались на фоне общей интоксикации организма и в некоторых слу-. чаях приводили к летальному исходу; д) катаральные явления, признак ки резкой интоксикации, подъем температуры и тяжелое клиническое течение нередко вводили в заблуждение медицинских работников, кото-

рые принимали это состояние за инфекционные заболевания; е) пищевые отравления гранозаном характеризуются высоким процентом ле--тальных исходов.

В последнее время установлено, что в механизме интоксикации ртутными препаратами лежит блокирование ртутью дитиоловых ферментов, вследствие чего нарушаются все виды интермедиарного обмена.

Лечение отравившихся производится препаратами, содержащими тиоловые группы — унитиолом и дикаптолхиноином.

Введение их в организм освобождает блокированные ферменты, оказывая тем самым лечебный эффект по следующей схеме:

НаС — SH ttq Н2С —S

I \ I \

+ НС — SH —» J)R + НС Hg

I HS I /

Н2С — S03Na Н2С —S

унитиол ; = деблокированный ди- + унитиол, свя-тиоловый фермент завший ртуть

Унитиол, по данным ряда авторов (А. И. Черкес, С. Ашбель, Г. А. Белоножко, Б. М. Щепотин, Г. И. Кулик и др.), оказывает хороший лечебный эффект. Его вводят под кожу из расчета 1 мл 5% раствора на 10 кг веса больного в 1-е и 2-е сутки 2—3 раза в день, затем 1—2 раза в течение 3—7 суток. Внутримышечно вводят 10% раствор дикаптолхиноина. Разовая доза для взрослого 1 мл. При острых отравлениях инъекции в 1-й день проводят по 4—6 раз, во 2—4-й день — до 3 раз, на 5—6-й день — один раз (М. Д. Мошковский).

Лечение этими препаратами желательно проводить под контролем исследования мочи на содержание ртути, выделение которой должно увеличиться во много раз. Своевременно начатое лечение этими препаратами приводит обычно к удовлетворительным результатам, что и отмечалось в описываемых наблюдениях.

В случае подозрения на отравление гранозаном санитарные органы принимали экстренные меры по немедленной госпитализации пострадавших и запрещению употреблять в пищу подозрительную пшеницу, муку и хлебные изделия. Организовывались бригады медицинских работников, проводивших тщательные подворные обходы всех жилых домов. Выявленных больных госпитализировали.

Одновременно из каждого дома отбирали образцы пшеницы и муки (за исключением продуктов, выданных правлением колхоза на трудодни) для лабораторного исследования на содержание ртути. Всего было отобрано 166 образцов муки и пшеницы, из которых в 52 оказался гранозан. Определение ртути в образцах пшеницы и муки производилось методом извлечения ртути йодно-эфирным раствором, затем эфир отгоняли, остаток вновь обрабатывали йодом. Качественное содержание ртути определяли колориметрически (по методу Полежаева). Следует обратить внимание практических медицинских работников на методику отбора проб для лабораторных исследований. Отбирать пробы пшеницы или муки следует обязательно щупом из 3—4 участков каждого мешка, причем каждая проба должна иметь вес не менее 500 г. Практика отбора проб пшеницы показала, что при меньшем весе не всегда можно обнаружить гранозан, даже если заведомо известно, что пшеница протравлена. Так, при двукратной проверке 18 мешков пшеницы, когда пробы брали щупом из разных мест мешка и вес пробы составлял в среднем 100—150 г, ртуть обнаружили только в 5 мешках. При повторном изъятии проб и при весе каждого образца в среднем 500—600 г ртуть была обнаружена в 14 мешках.

Для практических медицинских работников представляют некоторый интерес органолептические качества протравленной пшеницы. Об-

S

/ X Hg R

\sy

блокированный -f-тиоловый фермент

работанная гранозаном пшеница, предназначаемая для посевных целей, представляет крупную отборную сортовую пшеницу, покрытую беловатой пылью. При погружении в пшеницу рука покрывается белой пудрой, жирной на ощупь, трудно смываемой водой. Пыль, подымающаяся при пересыпке протравленного зерна, имеет тяжелый специфический запах и при вдыхании дает ощущение резкого привкуса металла во рту. Если пшеница, протравленная гранозаном, перемешана с обычной пшеницей (с чем можно часто столкнуться на практике), то указанные признаки выражены слабо, запах отсутствует, однако на руке, погруженной в пшеницу, все же остаются белые блестки талька.

Выводы

1. Медицинские работники в сельских местностях должны разъяснять населению возможность тяжелых интоксикаций при употреблении хлебопродуктов из пшеницы, протравленной гранозаном.

2. В целях профилактики пищевых интоксикаций от употребления в пищу пшеницы, протравленной гранозаном, торговая инспекция и санитарные органы должны запрещать продажу «неизвестного» зерна без предварительного исследования его на присутствие ртути.

3. В случае установления интоксикации гранозаном необходимо путем подворных обходов выявить всех лиц, подозрительных на интоксикацию, а также изъять образцы сомнительных хлебопродуктов и запретить употребление их до проведения анализа.

4. Во избежание роковых ошибок, связанных с погрешностями при лабораторных исследованиях пшеницы на содержание гранозана, отбор образцов пшеницы следует производить строго по инструкциям, из разных участков мешка, причем вес отдельного образца должен быть не менее 500 г, так как в образцах с меньшим весом, как показала практика, содержащуюся ртуть можно не обнаружить.

5. В подозрительных случаях на интоксикацию гранозаном для правильного диагноза необходимо исследовать продукты питания и мочу пострадавших на присутствие ртути.

6. При лечении отравившихся гранозаном наиболее эффективным средством являются препараты — унитиол и дикаптолхиноин.

ЛИТЕРАТУРА

Белоножко Г. А., Щепотин Б. М. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М., 1959, стр. 347. — Белоножко Г. А., Витте-Дроз-довская В. И., Кефели Е. И. и др. Врач, дело, 1957, № 1, стб. 87. — К у-л и к Г. И. Тезисы докл. 15-й отчетной научной конференции аспирантов Киевского мед. нн-та. Киев, 1958, стр. 36. — Сосновский С. И., Любецкий X. 3. В кн.: Вопросы гигиены и санитарии в Узбекистане. Ташкент, 1959, стр. 197. — Черкес А. И„ Луганский Н. И. Врач, дело, 1957, № 1, стб. 1.

Поступила 19/Х1 1959 г.

•й- -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.