Кроме того, можно пользоваться при этом специальными приспособлениями — баллонами, решетками (Н. Матвеев). Заполнив эти баллоны или решетки снопами льняной соломы, можно погружать их в воду с мостков или плотов, что полностью исключает появление описанных поражений кожи.
ЛИТЕРАТУРА
Кириченко А. Н., в кн.: Жизнь пресных вод СССР. ч. I, М—Л., 1940.— Мат в е е в Н., Лен, в кн.: Сельскохоз. энциклопедия, 1953, т. III—Павловск и й Е. Н. и Л е п н е в а С. Г., Очерки из жизни пресноводных животных, М., 1948. — Р а й к о в Б. Е. и Римски й-К о р с а к о в М. Н., Зоологические экскурсии, изд. 4-е,. Л.. 1938.—С и р о т и н и н а О. Н., в кн.: Труд. Харьк. тов. доел, природы, т. LII, 1929.—Уойт Р., Профессиональные поражения кожи, их профилактика и лечение, Пер. с англ., М„ 1925,—Ait k en R. S., Lancet, 1934, v. I, 839—842.
Поступила 26/IV 1955 г.
-¿Г -й- -Ä-
БЫТОВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ГРАНОЗАНОМ
Санитарный врач Е. С. Красницкая
Из Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения РСФСР
В последние годы гранозан широко применяют в сельском хозяйстве в качестве инсектофунгицида для протравливания сельскохозяйственных культур.
Гранозан — этилмеркурхлорид (С2Нз^С1), являясь органическим соединением ртути, представляет собой сильнодействующий яд и работа с ним требует строжайшего соблюдения мер предосторожности как по хранению самого препарата, так и протравленного семенного фонда. Нарушение этих мер предосторожности в отдельных случаях привело к тому, что колхозники имели доступ к препарату, а также к протравленному зерну и, не будучи проинформированы об опасности употребления его в пищу, пекли из него хлеб и другие мучные изделия, после чего тяжело заболевали.
В литературе не описана клиническая симптоматология тяжелых случаев интоксикации людей гранозаном. Неосведомленность врачей привела к тяжелым ошибкам.
Ниже приводятся материалы 3 случаев бытовых пищевых отравлений от употребления мучных изделий из протравленного гранозаном зерна. Пути попадания загрязненного гранозаном зерна в отдельные семьи колхозников остались невыясненными.
Наиболее массовое заболевание произошло в одной из областей РСФСР в 1953 г. среди колхозников одного населенного пункта.
В течение 2 месяцев правильный диагноз не был поставлен и больных лечили под различными диагнозами.
Первые симптомы заболевания появились спустя месяц после начала употребления хлеба, загрязненного гранозаном, и выражались в отсутствии аппетита, чувстве жжения в полости рта и подложечной области, сильной жажде, слабости, дрожании рук и ног, исхудании, ослаблении зрения, гипотонии. Почти у '/з больных явления интоксикации не- проходили в течение 4 месяцев, отдельные колхозники остались нетрудоспособными и двое стали инвалидами вследствие слепоты и нарушения моторно-двигательной функции. В зерне и муке была обнаружена ртуть.
Спустя год в этой же области произошло аналогичное отравление в семье колхозника. Заболевание началось в последних числах мая, развивалось постепенно. С 3 июня у больных исчез аппетит, появились жалобы на головную боль, боль в зубах, в глотке. Шестилетний ребенок, кроме того, жаловался на боль в области живота. При осмотре у детей была обнаружена гиперемия зева и десен; у матери, помимо этого, — разрыхленность, припухание десен и по краю их беловатый налет. У ребенка присоединился понос. В стационаре у детей, кроме того, было обнаружено резкое увеличение печени, край острый, болезненный. У отца отмечалось разрыхление десен с цианотичным оттенком, кровотечение из десен, при надавливании — гнойные выделения, увеличение подчелюстных желез: реакция зрачков на свет вялая, сонливость.
В зерне и в моче больных обнаружена ртуть.
Наиболее подробно было изучено бытовое отравление гранозаном в семье колхозника в одной из отдаленных областей РСФСР в 1955 г.
В этой семье пострадало 6 человек, из них трое детей в возрасте 3—12 лет. Пострадавшие поступили в лечебные учреждения с разными диагнозами (энцефалит,
полиомиэлит, энцефаломиэлорадикулит, инфекционный грипп, катарр верхних дыхательных путей, флегмонозная ангина).
Заболевание у всех больных начиналось с общей слабости, головокружения, боли в зубах, слабости и болей в конечностях. Больные отмечали неприятный вкус во рту, тошноту, жажду, кровотечение из десен. Почти у всех наблюдались явления стоматита, гингивита. У одной больной была рвота, у одной — понос, носовое кровотечение также наблюдалось у одной больной. В последующем у больных появились невнятность или скандирование речи, нарастающие парезы преимущественно нижних конечностей, переходящие в вялые параличи, прогрессирующее истощение. У части больных отмечалась субфебрильная температура, которая к концу заболевания повышалась; сознание заторможено. В моче у больных обнаружен белок; РОЭ ускоренная.
Две колхозницы, которые ухаживали за домашними животными этой семьи и, по-видимому, питались их продуктами, тоже заболели. Заболевание у них протекало •относительно легко и выражалось следующими симптомами: головная боль, головокружение, боли в горле, в области поясницы, боль в правой руке и ноге.
В этой семье погибли две кошки и куры. С целью выяснения токсичности мучных изделий, употреблявшихся пострадавшими, был поставлен опыт на собаке. Собака, питавшаяся остатками продуктов, изъятыми из этой семьи (хлеб, мука, лепешки), погибла на 16-й день опыта. Заболела собака на 10-й день со следующими явлениями: •отказ от пищи, слабость в конечностях, слабая реакция на зов. В дальнейшем появилась шаткая походка, сильное покачивание головы, на крутых поворотах собака падала назад; из заднего прохода появились кровянисто-слизистые выделения; накануне •смерти — полная депрессия, рвота. При вскрытии трупа собаки было обнаружено: печень ярко красного цвета с наличием местных очагов перерождения. В тонком кишечнике стенка оказалась местами утолщенной; отмечались небольшие кровоизлияния. По ходу толстого кишечника слизистая оболочка имела темновишневую окраску с наличием множественных крупных кровоизлияний и нескольких некротических участков. Пейеровы бляшки резко набухшие.
Такая полиморфная и крайне тяжелая клиническая картина заболеваний, могущая повлечь за собой смертельные исходы, обязывает санитарную и медицинскую службу села строго контролировать выполнение действующих указаний по протравливанию зерна гранозаном и его хранению.
Поступила 28/У1 1955 г.
■й- -¿г -йг
ОТРАВЛЕНИЕ РТУТЬЮ В БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ
Санитарный врач Е. Б. Демко, лаборант Г. И. Упорова Из Смоленской областной санитарно-эпидемиологической станции
Обычно ртутные отравления встречаются в производстве, связанном с применением ртутных препаратов. Мы столкнулись с фактом семейного ртутного отравления в быту.
1/1 1955 г. в инфекционное отделение Смоленской больницы поступил ребенок Толя С., 9 лет, на 6-й день болезни с диагнозом дизентерии. Заболевание началось постепенно, неделю мальчик посещал школу с головной болью. На 2-й неделе появилась шаткая походка, головная боль усилилась, появилась рвота до двух раз в сутки после приема пищи, нарастала резкая мышечная слабость, приведшая больного к неподвижности. Температура все время была субфебрильной, за 5 дней до смерти стала резко повышаться и к моменту смерти достигла 41,9°.
Кожные покровы были сухими и бледными, без сыпи. Отмечалась гипотония мышц всего тела. Пульс все время опережал температуру и к смерти верхним пределом было 140 ударов в минуту. Тоны сердца слегка приглушены. Кровяное давление 110/90, затем 90/50 мм. В легких жесткое дыхание. Зев чистый, язык густо обложен бурым налетом, более густым у корня, утолщен, с отпечатками зубов, кончик языка и края свободны от налета.
Живот втянут, мягкий, в последние дни стал умеренно вздутым, при пальпации болезненный, с урчанием в правой подвздошной области. Ребенок много пил. От пищи не отказывался. Стул жидкий до трех раз в сутки, не сопровождавшийся тенезмами. При поступлении в больницу один раз стул был с кровью, в дальнейшем посторонних примесей не отмечалось. Селезенка и печень не пальпировались. Мочеполовая система в норме. Мочеиспускание частое. Менингеальных симптомов не было, так же как и видимых расстройств черепномозговых нервов. Дизартрия. Сознание заторможено. Порой бредовое состояние. Локомоторный аппарат без видимых отклонений от нормы. Сухожильные рефлексы живые. Брюшные рефлексы не выявлялись. Имелись пирамид-