Научная статья на тему 'О ПОРАЖЕНИЯХ КОЖИ У КОЛХОЗНИКОВ, ЗАМАЧИВАЮЩИХ ЛЕН В ЕСТЕСТВЕННЫХ ВОДОЕМАХ'

О ПОРАЖЕНИЯХ КОЖИ У КОЛХОЗНИКОВ, ЗАМАЧИВАЮЩИХ ЛЕН В ЕСТЕСТВЕННЫХ ВОДОЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПОРАЖЕНИЯХ КОЖИ У КОЛХОЗНИКОВ, ЗАМАЧИВАЮЩИХ ЛЕН В ЕСТЕСТВЕННЫХ ВОДОЕМАХ»

1. Стоя (руки на поясе), отвести плечи назад и прогнуться в пояснице (вдох), принять исходное положение (выдох) (3 раза).

2. Стоя, взять в обхват левой рукой пальцы правой и с силой разгибать правую руку в лучезапястном суставе с целью растяжения сгибателей кисти и пальцев; повторить упражнение на другой руке (6—8 раз).

3. Поднять расслабленные руки вверх и потрясти (2—3 раза).

Чтобы проверить эффективность применяемой нами производственной физкультуры, мы измеряли силу мышц кисти ручным динамометром перед проведением вводной гимнастики, затем сразу после ее окончания и в конце дойки коров. У большинства доярок (93%) сразу же после выполнения гимнастики было отмечено увеличение силы правой кисти на 4 кг, т. е. на 15%, и левой руки — на 4,6 кг, т. е. на 19,8% к исходным величинам. Не дали увеличения силы 21 доярка, или 6,9%. Доярки отмечали, что после вводной гимнастики и массажа доить стало гораздо легче и они не испытывали уже тех затруднений, которые были отмечены ранее при дойке первых 2—3 коров. Динамометрия кисти, проведенная сразу же после окончания дойки, показала, что большинство доярок сохранило силу и работоспособность до окончания работы. У старых доярок с хроническим течением нейромиозита было отмечено некоторое понижение силы кисти рук.

После вечерней дойки доярки, страдавшие болями в руках, принимали теплые ванны (температура воды 38—39°) в течение 15 минут, затем массировали руки и смазывали кожу тонким слоем вазелина. После окончания ванны и на другой день доярки отмечали значительное уменьшение болей и повышение производительности труда.

Следует отметить положительное влияние на восстановление сил у доярок при выполнении ими других видов труда сразу же после окончания доения коров (например, чистка стойл, дача корма и т. д.), что способствовало «снятию» утомления и служило активным отдыхом.

Конечно, радикальным профилактическим мероприятием может быть только механизация доения коров, однако при наличии ручного доения следует принимать все доступные меры для профилактики профессиональных заболеваний рук доярок.

На основании наших предварительных наблюдений по изучению эффективности применения лечебной физкультуры в борьбе с нейромиозитами у доярок и для повышения производительности труда считаем возможным предложить:

1. Систематическое использование в режиме трудового дня вводной гимнастики перед началом работы и физкультпауз после доения каждой коровы.

2. Для доярок с хроническим течением нейромиозита рекомендовать систематический прием теплых ванн, самомассаж и гимнастику.

3. Учитывая необходимость постепенного врабатывания организма в оптимальный ритм труда, рекомендовать начинать ручное доение с слабодойких 2—3 коров, затем доить тугодойких и в конце смены проводить доение оставшихся слабодойких коров.

4. Рекомендовать дояркам оптимальную частоту зажимов при ручной дойке, не превышающую 100—120 движений в минуту.

5. Начинающим дояркам перед получением группы коров пройти курс обучения и тренировки по ручному доению коров.

ЛИТЕ РАТУРА

Вайншель Б. С., Сов. мед., 1939, № 10, стр. 21—22,—Н и к о л а е в М. П., Здоровый труд доярки, М.—Л., 1935.—Р а к и т и н Н., Гигиена и санитария, 1936, № 4, стр. 69—73.—Ш в а р ц С. М., Мансуров Г Ю., Мухамедова Г. Г. и Тимофеев А. Т., Каз. мед. журн., 1936, № 1, стр. 3—15.—Эмдин В. И., там же. стр. 22—26.—Я в не ль А. Ю. и Николаев М. П., там же, № 1, стр. 17—22.

Поступила 9/Х1 1954 г.

■ЙГ -Й- т5г

О ПОРАЖЕНИЯХ КОЖИ У КОЛХОЗНИКОВ, ЗАМАЧИВАЮЩИХ ЛЕН В ЕСТЕСТВЕННЫХ ВОДОЕМАХ

Кандидат медицинских наук А. А. Меньшов Из Киевского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

В доступной нам литературе имеются единичные сообщения о возникновении поражений кожи от льняной пыли у рабочих ткацких фабрик, при соприкосновении с льняным семенем у грузчиков [Айткен (АНкеп)] и у прядильщиков [Глиберт (ОН-Ьег!)]. Однако мы не нашли указаний о возможности возникновения поражений кожи у лиц, замачивающих лен в естественных водоемах. Между тем при проведении мас-

сового профилактического осмотра колхозников в Иванковском районе Киевской области было обращено внимание на поражения кожи, появление которых сами льноводы связывали с работами по замочке льна.

Из 76 колхозниц, замачивавших лен, у 6 на тыльной поверхности кистей, на предплечьях, бедрах, голенях и стопах были обнаружены по 5—6 чрезвычайно зудящих папулоподобных образований хронически воспалительного характера, плотной консистенции, полукруглой формы, размером до чечевицы. Кожа вокруг них не была изменена, лишь местами встречались экскориации. Расположение этих папулоподобных образований фокусное. Они существовали 6—7 дней, в течение которых бледнели, уменьшались в размерах и, наконец, рассасывались, оставляя вторичную пигментацию. Интенсивность зуда при этом уменьшалась постепенно.

Компрессные диагностические пробы с 4-часовым водным настоем льна, сухим и смоченным водой, мелко нарезанным и растертым льном дали отрицательный результат. Такой же результат был получен и при капельных пробах с 7-дневной спиртовой настойкой льна. Таким образом, аллергический характер описанных поражений кожи не был подтвержден.

При детальном ознакомлении с условиями труда льноводов, имевших поражения кожи, выяснилось, что они замачивали лен в густо заросшем мелком пруду. После пребывания в этом пруду в течение целого рабочего дня у колхозниц появился сильный зуд на тех участках рук и ног, которые погружались в воду, а затем была обнаружена описанная выше сыпь.

Мочку льна колхозницы в дальнейшем проводили далеко за селом в другом пруду, более обширном, глубоком и совершенно не заросшем. У работавших здесь второй сезон льноводов не наблюдалось никаких поражений кожи.

Подобный случай раньше имел место в селе Приборск. Была сделана попытка мочить лен в небольшом густо заросшем мелком пруду на краю села. Ввиду того что в первый же день у всех колхозниц появилась сильно зудящая сыпь, весь оставшийся лен перевезли для замочки к другому пруду, на расстоянии 3 км от села. Этот пруд был более широкий, глубокий и мало заросший. Из 19 колхозниц, начавших мочить здесь лен, ни у одной не было обнаружено такой сыпи.

Следует отметить, что подобные папулоподобные зудящие поражения кожи появляются не только у льноводов, но и у купающихся детей и рыбаков, ловящих рыбу бреднем в мелких, густо заросших непроточных водоемах. Эти поражения кожи обнаруживаются только на оголенных участках тела. Так, некотрые рыбаки заходят в пруд с бреднем, не раздеваясь—в брюках и рубашках, но босые, и поражения кожи обнаруживаются у них исключительно на стопах и кистях.

Приведенные данные дали возможность предположить, что причиной этих поражений могут быть водные растения или насекомые.

Для проверки в 4 описанных выше прудах, где производилась мочка льна, были собраны образцы водных растений и насекомых, по поводу которых мы консультировались с заведующим кафедрой беспозвоночных животных Киевского университета проф. А. П. Маркевич и старшим научным сотрудником Института гидробиологии Академии наук УССР кандидатом медицинских наук К. К. Зеровым. Оказалось, что поражения кожи с небольшим зудом может вызывать только роголистник зеленый. Однако в тех двух прудах, где наблюдались поражения кожи, роголистник не был обнаружен. Что касается насекомых, обитавших в этих водоемах, то поражения кожи могли вызывать только представители отряда хоботных из подотряда полужесткокрылых— клопов: гладыши, плавты и ранатра. Эти насекомые относятся к группе некто-нобентос-беспозвоночных, обитающих среди водной растительности. В длину они достигают Р/2 см, а ранатра — даже 4 см. Все они — активные хищники; хоботок у них короткий, но острый и мощный, с развитыми железами, выделяющими при укусе ядовитый секрет. Хоботок способен проколоть кожу человека. Наиболее опасны в этом отношении гладыши и плавты (А. Н. Кириченко, Б. Е. Райков и М. И. Римский-Кор-саков. Е. Н. Павловский и С. Г. Лепнева).

В двух мелких густо заросших прудах водные клопы были найдрны в большом количестве. В болре глубоких Обширных и почти совершенно не заросших прудах были найдены единичАш экземпляры их, причем наиболее опасные — гладыши и плавты — в одном из этих прудов так и не были обнаружены

В густо заросших неглубоких водоемах водные клопы размножаются в большом количестве, особенно к осени (О. Н. Сиротинина). Они постоянно плавают между водными растениями или ползают по ним, поэтому льноводы, замачивающие лен среди зарослей, часто подвергаются укусам этих клопов, причем момент укуса обычно не замечается во время работы.

Клопы нападают и на рыбаков, облавливающих эти заросли, и на купающихся детей.

В глубоких обширных мало заросших водоемах водные клопы встречаются редко, так как эти условия неблагоприятны для их жизни. Мало вероятна поэтому и возможность нападения их на людей, пребывающих в таких водоемах.

Для предупреждения подобных поражений кожи, наблюдающихся у колхозников при замочке льна, следует исключить или ограничить возможность нападения водных клопов на человека, поэтому мочку льна следует проводить по возможности в более обширных и глубоких водоемах, мало заросших по берегам водными растениями.

Кроме того, можно пользоваться при этом специальными приспособлениями — баллонами, решетками (Н. Матвеев). Заполнив эти баллоны или решетки снопами льняной соломы, можно погружать их в воду с мостков или плотов, что полностью исключает появление описанных поражений кожи.

ЛИТЕРАТУРА

Кириченко А. Н., в кн.: Жизнь пресных вод СССР. ч. I, М—Л., 1940.— Мат в е е в Н., Лен, в кн.: Сельскохоз. энциклопедия, 1953, т. III—Павловск и й Е. Н. и Л е п н е в а С. Г., Очерки из жизни пресноводных животных, М., 1948. — Р а й к о в Б. Е. и Римски й-К о р с а к о в М. Н., Зоологические экскурсии, изд. 4-е,. Л.. 1938.—С и р о т и н и н а О. Н., в кн.: Труд. Харьк. тов. доел, природы, т. LII, 1929.—Уойт Р., Профессиональные поражения кожи, их профилактика и лечение, Пер. с англ., М„ 1925,—Ait k en R. S., Lancet, 1934, v. I, 839—842.

Поступила 26/IV 1955 г.

Ъ Ъ -й

БЫТОВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ГРАНОЗАНОМ

Санитарный врач Е. С. Красницкая

Из Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения РСФСР

В последние годы гранозан широко применяют в сельском хозяйстве в качестве инсектофунгицида для протравливания сельскохозяйственных культур.

Граиозан — этилмеркурхлорид (С2Н5^С1), являясь органическим соединением ртути, представляет собой сильнодействующий яд и работа с ним требует строжайшего соблюдения мер предосторожности как по хранению самого препарата, так и протравленного семенного фонда. Нарушение этих мер предосторожности в отдельных случаях привело к тому, что колхозники имели доступ к препарату, а также к протравленному зерну и, не будучи проинформированы об опасности употребления его в пищу, пекли из него хлеб и другие мучные изделия, после чего тяжело заболевали.

В литературе не описана клиническая симптоматология тяжелых случаев интоксикации людей гранозаном. Неосведомленность врачей привела к тяжелым ошибкам.

Ниже приводятся материалы 3 случаев бытовых пищевых отравлений от употребления мучных изделий из протравленного гранозаном зерна. Пути попадания загрязненного гранозаном зерна в отдельные семьи колхозников остались невыясненными.

Наиболее массовое заболевание произошло в одной из областей РСФСР в 1953 г. среди колхозников одного населенного пункта.

В течение 2 месяцев правильный диагноз не был поставлен и больных лечили под различными диагнозами.

Первые симптомы заболевания появились спустя месяц после начала употребления хлеба, загрязненного гранозаном, и выражались в отсутствии аппетита, чувстве жжения в полости рта и подложечной области, сильной жажде, слабости, дрожании рук и ног, исхудании, ослаблении зрения, гипотонии. Почти у '/з больных явления интоксикации не- проходили в течение 4 месяцев, отдельные колхозники остались нетрудоспособными и двое стали инвалидами вследствие слепоты и нарушения моторно-двигательной функции. В зерне и муке была обнаружена ртуть.

Спустя год в этой же области произошло аналогичное отравление в семье колхозника. Заболевание началось в последних числах мая, развивалось постепенно. С 3 июня у больных исчез аппетит, появились жалобы на головную боль, боль в зубах, в глотке. Шестилетний ребенок, кроме того, жаловался на боль в области живота. При осмотре у детей была обнаружена гиперемия зева и десен; у матери, помимо этого, — разрыхленность, припухание десен и по краю их беловатый налет. У ребенка присоединился понос. В стационаре у детей, кроме того, было обнаружено резкое увеличение печени, край острый, болезненный. У отца отмечалось разрыхление десен с цианотичным оттенком, кровотечение из десен, при надавливании — гнойные выделения, увеличение подчелюстных желез; реакция зрачков на свет вялая, сонливость.

В зерне и в моче больных обнаружена ртуть.

Наиболее подробно было изучено бытовое отравление гранозаном в семье колхозника в одной из отдаленных областей РСФСР в 1955 г.

В этой семье пострадало 6 человек, из ннх трое детей в возрасте 3—12 лет. Пострадавшие поступили в лечебные учреждения с разными диагнозами (энцефалит,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.