Научная статья на тему 'К вопросу о певческом дыхании'

К вопросу о певческом дыхании Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
5409
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛУБОКОЕ И МАЛОЕ ДЫХАНИЕ / DEEP AND SHALLOW BREATHING / ГЛАДКАЯ МУСКУЛАТУРА / ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТАЯ МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА / ЖИЗНЕННОЕ И ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ / ДИАФРАГМА / DIAPHRAGM / ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ГАЗООБМЕН / GAS EXCHANGE / СОСТАВ И ОБЪЕМ ВОЗДУХА / VOLUME AND CONSTITUTION OF AIR / UNSTRIPED MUSCULAR SYSTEM / STRIPED MUSCULAR SYSTEM / REGULAR AND VOCAL BREATHING / VOCAL FORMATION

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Стулова Галина Павловна

Статья посвящена проблеме обоснования необходимости использования малого дыхания в пении. Автор подробно рассматривает структуру двух мышечных систем дыхательного аппарата: гладкую и поперечно-полосатую и их функциональное назначение в пении. Опираясь на результаты исследований из области физиологии и собственные практические наблюдения, автор делает вывод о том, что глубокое дыхание как в жизни, так и в пении вредит здоровью человека. При регулярном использовании глубокого дыхания постепенно накапливается избыток кислорода в крови, что приводит к более быстрому «сгоранию» организма человека, то есть к его старению, а у певцов неизбежно возникают такие заболевания, как бронхиальная астма или эмфизема легких. Наряде конкретных примеров из жизнедеятельности организма человека показано, что использование малого дыхания следует считать наиболее оптимальным как для певческого процесса, так и для сохранения здоровья человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of vocal breathing

The article is dedicated to the problem of the necessity to use shallow breathing during singing. The author thoroughly examines a structure of the two muscular systems of a breathing apparatus, unstriped and striped, and their functional purpose in singing. Based on the research results in physiology and personal practical observations, the author concludes that deep breathing impairs human health, both in life and in singing. A regular use of deep breathing results in accumulation of extra oxygen in blood, which leads to a faster aging of a human body. Furthermore, in singers it inevitably causes such illnesses as bronchial asthma or lung emphysema A number of specific examples from the life of people shows that the use of shallow breathing should be considered most optimal not only for the vocal process, but for the preservation of human health as well.

Текст научной работы на тему «К вопросу о певческом дыхании»

1УДК 78:37 ББК 85.31

К ВОПРОСУ О ПЕВЧЕСКОМ ДЫХАНИИ

Г. П. Стулова

Статья посвящена проблеме обоснования необходимости использования малого дыхания в пении. Автор подробно рассматривает структуру двух мышечных систем дыхательного аппарата: гладкую и поперечно-полосатую и их функциональное назначение в пении. Опираясь на результаты исследований из области физиологии и собственные практические наблюдения, автор делает вывод о том, что глубокое дыхание как в жизни, так и в пении вредит здоровью человека. При регулярном использовании глубокого дыхания постепенно накапливается избыток кислорода в крови, что приводит к более быстрому «сгоранию» организма человека, то есть к его старению, а у певцов неизбежно возникают такие заболевания, как бронхиальная астма или эмфизема легких. На ряде конкретных примеров из жизнедеятельности организма человека показано, что использование малого дыхания следует считать наиболее оптимальным как для певческого процесса, так и для сохранения здоровья человека.

Ключевые слова: глубокое и малое дыхание, гладкая мускулатура, поперечно-полосатая мышечная система, жизненное и певческое дыхание, диафрагма, голосообразование, здоровье, газообмен, состав и объем воздуха.

TO THE QUESTION OF VOCAL BREATHING

G. P. Stulova

Abstract. The article is dedicated to the problem of the necessity to use shallow breathing during singing. The author thoroughly examines a structure of the two muscular systems of a breathing apparatus, unstriped and striped, and their functional purpose in singing. Based on the research results in physiology and personal practical observations, the author concludes that deep breathing impairs human health, both in life and in singing. A regular use of deep breathing results in accumulation of extra oxygen in blood, which leads to a faster aging of a human body. Furthermore, in singers it inevitably causes such illnesses as bronchial asthma or lung emphysema A number of specific examples from the life of people shows that the use of shallow breathing should be considered most optimal not only for the vocal process, but for the preservation of human health as well.

Keywords: deep and shallow breathing, unstriped muscular system, striped muscular system, regular and vocal breathing, diaphragm, vocal formation, health, gas exchange, volume and constitution of air.

В основе осуществления как жизненного, так и певческого дыхательного акта лежит работа гладкой мускулатуры бронхиального дерева и двух групп поперечно-полосатых мышц: вдыхателей и выдыхателей.

Центральное и ведущее место среди мышц-вдыхателей занимает диафрагма. Она является мышцей уникальной по своей форме, по разнонаправленному расположению мышечных волокон, по способу фиксации, по характеру осуществляемых ею движений и функции. Диафрагма расположена почти горизонтально и является по своей сути грудобрюшной перегородкой.

В расслабленном состоянии диафрагма имеет форму купола. При сокращении ее центр опускается до пояса, и тогда весь купол уплощается, то есть делается плоским. Этим перемещением вниз диафрагма уподобляется поршню, всасывающему воздух во время вдоха. При излишне глубоком вдохе она может опускаться и ниже пояса, в результате чего стенка живота выпячивается вперед. При грудном дыхании, когда грудная клетка расширяется и приподнимается, диафрагма поднимается вверх.

В фазе вдоха отмечается незначительное по амплитуде расширение ноздрей, раскрытие го-

лосовой щели и опускание гортани, что приводит к сокращению длины трахеи и увеличению ее в объеме.

Главное значение в осуществлении выдоха во время фонации имеют мышцы брюшного пресса. К ним относятся: наружная парная косая; внутренняя парная косая; прямая и поперечная мышцы живота.

При спокойном жизненном дыхании в нормальных условиях (без совершения физических усилий) фаза выдоха является исключительно пассивным актом, а при фонации (в речи и пении) выдох являет собой активную фазу. Однако в любом случае цикл дыхания состоит из трех фаз: вдох, выдох, пауза.

Продолжительность вдоха и выдоха при спокойном жизненном дыхании примерно одинаковая. При фонации в речи или пении фаза выдоха значительно длиннее фазы вдоха. Продолжительностью фазы фонационного выдоха диктор или певец может управлять произвольно.

Управление дыхательными движениями осуществляется за счет двух мышечных систем: гладкой и поперечно-полосатой. Гладкая мускулатура - это мышцы бронхиальной системы, а к основным поперечно-полосатым мышцам относятся: диафрагма, мышцы живота и межреберные мышцы. Последние по своей функции делятся на мышцы-вдыхатели и мышцы-выдыхатели, которые в процессе дыхания являются антагонистами.

Работа гладкой мускулатуры осуществляется, в основном, на уровне подсознания, а работой поперечно-полосатой мышечной системы человек может управлять по своему желанию. По свидетельству физиологов сила гладкой мускулатуры намного слабее силы наружных дыхательных мышц.

Однако исключительная сила наружных мышц и их произвольная управляемость не столь необходимы для пения, как это обычно считается многими вокальными педагогами.

Дело в том, что активность гладкой мускулатуры бронхиальной системы и наружных мышц грудной клетки находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем активнее скелетная мускулатура, тем пассивнее внутри-бронхиальная, и наоборот. Их антагонизм приводит нас к выводу о том, что можно заставить

гладкую мускулатуру действовать в желаемом для нас направлении. Д. Л. Аспелунд писал о том, что, сохраняя вдыхательное положение грудной клетки во время пения, можно активизировать выдыхательную деятельность гладкой мускулатуры и превратить ее из органа лишь уравновешивающего внутрибронхиаль-ное давление в орган, самостоятельно осуществляющий регуляцию подскладочного давления в процессе фонации [1]. Однако торможение поперечно-полосатой мускулатуры туловищных выдыхателей не должно переходить в гибельное для певческого звука «запирание», то есть приводить к появлению различных мышечных зажимов.

При пении вдох совершается быстрее, чем при разговоре. Фонационный выдох осуществляется за счет активных сокращений мышц брюшного пресса в сочетании с определенным тонусом мышц тазовой диафрагмы и промежности. Певец может произвольно управлять амплитудой, силой, скоростью и ритмом сокращений этих мышц. Это создают основу для выработки певческого дыхания в соответствии с требованиями вокальной фразы и содержанием литературного и музыкального текста.

Дыхание - самая главная жизненная функция человека. Без пищи и питья человек может прожить даже несколько дней, а без дыхания не может прожить и пяти минут. Кроме того, как утверждают ученые, здоровье человека во многом зависит от того, как человек пользуется своим дыханием.

По исследованиям известного врача-терапевта Бутейко, формула здоровой жизни заключается в том, чтобы фаза выдоха обычного жизненного дыхания была продолжительнее фазы вдоха [2]. Поскольку продолжительность фазы выдоха при пении значительно больше, чем при жизненном дыхании, то можно считать, что пение должно быть чрезвычайно полезным для здоровья человека. Главная мысль в оздоровительной системе ученого - уменьшить глубину вдоха и увеличить продолжительность выдоха. Оказывается, это необходимо не только для здоровой жизни, но и для пения.

1. Как уменьшить глубину вдоха?

Это сделать очень просто: слегка втянуть в себя промежность и как бы слегка поджать живот снизу вверх. Сохранять эту установку необ-

ходимо и по жизни во время ходьбы, так как она является основой красивой осанки фигуры. Если ее постоянно сохранять, то постепенно это должно стать привычкой. Так раньше учили ходить светских девушек. Так ходят современные японцы, которые придают большое значение правильной осанке и походке, заботятся о своем здоровье.

Известный врач-терапевт Надежда Семёнова в одной из своих книг пишет: «С детства дома и в школе нам вдалбливают, что при дыхании главное - кислород, и поэтому вдох должен быть мощный и глубокий, чтобы набрать в легкие как можно больше кислорода. С этой целью обычно рекомендуется подняться на носки, руки поднять вверх, потянуться и сделать глубокий вдох...» [3, с. 259].

2. Нужен ли глубокий вдох?

Глубокий вдох как привычка, приобретенная с детства, становится причиной многих болезней в дальнейшей жизни. Кроме того, основой нашего здоровья является состав воздуха, которым мы дышим.

Из исследований физиологов стало известно, что для нормальной жизнедеятельности клеток организма человека необходимо содержание в его крови углекислого газа 6-7%, а содержание кислорода только 1-2%, в то время как в составе атмосферного воздуха, которым мы дышим, углекислого газа содержится 0,03%, а кислорода 20%.

Человеческий организм в утробе матери развивается в такой околоплодной среде, в которой содержание углекислоты составляет норму, то есть 6-7%, получая ее через кровь матери. При рождении для ребенка происходит резкая смена окружающей его воздушной среды. Чтобы младенцу легче было справиться с нахлынувшим на него обилием кислорода, наши мудрые предки туго пеленали детей, сдавливая им грудную клетку, чтобы ограничить их дыхательные движения и создать условия для неглубокого вдоха. Это позволяло приучать организм к кислороду постепенно. В процессе эволюции при дефиците углекислого газа в воздухе наш организм как-то научился обогащаться им при газообмене непосредственно в легких.

3. Как происходит адаптация к избытку кислорода?

Это прерогатива специалистов. Для вокальных педагогов важен сам факт существования

такой способности человека к адаптации в новых условиях окружающей среды. В этом смысле следует допустить, что, так называемая «парадоксальная» дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой [4], помогающая сохранять углекислоту в легких, должна быть весьма полезной не только для здоровья людей, но и для самого певческого процесса.

«Парадоксальная» гимнастика - это сознательно проводимая серия быстрых, активных и шумных вдохов носом при одновременном сжатии грудной клетки при помощи различных движений тела. При этом выдох осуществляется пассивно, в результате общего расслабления мышц всего тела. Как показали специальные исследования, эта гимнастика позволяет восстанавливать газообмен на всех уровнях жизнедеятельности организма человека.

Следовательно, чем хуже здоровье человека, тем больше надо тренировать быстрые и шумные вдохи носом в сочетании с различными движениями ног, туловища и рук, которые будут способствовать сжатию грудной клетки при вдохе.

4. Что же происходит с человеком при регулярном чрезмерно глубоком дыхании?

В таком случае постепенно накапливается избыток кислорода в крови, что приводит к более быстрому сгоранию организма человека, то есть к его старению.

Ни в теории, ни в практике пения специалисты никогда не одобряли дыхания чрезмерного, напряженного, утомляющего. Л. Д. Работнов показал, что после вдоха перед атакой звука «альвеолярный воздух при фонации замыкается особыми клапанами в раздутых легочных дольках и непосредственно не влияет на под-связочное давление, необходимое для поддержания процесса фонации. Поэтому чем глубже сделан вдох перед атакой звука, тем больше расширяются легочные пузырьки (альвеолы) легких, тем большее количество воздуха замыкается в них и вовсе не используется в пении. Голосообразование происходит лишь при помощи воздуха, находящегося в бронхиальной системе, равного ее объему при максимальном расширении дыхательных труб» [5, с. 40].

Кроме того, хорошо известно немало случаев, когда у певцов с большими голосами, постоянно пользующихся глубоким дыханием при

пении, неизбежно возникают такие заболевания, как бронхиальная астма или эмфизема легких. Гладкая мускулатура дыхательных путей и легочная ткань в результате чрезмерного растяжения из-за постоянно большого объема вдыхаемого воздуха постепенно теряют свою эластичность и, как изношенная резинка, теряют способность сжиматься после очередного растягивания при глубоком вдохе. У певца наступает одышка и, как правило, потеря голоса.

О положительной роли малого дыхания для жизнедеятельности организма человека давно было известно в армии. Еще со времен Павла I в войсках, особенно в пехоте, занимались и ныне занимаются выработкой навыка втягивания в себя живота при строевой ходьбе. Оказывается, при длительных переходах это способствует увеличению выносливости солдат за счет уменьшения объема вдоха. Для этого живот должен быть постоянно поджатым, чему и служит солдатский ремень. Существует даже необходимый критерий затягивания этого ремня. Несоблюдение его каралось и карается до сих пор, как невыполнение военного устава.

5. Почему среди горных народов так много долгожителей?

Горный воздух считается целебным. По исследованиям ученых, в его составе содержится меньше кислорода, чем в обычном воздухе на низменностях.

Таким образом, малый вдох, ограничивающий поступление кислорода в наш организм и направленный по диагонали в спину, считается оптимальным типом вдоха как для здоровой жизни, так и для пения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аспелунд, Д. Л. Основные вопросы вокально-речевой культуры [Текст] / Д. Л. Аспелунд. - М.: Музгиз, 1933.

2. Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику. - М.: Патриот, 1999.

3. Семёнова, Н. А. Очистись от паразитов [Текст] / Н. А. Семёнова. - Изд. 2-е. - М. -СПб., 2002.

4. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой [Текст] / М. Н. Щетинин.

- М., 2006.

5. Работнов, Л. Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов [Текст] / Л. Д. Работнов.

- М., 1932.

6. Стулова, Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором [Текст] / Г. П. Стулова. - М.: Классик-стиль, 2005.

REFERENCES

1. Aspelund D. L. Osnovnye voprosy vokalno-re-chevoy kultury. Moscow: Muzgiz, 1933.

2. Metod Buteyko. Opyt vnedreniya v meditsin-skuyu praktiku. Moscow: Patriot, 1999.

3. Semenova N. A. Ochistis otparazitov. Moscow

- St. Petersburg, 2002.

4. Shchetinin M. N. Dykhatelnaya gimnastika A. N. Strelnikovoy. Moscow, 2006.

5. Rabotnov L. D. Osnovy fiziologii i patologii golosa pevtsov. Moscow, 1932.

6. Stulova G. P. Akustikofiziologicheskie osnovy vokalnoy raboty s detskim khorom. Moscow: Klassik-stil, 2005.

Стулова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: stulova.galina@mail.ru

Stulova Galina P., ScD in Education, Professor, Music and Performing Arts Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: stulova.galina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.