Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ БАЯННОГО (АККОРДЕОННОГО) ИСКУССТВА КНР: В ДИАЛОГЕ С МУЗЫКАНТАМИ'

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ БАЯННОГО (АККОРДЕОННОГО) ИСКУССТВА КНР: В ДИАЛОГЕ С МУЗЫКАНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККОРДЕОН / БАЯН / КИТАЙ / ПЕРСПЕКТИВЫ АККОРДЕОННОГО ИСКУССТВА / ИНТЕРВЬЮ С МУЗЫКАНТАМИ / РЕПЕРТУАР / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжао Мин

В статье рассматривается картина современного аккордеонного искусства Китая. Автор приходит к пониманию его проблем и перспектив через опрос ведущих исполнителей и педагогов-аккордеонистов страны. Обобщение полученных данных позволяет сделать выводы относительно тех задач, которые сегодня стоят перед аккордеонистами Китая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ БАЯННОГО (АККОРДЕОННОГО) ИСКУССТВА КНР: В ДИАЛОГЕ С МУЗЫКАНТАМИ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ! ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

К вопросу о перспективах баянного (аккордеонного) искусства КНР: в диалоге с музыкантами

Чжао Мин

Аспирантка кафедры истории

музыки Нижегородской

государственной

консерватории

им. М. И. Глинки

E-mail: 104064901@qq.com

В статье рассматривается картина современного аккордеонного искусства Китая. Автор приходит к пониманию его проблем и перспектив через опрос ведущих исполнителей и педагогов-аккордеонистов страны. Обобщение полученных данных позволяет сделать выводы относительно тех задач, которые сегодня стоят перед аккордеонистами Китая.

Ключевые слова:

аккордеон, баян, Китай, перспективы аккордеонного искусства, интервью с музыкантами, репертуар, исполнительство

Баянное (аккордеонное) искусство в современном Китае — явление интересное и весьма своеобразное. Пройдя путь своего становления в очень сжатые сроки, на сегодняшний день оно представляет собой одну из ведущих и успешных мировых инструментальных школ. Изучение его истории и в то же время понимание проблем и перспектив актуально не толь-

ко для Китая, но и для западноевропейского мира, поскольку позволяет расширить представления об исполнительстве на этих инструментах.

Роль баяна (аккоредеона)1 в КНР в XXI веке весьма неоднозначна. С одной стороны, победы аккордеонистов на международных конкурсах, появление новых произведений для аккордеона, развитие системы музыкального образования позволяют говорить о повышении качества профессионального исполнительства и педагогики [3, 55-56]. С другой стороны, в любительской среде наблюдается значительное снижение интереса к аккордеону.

На русском языке отдельных работ, освещающих проблемы и перспективы аккордеонного искусства КНР, на сегодняшний момент нет. Однако существуют исследования, которые так или иначе затрагивают данную тему, например, диссертация «Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства» Ван Дэцун [1]. Мало литературы и на китайском языке; кроме того, нет масштабных работ, которые освещали бы проблему с разных сторон. В небольшой статье Чэнь Имин «Развитие аккордеонного искусства в Китае» [5] автор сосредоточился на исполнительских аспектах, упустив из внимания вопросы истории развития музыкального образования. Китайский музыковед Линь Цзян в ряде своих работ [4] обращается к интересующей нас теме, но освещает ее весьма кратко. Именно поэтому представляется важ-

ным заполнить образовавшуюся лакуну и обрисовать целостную картину состояния современной китайской баянной (аккордеонной) школы.

Цель статьи — понять, какое место баян и аккордеон занимают в профессиональной и любительской среде, на что ориентируются исполнители и преподаватели, какие существуют проблемы. На основе анализа ситуации в исполнительской школе КНР и полученных данных предлагается попытка прогнозирования ее дальнейшего развития. Отправной точкой для этого стал опрос ведущих профессиональных исполнителей и педагогов страны2. Их мнение, безусловно, является определяющим, так как именно они непосредственно влияют на текущее состояние и дальнейшее развитие баянного и аккордеонного искусства. Такой подход расширит взгляд на вопрос по ряду причин:

• даст понимание настроений внутри профессионального сообщества;

• позволит понять, на что направлены усилия музыкантов и педагогов в плане развития исполнительства и преподавания;

• позволит частично выявить объективные тенденции в баянном (аккордеонном) искусстве.

В соответствии с данной целью был создан опросник, включающий следующие вопросы:

1. Почему Вы выбрали именно баян (аккордеон)?

2. Актуален ли этот инструмент на сегодняшний день в Китае? Насколько он востребован

31

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИТАП! ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

32

у публики, много ли слушателей приходит на баянные/аккордеонные концерты?

3. Каково соотношение произведений китайских и зарубежных композиторов в Вашем репертуаре?

4. Вы играете в ансамбле с другими инструментами? Если да, то с какими именно?

5. Баян/аккордеон — это явление, так или иначе привнесенное в Китай извне. На какую из зарубежных исполнительских школ Вы ориентируетесь в большей степени?

6. Где Вы учились, в Китае и/или за рубежом?

7. Кто из исполнителей баянистов (аккордеонистов) является для Вас творческим ориентиром?

8. В каких конкурсах и где Вы (Ваши ученики) участвовали?

9. Существует ли конкурс в учебных заведениях по специальности баян (аккордеон)?

10. Каким Вы видите будущее баяна (аккордеона) в Китае?

Анализ полученных ответов, зафиксированных в письменном виде, позволил прояснить многие аспекты современного китайского аккордеонного искусства. Объем статьи не позволяет осветить все ответы, поэтому приведем самые существенные из них, имеющие непосредственное отношение к заявленной проблематике.

Актуален ли баян (аккордеон) на сегодняшний день в Китае? Насколько он востребован у публики, много ли слушателей приходит на баянные/аккордеонные концерты?

Мнения по этому вопросу разделились. Большинство музыкантов (11 человек) говорили о том, что на сегодняшний день инструмент мало востребован в широких кругах слушателей. «Лично я считаю, что спрос на баян у публики не велик. Люди,

далекие от музыки мало о нем знают. Баянные концерты в настоящее время посещают в основном профессиональные музыканты» (Чу Веньди).

Шесть музыкантов придерживаются противоположной позиции и считают, что, напротив, инструмент очень популярен в современном Китае. «В настоящее время аккордеон является одним из самых популярных в Китае. Концерты с его участием приветствуются» (Дон Лянфэй).

Еще шесть человек ответили, что интерес к аккордеону растет. «Я верю, что развитие аккордеонного искусства достигнет новых вершин, и все больше людей будут изучать этот инструмент» (Ма Ци).

Каково соотношение произведений китайских и зарубежных композиторов в Вашем репертуаре?

Музыканты почти единогласно признали преобладание иностранной музыки. «Мой репертуар основан на произведениях зарубежных композиторов, дополненных произведениями китайских композиторов, включая мои собственные сочинения» (Сюй Сяонань). Исключение составил лишь ответ Ван Сию, в его репертуаре около 70% китайских произведений.

Вы играете в ансамбле с другими инструментами? Если да, то с какими именно?

Ответы говорят о том, что эта форма исполнительства очень распространена в Китае. «Я часто играю в ансамбле с другими инструментами, в основном с фортепиано, виолончелью, саксофоном» (Ван Дэцун). «Я организовал квинтет по принципу "Нового танго" Астора Пьяццоллы (аккордеон, фортепиано, скрипка, гитара, контрабас)» (Юй Цзянь). «Мне нравится играть в ансамбле с другими инструментами» (Лянь Чень). В своем выборе музыканты отдают предпочтение форте-

пиано, скрипке, флейте и другим инструментам симфонического оркестра. Реже используются национальные китайские инструменты, такие как эрху, гучжэн и другие.

На какую из зарубежных исполнительских школ Вы ориентируетесь в большей степени?

Музыканты назвали три страны: Россия, Франция и Германия. При этом большинство из них (11 человек) отдают предпочтение традициям русской школы, шесть человек ориентируются на немецкий и еще двое на французский стиль. Остальные из опрошенных опираются исключительно на принципы китайской школы.

Где Вы учились, в Китае и/ или за рубежом?

Большинство опрашиваемых учились за рубежом. Менее половины из них (10 человек) получили образование в Китае, семь человек — в Китае и другой стране, остальные шесть человек — за границей. Музыканты ориентируются на исполнительскую школу той страны, в которой получили образование.

Существует ли конкурс в учебных заведениях по специальности баян (аккордеон)?

Преобладают ответы: конкурс небольшой, студентов относительно немного. «Сейчас меньше людей, изучающих аккордеон, чем раньше» (Сюй Сяонань). Четверо из опрашиваемых ответили, что число студентов увеличивается, а Фен Цзянь отметил, что конкурс в учебных заведениях зависит от региона страны.

Каким Вы видите будущее баяна (аккордеона) в Китае?

Музыканты уверены в том, что баянное (аккордеонное) искусство в стране будет развиваться успешно, но для этого необходимо приложить усилия. «Аккордеон будет развиваться в профессиональном направлении» (Ма Ци). «Чтобы добиться

ЧЖАО МИН. К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ БАЯННОГО (АККОРДЕОННОГО) ИСКУССТВА КНР! В ДИАЛОГЕ С МУЗЫКАНТАМИ

качественного развития аккордеонного искусства в Китае и соперничать со школами других стран, нужно повышать значение национального искусства, укреплять взаимодействие между исполнительством на аккордеоне и композиторским творчеством, развиваться в профессиональном плане и пропагандировать китайскую музыку» (Лю Ижу). В то же время многие из опрашиваемых отмечают, что в настоящее время значение баянного (аккордеонного) искусства снизилось по сравнению с уровнем, достигнутым в 1970-1980-е годы. «Развитие аккордеонного искусства в 1980-х годах было очень интенсивным. В 1990-е годы оно все еще сохраняло актуальность. В настоящее время обстановка переменилась, общая тенденция идет к снижению» (Ван Сию).

Анализируя ответы китайских музыкантов и педагогов можно сделать следующие выводы:

• на данном этапе нет единства в их взглядах на современное состояние баянного (аккордеонного) искусства и его перспективы;

• наблюдается разрыв любительской и профессиональной сфер;

• существуют проблемы в репертуаре [2, 168-169] (преобладает зарубежная музыка и очень мала доля произведений китайских авторов);

• сфера музыкального образования нуждается в качественном развитии. На данный момент она имеет ряд серьезных недостатков и не выдерживает конкуренции с учебными заведениями других стран: высокая стоимость услуг преподавания, нехватка квалифицированных педагогов, отсутствие прочной научно-методической базы [5, 43]. Таким образом, перед баянным (аккордеонным) исполни-

тельством стоит ряд задач. Необходимо активизировать просветительскую деятельность: организовывать концерты и творческие встречи, рассказывать о баяне (аккордеоне) на телевидении и по радио. Предстоит укрепить собственную исполнительскую школу. Для этого нужно реформировать научно-методическую базу, расширять знания по теории преподавания. Не менее важно создавать творческую среду, в которой будут совместно обсуждаться проблемы баянного (аккордеонного) искусства и пути их решения. Только объединив усилия музыкантов, можно достичь успеха. Кроме того, следует укреплять взаимодействие между исполнительством и композиторским творчеством, что поможет решить проблему репертуара.

Примечания

1 В контексте данной работы названия инструментов «баян» и «аккордеон» используются синонимично.

2 Были опрошены ведущие педагоги и исполнители из разных регионов страны: Пекин, Шанхай, Сычуань, Хэбэй, Тяньцзинь, Яньшань, Синхай и другие. Всего было опрошено 35 человек. Назовем самых выдающихся из них: Дон Лянфэй (профессор музыкального факультета Школы искусства и дизайна в Яншанском университете), Лю Шаньшань (профессор консерватории Сычуани, член Профессионального комитета аккордеонистов Сычуани, член Ассоциации музыкантов Сычу-ани, первый китайский бандо-неонист на материковом Китае, основатель, художественный руководитель и артист ансамбля «Лю Шаньшань», Сюй Сяонань (профессор Центральной музыкальной консерватории, доктор искусствоведения, постоянный член жюри многих международных конкурсов в России,

Германии, Италии, Португалии, США), Лю Жуй (преподаватель Тяньцзиньской консерватории, завоевал золотую медаль на баянном конкурсе в США), Ван Дэсун (преподаватель Ли-ньиского университета, доктор искусствоведения), Цао Е (преподаватель консерватории в Ше-ньяне, вице-президент Ассоциации аккордеонистов Ляонина, представитель бренда ИоЬпег), Фен Цзянь (директор Циньхуан-даоской Аккордеонной Школы), Чэнь Гонъяо (директор Сямэнь-ской Аккордеонной школы).

Литература

1. Ван Дэцун. Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2016. 163 с.

2. Ван Дэцун. Пути развития аккордеонного репертуара в последней четверти XX века // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2015. С.163-169.

3. ЙЙ. 20

кч^жшт. шщш

ЯШ&^ШФШ). 2003(1). 53-60Ш (Гао Цзе. Распространение китайского аккордеонного искусства в XX веке // Хуанчжун (Временник Уханьской консерватории). 2003. № 1. С. 53-60).

4.

ттш.^шт (

) 1аТУ.2007(1). 174-177Ж (Линь Цзян. История аккордеона в Китае // Музыкальные новинки (Временник Сычуаньской консерватории). Специальное приложение. 2007. № 1. с. 174—177).

5.

Ш^Ш. ФШ еэлК.1991, № 4, 42-43 Ш (Чэнь Имин. Развитие аккордеона в Китае // Китайская музыка. 1991. № 4. С. 42-43).

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.