Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ КИТАЙСКОЙ АККОРДЕОННОЙ ПЕДАГОГИКИ В XXI ВЕКЕ'

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ КИТАЙСКОЙ АККОРДЕОННОЙ ПЕДАГОГИКИ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ КИТАЙСКОЙ АККОРДЕОННОЙ ПЕДАГОГИКИ В XXI ВЕКЕ»



на изучение дисциплины, дать обучающемуся наибольшее количество учебной информации за счет рациональной ее подачи, точно спланированного и выдержанного темпа и ритма учебного занятия, высокого уровня самостоятельной подготовленности ученика к занятиям и профессионализма преподавателя. Это позволит, не снижая качество обучения, осуществить предпрофессиональную подготовку в начальном звене музыкального образования, чтобы в дальнейшем выпускник школы смог успешно обучаться в вузе, и, получив высшее профессиональное образование, в дальнейшем заниматься реализацией этнопевческого воспитания в разных учреждениях образования и культуры.

Примечания

1 Такая технология разработана автором статьи.

2 Данный закон № 145-ФЗ принят Государственной Думой 31.05.2011 г. и одобрен Советом Федерации 08.06.2011 г.

3 Указанные ступени этновокального воспитания названы автором статьи в связи с различием целей, задач и их реализацией: дошкольная, школьная, предпрофес-сиональная — в школе искусств, профессиональная — в вузе. Дошкольная ступень предполагает подготовку к обучению

по дополнительным предпрофессиональ-ным общеобразовательным программам в области искусств. Школьная — имеет в основе общеэстетическое направление на основе освоения народного пения.

4 ФГТ не предусмотрен предмет «Сольное пение» в базовой части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», но включен в вариативную часть учебного плана отделения русского народного песенного искусства ДШИ им. В. С. Серовой.

5 Метод речевой артикуляции и резонирования певческого звука предполагает природосообразность звукоизвлечения, создание акустических условий для резонирования певческого звука, формирование этномузыкального мышления. Все это способствует взаимосвязи эмоционального и рационального в сознании ребенка и развитию творческих способностей.

6 Например, сочинить сказку или нарисовать песню, сказку или обрядовое действо. Полезно предлагать обучающимся сочинить песню, скороговорку, считалку, допеть предложение или фразу; создать ритмический рисунок или несколько «вокальных дорожек» и т. д.

© Шастина Т. В., 2015

Ван Дэцун

Новые перспективы китайской аккордеонной педагогики в XXI веке

Многие вопросы аккордеонного исполнительства и педагогики известны широкому кругу читателей России благодаря исследованию М. Имханицкого [1]. Однако в столь масштабном труде, подробно освещающем историю и современное состояние аккордеонного искусства Европы, весьма незначительное место отведено развитию этого музыкального направления в странах Азии, в частности в Китае.

Между тем к началу XXI века аккордеонное искусство Китая, включая в себя творчество, исполнительство и производство аккордеонов, вышло на заметные в мировом музыкальном сообществе позиции. Эти результаты состоялись во многом благодаря эффективности и системной работе китайской аккордеонной педагогики.

Отдельные аспекты темы, связанной с историей и практикой китайской аккорде-

онной педагогики, достаточно подробно освещены в работах китайских исследователей1. Однако отсутствие сведений в российском музыкознании о новейшей истории китайской аккордеонной педагогики побудило автора представить проблему именно с этого ракурса. Предпринятое в рамках настоящей статьи краткое обобщение основных достижений китайской аккордеонной педагогики в XXI веке является своеобразным продолжением исследований китайских музыковедов.

Немного истории, предшествующей музыкальным событиям XXI века. Появление первых классов аккордеона в Китае относится к 1925 году: их открытие связано с основанием в Харбине Высшей школы музыки имени А. К. Глазунова. Планомерное развитие аккордеонной педагогики начинается с 1949 года (год образования Китайской Народной Республики): в течение 1950-1960-х годов происходит становление традиций обучения, формирование внутри страны образовательных центров, обучающих по специальности «аккордеон». Особенно заметны результаты педагогической работы стали в последней трети XX века: к этому времени было подготовлено много профессиональных аккордеонистов, педагогических кадров, сформирован комплекс эффективных методов обучения.

На основе опыта и достижений XX века китайская аккордеонная педагогика в XXI веке перешла на новый уровень. Среди важнейших событий, открывающих новые перспективы, — организация классов аккордеона в консерваториях и педагогических университетах страны, конференций по профессиональным проблемам аккордеонного исполнительства и педагогики, мастер-классов ведущих специалистов из Европы и России.

Анализ новейших тенденций аккордеонной педагогики, обобщение опыта ведущих китайских педагогов-аккордеонистов — обширная проблема, которая не может быть в полной мере освещена в рамках статьи. Поэтому попробуем обозначить лишь ее «узловые» моменты.

Классы аккордеона, открывшиеся в первых высших музыкальных заведениях Китая — в Шеньянской и Тяньцзиньской консерваториях, функционировали еще с 1958 года. Однако в период Культурной революции (1966-1976) большинство специальностей было закрыто, в том числе и «аккордеон». С 1977 года несколько консерваторий в городах Шэньян, Тянь-цзинь, Сычуань, педагогических университетов в городах Хэбэй и Нанкин, музыкальных колледжей Юньнана, Шаньдуна, Цзилинь и ряд музыкальных школ осуществили прием студентов по специальности «аккордеон». По статистике к 1999 году количество преподавателей классов аккордеона в этих заведениях составило около 80 специалистов. Несмотря на наблюдающийся подъем после Культурной революции, во многих ведущих консерваториях и университетах Китая, в частности в Шанхае и Пекине, в период с 1980-х по 2000-е годы классы по специальности «аккордеон» не функционировали. Прогресс в этой сфере наметился только в XXI веке.

В первые годы нового столетия в ведущих консерваториях и педагогических университетах Китая был открыт набор аккордеонистов для обучения по программам бакалавриата: в 2003 году — в Шанхайской консерватории, где студенты совершенствовались под руководством преподавателя Сюй Давэй в 2004 году — в Центральной консерватории в Пекине, руководитель — Цао Сяоцин

В некоторых консерваториях были созданы специальные аккордеонные факультеты, которые давали возможность организации оркестров аккордеонистов, в частности, такой факультет появился в Тяньцзиньской консерватории в 2007 году. Шанхайский педагогический университет в 2010 году открыл набор студентов-магистрантов по направлению подготовки «Исполнение и обучение на аккордеоне».

Все перечисленные явления свидетельствуют об укреплении статуса специальности в XXI веке.

Кроме того, интенсивная концертная деятельность учебных коллективов вышеперечисленных вузов в значительной мере

<3

способствовала популяризации аккордеона. Среди них следует отметить Поп-оркестр аккордеонов, основанный в 2008 году при Шанхайском педагогическом университете2, оркестр аккордеонов Пекинского университета (организован в 2011 году).

В сложившейся к XXI веку системе большая часть времени, отводимого на занятия в специальном классе аккордеона, не вполне удовлетворяла потребности в многостороннем профессиональном образовании. Это повлекло включение в учебные планы дисциплин ансамбля и камерного музицирования, которые позволили не только развивать ансамблевые навыки, но и существенно расширить музыкальный кругозор студентов, формировали их репертуарные предпочтения.

В новом веке качество преподавания заметно повысилось, что отчасти обусловлено новыми возможностями преподавателей осваивать педагогический опыт других стран, расширять свой кругозор за пределами своей страны, соприкасаться с большим количеством произведений современных композиторов, улучшать технику игры и обогащать музыкальные представления.

В XXI веке в преподавании музыкальных дисциплин в Китае все больше проявляются принципы и методы педагогических школ Европы. В частности, показателен опыт профессора Центральной консерватории Цао Сяоцин, получившего образование в Германии3. Его вклад в китайскую аккордеонную педагогику заключался прежде всего в расширении представлений китайских педагогов и студентов о современном репертуаре, что способствовало включению в китайский исполнительский и педагогический репертуар новейших произведений европейских авторов. Цао Сяоцин одним из первых обозначил проблему отсутствия оригинальных произведений китайских авторов в репертуаре современных аккордеонистов. Кроме того, его деятельность способствовала внедрению в китайскую культуру опыта проведения международных соревнований по номинации «аккордеон».

Возможность взаимных обменов педагогическим опытом преподавателям китайских вузов в значительной мере дали форумы профессиональных аккордеонистов. Первый форум аккордеонистов среди педагогических вузов состоялся в августе 2004 года в Синьцзянском педагогическом университете. В его задачи входило утверждение учебных программ, используемых в китайских педагогических вузах, подробное обсуждение вопросов содержания, методов обучения. Текущая ситуация развития исполнительства и аккордеонной педагогики в Китае была проанализирована и обсуждена в 2008 году в Шанхайском педагогическом университете на семинаре «О плюралистическом подходе в развитии обучения аккордеонному мастерству между всекитайскими педагогическими вузами». По мнению автора данной статьи, в Китае в XXI веке плюралистический подход (лат. р1ига^ — множественный), то есть существование не одной, а множества точек зрения на проблему (в данном случае — музыкального обучения), неслучайно стал объектом пристального внимания со стороны педагогов. Данный подход в полной мере нашел отражение в содержании китайского музыкального обучения, освобожденного от регламентов и канонов, вызванных к жизни политическими условиями, в которых пришлось существовать Китаю в предшествующие периоды своего развития (1960-1980-е годы). Это проявилось в свободе выбора разнообразного репертуара (что привело к увеличению удельного веса современных и популярных произведений), в понимании многообразия возможностей интерпретации произведения — это в свою очередь способствовало углубленному изучению исторических стилей и использованию этих знаний в исполнительстве.

Соотношение между массовым и профессиональным образованием в китайской аккордеонной педагогике на протяжении разных периодов не оставалось одинаковым. В XXI веке наблюдаются тенденции спада интереса к инструменту. Проблема видится в следующем: чем больших успехов достигали китайские

исполнители на международных соревнованиях, тем больше в общественном сознании появлялась мысль об ориентации китайского образования на подготовку профессионалов высокой квалификации и предубеждение об аккордеонном искусстве как об «элитарном». Возникла несколько парадоксальная ситуация: высокий уровень развития аккордеонного исполнительства привел к резкому снижению популярности инструмента. Поэтому магистральной задачей аккордеонной педагогики в XXI веке становится не выпуск первоклассных исполнителей, а скорее восстановление востребованности аккордеона среди разнообразных слоев общества, его популяризация4.

Широкой дискуссионной площадкой перечисленных проблем и многих других стал семинар, посвященный проблемам развития специальности «аккордеон» в музыкальных вузах Китая, организованный на базе Шанхайской консерватории в ноябре 2009 года. Он включал в себя обсуждение вопросов подготовки аккордеонистов, планирования обучения, рассмотрение основных положений образовательных программ по специальности «аккордеон» в консерваториях Китая. Что наиболее важно — активно обсуждались вопросы маркетинга в музыкально-образовательной сфере.

Большой резонанс получили мастер-классы международных специалистов из Европы и России. Так, регулярно посещают Китай немецкие аккордеонисты Фриц Добл, Винер Глутс, Стефан Хусон, французские музыканты Паскаль Кон-те, Франг Анджелис; российский аккордеонист Юрий Шишкин и другие. Важно отметить, что по сравнению с XX веком, когда содержанием мастер-классов становились преимущественно технические проблемы, предметом внимания мастеров в XXI веке становятся вопросы интерпретации и исполнительского стиля.

Подведем итог: важными стимулами развития китайской аккордеонной педагогики стали творческие контакты и знакомство китайских педагогов-аккордеонистов

с опытом специалистов из разных стран, а также организация на базе музыкально-педагогических вузов многочисленных научных, методических и творческих мероприятий. Они во многом дали новый импульс развитию китайского аккордеонного искусства в XXI веке.

Литература

1. Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. М.: Редакцион-но-издательский отдел РАМ им. Гнеси-ных, 2006. 519 с.

2. «Фнзд^^^амм

(Ли Цун. Переосмысление путей развития китайской аккордеонной музыки с точки зрения различных подходов // Вестник Юньнаньской художественной академии. 2013. № 1. С. 76-79).

3. (ШШ)

(Хэ И, Сун Лицюань.

Исследование аккордеонного образования в Харбине в начале XX века (русская иммиграция) // Народная музыка. 2010. № 12. С. 62-64).

4. шш

(Шань Цзяньсинь. Распространение аккордеонного искусства в Китае в 50-х годах XX века // Народная музыка. 2012. № 9. С. 42-45).

5. шщ- «Фтжшм^ш^шт^ш

Щ» (Чэнь Цзяньи. Воспоминания и размышления о преподавании аккордеона в китайских университетах // Китайская музыка. 2010. №3. С. 255-259).

Примечания 1 В частности, это работы на китайском языке: Гао Цзе. История китайского аккордеонного искусства: дис. ... д-ра искусств. Пекин: Центральная консерватория, 2003. (й^

Ван Юйпин. Рубеж веков в ретроспективе и перспективе — проблема развития китайского аккордеона // Китайская музыка. 2001. № 4. С. 13-18. (5.Щ

¥ --ФШ^Д^

Ван Юйпин.

История профессионального становления и развития аккордеона в Тяньцзинь-ской консерватории // Тянь Лай (времен-

ник Тяньцзиньской консерватории). 2008. № 3. С. 4-8.

Инь Ци. История и перспективы аккордеонного направления в Китае // Хуан Чжун (временник Уханьской консерватории). 1997. № 4. С. 17-23. (^«ФИ^Д^^ШШ^ ММ»); Мо Вэй. История и реальность китайского преподавания аккордеона: дис. магистра музыковедения. Цзянсу: Нан-кинский художественный институт, 2010.

й»)

2 Изначально оркестр составили студенты бакалавриата, после 2010 года состав оркестра пополнился студентами магистратуры.

3 Цао Сяоцин стал первым китайским исполнителем, получившим первую премию на международном конкурсе аккордеонистов.

4 В период 1980-1990-е годы наблюдался пик популярности аккордеона среди любителей.

© Ван Дэцун, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.