Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО ТВОРЧЕСТВА П.Г. ВИНОГРАДОВА'

К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО ТВОРЧЕСТВА П.Г. ВИНОГРАДОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / JURISPRUDENCE / ПРАВО / LAW / ТЕОРИЯ ПРАВА / THEORY OF LAW / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INSTRUMENTAL APPROACH / ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ / JURIDICAL POSITIVISM / EVOLUTION APPROACH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аргунов Беслан Борисович, Працко Геннадий Святославович

Статья посвящена анализу и теоретической оценке методологии изучения права в российском правоведении XIX - начала ХХ вв. Автор акцентирует внимание на инструментальном и эволюционном подходах к изучению права, используемых некоторыми учеными позитивистской ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of periodization of theoretical legal creativity P.G. Vinogradov

The article presents an analysis and a theoretical evaluation of methodological studies of law in Russian jurisprudence of XIX second half century and of the beginning of ХХ century. The author stresses the attention on the instrumental and evolution approach to studies of law which were used by scientists of positivistic orientation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО ТВОРЧЕСТВА П.Г. ВИНОГРАДОВА»

Теория и история права и государства

К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОГО ТВОРЧЕСТВА П.Г. ВИНОГРАДОВА

АРГУНОВ Беслан Борисович,

аспирант ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова». E-mail: bsn510@mail.ru;

ПРАЦКО Геннадий Святославович,

доктор юридических наук, профессор. E-mail: bsn510@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена анализу и теоретической оценке методологии изучения права в российском правоведении XIX - начала ХХ вв. Автор акцентирует внимание на инструментальном и эволюционном подходах к изучению права, используемых некоторыми учеными позитивистской ориентации.

Abstract: The article presents an analysis and a theoretical evaluation of methodological studies of law in Russian jurisprudence of XIX second half century and of the beginning of ХХ century. The author stresses the attention on the instrumental and evolution approach to studies of law which were used by scientists of positivistic orientation.

Ключевые слова: Юриспруденция, право, теория права, инструментальный подход, эволюционный подход юридический позитивизм.

Keywords: Jurisprudence, law, theory of law, instrumental approach, evolution approach, juridical positivism.

Не будет преувеличением сказать, что период второй половины XIX - начала XX вв. истории России ознаменован не только значительными по масштабу социальными и политическими изменениями, но и необычайным взлетом российской науки, сделавшим нашу страну одной из передовых держав, вносящих большой вклад в достижения мировой цивилизации. Среди несомненных достижений русской научной мысли того времени следует назвать не только естествознание, но и социально-гуманитарное знание, давшее не только России, но и миру плеяду оригинальных ученых, культивировавших новые подходы к изучению животрепещущих проблем того времени. Важную роль системе социально-гуманитарного знания играло и правоведение, требовавшее новых идей в осмыслении правовой действительности в условиях кризиса отжившего свой век, имевшего западные теоретико-методологические истоки классического правопонимания.

Как известно, важным импульсом для развития правоведения в России того времени послужила судебная реформа 1864 г., во многом опиравшаяся на идею неотъемлемых естественных прав человека и создавшая мировоззренческие условия для разделения права как такового и юридического закона. Это было закреплено и введением в университетские курсы такой дисциплины как правоведение, вместо преподававшегося ранее курса законоведения. Возможно, именно это обстоятельство следует рассмат-

ривать в качестве некоего начала, на основе которого и возникла вскоре такая юридическая наука как общая теория права, решавшая не только задачу преподавания общих начал юриспруденции, но и ставшая важным шагом эволюции правовой науки. Именно в контексте решения задач общей теории права в России были созданы оригинальные подходы к праву, типы правопонимания, нашедшие своих сторонников не только в нашей стране, но и во всем мире, имевшие значение для преодоления кризиса классического правопонимания.

Речь идет о социологическом подходе к праву Н.М. Коркунова, Ю.С. Гамбарова, психологической теории права Л.И. Петражицкого, феноменологическом правопониманиии Н.Н. Алексеева, теории возрожденного естественного права П.И. Новгородцева и многих других правовых учениях, нашедших достойное место в истории правовых учений России и мира. Сам феномен столь бурного развития правовой мысли России того времени остается мало изученным, а обращение к исследованию лишь широко известных правовых концепций мало дает приращению знаний в этой сфере. Необходимо изучение того теоретико-методологического контекста, который только и сделал возможным появление указанных образцов теоретико-правовой мысли. Таким контекстом являются правовые учения хотя и менее известных теоретиков, но сыгравших важную роль в общем ходе становления правовой теории тех лет.

Одним из таких теоретиков является Павел Гаврилович Виноградов (1854-1925) принадлежащий к той плеяде русских ученых, которые во многом являются порождением крайне динамичной по интенсивности социально-экономических и политических изменений эпохи, испытавших на себе не только признание мировым научным сообществом научных достижений, но и трагичность судьбы целого поколения сынов России. Он был историком по образованию и известен как один из медиевистов своего времени, отличаясь оригинальностью подхода к построению парадигмы всемирно-исторического процесса, основанного на факторной обусловленности исторических событий, состоящих в экономических, политических социальных, правовых институтов. В дальнейшем это привело его к построению социально-правовой концепции в качестве методологической базы социальной реконструкции, которую он рассматривал главной задачей исторической науки. В результате правовая проблематика в его произведениях, часто, доминировала над исторической. В итоге же за границей он стал больше известен именно как теоретик права, а не как историк.

П.Г. Виноградов был сторонником социологического позитивизма, рассматривая общество в качестве общего источника права. Отличие же его социально-правовой концепции от иных приверженцев социологического позитивизма состояло в признании справедливости, естественного права в качестве действенных факторов юридической практики, определяющих легитимность юридической нормы (закона). Опираясь на эволюционизм Спенсера, он полагает, что именно гуманизм и свобода личности являются основным лейтмотивом историко-правово-го процесса - от абстрактно понятого права французских просветителей до современного воплощения свободы личности в передовых странах.

Однако интерес представляет эволюция его взглядов на право, тот переход к правовой проблематике и построению социально-правовой концепции, который, очевидно, является не только проявлением субъективных предпочтений ученого, но и выражает общие тенденции эволюции правового знания того времени.

По нашему мнению, можно выделить три периода творчества П.Г. Виноградова, формирования его теоретико-методологической концепции изучения социально-правовой реальности.

Первый период относится ко времени его

учебы в Московском университете и охватывает написание магистерской диссертации о феодальных отношениях в лангобардской Италии (1871-1880). Он связан с разработкой и апробированием в исследованиях основных теоретико-методологических подходов, которые впоследствии развиваются в теоретико-методологическую концепцию.

В этом периоде, по нашему мнению, в свою очередь, можно выделить два этапа, обозначенных поворотными методологическими и тематическими событиями: первый относится к его командировке в Германию после окончания университета и публикации работы по истории права Германии; второй же этап связан с написанием магистерской диссертации о развитии феодальных отношений в Лангобардской Италии. Говоря о методологии ученого, следует отметить, во-первых, сформировавшееся в этот период его отношение к некоторым методологическим инструментам исследования и, во-вторых, определение задач исторических исследований. В первом случае речь идет об отрицательном отношении П.Г. Виноградова к социологии и историческому методу, которые он рассматривал в качестве малосостоятельных элементов научной методологии, поскольку социология, по его мнению, оперирует абстракциями, а исторический метод формален по своей сути и сводится к сравнительному анализу. Но, очевидно, что такое отношение к социологии и историческому методу во многом было мотивированно определением задач исследования, которые сводились к социальной реконструкции исторических явлений, в процессе которой они и рассматривались как несостоятельные. С другой же стороны, таким образом понятые задачи стали предпосылкой развития институционального подхода к изучению государства и общества, к выделению социально-экономических и правовых отношений в качестве факторов, обуславливающих их исторические особенности.

Кроме сказанного, необходимо обратить внимание и на другую особенность методологии его исследований в этот период творчества. Не смотря на отрицательное отношение к социологии, которое, по некоторым оценкам, было объяснимо в канун кризиса первого позитивизма, совпавшего с этим периодом его творчества[1], в целом его теоретико-методологическое мировоззрение базировалось на позитивистских социологических воззрениях Спенсера и Дюркгейма, позитивизм которых основывался на социологическом натурализме. Так, например, Бузе-

Теория и история права и государства

скул, с одной стороны, указывает на внешнее сходство подхода П.Г. Виноградова с историческим материализмом в силу той роли, которую у него играли социально-экономические отношения. Но с другой стороны, он отмечает, что это лишь внешнее сходство, что на самом деле особенность его воззрений сводится к социологическому натурализму. Он пишет: «Хотя П.Г. Виноградов относился к теоретической социологии и социологическим построениям, но философии истории он не был совершенно чужд. Это особенно видно из его публичных лекций «О прогрессе». В них он рассматривает теории Кондорсе, Канта, Гегеля, Спенсера, пользуется сравнением общества с организмом и данные биологии привлекает к объяснению явлений общественного развития. Конечный вывод его таков: из наблюдений над историческим процессом он выносит убеждение, что процесс этот эволюционный и в тоже время прогрессивный».[2]

Второй период формирования теоретико-методологической концепции П.Г. Виноградова (1883-1901) начинается со времени его работы над докторской диссертацией, посвященной феодальным отношениям средневековой Англии. Такой крен в социально-правовую сферу очевиден для многих исследователей творчества П.Г. Виноградова. Объясняется же он по-разному, так авторы издания «Материалы для биографического словаря действительных членов Академии Наук», также задаются этим вопросом: «Но что побудило русского ученого остановиться на такой специальной теме из истории далекой Англии и отдаленного от нас прошлого? Эта работа его тесно связана с «Происхождением феодальных отношений в Лангобардской Италии». Здесь также вопрос о происхождении феодализма, но не на романском юге, а на англо-саксонском севере. Снова исследование касается не внешней истории, а внутренней - социально-экономической и правовой. Интерес П.Г. Виноградова привлекали здесь не поверхностные и случайные с точки зрения исторического процесса особенности и детали, а глубоко движущие силы, создавшие то водораздельное в истории Европы явление, которое называется феодализмом. А эти движущие силы, по его мнению, как раз и могли быть раскрыты лишь в области социально-экономических и правовых отношений. Сочинение П.Г. Виноградова примыкает к работам, появившимся около того времени и поставившим себе целью разъяснить именно социальный процесс, который важен не только сам по себе, но и объясняет очень

многое в том, что происходило над ним в истории государства и духовной культуры»[3].

Интересна и оценка самого П.Г. Виноградова, на которую ссылается его биограф Фишер. По его мнению, «историки ищут законов развития и обобщений, которые бы распутали ткань человеческой культуры, подобно тому, как обобщения физики и биологии упорядочили наши знания о явлениях природы. Нет предмета более обещающего с этой точки зрения, чем история социального строя...»[4].

Особенностью этого периода является, во-первых, уже вполне определенное стремление ученого выделить в качестве основной исследовательской задачи реконструкцию социально-правового строя феодального общества на основе выясненных ранее его универсальных черт; во-вторых, ориентация на реконструкцию юридических факторов, определивших как общие черты, так и особенности феодального общества Англии. Можно предположить, что именно в этот период окончательно формируется как его ориентация на позитивистскую методологию, так и особенности его эволюционного понимания социального прогресса. Именно к этому периоду его творчества относится целый ряд работ, которые либо затрагивают данную тему, либо посвящены ей. Но в первую очередь речь идет о его лекциях о прогрессе, изданных в 1897 г.[5], в которых он формулирует свой натуралистически-эволюционный подход к социальным явлениям.

Такая мировоззренческая и методологическая база позволила П.Г. Виноградову делать широкие обобщения, переходя от отдельных исторических фактов к общим выводам, формулированию некоторых принципов и закономерностей. В частности, по нашему мнению, это позволило ученому сформулировать свою социально-правовую концепцию. То обстоятельство, что его правовая концепция получила такую «социальную редакцию» выглядит вполне закономерным явлением, поскольку в его исследованиях вопросы, связанные с правом имели подчиненное значение, служили задачам реконструкции социального строя. Поэтому интерпретация права в контексте социальных феноменов была не только более естественной, но и имела более эвристическое значение. Можно также предположить, что именно это обстоятельство объясняет естественно-правовой крен теоретика в вопросах о происхождении права, характерный для всех русских юридических социоло-гистов, общую установку на то, что источником права

является общество. Так или иначе, второй период эволюции теоретико-методологической концепции П.Г. Виноградова мы связываем с переориентацией его исследовательского внимания на юридические факторы в контексте реконструкции социального строя феодального общества.

Третий последний период начинается с 1901 г., когда П.Г. Виноградов переезжает на постоянное жительство в Англию и отличается формированием общетеоретической правовой концепции. Особенностью творчества ученого в это время является чтение лекций по истории права и сравнительному правоведению в Оксфордском университете, руководство кафедрой сравнительного правоведения, а также написание ряда работ, посвященных теоретическим проблемам юриспруденции.

Судя по тематике произведений, изданных им в этот период, а особенно по тематике лекционных курсов, которые он читал по всему миру, его научная деятельность сосредотачивается на вопросах истории и теории права. Так, из теоретико-правовых работ того времени особое внимание привлекают две работы - двухтомная работа «Outlines of historical Jurisprudence» («Очерки истории юриспруденции») (Oxford - London? 1920-1924), за которую он получил особый приз и более ранняя работа по рецепции римского права «Roman Law in Medieval Europe» («Римское право в средневековой Европе») (Oxford, 1909). Кроме того, важным событием для ученого мира было издание им с 1917 г. ежегодного

Библиография:

периодического научного сборника по социальной и правовой истории «Oxford studies on Social and Legal History» («Оксфордские исследования по социальной и правовой истории»), авторами которого были и русские ученые.

Об окончательном формировании его социально-правовой концепции в этот период его творчества свидетельствуют его работы, особое значение среди которых, по нашему мнению, имеет его учебник «Очерки по общей теории права», представляющий собой введение в курс лекций по сравнительному правоведению. Особая ценность этой работы для реконструкции социально-правовой концепции П.Г. Виноградова состоит в том, что она служила цели изложения общих теоретических положений о праве в интерпретации ученого, чему не была посвящена ни одна из ранее изданных работ. Поэтому «Очерки» аккумулируют в себе и философское мировоззрение автора, и его теоретико-методологическую концепцию, и, соответственно, его теоретико-правовую концепцию.

Нужно сказать, что творческий путь П.Г. Виноградова был нелегок, включая множество трудностей и противоречий формирования его исторической и правовой концепции. Однако, представляется, учитывая ту совокупность методологических приоритетов, сформированных в его работах в первом периоде творчества, следует отметить объективность постепенного смещения его интересов в сферу истории права и теоретического правоведения.

1. Глебов А.Г. Проблемы английского средневекового крестьянства в творчестве П.Г. Виноградова: Дисс. ... на соиск. канд. ист. наук. М., 1990.

2. Бузескул В. Всеобщая история и ее представители в России в XIX начале XX в. Л., 1929. Ч. 1. С. 181.

3. Материалы для биографического словаря действительных членов Академии наук. СПб., 1917. Ч. 2. С. 295.

4. Fisher P. Paul Vinogradoff. A Manor. Oxford, 1927. р. 21.

5. Виноградов П.Г. О прогрессе // Вопросы философии и психологии. М., 1898. Кн. 42 (II). С. 254-313.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.