Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И НАТУРАЛИЗМ В ПОЗИТИВИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПРАВА П.Г. ВИНОГРАДОВА'

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И НАТУРАЛИЗМ В ПОЗИТИВИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПРАВА П.Г. ВИНОГРАДОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ТЕОРИЯ ПРАВА / THEORY OF LAW / ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И НАТУРАЛИЗМ / EVOLUTIONISM AND NATURALISM / МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ / METHODOLOGY OF LAW THEORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аргунов Беслан Борисович

Статья посвящена изучению методологии одного из русских теоретиков права П.Г. Виноградова. Предметом статьи являются особенности применения к изучению права эволюционизма и натурализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolutionism and naturalism in the positivist methodology right P.G. Vinogradov

The article deals with methodology one of the Russian theoretic of law P.G. Vinogradov studying. The subject matter of the article is the peculiarities of evolutionism and naturalism implementation to the studies of law.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И НАТУРАЛИЗМ В ПОЗИТИВИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПРАВА П.Г. ВИНОГРАДОВА»

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И НАТУРАЛИЗМ В ПОЗИТИВИСТСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПРАВА

П.Г. ВИНОГРАДОВА

АРГУНОВ Беслан Борисович,

аспирант ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова». E-mail: bsn510@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена изучению методологии одного из русских теоретиков права П.Г. Виноградова. Предметом статьи являются особенности применения к изучению права эволюционизма и натурализма.

Abstract: The article deals with methodology one of the Russian theoretic of law P.G. Vinogradov studying. The subject matter of the article is the peculiarities of evolutionism and naturalism implementation to the studies of law.

Ключевые слова: Право, методология, теория права, эволюционизм и натурализм, методология правовой теории.

Keywords: Law, methodology, theory of law, evolutionism and naturalism, methodology of law theory.

Рассматривая теоретические и методологические основания социально-правовой концепции П.Г. Виноградова, следует особое внимание уделить принципу эволюционизма, который по признанию большинства исследователей его творчества имеет решающее значение в реконструкции его позитивистской методологии. Поскольку данный принцип имеет фундаментальное значение в его исследованиях, то его проявления можно найти в любой работе теоретика, как исторического, так и юридического характера. Но развернутую интерпретацию он получил в небольшой работе, представляющей собой издание лекций, прочитанных им 5-6 февраля 1898 г. в Московском историческом музее. В этом произведении П.Г. Виноградов стремится рассмотреть исторический процесс с органически-эволюционной точки зрения, обозначив внутренние факторы, обуславливающие социальный прогресс. Примечательно, что предваряя изложение своих взглядов, он дает оценку современному обще-ствознанию, значительно превосходящего науки о человеке и обществе восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков. Он пишет: «С каждым годом, можно сказать - с каждым днем, среди мыслящих людей нашего общества все настоятельнее становится запрос на осмысленное изложение исторических фак-

тов, на построение науки об обществе, социологии, которая достойно завершила бы ряд наук математических, естественных и философских на определение законов и обобщений, которые внесли бы ясность и правильность в хаотическое многообразие исторического материала... Новая история тем существенно и отличается от средневековой, что она заменила аскетическое мировоззрение, отнимавшее у жизни самодеятельный смысл, обращавшее ее в простую подготовку к чему-то другому, - гуманистическим, сосредоточившим внимание на действительной жизни и природе людей и направлявшимся указаниями их разума».

В той цитате, по нашему мнению, заключен основной смысл концептуальных построений П.Г. Виноградова, основанный на его философском мировоззрении и вытекающий из тех теоретико-методологических источников, которые в значительной степени были рассмотрены в предшествующем разделе диссертационного исследования. Если говорить о главном компоненте этого смысла, то речь, конечно же, идет о прогрессе как определяющей линии развития общества и, соответственно, о гуманизме, как о его ценностном содержании, определяющем цель эволюции общества. Но само по себе понятие гуманизма недостаточно определенно и важно выяснить то содержание, которое вкла-

дывает П.Г. Виноградов в понятие человечности (гуманизма). Исходя из анализа текста работы, можно сказать, что на данное содержание он достаточно определенно указывает - это «действительная жизнь и природа людей, направляющиеся указаниями их разума». Но действительность жизни также как и природа человека могут быть поняты по-разному. Поэтому существенно забегая вперед, необходимо сказать, что это то, что определяет весь ход истории, резюмирующийся в коллективном осознании потребностей и интересов и в коллективном осознании субъективных прав личности.

Каждый этап истории в своем кульминационном развитии характеризуется, с одной стороны, окостенением социальных форм жизни, а с другой стороны выдающимися достижениями, прежде всего в осознании своих интересов и закреплением их в праве. Так, по мнению П.Г. Виноградова, «Римское право не угасло с римской государственной организацией, а перешло в средние века и проложило мост между двумя периодами развития, по-видимому, разделенными целою пропастью. Вследствие таких сцеплений и переходов между сменяющимися общественными союзами, оказывается, не смотря на эволюционный характер отдельных процессов, что завязывается в истории непрерывная культурная цепь, звенья которой выковываются отдельными эпохами и отдельными общественными организмами, но которая сама по себе составляет известное целое и простирается над всеми этими эпохами и организмами. В этом смысле можно говорить о всемироноисторической культуре и утверждать, что она бессмертна, поскольку, вообще, бессмертно человечество».

В контексте современных научных взглядов на общество, государство и право мысль П.Г. Виноградова достаточно проста, поскольку сводится к известного рода инструментальному определению права. Но проблема соотношения цели и средства в праве и сегодня является актуальной для фундаментальной правовой теории. П.Г. Виноградов, можно сказать, формулирует эту проблему в достаточно современной редакции, указывая на то, что право следует рассматривать как средство реализации целей общества, коренящихся в

потребностях и интересах конкретных людей. Примечательно также и то, что в интерпретации теоретика в контексте социально-исторического процесса следует говорить не столько о праве как об институциональном образовании, сколько о правовом сознании, то есть, об осознании индивидом собственных интересов в форме права, обеспеченного государственным принуждением. Это и создает внутренний механизм движения от рабства к свободе.

Такова теоретическая канва концепции П.Г. Виноградова. Но в настоящем параграфе, заключающем изучение теоретико-методологических оснований его социально-правовой концепции, необходимо выяснить не только и не столько те теоретико-методологические выводы, к которым приходит ученый, сколько доводы, которые ведут его к данным выводам.

Общая мировоззренческая и методологическая установка П.Г. Виноградова заключается в том, что прогресс человеческого общества и научной мысли создали условия для возникновения адекватного подхода к анализу социальных явлений. При этом очевидно, что социальный прогресс у теоретика рассматривается в качестве условия научного прогресса. С этой точки зрения он рассматривает основные учения об историческом процессе XVIII - первой половины XIX вв., видя в них не разрозненные учения, а неуклонное становление современной науки об обществе, обогащенной историческим методом и позитивной правовой теорией. Предваряя анализ концепций Кондорсе, Руссо, Гердера и Канта он пишет о том, что стремление рассмотреть историю обществ в контексте единого исторического процесса на основе выявления общих закономерностей было обусловлено возродившейся верой в человека в XVIII в. «Однако после первых восторженных порывов возродившейся веры в человека, его красоту и силу, - указывает П.Г. Виноградов, - европейская мысль применила гуманистические мерки разумных требований и свободы совести к религиозным построениям, произвела ряд попыток подвести все мироздание под известные общие идеи рациональной философии и, наонец, в XVIII в. столкнулась с необходимостью пересмотреть и перестроить политику, государственные формы и общественные отношения с точки зрения рациональности,

справедливости, соответственности потребностям людей и их отвлеченно понятым правам».

Анализ учений XVIII - первой половины XIX вв. П.Г. Виноградов проводит именно с точки зрения социологизма в его эволюционно-натура-листическом виде. Так, рассматривая теории исторического процесса Кондорсе, Гердера и Канта, Гегеля и Спенсера, он делает характерный вывод: «.все эти теории придали точному изучению исторического процесса второстепенное значение, все отправлялись от общих положений, добытых на стороне и применяли эти общие положения к материалу без должного внимания к его собственным характерным чертам и требованиям. Мыслители, которых мы до сих пор рассматривали, подчинили свои исторические построения необходимости установить ту или иную общефилософскую систему, подходили к вопросам о прогрессе и об условиях исторического развития в сущности с запасом общих принципов, которым во что бы то ни стало необходимо было найти удовлетворение и в этой области. И приходится сказать, что наличный исторический материал не оправдывает слишком всеобъемлющих, слишком самоуверенных указаний на ход исторического прогресса. Каждая из теорий XVIII в. касается дела лишь в одном его элементе, каждая из двух важнейших теорий XIX в. односторонне выдвигает лишь одно двигающее начало. Но необходимо прибавить, что как раз теории XIX в. указывают верный путь к дальнейшему исследованию, потому что они не только делают обзор предполагаемого развития, но внимательно, хотя и односторонне останавливаются на основном принципе совершающегося движения - диалектическом - по одному основанию, - эволюционным - по другому».

Преимуществом подхода Спенсера, по словам П.Г. Виноградова, является то, что свою теорию он основывает на наблюдении явлений природы, что и отличает его теорию от диалектического метода Гегеля, который основывается на допущении о том, что мышление и действительность тождественны. В данном контексте он формулирует и общую методологическую установку своего подхода, оправдывающую применение биологических законов к человеку. Дело в том, что человек является, прежде всего, животным. А если это так, то и за-

коны биологии вполне приложимы к человеку.

Необходимо отметить, что данное положение имеет у П.Г. Виноградова множество оговорок, сводящихся к указаниям на то, что человек существует в обществе, что и налагает особенности на проявление его биологической сущности. Однако это не опровергает главный постулат как теории Спенсера, распространяющей биологические законы на общество, так и основывающееся на теории Спенсера его собственное положение, приобретающее аксиоматическое значение для его интерпретации общества и правовых явлений. То несогласие, которое он высказывает в отношении теории Спенсера, состоит в опровержении прямого действия биологических законов в обществе. Так, человек как общественное существо обладает потребностями и интересами, осознание которых и ведет к появлению общества и его различных форм. Право возникает именно как осознание своего личного интереса, необходимости его защиты средствами государственного принуждения.

Применяя к анализу социальных процессов методологию Спенсера, П.Г. Виноградов приходит к выводу, что общество имеет огромное количество своих проявлений, одним из которых и является право. В этой связи, конечно, можно говорить о развитии отдельных общественных форм, таких как литература, государство, право и пр. Но в общем речь всегда идет о развитии общества. Развитие же общество, согласно П.Г. Виноградову, является поступательно-прогрессивным. Но что заставляет нас говорить о развитии общества? На этот сложный вопрос теоретик отвечает, прибегая к позитивистски-натуралистическому основанию, выступающего в качестве критерия развития. Речь идет о той цели, которую необходимо выделить как перспективу развития общества. П.Г. Виноградов, стремясь найти объективную почву в решении этой проблемы, указывает на то, что такой целью не может быть некий идеал. Впрочем, он, пожалуй, и может выступить в качестве цели, но должен при этом иметь объективное основание. Так, если речь идет о живом организме, он может иметь лишь одну цель, а именно - собственное биологическое воспроизводство, что и создает механизм его совершенствования, посредством борьбы за существова-

ние и, соответственно, естественного отбора. Поскольку же общество состоит из людей, то оно не может быть исключением, а целью его развития может быть лишь удовлетворение потребностей и интересов людей его составляющих. Правда здесь возможно противоречие между интересами отдельного лица и всего общества, которое разрешается естественным образом посредством совершенствования общества, концентрирующего свою власть на удовлетворении потребностей и интересов индивида.

Но, не смотря на то, что человек является биологическим существом, обладающим соответствующими биологическими потребностями, основой общества является нравственность, в которой в снятом виде присутствуют потребности, а нравственность направлена на их защиту и реализацию. Такой нравственной основой общества является личная свобода и благосостояние человека. «Таким образом, - резюмирует теоретик, - выясняется, что помимо внешней силы и внешнего развития общества, ему приходится считаться с требованиями отдельных составляющих его людей на личную свободу и благосостояние и что тот или другой компромисс между этими двумя рядами стремлений составляет необходимое нравственное условие для существования всякого общества». Так, П.Г. Виноградов приходит к пониманию общеества весьма близкому мыслителям нового времени, кквинтэссенция которого сводится к одному из основных принципов естественного права английских мыслителей - «жить под законом и стеснять себя ради других». Тем не менее, закон, стесняющий личность, имеет значение общественного начала лишь в том случае, если обеспечивает защиту и реализацию интересов личности. Но поскольку речь идет о защите и реализации не всяких, но лучших потребностей и интересов, то жизнь общества не является жизнью эгоистов, а представляет собой идейный и нравственный процесс и прогресс. Это и является, по П.Г. Виноградову, целью общества.

Однако реализация цели всегда предполагает используемые при этом средства. Говоря о средствах общества, П.Г. Виноградов достаточно подробно раскрывает содержание закона биологической эволюции - «закон взаимодействия с окружающей средой» - суть кото-

рого сводится к процессам ассимиляции и дифференциации организмов. По мысли теоретика, эти процессы характерны и для общества, которое усваивает опыт иных обществ, также как и дифференцируется в своей социальной структуре. Но, так или иначе, эти процессы представляют собой средства реализации сформулированной выше цели общества. Наиболее фундаментальное значение в системе средств имеет право, эволюцию которого он рассматривает как нравственный прогресс человечества. Но, как было отмечено в начале настоящего параграфа, речь идет не просто о праве, а о его осознании обществом, в процессе которого постепенно возникает идея права, основанного на принципах свободы, равенства и справедливости. Так, говоря об эволюции европейского общества, он подчеркивает, что «...великую роль во всем деле сыграло развивающееся сознание, и при том в двух направлениях - разумное сознание нужд и сознание права».

В связи с этим, ученый констатирует два параллельных процесса, совершаемых в эволюции европейского общества: с одной стороны, речь идет о процессе осознания экономической целесообразности расширения личной свободы, с другой же стороны, речь идет о развитии нравственного сознания, основанного на идее равенства всех людей. Так, уже философией древней Греции было подготовлено осознание равенства, что в дальнейшем нашло и экономическую подоплеку в отмене рабства. П.Г. Виноградов пишет: «Из сочинений моралистов эти идеи стали переходить в законы, когда императоры признали, что их ведению и охране подлежат не только граждане, но и многомиллионное рабское население империи. В законах появляются, сначала, постановления, которые защищают раба против господина по отношению, по крайней мере, к жизни. Затем начинаются уже попытки принять, хотя в некоторой степени под покровительство государственной власти имущество и честь рабов. Завершился этот процесс вследствие могущественного ходатайства за рабов христианской церкви, которая увидела в рабе, прежде всего, душу человеческую и окончательно решила вопрос о переходе от рабства к крепостничеству».

Делая выводы, следует сказать, что

принцип эволюционизма играет в исследованиях П.Г. Виноградовым социально-исторических и правовых явлений одну из ведущих ролей. В контексте сделанного обзора очевидно, что он вытекает не только из методологических предпочтений теоретика, но и из его философского мировоззрения, выступающего в качестве духовно-ценностной базы исследований. Так, в первую очередь, в этой связи необходимо указать на философско-историческую концепцию Спенсера, которая оказала решающее влияние на формирование мировоззрения ученого. В связи с этим, позитивистская ориентация методологии П.Г. Виноградова обретает вполне отчетливые черты и выражается в принципе эволюционизма в натуралистической интерпретации общества, государства и права.

Сформировавшийся в России второй половины девятнадцатого века позитивизм имел самые разные формы. Но как мировоззренческое и методологическое явление каждая из форм позитивизма строилась на ряде устойчивых принципов, идей, содержание которых было обусловлено стремлением поставить социально-гуманитарное знание на научную почву посредством исключения из его предмета

мыслимых форм действительности (идеалов, абстрактных дедуктивных конструкций и пр.) и оценочных суждений - из методологии. Это достигалось разными способами, что и определяло существование разных форм позитивизма. Однако подражание естествознанию оставалось доминирующим, что выражалось как в отождествлении естественных и общественных закономерностей, юридических законов и законов в научном смысле, перенесении естественнонаучной методологии в сферу социально-гуманитарного знания и пр. Что же касается методологии П.Г. Виноградова, то можно видеть, что он не склонен безоговорочно переносить естественнонаучную методологию на изучение общественных явлений, подчеркивая их особенный характер. Можно сказать, что такая позиция была не случайной и обуславливалась тем историческим этапом развития позитивизма, который совпал с пореформенным периодом российской истории. Критика позитивизма в это время шла в направлении спецификации предмета социально-гуманитарного знания, выделения наук о человеке и обществе в самостоятельную сферу исследований, что накладывало особенности на применяемую методологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.