ОТРЯСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯУКИ И ПРЯКТИКИ
УДК 342.95
Столповский Денис Михайлович Stolpovskiy Denis Mikhaylovich
кандидат юридических наук, начальник кафедры административной деятельности ОВД Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), head of department of administrative activities of law enforcement agencies
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
К вопросу о перераспределении административно-юрисдикционных полномочий федеральных органов исполнительной власти в валютной сфере в связи с упразднением Росфиннадзора
To a question of redistribution of administrative and jurisdictional competence of federal executive authorities in the currency sphere in connection with abolition of Rosfinnadzor
Анализируются история и современное состояние системы органов государственного валютного контроля в Российской Федерации в связи с принятием указа Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41.
Ключевые слова: валютный контроль, органы валютного контроля, административная ответственность за нарушение валютного законодательства.
History and current condition of system of bodies of the state currency control in the Russian Federation in connection with adoption of the decree of the Russian President from 02.02.2016 № 41 are analyzed.
Keywords: currency control, bodies of currency control, administrative responsibility for violation of the currency legislation.
Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [1] была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), образованная в 2004 году на базе Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов России. Одним из важнейших направлений деятельности Росфиннадзора с самого момента его образования и за более чем десять лет его существования являлось выполнение функции органа валютного контроля. Прекращение функционирования службы в данном случае могло привести как к упразднению функции валютного контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти (данное полномочие в данном случае осталось бы только у Банка России), так и к передаче данной функции иным федеральным органам. Исходя из текста указа Президента РФ, функции органа валютного
контроля со 2 февраля 2016 года передаются Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе.
Для анализа возможной эффективности подобного перераспределения административ-но-юрисдикционных полномочий федеральных органов исполнительной власти считаем целесообразным обратиться к истории института ответственности за нарушение валютного законодательства в России.
В дореволюционной России и в первые годы существования советской власти вопрос об административной либо уголовной ответственности за нарушение валютного законодательства не ставился. Он возник только в период активизации экономической жизни страны в рамках Новой экономической политики, вынудившей государство установить жесткий контроль во всех сферах экономической деятельности, в том числе и в области валютных отношений. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 января
20П
Юридическая наука и практика
ОТРаСПЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ науки и практики
1937 года «О сделках с валютными ценностями и о платежах в иностранной валюте» [2] была установлена валютная монополия государства и определено, что руководящим органом по осуществлению государственной валютной монополии в СССР является Министерство финансов. Для действенного контроля со стороны государства в экономической (в том числе валютной) сфере 16 марта 1937 года приказом НКВД СССР организуется отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). Таким образом, все нарушения валютного законодательства попадали под юрисдикцию органов внутренних дел.
Стоит, однако, оговориться, что ни о какой административной ответственности за нарушения правил совершения валютных операций вплоть до принятия КоАП РСФСР 1984 года речи не шло, поскольку нарушение правил совершения валютных операций рассматривалось законодателем как серьезное преступление против государства с соответствующими мерами уголовной ответственности (ст. 59.2 Уголовного кодекса РСФСР 1926 г., ст. 88 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.). Хотя и после появления статьи 153 КоАП РСФСР «Незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами» административная ответственность была возможна только в том случае, если стоимость предмета незаконной операции не превышала двадцати пяти рублей, в иных случаях нарушитель валютного законодательства нес уголовную ответственность.
Согласно статье 203 КоАП РСФСР 1984 года [3] рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 153 КоАП РСФСР, как и производство по уголовным делам о преступлениях в валютной сфере, относилось к компетенции милиции. Что примечательно, никакой другой орган (в том числе народный суд) не обладал администра-тивно-юрисдикционными полномочиями в валютной сфере. Следует отметить, что сотрудники милиции достаточно действенно показывали себя в операциях по пресечению незаконного валютного обращения, осуществляемого физическими лицами — резидентами.
Однако вступивший в законную силу с 1 июля 2002 года Кодекс РФ об административных правонарушениях [4] изменил подведомственность административных правонарушений в валютной сфере. Согласно статье 23.3 КоАП РФ к компетенции милиции (а впоследствии и полиции) не относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотрен-
ных статьей 15.25 КоАП РФ «Ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования», это является административ-но-юрисдикционным полномочием должностных лиц органов валютного контроля.
В своих предыдущих работах мы неоднократно указывали на недостаточную эффективность современного механизма административно-правовых средств борьбы с нарушениями валютного законодательства со стороны физических лиц [5; 6], заключающегося в том, что полиция, не являющаяся органом валютного контроля, не только не правомочна рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением валютного законодательства, но и не имеет права даже на применение мер административно-процессуального обеспечения, предусмотренных главой 27 КоАП РФ.
Текущая ситуация выглядит гораздо более проблемной. Согласно действующей редакции части 3 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [7], таможенные и налоговые органы, на которые указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 возложена функция органов валютного контроля, являются агентами валютного контроля, то есть не наделены юрисдикционными полномочиями на применение мер административного принуждения к нарушителям валютного законодательства. Указом Президента предписывается, что в срок до 1 мая 2016 года Правительство РФ обязано внести в Государственную Думу проект федерального закона, направленного на реализацию настоящего указа. До принятия данного федерального закона единственным органом валютного контроля в России де-юре является Банк России, который, вполне очевидно, не будет бороться не только с «уличными» нарушениями валютного законодательства, но и с нарушениями, допускаемыми юридическими лицами, не являющимися органами валютного контроля.
Описанные законодательные проблемы еще более актуальны на фоне сегодняшних постоянных колебаний курса национальной валюты, которые некоторым аналитикам начинают напоминать не только 1998 год, но уже и 1992. На наш взгляд, данную ситуацию однозначно необходимо менять, наделив полицию (в частности, сотрудников подразделений ЭБиПК и участковых уполномоченных полиции) административ-но-юрисдикционными полномочиями в валютной сфере, внеся соответствующие изменения в статью 23.3 КоАП РФ.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 2 (34)
205
ОТРЯСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ няуки И ПРЯКТИКИ
Примечания
Notes
1. Собрание законодательства РФ. 2016. № 6, ст. 831.
2. Свод законов СССР. 1937. № 8, ст. 25.
3. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27, ст. 909.
4. Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1.
5. Столповский Д.М. МВД России в системе органов, осуществляющих борьбу с валютными правонарушениями: история и современность // 210 лет МВД России: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21 сентября 2012 года: в 4 ч. / под общ. ред. Н.С. Нижник. СПб., 2013. Ч. 4.
6. Столповский Д.М. Закономерности и противоречия норм об ответственности за нарушение валютного законодательства // Государственно-правовые закономерности: теория, практика, техника: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (г Н. Новгород, 23—24 мая 2013 года): в 2 т. / под общ. ред. В.А. Толстика. Н. Новгород, 2013. Т. 2.
7. Собрание законодательства РФ. 2003. № 50, ст. 4859.
1. Collection of the legislative acts of the RF. 2016. № 6, art. 831.
2. Code of laws of the USSR. 1937. № 8, art. 25.
3. Sheets of the Supreme Council of RSFSR. 1984. № 27, art. 909.
4. Collection of the legislative acts of the RF. 2002. № 1, p. 1, art. 1.
5. Stolpovskiy D.M. The Ministry of internal affairs of Russia in system of the bodies which are carrying out fight against currency offenses: history and present // 210 years of the Ministry of internal affairs of Russia: history and present: materials of the All-Russian scientific and practical conference, St. Petersburg, on September 21, 2012: in 4 p. / under a general ed. N.S. Nizhnik. St. Petersburg, 2013. P. 4.
6. Stolpovskiy D.M. Regularities and contradictions of norms on responsibility for violation of the currency legislation // State and legal regularities: theory, practice, equipment: the collection of articles on materials of the International scientific and practical conference (Nizhny Novgorod, on May 23—24, 2013): in 2 vol. / under a general ed. of V.A. Tolstik. Nizhny Novgorod, 2013. Vol. 2.
7. Collection of the legislative acts of the RF. 2003. № 50, art. 4859.
206
Юридическая наука и практика