УДК 336.76
ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
Г.И. Разомазова
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем осуществления валютного контроля в Российской Федерации в условиях действия экономических санкций. Рассмотрены основные задачи и проблемы осуществления валютного контроля в России в современных условиях. Определены основные направления совершенствования системы валютного контроля Российской Федерации.
Ключевые слова: валютный контроль, экономические санкции, внешнеэкономическая деятельность, валютный агент, валютные операции, валютное регулирование.
FEATURES OF CURRENCY CONTROL
AND CURRENCY ADJUSTING IN THE CONDITION
OF ECONOMIC APPROVALS
G.I. Razamazova
Abstract. The article is devoted to the study of currency control problems in the Russian Federation under the conditions of the economic sanctions. The main tasks and problems of currency control in the Russian Federation in modern conditions are considered. The basic directions of improving the system of currency control of the Russian Federation are determined.
Key words: currency control, economic sanctions, foreign economic activity, currency agent, foreign exchange operations, currency regulation.
Валютный контроль представляет собой деятельность по систематическому наблюдению и анализу соблюдения требований валютного законодательства субъектами, осуществляющими валютные операции. Целью контроля является предупреждение, выявление, пресечение валютных правонарушений, привлечение нарушителей к ответственности. Валютный контроль включает проверку и наблюдение, стадию управленческих воздействий государства, форму обратной связи в системе валютного регулирования, средство поддержания правопорядка [15, c. 62].
Порядок осуществления валютного контроля в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 10 дека-
бря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] и другими нормативными актами. Валютный контроль в России отличается достаточно либеральным режимом. При этом сохраняется необходимость зачисления экспортной валютной выручки в полном объеме на счет в банке в Российской Федерации и оформления паспортов сделок [8, с. 133]. В системе валютного контроля Российской Федерации применяются прямые и скрытые валютные ограничения.
Прямые валютные ограничения включают запрет на проведение валютных операций между резидентами; требование проведения расчетов через банковские счета в уполномоченных банках и перевода электронных денежных средств; требование запрета идентификации личности при купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами; требование открытия нерезидентами банковских счетов в иностранной и национальной валюте только в уполномоченных банках; требование репатриации валюты; установление количественных валютных ограничений; ограничение права совершать сделки купли-продажи иностранной валюты от своего имени и за свой счет и по поручению своих клиентов.
Скрытые валютные ограничения отличает от прямых фискальная направленность. К таким ограничениям относятся уведомление налоговых органов об открытии и закрытии резидентами счетов в банках за рубежом, изменении реквизитов счетов не позднее месяца со дня изменения в банках, расположенных за пределами территории России [15, с. 61-62]
В условиях действия экономических санкций валютный контроль в Российской Федерации приобретает особую актуальность, поскольку поступление валюты в страну уменьшается. Наиболее важной задачей валютного контроля в этих условиях становится борьба с нарушениями валютного законодательства, прежде всего - с нелегальным выводом капитала за рубеж. На повестке дня находится также вопрос модернизации системы валютного контроля как инструмента валютной политики государства в условиях ориентации на инновационную трансформацию российской экономики [2, с. 151].
В настоящее время основным государственным органом, осуществляющим валютный контроль в стране, является Центральный банк Российской Федерации (ЦБ России). Основная ответ-
ственность за соответствием проводимых операций требованиям валютного законодательства России возлагается на уполномоченный банк, являющийся агентом валютного контроля. Недостаток нормативных документов, регулирующих проведение валютных операций, обусловливает трудоемкость и сложность функционирования системы валютного контроля. В частности, еще нет четкого порядка расчетов за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, отсутствует четкий порядок расчетов в валюте между физическими лицами. Установление порядка реализации таких операций является одним из основных направлений совершенствования работы участников валютных расчетов и контролирующих органов.
Рост числа пользователей информационных ресурсов среди органов валютного контроля позволяет вовлекать в процесс информационного обмена все контролирующие органы, значительно уменьшить документооборот, снизить трудозатраты на представления информации уполномоченным банком, которая направляется сразу в несколько инстанций. Сегодняшняя практика консультаций уполномоченных банков в ЦБ в большинстве случаев не дает возможности быстро получить ответ. Оптимальным стало бы установление конкретных сроков предоставления ответа от Центрального Банка Российской Федерации.
Решение актуальных проблем валютного контроля возможно лишь в процессе эффективного взаимодействия всех сторон, совершенствования нормативной базы, унификации методов контроля [10, с. 57]. Рассмотрим основные направления совершенствования валютного контроля в условиях экономических санкций.
Международные расчеты часто используют для легализации доходов путем незаконного вывоза капитала. Большая часть международных расчетов по внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется через банки и компании, которые зарегистрированы в оффшорных зонах, отчего российской экономике наносится материальный ущерб. Согласно статистике платежного баланса России, опубликованной на сайте ЦБ России, динамика сомнительных операций по вывозу капитала за рубеж в 2013-2016 гг. имеет вид, отраженный в таблице 1.
Таблица 1
Динамика сомнительных операций по вывозу капитала за рубеж в 2013-2016 гг. [17]
Год 2013 г 2014 г. 2015 г 2016 г
Сумма сомнительных операций, млн. долл. США 26504 8607 1531 771
Общая тенденция показывает постепенное снижение незаконного вывоза капитала. Тем не менее, необходимо усилить действующие механизмы валютного контроля с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем [9, с. 233].
В этой связи ЦБ России основное внимание уделяет выявлению подозрительных сделок, признаки которых определены нормативными документами. К ним относят такие случаи, как:
- участие российских фирм в сделке возрастом менее 3 месяцев;
- получатель товаров / услуг и плательщик по контракту - разные зарубежные фирмы;
- в контракте на поставку импортных товаров отсутствует гарантия по авансовому платежу, не установлены штрафные санкции за нарушение условий контракта поставщиком;
- авансовый платеж по импортному контракту составляет более 30 %;
- в сделке участвует фирма, зарегистрированная в оффшорной зоне [16, с. 93].
ЦБ России пытается ограничить и взять под контроль отток капитала за рубеж, превратить его в контролируемый вывоз капитала. В первую очередь это предполагает усиление контроля финансово-кредитных учреждений, осуществляющих операции по переводу валютных средств. Одной из острейших проблем остается «утечка» капитала за рубеж, осуществляемая с помощью «фирм-однодневок». По данным ЦБ России по таким каналам в 2016 г. прошло сомнительных операций на сумму от 80 млрд руб. до 92 млрд руб. Наибольшая часть этой суммы - от 48 млрд руб. до 60 млрд руб. - приходится на теневой оборот наличности в секторе турфирм. «Объемы теневого оборота наличных денег в секторе турагентств колеблются в зависимости от пиков туристических сезонов и в 2016 г. ежемесячно
составляли от 4 млрд до 5 млрд руб.» [17], - уточнил ЦБ России. По схеме с участием поставщиков транспортных услуг за год было выведено 25 млрд руб., через фиктивные сделки по купле-продаже программного обеспечения и прав на интеллектуальную собственность - свыше 7 млрд руб.
Судя по цифрам, приведенным Центробанком, указанные схемы аккумулировали почти половину всего незаконного вывода денег из России. Сумма нелегально выведенных из России средств в 2016 г. составила 190 млрд руб. Отдельный вклад в эту сумму (около 16 млрд руб.) вносит и так называемая судебная схема, когда суды разрешают искусственно созданные споры в пользу заинтересованной стороны, после чего решение исполняется судебными приставами [18].
Схемы вывода средств с помощью грузоперевозок по внешнеторговым контрактам ЦБ России уже описывал в своих недавних февральских рекомендациях банкирам по борьбе с ними. Тогда регулятор призвал банки запрашивать у сомнительных клиентов паспорта сделок на перевозимый товар, ведомость банковского контроля, копии документов на покупку перевозимого товара и документы, подтверждающие наличие товара у грузоотправителя или перевозчика.
Из России в 2016 г. было выведено190 млрд руб. - в 2,6 раза меньше, чем годом ранее. 48-60 млрд руб. составлял теневой оборот наличных денег в секторе турагентств. В 25 млрд руб. оцениваются масштабы вывода денег за рубеж по сделкам о предоставлении транспортных услуг. Свыше 16 млрд руб. было выведено по схемам с участием судов и судебных приставов. Более 7 млрд руб. - через сделки по якобы покупке программного обеспечения или прав на интеллектуальную собственность [17].
Возможным решением здесь является усиление ответственности за неуплату административных штрафов. Необходимо активнее внедрять административный арест; административное приостановление деятельности; ежеквартальную публикацию на официальном сайте ФТС Российской Федерации сведений о неблагонадежных участниках ВЭД, анализ ошибок участников ВЭД, которые получили взыскания различной степени. Применение таких санкций может способствовать снижению правонарушений участников ВЭД [13, с. 197].
Важной задачей является ужесточение статистического контроля валютных операций, включающее детальный анализ форм отчетности коммерческих банков. Целесообразным представляется увеличение обязательного объема продаж валютной выручки, усиление контроля валютообменных операций физических и юридических лиц.
Следует рассмотреть целесообразность увеличения срока давности административной ответственности за нарушение валютного законодательства с 1 до 2 лет. Это поможет решить ряд проблем, которые объективно не позволяют выявить факты правонарушений, определить нарушителей, привлечь их к административной ответственности при действующем сроке давности. Причинами этого являются: необходимость обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, но невозможность принятия решения по делу в случае его отсутствия и без доказательств его надлежащего извещения; злоупотребление правом заявления ходатайства об отложении рассмотрения дела; необходимость проверки информации о наличии признаков правонарушений, поступающей от кредитных организаций. Целесообразно усиление штрафных санкций за невыполнение репатриации экспортной выручки и возврата денежных средств, уплаченных за не ввезенные товары и не оказанные услуги [7, с. 60-62].
Однако значение административных мер не следует преувеличивать, поскольку побудительным мотивом ВЭД является, прежде всего, экономический интерес, определяющий направление и характер движения капитала. Стратегической мерой для сокращения вывоза капитала должно стать создание в Российской Федерации инвестиционного климата, привлекательного для внутренних российских и иностранных инвесторов [3, с. 46].
Действующее валютное законодательство России является достаточно сложным для участников ВЭД. Поэтому для эффективного валютного контроля необходимо внесение изменений в действующее законодательство, устранение пробелов и противоречий. Необходимо сделать его более понятным, уменьшить число ссылок на другие нормативно-правовые акты, сделать его информационно доступным для участников ВЭД, поскольку часто нарушения валютного законодательства происходят вследствие не совсем правильного понимания ими трактовки нормативно-правовых актов.
Валютный контроль предполагает жесткие административные ограничения свободы ВЭД. Тем самым государство фактически признает отсутствие у него экономических рычагов создания благоприятного инвестиционного климат, который сделал бы бессмысленным сокрытие валютных средств за рубежом [12, с. 49].
Согласно действующему законодательству Российской Федерации таможенные и налоговые органы являются агентами валютного контроля, они не имеют юрисдикционных полномочий на применение мер административного принуждения к нарушителям валютного законодательства. Единственным органом валютного контроля является ЦБ России, который не может бороться с нарушениями, допускаемыми юридическими лицами, не являющимися органами валютного контроля. Следует рассмотреть возможность наделения полиции, таможенных органов административно-юрисдикционными полномочиями в валютной сфере, внеся соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации [14, с. 205].
Сегодня существует ряд таких проблем таможенного валютного контроля наличных денежных средств, перемещаемых физическими лицами: недостаточная информативность пассажирской декларации; недостаточная эффективность штрафов за недостоверное декларирование [4, с. 91].
Отсутствие возможности рефинансирования внешних долгов вследствие экономических санкций оказывает значительное влияние на курс национальной валюты Российской Федерации. Для стабилизации рубля возможны следующие меры валютного контроля: фиксирование валютных позиций банков; введение обязательных условий продажи определенной части валютной выручки; повышение контроля целевого использования кредитов ЦБ России, чтобы эти средства не попадали на валютный рынок; ограничение или прекращение Центробанком спекулятивной купли-продажи валюты; введение налога Тобина на валютные операции, что существенно повлияет на валютных спекулянтов и уменьшит количество и объем валютных операций. Для реального сектора экономики налог можно компенсировать при наличии договора на поставку импортной продукции [5, с. 11-12].
В то же время исследования валютного рынка показывают, что пока экономически слишком сильный рубль в России является
невыгодным, поскольку за счет низкой стоимости рубля компенсируется сокращение нефтяных доходов, составляющих почти 50 % бюджетных доходов, и объем валютной выручки. По мнению некоторых финансовых аналитиков, сильный рубль при низких ценах на нефть может вызвать рост бюджетного дефицита и мощную рецессию экономики России [11, с. 462].
В системе регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (РЦБ) есть ряд противоречий. Информация, получаемая от них, представляет большую ценность для органов валютного контроля, позволяет определять объемы оттока капиталов через фондовый рынок. Несвойственная профессиональному участнику РЦБ функция агента валютного контроля и потенциальный конфликт интересов не должны являться основанием для лишения их этого статуса. Возможно, целесообразной является полная передача их под контроль ЦБ России, который должен самостоятельно проверять и привлекать их к ответственности. Для профессиональных участников РЦБ за неоднократные серьезные нарушения валютного законодательства можно предусмотреть ответственность в виде лишения лицензии, но при этом наделить их правомочием отказа в проведении сделки и перевода или приема ценных бумаг в случае их несоответствии валютному законодательству [6, с. 2246].
Таким образом, в условиях экономических санкций валютный контроль в Российской Федерации должен усиливаться с целью недопущения оттока валюты из страны. Основную роль в системе валютного контроля играет ЦБ России, который должен эффективно взаимодействовать с валютными агентами, в частности - с уполномоченными банками, таможенными органами, участниками РЦБ. Повышение эффективности валютного контроля предполагает усиление определенных административных рычагов, повышения полномочий агентов в сфере валютного контроля. Однако основным направлением совершенствования валютной политики Российской Федерации в целом должна стать инновационная модернизация экономики, создание привлекательного инвестиционного климата, что позволит привлечь российских и иностранных инвесторов и уменьшить их желание вывести капитал за рубеж.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 Г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // СПС «Гарант». URL: http://base. garant.ru/12133556/ (дата обращения: 23.07.2017).
2. Балашова М.В. Региональная эффективность валютного контроля // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2016. № 5 (116).
3. Безуглый Э.А. Государственное противодействие незаконному вывозу средств из России и способы их возврата // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 2.
4. Зыбина Е.В. Проблемы и перспективы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации в современных условиях // Транспортное дело России. 2015. № 3.
5. Климова Н.В. Причины валютных колебаний и их влияние на экономические изменения // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 113.
6. Кораблин В.В. Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля. Сравнение с правовым положением уполномоченных банков // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10.
7. ЛебедеваМ.Е. Валютная политика Российской Федерации: особенности и перспективы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 4 (100).
8. Ляменков А.К. Эволюция валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации // Символ науки. 2015. № 11-1.
9. Марцева Т.Г. Международные расчеты в системе валютного контроля // Символ науки. 2016. № 6—1.
10. Овчар Н.А. Организация учета и контроля валютных операций // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 4 (56).
11. Пантелеев В.П. Анализ методов валютного регулирования в условиях нестабильности в России // Молодой ученый. 2015. № 22.
12. Пирогова А.В. Роль валютного контроля в системе государственного финансового контроля и оценка его результативности в Российской Федерации // Известия иркутской государственной экономической академии. 2014. № 4.
13. Селюков М.В. К вопросу о развитии валютного контроля в системе таможенных органов РФ (на примере Белгородской таможни) // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-1.
14. Столповский Д.М. К вопросу о перераспределении административно-юрисдикционных полномочий федеральных органов исполнительной
власти в валютной сфере в связи с упразднением Росфиннадзора // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34).
15. Тихомирова А.В. Валютные операции // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. № 4.
16. Хидиятуллина М.Н. Использование механизмов валютной политики в государственном регулировании вывоза капитала // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 12 (367).
17. Официальный сайт ЦБ России. URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 23.07.2017).
18. ЦБ раскрыл объем операций по популярным схемам обналички и вывода активов. URL: http://www.rbc.ru/finances/09/03/2017/58bdb70f9a79475 177f01bc2 (дата обращения: 23.07.2017).
Г.И. Разомазова
аспирант Московского финансово-юридического
университета МФЮА, советник государственной
гражданской службы ФАНО России (г. Москва)
E-mail: [email protected]