https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-115-121 УДК 338.483.13:006
Шпырня O.B.
К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В РАМКАХУКРУПНЕННОЙ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ «ГОСТЕПРИИМСТВО, СЕРВИС И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ»
Шпырня Олег Валентинович
кандидат педагогических наук, доцент, заведуюгцнй кафедрой социально-культурного сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия e-mail: oleg shpyrnya@mail.ru тел.: +7 (928) 665 47 64
Аннотация
В настоящее время отечественная педагогическая наука вновь встала перед сменой образовательной парадигмы. Одни из самых серьезных изменений затронули индустрию туризма и гостеприимства, что в совокупности с трансформацией отечественного образовательного пространства ставит новые вопросы в системе подготовки кадров для отрасли в рамках высшего образования.
Цель исследования: определить основные изменения при переходе на новые образовательные стандарты в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «Гостеприимство, сервис и оказание услуг». Для реализации указанной цели использовались следующие методы исследования: изучение научной литературы, анализ, обобщение, описание.
Результаты исследования: выявлено, что основной проблемой при переходе от одного поколения профильных образовательных стандартов к другому является изменение компетентности модели подготовки обучающегося. В процессе перехода на новые образовательные стандарты в рамках УГСН 42 «Гостеприимство, сервис и оказание услуг» отмечено изменение направлений подготовки, а также реализуемой компетентностной модели.
Ключевые выводы: Ьоссийская система высшего образования и отрасль туризма стоят на пороге глобальных изменений, обусловленных запуском пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования, переходом от Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования поколения 3++ к стандартам 4-го поколения. Основной проблемой при переходе от одного поколения профильных образовательных стандартов к другому, напрямую влияющей на всю структуру подготовки кадров для отрасли туризма и гостеприимства, является изменение компетентности модели подготовки обучающегося.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, индустрия туризма и гостеприимства, подготовка кадров, компетентностная
модель, компетенции, индикаторы освоения компетенций, базовые компетенции, гостеприимство, сервис и оказание услуг, туризм и туристские дестинации
Для цитирования: Шпырня О.В. К вопросу о переходе на новые образовательные стандарты в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «гостеприимство, сервис и оказание услуг» Вестннк Майкопского государственного технологического университета. 2023. Том 15, № 2. С. 115-121. /Ш/к: сЫ. о}^ 10.47370/2078-1024-2023-15-2-115-121.
Shpyrnya O.V.
ONTHE ISSUE OFTHETRANSITION ТО NEW EDUCATIONAL STANDARDS WITHIN THE ENLARGED GROUP OF SPECIALTIES AND AREAS OF «HOSPITALITY, SERVICE AND PROVISION OF SERVICES»
Oleg V. Shpyrnya
Ph. D. (Pedag.), Associate Professor, Head of the Department of Social Cultural Service and Tourism of FSBEI HE «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar, Russia e-mail: oleg shpyrnya@mail.ru тел.: +7 (928) 665 47 64
Abstract
At present, domestic pedagogical science is faced with a change in the educational paradigm. One of the most serious changes has affected the tourism and hospitality industry, which, together with the transformation of the domestic educational space, raises new questions in the system of training for the industry within the framework of higher education.
The purpose of the research is to determine the main changes in the transition to new educational standards within the enlarged group of specialties and directions of «Hospitality, service and provision of services». To achieve this goal, the following research methods have been used: the study of scientific literature, analysis, generalization, description.
The results of the research are the following: it has been revealed that the main problem in the transition from one generation of specialized educational standards to another generation is the change in the competence of the student training model. In the process of transition to new educational standards within the framework of UGSN 42 «Hospitality, service and provision of services», a change in the areas of training, as well as the implemented competency model, has been noted.
Key conclusions: The Russian system of higher education and the tourism industry are on the verge of global changes due to the launch of a pilot project to change the levels of vocational education, the transition from the Federal State Educational Standards of Higher Education of the 3++ generation to the 4th generation standards. The main problem in the transition from one generation of specialized educational standards to another generation, which directly affects the entire structure of training for the tourism and hospitality industry, is a change in the competence of the student training model.
Keywords: Federal state educational standard of higher education; tourism and hospitality industry; personnel training; competence model; competencies; indicators of the development of
competencies; basic competencies; hospitality, service and provision of services; tourism and tourist destinations
For citation: Shpyrnya O. V. On the issue of the transition to new educational standards within the enlarged group of specialties and areas of «Hospitality, service and provision of
services» // Vestnik Majkopskogo gosudarst-vennogo tehnologiceskogo universiteta. 2023. Volume 15, No. 2. P. 115-121. https://doi. org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-115-121.
На протяжении достаточно длительного периода времени вопросам высшего образования в отрасли туризма и гостеприимства уделяется серьезное внимание как со стороны Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, так и со стороны профильных высших учебных заведений, в том числе Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования (ВО) по УГСН 43.00.00 «Сервис и туризм».
Это обусловлено, прежде всего, теми структурными изменениями, которые происходят сегодня в нашем обществе в целом и в системе высшего образования в частности, а также в развитии самой отрасли туризма и гостеприимства.
Важными событиями, прямо влияющими на подготовку кадров для индустрии туризма и гостеприимства в системе высшего образования, являются происходящие в настоящее время структурные изменения в отрасли. Сегодня мы наблюдаем переориентацию туристских потоков с акцентом на развитие внутреннего туризма. Государство активно поддерживает отрасль и инвестирует значительные средства в развитие новых курортов федерального значения. Примером может послужить проект «Новая Анапа» с инвестициями в 1 триллион рублей. Данный проект предусматривает строительство более 100 средств размещения с номерным фондом более 20 тысяч номеров, что в свою очередь потребует десятки тысяч специалистов различного уровня квалификации. И это
только один из примеров, так как сегодня разрабатываются проекты по строительству нескольких курортов федерального масштаба. Соответственно, высшие учебные заведения, функционирующие в настоящее время в рамках ВО по УГСН 43.00.00 «Сервис и туризм», должны будут обеспечить появляющиеся новые рабочие места квалифицированными сотрудниками. Основной вопрос здесь можно сформулировать следующим образом: «Сможет ли система высшего образования обеспечить квалифицированными специалистами вновь образующиеся рабочие места?». Ясного ответа на данный вопрос пока нет.
Это обусловлено тем, что в настоящее время российская система высшего образования и отрасль туризма стоят на пороге глобальных изменений. Российская Федерация выходит из Болонского процесса и формирует свою новую, в какой-то мере уникальную систему высшего образования. В частности, Президент Российской Федерации одобрил запуск пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования, стартующий в 2023 году (Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» от 12.05.2023) [5].
Здесь стоит отметить, что многие периодические издания поспешили заявить о наличии 3 уровней высшего образования в соответствии с данным пилотным проектом: базовое высшее образование, специализированное высшее образование, аспирантура. Однако внимательное изучение Указа Президента Российской Федерации позволяет сделать вывод, что уровней именно высшего образования будет два, а аспирантура выделяется в
отдельный, самостоятельный уровень профессионального образования [5].
Соответственно, вышеуказанные изменения коснутся всей системы подготовки кадров для отрасли туризма и гостеприимства в системе высшего образования. И в данном контексте необходимо обраться к содержанию профильных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, представляющих собой совокупность обязательных требований при реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки.
Здесь сегодня также наблюдаются серьезные изменения, так как в соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки» (Зарегистрирован 03.03.2022 № 67610) начинается переход от Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования поколения 3++ к Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования 4-го поколения [1].
В указанном аспекте необходимо сделать ремарку о том, что предшествующие поколения профильных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования были введены сравнительно недавно. При этом не ставится под сомнение необходимость изменения профильных стандартов, так как это в действительности обусловлено как текущими изменениями в отрасли туризма и гостеприимства, так и изменением самого образовательного пространства. Например, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования поколения 3+
по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» был утвержден 19 января 2016 г., а по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» - 12 января 2016 года [2; 3]. При этом уже через два года, а именно с 1 января 2018 г., вступили в силу профильные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования поколения 3++ (43.03.02 «Туризм», 43.03.03 «Гостиничное дело») [4]. В данном случае у профессионального сообщества возникали вопросы о поспешности введения новых профильных стандартов, в результате которого в ряде высших учебных заведений сложилась ситуация, когда обучающиеся одного курса осваивали образовательную программу по стандарту поколения 3+, а другого курса - по стандарту поколения 3++ [6].
Основной проблемой при переходе от одного поколения профильных образовательных стандартов к другому, напрямую влияющей на всю структуру подготовки кадров для отрасли туризма и гостеприимства, является изменение компетентности модели подготовки обучающегося. Стоит отметить, что вопросу формирования компетенций в сфере туризма уделяется достаточно серьезное внимание в педагогической науке [7; 8]. Прежде всего, вопрос касается состава и уровня осваиваемых обучающимися компетенций с точки зрения их соответствия с одной стороны требованиям законодательства, а с другой - запросам работодателей. Здесь в большинстве случаев можно отметить наличие определенных противоречий в плане того, что работодателей, прежде всего, интересует качество освоения профессиональных компетенций, в то время как образовательный стандарт учитывает комплекс компетенций различного уровня.
Соответственно, данные вопросы, проблемы и противоречия необходимо решать в рамках профильных Федеральных государственных образовательных
стандартов высшего образования. Если анализировать профильные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3-го поколения (3+ и 3++), то здесь можно отметить, что они предполагают трехуровневую модель компетенций. При переходе от профильных стандартов поколения 3+ к поколению 3++ общекультурные компетенции сменились на универсальные, увеличилось число общепрофессиональных компетенций, которые были разделены по категориям. Важным моментом, определяющим процесс сближения с позицией работодателей по вопросу подготовки кадров, стало то, что теперь содержание профессиональных компетенций стало формулироваться образовательной организацией самостоятельно с учетом следующих моментов:
- требования профессиональных стандартов, в формировании которых тоже принимали участие работодатели;
- требования рынка труда;
- наличие консультаций с работодателями, объединениями работодателей отрасли и т.д.
Переход на новые образовательные стандарты в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «Гостеприимство, сервис и оказание услуг» закрепляет тенденцию учета позиции работодателей и объединений работодателей отрасли с точки зрения качества подготовки кадров. Однако при этом вся структура подготовки кардинально меняется. Прежде всего, изменяется название и код укрупненной группы специальностей и направлений подготовки с 43.00.00 «Сервис и туризм» на 42 «Гостеприимство, сервис и оказание услуг». Изменились наименования областей образования, направлений подготовки. Теперь вместо направления подготовки 43.03.02 «Туризм» появляется направление подготовки «Туризм и туристские дестинации». Также значительно видоизменяется компетентностная модель подготовки
обучающегося по избранному направлению подготовки, а именно, вместо трехуровневой модели освоения компетенций вводится четырехуровневая модель.
На проведенном рабочем совещании Федерального учебно-методического объединения в системе ВО по УГСН 43.00.00 «Сервис и туризм» по разработке базовых компетенций и их индикаторов для УГСН 42 «Гостеприимство, сервис и оказание услуг» предложена следующая четырехуровневая компетентностная модель ФГОС ВО 4-го поколения:
Универсальные компетенции и индикаторы их освоения. Данный уровень предполагает, что это будут компетенции по определенным категориям, общим для всех основных профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, независимо от направления подготовки.
Базовые компетенции и индикаторы их освоения. Это новый уровень, определяющий отличие от профильных образовательных стандартов 3-го поколения (3+ и 3++). Он предполагает, что это будут компетенции общие для всей новой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 42 «Гостеприимство, сервис и оказание услуг».
Общепрофессиональные компетенции и индикаторы их освоения. Данный уровень предполагает привязку указанных компетенций к направлению подготовки. Здесь также наблюдаются изменения, так как вместо направления подготовки 43.03.02 «Туризм» появляется направление подготовки «Туризм и туристские дестинации».
Профессиональные компетенции и индикаторы их освоения. Данный уровень, как и в случае с образовательными стандартами поколения 3++, предполагает формулирование профессиональных компетенций образовательной организацией самостоятельно с учетом требований профессиональных стандартов и
рынка труда, мнений ведущих работодателей и их объединений.
Соответственно, мы можем наблюдать, с одной стороны, определенную преемственность профильных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего и четвертого поколений с позиции их нацеленности на мнение профессионального туристского сообщества, а с другой стороны, имеют место серьезные изменения в части замены направления подготовки 43.03.02 «Туризм» на направление подготовки «Туризм и туристские дестинации», а также формирования новой четырехуровневой компетентност-ной модели. Вводится новый уровень компетенций и индикаторов их освоения - базовый. В нем будут выделены следующие категории: качество, клиен-тоориентированность, управление, информационно-коммуникационные и цифровые технологии в профессиональной
деятельности, устойчивость развития, технологии обслуживания.
Здесь можно найти определенные точки пересечения как с общепрофессиональными компетенциями, так и с планируемыми профессиональными компетенциями и индикаторами их освоения. Сложно представить, что индикаторы освоения профессиональных компетенций не будут учитывать, например, информационно-коммуникационные и цифровые технологии. Соответственно, при планировании основной профессиональной образовательной программы и результатов ее освоения необходимо очень тщательно подходить к вопросу формулирования профессиональных компетенций, чтобы избежать дублирования.
Проведенное исследование показало, что процесс смены профильных образовательных стандартов представляет собой достаточно сложную процедуру, особенно когда, как в нашем случае, имеют
место существенные изменения в части изменения направлений подготовки и ком-петентностной модели. Всё это требует более широкой дискуссии не только в рамках системы высшего образования, но и в рамках профессионального туристского сообщества.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата): Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 № 1463.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (уровень бакалавриата): Приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1432.
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм: Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2017 г. № 516 (с изменениями и дополнениями).
5. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343.
6. Шпырня О.В., Андрейко М.Н. Проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3++ в индустрии туризма и
гостеприимства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. Вып. 3. С. 105-110.
7. Arctic tourism potential in formation of professional competencies of international relations specialist / A.B. Egoreichenko [et al.] // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: PROCEEDINGS OF THE JOINT CONFERENCES: 20th Professional Culture of the Specialist of the Future (PCSF 2020) & 12thCommunicative Strategies of Information Society (CSIS 2020) (St. Petersburg, 26-27 нояб. 2020 г.). Vol. 98. St. Petersburg: European Publishing Limited, 2020. P. 310-317.
8. Zaitseva N.A., Kozlov D.A., Nikolskaya E.Yu. Evaluation of the competencies of graduates of higher educational institutions, engaged in the training of personnel for tourism and hospitality // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12, No. 5b. P. 685-695.
REFERENCES:
1. On Approval of the List of Specialties and Areas of Higher Education Training for Bachelor's Programs, Specialist's Programs, Master's Programs, Residency Programs and Assistant Internship Programs: Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated February 1, 2022. No. 89.
2. On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of study
43.03.02 Tourism (undergraduate level): Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 14, 2015 No. 1463.
3. On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of study
43.03.03 Hospitality (undergraduate level): Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 4, 2015. No. 1432.
4. On approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of study 43.03.02 Tourism: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 8, 2017 N 516 (with amendments and additions).
5. On Certain Issues of Improving the Higher Education System: Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2023. No. 343.
6. Shpyrnya O.V., Andreiko M.N. Problems of implementation of federal state educational standards of higher education 3++ in the tourism and hospitality industry // Bulletin of Maikop State Technological University. 2018. Iss. 3. P. 105-110.
7. Arctic tourism potential in formation of professional competencies of international relations specialist / A.B. Egoreichenko [et al.] // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS: PROCEEDINGS OF THE JOINT CONFERENCES: 20th Professional Culture of the Specialist of the Future (PCSF 2020) & 12th Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2020) (St. Petersburg, November 26-27, 2020). Vol. 98. St. Petersburg: European Publishing Limited, 2020. P. 310-317.
8. Zaitseva N.A., Kozlov D.A., Nikolskaya E.Yu. Evaluation of the competencies of graduates of higher educational institutions, engaged in the training of personnel for tourism and hospitality // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 12, no. 5b. P. 685-695.