Научная статья на тему 'Роль методической деятельности федерального учебно-методического объединения в модернизации российского образования в сфере туризма и сервиса'

Роль методической деятельности федерального учебно-методического объединения в модернизации российского образования в сфере туризма и сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российское образование / федеральные государственные образовательные стандарты / примерные основные образовательные программы / туризм / гостеприимство / сервис / сетевые образовательные программы / профессии будущего. / Russian education / Federal state educational standards / approximate basic educational programs / tourism / hospitality / service / network educational programs / professions of the future.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ердакова Виктория Павловна, Романова Галина Максимовна, Угрюмов Евгений Семенович, Кружалин Виктор Иванович

Целью исследования является анализ роли и места федеральных учебно-методических объединений в системе российского образования. Рассматриваются содержание и качество нормативно-методических документов, устанавливающих требования к подготовке специалистов для современного рынка труда в сфере туризма, сервиса и гостеприимства, в том числе актуальных для профессий будущего. Анализируется возможность применения актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ для формирования международных сетевых образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ердакова Виктория Павловна, Романова Галина Максимовна, Угрюмов Евгений Семенович, Кружалин Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the methodical activities of the federal educational-methodical association in the modernization of russian education for the sphere of tourism and service

The aim of the study is to analyze the role and place of Federal educational and methodical associations in the Russian education system. The content and quality of regulatory and methodological documents establishing requirements for the training of specialists for the modern labor market in the field of tourism, service and hospitality, including relevant for the professions of the future, are considered. The possibility of application of the updated Federal state educational standards and approximate basic educational programs for formation of the international network educational programs is analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль методической деятельности федерального учебно-методического объединения в модернизации российского образования в сфере туризма и сервиса»

Роль методической деятельности федерального учебно-методического объединения в модернизации российского образования в сфере туризма и сервиса

The role of the methodical activities of the federal educational-methodical association in the modernization of russian education for the sphere of tourism and service

DOI: 10.18572/2686-858X-2019-3-3-42-54

Ердакова Виктория - доктор технических наук, доцент, Сочинский государственный университет,

e-mail: victoria.erdakova@yandex.ru

Романова Галина - доктор экономических наук, профессор, Сочинский государственный университет, e-mail: romanova@sutr.ru

Угрюмов Евгений - кандидат экономических наук, доцент, Сочинский государственный университет, e-mail: ugrumov@sutr.ru

Кружалин Виктор - доктор географических наук, профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, e-mail: v.kruzhalin@gmail.com

Аннотация. целью исследования является анализ роли и места федеральных учебно-методических объединений в системе российского образования. Рассматриваются содержание и качество нормативно-методических документов, устанавливающих требования к подготовке специалистов для современного рынка труда в сфере туризма, сервиса и гостеприимства, в том числе актуальных для профессий будущего. Анализируется возможность применения актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ для формирования международных сетевых образовательных программ.

Ключевые слова: российское образование, федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы, туризм, гостеприимство, сервис, сетевые образовательные программы, профессии будущего.

Jel code A20, I23

Abstract. the aim of the study is to analyze the role and place of Federal educational and methodical associations in the Russian education system. The content and quality of regulatory and methodological documents establishing requirements for the training of specialists for the modern labor market in the field of tourism, service and hospitality, including relevant for the professions of the future, are considered. The possibility of application of the updated Federal state educational standards and approximate basic educational programs for formation of the international network educational programs

is analyzed.

Keywords: Russian education, Federal state educational standards, approximate basic educational programs, tourism, hospitality, service, network educational programs, professions of the future.

1.ВВЕДЕНИЕ

Развитие туризма является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации, туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития и подъема экономики страны. Потенциал импортозамещения во внутреннем туризме в России огромен. В настоящее время темпы роста внутреннего туризма превышают запланированные показатели на 2018 год более чем на 60%.

Одним из факторов, сдерживающих развитие туризма в Российской Федерации, является дефицит квалифицированных кадров, что приводит, в целом, к невысокому качеству обслуживания во всех секторах туристской индустрии. В качестве «точек разрыва» выступают: отсутствие квалифицированных кадров на рынке; не востребованность кадров на рынке; низкий престиж отрасли; отсутствие социального заказа от работодателей в системе образования. Тури-стско-рекреационный комплекс России испытывает острую нехватку профессиональных кадров. При значительном количестве занятых в туризме в среднем по стране только 10% представителей региональных туристских администраций имеют профильное образование, а по предприятиям туристско-рекреаци-онного комплекса (за исключением гостиничных предприятий, проходящих классификацию) практически не ведется учет сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших переподготовку или повышение квалификации в сфере туризма. Только около 30% штатных сотрудников туроператорских и турагент-ских компаний имеют туристское образование. Отсутствие требований к наличию

профильного образования для сотрудников турбизнеса усложняет трудоустройство выпускников туристских вузов и вынуждает их искать работу в иных отраслях народного хозяйства.

Человеческий ресурс является в настоящее время фактором, серьезно сдерживающим развитие индустрии путешествий. На сегодняшний момент имеют место определенные несоответствия между уровнем подготовки туристских кадров в вузах и запросами работодателей. Эти несоответствия отражают следующие назревшие актуальные проблемы:

- отсутствие у многих выпускников вузов требуемых работодателем практических навыков и профессионального опыта;

- недостаточно высокая профессиональная мотивация ряда выпускников вузов в сочетании с высокими запросами в отношении выполняемых функций, условий труда и заработной платы;

- абитуриенты вузов выбирают направления подготовки «Сервис», и «Туризм» не всегда осознанно; они недостаточно полно понимают специфику работы и перспективы трудоустройства;

- зачастую выпускники вузов не готовы адаптироваться к особенностям и характеристикам конкретных предприятий туриндустрии, их корпоративной культуре;

- многие выпускники вузов не обладают требуемыми работодателем личностными качествами на необходимом уровне (например, способность овладевать новыми профессиональными умениями, функциями, строить доброжелательные отношения с коллегами и потребителями услуг и др.);

- вузы готовят гораздо больше специ-

алистов высшего звена, чем имеется таких вакансий на туристских предприятиях. Высокая конкуренция повышает требования работодателей, выпускники вынуждены трудоустраиваться на должности ниже полученной квалификации;

- часто участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ вузов либо не осуществляется, либо осуществляется формально (11).

Важным условием решения этих проблем является совершенствование высшего образования в сфере туризма с учетом требований работодателей и профессиональных стандартов. Для решения этих проблем в настоящее время осуществляется модернизация высшего образования РФ, в том числе высшего образования в сфере туризма.

Ключевой идеей такой модернизации выступает обеспечение соответствия подготовки требованиям работодателей и профессиональных стандартов (15-17).

Модернизируются организационная структура высшего образования, его цели, содержание, формы, методы, техно-

логии (20, 25-31). Одним из направлений выступает актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), сопряжение их с профессиональными стандартами, разработка ФГОС ВО 3++. Ключевую роль в реализации данного направления играют федеральные учебно-методические объединения вузов.

В то же время следует заметить, что, если модернизации нормативной базы, регулирующей подготовку кадров с высшим образованием в туризме уделяется значительное внимание, то модернизация содержания образовательных программ, разработка форм, методов, технологий реализации вузами этого содержания только начала осуществляться и требует серьезной работы. Вузы испытывают значительные трудности в разработке содержания основных образовательных программ и внедрении новых образовательных технологий и моделей подготовки с учетом профессиональных стандартов (21-23).

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Развитие системы образования с конца XX века, изменения к подходам содержания образовательных программ и требования к выпускникам поступательно менялись, что находило свое отражение в эволюции образовательных стандартов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Стандартизация образовательной деятельности в России (Source: Автор)

В новейшей истории России приближается пятое изменение образовательных стандартов. Самым стабильным оказался ГОС-2 (классический специалитет), он просуществовал более десяти лет, но именно он претерпел самые существенные изменения. Произошел переход системы образования на двухуровневую систему «бакалавриат-магистратура» и в историю ушла эпоха «глобального специалитета». В 2014 году в Российском образовании произошла смена кодов направлений подготовки (специальностей), произошло переформатирование укрупненных групп направлений подготовки и специальностей. Высшее профессиональное образование потеряло отнесение к профессиональному и страна перешла от ВПО к ВО. С этого времени университеты стали активно осваивать компетентностную модель образования, стандарты становились все более рамочными (18, 24).

Таким глобальным изменениям система высшего образования обязана вхождению России в единое образовательное пространство с Европой, подписанием в 2003 году Болонской декларации, принятием Европейской системы гарантий качества образования.

Очередной виток изменений связан с переходом на актуализированные ФГОС ВО 3++, которые вступили в силу с 30 декабря 2017 г. Это значит, что уже с 01 сентября 2018 года возможна реализация образовательных программ по актуализированным ФГОС. Прием на обучение в соответствии с ФГОС 3+ прекращается с 31.12.2018.

Появлению «второго плюса» у ФГОС третьего поколения система образования обязана появившемуся Федеральному закону «О внесении изменений в трудовой кодекс РФ и в статьи 11 и 73 ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ, в соответствии с которым «формирование требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).». Актуализация ФГОС ВО, утвержденных до 1 июля 2016 года, должна была быть завершена к 1 июля 2017 года.

Реорганизация системы образования затронула и деятельность учебно-методических объединений. Так, в 2015 году была сформирована сеть из 57 ФУМО по числу УГСН и 9 Координационных советов по числу областей образования. УГСН «Сервис и туризм» была отнесена к области образования «Науки об обществе», в которой выделены 7 УГСН и 66 направлений подготовки (специальностей), из которых только три имеют отношение к сфере туризма, сервиса и гостеприимства.

Таким образом, основная задача разработки и актуализации нормативно-методических документов, регулирующих содержание и качество подготовки специалистов в системе высшего образования, возложена на, сформировавшиеся в 2015 году, Федеральные учебно-методические объединения (ФУМО).

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При написании работы были использованы следующие методы исследования: монографический, статистический, аналитический, сравнительный. Они позволили выявить основные направления модернизации российского образования, проанализировать тренды и вызовы, которые являются актуальными для всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, провести сравнительный анализ содержания и качества нормативно-методических документов, определяющих подготовку специалистов для сферы сервиса, туризма и гостеприимства.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Повышение конкурентоспособности российского туристического продукта на внутреннем и мировом рынках, в первую очередь, подразумевает повышение качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

Одним из положений Майских ука-зов-2018 (2) является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Правительству при разработке национального проекта в сфере образования предписано исходить из того, что в 2024 году необходимо решить ряд задач, в том числе:

- создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

- модернизировать профессиональное образование, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

- сформировать систему непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.

В этой связи особенно остро встала актуализация таких задач, как: образовательная мобильность, создание единого образовательного пространства, повышение требований к подготовке выпускников. На повестке дня - независимая оценка квалификации выпускников, сертификация бакалавров на соответствие профессиональным стандартам, создание независимой системы оценки качества образования, повышение роли общественной и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, внедрение цифровых тех-

нологий в образовательный процесс. Цифровизация образования предполагает:

- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;

- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;

- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;

- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Задачами направления «Кадры и образование» является достижение к 2024 году следующих показателей:

- 120 000 человек в год - выпускники образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями;

- 800 000 человек в год - количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне;

- 40 % доля населения, обладающего цифровыми навыками.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «Об образовании в РФ» ФУМО играет ключевую роль в модернизации образования, т.к. определяет содержание образовательных программ и участвует в оценке их качества.

В состав ФУМО в системе высшего образования по УГСН 43.00.00 «Сервис и туризм» в настоящее время входят 76 ведущих вузов в сфере туризма и гостеприимства, 26 отраслевых компаний и более 130 членов, в том числе два международных университета Экстрамадура (Испания), Шелковый путь (Узбекистан). Наряду с российскими экспертами в об-

суждении методических разработок принимают участие иностранные эксперты.

Партнерами по выполнению задач модернизации содержания ФГОС и сопряжения их с профессиональными стандартами являются Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей», отраслевые советы по квалификациям Национального совета по профессиональным квалификациям, Российский

союз туриндустрии, Российская гостиничная ассоциация.

Всего подготовку специалистов для индустрии сервиса, туризма и гостеприимства ведут 312 образовательных организаций высшего образования, включая филиалы, во всех восьми Федеральных округах России (рисунок 2).

По всей стране на сервисно-туристских направлениях подготовки обучается более 50 тыс. студентов (таблица 1).

Рисунок 2 - Распределение образовательных организаций, реализующих УГСН 43.00.00, по Федеральным округам (по данным Минобрнауки РФ, 2017)

Таблица 1 - Структура подготовки кадров по направлениям подготовки «Сервис», «Туризм», «Гостиничное дело» в разрезе Федеральных округов (по данным Минобрнауки РФ, 2017)

Федеральный округ Количество студентов, чел. Количество студентов за счет средств субсидии, чел.

Центральный федеральный округ 14 858 5 049

Приволжский федеральный округ 9 102 2 907

Южный федеральный округ 8 122 3 086

Северо-Западный федеральный округ 5 436 1 849

Сибирский федеральный округ 4 767 2 112

Уральский федеральный округ 3 526 1 132

Северо-Кавказский федеральный округ 3 391 1 837

Дальневосточный федеральный округ 1 775 864

Всего: 50 977 18 836

Лидерами по количеству студентов, в том числе бюджетной основы обучения, обучающихся на направлениях подготовки Сервис, Туризм, Гостиничное дело, являются три Федеральных округа - Центральный, Приволжский и Южный.

Следует отметить неравномерность и недостаточность подготовки кадров для отдельных регионов России, что является потенциальной угрозой невыполнения положений Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» (1). Данной Концепцией определены 15 перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектов («Русская Арктика», «Амур», «Черноморское побережье», «Камчатка-Сахалин», «Байкал» и др.) по конкретным приоритетным видам туризма (оздоровительного, экологического, культурно-познавательного, круизного, активного), выполнение которых потребует высококвалифицированных кадров, имеющих профильное образование в сфере сервиса и туризма или смежных с ними сфер.

В июне 2017 года стандарты по направлениям подготовки, входящим в УГСН «Сервис и туризм», в числе первых 60 стандартов, утверждены Минобрнауки РФ и зарегистрированы в Минюсте России (4-9).

Особенностью ФГОС ВО3++ является то, что их введение в действие не требует прохождения процедур государственной аккредитации и лицензирования; они не отменяют действующие ФГОС ВО 3+; вступают в силу с 30.12.2017 года. Отрасль получит новых специалистов, подготовленных по этим нормативно-методическим документам, только через 4 года, т.е. первый выпуск специалистов произойдет в 2023 году.

Принципиальным отличием стандартов 3++ стала их практикоориентированность, выражающаяся в сопряжении с профессиональными стандартами и увеличенным объемом практической подготовки - объем практик в бакалавриате установлен не менее 30 зет (с возможностью увеличить до 51 зет

(до 34 недель)), что соответствует европейским стандартам, в магистратуре - не менее 39 зет (с возможностью увеличить до 60 зет (до 40 недель)).

Кроме того, ФГОС 3++ не содержит профессиональных задач и объектов профессиональной деятельности, содержание программы, отображенное во ФГОС, выражено только через УК и ОПК. ПК устанавливаются в ПООП. В ПООП также формулируются требования к условиям реализации основных образовательных программ (ООП), в частности, к материально-технической базе, программному обеспечению образовательной программы, устанавливаются объекты и задачи профессиональной деятельности, а также индикаторы достижения компетенций - УК, ОПК, ПК. Таким образом, это первый стандарт, который

действительно ориентирован на профессиональный рынок труда, требует неформального совместного усилия образовательного и профессионального сообществ в разработке образовательных программ, востребованных в конкретных регионах. Важным изменением ФГОС 3++ является включение в стандарт требования о проведении ежегодной независимой оценке качества образовательных программ (внутренней и внешней).

Сопряжение образовательных и профессиональных стандартов происходит в части профессиональных компетенций с обобщенными трудовыми функциями или трудовыми функциями, к которым должен быть готов выпускник соответствующего «уровня образования - уровня квалификации» (14).

На 06.03.2019 Минтрудом России утверждено 1248 профессиональных стандартов, в которых всего около 700 обобщённых функций 6-9 уровней, требующих наличия высшего образования (реестр профессиональных стандартов в программно-аппаратном комплексе profstandart.rosmintrud.ru). При этом только пять профессиональных стандартов из двух сфер профессиональной деятельности, которые могут быть использованы при разработке образовательных программ высшего образования в сфере туризма и гости-

ничного дела (12).

ФГОС ВО 3++ «Туризм» и «Гостиничное дело» в Приложении имеют ссылки только на три профессиональных стандарта (табли-

ца 2) - «Экскурсовод (гид)» (для направления подготовки Туризм), «Руководитель гостиничным комплексом/гостиничной сетью» и «Руководитель предприятия общественно-

Таблица 2 - Профессиональные стандарты в сфере туризма и гостеприимства

Для среднего профессионального образования Для высшего образования

04 «Культура и искусство»

04.005 Экскурсовод (гид) (Зарегистрирован в Минюсте России 01 сентября 2014 г. № 33915)

33 «Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)»

33.007 Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц (Зарегистрирован в Минюсте России 26 мая 2015 г. № 37395)

33.008 Руководитель предприятия питания (Зарегистрирован в Минюсте России 02 июня 2015 г. № 37510)

33.020 Специалист по профессиональной уборке (Зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2016 г. № 43836)

33.021 Горничная (Зарегистрирован в Минюсте России 22 сентября 2017 г. № 48308) -

33.022 Работник по приему и размещению гостей (Зарегистрирован в Минюсте России 22 сентября 2017 г. № 48310) -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33.023 Инструктор-проводник (Зарегистрировано в Минюсте России 18 октября 2017 г. № 48598)

33.019 Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок (Зарегистрирован в Минюсте России 22 ноября 2016 г. № 44399)

го питания» (для направления подготовки Гостиничное дело).

Для направления подготовки «Сервис» профессиональных стандартов больше (таблица 3) - из четырех сфер профессиональ-

ной деятельности, могут применяться для разработки ООП девять профессиональных стандартов, указанных в приложении ко ФГОС ВО направления подготовки Сервис.

3 - Профессиональные стандарты в сфере сервиса

№ п.п. Код ПС Наименование ПС Дата и регистрационный номер Минюсте РФ

16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

1 16.006 Специалист в области обращения с отходами 28.05.2014 № 32469

2 16.009 Специалист по управлению жилищным фондом 03.07.2014 № 32945

3 16.011 Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома 22.05.2014 № 32395

4 16.018 Специалист по управлению многоквартирным домом 02.06.2014 № 32532

25 Ракетно-космическая промышленность

5 25.009 Специалист по использованию результатов космической деятельности 21.05.2014 № 32377

6 25.044 Специалист по применению геоинформационных систем и технологий для решения задач государственного и муниципального уровня 24.12.2015 № 40228

33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)

7 33.005 Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре 29.04.2015 №37055

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

8 40.049 Специалист по логистике на транспорте 26.09.2014 № 34134

9 40.053 Специалист по организации постпродажного обслуживания и сервиса 24.11.2014 № 34867

ФГОС ВО имеют отсылочные нормы к ПООП и является неотъемлемой частью нормативно-методической двойки «ФГОС - ПООП».

В соответствии с п.1.4 ФГОС «Организация разрабатывает программу в соответствии с ФГОС ВО с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, включенной в Реестр ПООП».

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в Реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой, которая является общедоступной. Реестр создан с целью формирования открытой общедоступной базы данных ПООП, он позволяет автоматически обрабатывать и анализировать созданную базу ПООП.

В соответствии с п.6 Приказа Минобр-науки РФ от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры'; при включении ПООП в Реестр ПООП организация разра-

батывает с учетом ПООП образовательную программу для лиц, поступающих на обучение, в год, следующий за годом включения ПООП в Реестр.

Обучение лиц обучающихся по образовательной программе, разработанной до включения соответствующей ПООП в Реестр, осуществляется по образовательной программе, разработанной на момент их поступления или по решению организации по образовательной программе, обновленной с учетом вновь включенной ПООП в Реестр.

Отсутствие ПООП в Реестре не является препятствием для вступления ФГОС 3++ в силу с 01.09.2019 года.

ФУМО с июня 2017 года проводилась планомерная разработка ПООП, были организованы заседания ФУМО, рабочие сессии по обсуждению проектов ПООП на разных площадках в Сочи, Москве, Санкт-Петербурге, Ялте, Риге.

В настоящее время усилия образовательных организаций направлены на подготовку конкурентоспособного выпускника для инновационной экономики России, готового к самостоятельной профессиональной деятельности сразу после завершения университетов, экономя деньги и время работодателей.

Поэтому перед образовательными организациями стоит задача спроектировать «опережающую» образовательную программу, которая позволила бы отвечать современным требованиям не только сегодняшнего дня, но ближайшей перспективы на 4-5 лет, которая позволила формировать компетенции «профессий будущего».

По результатам исследований (экспертных оценках, форсайтах), проведенных Агентством стратегических инициатив, в которых выявлены 25 отраслей, в которых прогнозируются кадровые и профессиональные перемены (3). Ожидается, что до 2030 года появится 186 новых профессий (среди которых: дизайнер дополненной реальности территорий, разработчик тур навигаторов, режиссер индивидуальных туров, бренд-менеджер пространств, консьерж робототехники, архитектор территорий) и исчезнут 57 профессий (среди которых: турагент, экскурсовод, официант).

При этом уже сегодня разработчики образовательных программ задумываются о том, чтобы у студентов, кроме набора компетенций, требуемых ФГОС, были сформированы надпрофессиональные навыки и умения («софт-скиллз» компетенции): межотраслевая коммуникация; управление проектами; системное мышление; мультиязычность, умение программировать (знания в области робототехника, искусственного интеллекта); клиентоориентированность; умение ра-

ботать с людьми.

Один из вариантов образовательных программ инновационного типа, в котором Сочинский государственный университет (СГУ) принимал участие, стал проект Эразмус +.

Международный проект «EurDiq -European Dimension in Qualifications for the Tourist Sector» / «Формирование рамок квалификации специалистов туристского сектора на основе Европейского опыта» (время выполнения 2016-2019гг.) создан за счет средств Европейского союза с участниками - ведущими университетами России, Латвии, Киргизии, Великобритании, Германии, Кипра. В рамках проекта было проведено изучение практического опыта европейских университетов по созданию программ бакалавриата и магистратуры для подготовки специалистов в сфере туризма на основе освоения профессиональных компетенций востребованных на рынке труда (10, 13, 19).

По результатам проекта разработана сетевая программа магистратуры «Стратегии и лидерство в туризме» / Master's Degree in Tourism, Strategy & Leadership (таблица 4). Несомненными достоинствами программы являются:

- модульный принцип построения учебного плана;

- анализ требований работодателей сферы туризма для выбора вида деятельности и профессиональных компетенций образовательной программы;

Таблица 4 - Структура сетевой магистерской программы «Стратегии и лидерство в туризме» (Master's Degree in Tourism, Strategy & Leadership)

Core Course Title / Обязательная часть 44 ECTS (Credits / ЗЕТ)

Home University Course Title / Вариативная часть 71 ECTS (Credits / ЗЕТ)-

Electives / Элективные курсы 5 ECTS (Credits / ЗЕТ)

Each Participating University to offer its own Elective Courses. Students to select one elective course / Каждый университет предлагает студентам элективный курс

TOTAL CREDITS / Всего ЗЕТ 120

- введение базовых дисциплин, позволяющих обеспечить подготовку на базе непрофильного бакалавриата;

- использование международных требований при разработке методического обеспечения образовательной программы.

Отдельные элементы модульной программы были использованы в СГУ уже в 2018 году при запуске образовательной программы поколения 3++ для направления подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело», они существенно влияют на методическую организацию учебного процесса и порядок освоения профессиональных навыков будущих специалистов туристской сферы.

В период работы ФУМО, а также в рамках реализации проекта были всесторонне изучены мнения представителей работодателей для формулировки профессиональных компетенций и закрепления их за видами профессиональной деятельности. В Европейском союзе такие технологии используются в обязательном порядке при создании новых образовательных программ. Это позволяет оценивать текущие требования рынка труда и готовить однозначно востребованных специалистов.

Положительным моментом разработанной программы является введение дисциплины «Основные принципы туризма» в программу магистратуры. Это позволяет осуществить равноценную подготовку магистров, имеющих уровень бакалавра вне зависимости от про-

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, практическая реализация формирования международной сетевой образовательной программы на основе разработанных актуализированных ФГОС 3++ и ПООП, подтверждает работоспособность нормативно-методической двойки, возможность реализации основных положений единого образова-

филя. Такой подход также внедрен в новых программах магистратуры СГУ в 2018 году и он позволил существенно повысить число студентов-первокурсников. В рамках выполнения проекта был получен опыт составления рабочих программ дисциплин на основе образца университетов Великобритании. Использование международного опыта при составлении учебно-методического комплекса дисциплин позволяет, прежде всего, преподавателю заострить внимание на процессе освоения профессиональных компетенций востребованных на рынке труда. Подробное описание балльно-рейтинго-вой системы делает доступными для каждого студента требования не отдельного преподавателя, а всей образовательной программы.

Участниками-кураторами проекта со стороны Европейского союза стали ведущие профессоры Великобритании, обладающие практическим опытом обучения студентов по программам бакалавриата и магистратуры в сфере туризмы по всему миру. В частности, аудит программы проводил David Hind профессор London Metropolitan University.

Разработанная программа соответствует требованиям и российского стандарта ФГОС ВО 3++, и европейских образовательных стандартов. ОПОП магистратуры и учебно-методический комплекс дисциплин, разработанный в рамках проекта, успешно прошли аудит со стороны Европейского союза

тельного пространства, не ограничивает мобильность студентов. Разработанные ФГОС 3++ и ПООП позволяют формировать образовательные программы, по которым возможно готовить специалистов, отвечающих требованиям отрасли и обеспечивать выпуск кадров соответствующих международным требованиям.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. The concept of the federal target program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025). Approved by the Order of the Government of the Russian Federation of May 5, 2018 No. 872.

2. May decree of President Putin - 2018 [Electronic resource] https://crimeapress.info/ mayskiy-ukaz-prezidenta-putina-2018/#hcq=7U38RTq

3. The world of future professions [Electronic resource] http://box.atlas100. ru/#appointment.

4. GEF VO 43.03.01 «Service» approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 8, 2017 No. 514 [Electronic resource] http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/430301_B_3_03072017.pdf

5. GEF VO 43.03.02 «Tourism» approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 6, 2017 No. 516 [Electronic resource] http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/430302_B_3_30062017.pdf

6. GEF VO 43.03.03 «Hotel Management» approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 8, 2017 No. 515 [Electronic resource] http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/430303_B_3_30062017.pdf

7. GEF VO 43.04.01 «Service» approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 8, 2017 No. 518 [Electronic resource] http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/430401_M_11012018.pdf

8. GEF VO 43.04.02 «Tourism» approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 15, 2017 No. 556 [Electronic resource] http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/430402_M_11012018.pdf

9. GEF VO 43.04.03 "Hotel business" approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of June 15, 2017 No. 558 [Electronic resource] http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/430403_M_3_10072017.pdf

10. Kosmacheva L.M. Communicative preparation of bachelors of hospitality management in the context of the implementation of the international joint educational program: avtoref. dis ... kpn M., 2011

11. Morozova N.S. The interaction of universities and employers in training for the tourism industry // Professional education in the field of tourism as a condition for improving the quality of tourist services: mater. international scientific-practical. conf. (Moscow, December 13-14, 2012). M .: FGBOU VPO «RGUTIS». 2012. p. 219-224.

12. List of professional standards. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru.

13. B.I. Poor O.A. Kuzenkov Integrated educational programs «academic magistracy-postgraduate» // Higher education in Russia. 2016. - №5 (201). - p. 21-32.

14. Order of the Ministry of Labor of Russia dated April 12, 2013 No. 148n "On approval of qualification levels for the development of draft professional standards". URL: http:// rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48.

15. Guidelines for the development and implementation of the activity-competence-based approach of HVE education programs oriented towards the third generation of GEF / T. P. Afanasyev, E. V. Karavaeva, A. Sh. Kanukoeva et al. M .: Izd. Moscow State University, 2007. 96 p.

16. Krivitskaya M.A. Methods and algorithms for the design of working curricula in the context of new educational standards: author. ... Cand. tech. sciences. Surgut, 2015. 21 p.

17. Dugarova D. Ts., Starostina S. E. Management decisions to improve the quality of educational programs of the university in the context of conjugation of education and the

world of work // Uchenye zapiski Zabaykalskogo gos. un-that. Series: Vocational education, theory and methods of training. 2015. № 6 (65). Pp. 52-60.

18. Maltseva S. G., Teodorovich M. V. Comparative analysis of state standards of three generations of higher professional education for the tourism industry // Uchenye zapiski. 2014. No. 8. P. 124-128.

19. Karavaeva Ye.V. General Algorithm for Designing Higher Education Programs in Implementing the GEF VO (GEF 3+) Taking into account the requirements of professional standards and using European methodological approaches // Association of Classical Universities of Russia [site]. URL: http://www.acur.msu.ru.

20. Shkunova A.A. The main components of the educational environment of an educational institution // Tourism and Service Industry: status, problems, efficiency, innovations: Coll. articles on the materials of the II Intern. scientific-practical conf. 2015. P. 179-181.

21. Margolis A. A. Requirements for the modernization of basic vocational educational programs (PIO) for the training of teachers in accordance with the teacher's professional standard: proposals for the implementation of an activity approach in the training of teachers, // Psychological Science and Education. 2014. Vol. 19. No. 3. P. 105-126.

22. Bushueva I.V., Skabeeva L.I. On modern practice-oriented approaches to the development of educational programs for the preparation of masters in the direction of "Hotel Management" // Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service. 2016. Vol. 10. No. 1. P. 12-20.

23. Skabieva L.I., Lagusev Yu.M. Current trends in the formation of basic educational programs for the preparation of bachelors and masters in the direction of «Hospitality» // Bulletin of the Association of universities of tourism and service. 2016. Vol. 10. No. 1. P. 4-11.

24. Makarova E.V., Ugryumova S.D. The problematics and contradictions of the third generation GEF // Vestnik Dalrybvtuza. 2015. No. 5. P. 59-66.

25. Ivanova, L.V. Modern educational technologies in tourism [Electronic resource] // Access mode http://www.azimut72.com/biblioteka/nasha-metodicheskaya-kopilka/ news507.html. The date of appeal is 10/09/2018.

26. Pedagogical technologies: Uch. manual / Edited by V.S. Kukushina. - Rostov-n / D: Phoenix, 2004.

27. Suslova, I.A. Modern technologies of tourism education // Bulletin of the Lugansk National University, im. Taras Shevchenko. Seriya: Pedagogical sciences. - 2009. - №10 (173). - P.117-121.

28. Andriusov B.E. Case method as a tool for the formation of competencies / B.E. Andriusov // School Director. - 2010. - № 4. - p. 61-69.

29. Zhdanov E.R., Barinova N.A., Magsumov I.R., Yafizova R.A. Building individual educational trajectories for teaching students on the basis of SMART technologies in the context of education modernization / E.R. Zhdanov, N.A. Barinova, I.R. Magsumov, R.A. Yafizova // Kazan Pedagogical Journal. - 2015. - № 3. - p. 34-38.

30. Brel O.A. Technologies of problem-oriented learning in professional tourist education / O.A. Brel // Higher education today. - 2015. - № 10. - P. 22-26.

31. Brel, O.A. The use of modern educational technologies in the training of personnel in the field of tourism (on the example of the case method and technology portfolio) /O.A. Brel // Kazan Pedagogical Journal. - 2016. - № 2. - pp. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.