Научная статья на тему 'Актуализация ФГОС в области туризма с учетом требований профессиональных стандартов'

Актуализация ФГОС в области туризма с учетом требований профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА И ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ФГОС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / EDUCATIONAL PROGRAM / NEEDS OF THE LABOR MARKET AND THE TOURISM INDUSTRY / EMPLOYERS’ REQUIREMENTS / THE VALUE OF THE PROFESSIONAL STANDARD IN THE DEVELOPMENT OF THE FSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Илюхина Галина Ивановна, Силина Елена Дмитриевна

Раскрыты подходы к разработке федеральных государственных образовательных стандартов в области туризма с учетом требований введенных в действие профессиональных стандартов; рассмотрено современное состояние системы образования в Российской Федерации; приведены основные нормативно-правовыми документами по актуализации ФГОС, профессиональные стандарты; охарактеризованы участники процесса актуализации ФГОС, роль работодателей в процессах применения введенных в действие ФГОС с учетом принятых профессиональных стандартов, что позволяет повысить трудоустройство выпускников в индустрии туризма; рассмотрены принципы интенсивной подготовки компетентных кадров, способствующие приобщить обучающихся в процессе освоения образовательной программы к творческому подходу, к принятию обоснованных решений с учетом квалификационной характеристики выпускника, что позволяет в дальнейшем использовать полученные знания и практические навыки в конкретных видах профессиональной деятельности; рассмотрена роль участия работодателей индустрии туризма в образовательном процессе, так как их предложение и условия взаимодействия позволяют развить выпускнику нужные компетенции, что обеспечивает его трудоустройство на рынке труда; охарактеризованы понятия уровень профессионального образования, профиль подготовки, ориентированные на потребности рынка труда, требования конкретных работодателей индустрии туризма, соответствующие развитию и направлениям модернизации научно-технического комплекса страны, социально-экономическим процессам современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Илюхина Галина Ивановна, Силина Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updating the Federal State Educational Standard in the field of tourism, taking into account the requirements of professional standards

It reveals approaches to the development of Federal State Educational Standards (FSES) in the field of tourism with the requirements of the promulgated professional standards. The article considers the current state of the education system in the Russian Federation. It includes the main legal documents on updating FSES, professional standards. Authors characterize the participants in the process of updating FSES, the employers’ role in applying FSES taking into account the accepted professional standards to enhance the employability of graduates in tourism industry. The articles reveals the principles of intensive training of competent personnel that contribute to introduce students in the process of mastering the educational program for creativity, for making informed decisions based on qualification characteristics of the graduate. It allows further using the received knowledge and practical skills in specific occupations. The authors consider the role of participating the tourism industry employers in the educational process, as their offer and conditions of cooperation allow the graduate to develop the required competencies that ensure employability in the labour market. The authors characterize the concept of professional education level, specialization, tailored to the needs of the labour market, the requirements of specific tourism industry employers, and appropriated to the development and modernization directions of scientific-technical complex of the country, socio-economic processes in the modern society.

Текст научной работы на тему «Актуализация ФГОС в области туризма с учетом требований профессиональных стандартов»

Updating the Federal State Educational Standard in the field of tourism, taking into account the requirements of professional standards

ТУРИЗМ / TOURISM

УДК 74.5; 75.8

РО!: 10.24411/2413-693Х-2019-10403

Актуализация ФГОС в области туризма с учетом требований

профессиональных стандартов

АНАНЬЕВА Татьяна Николаевна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); проректор, председатель ФУМО СПО по УГПС СПО 43.00.00 «Сервис и туризм»; доктор социологических наук, профессор; e-mail: [email protected]

ИЛЮХИНА Галина Ивановна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); начальник УМЦ ФУМО СПО по УГПС СПО 43.00.00 «Сервис и туризм», кандидат социологических наук, доцент; e-mail: [email protected]

СИЛИНА Елена Дмитриевна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); руководитель Мастерской туризма; e-mail: [email protected]

Аннотация. Раскрыты подходы к разработке федеральных государственных образовательных стандартов в области туризма с учетом требований введенных в действие профессиональных стандартов; рассмотрено современное состояние системы образования в Российской Федерации; приведены основные нормативно-правовыми документами по актуализации ФГОС, профессиональные стандарты; охарактеризованы участники процесса актуализации ФГОС, роль работодателей в процессах применения введенных в действие ФГОС с учетом принятых профессиональных стандартов, что позволяет повысить трудоустройство выпускников в индустрии туризма; рассмотрены принципы интенсивной подготовки компетентных кадров, способствующие приобщить обучающихся в процессе освоения образовательной программы к творческому подходу, к принятию обоснованных решений с учетом квалификационной характеристики выпускника, что позволяет в дальнейшем использовать полученные знания и практические навыки в конкретных видах профессиональной деятельности; рассмотрена роль участия работодателей индустрии туризма в образовательном процессе, так как их предложение и условия взаимодействия позволяют развить выпускнику нужные компетенции, что обеспечивает его трудоустройство на рынке труда; охарактеризованы понятия уровень профессионального образования, профиль подготовки, ориентированные на потребности рынка труда, требования конкретных работодателей индустрии туризма, соответствующие развитию и направлениям модернизации научно-технического комплекса страны, социально-экономическим процессам современного общества.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, образовательная программа, потребности рынка труда и индустрии туризма, требования работодателей, значение профессионального стандарта при разработке ФГОС, образовательной программы

Для цитирования: Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Силина Е.Д. Актуализация ФГОС в области туризма с учетом требований профессиональных стандартов // Сервис Plus. 2019. Т.13. №4. С. 18-24. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10403.

Статья поступила в редакцию: 11.11.2019.

Статья принята к публикации: 13.12.2019.

2019 Vol. 13 Iss. 4

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

www.philosoph.ru

Актуализация ФГОС в области туризма с учетом требований профессиональных стандартов

Updating the Federal State Educational Standard in the field of tourism, taking into account the requirements of professional standards

Tatyana N. ANANEVA

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Dr. Sc. (Sociology), Prof., Vice-Rector, [email protected]

Galina I. ILYUKHINA

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Cand. Sc. (Sociology), Associate Prof., [email protected]

Elena D. SILINA

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; [email protected]

Abstract. It reveals approaches to the development of Federal State Educational Standards (FSES) in the field of tourism with the requirements of the promulgated professional standards. The article considers the current state of the education system in the Russian Federation. It includes the main legal documents on updating FSES, professional standards. Authors characterize the participants in the process of updating FSES, the employers' role in applying FSES taking into account the accepted professional standards to enhance the employability of graduates in tourism industry. The articles reveals the principles of intensive training of competent personnel that contribute to introduce students in the process of mastering the educational program for creativity, for making informed decisions based on qualification characteristics of the graduate. It allows further using the received knowledge and practical skills in specific occupations. The authors consider the role of participating the tourism industry employers in the educational process, as their offer and conditions of cooperation allow the graduate to develop the required competencies that ensure employability in the labour market. The authors characterize the concept of professional education level, specialization, tailored to the needs of the labour market, the requirements of specific tourism industry employers, and appropriated to the development and modernization directions of scientific-technical complex of the country, socio-economic processes in the modern society.

Keywords: Federal State Educational Standard, professional standard, educational program, needs of the labor market and the tourism industry, employers' requirements, the value of the professional standard in the development of the FSES, educational program

For citation: Ananeva, T. N., Ilyuhina, G. I., & Silina, E. D. (2019). Updating the Federal State Educational Standard in the field of tourism, taking into account the requirements of professional standards. Service plus, 13(4), 18-24. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10403 (In Russ.)

Submitted: 2019/11/11.

Accepted: 2019/12/13.

Одной из приоритетных задач России является развитие «новой экономики», основанной на знаниях и компетентности в сфере профессиональной деятельности. В соответствии с этим особое внимание уделяется вопросам подготовки высокопрофессиональных кадров, отвечающих требованиям работодателей и рынка труда. В этих условиях образование уже не

может оставаться в рамках привычных моделей освоения образовательных программ и вынуждено применять новые пути совершенствования подготовки компетентных кадров. Перспективы социально-профессиональной компетентности и адаптации выпускников на рынке труда связаны с качественной подготовкой будущих специалистов, сочетающих образование как

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2019 Том 13 №4

Updating the Federal State Educational Standard in the field of tourism, taking into account the requirements of professional standards

механизм ответственности в сфере профессиональной деятельности. В целом образовательный процесс можно определить как концептуальный фактор всей системы современной подготовки кадров, востребованных на рынке труда в целом и в индустрии туризма в частности.

В современных условиях отмечается всё более усиливающееся взаимодействие рынка труда и образовательных организаций на разработку требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и на их основе разработки образовательных программ. При этом задача ставится весьма конкретная и заключается в том, что содержание ФГОС и образовательных программ должно быть направлено на освоение обучающимся компетенций для конкретного вида профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта. При этом профессиональный стандарт определяется как регламент содержания ФГОС в части основных видов профессиональной деятельности выпускника, освоения знаний, умений, навыков, а образовательный процесс при этом должен быть информационно и организационно обеспечен необходимыми ресурсами, учебно-методическим и материально-техническим оснащением в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

В настоящее время подготовка кадров для индустрии туризма и гостеприимства на основании действующих ФГОС осуществляется по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования укрупненной группы Сервис и туризм, а также по образовательным программам дополнительного образования. К компетенции среднего профессионального образования отнесены специально-сти1: 43.02.10 Туризм, 43.02.11 Гостиничный сервис, 43.02.14 Гостиничное дело.

К компетенции высшего образования отнесены направления подготовки2:

- уровня бакалавриата: 43.03.02 Туризм, 43.03.03 Гостиничное дело;

- уровня магистратуры: 43.04.02 Туризм, 43.04.03 Гостиничное дело.

Сформированная таким образом система туристского образования направлена на реализацию

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 №1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" с изм. и доп. от 14.05.2014, 18.11.2015, 25.11.2016.

2 Приказ Министерства образования и науки РФ от

задач подготовки профессиональных кадров для индустрии и гостеприимства на основе преемственности образовательных программ. Одновременно отмечается значимость программ дополнительного образования, срок освоения которых может интегрироваться на основе целей и задач, определенных слушателем или работодателем индустрии туризма. На фоне сближения образовательных услуг с рынком труда, усиления роли работодателей в процессах разработки и введения в действие актуализированных ФГОС и образовательных программ, по которым осуществляется подготовка компетентных кадров для индустрии туризма, требуется решение первостепенных задач разработки образовательных программ, отвечающих конкретным запросам работодателей и потребностям рынка труда. При этом профессиональные регламенты для каждого квалификационного уровня подготовки выпускников для индустрии туризма позволяют сформировать должностные обязанности работников туристской индустрии, основные навыки и знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей.

Положительных результатов обеспечения потребности индустрии туризма в кадрах нужной квалификации и соответствующего уровня и профиля подготовки возможно достичь за счет формирования образовательной среды, идея разработки которой зачастую реализуется совместно (или по запросам работодателей) в виде систем реализации профилированных образовательных программ, адекватных потребностям индустрии туризма. При этом работодатели (предприятия, организации, корпорации или иные структуры) непосредственно участвуют в актуализации ФГОС и образовательных программ, обеспечивая тем самым потребности отрасли в кадрах нужной квалификации и уровня профессионального образования.

Участниками процесса актуализации ФГОС и на их основе образовательных программ являются:

- Минобрнауки России и Министерство просвещения;

- Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;

- советы по профессиональным квалификациям;

- разработчики профессиональных стандартов;

- федеральные учебно-методические объединения;

12.09.2013 №1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" с изм. и доп. от 29.01, 20.08, 13.10.2014 г., 25.03, 1.10.2015, 1.12.2016, 10.04., 11.04.2017, 23.03.2018, 30.08.2019.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Актуализация ФГОС в области туризма с учетом требований профессиональных стандартов

- рабочие группы по разработке и актуализации ФГОС и образовательных программ.

Актуализация ФГОС проводится в соответствии с утвержденным профессиональным стандартом и устанавливает необходимость доработки и (или) разработки новых ФГОС, или внесение изменений в ФГОС и в образовательную программу, или подтверждает соответствие ФГОС профессиональному стандарту. Основными нормативно-правовыми документами по актуализации ФГОС являются следующие:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»3;

- ФЗ от 02.05.2015 № 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ"4, который регламентирует срок завершения актуализации ФГОС;

- Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 831 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального обра-зования»5;

- Регламент взаимодействия участников процесса разработки и актуализации ФГОС в соответствии с принимаемыми ПС6;

- Правила разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений;

- Методические рекомендации по актуализации действующих ФГОС с учетом принимаемых профессиональным стандартов7;

- Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального обра-зования»8;

- Приказ Министерства образования и науки РФ

от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"1;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"2;

- Инструктор-проводник, приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 702н9;

- Экскурсовод (Гид), приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 539н10;

- Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц, приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.05.2015 № 282н11;

- Работник по приему и размещению гостей, приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.09.2017 г. № 659н12;

- Руководитель предприятия питания, приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7.05.2015 №281н13;

- Официант/бармен». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.12.2015 № 910н.

Профессиональные стандарты для работников туристской индустрии содержат требования к выпускникам каждого уровня туристского образования и включают следующие разделы:

- общие сведения, которые содержат наименование вида профессиональной деятельности; цели профессиональной деятельности и группы занятий; отнесение к видам экономической деятельности;

3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

4 ФЗ от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ

5 Приказ Минтруда России от 02.11.2015 №831 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»

6 Регламент взаимодействия участников процесса разработки и актуализации ФГОС в соответствии с принимаемыми ПС6 (утвержден Министром образования и науки РФ и Председателем Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (24.02.2016)

7 Методические рекомендации по актуализации действующих ФГОС с учетом принимаемых профессиональным стандартов (№ ДЛ-11/06 вн., утв. 20.11.2015 Минобрнауки России)

8 Профессиональный стандарт «Педагог профессиональ-

ного обучения, профессионального образования и допол-

нительного профессионального образования» (Утв. приказом Минтруда России от 08.09.2015 №608н, зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 №38993)

9 Профессиональный стандарт Инструктор-проводник. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.09.2017 №702н

10 Профессиональный стандарт Экскурсовод (Гид), приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4.08.2014 № 539н

11 Профессиональный стандарт Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.05.2015 № 282н;

12 Профессиональный стандарт Работник по приему и размещению гостей, приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.09.2017 г. № 659н

13 Профессиональный стандарт Руководитель предприятия питания, приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 мая 2015 г. N 281н.

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2019 Том 13 №4

Updating the Federal State Educational Standard in the field of tourism, taking into account the requirements of professional standards

- описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт в форме функциональной карты видов профессиональной деятельности;

- характеристики обобщенных трудовых функций устанавливают: наименование обобщенных трудовых функций; возможные наименования должностей, профессий; требования к образованию и обучению; требования к опыту практической работы; особые условия допуска к работе; другие дополнительные характеристики;

- трудовые функции устанавливают: наименование, уровень (подуровень) квалификации; трудовые действия; необходимые умения; необходимые знания; другие характеристики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сведения об организациях и разработчиках, разработанных профессиональный стандарт.

При этом Федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный в соответствии с профессиональным стандартом и с участием представителей работодателей - это ещё и своеобразная форма «адресной» профессиональной подготовки кадров, позволяющая поднять процент востребованности выпускников на более высокий уровень, форма гарантии их трудоустройства в индустрии туризма. При этом решается вопрос занятости молодых специалистов в конкретной профессиональной среде, так как выпускникам, освоившим данные образовательные программы, предлагается трудоустройство со стороны работодателей в конкретных сферах индустрии туризма. Такая система подготовки профессиональных кадров для индустрии туризма достаточно конкретна, так как студенты обучаются по образовательной программе, содержание которой согласовано с заинтересованным представителем работодателей, что можно охарактеризовать как целевой подход к подготовке востребованных на рынке труда выпускников для индустрии туризма.

В профессиональной среде признак целевой подготовки означает четкую профессиональную направленность на отрасль или на конкретный профиль и уровень образовательной программы, возможно на конкретное предприятие индустрии туризма, с которым осуществляется взаимодействие образовательной организации в системе корпоративных либо партнерских отношений. Кроме того, при этом используется необходимое конкретное материально - техническое и иное ресурсное обеспечение, что позволяет студенту освоить нужные компетенции для дальнейшей профессиональной деятельности. Важная роль в этом процессе возлагается на работодателей индустрии туризма, так как их предложение и условия

взаимодействия позволяют развить выпускнику нужные компетенции.

В соответствии с требованиями ФГОС и (или) или образовательной программы представители работодателей индустрии туризма, заинтересованные в компетентных кадрах нужной квалификации, по своему усмотрению предоставляют обучающимся места для прохождения практик, принимают участие в формировании основных образовательных программ с учетом профиля подготовки, в оценке качества результатов освоения образовательной программы в период промежуточной, итоговой и государственной итоговой аттестации. Кроме того, представители предприятий индустрии туризма также заинтересованы в трудоустройстве выпускников, подтвердивших высокий уровень теоретической и практической подготовки.

В связи с этим, содержание образовательных программ на основе требований ФГОС должно определять не только перечень учебных дисциплин и их трудоемкость, но и регламентировать результаты достижения обучающимися уровня образования, компетенции, готовность будущего работника самостоятельного оперирования знаниями и практическими навыками в профессиональной сфере с учетом профиля образовательной программы. Особенность такой образовательной программы, формируемой в рамках требований ФГОС, состоит в широком применении компетент-ностно-деятельностного и практико-ориентированного подхода, в основе которых заложено развитие системы образования, ориентированного на результат обучения, то есть компетенции выпускников по соответствующей образовательной программе, уровню и профилю подготовки. При этом компетенции выпускников проявляются в многофункциональной системе знаний, умений и профессиональных навыков, отвечающих требованиям работодателей индустрии туризма и одновременно запросам рынка труда.

Одновременно актуальность приобретает уровень образования, профиль подготовки, ориентированные в первую очередь на потребности рынка труда, требования конкретных работодателей индустрии туризма, соответствующие развитию и направлениям модернизации научно-технического комплекса страны, социально-экономическим процессам современного общества. В такой системе разработка ФГОС и образовательной программы в области туризма, адекватных запросам работодателей и рынка труда, должны опираться на основные исходные данные ФГОС, определяемые как следующие регламенты:

•ФГОС как комплекс требований, которые

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Актуализация ФГОС в области туризма с учетом требований профессиональных стандартов

должны быть реализованы в образовательной программе подготовки кадров для индустрии туризма с учетом востребованного профиля и уровня образования;

•действующие образовательные программы как «аккумуляторы» накопленного опыта и требований организации учебного процесса, реализации задач подготовки компетентных кадров с учетом профиля подготовки, отвечающих потребностям отечественного и мирового рынка труда, индустрии туризма;

•механизмы взаимодействия институциональных структур, регулирующих требования к кадрам нужных квалификаций в индустрии туризма, профиля и уровня подготовки;

•ресурсное обеспечение реализации образовательных программ подготовки кадров для индустрии туризма на основе установленных ФГОС норм и требований.

Такой подход является в какой-то мере регламентом к разработке образовательных программ с учетом профиля подготовки, основанного на следующих процедурах:

•мониторинг потребности рынка труда в кадрах различных квалификаций и уровня образования с учетом развития инноваций, услуг, экономики, видов экономической деятельности, сегментов бизнеса, индустрии туризма;

•определение уровней профессионального образования кадров различных квалификаций и профилей подготовки, отвечающих требованиям рынка труда, экономики, индустрии туризма;

•выбор профиля образовательной программы, обоснование отличительных характеристик от существующих аналогов;

•разработка требований к условиям реализации образовательных программ необходимого уровня образования и профиля подготовки;

•разработка требований к образовательным программам, включая требования к подготовке выпускника через системы трудоемкости образовательной программы и изучаемых дисциплин, обеспечивающих компетенций, форм контроля и оценки достигнутых результатов, кадрового, учебно-методического, информационного, материально-технического и другого необходимого ресурсного обеспечения. При этом следует учитывать передовые достижения развития социальной сферы, культуры, экономики, науки, техники, технологий, инноваций, индустрии туризма;

•разработка рекомендаций по обеспечению гарантии качества подготовки выпускников, заключающихся в разработке стратегии по обеспечению качества образовательного процесса; мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;

•разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев; обеспечение качества и компетентность профессорско-преподавательского состава; обеспечение достаточными ресурсами реализуемых образовательных программ с учетом профиля подготовки, контроль эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых; регулярное проведение самообследования по критериям для оценки деятельности и сопоставления с эталонами или другими образовательными учреждениями; информирование общественности индустрии туризма о результатах своей деятельности, планах, инновациях, научных достижениях;

•выработка критериев оценки результатов обучения и качества подготовки выпускников, включая текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию;

•создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций с учетом профиля подготовки;

•разработка совместно с работодателями требований к практической подготовке выпускника, приобретению необходимых для выполнения должностных обязанностей в конкретной профессиональной среде практических навыков, их согласование с представителями индустрии туризма;

•разработка совместно с работодателями требований к итоговой государственной аттестации выпускников, выполнению и защите выпускной квалификационной работы, сдаче государственного экзамена, критериев оценки результатов освоения образовательной программы в области туризма;

•определение совместно с работодателями критериев обучения по образовательной программе в области туризма;

•разработка требований к вступительным испытаниям по образовательным программам индустрии туризма, а также при необходимости по программам послевузовского образования.

Представленный таким образом подход к разработке и (или) актуализации ФГОС в целях подготовки компетентных специалистов в области туризма позволяет изменить систему образования, обеспечивая тем самым переход к информационному обществу, где главной движущей силой, способной обеспечить любой прогресс, является человек творческий, с высокой степенью профессиональной и научной подготовки, имеющий возможность в полной мере раскрыть свои способности, получить признание общества и утвердить себя как востребованного на рынке труда профессионала.

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2019 Том 13 №4

Updating the Federal State Educational Standard in the field of tourism, taking into account the requirements of professional standards

Литература

1. Ананьева Т.Н.. Подготовка кадров для сферы сервиса. Сборник Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образовательного и гуманитарного сервиса» (23 апреля 2008 года), Институт сервиса (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО «РГУТиС»). - М., 2008. - 80 с.

2. Илюхина Г.И. Особенности компетентностного подхода к подготовке кадров для сферы обслуживания. «Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания олимпиады Сочи-2014». Материалы Международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008.-250с. с. 95-100.

3. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. и др. Компетентностный подход к содержанию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для образовательных программ в области сервиса: монография. ФГОУВПО «РГУТиС». - М., 2007.

4. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. и др. Стратегия и структура подготовки кадров для сферы бытового обслуживания населения - взгляд работодателей. // СЕРВИСр!ив. № 3 -2008. стр. 95-104.

References

1. Ananeva, T.N. (2008). Training of personnel for the service sector. Sbornik Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy obrazovatel'nogo i gumanitarnogo servisa» [Collection of the Regional scientific and practical conference "Actual problems of educational and humanitarian service"] (Apri! 23, 2008), Institute of service (Moscow) (branch), Russian State University of Tourism and Service, Moscow. (In Russ.).

2. Ilyuhina, G.I. (2008). Features of the competence approach to training personnel for the service sector. "Innovacionnye tekhnologii v podgotovke kadrov dlya obsluzhivaniya olimpiady Sochi-2014" ["Innovative technologies in training personnel to serve the Sochi 2014 Olympics"]: Proceedings of the Internationa! scientific and practical conference. Rostov-on-Don, 95-100. (In Russ.).

3. Fedulin, A.A., Ananeva, T.N. et al. (2007). Competence-based approach to the content of state educational standards of higher professional education for educational programs in the field of service: monograph. Moscow: Russian State University of Tourism and Service. (In Russ.).

4. Fedulin, A.A., Ananeva, T.N. et al. (2008). The Strategy and Structure for the Training in Consumer Services: the View of Employers. Service plus, 3, 95-104. (In Russ.).

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.