Новые образовательные стандарты и технологии: подготовка будущих специалистов в сфере туризма и гостеприимства с заданными квалификационными характеристиками
Гончарова Ирина Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана факультета гостеприимства Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС, [email protected]
Гончарова Ольга Владимировна,
директор программы, Институт отраслевого менеджмента РАНХиГС, [email protected]
Предлагается новая образовательная модель подготовки специалистов для сферы туризма и гостеприимства - многопрофильный бакалавриат «Гостеприимство». Особенность модели многопрофильного бакалавриата Гостеприимство в её гибкости, возможности построения индивидуальной траектории развития и своей карьеры в сфере туризма и гостеприимства. Многопрофильный бакалавриат Гостеприимство включает подготовку по следующим образовательным программам: Ресторанное дело (38.03.02 Менеджмент); Управление мероприятиями (43.03.01 Сервис); Международный и национальный туризм (43.03.02 Туризм); Управление гостиничным бизнесом (43.03.03 Гостиничное дело). Образовательные технологии, заложенные в программы многопрофильного бакалавриата Гостеприимство, предполагают освоение образовательных программ обучающимися в три последовательных этапа. Основное преимущество предложенной модели подготовки специалистов для сферы гостеприимства и туризма в том, что студенту не нужно определяться с выбором направления подготовки до поступления в вуз, это можно сделать позже, уже в процессе обучения, на 2 курсе, когда возможностей сделать осознанный выбор будет больше. Многопрофильный бакалавриат Гостеприимство позволит готовить специалистов для этой сферы в нескольких родственных областях одновременно, что является принципиальным отличием от традиционного узкоспециализированного подхода (например, подготовка 4 года только по направлению Туризм или подготовка 4 года только по направлению Гостиничное дело, где студенты развивают профессиональные навыки для одного конкретного вида деятельности)
Ключевые слова: качество образования, образовательные технологии, подготовка кадров для сферы туризма и гостеприимства, многопрофильный бакалавриат
Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. С целью достижения стабильного экономического развития многие государства ставят перед собой приоритетные задачи по подготовке высококвалифицированных кадров и развитию человеческих ресурсов. Происходящие в последние несколько лет фундаментальные изменения на рынке труда, связанные со стремительным развитием технологий и использованием их в профессиональной деятельности, оказывают существенное влияние на повышение требований к квалификации человеческих ресурсов.
Согласно докладу The Future of Jobs 2020, выпущенному Всемирным экономическим форумом (WEF), к 2025 году 43% работодателей намерены сократить число рабочих мест, 41% планируют расширить использование подрядчиков для выполнения специализированных работ, 34% будут расширять штат [2].
Внедрение новых технологий приведет к изменению бизнес-задач, рабочих мест и востребованных профессиональных навыков, при этом для 40% работников потребуется переквалификация.
Даже несмотря на такие неутешительные прогнозы по сокращению количества рабочих мест, кадровый дефицит - одна из острейших проблем современного бизнеса.
Источником проблем является разрыв между ожиданиями работодателей и тем уровнем компетенций, с которыми выходят на рынок труда выпускники учебных заведений. Рынок образовательных услуг не всегда может эффективно обеспечивать потребность рынка труда в полноценно подготовленных кадрах. В настоящих условиях подготовка кадров в системе высшего и среднего специального образования не может развиваться как закрытая система, без учета требований работодателей.
Диалог между сферой образования и сферой труда должен строиться на основании взаимных обязательств.
Бизнес формулирует для образования своевременный заказ на кадры с определенными квалификациями и требования к содержанию их обучения, система образования отвечает на запрос качественными образовательными программами и соответствующими ожиданиям работодателей результатами подготовки выпускников.
Не случайно Стратегией развития национальной системы квалификаций до 2030 года предусмотрено системное вовлечение работодателей в управление качеством реализации программ профессионального образования и обучения. Должны быть сформированы условия, обеспечивающие взаимодействие работодателей и образовательных организаций. Самый эффективный механизм такого взаимодействия - совместная работа
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
сч
0 сч
СП
01
о ш Ш X
3
<
m о х
X
по созданию и продвижению лучших практик подготовки кадров [1].
Не исключением является и сфера гостеприимства. По словам работодателей, ситуация на рынке труда осложняется дефицитом квалифицированного персонала. Причём это касается как линейного персонала, так и middle -менеджмента и top - менеджмента.
Казалось бы, что существующая система образования в сфере туризма и гостеприимства в нашей стране, должна покрыть недостающую потребность в квалифицированном персонале.
Подготовка кадров для сферы гостеприимства и туризма по высшему образованию ведется в основном по УГСН 43.00.00 Сервис и Туризм, а также по УГСН 38.00.00 Экономика и управление (в основном по направлению Менеджмент) и УГСН 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии (направленность Технология продукции и организация общественного питания).
По данным Федерального агентства по туризму (Ро-стуризма), в России 585 образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по подготовке кадров для сферы гостеприимства (табл. 1).
Таблица 1
Количество образовательных организаций Российской Федерации, осуществляющих подготовку кадров для сферы
Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования (ВО) Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования (СПО) Образовательные организации, реализующие образовательные программы дополнительного профессионального образования (ДПО)
585 265 268
В настоящее время наблюдается дисбаланс на рынке труда сферы туризма и гостеприимства: с одной стороны, дефицит высококвалифицированных кадров, с другой стороны, не востребованность специалистов с вузовским дипломом на рынке труда [4].
На рынке труда в сфере туризма и гостеприимства сложилась парадоксальная ситуация. Кадры в этой сфере остро необходимы, предложение со стороны рынка образовательных услуг для сферы гостеприимства и туризма существует даже в избытке, но специалисты не востребованы со стороны работодателей. Многие выпускники вузов не трудоустраиваются по полученной специальности, либо занимают позиции, требующие более низкого уровня образования (среднего или начального профессионального).
Наблюдается дисбаланс на рынке труда сферы туризма и гостеприимства: с одной стороны, дефицит высококвалифицированных кадров, с другой стороны, не востребованность специалистов с вузовским дипломом на рынке труда.
Для выяснения причин не востребованности выпускников высших учебных заведений на рынке труда в сфере туризма и гостеприимства, выявления трендов развития в этой сфере Факультетом гостеприимства РАНХиГС при Президенте Российской Федерации совместно с Федерацией Рестораторов и Отельеров России (ФРиО), Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Союзом Россия при поддержке Агентства стратегических инициатив
была проведена форсайт-сессия «Проблемы и развитие индустрии гостеприимства в России до 2035-го года».
В форсайт-сессии приняли участие более 120 представителей и экспертов сферы гостеприимства и туризма.
Результатом форсайт-сессии стала дорожная карта, которая позволила спрогнозировать изменения, которые в ближайшее десятилетие могут претерпеть области, сферы, объекты и задачи профессиональной деятельности специалистов сферы туризма и гостеприимства, а также, как к этим изменениям должна быть готова высшая школа.
Итоги форсайт-сессии показали необходимость пересмотра не только действующих образовательных стандартов высшего образования в подготовке специалистов для сферы гостеприимства и туризма, но и саму систему подготовки специалистов для этой сферы.
В результате нами была предложена новая модель подготовки специалистов для сферы гостеприимства и туризма - многопрофильный бакалавриат «Гостеприимство».
В основе модели многопрорфильного бакалавриата лежит разработанный образовательный стандарт многопрофильного бакалавриата «Гостеприимство». РАН-ХиГС имеет право разрабатывать собственные образовательные стандарты в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 902 «О внесении изменения в перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 г. № 1332».
Новый образовательный стандарт многопрофильного бакалавриата (ОС МПБ) «Гостеприимство» решает задачу подготовки специалистов нового поколения, обладающих фундаментальными знаниями и практико-ориентированными компетенциями по нескольким профилям подготовки, актуальных для сферы гостеприимства и туризма, сочетание которых позволяет выстроить свою собственную траекторию построения карьеры в сфере гостеприимства и туризма.
Разработка и реализация образовательных программ в соответствии с ОС МПБ «Гостеприимство» осуществляется с применением единой образовательной технологии (рис. 1).
Образовательные программы многопрофильного бакалавриата направлены на подготовку выпускников, которые готовы к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов сферы туризма и гостеприимства.
Единая образовательная технология в рамках ОС МПБ «Гостеприимство» предполагает освоение образовательных программ обучающимися в три последовательных этапа.
На первом этапе в течение первых двух лет обучения осваивается общая часть образовательной программы, единая для всех направлений подготовки ОС мПб «Гостеприимство». В первые два года студентам предлагается погрузиться в сферу гостеприимства, участвуя в посещениях предприятий сферы гостеприимства, мастер-классах, участвуя в различных мероприятиях и выставках в качестве волонтеров в сфере гостеприимства, знакомясь в рамках профессиональных мастерских с лидерами и ведущими специалистами сферы гостеприимства.
ГОСТЕПРИИМСТВО
РАНХиГС |ИНС™Т¥Т
ОТРАСЛЕВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
43.G3.02
ш
ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО
1-Й ГОД
Мировая индустрия гостеприимства
Введение в профессию «Управление гостиничным бизнесом», «Ресторанное дело»
Построение карьеры: профессиональные мастерские
Организация и её деловая среда
Психология бизнеса
Поведение потребителей
English lor Hospitality
Русский язык и культура речи
Страноведение
практика на предприятиях гостеприимства (учебная^
2-Й ГОД
в профессию «Управление мероприятиями», »Международный и национальный туризм»
ПЕРЕВОДНОЕ ИСПЫТАНИЕ
3-Й ГОД
4-И ГОД
Второй иностранный язык
Культура и искусство народов мира
English lor Hospitality
Второй иностранный язык
Основы бизнеса
Общий менеджмент: принципы и процессы
Маркетинг услуг
Информационные технологии в менеджменте
Дизайн-мышление и проектирование продукта
практика на предприятиях гостеприимства (учебная)
ОБЩИЙ БЛОК ОБУЧЕНИЯ для есех направлений (менеджмент, сервис, туризм, гостиничное дело)
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ РЕСТОРАННОЕ ДЕЛО
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ
УПРАВЛЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯМИ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
специализация"
специализация
специализация 1
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ специализация 1
УПРАВЛЕНИЕ ГОСТИНИЧНЫМ БИЗНЕСОМ
специализация 2
■h
§ i
£ i
I I
< £
S о
CD S
E G
P ?
§
возможность пройти дополнительное обучение в выбранной сфере и получить не только диплом бакалавра, но и удостоверение о повышении квалификации
Рисунок 1. - Многопрофильный бакалавриат «Гостеприимство» ОС МПБ «Гостеприимство» представляет собой совокупность требований, применяемых при реализации в Академии основных образовательных программ уровня бакалавриата по направлениям подготовки: 38.03.02 Менеджмент; 43.03.01 Сервис; 43.03.02 Туризм; 43.03.03 Гостиничное дело.
Отличительной особенностью первого этапа обучения по ОС МПБ «Гостеприимство» является возможность глубоко погрузиться в профессиональную среду для последующего выбора траектории своего развития на 3 и 4 курсах.
Учебный процесс данного периода включает в себя дисциплины (модули) и соответствующие профилям образовательных программ учебные (ознакомительные) практики в организациях. Учебные практики проходят на 1 и 2 курсах не менее 2-х месяцев на конкретных рабочих местах на предприятиях сферы гостеприимства.
Еще одной особенностью первого этапа обучения -изучение двух иностранных языков: английского в сфере бизнеса (как основного) и второго иностранного языка (по выбору) - немецкий, итальянский, испанский, французский языки.
По завершении освоения обучающимися общей части образовательной программы проводится промежуточная аттестация, которая включает в себя оценку:
• написанного обучающимся эссе на иностранном (английском) языке;
• защиты выполненного проекта по выбранному направлению и профилю для последующего обучения на 3 и 4 курсах;
• сформированного портфолио первого этапа обучения.
На втором этапе в течение третьего года обучения осваивается профессиональная часть образовательной
программы, включающая в себя базовый профессиональный модуль и распределенную производственную практику в организациях по профилю осваиваемой образовательной программы.
Производственная практика на третьем году обучения предоставляет собой организационно-управленческую практику. Студентам в течение 2-х месяцев предоставляется возможность пройти такую практику под непосредственным руководством наставника на предприятии сферы гостеприимства.
Содержание профессиональной части образовательной программы формируется на основе профессиональных стандартов, выбранных в образовательной программе в зависимости от профиля.
По результатам промежуточной аттестации второго этапа обучения руководителем программы формируются рекомендации для обучающихся о продолжении обучения на том же профиле направления подготовки ОС МПБ (на той же программе МПБ) или о переводе на иной профиль, в том числе иное направление подготовки ОС МПБ (на иную программу МПБ).
На третьем этапе в течение четвертого курса осваивается углубленная специализированная часть образовательной программы, которая расширяет или углубляет компетенции, обеспечивающие возможность выполнения осваиваемых в программе МПБ типов задач профессиональной деятельности.
Каждая из образовательных программ реализуется на основе индивидуальных траекторий обучения двух типов:
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м
сч
0 сч
cñ
01
- Монопрофильная траектория. Обучающийся осваивает углубленную специализированную часть, соответствующую выбранной на втором этапе направленности (профилю) образовательной программы. Углубленную специализированную часть иных программ мПб обучающийся вправе осваивать как факультативную. В результате освоения образовательной программы обучающийся должен быть готов к сдаче квалификационного экзамена по одному виду профессиональной деятельности в Совете по профессиональным квалификациям;
- Двупрофильная траектория. Обучающийся после второго этапа переходит на иную образовательную программу при условии самостоятельного изучения (освоения на основе индивидуального плана) второй части образовательной программы профиля, на который он переведен. В результате освоения образовательной программы обучающийся должен в этом случае быть готов к сдаче квалификационных экзаменов по двум видам профессиональной деятельности.
При параллельном освоении дополнительной специализированной профессиональной части другого профиля по завершению обучения выпускник вправе получить документы об образовании, подтверждающие освоение модулей образовательной программы, разработанных на основе профессиональных стандартов, как отдельных программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен быть готов к сдаче сертификационного экзамена как минимум по одному иностранному языку.
Особенность модели многопрофильного бакалавриата в её гибкости, возможности построения индивидуальной траектории развития и своей карьеры в сфере гостеприимства. Студенту не нужно определяться с выбором направления подготовки до поступления в ВУЗ, это можно сделать позже, уже в процессе обучения, когда возможностей сделать осознанный выбор будет больше.
Такой подход способствует вовлеченности обучающегося в будущую профессиональную деятельность, придает новый импульс, пробуждает интерес к занятиям. Таким образом можно готовить специалистов для сферы туризма и гостеприимства в нескольких областях одновременно, что и является принципиальным отличием от традиционного узкоспециализированного подхода, где учащиеся развивают профессиональные навыки для конкретной работы. Такие специалисты высоко востребованы на рынке труда, поскольку у них есть навыки, необходимые для адаптации при изменяющейся деятельности.
года" (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12.03.2021 N 51)) [Электронный ресурс] // Режим доступа http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384038/
2. The Future of Jobs 2020. [Электронный ресурс] // Режим доступа - http://digitalbusiness-model.ru/page14662131.html
3. Федеральное агентство по туризму Минэкономразвития России: официальный сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.russiatourism.ru
4. «Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // Режим доступа - http:// http://atlas100.ru/catalog/tunzm-i-gostepriimstvo/
New educational standards and technologies: training of future specialists in the field of tourism and hospitality with the specified qualification characteristics Goncharova I.V., Goncharova O.V. RANEPA
JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90_
A new educational model for training specialists for tourism and hospitality is proposed - a multidisciplinary bachelor's degree "Hospitality". The peculiarity of the model of the multidisciplinary bachelor's degree in Hospitality is its flexibility, the possibility of building an individual trajectory of development and one's career in the field of tourism and hospitality. The multidisciplinary bachelor's degree in Hospitality includes training in the following educational programs: Restaurant business (38.03.02 Management); Event management (43.03.01 Service); International and national tourism (43.03.02 Tourism); Hotel business management (03.03.03 Hospitality). The educational technologies incorporated in the multidisciplinary bachelor's degree programs in Hospitality imply the development of educational programs by students in three consecutive stages. The main advantage of the proposed model for training specialists for the field of hospitality and tourism is that the student does not need to decide on the choice of the direction of training before entering the university, this can be done later, already in the learning process, in the 2nd year, when there will be more opportunities to make an informed choice. The multi-disciplinary bachelor's degree in Hospitality will allow training specialists for this area in several related areas at the same time, which is a fundamental difference from the traditional highly specialized approach (for example, 4 years of training only in the Tourism direction or 4 years of training only in the Hospitality direction, where students develop professional skills for one specific activity) Keywords: quality of education, educational technologies, education for tourism and hospitality, multidisciplinary bachelor's degree program References
1. Atlas of new professions [Electronic resource] // Access mode http ://at-las100.ru/catalog/turizm-i-gostepriimstvo/
2. Annual survey of the heads of the largest companies in the world [Electronic resource] // Access mode - http://www.pwc.ru/ru/ceo-survey.html)
3. "Skills of the future: what you need to be able and know in a complex world" [Electronic resource] // Access mode - http://futuref.org/future-skills.ru
4. Talent Management: Figures and Trends-PwC [Electronic resource] // Access mode - https://www.pwc.ru/ru/hr-consulting/assets/talent-man-agement-trends.pdf
5. "Skills of the future: what you need to be able and know in a complex world" [Electronic resource] // Access mode - ttp: / / futuref. org/future-skills ru
О Ш
m x
Литература
1. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030
3
<
m о х
X