УДК 332.146.2(470.23)
А.В. Гончаров
К вопросу о переходе Ленинградской области к устойчивому развитию
В статье предлагается классификация факторов устойчивого развития. В качестве одного из драйверов перехода на траекторию устойчивого развития Ленинградской области предлагается повышение инновационности агропромышленного комплекса. Формулируются основные факторы, обусловливающие экономические причины развития животноводства в регионе.
The article presents the classification of factors of sustainable development. As one of the drivers of the transition to sustainable development of Leningrad region it is proposed to improve the innovativeness of agribusiness. The author describes main factors contributing to the economic causes of livestock development in the region.
Ключевые слова: устойчивое развитие, региональная экономическая система, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, факторы, государственная программа, стратегия, инновационное развитие.
Key words: sustainable development, regional economic system, agriculture, agribusiness, factors, government programme, strategy, innovation development.
В современных условиях социально-экономической трансформации России устойчивое развитие ее регионов является актуальной задачей обеспечения безопасности национальной экономики. Целью нашего исследования стало изучение устойчивого развития в логике экономической безопасности. В этой связи предлагается классификация факторов, влияющих на достижения развития устойчивого типа, при этом в качестве одного из факторов, имеющих приоритетное значение, рассматривается фактор институционального характера.
Любое развитие предполагает наличие драйверов (инициаторов и катализаторов) развития, поэтому второй целью исследования было определение драйверов устойчивого развития региона. Данная задача решалась в отношении одного из субъектов СЗФО - Ленинградской области, драйвером устойчивого развития которого, по мнению автора, является инновационное развитие агропродоволь-ственной сферы в целях обеспечения продовольственной безопасности как одной из сфер экономической безопасности Российской Федерации.
© Гончаров А.В., 2014
Критерии устойчивого развития региональной экономической системы [4] можно определить как повышение экономической эффективности функционирования региональной экономической системы; улучшение качества жизни населения территории; обеспе-обеспечение равновесия в природной среде.
Как нам представляется, критерии устойчивого развития, сформулированные на основании триединства целей устойчивого развития (экономической, социальной и экологической) имеют достаточную корреляцию с соответствующими видами безопасности: экономический критерий - экономическая (финансовая) безопасность; социальный критерий - кадровая безопасность; экологический критерий - экологическая безопасность.
По нашему мнению, термин «устойчивое развитие» имеет логическую взаимосвязь с категориями «экономическая безопасность», «жизнеспособность» и «конкурентоспособность» региона (рис. 1).
Жизнеспособность Конкурентоспособность
Экономическая опасность
Устойчивое развитие
Рис. 1. Взаимосвязь понятий «устойчивое развитие», «экономическая безопасность», «жизнеспособность» и «конкурентоспособность» региона
Устойчивость как важнейший признак регионального развития предполагает длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала территории в режиме сбалансированности и социальной ориентации [1, с. 21].
Концепция устойчивого развития ООН предполагает эффективное и сбалансированное развитие экономической, социальной и экологической сфер. Такой тип развития, понимаемый большинством исследователей как равномерный, комплексный рост всех сфер региональной системы, является ключевым условием ее устойчивости, что в конечном итоге повышает эффективность функционирования региона.
На возможность достижения устойчивого развития региональной системы влияют различные факторы, которые, по нашему мне-
нию, целесообразно классифицировать по двум признакам (рис. 2): целям устойчивого развития; параметрам устойчивого развития.
Рис. 2. Классификация факторов устойчивого развития региона
п ^ w www
Процесс достижения любой экономической системой устойчивого развития объективно должен базироваться на конкурентных преимуществах этой системы [5]. Группировка факторов устойчивого развития по целям основана на достижении соответствующей цели - экономического, социального или экологического характера.
В основе группировки факторов устойчивого развития по параметрам - предложенная нами модель устойчивого развития [2], аппроксимируемая функций устойчивого развития F:
F = f (, Xj,хз),
где х1 - «природа», х2 - «инновации», х3 - «институты».
В соответствии с этой моделью область устойчивого развития региональной экономической системы можно представить как область пересечения трех ключевых элементов: (1) «природы» - естественного конкурентного преимущества; (2) «инноваций» -инновационного подхода к развитию; (3) «институтов» - совокупности форм, способов и методов государственной поддержки социально-экономического развития территории (рис. 3).
2)
3)
Рис. 3. Графическое отображение области устойчивого развития
Природные факторы устойчивого развития можно, в свою очередь, подразделить на две части:
• объективные (не зависящие от деятельности человека) -наличие природных ресурсов определенного вида, структура при-родно-ресурсного потенциала, запасы и качество природного сырья и др.;
• субъективные (обусловленные хозяйственной деятельностью человека) - соотношение между приростом и погашением запасов, обеспеченность запасами природного сырья, период образования техногенных месторождений, повышение уровня рационального и комплексного использования вовлеченных в процесс производства природных ресурсов, эффективные методы их воспроизводства и др.
Инновационные факторы являются следствием инновационной деятельностью человека и напрямую зависят от уровня его инновационной активности. В основу классификации факторов этой группы может быть положен соответствующий признак. Существует значительное количество классификаций инноваций, базирующихся на соответствующем признаке. Представляется, что для классификации инновационных факторов устойчивого развития наиболее применим такой признак, как сфера применения инноваций [9].
Таким образом, среди инновационных факторов устойчивого развития можно выделить следующие факторы:
технологические - расширение номенклатуры и ассортимента, улучшение качества производимых товаров и услуг, применение эффективных технологий и т. д.;
социально-экономические - использование более эффективных форм организации, специализации, кооперирования, концентрации, диверсификации производства, реструктуризации экономики, совершенствование методов организации труда, повышение квалификационного уровня работников и качества их труда, использование новых финансово-кредитных институтов и инструментов, видов ценных бумаг, управление экономическими процессами, прогнозирование их динамики и изменений конъюнктуры и т. д.;
экологические факторы - снижение техногенной нагрузки, уменьшение экологического ущерба, сокращение вредных выбросов в окружающую природную среду, ужесточение экологических нормативов и штрафных санкций за сверхнормативные выбросы и загрязнения и пр.;
факторы государственно-правовой среды - использование новых форм организации государственной власти и управления на муниципальном, региональном, национальном и межгосударственном уровнях, принятие или корректировка правовых документов, организация выборов и обновления государственных органов и т. д.;
факторы духовной сферы - научные открытия, изобретения, гипотезы, концепции, теории, конструкторские идеи, художественные, музыкальные, литературные и архитектурные стили, использование более эффективных форм образования, выдвижение и закрепление новых этических норм, религиозных учений, идеологических устремлений;
факторы безопасности и правопорядка - новые способы ведения боевых действий, организации вооруженных сил и сил правопорядка, поддержание безопасности граждан и государства, борьбы с криминальными структурами и терроризмом, профилактики преступлений.
Развитие и рост каждой сферы жизнеобеспечения региональной системы определяется не только наличием материально-вещественных факторов, но и уровнем развития и качеством институциональной среды, под которой мы понимаем совокупность базисных и надстроечных институтов, формирующих правила поведения и взаимодействия экономических субъектов и условия общественного воспроизводства, определяя тем самым эффективность использования экономических ресурсов [3, с. 10].
Понятие институциональных факторов устойчивого развития неотделимо от категории институциональной среды. По нашему мнению, это параметры институциональной среды, характеризующие состояние, уровень и качество развития отдельных институтов или их групп, которые оказывают наибольшее влияние на темпы
экономического роста и формируют предпосылки достижения развития устойчивого типа.
В данном контексте необходимо отметить, что на экономический рост государств, находящихся на разных стадиях социально-экономического развития, различные институциональные факторы (и их совокупности) влияют по-разному.
Так, например, для стран с переходной экономикой огромное значение имеют уровень развития банковской системы, защита прав собственности, монетарная политика, уровень цен и заработной платы, государственное регулирование и иностранные инвестиции. В развивающихся странах основными институциональными факторами выступают торговля и уровень налоговой нагрузки - факторы, которые незначительны для остальных стран [3, с. 15].
Аналогичные выводы предположительно можно сделать и в отношении институциональных факторов устойчивого развития.
Для каждого региона должны быть свои драйверы устойчивого развития (один или несколько); такими драйверами могут быть инновационный и природно-ресурсный потенциал, благоприятное географическое положение, особый статус территории (ОЭЗ, ЗАТО) и т. д.
Ленинградская область расположена в Северо-Западном федеральном округе и является одним из лидеров по экономическому развитию в России, что позволяет обоснованно позиционировать этот субъект РФ в качестве территории, которая в будущем может достигнуть устойчивого развития.
По мониторингу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ, Ленинградская область входит в десятку первых субъектов РФ по сводному индексу социально-экономического развития.
В рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606 в регионе предусмотрена реализация целого комплекса мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной активности потенциальных инвесторов, развитие инновационной деятельности, социальных отраслей, улучшение жилищных условий, демографической ситуации, создание и совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг; предусмотрено поэтапное повышение размера заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.
Оценивая возможность реализации концепции устойчивого развития в Ленинградской области РФ, необходимо определить драйверы развития устойчивого типа, которые исходят из существующих
или потенциальных конкурентных преимуществ этого региона как части экономического пространства государства.
В современных условиях экономического развития основу экономики Ленинградской области составляет промышленность, на долю которой приходится около 25 % в структуре валового регионального продукта (ВРП). В этом субъекте РФ представлены: машиностроение, автомобилестроение, судостроение, химическое производство и нефтехимия, лесопереработка и целлюлозно-бумажное производство, алюминиевая промышленность, промышленность строительных материалов, животноводство и др.
На территории Ленинградской области расположен высокоразвитый агропромышленный комплекс, доля продукции которого составляет 36 % от общего объема сельскохозяйственного производства всех регионов Северо-Западного федерального округа, или 7 % ВРП.
За последнее десятилетие экономика региона выросла в шесть раз (рис. 4), что во многом объясняется притоком инвестиций [10].
Рис. 4. Динамика ВРП Ленинградской области за период 2003-2013 гг., млрд р.
Активная инвестиционная деятельность является важнейшим условием позитивного развития экономики и социальной сферы региона и здесь наблюдается положительная динамика.
За прошедшее десятилетие в сельском хозяйстве Ленинградской области также наблюдался устойчивый рост выпуска продукции (рис. 5).
Рис. 5. Динамика производства продукции сельского хозяйства Ленинградской области, млрд р.
По данным «Эксперт РА», в 2012-2013 гг. рейтинг инвестиционного климата Ленинградской области соответствовал 3А1 (пониженный потенциал - минимальный риск); ранг инвестиционного риска в 2013 г. - 1 (средневзвешенный индекс риска - 0,163) [11].
Наименьшая величина инвестиционного риска в Ленинградской области (ранг = 1) по сравнению с остальными регионами РФ является существенным конкурентным преимуществом для инвестиционно-инновационного развития территории в целях достижения устойчивого развития.
По нашему мнению, для Ленинградской области РФ одним из драйверов перехода на траекторию устойчивого развития является повышение инновационности агропромышленного комплекса региона, развитие предпринимательства в агропродовольственной сфере. В данном контексте необходимо рассмотреть ключевые программные документы по развитию этой сферы.
Основными государственными программами по развитию сельского хозяйства РФ в настоящее время являются «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»[8] направлена:
• на стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов;
• поддержку развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
•повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
•стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса и др.
В качестве основных подпрограмм выделены: развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства; развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства; развитие мясного скотоводства; поддержка малых форм хозяйствования; техническая и технологическая модернизация; инновационное развитие.
Планом реализации этой государственной программы предусмотрена реализация 53 инновационных проектов до 31.12.2015 г., при этом в число приоритетов развития агропромышленного комплекса отнесены животноводство, растениеводство, садоводство и виноградарство, хранение и переработка сельхозпродукции, а также восстановление, развитие водохозяйственного комплекса и мелиорация земель сельскохозяйственного назначения [6].
В качестве мер по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО и по нейтрализации рисков в том числе выделены: продление действия ряда льгот для сельхозпроизводителей (по налогу на прибыль, льготы по НДС при реализации и ввозе всех видов племенной биопродукции до 2020 г.). К мерам управления рисками относятся: увеличение доли частных инвестиций посредством создания условий для инвесторов в развитии животноводства в рамках государственно-частного партнерства, в том числе содействие в покупке земельных угодий, подключении к электро- и газовым сетям, строительство дорог и других объектов.
Федеральным законом от 03.12.1212 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 г. № 133-ФЗ) на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села предусмотрены бюджетной росписью субсидии в объеме 163327,5 млн р. [7, с. 156]. Государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года» была разработана Минэкономразвития в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 08.10.2012 г. № 2071-р.
Общий объем финансирования мероприятий данной программы в 2014-2020 гг. составляет 299,2 млрд р. (в ценах соответствующих лет), в том числе: средства федерального бюджета - 90,4 млрд р. (30,2 %); средства консолидированных бюджетов субъектов РФ -150,6 млрд р. (50,3 %); средства внебюджетных источников -58,2 млрд р. (19,5 %) [7, с. 160].
Предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ планируется осуществлять по результатам отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий, разработанных на основе документов территориального планирования в координации с перспективными планами развития агропромышленного комплекса.
Структурно агропромышленный комплекс состоит из следующих секторов экономики: сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и др.); секторы экономики, обеспечивающие отрасль средствами производства (машиностроение, производство оборудования и т. д.); обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность и др.); инфраструктура.
В настоящее время на территории Российской Федерации реализуются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и задачи, поставленные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. фактически являются программой действий органов власти всех уровней на ближайшую и среднесрочную перспективу.
В настоящее время Ленинградская область является одним из лидеров по экономическому развитию не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в России. Реализация стратегических целей социально-экономического развития Ленинградской области позволит субъекту РФ повысить экономический потенциал, безопасность и уровень жизни граждан, что соответствует целям и задачам достижения развития устойчивого типа.
На территории субъекта РФ принят закон Ленинградской области от 22.09.2011 г. № 72-оз «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года», целью которой является стабильное социально-экономическое развитие региона. В соответствии с этим программным документом необходимо выполнить задачи размещения новых производств и, соответственно, увеличения количества рабочих мест для жителей Ленинградской области, что полностью соответствует логике развития устойчивого типа, так как создание новых рабочих мест - необходимое условие устойчивого развития городов и территорий.
Стратегическая цель и задачи Концепции социально-экономического развития Ленинградской области направлены на реализацию реалистичного инновационного сценария развития региона. Основная стратегическая цель социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочную перспективу -
достижение показателей роста экономики и развития социальной сферы темпами выше среднероссийских, достижение нового качества социально-экономического роста, обеспечивающего устойчивость и сбалансированность развития региона.
В Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 г. четко определены задачи развития региона в агропромышленном комплексе [10]. Динамика ключевых показателей развития агропромышленного комплекса региона в соответствии с этим документом приведена в таблице.
Таблица
Динамика ключевых показателей развития агропромышленного комплекса Ленинградской области до 2025 г.
Наименование показателя 2012 г. 2015 г.* 2020 г.* 2025 г.*
Объем производства продукции сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств), млрд р. 65,6 81,4 115,5 149,7
Объем производства мяса всех видов (на убой в живом весе), тыс. т 321,3 358,5 421,8 498,6
Примечание.* - прогнозная оценка.
По нашему мнению, достижение плановых показателей реализации утвержденной Концепции разумно рассматривать в контексте «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
Вышеупомянутая «Доктрина» направлена на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 г. № 463 была утверждена государственная программа Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области на 2013-2020 годы».
В указанный период финансирование сельского хозяйства региона должно осуществляться по направлениям, предусмотренным данной программой. Финансовая поддержка в 2014-2016 гг. предусмотрена в виде субсидий на производство сельскохозяйственной продукции, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным
производителям в области растениеводства, поддержку племенного животноводства и др.
В среднесрочной перспективе значительные вложения в сельском хозяйстве Ленинградской области будут связаны со строительством и реконструкцией животноводческих помещений, внедрением новых технологий и оборудования, приобретением сельхозтехники, проведением мелиоративных работ, приобретением техники по лизингу.
Программные документы развития сельского хозяйства, как регионов РФ, так и государства в целом, базируются на оценках и анализе основных тенденций развития этой сферы, которые, по нашему мнению, заключаются в следующем:
• в увеличении объемов производства в отдельных секторах агропромышленного комплекса (молочно-мясное животноводство, птицеводство и овощеводство);
•высоких темпах развития технологий в секторе технической и технологической модернизации и реконструкции производства, переходе на энергосберегающие технологии;
•ужесточении требований к поставкам продукции, в том числе к объему и стабильности поставок;
• неравномерном доступе к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции;
•более низком уровне жизни сельского населения в сравнении с уровнем жизни населения городских районов.
Ключевыми проблемами отрасли в настоящее время являются:
1) увеличение износа (морального и физического) основных фондов;
2) неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, рынкам сбыта готовой продукции;
3) проблемы землепользования и землевладения сельскохозяйственных производителей.
В настоящее время одним из крупных инвесторов по развитию такой важной сферы молочно-мясного животноводства, как свиноводство на территории СЗФО (в том числе и в Ленинградской области), является группа компаний ООО «Агрохолдинг "Пулковский"».
В деревне Тарасово Тосненского района ООО «Агрохолдинг "Пулковский"» реализовал проект, связанный со строительством ре-продукторной свинофермы на 2500 свиноматок. Зоосанитарный статус предприятия соответствует высшей степени биобезопасности -IV компартменту. Объем инвестиций составил 1,1 млрд р. со сроком их окупаемости 8 лет. Проект был реализован за 11 месяцев и с мая 2008 г. введен в эксплуатацию.
Но это не единственный агропромышленный проект, реализуемый в Ленинградской области. Так, в деревне Милодеж Лужского района Агрохолдинг «Приозерный» построил свиноводческий комплекс по откорму свиней на 19200 голов. Общая стоимость инвестиционного проекта составила 1,2 млрд р. Срок окупаемости проекта -8 лет. Создано 90 новых рабочих мест. Использование современных технологий позволяет в год получать 7 тыс. т качественного мяса первой и второй категорий.
Остается актуальной задача развития племенного животноводства и повышения продуктивности скота. Ключевые факторы развития животноводства напрямую связаны с подъемом и повышением продуктивности скота до уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных показателей в европейских странах. Создавая современные и высокоэффективные комплексы индустриального типа, совершенствуя кормовые базы не только субъекты РФ, но и вся страна в целом избавится от потребности приобретения данного товара за рубежом, оплачивая эти поставки валютой.
Предприятиям по производству и переработке мяса необходимо развиваться на инновационной основе с привлечением лучших отечественных и зарубежных технологий, селекционных достижений.
По нашему мнению, для снижения затрат и рисков в свиноводстве необходимо продолжить рост индустриальных хозяйств, вытеснять с рынка малые формы хозяйствования и низкоэффективные организации, расширяя масштабы глубокой переработки.
При строительстве новых комплексов необходимо решать проблемы развития инфраструктуры, связанные с подключением к инженерным сетям, водоснабжением и водоотведением, электроэнергией.
В свою очередь, компании, работающие в агропромышленном комплексе региона, будут не только строить новые предприятия, но и решать важные государственные задачи (снижение уровня безработицы, увеличение уровня доходов населения, освоение земельного фонда, поступление доходов в региональный бюджет).
Успешное решение этих задач позволит сократить инфраструктурные ограничения социально-экономического развития региона и будет способствовать переходу Ленинградской области на путь устойчивого развития.
Список литературы
1. Бархатов В.И., Капкаев Ю.Ш., Плетнев Д.А. Развитие и экономический рост региона. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 320 с.
2. Гончаров А. В. Устойчивое развитие Ленинградской области (теоретические и практические аспекты) // Управленческое консультирование. - № 10. -2014. - С. 173-182.
3. Горшков А.В., Силова Е.С. Качество институциональной среды как фактор экономического роста // Изв. УрГЭУ. - 2006. - № 4(16). - С. 9-16.
4. Куклина Е.А. Теоретические и методологические основы управления устойчивым развитием природно-ресурсных регионов России // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. - 2008. - Вып. 1(20). - С. 201-207.
5. Куклина Е.А. Управление конкурентоспособностью региональных экономических систем: концептуальный подход, постановка задачи, принципы моделирования // Управленческое консультирование: актуальные проблемы гос. и муниципального управления. - 2012. - № 2. - С. 95-106.
6. Распоряжение Правительства РФ № 1066-р от 25.06.2013 г. «Об утверждении плана реализации в 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.».
7. Российский и зарубежный опыт стимулирования частных инвестиций: инвентаризация налоговых льгот и прочих мер поддержки / под ред. И.Н. Рыковой: моногр. - М.: Науч.-исслед. финанс. ин-т, 2014.
8. Федеральный закон № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства».
9. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Междунар. ин-т П. Сорокина, Н. Кондратьева. - М.: Экономика, 2004. - 444 с.
10. http://www.lenobl.ru/Document/1375427249.pdf
11. http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2013/