Научная статья на тему 'Состояние национальной системы продовольственного обеспечения и основные направления ее развития и устойчивого функционирования'

Состояние национальной системы продовольственного обеспечения и основные направления ее развития и устойчивого функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОДУКТОВЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / TERRITORIAL AND PRODUCT APPROACH / NUTRITION SYSTEM / SUSTAINABLE FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьев Михаил Александрович

Дана оценка состояния национальной системы продовольственного обеспечения, рассматриваются стратегически значимые организационно-экономические основы ее развития. Обосновываются мероприятия по созданию условий устойчивого функционирования системы как значимого для экономики страны сектора. Предлагается комплекс перспективных мероприятий по формированию эффективного механизма управления функционально-отраслевой структурой агропромышленного комплекса с применением территориально-продуктового подхода, организационно-экономического и институционально-правового воздействия с целью обеспечить потребности продовольственного рынка в соответствии с нормами, заложенными в Доктрине продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ананьев Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Food Supply System Status and Main Directions of Its Sustainable Functioning Development

The author did make the assessed status of national food supply system and did consider strategically valuable organizational and economic basics of its development. He did substantiate the measures creating the conditions for this system’s sustainable functioning as important sector of national economy. The author has proposed a complex of perspective measures aimed at formation of effective agribusiness functional and sectoral structure management mechanism, with the application of territorial and product approach, organizational and economic and institutional and legal impact with the objective to satisfy the food market requirements according to norms incorporated in Food Security Doctrine.

Текст научной работы на тему «Состояние национальной системы продовольственного обеспечения и основные направления ее развития и устойчивого функционирования»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

УДК 338.439.02(470)

Состояние национальной системы продовольственного обеспечения и основные направления ее развития и устойчивого функционирования

М. А. Ананьев

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва)

Дана оценка состояния национальной системы продовольственного обеспечения, рассматриваются стратегически значимые организационно-экономические основы ее развития. Обосновываются мероприятия по созданию условий устойчивого функционирования системы как значимого для экономики страны сектора. Предлагается комплекс перспективных мероприятий по формированию эффективного механизма управления функционально-отраслевой структурой агропромышленного комплекса с применением территориально-продуктового подхода, организационно-экономического и институционально-правового воздействия с целью обеспечить потребности продовольственного рынка в соответствии с нормами, заложенными в Доктрине продовольственной безопасности.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм; территориально-продуктовый подход; система продовольственного обеспечения; устойчивое функционирование.

Реализуемый в стране курс экономической политики, направленный на создание условий продовольственной безопасности, предполагает совершенствование механизма управления национальной системой продовольственного обеспечения. Его несовершенство проявляется в несвоевременности прогнозирования мероприятий по развитию и функционированию национального сектора экономики.

Состояние национальной системы продовольственного обеспечения характеризуется рядом параметров. В Российской Федерации находится 10 % всех пахотных земель мира и 55 % мировых запасов чернозема, 4/5 из них приходится на Центральное Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западную

© Ананьев М. А.

Сибирь. В аграрной сфере задействовано 6,3 млн работников (втрое меньше, чем в США). Специалистов с высшим образованием — 1,6 млн чел. (вдвое больше, чем в США). Однако производительность труда остается низкой. Удельный вес сельского хозяйства в общем объеме ВВП составляет 4 %, а общий объем производства продукции — 66 млрд долл. (восьмое место в мировом рейтинге). Импорт сельскохозяйственного сырья составил 3,4 млрд долл. (1 % от общего объема), продуктов питания — 40,3 млрд долл. (43,1 % от общего объема), в т. ч. мяса свежего и мороженого (без мяса птицы) 1171 тыс. т (в 3,45 раза больше, чем в 2000 г.). Доля сельскохозяйственных товаров и сырья в структуре импорта увеличилась: 43,1 %

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

3

Организационно-экономические аспекты инновационного развития

в 2013 г. по сравнению с 7,4 % в 2000 г. Экспорт сельскохозяйственного сырья составил 10,5 млрд долл., что равно 1,9 % от его общего объема.

Продовольственная независимость обеспечивается по зерну, картофелю, растительным маслам и сахару. По молоку уровень продовольственной независимости составил 80 %, по мясу около 75 %. По отдельным видам молочной продукции (сыр, масло, сухое молоко) самообеспеченность значительно ниже порогового уровня, по мясу крупного рогатого скота — почти в 2 раза ниже. Рациональные нормы потребления достигнуты в шести из десяти основных групп продуктов, это хлеб, картофель, мясо, яйцо, сахар и растительное масло, ниже нормы — потребление по фруктам (64 %), молочным продуктам (70 %), овощам (80 %), рыбе (75 %). Следует отметить, что в свеклосахарном подкомплексе национального агропромышленного комплекса (АПК) потребность в семенах, технологических системах и гербицидах удовлетворяется только за счет импорта. Однако экспертные оценки состояния соответствующих продовольственных кластеров гарантируют независимость по сахару, а также по растительному маслу.

Потенциал отраслей свиноводства и птицеводства позволяет обеспечить потребности рынка в ближайшей перспективе. В зернопродуктовом подкомплексе и в картофелеводстве уровень производства зависит от импорта семян, а потому не может рассматриваться как достаточный в соответствии с параметрами Доктрины продовольственной безопасности.

Проблемными остаются мясной и молочный подкомплексы АПК, поскольку не преодолены тенденции к снижению численности поголовья молочного стада коров и крупного рогатого скота на откорме. Мероприятия,

компенсирующие эти процессы: повышение продуктивности животных в молочном животноводстве и увеличение объемов производства мяса птицы. Результатом является дефицит предложения сырья для сферы переработки по молоку и мясу крупного рогатого скота.

Низок уровень государственной поддержки сельского хозяйства: в Российской Федерации — 4,4 млрд долл., что ниже, чем в Китае, ЕС и США, в 33,4; 24,5 и 5,4 раза соответственно (в Китае — 147 млрд долл., в ЕС — 107,7; в Японии — 64,3; в США — 23,9 и в Швейцарии — 5,8).

Высока зависимость национальной системы продовольственного обеспечения (ПО) от импорта технологических систем по производству основных видов сельскохозяйственной продукции.

Доступ хозяйствующих субъектов к кредитным ресурсам развития имеет множество недостатков.

Наблюдается дифференциация уровня развития региональных продовольственных систем и использования ресурсного потенциала региональных АПК: 7 % объема валовой продукции сельского хозяйства приходится на Краснодарский край (или 10 % зерна, 7,3 % сахарной свеклы, 15 % семян подсолнечника и 37 % виноградных вин от общероссийского производства). Среди регионов с высоким уровнем развития системы ПО следует выделить Белгородскую область. Общий объем производства мяса в регионе в 9,5 раз выше, чем в среднем по стране.

При этом значительная часть ресурсов потенциала системы ПО (до 45 %) не вовлечена в сферу хозяйственных отношений (прежде всего земельных).

Наряду с этими тенденциями следует выделить аспект проблемы функционирования сферы переработки, которая до последнего времени развивалась как бизнес-структура крупных монополий. Это повлияло на состояние сырьевого

4

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

Ананьев М. А.

сектора (сельскохозяйственного производства) в национальной системе ПО. Предприятия сферы переработки в сложившейся ситуации не соблюдают условия интеграции на паритетных началах с сельскими товаропроизводителями, что не способствует созданию устойчивых сырьевых зон. В результате наблюдается зависимость от импорта по производству многих видов продукции, в частности сухой сыворотки, сухого обрата и обезвоженного молочного жира.

Особо следует выделить такой аспект состояния национальной системы ПО, как формы и методы организационно-управленческого воздействия на ее состояние, развитие и функционирование. Отметим, что все программные продукты, в рамках проводимой государственной аграрной политики направленные на развитие сельского хозяйства (Национальный проект «Развитие АПК», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. [1] и др.), не достигали намеченных целей. Сегодня выполняется проект организационно-экономического воздействия «Дорожная карта развития сельского хозяйства РФ до 2020 года», который, однако, не охватывает всю совокупность проблем развития и функционирования национальной системы ПО.

Реализация мероприятий аграрной политики в рамках предлагаемого проекта должна обеспечить:

1) интенсивный рост сельскохозяйственной отрасли, увеличение торгового баланса — от 915 млрд руб. в 2011 г. до 4905 млрд руб. в 2020 г.;

2) увеличение зарплаты в сельском хозяйстве — от 10,7 тыс. руб. в 2011 г. до 30 тыс. руб. в 2020 г.

Считаем, что дальнейшее развитие национального продовольственного рынка, а именно создание условий несистемной поддержки сельского хозяйства, по сути, ограничивает возможности организационно-экономического влияния на систему обеспечения.

Определим ряд направлений, существенно влияющих на параметры наполняемости отечественного рынка:

— управление ресурсным потенциалом всей системы ПО;

— формирование ресурсов продовольственного рынка;

— развитие территориальных продовольственных систем и их структурных производственных кластеров (продовольственных подкомплексов, обеспечивающих производство конечных видов продукции, поступающей на рынок);

— управление ценообразованием и интегрированными процессами в АПК;

— управление трудовым потенциалом в национальной системе ПО;

— формирование сферы малого и среднего бизнеса;

— управление устойчивостью сельских территорий;

— привлечение ресурсов развития для всех хозяйствующих субъектов системы.

На основании анализа состояния национальной системы ПО выявим причины недостаточного уровня продовольственной безопасности:

а) несовершенство институциональной среды развития;

б) несовершенство механизма государственного организационно-управленческого регулирования отраслей АПК (и прежде всего в сельском хозяйстве):

— системы хозяйственного взаимодействия предприятий АПК,

— интеграции (отсутствие условий),

— ценообразования,

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

5

Организационно-экономические аспекты инновационного развития

— кредитования и стимулирования производства;

в) несовершенство механизма управления процессами ПО (организационной структуры на федеральном и региональном уровнях, форм и методов организационно - экономического в оздействия на производство сельскохозяйственной продукции), не учитывающего особенности аграрного сектора экономики, а именно использование природных ресурсов, и прежде всего земли как главного средства производства и энергетического ресурса, а также климатических условий, сезонности производства и т. д.;

г) недостаточный уровень обеспечения трудовыми ресурсами: дефицит квалифицированных специалистов по основным профессиям (до 50 % от потребности в отдельных регионах), что в сложившихся условиях представляется наиболее значимой проблемой.

Необходимость дальнейших исследований основана на следующем утверждении: национальная продовольственная система не рассматривалась как единый многоотраслевой функ-ционально-взаимодействующий сектор экономики страны, обеспечивающий производство, переработку и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции. Это подтверждается мониторингом состояния системы и методикой статистических наблюдений отдельных параметров развития и функционирования сельского хозяйства, сферы переработки и продовольственного рынка. Современный механизм управления ПО страны наблюдаем на примере Министерства сельского хозяйства РФ. Функции его структурных подразделений не предусматривают комплексного функционально-отраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов в процессе продвижения сельскохозяйственного сырья к конечной продукции.

По оценкам экспертов, в сложившемся механизме управления национальной системой ПО при организационно-экономическом воздействии на отраслевые структуры в регионах (в основном на сельскохозяйственное производство) не учитывается состояние функционально-отраслевых элементов, влияющих на продовольственное обеспечение.

Исходный аргумент дальнейшего совершенствования региональной системы ПО — переход к продуктово-территориальному управлению функционированием продуктовых кластеров, что требует корректировки Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу в части реализации программных мероприятий в сфере обеспечения продуктами питания.

Проблемы являются причиной двух основных деформаций, не характерных для рыночной экономики: искаженное распределение ресурсов и неэффективно функционирующие институты (хозяйствующие субъекты и система управления). Результат — деструктуризация национальной системы ПО, в том числе в аграрной сфере, в условиях роста потребительского спроса на продовольственные товары, наблюдаемого в экономике за последние годы (в среднегодовом исчислении на 3—4 % в год), несмотря на замедление роста потребительского кредитования. Институциональные структурные изменения сформировали бимодальную структуру отрасли сельского хозяйства с признаками доминирования крупного производства и неразвитости малого и среднего бизнеса. Вследствие этого наблюдается недостаточная производительность сельскохозяйственных предприятий и деструктивный характер использования земельных ресурсов. Однако эффективность сектора личных подсобных

6

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

Ананьев М. А.

хозяйств высокая. При этом признается, что развитие сферы малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве ограничено невозможностью применения современных технологий по причине отсутствия доступа к ресурсам развития (в том числе и дешевым кредитам).

В сложившейся ситуации считаем необходимым завершение институциональных преобразований в сельском хозяйстве, обеспечивающих формирование эффективной хозяйственной структуры, что на практике означает развитие малого и среднего бизнеса. При этом государственная политика должна быть направлена на искоренение убыточности сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на основе регулируемой реорганизации (их доля более 30 %).

Методически правильным подходом в данной ситуации обозначим долгосрочную стратегию развития национальной системы ПО на основе агропродовольственной политики государства: повышение уровня эффективности региональных систем продовольственного обеспечения, формирование устойчивого территориально-производственного сектора экономики, обладающего конкурентными преимуществами на рынке и обеспечивающего высокий уровень социально-экономического развития территорий.

Создание условий устойчивого развития и функционирования системы продовольственного обеспечения предполагает разработку программ.

I. Программа развития хозяйственного комплекса включает развитие сельского хозяйства; сфер переработки и агросервиса; инфраструктуры АПК и продовольственного рынка.

II. Программа функционирования включает создание институциональных условий интеграции и взаимодействия

субъектов; развитие инфраструктуры продовольственного рынка; разработку механизма поддержки ПО; адекватного финансово-кредитного механизма.

Программы предполагают принятие мер организационного характера по формированию конкурентного поведения хозяйствующих субъектов, разработку национальной идеологии хозяйственного поведения в системе ПО. Ее основа — соблюдение прав в сфере договорных отношений, гарантия соответствующего реагирования в случае нарушения прав и равноправность хозяйственных интересов.

Для структурирования организационно-правовой составляющей необходима программа структурно-инвестиционного развития, поскольку маргинальный сектор системы ПО, располагающий значительным ресурсным потенциалом, сегодня используется неэффективно с позиции конкурентного поведения всей системы.

Наряду с этим важным аспектом реализации программно-целевого подхода, направленного на развитие национальной системы ПО, рассмотрим формирование основных принципов продуктовой структуры как ее первичной единицы:

— ресурсное обеспечение и его эффективное использование;

— функциональная законченность системы (полнота отраслевой зависимости);

— хозяйственная заинтересованность в общих результатах, соблюдение прав и обязанностей;

— территориальная привязанность и хозяйственная необходимость;

— конкурентное поведение и эффективность хозяйственной деятельности;

— продуктовая зависимость и единое участие в процессе производства товаров продовольственного назначения.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

7

Организационно-экономические аспекты инновационного развития

По нашему мнению, программа развития системы продовольственного обеспечения должна включать следующие направления:

1) развитие устойчивого сельскохозяйственного производства:

— институциональное завершение процессов организационно-правового переустройства прав собственности и земельных отношений;

— создание организационно-правовой основы функционирования;

— технологическое развитие и организационно-управленческое совершенствование;

— программа повышения технологического уровня (инвестиции в технику и технологию) и оптимизации методов управления (инвестиции в сферу подготовки управленческих кадров и повышение уровня управляемости);

— программа ресурсного обеспечения: разработка механизма доступа к кредитным, бюджетным и другим видам финансовых ресурсов, вовлечение в сферу реального сектора экономики всех имеющихся в распоряжении общества ресурсов;

— программа развития сферы малого бизнеса в сельском хозяйстве;

— программа совершенствования управления процессами производства сельскохозяйственной продукции: изменение функции органов управления (Министерство сельского хозяйства РФ) и методов (балансы производства и потребления);

2) развитие сферы переработки сельскохозяйственной продукции:

— программа создания интегрированных предприятий и формирований (создание устойчивых сырьевых зон и загрузка производственных мощностей);

— программа развития механизма взаимозаинтересованного взаимодействия (между переработчиками

и производителями сельскохозяйственной продукции и другими субъектами системы продовольственного обеспечения);

— программа регулирования потоков продовольственных ресурсов (балансы производства продовольственных ресурсов и их распределение);

3) развитие хозяйственной инфраструктуры системы продовольственного обеспечения: программа становления сферы агросервиса (управление процессом создания предприятий по агротехническому, зооветеринарному, ремонтно-техническому обслуживанию и обеспечению племенных животных и высокопродуктивных сортов растений);

4) повышение эффективности функционирования: программа формирования эффективной хозяйственной структуры на основе интеграции субъектов и создания корпораций и хозяйственных формирований, функционирующих на условиях взаимовыгодного участия;

5) социально-экономическое развитие: программа формирования социальных условий жизнедеятельности занятых и проживающих в сельской местности и доведение уровня социальных стандартов до обеспечения необходимого качества жизни;

6) совершенствование рынка труда: программа занятости в аграрной сфере и системе ПО, предусматривающая формирование и развитие трудового потенциала и повышение качества рабочей силы;

7) развитие системы управления процессами внедрения инноваций:

— программа совершенствования механизма управления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— программа изменений организационной структуры управления.

Таким образом, дальнейшее развитие национальной системы продовольственного обеспечения предполагает реализацию комплекса мероприятий

8

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

Ананьев М. А.

по системному изменению параметров ее функционально-отраслевой структуры и механизма организационно-управленческого воздействия на ее состояние, развитие и устойчивое функционирование.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы» // Российская газета [онлайн-версия]. 2012. 07 августа. URL: http:// rg.ru/2012/08/07/selo-site-dok.html (дата обращения: 14.03.2016).

2. Ананьев М. А. Управление устойчивостью системы продовольственного обеспечения: монография. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2013. 200 с.

3. Современные проблемы развития агропромышленного комплекса и сельских территорий: мат-лы заочн. Всеросс. науч.-практ. конф. М.: Перо, 2015. 80 с.

4. Стратегия развития АПК и сельских территорий: перспективные идеи и конкурентоспособные технологии: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию ФГБНУ ВНИОПТУСХ (Москва, 19—20 февр. 2015 г.). М.: Принт Про, 2015. 656 с.

Ананьев Михаил Александрович — доктор экономических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института «Продовольственная безопасность» Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (Москва). E-mail: [email protected]

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.