УДК 330
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Н.Д. Кремлев, к.э.н., профессор ФГБОУВО «Курганский государственный университет», E-mail: kremlew.nic@mail.ru Г.В. Кин, старший преподаватель ГБОУВО «КГУ», E-mail: natalie_kin@mail.ru
Аннотация
Авторы статьи рассматривают устойчивое развитие агропромышленного комплекса в контексте экономики знаний, раскрывают основные проблемы устойчивого развития сельского хозяйства региона. Предлагаются меры государственной политики в контексте стимулирования инновационной деятельности в агропромышленном комплексе и повышения качества жизни населения. Предлагаются факторы и индикаторы для отражения устойчивого развития регионов и отраслей России в период нестабильности.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экономика знаний, агропромышленный комплекс, качество жизни населения, система национальных счетов, народосбережение, факторы устойчивого развития общества.
В связи с применением санкций европейскими странами по отношению к РФ наша страна взяла уверенный курс на импортозамещение ввозимых из-за границы товаров. В первую очередь, меры направлены на развитие собственной сельскохозяйственной отрасли. По завершении 2016 г. государство выделило около 230 млрд руб. на поддержку данного сектора экономики. Однако, для того чтобы полностью заменить импортное мясо и молочную продукцию отечественными, потребуется около 7 лет, а овощи и фрукты - примерно 5 лет7.
Правительство РФ одобрило предложение Министерства сельского хозяйства выделить субсидии регионам на развитие сельскохозяйственных отраслей. Общая сумма субсидий составит свыше 16 млрд руб., из них 212,6 млрд запланировано на уменьшение части процентной ставки инвестиционных кредитов, оформленных на развитие растениеводства. Выделенные деньги федеральные субъекты получат на обслуживание кредитного приобретения новой сельскохозяйственной техники и оборудования, на строительство и проведение реконструкции объектов сельскохозяйственного назначения. Около 80 субъектов РФ получат субсидию на сумму 5,4 млрд руб. на развитие растениеводства, а около 70 - на развитие животноводства и молочного скотоводства. Это весьма актуально, если учесть, что на сегодняшний день Россия не может обеспечить своё население молочной продукцией. Описанные меры направлены на обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства в условиях санкционной и антисанкционной политики.
Устойчивое развитие - это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического прогресса, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом, укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей. Данная концепция подразумевает обеспечение качества жизни людей, что является стратегической целью развития регионов России.
Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики - неограниченный экономический рост. В погоне за ростом объемных экономических показателей работодатели часто не учитывали социальные и экологические индикаторы развития, а органы управления необоснованно стимулировали производство материальных благ, при этом сферу производства услуг (здравоохранение, образование и т. д.) причисляли к непроизводственным видам деятельности.
Экономика знаний является инструментом для осуществления устойчивого развития природы, общества и человека, т. к. она устраняет непреодолимое для индустриальной экономики ограничение - невозобновляемость исчерпаемых ресурсов. Основным ресурсом, в принципе не имеющим ограничений и неисчерпаемым, в экономике знаний становятся идеи как результат творческой деятельности человека. Несмотря на то, что экономика знаний является относительно новым термином в науке, она постоянно совершенствуется как узловая проблема построения инновационной экономики для перехода к устойчивому развитию общества.
В экономике знаний основной движущей силой прогресса становится человек, т. к. именно он создаёт новые знания, поэтому главным является устойчивое развитие человека, который рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста. Образование человека является главной отраслью, где создается человеческий и интеллектуальный капитал. Фактор человеческого капитала стал важнейшим источником экономического роста, он объясняет социально-экономическую роль образования, науки, здравоохранения, которые раньше ошибочно относились к непроизводственным видам деятельности. Таким образом, «переход к устойчивому развитию общества на основе экономики знаний понимается как переход к экономике пятого и шестого технологического уклада.
В 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Программу устойчивого развития на период до 2030 г.» Она представляет собой план действий, направленный на укрепление всеобщего мира в условиях большей свободы. Программа уделила основное внимание «удовлетворению потребностей настоящего времени, не подрывая способностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»3. Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах мира.
Известно, что человеческий капитал состоит многочисленных составляющих: биологической, интеллектуальной, культурной, организационной. На сегодняшний день насущной для России целью является восстановление разрушенной за годы рыночных реформ экономики страны и регионов. Отсутствие на федеральном и региональных уровнях единой, эффективной, основанной на реалиях современного мира государственной политики создает существенные препятствия в достижении указанной цели.
Для решения задач восстановления человеческого, нефинансового и финансового потенциалов и модернизации экономики региона в условиях формирующейся экономики знаний авторы использовали принцип единства экономического поля, что, как показывают исследования, открывает даже перед деиндустриальными регионами страны неограниченные возможности в восстановлении всех видов потенциала.
Теория и практика начала XXI в. показали, что экологическая составляющая является неотъемлемой частью человеческого развития. ООН предложила новую триединую концепцию устойчивого эколого-социально-экономического развития, а также систему национальных счеов для измерения тенденций развития территорий. Данная международная Система учета уже 25 лет осваивается в России, в том числе и в Курганской области. Новая система статистики принципиально отличается от прежней, действовавшей 70 лет в СССР. Если раньше медалями и орденами награждали за объемы промышленного или сельскохозяйственного производства, то сегодня главными показателями являются: прибыль и реальные доходы населения, которые в совокупности образуют национальный доход страны (региона) и внутренний продукт. Согласно Концепции устойчивого эколого-социально-экономического развития ООН, система показателей складывается из 4 основных составляющих: социально-демографической, политической, экологической и экономической устойчивости конкретной территории.
Нами проведен анализ данных статистики по новой системе, согласно результатам которого индекс устойчивого развития Курганской области составил в 2013 г. - 0,583 в том числе:
- индекс социально-демографической устойчивости - 0,845;
- индекс экономической устойчивости - 0,532;
- индекс экологической устойчивости - 0,579;
- индекс политической устойчивости - 0,375.
Индекс устойчивости развития по Курганской области за период с 2000 г. по 2013 г. увеличился с 0,53 до 0,58 (109%), однако в 2015 г. произошло снижение индекса устойчивости к 2014 г.4
Анализ изменения показателей развития экономики и качества жизни населения региона позволяет оценить устойчивость Курганской области как недостаточную вследствие совокупности следующих показателей: социльная устойчивость стабильная; политическая -низкая; экологическая - высокая (лидирующие позиции на Урале); экономическая - как низкая. Снижение рейтинга Курганской области подтвердила информация Администрации Президента РФ за 2015 г., где Губернатор области А.Г. Кокорин отнесен на 74 место из 85 глав субъектов РФ. Однако это место региона не совсем обосновано, а методика оценки непрозрачна. Согласно ежегодному рейтингу Росстата, наша область по социально-демографическим показателям находится на 49 месте, по экономическим данным на 60 месте, по экологическим на 32 месте.
Отсюда органы управления регионом должны принять меры по повышению социально-экономической устойчивости территории, развитию сельского хозяйства, инвестиционной привлекательности, обеспечению полной загрузки действующих мощностей промышленности, строительства и транспорта.
Агропромышленный комплекс Курганской области является составной частью производственной и социально-экономической инфраструктуры. Она обеспечивает потребность региональной экономики и населения в сельскохозяйственной продукции, является важным фактором территориальной целостности и продовольственной безопасности области. Данную методологию можно применять при оценке эффективности деятельности секторов и видов экономической деятельности территорий, устойчивости развития агропромышленного комплекса в регионе.
К примеру, за годы рыночных реформ валовой сбор зерна в сельскохозяйственных организациях Курганской области снизился по сравнению с советскими временами почти в 3 раза. Динамика количественных показателей представлена в таблице 1.5
Таблица 1 - Валовой сбор зерна в сельскохозяйственных организациях (1958-1980 гг. - в первоначально оприходованном весе; с 1990 г - в весе после доработки; тыс. тонн)_
1958 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2015
Курганская область 1057.3 2588.8 2962.0 3468.0 2519.9 975.8 625.2 1010.2
При этом урожайность зерновых культур практически не увеличилась за последние 25 лет. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Урожайность зерновых (в сельскохозяйственных организациях; центнеров
с га
1958 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2015
Курганская область 6.3 15.2 16.3 19.0 16.2 9.6 10.8 15,6
Однако в отрасли животноводства наблюдался рост средний годовых надоев молока от 1 коровы, кг почти в 2 раза. Данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Средний удой молока (в сельскохозяйственных организациях; кг)
1958 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2015
Курганская область 1914 2076 2091 1912 2619 1867 3951 3900
В то же время производство (реализация) скота и птицы сократилось почти в 10 раз. Динамика количественных показателей представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Производство (реализация) скота и птицы (в живом весе; в сельскохозяйственных организациях; тыс. тонн)_
1958 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2015
Курганская область 57.1 82.1 135.2 156.5 179.6 36.8 19.6 19,7
Значительно снизилось производство молока. Данные приведены в таблице 5. Таблица 5 - Производство молока (в сельскохозяйственных организациях; тыс. тонн)
1958 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2015
Курганская область 308.9 379.9 486.0 523.7 659.3 158.9 87.6 63.9
Производство яиц сократилось почти в 20 раз. Данные приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Производство яиц (в сельскохозяйственных организациях; млн. штук)
1958 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2015
Курганская область 47.3 81.6 156.7 237.6 273.9 59.0 13.7 12,0
Проведенный сравнительный количественный анализ основных экономических показателей агропромышленного комплекса Курганской области за последние 70 лет показал, что рыночные условия нанесли непоправимый урон развитию сельского хозяйства региона. Поэтому восстановление устойчивости агропромышленного комплекса области напрямую связано с внедрением экономики знаний и инновационных технологий в сельскохозяйственное производство. Для чего государственная аграрная политика должна быть пересмотрена коренным образом.6
Анализ условий и возможностей устойчивого развития агропромышленного комплекса показывает, что ожидаемого широкомасштабного положительного результата за 25 лет рыночных отношений не получено. Наблюдаются тенденции к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции, сокращения числа малых предприятий и их роли в устойчивом развитии экономики региона. Многие государственные программы по устойчивому развитию агропромышленного комплекса принимаются формально, и ответственность за их невыполнение никто не несёт. Для решения такого большого объема проблем требуются соответствующие силы и средства, возможности и политическая воля к изменению сложившегося положения.
Органы управления должны направить все средства и усилия на привлечение инвесторов и создание инвестиционно-привлекательной среды. Нужно ясно понимать, что инновации имеют свою высоко рисковую структуру финансирования. В случае успешного поиска инвестора все затраты сторицей возвращаются государству через налоги. Кроме того,
с учетом низкого доверия к российским финансовым структурам, нужна система гарантий для инвесторов.
Примечания
1 Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
2 Федеральный закон от 19.12.16 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
3 Доклад комиссии по оценке экономических результатов и социального прогресса ООН // Вопросы статистики. - 2010. - № 11, 12; 2011. - № 2.
4 Статистический ежегодник Курганской области М.: Изд-во Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, 2014.
5 Кремлев Н. Д. О продовольственной безопасности Курганской области // Наука и образование Зауралья. 2000. - № 1. - С. 175.
6 Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TRANSPORT IN TIME OF INSTABILTY
Kremlev N. D.
candidate in economy, professor, Kurgan State University of Kurgan State University
Keane G.V.
Senior Lecturer of the Kurgan State University. e-mail: natalie_kin@mail.ru
Abstract
The author considers role and place of social work in providing steady regional development in period of instability. The definition of steady development as complex characteristic is concretized re-flecting quality of life of population of individual with environment and connecting regulators which providers consensus of interests between state and individual satisfaction of people in development needs; achievement by them desired social status
Keywords: steady development; quality of life ofpopulation; social work; care ofpeople; factors of steady development.