Научная статья на тему 'Формирование экономического механизма обеспечения устойчивого развития АПК региона'

Формирование экономического механизма обеспечения устойчивого развития АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савенкова О. Ю.

Раскрываются теоретические положения формирования и функционирования экономического механизма устойчивого развития АПК региона. Устойчивость сельскохозяйственного производства представлена как категория в системе воспроизводственных процессов развития экономики. Дана комплексная оценка состояния агропромышленного комплекса Липецкой области, проанализировано воздействие элементов экономического механизма на развитие сельскохозяйственного производства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экономического механизма обеспечения устойчивого развития АПК региона»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА

о. ю. савенкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства Тел. 8 (4742) 27-09-22 Филиал всероссийского заочного финансово-экономического института, г. липецк

Раскрываются теоретические положения формирования и функционирования экономического механизма устойчивого развития АПКрегиона. Устойчивость сельскохозяйственного производства представлена как категория в системе воспроизводственных процессов развития экономики. Дана комплексная оценка состояния агропромышленного комплекса Липецкой области, проанализировано воздействие элементов экономического механизма на развитие сельскохозяйственного производства региона.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, устойчивое развитие,управление, экономический механизм, программно-целевой подход.

Кризисное состояние современной экономики указывает на необходимость разработки новых подходов к формированию стабильного и устойчиво-равновесного развития отраслей экономики. Особое внимание в рамках принятых государством антикризисных мер стабилизации экономики уделено обеспечению устойчивого развития агропромышленного производства, способного быстро адаптироваться к меняющимся условиям рыночной конъюнктуры.

Современный взгляд на развитие аграрного сектора позволяет сделать вывод, что проводимые в стране меры государственного и рыночного регулирования АПК не обеспечивают в необходимом объеме устойчивого экономического и социального развития сельского хозяйства. В этой связи особую значимость приобретает формирование эффективного механизма управления и регулирования сельскохозяйственного производства, способного обеспечить его устойчивое развитие. Отдельное место при этом должно отводиться региональному уровню устойчивого развития агропромышленного

комплекса, от функционирования которого зависит результативность аграрной политики страны.

Таким образом, эффективное функционирование агропромышленного производства невозможно без обоснования и реализации современного экономического механизма.

В экономической литературе сложились неоднозначные представления о механизмах хозяйствования агропромышленного производства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что реальная экономика функционирует и развивается в рамках общественного производства, главной движущей силой которого становится хозяйственный механизм. Его составной частью является экономический механизм как конкретное выражение действующих рыночных законов развития субъектов хозяйствования в производственной системе, формирующийся на основе аграрной политики государства.

Обобщение исследований содержания экономического механизма функционирования агропромышленного производства позволяет определить совокупность элементов, посредством которых возможно обеспечить устойчивое развитие отрасли (см. рисунок).

Представленные основные системные элементы раскрывают содержание экономического механизма устойчивого развития агропромышленного производства, включающего также проблемы многоуклад-ности экономики сельского хозяйства, земельных отношений, природопользования, экологии, кадрового и социального обеспечения отрасли. Вместе с тем и выделенные основные элементы системы требуют детальных научных проработок с учетом региональных условий развития сельскохозяйственного и агропромышленного производства.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

53

Отношения между субъектами хозяйствования аграрной сферы

---- Макроуровень - *- Микроуровень

(агропромышленный комплекс) (сельхозпредприятия)

1

Планирование, целевые региональ- Формы собственности и организации

ные программы. производства.

Государственная поддержка и ре- Бизнес-планирование.

гулирование. Хозяйственный (коммерческий) расчет,

Кадровая политика. упорядоченность внутрихозяйственных

Кооперация и интеграция. отношении.

Диверсификация. Организация, мотивация, стимулирова-

Ценообразование. ние труда, кадровая обеспеченность.

Кредитование, страхование. Рентабельность и эффективность.

Налогообложение. Инновационная активность.

Развитие сельских территорий. Прибыль, накопления.

Инвестиционная привлекатель- Контроллинг.

ность. Экономические отношения в аграрной

Внешнеэкономические связи сфере региона

Обеспечение устойчивого развития АПК региона

Элементы механизма взаимодействия субъектов агропромышленного

производства

Важно отметить, что каждый из элементов экономического механизма обладает специфическими особенностями и относительной самостоятельностью, и при этом все они гармонично сочетаются и дополняют друг друга. Рыночная экономика вносит новое содержательное наполнение механизма как системы, дополняет его современными элементами, способными в любой конъюнктурный момент быстро перестроиться [2].

Таким образом, экономический механизм агропромышленного производства можно рассматривать как сложную, развивающуюся систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, формирующихся под действием рыночных законов и государственной политики и направленных на эффективное использование всех ресурсов в процессе производства. При этом основной целью функционирования экономического механизма является способность хозяйствующих субъектов противостоять воздействию негативных факторов, оперативно вносить коррективы и реагировать на изменения рыночной среды. В качестве основных задач реализации данного процесса можно рассматривать обеспечение организационного единства хозяйствующих субъектов всех сфер АПК в повышении эффективности сельскохозяйственного производства, создании необходимых условий для преобразования экономических отношений, в

успешном решении проблемы устойчивого экономического и социального развития отрасли.

Таким образом, устойчивость агропромышленного производства может рассматриваться как сложная экономическая категория в системе воспроизводственных процессов развития экономики.

Обобщение теоретических основ категории устойчивости развития применительно к агропромышленному производству свидетельствует о существующих различиях в ее трактовках и содержании. Как известно, принято выделять производственную, экономическую, финансовую, социальную, экологическую и др. виды устойчивости. В этой связи категорию «устойчивое развитие» следует рассматривать в контексте ее влияния на развитие и результаты агропромышленного производства в целом.

Существуют различные суждения о критериях, показателях и факторах, определяющих устойчивость развития. К их числу относят прибыль, накопления, уровень рентабельности, точку безубыточности, коэффициенты оценки финансового состояния, упущенную выгоду и др. [1]. Устойчивость агропромышленного производства имеет свои значительные отличительные признаки, к которым относят: почвенно-климатические, биологические, экологические факторы; технологию производства; организацию сельских территорий; ментальность сельского населения. Следовательно, основными сдерживающими факторами устойчивого развития аграрного производства можно назвать: ухудшение плодородия и состояния почв, ценовые диспропорции в АПК, нехватку квалифицированных кадров в отрасли, высокий уровень финансовой задолженности сельхозтоваропроизводителей, слабое развитие инновационных процессов [3] (табл. 1).

Важно отметить, что устойчивое развитие не означает эффективное. Только его переход к расширенному воспроизводству есть признак эффективной деятельности организации как первичного звена хозяйственной системы. устойчивость агропромышленного производства зависит прежде всего от

Таблица 1

Содержание устойчивого развития агропромышленного производства

Факторы Составляющие устойчивого развития Критерии

Труд, земля, капитал, технология Ресурсный и инновационный потенциал Валовая продукция, себестоимость

Материальные затраты, валовая продукция, выручка Сбалансированность факторов, уровень развития производства Валовой доход, прибыль

Объем производства продукции Продовольственная безопасность Потребление продуктов питания не ниже норм

Прибыль Расширенное воспроизводство Возрастающие темпы роста прибыли, формирование накопления

целенаправленного и комплексного взаимодействия элементов экономического механизма [3].

Таким образом, устойчивое развитие агропромышленного производства может рассматриваться как способность хозяйствующего субъекта динамично поддерживать оптимальные пропорции в инновационно направленной деятельности; повышать социальную и экономическую эффективность; наращивать темпы развития, осуществляя расширенное воспроизводство с целью обеспечения населения качественными продуктами питания, продовольственной безопасности государства без ущерба экологической среде.

Изучение и оценка всех факторов воздействия позволяют более полно раскрыть экономический механизм обеспечения устойчивого развития регионального АПК, установить, насколько организация его деятельности соответствует имеющимся в регионе возможностям, а также спрогнозировать перспективные структурные изменения и их параметры. Основным звеном в системе обеспечения устойчивого развития агропромышленного производства являются региональные органы управления.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики характеризуется как целенаправленное воздействие органов управления на агропромышленное производство, социальную сферу и рыночные отношения через систему правовых, экономических, административно-организационных мер. Обоснование решения региональных проблем (в условиях ограниченности средств федерального и регионального бюджетов), задач и направлений стратегического развития региона возможно на

основе предельной концентрации финансовых ресурсов на ключевых направлениях, максимального использования рефинансирования прибыли хозяйствующих субъектов и поступлений региона и федерального бюджета от реализации приоритетных проектов. Указанный подход реализуется на базе комплексного использования программно-целевых методов, практическое использование которых дает возможность эффективно решать наиболее важные региональные проблемы. В этом плане важное место отводится целевым программам, которые предполагают разработку перечня заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной социально-экономической проблемы на региональном уровне.

Целевые программы развития агропромышленного производства региона направлены на ускорение социально-экономических процессов, ведущих к решению его наиболее важных проблем развития, сокращению сроков достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер на данном этапе в сложившихся условиях.

Исследуя устойчивое развитие аграрного сектора, по мнению автора, необходимо рассматривать данный вопрос в региональном аспекте. Так, в частности, в качестве модельного региона выбрана Липецкая область, которая является динамично развивающимся регионом, обладающим высоким потенциалом социально-экономического и инновационно-инвестиционного развития. При этом агропромышленное производство в липецкой области — стратегически важный сектор экономики региона, и его развитию придается особое значение. За последние три года государственная поддержка селу здесь превысила 7,6 млрд руб., в 2008 г. — 3,5 млрд руб., или 133 % к уровню 2007 г. (табл. 2).

На сегодняшний день приоритетным направлением социально-экономической политики липецкой области является создание условий, способствующих повышению уровня жизни населения на основе обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста во всех отраслях экономики. Это, в свою очередь, требует реализации конкретных мер, направленных:

• на развитие, оптимизацию и укрепление материально-технической базы здравоохранения и образования;

• на повышение социальной защищенности нуждающихся категорий граждан; на сохранение и развитие культурного наследия и творческого потенциала области;

Таблица 2

Анализ эффективности государственной поддержки из областного бюджета, оказанной сельскохозяйственным организациям Липецкой области в 2005 — 2008 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008

Государственная поддержка растениеводства Липецкой области, млн руб. 133,1 115,2 110,8 137,3

Государственная поддержка животноводства Липецкой области млн руб. 540,8 470,5 552,7 437,1

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства Липецкой области, млн руб. 673,9 585,7 663,5 1 200

Производство валовой продукции сельского хозяйства, млрд руб. 21,4 26,7 33,8 45,7

Производство валовой продукции на 1 руб. государственной поддержки из областного бюджета, руб. 31,7 45,6 50,9 38,3

Среднемесячная заработная плата в отрасли сельского хозяйства, руб. 4 222 5 811 8 114 10 589

Поступило налогов и сборов во все уровни бюджетов, млн руб. 1 613 2 337 3 138 4 540

В том числе в областной бюджет, млн руб. 346 380 448,6 707,4

• на реализацию экологической политики области, рациональное использование природных ресурсов и предупреждение чрезвычайных ситуаций;

• на повышение эффективности управления государственной собственностью и финансами. В настоящее время сельское хозяйство области

не только преодолело стадию кризиса, но и, перекрыв большинство показателей дореформенного периода, устойчиво вышло на стадию подъема. Объем производства продукции всех сельхозпроизводителей за 2008 г. составил 45,7 млрд руб. Индекс производства продукции сельского хозяйства достиг 118 %, что на 14,2 % выше, чем принято в соглашении между Администрацией Липецкой области и Министерством сельского хозяйства РФ по реализации мероприятий

государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.», которая является продолжением реализации мероприятий, определенных приоритетным национальным проектом «Развитие АПК».

В Липецкой области в 2008 г. произведено 3 млн т зерна (рост в 1,6 раза), 1,9 млн т сахарной свеклы, 288 тыс. т сахара из сахарной свеклы, 296 тыс. т цельномолочной продукции, 166 тыс. т мяса, 482,5 млн шт. яиц.

урожайность зерновых культур превысила 42 ц/га, сахарной свеклы — 386 ц/га, надой на корову — 4,3 тыс. кг (табл. 3).

С начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Липецкой

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. В % к 2006 г. Рост к 2000 г., во сколько раз

Объем производства продукции сельского хозяйства, млрд руб. (темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах), всего 24 34 45,7 190,4 в 2,5

Индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, % 108 116 118 116 в 1,8

Производство, тыс. т.

Зерно 1 721 1918 3 093 179,7 в 2,6

Подсолнечник 43,1 32,3 49,4 114,6 в 1,9

Рапс 45 53,3 84,5 187 в 15

Сахарная свекла 2 300 2 118 1 891 92 в 2,2

Сахар 430 476 470 109,3 в 1,1

В том числе из сахарной свеклы 251 247 288 114,7 в 2,2

Плоды и ягоды 61,2 192 97 158,5 в 1,4

Мясо 125,1 148 166,5 133,1 в 1,9

Молоко 338,8 339 296,4 0,87 в 1,3

Урожайность, ц/га

Зерно 35,8 31,5 42,0 104 в 2,7

Сахарная свекла 374 388 386 103,2 в 2,6

Масло из семян рапса 9,8 10,3 15,7 160,2 в 2,8

Продуктивность (сельхозпредприятия)

Надой на 1 корову, кг 3 514 4 065 4 265 129,9 в 2,1

Таблица 3

Основные показатели развития агропромышленного комплекса Липецкой области

области реализовано 43 инвестиционных проекта, в том числе в мясомолочном скотоводстве — 24, свиноводстве — 14, птицеводстве — 5. Мощность увеличена на 100 тыс. т свинины, на 65 тыс. т мяса бройлеров, на 80 тыс. т молока. Создано более 3 тыс. новых рабочих мест.

Применение интенсивных европейских технологий позволило липецкой области по объемам производства мяса свиней занять второе место в ЦФО после Белгородской области. Наиболее интенсивно развивается свиноводство в сельхозпредприятиях Лев-Толстовского района, где произведено почти 21,9 тыс. т мяса свинины в живом весе. В ООО «Липецкмясо Тербуны» ведется строительство свинокомплекса на 12,5 тыс. т мяса свиней, общей сметной стоимостью 2 млрд руб. Активно продолжаются строительно-монтажные работы на вновь строящихся и реконструируемых свиноводческих комплексах в ООО «Свинокомплекс Липецкий» Измалковского, ООО «Юкон» и ООО «Национальный проект» усманского и ООО «Племенное» Воловского районов.

В настоящее время в области действуют 14 птицефабрик по производству мяса птицы и 2 — по производству пищевого яйца. Птицефабриками области за 2008 г. произведено 83,4 тыс. т мяса птицы в живом весе, что в 1,2 раза больше уровня 2007 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжаются строительство, реконструкция и модернизация птицефабрик мясного направления в трех сельскохозяйственных предприятиях области. Наиболее значимым птицеводческим предприятием по производству мяса птицы является ОАО «Куриное Царство», где целенаправленно расширяются производственные мощности, применяются самые передовые технологии для производства птицеводческой продукции. За 2008 г. реализовано на убой 68,2 тыс. т птицы в живом весе, что на 10 % больше, чем в 2007 г. В ЗАО птицефабрика «Задонская» Задонского района осуществляется инвестиционный проект по реконструкции и модернизации бывшей бройлерной птицефабрики и фермы крупного рогатого скота на производство мяса индейки. За 2008 г. на птицефабрике произведено 2 тыс. т мяса индейки в живом весе.

Таким образом, в ходе реализации инвестиционных проектов в отрасли птицеводства за 2006—2008 гг. было создано по области дополнительно 1 380 рабочих мест, в том числе за 2008 г. — 320, со среднемесячной заработной платой от 8,5 до 11,6 тыс. руб.

Необходимо отметить, что положительное влияние на успешную реализацию национальных

проектов оказала государственная и областная финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. На развитие молочного и мясного скотоводства из областного бюджета выделено в виде субсидий за 2005—2008 гг. более 1 млрд руб., привлечено инвестиций 5,2 млрд руб.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «ускоренное развитие животноводства» в области продолжается работа по технической и технологической модернизации животноводства. Вышли на проектную мощность 3 вновь построенных комплекса и 9 реконструированных молочных ферм. Завершается строительство молочных комплексов в ООО «АФ Трио Плюс» и КХ «Рассвет» Тербунс-кого и ЗАО «Долгоруковский молзавод» Долгоруковского районов, завозится племенное поголовье импортной и отечественной селекции.

В рамках реализации областной целевой программы «Государственная поддержка сельскохозяйственного производства Липецкой области на 2008—2012гг.» в 2008 г. сельхозтоваропроизводителями закуплено более трех тысяч голов племенных нетелей отечественной и импортной селекции. На поддержку племенного животноводства из областного бюджета выделено в виде субсидий на покупку племенного молодняка крупного рогатого скота 92,5 млн руб., на предоставление субсидий на биопродукцию — 11,0 млн руб., благоустройство — 120,0 млн руб.

Программой развития молочного скотоводства на ближайшие 4 года намечено строительство 5 молочных комплексов в 5 районах области, рассчитанных на содержание 10 тыс. голов коров, что позволит к 2012 г. выйти на производство 355 тыс. т молока в год.

Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности области за 2008 г. реализовано продукции в действующих ценах на сумму 57,2 млрд руб., обеспечен рост на 121 % к уровню 2007 г. В рамках реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 гг.» в 2008 г. была продолжена работа по кредитованию малых форм хозяйствования. Всего с ЛПХ и КФХ с начала проекта заключено более 4,7 тыс. кредитных договоров на сумму свыше 1,9 млрд руб. Только за 2008 г заключено 1 397 кредитных договора на сумму 579 млн руб. Запланированный на 2008 г. объем привлеченных кредитных ресурсов на эти цели в Соглашении между Министерством сельского хозяйства РФ и Администрацией Липецкой области превышен в 2,7 раза и составил 549 млн руб.

Выплачено за 2008 г. в виде субсидий по возмещению процентной ставки по кредитам и займам по ЛПХ и КФХ из федерального бюджета 55,6 млн руб., из областного — 3,1 млн руб.

Всего за время реализации программы в области создано 30 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (6 — кредитных, 9 — перерабатывающих, 14 — снабженческо-сбыто-вых, 1 — обслуживающий), из которых фактически работающих — 20, что составляет 67 %.

За 2008 г. по государственной программе в разделе устойчивое развитие сельских территорий введено в эксплуатацию 27,1 тыс. м2 жилой площади, в том числе для молодых специалистов — 17,7 тыс. м2, что соответствует целевым показателям, определенным в Соглашении на 2008 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что все положительные изменения как в отраслях сельского хозяйства, так и в развитии сельских территорий стали возможны благодаря ежегодно увеличивающейся поддержке из федерального и областного бюджетов. За 2008 г. она увеличилась по сравнению с этим же периодом 2007 г. в 1,5 раза.

По мероприятиям областной целевой программы «Государственная поддержка сельскохозяйственного производства Липецкой области на 2008—2012 гг.» на 2008 г. из областного бюджета выделено 1,2 млрд руб. Из них направлено в отрасль растениеводства 137,3 млн руб., в отрасль животноводства — 437,1 млн руб., на выполнение комплекса мер по доступности кредитных ресурсов — 457,4 млн руб. В отрасли растениеводства субсидии выделены на закупку элитных семян и приобретение минеральных удобрений, закладку многолетних насаждений, в отрасли животноводства поддержка направлена на племенное животноводство, благоустройство реконструированных и построенных комплексов (ферм) и другие мероприятия.

В целом из федерального бюджета в 2008 г на субсидирование сельхозтоваропроизводителей выделено 2,2 млрд руб., что в 2 раза больше. чем в 2007 г., в том числе на возмещение процентной ставки по инвестиционным, краткосрочным и кредитам, выданным малым формам хозяйствования, — 1,1 млрд руб.

Немаловажным фактом положительной динамики развития аграрного сектора Липецкой области является рост заработной платы в АПК. Так в 2008 г. средняя заработная плата работников сельскохозяйственного производства составила 10 589 руб., что на 30,5 % выше 2007 г. Численность сельского населения на 01.01.2009 составила — 421,5 тыс. чел., или 36 % от общей численности постоянного насе-

ления области (1 168,9 тыс. чел.). Однако к уровню 2007 г. численность сельского населения уменьшилась на 4 тыс. чел.

По областной целевой программе «Сельское подворье Липецкой области на 2006—2008 гг.» в 2008 г. из областного бюджета на мероприятия программы направлено 32,9 млн руб., которые выплачены 11 тысячам ЛПХ, в том числе на содержание коров и свиноматок сверх установленного минимума — 7,4 млн руб.; за реализацию молока перерабатывающим предприятиям — 23,7 млн руб.; возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на развитие ЛПХ, — 1,5 млн руб.

Таким образом, проведенный анализ показал, что использование программно-целевого подхода к обеспечению устойчивого развития аграрной сферы экономики и управления ее, в регионе предоставляет возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, а также переход к новым состояниям, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем. В этой связи система обеспечения устойчивого развития агропромышленного производства должна основываться на действии экономического механизма и комплекса формирующих его элементов. Современный мировой кризис внес новые изменения, негативно влияющие на экономическое развитие сельскохозяйственного производства страны и ее регионов. Поэтому в ближайшем будущем в отрасли должны быть созданы все условия для последовательного перехода к стадии стабильного и устойчивого развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова Т. А. Экономика устойчивого развития. Учеб. пособие // Т. А. Акимова, Ю. Н. Мо-сейкин. М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2007. 440 с.

2. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления / Под ред. В. В. Попкова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2007. 295 с.

3. Ходос Д. В. Экономический механизм развития сельскохозяйственного производства / Д. В. Ходос; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск. 2008. 236 с.

4. www.admlr.lipetsk.ru — официальный сайт Администрации Липецкой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.