Научная статья на тему 'Устойчивое развитие Ленинградской области (теоретические и практические аспекты)'

Устойчивое развитие Ленинградской области (теоретические и практические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
866
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / GOVERNMENT PROGRAM / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT / AGRO-INDUSTRY / CRITERIA / PRINCIPLES / FACTORS / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров Александр Владимирович

В статье предлагается трактовка устойчивого развития, принципы, критерии и модель развития устойчивого типа. В качестве одного из драйверов перехода на траекторию устойчивого развития Ленинградской области предлагается повышение инновационности агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable Development of the Leningrad Region (Theoretical and Practical Aspects)

The article gives the interpretation of sustainable development, principles, criteria and model type of sustainable development. As one of the drivers go to the path of sustainable development of the Leningrad region is proposed to improve the innovative agribusiness. The main factors formulate contributing to the economic causes of livestock development in the region.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие Ленинградской области (теоретические и практические аспекты)»

Гончаров А. В.

<

Устойчивое развитие Ленинградской области

ш

<

(теоретические и практические аспекты)

Гончаров Александр Владимирович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Аспирант кафедры макроэкономического регулирования alexandergoncharov1990@gmail .com

РЕФЕРАТ

В статье предлагается трактовка устойчивого развития, принципы, критерии и модель развития устойчивого типа. В качестве одного из драйверов перехода на траекторию устойчивого развития Ленинградской области предлагается повышение инновацион-ности агропромышленного комплекса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

устойчивое развитие, региональная экономическая система, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, государственная программа, инновационное развитие

Sustainable Development of the Leningrad Region (Theoretical and Practical Aspects)

Goncharov Alexander Vladimirovich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate student of Chair of Macroeconomic Regulation alexandergoncharov1990@gmail .com

ABSTRACT

The article gives the interpretation of sustainable development, principles, criteria and model type of sustainable development. As one of the drivers go to the path of sustainable development of the Leningrad region is proposed to improve the innovative agribusiness. The main factors formulate contributing to the economic causes of livestock development in the region.

KEYWORDS

sustainable development, regional economic system, agriculture, agro-industry, criteria, principles, factors, a government program, strategy, innovation development

В современных условиях социально-экономической трансформации России устойчивое развитие ее регионов является актуальной задачей обеспечения безопасности национальной экономики (в данном контексте представляется целесообразным вспомнить историю происхождения понятия «устойчивое развитие» и проанализировать его эволюцию).

Первыми, кто задумался о глобальных проблемах современности, стали участники международной неправительственной организации «Римский клуб» («The Club of Rome»), которая объединила представителей мировой финансовой, политической и научной элиты того времени. В 1972 г. в Стокгольме состоялась Конференция ООН, результатом которой стало создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Впервые на столь высоком уровне прозвучала мысль, что окружающую среду и развитие цивилизации нельзя рассматривать раздельно, они неотделимы друг от друга, поскольку проблемы цивилизации напрямую связаны с экологическим неблагополучием [7, с. 98-99]. Таким образом, первоначальный посыл имел в основном экологический характер.

Goncharov A. V.

Проведение Конференции и создание ЮНЕП ознаменовали включение международного сообщества в процесс решения проблем защиты окружающей среды на государственном уровне. Появились и стали активно развиваться такие институты, как экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, возникли министерства и ведомства по окружающей среде [1, с. 147]. Анализ динамики принятия и вступления в действие важнейших национальных законов в области охраны окружающей среды подтверждает интенсивность законотворческого процесса в этой области: 1956-1960 гг. — 4 закона; 1960-1965 гг. — 10; 1966-1970 гг. — 18; 1971-1975 гг. — 31. Таким образом, за 20 лет было принято в общей сложности более 60 национальных законов, а проблемы окружающей среды были включены в число приоритетных на региональных и национальных уровнях.

По инициативе Генерального секретаря ООН в 1984 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавил премьер-министр Норвегии Г. Х. Брундтланд. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложений долгосрочных стратегий, а также рассмотрение способов и средств, с использованием которых мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды. Важной вехой в разработке концепции устойчивого развития стало опубликование доклада «Наше общее будущее», представленного Комиссией в 1987 г. Именно в тексте этого доклада впервые появился сам термин «устойчивое развитие» [10, с. 102]. Комиссия уделила основное внимание необходимости развития такого типа, при котором удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, что и трактовалось как «устойчивое развитие».

Формулировка «устойчивое развитие» в данной трактовке сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах; под устойчивым развитием подразумевается процесс изменений, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идет об обеспечении неубывающего во времени (от поколения к поколению) качества жизни людей и природного капитала.

Собственно, концепция устойчивого развития общества была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся на уровне глав государств и правительств в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). Принятая на Конференции Декларация насчитывает 27 пунктов — «принципов». В ней определяется центральное место человека в устойчивом развитии, т. е. его антропоцентрическая направленность и подчеркивается, что гарантом обеспечения должного качества окружающей природной среды является государство. Устанавливается также необходимость взаимной увязки целей социально-экономического развития, включая борьбу с бедностью, с целями сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

На этом саммите был принят ряд таких важных документов, как «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию», «Рамочная конвенция ООН об изменении климата», «Конвенция ООН о биологическом разнообразии», «Повестка дня на XXI век (Программа 21)» и др. В документах Конференции ООН правительству каждой страны предлагалось разработать и утвердить свою национальную стратегию устойчивого развития. Через 4 года после принятия Декларации была представлена Правительством РФ и утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Следующий саммит ООН по устойчивому развитию, получивший название «Рио + 10», состоялся в 2002 г., т. е. через 10 лет в Йоханнесбурге (ЮАР). На этой встрече на

высшем уровне подводились итоги реализации принципов концепции за прошедший период времени. Еще через 10 лет, в июне 2012 г., в Рио-де-Жанейро прошла очередная Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио + 20», в которой приняли участие 135 глав государств и правительств, в том числе Российской Федерации.

Анализ литературных источников по проблемам развития региональных экономических систем [1-6; 8; 11 и др.] выявил разные подходы к классификации типов развития. Так, например, в работе [11, с. 27] тип развития определяется как прогрессивный, регрессивный и «движение по кругу». В работе [5, с. 95-96] различаются два альтернативных типа развития: техногенный и устойчивый. В работе [2, с. 15] предлагается классифицировать типы развития следующим образом: устойчивое, квазиустойчивое, неустойчивое.

Различные авторы приводят различные трактовки устойчивого развития региональной экономической системы, но представляя ее как совокупность трех базовых элементов (природная среда, население, производство материальных и нематериальных благ) и имея в виду, что развитие устойчивого типа в терминологическом (понятийном) отношении является антонимом, т. е. антиподом неустойчивого развития, можно предложить следующую трактовку. Устойчивое развитие — это такой тип развития, при котором все элементы региональной экономической системы функционируют в стабильном режиме на фоне постоянного роста показателей их развития, удовлетворяя критериям устойчивого развития. Критерии устойчивого развития региона можно определить как повышение экономической эффективности функционирования региональной экономической системы, улучшение качества жизни населения территории, обеспечение равновесия в природной среде [3].

Процесс достижения любой экономической системой устойчивого развития объективно должен базироваться на конкурентных преимуществах этой системы [4]. На диаграмме Венна (рис.) область устойчивого развития региональной экономической системы можно отобразить как область пересечения трех ключевых элементов: «природы» — естественного конкурентного преимущества (величина природно-ресурсного потенциала, удобное географическое положение и др.); «инноваций» — инновационного подхода к развитию (например, создание высокоэффективной региональной инновационной системы); «институтов» — совокупности форм, способов и методов государственной поддержки социально-экономического развития (кластерные инициативы, государственно-частное партнерство, налоговые льготы и т. д.).

Таким образом, можно предложить следующую модель устойчивого развития, аппроксимируемую функцией устойчивого развития Р(1):

где х1 — «природа», х2 — «инновации», х3 — «институты».

По мнению автора, категория «устойчивое развитие» имеет внутреннюю, логическую взаимосвязь с категориями «экономическая безопасность», «жизнеспособность» и «конкурентоспособность» региона и параметр «институты» правомерно рассматривать как фактор обеспечения экономической безопасности функционирования региональной экономической системы (рисунок). Формирование устойчивого развития региональной экономической системы в совокупности с обеспечением ее экономической безопасности должно базироваться на следующих принципах устойчивого развития.

1. Принцип качества жизни — обеспечение достойного качества жизни населения региона.

2. Принцип демографического благополучия общества — государственное содействие повышению уровня рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства населения.

ш

<

Графическое отображение области устойчивого развития

3. Принцип удовлетворения основных жизненных потребностей настоящего и будущих поколений — приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры.

4. Принцип повышения уровня благосостояния общества — изменение структуры потребления, борьба с бедностью.

5. Принцип рациональной структуры производства и потребления — ресурсосбережение, переход к инновационному типу развития экономики.

6. Принцип рационального природопользования — нерасточительное расходование возобновляемых и максимально возможное сокращение потребления невозоб-новляемых ресурсов, увеличение использования вторичных ресурсов.

7. Принцип обеспечения экологической безопасности — формирование экологически ориентированных отраслей хозяйственной деятельности, усиление взаимосвязи экономики и экологии, экологизация мировоззрения человека.

Для каждого региона должны быть свои драйверы устойчивого развития (один или несколько); такими драйверами могут быть инновационный и природно-ре-сурсный потенциал, благоприятное географическое положение, особый статус территории (ОЭЗ, ЗАТО) и т. д. Ленинградская область расположена в Северо-Западном федеральном округе и является одним из лидеров по экономическому развитию в России, что позволяет обоснованно позиционировать этот субъект РФ как территорию, которая в будущем может достигнуть устойчивого развития.

По мониторингу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ, проводимому Министерством регионального развития РФ, Ленинградская область входит в число 10 первых субъектов РФ по сводному индексу социально-экономического развития. В рамках Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606 в регионе предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной активности потенциальных инвесторов, на развитие инновационной деятельности, социальных отраслей, улучшение жилищных условий, демографической ситуации в регионе, создание и совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг на территории области, поэтапное повышение размера заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Оценивая возможность реализации концепции устойчивого развития в Ленинградской области, необходимо определить драйверы развития устойчивого типа, которые

вытекают из существующих или потенциальных конкурентных преимуществ этого региона как части экономического пространства РФ. В современных условиях экономического развития основу экономики Ленинградской области составляет промышленность, на долю которой приходится около 25% в структуре валового регионального продукта (ВРП). В этом субъекте РФ представлены: машиностроение, автомобилестроение, судостроение, химическое производство и нефтехимия, лесо-переработка и целлюлозно-бумажное производство, алюминиевая промышленность, промышленность строительных материалов и др. На территории Ленинградской области расположен высокоразвитый агропромышленный комплекс, доля продукции которого составляет 36% от общего объема сельхозпроизводства всех регионов Северо-Западного федерального округа, или 7% ВРП. За последнее десятилетие экономика региона выросла в 6 раз, что во многом объясняется притоком ин-вестиций1.

Активная инвестиционная деятельность является важнейшим условием позитивного развития экономики и социальной сферы региона, и здесь наблюдается положительная динамика. За прошедшее десятилетие в сельском хозяйстве Ленинградской области также наблюдался устойчивый рост выпуска продукции. По данным «Эксперт РА», в 2012-2013 гг. рейтинг инвестиционного климата Ленинградской области соответствовал 3А1 (пониженный потенциал — минимальный риск); ранг инвестиционного риска в 2013 г. — 1 (средневзвешенный индекс риска — 0,163)2. Наименьшая величина инвестиционного риска в Ленинградской области (ранг = 1), по сравнению с остальными регионами РФ, является существенным конкурентным преимуществом для инвестиционно-инновационного развития территории в целях достижения устойчивого развития.

С точки зрения автора, для Ленинградской области одним из драйверов перехода на траекторию устойчивого развития является повышение инновационности агропромышленного комплекса региона, и в данном контексте необходимо рассмотреть ключевые программные документы по развитию этой сферы. Основными программными документами по развитию сельского хозяйства РФ в настоящее время является государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», а также государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Планом реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»3 предусмотрена реализация 53 инновационных проектов до 31.12.2015 г., при этом в число приоритетов развития агропромышленного комплекса отнесены животноводство, растениеводство, садоводство и виноградарство, хранение и переработка сельхозпродукции, а также восстановление, развитие водохозяйственного комплекса и мелиорация земель сельскохозяйственного назначения4.

В качестве мер по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО и по нейтрализации рисков выделен ряд мер, в том числе продление действия ряда льгот для

1 Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.lenobl.ru/Document/1375427249.pdf (дата обращения: 20.08.2014).

2 Международная группа рейтинговых агентств «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2013/ (дата обращения: 21.08.2014).

3 О развитии сельского хозяйства : Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ.

4 Об утверждении плана реализации в 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. : Распоряжение Правительства РФ от 25 июня 2013 г. № 1066-р.

сельхозпроизводителей (льготы по налогу на прибыль, льготы по НДС при реализации и ввозе всех видов племенной биопродукции до 2020 г.). К мерам управления рисками относится увеличение доли частных инвестиций посредством создания условий для инвесторов в развитии животноводства в рамках государственно-частного партнерства, в том числе содействие в покупке земельных угодий, подключении к электро- и газовым сетям, строительство дорог и других объектов. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №»216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 133-ФЗ) на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села предусмотрены бюджетной росписью субсидии в объеме 163327,5 млн руб. [9, с. 156].

Государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года» была разработана Минэкономразвития в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 8 октября 2012 г. № 2071-р. Общий объем финансирования мероприятий данной программы в 2014-2020гг. составляет 299,2 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе: средства федерального бюджета — 90,4 млрд руб. (30,2%); средства консолидированных бюджетов субъектов РФ — 150,6 млрд руб. (50,3%); средства внебюджетных источников — 58,2 млрд руб. (19,5%) [9, с. 160]. Предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ планируется осуществлять по результатам отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий, разработанных на основе документов территориального планирования в координации с перспективными планами развития агропромышленного комплекса.

В настоящее время Ленинградская область является одним из лидеров по экономическому развитию не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в России. Реализация стратегических целей социально-экономического развития Ленинградской области позволит субъекту РФ повысить экономический потенциал, безопасность и уровень жизни граждан, что соответствует целям и задачам достижения развития устойчивого типа. На территории субъекта РФ принят областной закон Ленинградской области от 22 сентября 2011 г. № 72-оз «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года», целью которой является стабильное социально-экономическое развитие региона. В соответствии с этим программным документом необходимо выполнить задачи размещения новых производств и, соответственно, увеличения количества рабочих мест для жителей Ленинградской области. В Концепции определены задачи развития региона в агропромышленном комплексе1.

По мнению автора, достижение плановых показателей реализации утвержденной Концепции разумно рассматривать в контексте Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. Доктрина направлена на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование внутренних и внешних угроз стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности.

Проблема продовольственной безопасности неразрывно связана с проблемой продовольственной независимости и требует правовых, экономических и организационных мер по ее осуществлению. Эти меры успешно реализуют развитые

1 Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.lenobl.ru/Document/1375427249.pdf (дата обращения: 20.08.2014).

страны с социально ориентированным хозяйством, например, Германия, Франция, Англия, Нидерланды, Италия, Швеция, США и др. Даже Япония и КНР, имеющие весьма ограниченные ресурсы на душу населения, направляют значительные средства на поддержку собственного сельского хозяйства, реально обеспечивая свою продовольственную независимость.

Программные документы развития сельского хозяйства как регионов РФ, так и государства в целом базируются на оценках и анализе основных тенденций развития этой сферы, которые, с точки зрения автора, заключаются в следующем:

• увеличение объемов производства в отдельных секторах агропромышленного комплекса (молочно-мясное животноводство, птицеводство и овощеводство);

• высокие темпы развития технологий в секторе технической и технологической модернизации и реконструкции производства, переход на энергосберегающие технологии;

• ужесточение требований к поставкам продукции, в том числе к объему и стабильности поставок;

• неравномерный доступ к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции;

• более низкий уровень жизни сельского населения по сравнению с уровнем жизни населения городских районов.

Ключевыми проблемами отрасли в настоящее время являются:

• увеличение износа (морального и физического) основных фондов;

• неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, рынкам сбыта готовой продукции;

• проблемы землепользования и землевладения сельскохозяйственных производителей.

Необходимо отметить, что в настоящее время особенно остро стоит проблема самообеспечения населения России мясом и мясопродуктами (таблица). Лишь 13 российских регионов, где проживает 26,4% населения, имеют уровень самообеспеченности мясом и мясопродуктами 100% и более; еще в 20 регионах (24,2% населения) этот показатель не опускается ниже допустимой пороговой величины (80%). В остальных регионах существует полная зависимость от ввозимых мясопродуктов.

Рассмотрим основные факторы, обусловливающие экономические причины развития животноводства в Ленинградской области.

1. Обеспечение продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства, и в общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. В Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода1.

2. Колебание курсов валют.

На сегодняшний день валюта на мировом рынке очень неустойчивая, и поэтому достаточно сложно прогнозировать изменение валютных курсов. Во избежание зависимости цен на свинину в России от импортных поставок необходимо развивать строительство отечественных высокоэффективных комплексов индустриального типа, в том числе на территории Ленинградской области.

1 Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki (дата обращения: 21.08.2014).

< Уровень самообеспеченности населения Российской федерации

г мясом и мясопродуктами в 2007-2010 гг. [8, с. 182]

Показатель Уровень самообеспеченности мясом, %

ниже 50 50-79,9 80-99,0 100 и выше

Число субъектов РФ 21 23 20 13

Удельный вес субъектов РФ, % 26,9 31,0 25,6 16,5

Численность населения, млн чел. 29,1 41,8 34,8 21,6

Удельный вес населения, % 20,3 29,1 24,2 26,4

3. Угроза африканской чумы.

Африканская чума (АЧС) — это вирусная болезнь свиней. В настоящее время АЧС зарегистрирована уже в 24 странах мира. В связи с проявлением вируса АЧС в регионе Евросоюза и ограничениями на ввоз из ЕС свинины в России начинается передел импортного сектора этого рынка1. Россия в 2014 г., согласно последнему прогнозу Росстата, может увеличить производство поголовья скота на убой, включая свинину в живом весе, на 28,7%, что позволит сократить импорт на 15%. На территории Ленинградской области вспышки африканской чумы были зафиксированы впервые в 2010 г., и сейчас они полностью локализованы. Тем не менее угроза новых вспышек инфекции сохраняется.

В настоящее время одним из крупных инвесторов по развитию свиноводства на территории Северо-Западного федерального округа, в том числе и в Ленинградской области, является группа компаний ООО «Агрохолдинг "Пулковский"». В деревне Тарасово Тосненского района ООО «Агрохолдинг "Пулковский"» реализовал проект, связанный со строительством репродукторной свинофермы на 2500 свиноматок. И это не единственный агропромышленный проект, реализуемый в Ленинградской области. Так, в деревне Милодеж Лужского района агрохолдинг «Приозерный» построил свиноводческий комплекс по откорму свиней на 19 200 голов единовременного содержания. Использование современных технологий выращивания свиней позволяет в год получать 7 тыс. т качественного мяса первой и второй категорий.

Успешная работа по обозначенным в статье направлениям позволит сократить инфраструктурные ограничения развития региона и будет способствовать переходу Ленинградской области к развитию устойчивого типа. В заключение сформулируем основные выводы.

1. Устойчивое развитие — это такой тип развития, при котором все элементы региональной экономической системы функционируют в стабильном режиме на фоне постоянного роста показателей их развития, удовлетворяя критериям устойчивого развития.

2. Критерии устойчивого развития региона можно определить как повышение экономической эффективности функционирования региональной экономической системы, улучшение качества жизни населения территории, обеспечение равновесия в природной среде.

3. Формирование устойчивого развития региональной экономической системы в совокупности с обеспечением ее экономической безопасности должно базироваться на соблюдении принципов устойчивого развития.

4. Область устойчивого развития региональной экономической системы определяется как область пересечения трех ключевых элементов: «природы» (естествен-

1 Чичкин А. От чумы не зарекайся [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http:// www.rg.ru/2014/02/25/shuma.html (дата обращения: 21.08.2014).

ного конкурентного преимущества), «инноваций» (инновационного подхода к развитию); «институтов» (совокупности форм, способов и методов государственной поддержки).

5. Понятия «устойчивое развитие», «экономическая безопасность», «жизнеспособность» и «конкурентоспособность» региона являются взаимосвязанными, а элемент «институты» правомерно рассматривать как фактор обеспечения экономической безопасности функционирования региональной экономической системы.

6. Для Ленинградской области одним из драйверов перехода на траекторию устойчивого развития является повышение инновационности агропромышленного комплекса, в частности животноводства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Существенным конкурентным преимуществом для инвестиционно-инновационного развития Ленинградской области в целях достижения устойчивого развития является наименьшая величина инвестиционного риска по сравнению с остальными регионами РФ.

8. Основными факторами, обусловливающими экономические причины развития животноводства в России (в том числе в Ленинградской области) являются: обеспечение продовольственной безопасности, колебание курсов валют, угроза африканской чумы.

9. Для снижения затрат и рисков в животноводстве необходимо продолжить рост индустриальных хозяйств, вытеснять с рынка малые формы хозяйствования и низкоэффективные организации, расширяя масштабы глубокой переработки.

Литература

1. Бобылев С. Н. Экономика устойчивого развития / Бобылев С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. М. : Ступени, 2004. С. 147.

2. Гафарова В. А. Экономическое обеспечение устойчивого развития регионального хозяйства на Севере России. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

3. Куклина Е. А. Теоретические и методологические основы управления устойчивым развитием природно-ресурсных регионов России // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. 2008. Вып. 1 (20). С. 201-207.

4. Куклина Е. А. Управление конкурентоспособностью региональных экономических систем: концептуальный подход, постановка задачи, принципы моделирования // Управленческое консультирование. 2012, № 2. С. 95-106.

5. Куклина Е. А. К вопросу о типах развития экономических систем на макроуровне // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. Т. 4. Вып. 1(8). СПб., 2013. С. 92-97.

6. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Устойчивое развитие. Уфа : РИЦ Баш ГУ, 2009. С. 147.

7. Основы устойчивого развития : учеб. пособие / под общ. ред. Л. Г. Мельника. Сумы : Университетская книга, 2005. С. 98-99.

8. Пашина Л. Л. Агропродовольственная система: тенденции, инновации и перспективы развития : монография / Л. Л. Пашина, В. В. Реймер. Благовещенск : Изд-во ДальГАУ, 2011.

9. Российский и зарубежный опыт стимулирования частных инвестиций: инвентаризация налоговых льгот и прочих мер поддержки : монография / под ред. И. Н. Рыковой. М. : Научно-исследовательский финансовый институт, 2014.

10. Устойчивое экологобезопасное развитие : курс лекций / под ред. А. Д. Урсула. М. : Изд-во РАГС, 2001.

11. Щепакин М. Б. Методологические и организационно-экономические аспекты обеспечения устойчивого развития депрессивного региона : монография / М. Б. Щепакин, В. Г. Боровиков, А. И. Маштаков. Благовещенск : Изд-во ДальГАУ, 2011.

References

1. Bobylev S. N. Economy of sustainable development [Ekonomika ustoichivogo razvitiya] / Bobylev S. N., Girusov E. V., Perelet R. A. M. : Steps [Stupeni], 2004. P. 147.

2. Gafarova V. A. Economic providing a sustainable development of regional economy in the north of Russia [Ekonomicheskoe obespechenie ustoichivogo razvitiya regional'nogo khozyaistva na Severe Rossii]. SPb. : Publishing house of Politekhnical University [Izd-vo Politekhn. un-ta], 2012.

3. Kuklina E. A. Theoretical and methodological bases of management of a sustainable development of natural and resource regions of Russia [Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy upravleniya ustoichivym razvitiem prirodno-resursnykh regionov Rossii] / Messenger of Ingeneering and Economy University [Vestnik INZhEKONa]. Series Economy. 2008. Vol. 1 (20). P. 201-207.

4. Kuklina E. A. Management of competitiveness of regional economic systems: conceptual approach, problem definition, principles of modeling [Upravlenie konkurentosposobnost'yu regional'nykh ekonomicheskikh sistem: kontseptual'nyi podkhod, postanovka zadachi, printsipy modelirovaniya] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2012. N 2. P. 95106.

5. Kuklina E. A. On a question of types of development of economic systems at the macrolevel [K voprosu o tipakh razvitiya ekonomicheskikh sistem na makrourovne] // Scientific works of SZIU of RANEPA [Nauchnye trudy SZIU RANKhiGS]. Vol. 4-1 (8). SPb., 2013. P. 92-97.

6. Mirkin B. M., Naumova L. G. Sustainable development [Ustoichivoe razvitie]. Ufa : Publishing Center of Bashkir State University [RITs Bash GU], 2009. P. 147.

7. Bases of a sustainable development [Osnovy ustoichivogo razvitiya] : tutorial / under a general edition of L. G. Melnik. Sumy : The University Book [Universitetskaya kniga], 2005. P. 9899.

8. Pashina L. L. Agrofood system: tendencies, innovations and prospects of development [Agro-prodovol'stvennaya sistema: tendentsii, innovatsii i perspektivy razvitiya] : monograph / L. L. Pashina, V. V. Reymer. Blagoveshchensk : Publishing house of FESU [Izd-vo Dal'GAU], 2011.

9. Russian and foreign experience of stimulation of private investments: inventory of tax privileges and other measures of support [Rossiiskii i zarubezhnyi opyt stimulirovaniya chastnykh investitsii: inventarizatsiya nalogovykh l'got i prochikh mer podderzhki] : monograph / under the editorship of Rykova I. N. M. : Research financial institution [Nauchno-issledovatel'skii fi-nansovyi institute], 2014.

10. Sustainable ecology safety development: a course of lectures [Ustoichivoe ekologobezopas-noe razvitie: Kurs lektsii] / under the editorship of A. D. Ursul. M. : Publishing house of RAPS [Izdatel'stvo RAGS], 2001.

11. Shchepakin M. B. Methodological, organizational and economic aspects of providing a sustainable development of the depressive region [Metodologicheskie i organizatsionno-ekonomicheskie aspekty obespecheniya ustoichivogo razvitiya depressivnogo regiona] : monograph / M. B. Shchepakin, V. G. Borovikov, A. I. Mashtakov. Blagoveshchensk : Publishing house of FESU [Izd-vo Dal'GAU], 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.