Научная статья на тему 'Устойчивое развитие сельских территорий: отечественный и зарубежный опыт разработки региональных программ'

Устойчивое развитие сельских территорий: отечественный и зарубежный опыт разработки региональных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1734
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Е. В.

Подавляющая часть территории Российской Федерации характеризуются тем, что имеет выраженный сельский характер. В то же время современные глобальные вызовы, связанные со снабжением растущего населения земного шара продуктами питания, борьбой с бедностью, недопущением отрицательного воздействия на климат и водные ресурсы, могут быть решены только при условии, что удастся обеспечить устойчивое развитие сельских территорий. При этом на первый план выходит задача по производству высококачественных продуктов питания и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. В связи с этим становятся актуальными программы по устойчивому развитию сельских территорий, включающие перспективные направления развития сельской местности и инновационные решения экологических и социальных проблем. Цель статьи разработка мероприятий по улучшению программ устойчивого развития сельских территорий. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены основы концепции устойчивого развития, проанализированы европейские программы по устойчивому развитию сельских территорий, разработаны мероприятия по совершенствованию отечественных программ по устойчивому развитию сельских территорий. В статье на основе метода сравнительного анализа изучены различные аспекты программ по устойчивому развитию сельских территорий Германии и России, определены наиболее перспективные мероприятия по совершенствованию региональных программ. Автором сделан вывод о том, что в условиях применения концепции устойчивого развития нельзя не учитывать экологический аспект развития сельских территорий, а также откладывать решение кадрового вопроса проводимых преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие сельских территорий: отечественный и зарубежный опыт разработки региональных программ»

УДК 631.115:338(470)

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Е.В. КУЗНЕЦОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления E-mail: [email protected] Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

Подавляющая часть территории Российской Федерации характеризуется тем, что имеет выраженный сельский характер. В то же время современные глобальные вызовы, связанные со снабжением растущего населения земного шара продуктами питания, борьбой с бедностью, недопущением отрицательного воздействия на климат и водные ресурсы, могут быть решены только при условии, что удастся обеспечить устойчивое развитие сельских территорий. При этом на первый план выходит задача по производству высококачественных продуктов питания и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. В связи с этим становятся актуальными программы по устойчивому развитию сельских территорий, включающие перспективные направления развития сельской местности и инновационные решения экологических и социальных проблем.

Цель статьи - разработка мероприятий по улучшению программ устойчивого развития сельских территорий. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены основы концепции устойчивого развития, проанализированы европейские программы по устойчивому развитию сельских территорий, разработаны мероприятия по совершенствованию отечественных программ по устойчивому развитию сельских территорий.

В статье на основе метода сравнительного анализа изучены различные аспекты программ по устойчивому развитию сельских территорий Германии и России, определены наиболее перспективные мероприятия по совершенствованию региональных программ.

Автором сделан вывод о том, что в условиях применения концепции устойчивого развития нельзя

не учитывать экологический аспект развития сельских территорий, а также откладывать решение кадрового вопроса проводимых преобразований.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, зарубежный опыт, экономическая, социальная, экологическая компоненты, региональные программы

Проблема устойчивого развития была вызвана к жизни глубокими трансформациями, которые в результате процессов глобализации претерпело рыночное хозяйство в последние 15-20 лет.

«Устойчивое развитие - это такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения без угрозы удовлетворению нужд грядущих поколений. Это не достижение статичного состояния гармонии, а процесс последовательных изменений, когда эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация на технологический прогресс и институциональные изменения соответствуют потребностям будущего и настоящего» [1].

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Это три тесно взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимоподчиненные области единого целого. При таком подходе организации на микроуровне и государства на макроуровне рассматриваются как социо-эколого-экономические системы. Экономические цели (прибыль, доход) при таком подходе

становятся вторичными по отношению к цели сохранения целостности среды обитания. Переход к устойчивому развитию требует кардинальных преобразований, в центре которых экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового «устойчивого общества» как сферы разума. Такие изменения должны происходить не стихийно, а целенаправленно, осознанно, и одним из главных механизмов управления этим процессом может стать нравственный, гуманный разум объединенного человечества, использующий все возможные социально-экономические, политические и технические средства [2].

Доктор экономических наук, руководитель Центра устойчивого развития сельских территорий РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева А.В. Мерзлов и кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова Л.А. Овчинцева устойчивое развитие представляют как процесс взаимодействия трех компонентов: «население - природа - хозяйство» или «социальная сфера - экология - экономика» [4].

В концепции устойчивого развития эта триада приобретает новые приоритеты:

- цель - благополучие живущих и будущих поколений;

- основа - природно-экологические системы

жизнеобеспечения;

- экономика - двигатель развития.

Экономический подход к устойчивому развитию подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов. Социальная составляющая направлена на сохранение социальной стабильности и культурного многообразия в глобальных масштабах. Для экологической безопасности должны быть обеспечены устойчивость природных систем и способность их к самовосстановлению и адаптации к меняющимся внешним условиям.

Современная социально-экономическая ситуация в России на селе характеризуется накопившимися проблемами, препятствующими его переходу к устойчивому развитию. Недостаточно качественная жизненная среда, ограниченные возможности для труда на селе, более низкий (в сравнении с городским) уровень доходов в немалой степени повлияли на процессы оттока и деградации рабочей силы и уменьшение населения деревень, что вызвало нарастание социально-экономических диспропорций в сельской

местности и появление депрессивных сельских территорий, где многие экономические, социальные и экологические проблемы все более усугубляются.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р, а также задача по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренная Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 требуют пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране.

Под устойчивым развитием сельских территорий ряд ученых (А.В. Мерзлов, Л.А. Овчинцева) понимают стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель [4]. Доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН, заслуженный деятель науки РФ В.М. Баутин справедливо отмечает, что проблему устойчивого развития часто связывают, главным образом, с состоянием окружающей среды, недооценивая другие, не менее важные факторы устойчивого развития - социальные, политические, экономические, культурные, этнические и многие другие [5].

Реализация мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий планируется в рамках новой федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"» (далее - Программа).

Мероприятия Программы направлены на достижение следующих целей:

- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

- стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;

- активизацию участия сельских сообществ в решении вопросов местного значения;

- формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.

Основными задачами Программы являются:

- удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

- повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктур;

- концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктур населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляется развитие агропромышленного комплекса;

- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;

- поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий

В широком смысле устойчивому развитию сельских территорий и сельской местности способствуют почти все мероприятия данной Программы:

- субсидирование процентной ставки, в том числе по кредитам, полученным на развитие альтернативных сельскому хозяйству видов деятельности в сельской местности;

- расширение сети информационно-консультационной службы в сельской местности;

- поддержка малых форм хозяйствования;

- сохранение традиционных форм ведения сельского хозяйства в северных районах. Программой предусматривается экологизация

сельского хозяйства - одно из перспективных направлений сельского развития в России. Однако данное направление и мероприятия в рамках данного направления недостаточно четко определены в Программе по сравнению с целевыми индикаторами и показателями экономической и социальной составляющих.

На современном этапе концепция устойчивого развития в нашей стране является актуальной, и роль регионов в обеспечении устойчивого развития России постоянно возрастает. В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается разработка органами государственной власти

субъектов Российской Федерации региональных программ устойчивого развития сельских территорий. При разработке данных программ следует понимать, что устойчивость в развитии сельских территорий достигается на основе реализации комплекса мер в области социального, экономического и природоохранного характера в сельской местности, а в рамки конкретных ведомственных программ включаются мероприятия, соответствующие профилю ведомства.

Однако в рамках Программы, а также программ по устойчивому развитию сельских территорий, разработанных на региональном уровне, не может быть обеспечена реализация одного из составляющих элементов устойчивого развития сельских территорий: устойчивости природных систем и способности их самовосстановления и адаптации к меняющимся внешним условиям.

Целевыми индикаторами Программы являются следующие:

- ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;

- сокращение числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности;

- ввод в действие общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врача общей практики, спортивных сооружений, учреждений культурно-досу-гового типа, распределительных газовых сетей, локальных водопроводов;

- увеличение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой;

- реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в населенных пунктах, расположенных в сельской местности;

- реализация местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку.

Таким образом, в нормативном документе в основном затрагивается решение социальных проблем в целях закрепления людей на селе, формирования современной, комфортной инфраструктуры в сельских территориях.

В соответствии с решением Минсельхоза России на территории Пензенской области с 2014 г. будут реализовываться мероприятия подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Пен-

зенской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в рамках реализации государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы». Основные цели и задачи программы «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» подобны установкам Программы.

Программные мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий продолжаются в рамках программы «Социальное развитие села до 2013 года», в соответствии с которой в 2013 г. предусматривалось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

На эти цели были выделены следующие средства:

- из федерального бюджета - 22,84 млн руб.;

- из бюджета региона - 16,865 млн руб.;

- из местных бюджетов - 3,054 млн руб.

На мероприятия по развитию водоснабжения и газоснабжения в сельской местности было выделено из федерального бюджета 9,1 млн руб., из бюджета Пензенской области - 16,802 млн руб.

В Лунинском районе Пензенской области была разработана муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий Лунинского района Пензенской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В ходе ее реализации планируется ввод (приобретение) 666 м2 жилья для сельских граждан, проживающих в Лунинском районе, в том числе 306 м2 для молодых семей и молодых специалистов; сокращение числа сельских семей Лунинского района, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 80%, в том числе молодых семей и молодых специалистов - на 90%.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы управления агропромышленными комплексами субъектов Российской Федерации), осуществляющие размещение заказов на выполнение работ по Программе, обязаны предоставлять Минсельхозу России статистическую форму наблюдения за ходом реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденную приказом Росстата от 16.01.2014 № 35.

Стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе будет осуществляться путем создания благоприятных условий в сельской местности. В этой связи будет интересно

изучить опыт разработки и реализации национальной стратегии и региональных программ по устойчивому развитию сельских территорий европейских стран, в частности в Германии.

Национальная стратегия развития сельских территорий ФРГ была разработана на пятилетний период (2007-2013 гг.). Впервые данная стратегия позволила реализовать принцип трехступенчатого планирования. Национальная стратегия является связующим звеном между стратегическими директивами ЕС и программами развития федеральных земель. Стратегические директивы ЕС отражают основные с точки зрения Европы задачи, цели и концепции необходимых действий. Национальная стратегия анализирует экономическую, структурную, экологическую и социальную ситуацию сельских территорий и потенциалы их развития в Германии. В программах развития регионы (федеральные земли) определяют конкретные меры государственной поддержки и объем необходимых на их реализацию дотаций согласно конкретной ситуации в регионе и в соответствии с национальной стратегией. Регионы отвечают за разработку и реализацию программ развития [3].

Национальная стратегия Германии по развитию сельских территорий нацелена на создание многофункционального, устойчивого и конкурентоспособного сельского и лесного хозяйства, а также пищевой промышленности. В соответствии с директивами ЕС государственная поддержка из средств Европейского фонда развития сельских территорий ориентирована на пищевой и перерабатывающей промышленности, окружающей среде, сельской экономике и населении.

Новые стратегии и программы развития сельских территорий направлены на развитие следующих основных направлений:

1) на повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства;

2) на улучшение окружающей среды и сельского ландшафта;

3) на повышение качества жизни на селе и диверсификацию сельской экономики. Средства, направленные на реализацию первого направления, должны содействовать развитию сильного и динамичного европейского сектора производства аграрных продуктов питания путем сосредоточения на таких приоритетных направлениях как трансферт знаний, модернизация производства, инновационная деятельность и обеспечение качес-

тва на протяжении всей цепочки производства продуктов питания, а также на инвестициях в трудовые ресурсы и основной капитал.

В целях защиты и улучшения природных ресурсов ЕС и ландшафта в сельских регионах средства, предусмотренные для реализации второго направления развития, должны вносить вклад в развитие следующих приоритетных для ЕС сфер: сохранение биологического многообразия, сохранение и развитие сельско- и лесохозяйственных систем высокой природоохранной значимости и традиционных аграрных ландшафтов и водных ресурсов, а также вопросы, связанные с изменением климата.

Средства, выделяемые в рамках третьего направления на цели диверсификации сельской экономики и повышения качества жизни в сельских регионах, должны содействовать приоритетному назначению, т.е. созданию рабочих мест и предпосылок для экономического роста. Мероприятия, проводимые в рамках третьего направления, нацелены на создание производственных мощностей, получение квалификации и организацию регионального стратегического развития и должны обеспечивать сохранение привлекательности сельских территорий для будущих поколений.

При оказании поддержки расширению сферы образования, проведению информационных мероприятий и развитию предпринимательского духа должны также учитываться особые потребности женщин, молодежи и пенсионеров на селе.

Государственная поддержка развития сельских территорий в период с 2007 по 2013 г. реализовы-валась в Германии в рамках 14 программ развития федеральных земель и одной федеральной программы [8].

В последние годы в федеральных землях при сельских администрациях создавались региональные и локальные рабочие группы (Lokalen Aktionsgruppen) между представителями государственной власти, частными лицами и представителями отраслевых союзов в целях решения сложных проблем в соответствии со стратегий регионального дифференцированного межотраслевого развития. Реализация стратегии происходила посредством программы Leader+, которая прекрасно зарекомендовала себя в деле.

По принципу «снизу вверх» (bottom-up- Ansatz) к работе по программе привлекаются новые участники, а вместе с ними появляются новые (инновационные) идеи и инициативы. Сформировались

отношения партнерства между представителями государственной власти, частными лицами и представителями отраслевых союзов. Усиление связи населения со своим регионом является одним из важнейших достижений, которому существенно содействовали активный региональный менеджмент и работа по развитию региональных проектов. Потребности, ожидания и потенциалы местного населения воплотились в конкретные проекты. Благодаря их личной деятельности оказывались дополнительные услуги, в том числе и в некоммерческой сфере. Так, во многих федеральных землях локальными рабочими группами, включающими представителей местной администрации, частного бизнеса и отраслевых союзов,.были разработаны локальные стратегии развития территорий (Gebietsbezogene Lokale Entwicklungsstrategie - GLES).

Например, локальная стратегия развития сельских территорий округа Барним (федеральная земля Бранденбург) включает:

- описание социально-экономического положения округа;

- исходные предпосылки разработки данной стратегии, ее правовые основания;

- SWOT-анализ региона;

- описание самой стратегии развития сельской территории (концепция, цели и задачи, влияние на сопряженные отрасли, взаимосвязи с другими программами, система мониторинга и оценки реализации стратегии, финансовое обеспечение программы, предпочтительные проекты и критерии оценки отбора проектов развития) [9].

В округе Барним к таким проектам относятся проекты по диверсификации сельской экономики: строительство объектов по обеспечению населения данной территории альтернативными источниками энергии, развитие сельского туризма и каналов прямого маркетинга аграрной продукции. Особое внимание для реализации данных проектов уделяется профессиональной подготовке и переподготовке персонала субъектов экономической деятельности. На первом этапе трудовой деятельности и в целях улучшения профессиональной квалификации субъектам экономической деятельности может потребоваться помощь, например целенаправленные консультационные услуги, получение полной информации и другие меры государственной поддержки [7].

Наряду с высокими первоначальными инвестициями, вступление в новую сферу деятельности

часто связано со снижением дохода на этапе обучения. Этот аспект немецких программ территориального развития существенно отличается от программ по устойчивому развитию сельских территорий, разрабатываемых в российских регионах. Вопросы кадрового обеспечения проводимых преобразований в России, подготовка и переподготовка кадров, обеспечивающих реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, не учтены в Программе и региональных программах устойчивого развития сельских территорий. Тем не менее приоритетами региональной экономической политики по обеспечению устойчивости социально-экономического развития региона является организация обучения кадров современным методам анализа хозяйственной деятельности предприятий и принятия управленческих решений по их устойчивому развитию [6]. Повышение мотивации, квалификации и компетенции персонала субъектов экономической деятельности в сельских регионах в целях разработки и реализации стратегий регионального развития может стать важной отправной точкой для предоставления государственных субсидий. Данные стратегии стимулируют экономические, социальные, экологические и культурные начинания, что позволяет повысить привлекательность условий жизни в сельских регионах. Большое внимание при этом уделяется наиболее уязвимым группам сельского населения: пенсионерам, женщинам и молодежи. В Германии, например, в локальной стратегии развития территорий округа Укермарк для решения проблем обеспечения преемственности поколений руководителей сельскохозяйственных предприятий региона и привлечения молодых специалистов в сельскую местность, занятых в отрасли сельского хозяйства, развитии ремесел, сельского туризма, строительства, предусмотрены практикоориенти-рованные мероприятия, позволяющие стабилизировать ситуацию с кадрами [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что концепция устойчивого развития объединяет три компоненты: социальную, экономическую и экологическую. Устойчивое развитие сельских территорий также должно основываться на трех этих направлениях. Однако ни Программа, ни региональные программы по устойчивому развитию сельских территорий не содержат целевых показателей и индикаторов экологической составляющей, что в ближайшем будущем может сказаться на

возможности обеспечения поколений качественными природными ресурсами. Отличие российских программ от европейских заключается в отсутствии мероприятий по решению кадрового вопроса проводимых преобразований.

Указанные недостатки не позволяют в полной мере реализовать концепцию устойчивого развития в сельской местности и препятствуют переходу российской деревни к долгосрочному динамичному подъему.

Список литературы

1. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989. 376 с.

2. Основные положения стратегии устойчивого развития России. М.: Наука, 2002. 161 с.

3. Развитие сельских территорий Германии: информационные материалы, 2010. 156 с. URL: https:// www.yumpu.com/xx/document/view/7332035/-.

4. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. 112 с.

5. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. М.: Росинформагротех, 2004. 310 с.

6. Хайруллов Д.С., Еремеев Л.М. Проблемы устойчивости социально-экономического развития региона // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2012. № 1. С. 73-76.

7. Halbzeitbewertung des Entwicklungsplan fcr den Endlichen Raum 2007 - 2013 MecklenburgVorpommern. Braunschweig, Jhann Heinrich von T^nen Institute. 2007. 297 s.

8. Der Leader-Ansatz: ein grundlegender Leitfaden. Luxemburg: Amt fer amtliche Ver^fentlichungen der Europaischen Gemeinschaften. 2006. 24 s. URL: http://ec.europa.eu/agriculture/publi/fact/leader/2006_ de.pdf.

9. Gebietsbezogene Lokale Entwicklungsstrategie (GLES) fer den Landkreis Barnim „Barnim - Zukunft durch Vielfalt und Kooperation". Lokale Aktionsgruppe (LAG) Barnim. 2007. 46 s. URL: http://www.barnim.de/ fileadmin/user/kag_heidekrautbahn/ILE___LEADER/ GLES_Barnim_19.04.07.pdf.

10. Gebietsbezogene lokale Entwicklungsstrategie der Lokalen Aktionsgruppe Uckermark 2007-2013. Beitrag zum Landes - LEADER - Wettbewerb. 2007. 42 s. URL: http://www.lag-uckermark.de/download/ GLES_Endfassung.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Regional economics: theory and practice Development of agricultural sector

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE OF REGIONAL PROGRAMS DEVELOPMENT

Elena V. KUZNETSOVA

Abstract

Importance A vast part of the Russian Federation territory is of a clearly expressed rural nature. The modern global challenges associated with the supply of foodstuff to increasing number of the global population, struggle against the poverty, prevention of the negative impact on the climate and water resources can be solved only by ensuring the sustainable development of rural territories. Thus, production of high-quality foodstaff and raw materials for food and processing industry comes to the forefront. In this regard, programs for a sustainable development of the rural territories, which include the perspective directions of the development of the rural areas, the innovative solutions of the environmental and social problems assume an urgency Objectives The purpose of the article is the development of measures to improve the sustainable development of rural areas

Methods To achieve this goal, I have solved the following tasks: studied the basics of the concept of sustainable development; analyzed the European programs for the sustainable development of rural territories; developed the activities aimed at the improvement of the national programs of the sustainable development of rural areas . Based on the method of comparative analysis, I studied the different aspects of programs of a sustainable development of rural territories of Germany and Russia .

Results I have defined the most perspective actions for improvement of regional programs . Conclusions and Relevance I came to a conclusion that in the conditions of application of the concept of a sustainable development it is necessary to consider an ecological aspect of development of rural territories, as well as to solve the employment issues of the carried out transformations .

Keywords: sustainable development, rural territories, foreign experience, economic, social, ecological, components, regional programs

References

1. Nashe obshchee budushchee: dokladMezhdunarod-noi komissii po okruzhayushchei srede i razvitiyu (MKOSR) [Our common future: the report of the World Commission on Environment and Development]. Moscow, Progress Publ., 1989, 376 p.

2. Osnovnye polozheniya strategii ustoichivogo raz-vitiya Rossii [The basic provisions of a strategy for the

sustainable development of Russia]. Moscow, Nauka Publ., 2002, 161 p.

3. Razvitie sel'skikh territorii Germanii: informat-sionnye materialy [Development of the rural territories of Germany: a background paper]. 2010, 156 p. Available at: https://www.yumpu.com/xx/document/view/7332035/-.

4. Regional 'nyi opyt razrabotki programm ustoichivogo razvitiya sel 'skikh territorii [The regional experience of the development of programs of a sustainable development of rural territories]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2012, 112 p .

5. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii: voprosy strategii i taktiki [The sustainable development of rural territories: the strategy and tactics]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2004, 310 p.

6. Khairullov D.S., Eremeev L.M. Problemy us-toichivosti sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Problems of sustainability of social and economic development of the region]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta - Bulletin of Kazan State Agrarian University, 2012, no. 1, pp. 73-76.

7. Halbzeitbewertung des Entwicklungsplan für den ländlichen Raum 2007-2013 Mecklenburg-Vorpommern. Braunschweig, Johann Heinrich von Thünen Institute, 2007, 297 p.

8. Der Leader-Ansatz: ein grundlegender Leitfaden. Luxemburg: Amt für amtliche Veröffentlichungen der Europaischen Gemeinschaften. 2006, 24 p. Available at: http:// ec.europa.eu/agriculture/publi/fact/leader/2006_de.pdf.

9. Gebietsbezogene Lokale Entwicklungsstrategie (GLES) für den Landkreis Barnim "Barnim - Zukunft durch Vielfalt und Kooperation". Lokale Aktionsgruppe (LAG) Barnim, 2007, 46 s. Available at: http://www.barnim. de/fileadmin/user/kag_heidekrautbahn/ILE___LEADER/ GLES_Barnim_19.04.07.pdf.

10. Gebietsbezogene lokale Entwicklungsstrategie der Lokalen Aktionsgruppe Uckermark 2007-2013. Beitrag zum Landes - LEADER - Wettbewerb, 2007, 42 s. Available at: http://www.lag-uckermark.de/download/GLES_Endfassung. pdf

Elena V. KUZNETSOVA

Penza State Agricultural Academy, Penza, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.