Научная статья на тему 'Особенности политики развития сельских регионов в странах Европейского союза и адаптация этого опыта в Республике Казахстан'

Особенности политики развития сельских регионов в странах Европейского союза и адаптация этого опыта в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
720
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / ПОТЕНЦИАЛ / ЛОКАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / RURAL DEVELOPMENT / AGRARIAN POLICY / CONCEPTUAL APPROACHES / POTENTIAL / LOCAL RESOURCES / ECONOMIC BASIS OF RURAL TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеломенцева Валентина Павловна, Солтангазинов Айбек Рахметоллаевич

На современном этапе теоретические и практические вопросы развития сельских территорий становятся одной из актуальных задач, требующих решения. Поэтому для определения дальнейшего тренда поступательного развития сельских территорий, разработки эффективных программных документов представляется целесообразным теоретическое и эмпирическое осмысление, методическое обоснование перехода сельских территорий на траекторию устойчивого развития. Кроме того, изучение зарубежного опыта позволяет определить используемые эффективные методологические подходы к комплексному развитию сельских территорий, адаптация которых с учетом особенностей местных условий способствует модернизации социально-экономического облика данных территорий. В странах ЕС решение вопросов развития сельских территорий осуществляется в рамках национальной стратегии и различных программ. Основными приоритетными направлениями политики развития сельских регионов стран ЕС являются повышение конкурентоспособности с акцентом на развитие человеческого капитала, принятие мер по улучшению состояния окружающей среды, первоочередная финансовая поддержка тех проектов, инициатива по которым исходит от представителей местного самоуправления. Анализ развития сельской местности ЕС позволяет выделить важный вектор, направленный на обеспечение устойчивого улучшения экономического и социального положения всех страт сельского общества посредством эффективного использования внутренних ресурсов сельских территорий. Также большое внимание отводится защите природных ресурсов и ландшафтов данных территорий. Опыт стран ЕС по развитию сельских территорий изучается в Республике Казахстан и с учетом местных особенностей применяется в практике государственного управления развитием сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development policy of rural regions in the countries of the European Union and the adaptation of this experience in the Republic of Kazakhstan

At the present stage, theoretical and practical issues of the development of rural territories are becoming one of the actual tasks that need to be solved. Therefore, for determination of the further trend of the progressive development of rural territories, development of effective policy documents, it seems appropriate the theoretical and empirical comprehension, the methodological justification of the transition of rural territories to the trajectory of sustainable development. Besides, the research of foreign experience allows determining the effective methodological approaches to the complex development of rural territories, the adaptation of which, taking into account the features of local conditions, contributes to the modernization of the socio-economic appearance of these territories. In the EU countries, the development of rural territories is solved through the national strategy and various programs. The main priority directions of the development policy of rural regions of the EU countries are to increase competitiveness with an emphasis on the development of human capital, take measures for improvement of the environment’s state, priority financial support of those projects initiated by representatives of local self-government. Analysis of the development of rural territories of the EU makes it possible to identify the important vector aimed at provision of sustainable improvement of the economic and social situation of all strata of rural society through the effective use of internal resources of rural territories. Also great attention is given to the protection of natural resources and landscapes of these territories. The experience of the EU countries on the development of rural territories is being studied in the Republic of Kazakhstan and, taking into account local features, is used in the practice of state management of rural territories’ development.

Текст научной работы на тему «Особенности политики развития сельских регионов в странах Европейского союза и адаптация этого опыта в Республике Казахстан»

УДК 338.43.14 JEL: O520

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ РЕГИОНОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И АДАПТАЦИЯ ЭТОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В.П. Шеломенцева, А.Р. Солтангазинов

Инновационный Евразийский университет (Павлодар, Казахстан)

Информация о статье

Дата поступления 1 марта 2017 г.

Дата принятия в печать 25 марта 2017 г.

Ключевые слова

Сельское развитие, аграрная политика, концептуальные подходы, потенциал, локальные ресурсы, экономический базис сельских территорий

Аннотация. На современном этапе теоретические и практические вопросы развития сельских территорий становятся одной из актуальных задач, требующих решения. Поэтому для определения дальнейшего тренда поступательного развития сельских территорий, разработки эффективных программных документов представляется целесообразным теоретическое и эмпирическое осмысление, методическое обоснование перехода сельских территорий на траекторию устойчивого развития. Кроме того, изучение зарубежного опыта позволяет определить используемые эффективные методологические подходы к комплексному развитию сельских территорий, адаптация которых с учетом особенностей местных условий способствует модернизации социально-экономического облика данных территорий. В странах ЕС решение вопросов развития сельских территорий осуществляется в рамках национальной стратегии и различных программ. Основными приоритетными направлениями политики развития сельских регионов стран ЕС являются повышение конкурентоспособности с акцентом на развитие человеческого капитала, принятие мер по улучшению состояния окружающей среды, первоочередная финансовая поддержка тех проектов, инициатива по которым исходит от представителей местного самоуправления. Анализ развития сельской местности ЕС позволяет выделить важный вектор, направленный на обеспечение устойчивого улучшения экономического и социального положения всех страт сельского общества посредством эффективного использования внутренних ресурсов сельских территорий. Также большое внимание отводится защите природных ресурсов и ландшафтов данных территорий. Опыт стран ЕС по развитию сельских территорий изучается в Республике Казахстан и с учетом местных особенностей применяется в практике государственного управления развитием сельских территорий.

FEATURES OF DEVELOPMENT POLICY OF RURAL REGIONS IN THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION AND THE ADAPTATION OF THIS EXPERIENCE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

V.P. Shelomentseva, A.R. Soltangazinov

Innovative University of Eurasia (Pavlodar, Kazakhstan)

Article info

Received March 1, 2017

Accepted March 25, 2017

Keywords

Rural development, agrarian policy, conceptual approaches, potential, local resources, economic basis of rural territories

Abstract. At the present stage, theoretical and practical issues of the development of rural territories are becoming one of the actual tasks that need to be solved. Therefore, for determination of the further trend of the progressive development of rural territories, development of effective policy documents, it seems appropriate the theoretical and empirical comprehension, the methodological justification of the transition of rural territories to the trajectory of sustainable development. Besides, the research of foreign experience allows determining the effective methodological approaches to the complex development of rural territories, the adaptation of which, taking into account the features of local conditions, contributes to the modernization of the socio-economic appearance of these territories.

In the EU countries, the development of rural territories is solved through the national strategy and various programs. The main priority directions of the development policy of rural regions of the EU countries are to increase competitiveness with an emphasis on the development of human capital, take measures for improvement of the environment's state, priority financial support of those projects initiated by representatives of local self-government. Analysis of the development of rural territories of the EU makes it possible to identify the important vector aimed at provision of sustainable improvement of the economic and social situation of all strata of rural society through the effective use of internal resources of rural territories. Also great attention is given to the protection of natural resources and landscapes of these territories. The experience of the EU countries on the development of rural territories is being studied in the Republic of Kazakhstan and, taking into account local features, is used in the practice of state management of rural territories' development.

© В.П. Шеломенцева, А. Р. Солтангазинов, 2017

Введение. Доминирование сельскохозяйственного сектора в структуре экономики сельских регионов, который представляет собой важнейшую отрасль мирового хозяйства, а также оказывает непосредственное влияние на основные народнохозяйственные пропорции, уровень жизни населения и обеспечение продовольственной безопасности, определяет особую роль сельских территорий в развитии мирового сообщества. Анализ и сравнение отечественной и зарубежной практики развития сельских территорий позволяет выявить слабые и сильные аспекты организационно-экономических мер, направленных на решение социально-экономических проблем данных территорий. Роль сельских территорий в развитии стран Европейского Союза (далее - ЕС) возрастает в связи с тенденцией актуализации вопросов охраны окружающей среды и обеспечения продовольственной безопасности, которая является составной частью национальной безопасности. Значимость данных территорий также обусловливается выполнением ими важных разнонаправленных функций.

Статистические показатели свидетельствуют, что демографический потенциал сельских территорий характеризуется в последние десятилетия снижением численности сельского населения во всем мире, что, с одной стороны, является результатом активизации процессов урбанизации, а с другой - создает угрозу для функционирования и развития сельских территорий [1].

В сельской местности, которая составляет 91 % территории ЕС, проживает более 56 % населения стран - членов ЕС [2]. В ЕС, как было отмечено выше, колоссальное значение уделяется вопросам развития сельских территорий и на протяжении значительного периода времени непрерывно осуществляется поиск новых направлений развития сельской местности, разработка и реализация эффективных подходов, которые в целом претерпели существенную трансформацию - от обеспечения продовольственной безопасности за счет интенсификации аграрного производства до диверсификации экономики села, развития сельской инфраструктуры, наращивания рекреационного потенциала, а также улучшения и защиты окружающей природной среды [3].

Эволюционный процесс аграрной политики ЕС начиная с 1990-х гг. характеризуется следующими значительным изменениями: ес-

ли вначале основное внимание уделялось организации совместного рынка, то на стыке веков возросла роль компенсаций, а в первом десятилетии XXI в. приоритетным стало развитие сельской местности. Результативная аграрная политика ЕС, направленная на формирование сбалансированного развития сельских территорий, является показательным примером успешной модели, включающей эффективный механизм, действенные формы, методы и инструменты ее реализации.

В Казахстане сельским территориям присущи многие системные социально-экономические проблемы. В связи с этим поиск новых путей развития данных территорий - одна из приоритетных задач государства.

Целью исследования является изучение, анализ концептуальных положений, подходов и моделей сельского развития в ЕС, а также разработка рекомендаций по адаптации лучшей практики ЕС в казахстанских условиях.

В ходе исследования использовались общенаучные методы: сравнения и обобщения, абстрактно-логические и аналитические, - базирующиеся на применении функционально-логического подхода к изучаемому объекту.

Результаты исследования. Исследование опыта ЕС в обеспечении стратегических процессов планирования сельского развития, эффективность которых подтверждается достигнутыми социально-экономическими результатами, показывает, что данный сегмент системы государственного управления является приоритетным направлением государственной политики. В рамках единой аграрной политики на 2014-2020 гг. увеличивается совокупный объем бюджетного финансирования по сравнению с уровнем отчетного периода (2007-2013 гг.), который составляет порядка 420 млрд евро. При этом более 75 % - это расходы в рамках предоставления прямых субсидий и свыше 24 % -расходы, направленные на развитие сельских территорий [4].

Имплементация комплексного подхода в обеспечении развития сельских территорий ЕС предусматривает в системе взаимодействия институционального и функционального уровней учет и выполнение следующих важных задач, направленных на повышение уровня самоорганизации местного сообщества и развитие их совместной деятельности:

- вовлечение различных социальных групп сельского сообщества в разработку стратегии,

что позволяет, с одной стороны, выявлять их потребности, обеспечивать в результате баланс интересов, а с другой - применять опыт, умения и знания местного населения, что способствует определению эффективных и оптимальных направлений деятельности, а также прозрачности процедур принятия управленческих решений, направленных на сельское развитие;

- информационный обмен между различными участниками и консультационное сопровождение при решении проблем сельской местности оказывает положительное влияние на развитие инициативы и генерацию идей, посредством которого на основе взаимных действий и усилий принимается коллегиальное решение по реализации инфраструктурных, инвестиционных социальных и иных проектов;

- учет разнонаправленных социально-экономических нужд, потребностей и интересов всех страт сельского сообщества и мобилизация всех ресурсов является важной предпосылкой сбалансированного развития за счет достижения качественного улучшения условий жизнедеятельности сельских территорий.

Политика развития сельских территорий ЕС предусматривает три направления (оси):

- повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства;

- улучшение состояния окружающей среды и сельских территорий;

- улучшение качества жизни в сельской местности и поощрение диверсификации сельской экономики.

При этом государства - члены ЕС обязаны обеспечить сбалансированный подход к развитию сельских территорий на основе финансирования всех трех направлений. Дополнительным требованием является обязательность финансирования проектов, инициатива по которым исходит от представителей сельских общин - программа LEADER [1, с. 4].

Политика устойчивого развития сельских регионов ЕС тесно переплетается с политикой устойчивого пространственного развития, которая базируется на основополагающих принципах:

- обеспечение территориального согласия посредством более сбалансированного социально-экономического развития регионов;

- поощрение развития стратегического развития за счет поддержания устойчивого равновесия между городом и селом;

- создание более сбалансированных условий транспортного доступа;

- развитие доступа к информации и знаниям;

- приумножение и защита природных ресурсов и природного наследия;

- снижение ущерба, наносимого природе, улучшение окружающей среды и сельских территорий;

- сохранение и приумножение культурного наследия [5].

В странах ЕС решение вопросов развития сельских территорий осуществляется в рамках национальной стратегии и различных программ с участием широкого круга представителей разных сфер. Анализ концептуальных подходов развития сельских территорий ЕС показывает, что их разработка и реализация находится в непрерывной трансформации, и в связи с этим можно сделать вывод, что пути решения проблемных вопросов развития сельских территорий имеют разные подходы, как на уровне теоретических исследований, так и на практике реализации региональной политики развития сельских регионов. Кроме того, динамический характер процесса совершенствования концепций сельского развития ЕС позволяет выделить основополагающие концептуальные подходы сельского развития:

1. Отраслевой - данная концепция отождествляет сельское развитие с совершенствованием и развитием структуры аграрной отрасли.

2. Перераспределительный - концепция исходит из выравнивания социально-экономического развития сельских территорий посредством оказания финансовой поддержки наиболее слаборазвитым в социально-экономическом развитии регионам.

3. Территориальный - концепция, которая предусматривает системный подход в обеспечении комплексного сельского развития на основе эффективного использования внутреннего ресурсного потенциала сельских территорий [6].

Концептуальные механизмы государственной поддержки развития сельских территорий подразделяются на следующие виды:

1) условия и порядок поддержки государства осуществляются в рамках регламентированного единого правового акта;

2) существуют несколько программных документов, регулирующих механизмы поддержки, реализация которых осуществляется независимо друг от друга [7].

Теоретические аспекты разработки политики развития сельских территорий определяются ее высокой значимостью для сельской региональной системы, поскольку они оказывают влияние на формирование приоритетных стратегических направлений и эффективность принимаемых мер по решению актуальных задач сельского развития.

В ЕС применяется многоуровневая и межведомственная система управления и финансирования сельских территорий. Реализуется система мер поддержки развития, имеется разветвленная сеть институтов, оказывающих помощь жителям села в адаптации к меняющимся условиям, в разработке и представлении проектов [8]. Разработанная ЕС модель LEADER имеет ключевое направление в развитии сельских территорий в рамках единой сельскохозяйственной политики. Периоды реализации программ данной модели предусматривают преемственность мероприятий, реализация которых на соответствующих территориях позволяет решить имеющиеся проблемы при ограниченных ресурсах и стимулировать дальнейшее развитие территорий [9].

Метод LEADER обеспечил применение новых подходов к формированию политики развития территорий и направлен на поддержку совместных проектов в сельских регионах, инициирование и реализация которых осуществляется заинтересованными лицами на локальном уровне. Метод реализуется не только в тех странах, для которых традиционным является сильная региональная децентрализация, но и в тех государствах, где это отсутствует.

При реализации политики развития сельских регионов ЕС ключевыми направлениями являются повышение конкурентоспособности сельских территорий и производство высококачественных продовольственных товаров. При этом важная роль отводится развитию человеческого и реального капитала.

Производство высококачественных продовольственных товаров обеспечивается за счет улучшения интеграционных процессов в системе агропродовольственной цепи, создания новых рынков сбыта продукции, содействия динамичному развитию бизнеса и внедрению инноваций.

Приоритетным направлением политики развития сельских регионов ЕС также является улучшение состояния окружающей среды в сельской местности на основе оптимизации

систем землепользования и использования лесных массивов.

В силу сложившейся социально-экономической ситуации в сельских регионах стран ЕС, исходя из имеющихся различных проблем сельского развития, а также ограниченности бюджетных средств, анализ реализации инструментов в разные периоды позволяет выделить основные позиции, на которые делался упор в процессе развития сельских территорий:

- гласность действий, учет мнения жителей;

- базовой основой развития являются локальные ресурсы;

- системность представляет собой принятие во внимание совокупности всех возможных трудовых действий.

В современных условиях концептуальные подходы развития сельских регионов стран ЕС сфокусированы:

- на структурной трансформации аграрной отрасли, стимулировании через механизм субсидирования экономических субъектов сельского хозяйства для производства экологически чистой и качественной сельскохозяйственной продукции;

- освоении новых видов производств, расширении ассортимента выпускаемой продукции и переориентации рынков сбыта с целью снижения угроз и обеспечения устойчивости сельхозпроизводителей;

- обеспечении охвата всеми видами социальной помощи уязвимых слоев населения, доля которых на селе значительно выше по сравнению с городом;

- принятии мер по обеспечению продуктивной занятости, развитию инфраструктур: туристической, транспортной, информационной, спортивно-культурной - в целях снижения оттока населения из сельской местности.

Принцип интегрированного сельского развития, применяемый при реализации политики сельского развития в ЕС, предусматривает комплексное развитие территорий и всех отраслей сельской экономики, основанное на имеющихся в регионе потенциалах. При этом большое внимание уделяется активному участию местного населения в развитии сельских территорий. Важным условием интегрированного сельского развития является эффективный региональный менеджмент как стратегический инструмент управления, обеспечивающий взаимосвязь между общественными и государст-

венными учреждениями управления и другими региональными действующими лицами [10].

В институциональной иерархии власти принцип субсидиарности означает приоритет интересов местного сообщества перед интересами регионального или национального уровня и реализуется через механизм наделения властью самого нижнего звена. Принцип субси-диарности предполагает осуществление управленческих функций на возможно нижнем уровне властной пирамиды.

Идеология принципа субсидиарности в ЕС принадлежит Ж. Делору, по мнению которого лучшим средством ликвидации бюрократических барьеров является убеждение граждан о том, что местное сообщество может быть полезным в продвижении мер, способствующих устойчивому развитию [11].

Отсутствие в документах ЕС четкого определения принципа субсидиарности не позволяет рассматривать его как правовую норму. Это политический принцип, на основе которого решаются прежде всего региональные проблемы. Регион является важным уровнем многослойной структуры ЕС, поскольку на каком бы уровне власти сообщества ни принимались решения, реализуются они непосредственно в том или ином регионе. Регион - конкретное место направления инвестиций [12]. Роль общественного сектора в развитии сельской местности возрастает и становится важным фактором, способствующим усилению результатов эффективности.

Анализ опыта ЕС в сфере региональной политики позволяет выделить следующие ключевые аспекты обеспечения продолжительного развития:

1. Региональная политика требует долгосрочного стратегического видения целей, которых необходимо достичь.

2. Должен существовать объективный метод привлечения и распределения ресурсов.

3. Важно отделять правовое поле, которое устанавливает широкий спектр правил, регулирующих внедрение стратегии от отдельных решений по проектам.

4. Следует принимать решения относительно поддержки интегрированных программ или поддержки отдельных проектов.

5. Мониторинг и оценка действий необходимы для того, чтобы можно было продемон-

стрировать созданную ценность для бенефициаров и налогоплательщиков [13].

Анализ концептуальных подходов к развитию сельских территорий ЕС показывает, что отраслевая модель развития акцентирована на укреплении аграрного сектора экономики посредством создания условий и реализации мер, направленных на активную инвестиционную поддержку данной отрасли. При этом обеспечивается финансовая поддержка всех стадий производственного цикла, совершенствования структуры аграрного производства и повышения конкурентных преимуществ сельского хозяйства. Позже фокус государственной поддержки был дополнительно направлен на улучшение условий и повышение качества трудовых ресурсов, включающий сокращение возрастного ценза для выхода на пенсию, организацию повышения квалификационного уровня.

Таким образом, исследование зарубежного опыта в области развития сельских территорий позволяет сделать вывод о том, что политика развития сельских регионов формируется на основе целевых ориентиров, которые были установлены в Лиссабонской стратегии. Опыт развития сельских территорий стран ЕС изучается в Республике Казахстан и учитывается при разработке стратегии развития аграр-но-производственного комплекса, формировании и реализации аграрной политики в стране.

Выводы. Анализ целей трех основных концептуальных подходов развития сельской местности ЕС позволяет выделить важный вектор сельского развития, выражающийся в обеспечении устойчивого улучшения экономического и социального положения всех страт сельского общества посредством эффективного использования внутренних ресурсов сельских территорий. Вместе с тем большое значение отводится защите природных ресурсов и ландшафтов данных территорий.

В целом опыт стран ЕС в сфере функционирования системы управления устойчивым развитием сельских территорий содержит весьма показательные примеры, адаптация которых эффективно отразится на развитии института государственного управления, направленного на обеспечение устойчивого развития сельских территорий Казахстана.

Литература

1. Устойчивое развитие локальных пространственных образований сельского типа в регионе: состояние, проблемы, управления инструментарий управления : моногр. / под науч. ред. В. И. Меньщиковой. - Тамбов : Бизнес-Наука-Общество, 2014. - 184 с.

2. Иконникова О. В. Социальная составляющая политики устойчивого развития сельских территорий Европейского союза // АгроХХ1. - 2013. - № 10-12. - С. 3-4.

3. Леонова Н. В. Организационно-экономические основы развития сельских территорий в странах ЕС : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2010. - 170 с.

4. Фалькович Е. Б. Особенности аграрной политики ЕС и направления ее совершенствования // Modern Problems and Ways of Their Solution in Science, Transport, Production and Education '2012. - URL : http://www.sworld.com.ua/konfer29/1049.pdf.

5. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента : Доклад комитета руководителей Европейской конференции Министров регионального планирования (СЕМАТ), 7-8 сент. 2000 г. / пер. К. К. Ананичева. - М., 2002. - 26 с.

6. Пантелеева О. И. Особенности реализации программ развития сельских территорий в США и странах Евросоюза // Междунар. сельскохозяйств. журн. - 2010. - № 4. - С. 9-10.

7. Янбых Р. Г. Программы устойчивого сельского развития: понятийный аппарат и опыт реализации в зарубежных странах // Устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший фактор социально-экономической стабильности России : материалы Второго Всерос. конгр. экономистов-аграрников (Москва, 13-15 февр. 2006 г.) : в 2 ч. - М., 2006. - Ч. 1. - С. 216-224.

8. Мерзлов А. В., Овчинцева Л. А., Попова О. А. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. - М. : Росинформагротех, 2012. - 112 с.

9. Мантино Ф. Сельское развитие в Европе. Политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней / пер. с итал. И. Храмовой. - Rome : FAO, 2010. - 272 с. -URL : http://www.fao.org/docrep/013/i2001r/i2001r.pdf.

10. Анисимова О. С. Аграрная политика и стратегия развития сельских территорий: опыт стран ЕС // Никоновские чтения. - М. : МСХА им. К.А. Тимирязева. - 2011. - № 16. - С. 209-210.

11. Dinan D. Ever Closer Union: an introduction Integration. - London, 1999. - 159 р.

12. Хохлов И. И. Субсидиарность как принцип и механизм политики Евросоюза. - URL : http://www.edu.ru/db/portal/e-library/00000045/Hohlov.pdf.

13. Европейская региональная политика: источник вдохновения для стран, которые не входят в ЕС? Применение принципов и обмен опытом / под ред. Р. Гуле. - Luxemborg, 2009. - 16 с. -URL : http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/presenta/international/external_ru.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Menschikova V.I. (Ed.) Ustoiychivoe razvitie lokalnykh prostranstvennykh obrazovanii sel'skogo tipa v regione: sostoyanie, problemy, instrumentarii upravleniya [The sustainable development of local spatial ^formations, such as agriculture in the region: status, problems and management instrumentation], Monograph, Tambov, Biznes-Nauka-Obshchestvo publ., 2014, 184 p. (in Russian).

2. Ikonnikova O.V. The social component of sustainable development of rural areas of the European Union. AgroXXI, 2013, no. 10-12, pp. 3-4. (in Russian).

3. Leonova N.V. Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy razvitiya sel'skikh territorii v stranakh ES [Organizational-economic bases of development of rural territories in the EU], Dissertation, Moscow, 2010, 170 p. (in Russian).

4. Falkovich E.B. Features of European Union agrarian policy and trends of its development, in: Modern Problems and Ways of Their Solution in Science, Transport, Production and Education '2012, available at: http://www.sworld.com.ua/konfer29/1049.pdf. (in Russian).

5. Guiding principles for sustainable spatial development of the European continent, Report of the 12th European Conference of Ministers responsible for Regional Planning (CEMAT) (Hanover, Germany, September 7-8, 2000), in: Council of Europe Conference of Ministers responsible for Spatial/Regional Planning (CEMAT), Basic texts 1970-2010, Territory and landscape, No. 3, Council of Europe Publ., 2010, pp. 164-168.

6. Panteleeva O. Peculiarities of realization of programs of development of the USA rural territories and the countries of EU. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal, 2010, no. 4, pp. 9-10. (in Russian).

7. Yanbykh R.G. Programmy ustoichivogo sel'skogo razvitiya: ponyatiinyi apparat i opyt realizatsii v zarubezhnykh stranakh [Program of sustainable rural development: conceptual framework and experiences in foreign countries], in: Ustoichivoe razvitie agroprodovol'stvennogo sektora kak vazhneishii faktor sotsial'no-ekonomicheskoi stabil'nosti Rossii [Sustainable development of the agrifood sector as a major factor of socio-economic stability of Russia], the materials of the Second all-Russian Congress of agricultural economists (Moscow, February 13-15, 2006), in 2 parts, Moscow, 2006, pt. 1, pp. 216-224. (in Russian).

8. Merzlov A.V., Ovchintseva L.A., Popova O.A. Regionalnyi opyt razrabotki programm ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii [Regional experience of elaboration of programs of sustainable rural development], Moscow, Rosinformagrotekh publ., 2012, 112 p. (in Russian).

9. Mantino F. Rural Development in Europe: Politics, Institutions and Local Characters from the 1970-s to the Present Day, Rome, FAO publ., 2010, 272 p., available at: http://www.fao.org/docrep/013/ i2001r/i2001r.pdf.

10. Anisimova O.S. Agrarnaya politika i strategiya razvitiya sel'skikh territorii: opyt stran ES [Agrarian policy and strategy of development of rural territories: experience of the EU countries], in: Nikonovskie chteniya, Moscow, 2016, No. 16, pp. 209-210. (in Russian).

11. Dinan D. Ever Closer Union: an introduction Integration, London, 1999, 159 p.

12. Khokhlov I.I. Subsidiarnost kakprintsip i mehanizm politiki Evrosoyuza [Subsidiarity as a principle and mechanism of EU policy], available at: http://www.edu.ru/db/portal/e-library/00000045/Hoh-lov.pdf. (in Russian).

13. Goulet R. (Ed.) European Regional Policy, an inspiration for Countries outside the EU? Applying the principles, sharing the lessons, exchanging experience, Luxemborg, 2009, 16 p., available at: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/presenta/international/external_en.pdf.

Сведения об авторах

Шеломенцева Валентина Павловна - д-р социол. наук, профессор экономики Адрес для корреспонденции: 140000, Казахстан, Павлодар, ул. Ломова, 45 E-mail: valshelom@mail.ru

Солтангазинов Айбек Рахметоллаевич - PhD

Адрес для корреспонденции: 140000, Казахстан, Павлодар, ул. Ломова, 45 E-mail: aibek.soltangazinov@yandex.ru

About the authors

Shelomentseva Valentina Pavlovna - Debtor of Sociological sciences, Professor of Economics Postal address: 45, Lomova ul., Pavlodar, 140000, Kazakhstan

E-mail: valshelom@mail.ru

Soltangazinov Aibek Rakhmetollaevich - PhD

Postal address: 45, Lomova ul., Pavlodar, 140000, Kazakhstan

E-mail: aibek.soltangazinov@yandex.ru

Для цитирования

Шеломенцева В. П., Солтангазинов А. Р. Особенности политики развития сельских регионов в странах Европейского Союза и адаптация этого опыта в Республике Казахстан // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 2 (58). - С. 205-211.

For citations

Shelomentseva V.P., Soltangazinov A.R. Features of development policy of rural regions in the countries of the European Union and the adaptation of this experience in the Republic of Kazakhstan. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 2 (58), pp. 205-211. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.