Научная статья на тему 'Роль сельского хозяйства в экономике страны, проблемы экономической устойчивости, правительственные программы содействия эффективному развитию предприятий АПК'

Роль сельского хозяйства в экономике страны, проблемы экономической устойчивости, правительственные программы содействия эффективному развитию предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2027
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / ПЛАН / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лоскутова Людмила Александровна

Положение в аграрном секторе оказывает влияние на социально-экономическое развитие всей российской экономики. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, с одной стороны, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, с другой стороны, производством сырья для других отраслей экономики. Устойчивый вектор развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лоскутова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль сельского хозяйства в экономике страны, проблемы экономической устойчивости, правительственные программы содействия эффективному развитию предприятий АПК»

Роль сельского хозяйства в экономике страны, проблемы экономической устойчивости, правительственные программы содействия эффективному развитию предприятий АПК

Лоскутова Л. А.

Лоскутова Людмила Александровна / Loskutova ЩиДшНа Aleksandrovna - студент, экономический факультет, Омский государственный аграрный университет им. Столыпина, г. Омск

Аннотация: положение в аграрном секторе оказывает влияние на социально-экономическое развитие всей российской экономики. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, с одной стороны, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, с другой стороны, производством сырья для других отраслей экономики. Устойчивый вектор развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленная политика, стратегия, план, развитие.

Как бы ни развивалась промышленность, сельское хозяйство всегда будет системообразующим блоком в силу большой территории, природных условий, площадей, пригодных для производства сельскохозяйственной продукции, наших народных традиций.

С учетом масштабов рынков товаров, изготовленных из сельскохозяйственной продукции, финансовые потоки и товарооборот агропромышленной сферы настолько велики, что агропромышленная политика при её правильном построении способна превратить страну в мощную экономическую державу.

Правительство РФ, учитывая практику проведения реформ, в числе стратегических целей государственной политики определило следующее: в экономической области - формирование эффективного и устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего потребности населения в продуктах питания, удовлетворяющего спрос предприятий пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности в сельскохозяйственном сырье, наращивающего экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия, увеличивающего вклад в экономику страны;

- в социальной области ставится задача преодолеть разрыв в уровнях жизни сельского и городского населения, обеспечить федеральные стандарты социального обслуживания сельского населения;

- в экологической области предполагается создать условия для обеспечения производства экологически чистых продуктов питания и экологически безопасной среды для населения, животного и растительного мира.

Несмотря на предпринимаемые меры по улучшению экономических условий функционирования предприятий и организаций АПК, многие проблемы продолжают оставаться нерешенными. Хотя предпосылки для роста охраняются, однако деградационные процессы еще не остановлены.

Факторами, сдерживающими развитие отрасли агропромышленного комплекса, выступают:

- либерализация рынка энергоресурсов, рост цен на материально-технические средства, потребляемые в отрасли;

- дефицит квалифицированных работников и недостаточный качественный потенциал трудовых ресурсов сельского хозяйства;

- продолжающееся отставание технико-технологического уровня массового агропромышленного производства, стагнация сельскохозяйственного

машиностроения и других отраслей промышленности и сферы производственного обслуживания аграрного сектора - основных факторов роста производительности труда и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- усиление дифференциации сельскохозяйственных товаропроизводителей по уровню доходов, банкротство значительной их части;

- возрастающее отставание социальной инфраструктуры сельских территорий от городов, доходов занятых сельскохозяйственной деятельностью - от доходов работников других сфер экономики, падение престижа сельскохозяйственного труда;

- неразвитая инфраструктура агропродовольственного рынка, высокие издержки и сложность доступа к ней сельскохозяйственным товаропроизводителям, возрастающая монополизация его крупными торговыми сетями, снижение физической и (или) экономической доступности продовольствия для населения страны;

- несовершенство земельных отношений в аграрной сфере;

- ухудшение экологического состояния агропромышленного производства [5, с. 29].

Все это вызвало необходимость разработать научные основы Стратегии

долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года (далее Стратегия), базирующейся на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (от 30 ноября 2010 г.).

Стратегия призвана определить основные цели, задачи и способы обеспечения динамичного развития агропромышленного комплекса и социальной сферы сельских территорий, исходя из необходимости повышения благосостояния населения страны, выравнивания его уровня у сельских жителей со средними показателями по Российской Федерации, достижения продовольственной безопасности государства и укрепления его позиций в международном разделении труда, сохранения и улучшения природной среды в сельских территориях.

Стратегия предполагает:

- оценку результатов социально-экономических преобразований в аграрном секторе России в конце XX - начале XXI века; обоснование целей и задач аграрной политики с учетом вызовов современного этапа функционирования мировой и национальной экономик;

- определение стратегических направлений формирования агропромышленного производства, исходя из необходимости его модернизации и перехода на инновационную модель развития;

- совершенствование организационно-экономического механизма функционирования агропромышленного производства, обеспечивающего сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям АПК получение доходов, достаточных для осуществления расширенного воспроизводства;

- обоснование направлений и механизмов социального развития сельских территорий, повышения уровня материального благополучия сельского населения как основных факторов сохранения и возрождения российского села;

- проведение земельных и институциональных преобразований, способствующих усилению мотивации к развитию сельскохозяйственного производства и рациональному сельскому расселению;

- определение принципов размещения и специализации агропромышленного производства;

- прогнозирование возможных вариантов социально-экономического развития АПК на период до 2020 г., формирование нового облика сельского хозяйства и сельских территорий на долгосрочную перспективу.

Одним из наиболее сложных и капиталоемких направлений Стратегии на предстоящий прогнозный период является восстановление и развитие производственного потенциала агропромышленного комплекса, включающего:

- непосредственно сельское хозяйство (сельскохозяйственное производство);

- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака;

- виды деятельности по обеспечению ресурсами и обслуживанию сельского хозяйства.

При этом предстоит решить одновременно, как минимум, три взаимосвязанные и весьма капиталоемкие задачи:

- технико-технологическую модернизацию и переход на инновационное развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;

- формирование кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;

- проведение масштабных работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, сохранивших производственный потенциал.

27 июня 2013 года на заседании Правительства Российской Федерации рассмотрены планы деятельности федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минсельхоза России, на 2013-2018 годы, разработанные во исполнение указов Президента России, подписанных в день вступления в должность главы государства 7 мая 2012 года, и в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства России на период до 2018 года.

В пятилетнем плане аграрного ведомства России нашли свое отражение цели и показатели развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также связанные с ними ключевые события - законодательные инициативы, принятие проектов и программ, внедрение технологий и систем в области сельского хозяйства.

План включает 6 целей:

1. Рост производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающий продовольственную независимость страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности РФ;

2. Увеличение производства рыбной продукции;

3. Повышение качества жизни и комфортности проживания в сельской местности;

4. Поддержка малых форм хозяйствования;

5. Обеспечение эпизоотического благополучия территории Российской Федерации и осуществление ветеринарного и фитосанитарного надзора сельскохозяйственной продукции;

6. Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.

Для их достижения предусматривается комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны и устойчивое развитие сельских территорий.

Механизмом достижения целей и приоритетов государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса Российской Федерации с учетом импортозамещения продовольствия из стран ЕС, является реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

Пятилетний план развития АПК аграрного ведомства предусматривает увеличить производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2018 году по

48

отношению к 2012 году на 15,2%, в том числе продукции растениеводства - на 15,5%, животноводства - на 14,7%; довести объем производства рыбной продукции до 4,59 млн. тонн.

За счет реализации инвестиционных проектов будет создано 325 тысяч новых рабочих мест.

Выполнение мероприятий по социальному развитию села, и реализация инвестиционных проектов позволят ввести (приобрести) 4,4 млн.кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 2,45 млн.кв. м; общеобразовательных учреждений на 19 тыс. ученических мест, открыть 651 фельдшерско-акушерский пункт; уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой довести до 61,8%, уровень газификации домов (квартир) сетевым газом - до 59,7%.

Развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности позволит к 2018 году довести количество крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров до 10410 единиц, также построить или реконструировать 945 семейных животноводческих ферм.

Увеличение количества проведенных диагностических исследований по выявлению и предупреждению на территории Российской Федерации очагов заразных болезней животных к 2018 году до 62 миллионов, а также числа проведенных профилактических вакцинаций животных до 121,8млн. будет способствовать повышению эпизоотического благополучия территории Российской Федерации.

В рамках программы развития мелиорации земель сельхозназначения в 2014 -2020 годах, к 2018 году планируется ввести в эксплуатацию до 620,4тыс. га мелиорируемых земель, предотвратить выбытие из оборота сельскохозяйственных угодий, защитить и сохранить сельскохозяйственные угодья и земли от ветровой эрозии и опустынивания, а также от водной эрозии, затопления и подтопления -1377,6, тыс. га.

Реализация государственной политики в сфере АПК Омской области осуществлялась в рамках ведомственных целевых программ: «Повышение эффективности осуществления государственной политики Омской области в сфере развития агропромышленного комплекса на 2010 - 2012 годы», «Повышение эффективности осуществления государственной политики Омской области в сфере развития агропромышленного комплекса на 2013 - 2017 годы» по направлениям: государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и отраслевое регулирование. Реализация мер программы позволила повысить эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий, достичь удельного веса прибыльных предприятий до 80,5%, прироста выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в крестьянско-фермерских хозяйствах к уровню прошлого года 21,5%.

Комиссией по координации вопросов кредитования АПК Министерства сельского хозяйства РФ, обнародованы результаты отбора инвестиционных проектов субъектов федерации с целью предоставления федеральных субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, взятым на развитие сельскохозяйственных производств.

От Омской области прошли отбор 90 инвестиционных проектов по развитию агропромышленного комплекса на общую сумму 2,5 млрд. руб. И это только по одному виду поддержки на компенсацию уплаты процентов по кредитам. Субсидии будут предоставлены в 2016 финансовом году на реализацию проектов по техническому и технологическому перевооружению производств, производство кормов, оборудование овощехранилищ, развитие животноводства и птицеводства.

В числе получателей господдержки десятки крестьянско-фермерских хозяйств Омской области, сельскохозяйственные производственные кооперативы,

49

индивидуальные предприниматели, крупные организации, такие как «Сибагрохолдинг», «РУСКОМ-Агро», «Продэкс-Омск», «Морозовская птицефабрика», ООО «Нива» и многие другие. Омская область второй год подряд демонстрирует рост предпринимательской активности в сфере АПК и занимает лидирующее положение в стране по объемам привлеченной господдержки.

Сумма господдержки в 2015 году увеличилась почти на треть по сравнению с 2014 годом. Из областного и федерального бюджетов на развитие предприятий АПК Омской области в 2015 году направлено около 4,4 млрд. рублей ассигнований. Специалисты регионального Минсельхозпрода отмечают высокую полезную отдачу от поддержки сельхозпроизводителей, когда на каждый рубль бюджетных инвестиций получено примерно 4 рубля налоговых доходов.

При содействии государственных программ направленных на обеспечение экономической устойчивости предприятий АПК, сельскохозяйственные организаций Омской области они смогут выполнять следующие социально-экономические функции в регионе:

- обеспечивать устойчивое развитие сельских территорий, рост доходов сельскохозяйственных предприятий;

- способствовать повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, их адаптивности к рыночным условиям;

- оптимизировать агропродовольственные цепочки, тем самым оставляя часть прибавочного продукта у сельскохозяйственного предприятия;

- закрепить кадры в сельской местности, значительно расширить сферу приложения труда;

- сокращать затраты на транспортные перевозки, также трансакционные затраты;

- более полно использовать природные сырьевые ресурсы;

- обеспечивать продовольственную безопасность региона.

Общие выводы:

1. Роль АПК и сельского хозяйства не ограничивается только оценкой в показателях удельного веса в валовом внутреннем продукте страны. Отрасль играет мультиплицирующую роль в развитии других отраслей экономики страны. Сельское хозяйство и пищевая промышленность формируют значительный объем финансовых потоков в стране;

2. Основным критерием устойчивого развития агропромышленного сектора является увеличение доходов и прибылей АПК в целом, сельского хозяйства и других его отраслей, предприятий и работников, за счет чего будет обеспечен вклад в увеличение ВВП дохода страны и рост государственных доходов. При этом ставится задача постоянно вести поиск компромисса между целями разных уровней, интересами различных отраслей и групп в непрерывно изменяющейся рыночной среде;

3. Экономическая устойчивость сельскохозяйственных предприятий является важнейшим атрибутом эффективного развития национальной хозяйственной системы и общества в целом. Управление устойчивостью развития первичного звена экономики - предприятия - является основой стратегии устойчивого развития экономики АПК России.

4. Анализ хода реформ и изучение содержания насущных проблем позволили аграрному министерству РФ определить подходы к развитию как производственной, так и рыночной инфраструктуры АПК, сформулировать требования к системе производственно-технического, научного и информационного обеспечения сельскохозяйственных предприятий.

Литература

1. Алиева З. Б. Основные направления аграрной политики как важного элемента системы государственного регулирования агропромышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - №19. - С. 20-25.

2. Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020гг. // Министерство сельского хозяйства РФ: [Электронный ресурс]: URL: http:// www.mcx.ru/documents/file_document/show/17455.77. htm/

3. Гумеров Р. Агропродовольственная политика: как реализовать смену парадигм (концептуальные соображения по реформированию системы управления АПК России) // Рос. экон. журнал. - 2015. - №2. - С. 66-83.

4. Калугина З. И. Социальный вектор российских аграрных реформ // Регион: экономика и социология. - 2014. - №4. - С. 85-102.

5. Коокуева В. В. Тенденции государственной поддержки сельских территорий и сельского хозяйства на период до 2020 года // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - №8. - С. 28-34.

6. Пшихачев С. М. Концептуальные направления трансформации парадигмы устойчивого развития сельского хозяйства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - №44. - С. 52-62.

7. Рау В. В. Аграрный сектор России перед вызовом глобализации / Рау В. В., Скульская Л. В., Т.К.Широкова // Проблемы прогнозирования. - 2015. - №5. - С. 79-92.

Обзор различных формулировок определения финансовой устойчивости коммерческого банка Сафейкин Р. А.

Сафейкин Роман Александрович / Safeykin Roman Alexandrovich - студент, кафедра прикладной информатики, факультет прикладной математики и информационных технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются основные определения финансовой устойчивости коммерческого банка, а также пример выбора критерия устойчивости.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, коммерческий банк, оценка основных критериев устойчивости банка.

Основные определения финансовой устойчивости коммерческого банка

Существует множество определений устойчивости коммерческого банка: «Под устойчивостью коммерческого банка понимается его способность достигать равновесного состояния в существующей экономической среде и удерживать данное состояние в течение относительно длительного периода времени в условиях воздействия изменяющихся внешних и внутренних факторов» [3].

«Под устойчивостью банковской системы понимается способность последней выполнять на заданном обществом уровне присущие ей функции и роль в экономике вне зависимости от воздействия внешних и внутренних сил, препятствующих их осуществлению» [2].

Определение устойчивого функционирования банковской системы по

определенному параметру: «экономическая система (в том числе банковская) функционирует устойчиво по определенному параметру, если отклонение данного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.