УДК [332.13:338.436.33](1-22)(470.345)
ФЕДОНИНА О.В., Устойчивое развитие сельских НЕНЮКОВА Е.В., территорий как условие ЕРОЧКИНА Н.В. стабильного
функционирования АПК Республики Мордовия
В статье затрагиваются актуальные вопросы устойчивого развития сельских территорий в Республике Мордовия на современном этапе развития. Приводятся данные -фактологические и статистические, отражающие состояние проблемы. Описывается концепция «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в том числе предположительные результаты ее реализации в регионе.
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, теория максимального потока совокупного дохода.
Устойчивое развитие-гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие - это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности1. В этом определении отражаются экстенсивность нынешнего этапа развития человечества, желание вовлечь в производственный процесс как можно больше ресурсов и наличие с другой стороны ресурсных ограничений. Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны с использованием всех факторов производства: рабочей силы, капитала и земли.
Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех
основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.
Экономическая составляющая.
Экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса-Линдаля, который может быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных природо-, энерго- и материало-сберега-ющих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический, или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости: слабая, когда речь идет о не уменьшаемом во времени природном и
произведенном капитале, и сильная - когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).
Социальная составляющая.
Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в недоминирующих культурах.
Экологическая составляющая.
С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую, как, например, города.
Мордовия - аграрно-промышленный регион, поэтому важную роль в обеспечении конкурентоспособности региона играет агропромышленный комплекс республики, который при огромной и своевременной государственной поддержке по темпам ежегодного прироста производства продолжает занимать лидирующее положение в стране.
Сельское хозяйство - одна из основных отраслей экономики Республики Мордовия, которая является сырьевой базой для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности республики и важнейшей структурообразующей сферой АПК. В сельском хозяйстве региона работает более 19,5% всего занятого населения.
Сельскохозяйственные угодья составляют 63,5% всех земель республики, пашня - 41,6 процента. Растениеводство специализируется на производстве зерновых культур (преобладают пшеница яровая и озимая, ячмень, озимая рожь), а также
сахарной свеклы, картофеля, овощей и кормовых культур. Животноводство в республике многоотраслевое, производящее более половины валовой продукции сельского хозяйства. Приоритетными отраслями являются мясо-молочное и молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.
Сельскохозяйственная продукция поставляется во многие регионы России и за рубеж.
В республике реализуется Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы, направленная на повышение качества и увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции. Разработаны и реализуются отраслевые целевые республиканские программы «Развитие мясного скотоводства Республики Мордовия на 2009-2012 годы» и «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 20092012 годы». В рамках отраслевой целевой программы Минсельхоза России реализуется Программа «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы».
Если сопоставить основные показатели развития АПК на начало и конец последних 12 лет, то производство зерна увеличено в 1,7 раза, молока - в 2 раза, мяса - в 4 раза, в том числе мяса птицы в 8 раз, яиц -в 7 раз, сахара - в 12 раз. Всё это стало возможным потому, что только за последние 5 лет в село инвестировано более 39 млрд. рублей. В расчете на единицу сельхозугодий или на одного работающего в сельском хозяйстве это самый высокий показатель в стране2.
Важнейшая возможность эффективного развития Мордовии связана с усилением региональных конкурентных позиций за счет налаживания межрегиональных экономических связей. В чем заключаются эти возможности развития и размещения предприятий, для которых территория может стать емким рынком, чего невозможно добиться в рамках отдельного региона:
1. В маневрировании ресурсами, запасами, тарифами.
2. В развитии транспорта межрегионального значения.
3. В формировании и использовании научно-образовательного потенциала для эффективных инвестиций в инновационные процессы технического перевооружения регионов.
4. В повышении образовательного уровня населения с использованием созданной сети учреждений образования всех уровней.
5. В сохранении и эффективной эксплуатации экологических систем.
6. В формировании межрегиональных систем современной связи и телекоммуникации для поддержания современного состояния информационной среды.
7. В налаживании рациональных межрегиональных поставок природных ресурсов, сырья, материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержек их производства и повышения конкурентоспособности на региональном и мировом рынках.
8. В развитии межрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли для крупных экономических регионов.
Особый вопрос связан с ролью структур управления. Региональная власть, хотя и не может формировать или оказывать влияние на институциональные структуры, в окружении которых работают фирмы, все же должна создать условия, позволяющие предприятиям достигать конкурентного преимущества. Регионы достигают преимуществ благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой набор конкурентных отраслей. В результате можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения, тем самым способствуя росту показателей конкурентоспособности региона.
Основными условиями для роста конкурентоспособности региона в период 20122015 годов в сферах агропромышленного
комплекса, строительства, образования, здравоохранения является реализация направлений и основных параметров программ реализации приоритетных национальных проектов «Развитие АПК», «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Реализация мер по поддержке наиболее конкурентоспособных направлений экономического развития даст значительный мультипликативный эффект на ключевых рынках на территории республики и в ее социальной сфере.
Одним из основных инструментов решения стратегической задачи по повышению уровня и качества жизни на селе должна стать Республиканская целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорийна 2014-2017 годы и на период до 2020 года»3.
Результаты ее реализации позволят стабилизировать численность сельского населения, поднять уровень занятости и доходов, приблизить условия жизнедеятельности на селе к городскому уровню.
Согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к сельским районам относятся находящиеся за пределами непосредственных экономических областей влияния крупных городских центров население, земля и другие ресурсы открытого ландшафта и мелких поселений. В сравнении с городскими регионами сельские районы характеризуются узкими взаимосвязями отраслей и низкой плотностью населения.
Преимущественным занятием большинства сельского населения является сельскохозяйственный труд, небольшой выбор трудовой деятельности, большая профессиональная и социальная однородность населения.
Сельская экономика представлена следующими основными отраслями: сельским и лесным хозяйством, торговлей, промышленностью, производством стройматериалов. Более активно в последние годы начинают развиваться туризм и сфера услуг. Однако в целом развитие сельских территорий в большей степени зависит от состояния сельского хозяйства, которое на сегодняшний момент является одним из основных работодателей на
селе и единственной крупной сферой экономики, обеспечивающей сохранение природного и уход за культурным ландшафтом.
Устойчивое развитие сельского хозяйства подразумевает постоянное и достаточное снабжение населения продовольствием при условии эффективности хозяйственной деятельности без ущерба для окружающей природной среды на основе передовых экологически ориентированных технологий4.
Устойчивое развитие сельскихтеррито-рий нечто большее, чем только работа в одном секторе экономики или определенной местности. Этот подход проявляет свое действие на следующих трёх уровнях:
1. Улучшение условий жизни на местах в пределах сельской территории.
2. Осуществление процесса преобразования институциональных структур на региональном уровне.
3. Повышение конкурентоспособности на различных уровнях.
Под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее:
1. Выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других (несельскохозяйственных) товаров и услуг, а также общественных благ - сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, предоставление рекреационных услуг, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов).
2. Расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни.
3. Поддержание экологического равновесия в биосфере5.
Одним из ключевых преимуществ настоящей Концепции является использование при ее разработке положительного опыта применения программно-целевого метода при решении социальных проблем сельского развития в рамках реализации Республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
За период 2003-2011 гг. в рамках указанной программы введено 252,5 тыс. кв. метров жилых домов, более 2,7 тыс. сельских семей улучшили свои жилищные
условия, в том числе 1,4 тыс. молодых семей и молодых специалистов. Активно проводились мероприятия по газо- и водоснабжению сельских населенных пунктов: ввод в действие распределительных газовых сетей 390 км, локальных водопроводов 610 км. Результаты реализации указанных программных мероприятий свидетельствуют об эффективности использования бюджетных средств для достижения целевых индикаторов и показателей: уровень газификации сетевым газом домов (квартир) вырос с 77 % в 2006 году до 79,18 % в 2011 году, обеспеченность сельского населения питьевой водой - соответственно с 35 % до 53 процента.
Какие основные проблемы призвана решить программа?
1. Дифференциация в уровне оплаты труда между сельскими хозяйством и другими секторами экономики. Моноотраслевая экономика, низкая, экономически и социально несправедливая общественная оценка сельскохозяйственного труда не обеспечивают сельскому населению социально приемлемый уровень доходов. В среднем за 2011 год заработная плата работников сельского хозяйства равнялась 10 178,7 рубля в месяц, или 71,3% от среднереспубликанского уровня.
2. Недостаточный объем строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности. Село все еще отстает от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству. Сетевым газом оборудовано 78,72 % домов (квартир). По данным Роспотребнадзора, только 2/5 жителей села обеспечены доброкачественной водой.
3. Неразвитость дорожной сети привела к исчезновению сельских населенных пунктов с карты республики.
4. Невысокая доступность сельского населения к образовательным, медицинским, культурным, торговым, бытовым и другим социальным услугам.
Сельское развитие сдерживается слабостью институтов гражданского общества и прежде всего местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой
поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе.
При инерционном сценарии развития сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится и село не сможет выполнять задачи, поставленные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, и другие общенациональные функции.
Согласно пессимистическому прогнозу Росстата, численность сельского населения Республики Мордовия на начало 2021 года по сравнению с 2010 годом сократится на 53,1 тыс. человек (16,2%), а удельный вес сельского населения снизится до 36,3 процента.
Переломить эту ситуацию невозможно без радикального повышения уровня занятости и доходов сельского населения, качества и престижности жизни на селе.
Дальнейшее обезлюдение сельских территорий приведет к активизации вывода из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и других природных ресурсов и представляет геополитическую опасность потери социального и хозяйственного контроля над обезлюдевшими сельскими территориями.
Реализацию задач устойчивого развития сельских территорий предусматривается осуществлять на основе использования комплексной региональной оценки сельского развития и дифференцированного подхода с учетом сравнительных преимуществ и особенностей сельского развития муниципальных образований Республики Мордовия, поиска точек роста и поддержки приоритетных направлений развития сельских территорий. Реализацию Программы предлагается осуществить в 2014-2020 годах и разбить на 2 этапа6.
Первый этап (2014-2017 годы) предусматривает преодоление существенных межрайонных различий в уровне и качестве жизни в сельской местности на основе сформированных Республикой Мордовия стратегических задач сельского развития с учетом типологии сельских территорий.
Расширится состав направлений и форм государственной поддержки, увеличатся ее объемы. Это обеспечит повышение уровня занятости и доходов сельского
населения, улучшение жилищных и других условий жизни, что благоприятно отразится на демографической ситуации в сельской местности.
На втором этапе(2018-2020 годы)предусматривается сосредоточение привлекаемых ресурсов на формировании условий для устойчивого развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и оживления всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы развития села и укрепления финансовых основ местного самоуправления.
Это позволит поднять село на качественно новый уровень развития, устранить резкие диспропорции в уровне и качестве жизни сельского и городского населения, повысить привлекательность села для жизни, труда и инвестиций.
Прогнозный объем финансирования Программы в 2014-2020 годах в соответствии с базовым вариантом составит 7,3 млрд. рублей, из которых средства федерального бюджета составят 2,2 млрд. рублей (30,1 %), средства республиканского бюджета -3,3 млрд. рублей (45,2%), местных бюджетов и внебюджетных источников - 1,8 млрд. рублей (24,7%) (в ценах соответствующих лет).
Предлагаемый вариант реализации Программы позволит сформировать необходимые условия для устойчивого развития сельских территорий: на основе стимулирования развития несельскохозяйственных форм занятости произойдет улучшение инвестиционного климата, будет создана экономическая основа для расширения налогооблагаемой базы экономики сельских территорий и повышения доходов сельского населения, улучшится структура занятости, и расширится рынок труда на селе.
В результате интенсивного развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, использования инструментов повышения доступности улучшения жилищных условий произойдут коренные изменения в качестве жизни сельского населения, повышении престижности сельскохозяйственного труда и проживания в сельской местности. Потребности сельскохозяйственного производства в квалифицированных трудовых ресурсах и специалистах новых формаций будут восполнены
за счет внутренних резервов и привлечения трудовых кадров с учетом новых условий и мотивации сельскохозяйственного труда.
По прогнозным оценкам реализация мероприятий Программы позволит обеспечить к 2020 году достижение следующих результатов:
улучшение жилищных условий сельских семей, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии;
повышение территориальной доступности объектов социальной сферы села за счет расширения их сети;
привлечение к занятиям спортом и популяризация здорового образа жизни среди сельской молодежи;
повышение гражданской активности сельского населения;
повышение значимости сельскохозяйственного труда и привлекательности сельского образа жизни.
1 Островский Н. Критерии устойчивого развития: муниципальные аспекты. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: п-^ш>Статьи>пБ/ kur.htm (дата обращения: 30.03.2013).
2 Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия (полный текст) [Электронный ресурс.] - Режим доступа: izvmor.ru> Полный текст (дата обращения: 29.03.2013).
3 Республиканская целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс.] - Режим доступа: regionz.ru>На2014(дата обращения: 30.03.2013).
4 Ташмагамбетов ТЖ. Сельские территории: понятие, функции, развитие. [Электронный ресурс.] - Режим доступа: be5.biz>ekonomika1/ г2010/01517.Мт (дата обращения: 23.04.2013).
5 Чепурных Н.В. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендация / Н.В. Чепурных, А.В. Мерзлов, Л.Н. Антипов. - Иркутск: изд-во ИГ СО РАН. -2009. - 82 с.
6 Республиканская целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс.] - Режим доступа: regionz.ru>На2014(дата обращения: 30.03.2013).