Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости аксиологизации высшего образования (продолжение, начало в № 6–2023 г.)'

К вопросу о необходимости аксиологизации высшего образования (продолжение, начало в № 6–2023 г.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аксиологизация образования / педагогическое образование / ценности высшего образования / будущий педагог / анкетирование / axiologization of education / teacher education / values of higher education / future teacher / survey

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонцева Наталья Юрьевна

Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме аксиологизации высшего педагогического образования. Автор статьи отмечает, что исследование ценностной составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов представляет наибольший интерес, поскольку учитель, наставник должен являться активным носителем личностных смыслов в контексте русской культуры и служить примером, определенным духовно-нравственным ориентиром для своих обучающихся. Автор акцентирует внимание на том, что выпускники педагогического направления подготовки должны пополнить ряды креативных, творчески мыслящих и мотивированных на педагогическую деятельность педагогов. Однако автор признает, что модернизационные процессы оказали не самое благоприятное воздействие на высшее педагогическое образование, поскольку ценностные духовно-нравственные и морально-этические аспекты практически исчезли из его содержания. Автором статьи разработана анкета, в которой будущим педагогам предлагалось оценить ценностные приоритеты получения ими высшего педагогического образования. Результаты проведенного опроса позволили выявить существующие проблемы формирования ценностно-смысловой сферы студентов педагогического образования и обозначить основные фокусы внимания действующего профессорско-преподавательского состава для учета и последующей корректировки в своей текущей практической учебно-воспитательной работе и внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF AXIOLOGIZATION: FUTURE TEACHERS ON THE VALUE OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the problem of axiologization of higher pedagogical education, which is relevant in modern conditions. The author of the article notes that the study of the value component of the professional training of future teachers is of the greatest interest, since the teacher, mentor must be an active bearer of personal meanings in the context of Russian culture and serve as an example, a certain spiritual and moral guideline for their students. The author focuses on the fact that graduates of the pedagogical direction of training should join the ranks of, creatively thinking teachers who are motivated to teach. However, the author admits that modernization processes have not had the most favorable impact on higher pedagogical education, since the value-based spiritual, moral and ethical aspects have practically disappeared from its content. The author developed a questionnaire in which future teachers were asked to assess the value priorities of their higher pedagogical education. The results of the survey made it possible to identify existing problems in the formation of the value-semantic sphere of students of pedagogical education and to identify the main focuses of attention of the current teaching staff for taking into account and subsequent adjustments in their current practical educational work and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости аксиологизации высшего образования (продолжение, начало в № 6–2023 г.)»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С. 43-61. Values and Meanings. 2024. No.1 (89). P. 43-61. УДК 378.1

DOI:10.24412/2071-6427-2024-1-43 -61

К вопросу о необходимости аксиологизации высшего образования

(продолжение, начало в № 6-2023 г.)

Сафонцева Наталья Юрьевна

Доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: nsafonceva@sfedu.ru ORCID: 0009-0004-7796-4438

Н. Ю. Сафонцева

Аннотация. Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме аксиологизации высшего педагогического образования. Автор статьи отмечает, что исследование ценностной составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов представляет наибольший интерес, поскольку учитель, наставник должен являться активным носителем личностных смыслов в контексте русской культуры и служить примером, определенным духовно-нравственным ориентиром для своих обучающихся. Автор акцентирует внимание на том, что выпускники педагогического направления подготовки должны пополнить ряды креативных, творчески мыслящих и мотивированных на педагогическую деятельность педагогов. Однако автор признает, что модернизационные процессы оказали не самое благоприятное воздействие на высшее педагогическое образование, поскольку ценностные духовно-нравственные и морально-этические аспекты практически исчезли из его содержания. Автором статьи разработана анкета, в которой будущим педагогам предлагалось оценить ценностные приоритеты получения ими высшего педагогического образования. Результаты проведенного опроса позволили выявить существующие проблемы формирования ценностно-смысловой сферы студентов педагогического образования и обозначить основные фокусы внимания действующего профессорско-преподавательского состава для учета и последующей корректировки в своей текущей практической учебно-вос-

© Сафонцева Н .Ю., 2024

43

питательной работе и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: аксиологизация образования, педагогическое образование, ценности высшего образования, будущий педагог, анкетирование

Для цитирования: Сафонцева Н. Ю. К вопросу об аксиологизации: будущие педагоги о ценности высшего образования // Ценности и смыслы. 2024. № 1 (89). С. 43-61.

ON THE ISSUE OF AXIOLOGIZATION: FUTURE TEACHERS ON THE VALUE OF HIGHER EDUCATION

Natalia Yu. Safontseva

Dr. Sc. (Education), PhD in Physics, Mathematics, Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: nsafonceva@sfedu.ru ORCID: 0009-0004-7796-4438

Abstract. The article is devoted to the problem of axiologization of higher pedagogical education, which is relevant in modern conditions. The author of the article notes that the study of the value component of the professional training of future teachers is of the greatest interest, since the teacher, mentor must be an active bearer of personal meanings in the context of Russian culture and serve as an example, a certain spiritual and moral guideline for their students. The author focuses on the fact that graduates of the pedagogical direction of training should join the ranks of, creatively thinking teachers who are motivated to teach. However, the author admits that modernization processes have not had the most favorable impact on higher pedagogical education, since the value-based spiritual, moral and ethical aspects have practically disappeared from its content. The author developed a questionnaire in which future teachers were asked to assess the value priorities of their higher pedagogical education. The results of the survey made it possible to identify existing problems in the formation of the value-semantic sphere of students of pedagogical education and to identify the main focuses of attention of the current teaching stafffor taking into account and subsequent adjustments in their current practical educational work and extracurricular activities.

Keywords: axiologization of education, teacher education, values of higher education, future teacher, survey

For citation: Safontseva N. Yu. On the issue of axiologization: future teachers on the value of higher education // Values and Meanings. 2024. No.1 (89). P. 43-61. (In Rus).

Введение

В современных геополитических условиях, в которых оказалась Россия, требуется безусловное концептуальное обновление подходов к формированию ценностно-смысловой сферы личности в процессе получения высшего образования.

Действительно, потеря нравственных ориентиров [7, 8, 12] подрастающим поколением может привести к катастрофическим последствиям в духовной сфере личности, спровоцировав социальное неравенство и потерю познавательного интереса, «определяя условную необходимость образовательного процесса» [7, с. 153] и «образовательные потребности

личности» [1] в сугубо утилитарном контексте получения квалификации для последующей трудовой деятельности.

Это обстоятельство означает, что исследование ценностной составляющей образования вообще [1] и профессиональной подготовки современного специалиста в частности [2, 7, 12, 15, 17], представляет наибольший интерес для оценивания перспектив устойчивого развития российского образования и общества [5, 11].

Понимание востребованности аксиологизации образования существует в педагогическом сообществе [1, 2, 5-12, 15, 17], где все настойчивее звучат призывы о необходимости возрождения лучших традиций отечественного образования, связанных с внедрением в учебно-воспитательный процесс духовно-нравственного наследия наших великих предков [9, 10, 15]. Без «ценностно-содержательной компоненты, фундаментальных основ общественного и индивидуального сознания, представленных в философской традиции и национальной культуре» [3, с. 15] невозможно будущее России.

Постановка проблемы

Аксиологизация профессиональной подготовки специалиста в любой сфере деятельности является в условиях «межцивилизационного противостояния» [6] настоятельным требованием современности [2, 6, 9, 10, 12, 15, 17]. Безусловно, «в социально-аксиологическом измерении культурные традиции более устойчивы, чем ценности экономического и технологического характера» [11, с. 95]. Именно поэтому в культурных традициях российской ментальности сохранилось отношение к образованию как к особой ценности. Причем образованным считается человек, «обладающий широким кругозором по самым различным вопросам жизни человека и общества, проявляя при этом избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов» [18, с. 15-16].

Анализ содержания действующих ФГОС ВО с точки зрения результатов образования и формируемых в процессе его получения компетенций показывает, что, по мнению некоторых исследователей: «ценностный духовно-нравственный и воспитательный аспекты фактически исчезли из содержания высшего образования» [12, с. 38].

Вслед за Э. Ф. Зеером и др. [4] следует признать, что существующая образовательная практика внедрения образовательных стандартов, их быстрого, зачастую бессмысленного обновления, приводит не только к «ценностному, но и когнитивному диссонансу педагогической обще-

ственности, а образовательные программы, разработанные на их основе, подчинены «логике массовизации и конвейерного производства»» [4, с. 90].

Действительно, в актуальном ФГОС магистерского уровня подготовки направления 44.04.01 «Педагогическое образование» [16] существует единственная общепрофессиональная компетенция ОПК-4, содержание которой напрямую связано с «готовностью к построению воспитывающей образовательной среды для своих обучающихся». Содержание ОПК-4 «предполагает необходимость формирования у будущих педагогов способности создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей» [16].

Выпускники, освоившие образовательную программу, реализуемую в соответствии с указанным ФГОС ВО, должны пополнить ряды высококвалифицированных креативных, творчески мыслящих и мотивированных на педагогическую деятельность молодых людей. Учитель, наставник должен служить примером и определенным духовно-нравственным ориентиром для своих обучающихся. Именно поэтому программы педагогического образования не должны быть «конвейером по производству» педагогов.

Профессиональная подготовка будущих педагогов в контексте аксиологического подхода [2, 8, 17], прежде всего, должна обеспечивать «приобщение к духовным основам и развитие социокультурных профессионально-личностных особенностей» [3, с. 10]. В связи с этим представляется актуальным исследование понимания будущими педагогами ценности высшего педагогического образования, а также значимости профессиональных, социальных и личностных ценностей, формирование и развитие которых происходит в процессе получения образования.

Методы исследования

Следует согласиться с утверждением о том, что «современная молодежь в массе своей вроде следует «базовым ценностям», при этом мы не можем сказать, плохи они или хороши» [8, с. 134]. Действительно, мы наблюдаем корректировку ценностных установок молодых людей под влиянием инокультурных ценностей, агрессивного воздействия средств массовой информации и токсичных Интернет-ресурсов. «Во всем этом есть своеобразная опасность утраты человеческого в человеке» [8, с. 134]. Особую опасность представляет деформация ценностной смысловой сферы будущих педагогов [2, 17], поскольку именно педагог

должен являться активным носителем личностных смыслов в контексте русской культуры и ее морально-этических и нравственных норм [8-10].

Для оценивания понимания будущими педагогами ценностных приоритетов получения ими высшего педагогического образования использован эмпирический метод педагогического наблюдения. В целях его практической реализации была разработана Анкета (Таблица 1), предложенная для осмысления студентам бакалавриата и магистратуры направления подготовки 44.00.00 «Педагогическое образование» 2-го и 1-го курса соответственно. Общее количество опрошенных составило 45 человек. Безусловно, данная выборка не является репрезентативной и по ее результатам невозможно сформулировать окончательные выводы о ценностно-смысловой сфере нынешних студентов — будущих педагогов. Однако по результатам проведенного опроса теоретическими методами анализа и обобщения возможно выявить существующие проблемы формирования ценностно-смысловой сферы студентов педагогического образования и обозначить основные фокусы внимания действующего профессорско-преподавательского состава для учета и последующей корректировки в своей текущей практической учебно-воспитательной работе и внеучебной деятельности.

В Таблице 1 также показана в процентном выражении относительная доля респондентов, выбравших те или иные приведенные дистракторы. Заметим, что при ответах на вопросы был возможен выбор нескольких значимых для каждого студента представленных вариантов ответов.

Таблица 1

Анкета-опросник для обучающихся «Ценности высшего образования»

1. В чем, по Вашему мнению, ценность высшего образования? %

а) В удовлетворении интеллектуальной любознательности и познавательного интереса 64,71

Ь) В приобретении уверенности в себе и собственных способностях, 52,94

с) В формировании профессиональной компетентности, 64,71

ф В развитии навыков коммуникации и сотрудничества, 52,94

е) В формировании толерантного отношения к различным культурам. 0

^ В формировании активной гражданской позиции и уважения к своей стране. 5,89

2. В чем Вы видите для себя смысл получения высшего образования?

а) В овладении новыми компетенциями, 52,94

Ь) В успешной карьере в избранной сфере деятельности 70,59

с) В развитии способности к сотрудничеству и готовности к коллективному взаимодействию. 29,41

ф В осознании своей индивидуальности и индивидуальности других людей, 29,41

е) В формировании толерантности к инокультурным ценностям. 17,65

Г) В возможности приносить пользу обществу. 47,06

3. Какой результат ожидаете Вы, освоив новые знания и овладев новыми компетенциями?

а) Быть конкурентоспособным на рынке труда 58,82

Ь) Эффективно разрешать проблемные ситуации и находить инновационные подходы к решению любых возникающих жизненных и профессиональных задач. 64,71

с) Расширить интеллектуальный и культурный кругозор 64,71

ф Приносить пользу окружающим людям, обществу и государству. 41,17

4. Какие принципы организации образовательного процесса Вы считаете наиболее важными?

а) Академическая честность при выполнении учебных заданий, 41,17

Ь) Самовыражение, возможность открыто задавать вопросы и высказывать свои суждения 47.06

с) Понятийное усвоение изучаемого материала, стремление к его осмыслению, 58,82

ф Интерактивная организация образовательного процесса, предполагающая активное участие в проектах и исследованиях, дискуссиях с преподавателями и однокурсниками, 23,53

е) Самосовершенствование, открытость новым знаниям и технологиям, 58,82

Г) Практическая направленность образования 23,53

5. Каково Ваше отношение к обучению?

а) Я целеустремленный и хочу быть лучшим в учении. 29,41

Ь) Я трудолюбив и всегда стараюсь узнать что-то новое 52,94

с) Я инициативен в поисках новой информации и способов изучения материала 35,3

ф Я самостоятелен в решении учебных задач и пытаюсь применить полученные знания в реальной жизни. 41,17

е) Я не организован и мне сложно дается учеба 5,89

Г) Я разбросан и вспоминаю об учебных заданиях в последний момент 0

§) Я ветреный и для меня не важны отметки 11,76

И) Я ленив и отсюда все мои учебные проблемы. 17,65

6. Является ли для Вас образование средством саморазвития и самосовершенствования?

а) Да, только образование способно развить мою личность и ведет к самосовершенствованию. 23,53

Ь) Частично, образование может быть полезно для саморазвития, но имеют значение и многие другие внешние и внутренние факторы. 70,59

с) Скорее нет, я предпочитаю самостоятельно искать способы развивать себя. 5,89

ф Нет, я считаю, что образование не является главным средством саморазвития и самосовершенствования. 5,89

е) Я не задумывался об этом вопросе достаточно, чтобы сказать однозначно. 11,76

7. Какую ценность представляет высшее образование для Вашей самореализации?

а) Я развиваю свои интеллектуальные и творческие способности, что позволяет мне оказывать большее влияние на свою жизнь и достигать поставленных целей. 64,71

Ь) Учеба позволяет мне познавать мир, удовлетворяет мою жажду знаний и помогает мне быть активным и интересным человеком. 29,41

с) Помогает мне лучше познать себя, раскрывает мои таланты и интересы, а также помогает мне строить гармоничные отношения с другими людьми. 41,17

ф Дает возможность получить квалификацию, которая требуется на рынке труда, и повышает мои шансы на успешную карьеру. 58,82

е) Учеба способствует пониманию разных культур и их ценностей, что развивает меня как толерантную личность и гражданина мира. 17,65

8. Какие качества своей личности Вы считаете наиболее формируемыми во время обучения?

а) Трудолюбие как необходимое качество для личной и профессиональной успешности 23,53

Ь) Упорство и целеустремленность в достижении личных целей и успеха в будущем. 58,82

с) Коммуникативные навыки для комфортного общения и сотрудничества 70,59

ф Организованность и дисциплинированность в отношении к порученному делу 41,17

е) Самостоятельность при решении поставленных задач 52,93

£) Ответственность за свои слова и поступки 58,82

§) Разносторонность как следствие приобретения новых знаний,увлечений и интересов 5,89

И) Волевые установки, формирование сильного характера при преодолении неудач 23,53

1) Самоопределение своего места в коллективе, осознание своих возможностей как лидера или исполнителя 35,3

]) Самооценка как результат учебной успешности. 17,65

9. Как Вы относитесь к самостоятельной работе в учебной деятельности?

а) Я наслаждаюсь возможностью самостоятельно изучать новые и интересные темы и приходить к собственным выводам. 17,65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ь) Я считаю, что это прекрасная возможность расширить свой кругозор, а также проявить творческий потенциал. 35,3

с) Я предпочитаю работать в команде и получать указания от других. Мне трудно ориентироваться без поддержки и руководства. 23,53

ф Я понимаю, что это важная часть профессионального развития, однако мне бы хотелось иметь возможность проконсультироваться с коллегами или наставником при необходимости. 11,76

е) Я готов к самостоятельному выполнению поставленной задачи, но мне также комфортно работать в коллективе. 17,65

10. Оцените для Вас значение эмоционального и психологического комфорта во время обучения?

а) Способствует сосредоточению на учебных вопросах, обеспечивает концентрацию внимания и улучшает мыслительный процесс. 41,17

Ь) Позволяет лучше справляться с учебным стрессом и улучшает общую стрессоустойчивость. 52,94

с) Способствует развитию самооценки, уверенности в себе и позитивному настроению, 17,65

ф Помогает поддерживать дружеские отношения со сверстниками и преподавателями, 17,65

е) Создает положительную атмосферу в учебной среде. 41,17

11. Какую ценность представляет для Вас соблюдение морально-этических норм в образовательном процессе?

а) Помогает формировать характер и ценностные установки обучающегося, сказал — значит сделал! 41,17

Ь) Служит основой для развития сознательности и ответственности, не уверен — не обещай! 29,41

с) Способствует созданию благоприятной атмосферы в обучающей среде, слово — не воробей... 23,53

ф Помогает сотрудничеству — сильнейшими являются те, кто лучше других умеет объединяться и договариваться на благо общих целей 47,06

е) Формирует базовые нормы поведения и помогает принимать этически верные решения в различных ситуациях. 17,65

12. Способствует ли высшее образование укреплению социальных связей и развитию личностных отношений?

а) Однозначно позволяет расширить круг общения. 58,82

Ь) Развивает способность к социальной коммуникации и готовность к толерантной встрече с другими культурами и иными мнениями, 35,3

с) Главное внимание должно быть сосредоточено на учебе и ее результативности, а не на трате времени на сближение с другими людьми. 5,89

ф Способствует одновременно развитию лидерских качеств и умению работать в коллективе. 35,3

13. Имеет ли, на Ваш взгляд, смысл общественная активность студентов?

а) Активная жизненная позиция способствует формированию готовности к личной ответственности за результаты своей деятельности, 41,17

Ь) Студенческие советы и сообщества могут внести значительный вклад в улучшение образовательного процесса и создание общей благоприятной образовательной атмосферы. 35,3

с) Участие в волонтерских акциях и социальных проектах позволяет студентам выйти за рамки обычной академической программы и осознать свою значимость для решения реальных проблем в обществе. 29,41

ф Участие в неформальных общественных организациях способствует установлению ценных социальных и профессиональных связей 23,53

14. Оцените свое отношение ко внеучебной деятельности?

а) Позволяет расширить кругозор и заинтересоваться чем-то новым. 76,47

Ь) Помогает общаться с разными людьми и найти новых друзей 41,17

с) Способствует разносторонности личности и делает студенческую жизнь более насыщенной. 35,3

ф Особая активность в этом направлении избыточна, она лишь вынужденное дополнение к учебе. 5,89

е) Отвлекает от учебы и занимает слишком много времени. 0

15. Способствует ли высшее образование формированию активной гражданской и политической позиции?

а) Студенты получают необходимую информацию для осознанного участия в общественной и политической жизни страны. 23,53

Ь) Образовательная организация создает условия для развития интереса студентов к политике и общественным вопросам. 11,76

с) Образование формирует различные стороны развития личности, в том числе и общественно-политические взгляды. 23,53

ф Образование должно ориентироваться на формирование профессиональной компетентности, а участие в общественно-политической сфере — это личный выбор каждого студента. 29,41

16. Сыграла ли семья какую либо роль в Вашей осознанности при выборе уровня высшего образования?

а) Вдохновила и мотивировала на осмысленное получение мною высшего образования и отношение к нему как к особой ценности 17,65

Ь) Сформировала базовые ценностные установки, такие как уважение к образованию, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, которые повлияли, в том числе и на получение мною высшего образования 70,59

с) В моей семье все с высшим образованием, и я не должен быть исключением 5,89

ф В моем окружении нет понимания ценности высшего образования, и я сделал свой выбор самостоятельно 5,89

17. Если Вы платите за свое обучение, то какова ценностная установка получения высшего образования в этом случае?

а) Инвестируя в образование, я получаю возможность формирования своей профессиональной компетентности, которая в будущем может привести к конкурентоспособности и карьерному росту. 64,71

Ь) Инвестируя в высшее образование, я вкладываю деньги в свое личное и профессиональное развитие, что может привести к повышению самооценки и уверенности в себе. 5,89

с) Я понимаю, что оплата за обучение является своего рода обязательством и мотивирует меня учиться усердно и полностью использовать все возможности, которые мне предоставляет университет. 29,41

ф Я осознаю, что высшее образование может быть дорогим, но при этом я понимаю, что его стоимость оправдана, потому что качественные учебные материалы и пособия, материальные ценности и оборудование, а также доступ к высококвалифицированным преподавателям требуют определенных финансовых вложений. 5,89

18. Изменились ли Ваши ценностные установки в отношении высшего образования в процессе его получения?

а) Я, наконец, осознал ценность высшего образования и необходимость его получения 11,76

Ь) Я изначально понимал ценность высшего образования, и убедился в этом окончательно 64,71

с) Меня разочаровало обучение, и я думаю, что получение мною высшего образования бессмысленно и не является для меня ценностью 11,76

ф Я учусь по инерции и мне безразлично то, что происходит вокруг 17,65

е) Обучение изменило меня, я стал более открытым для новых людей 11,76

Г) Обучение изменило меня, я понял важность новых знаний и осознал ценность получаемой информации 5,89

§) Обучение никак не изменило меня как личность, но я учусь для того, чтобы стать профессионалом своего дела 11,76

19. Что Вы считаете важным для успешного трудоустройства и развития своей карьеры после получения высшего образования?

а) Опыт практической подготовки в процессе получения образования, поскольку он формирует способности применять полученные знания на практике. 70,59

Ь) Профессиональная компетентность выпускника, который обладает конкретными профессиональными знаниями в своей области. 35,3

с) Навыки коммуникации, характеризующие умение эффективно общаться с коллегами, клиентами, партнерами и руководством 41,17

ф Способности к активному обучению, позволяющие реализовывать непрерывное профессиональное образование и постоянное самообразование с целью изучения новых технологий и трендов своей отрасли, 17,65

е) Установление связей с профессиональными сообществами, коллегами и выпускниками, что может помочь в поиске работы и профессиональном развитии. 17,65

20. Каково для Вас значение непрерывного образования и самообразования после получения высшего образования?

а) Помогают расширить свой профессиональный кругозор, что повышает конкурентоспособность на рынке труда. 70,59

Ь) Помогают быть в курсе последних тенденций и новых технологий в своей отрасли, что позволяет быть более успешным и эффективным в своей профессии. 41,17

с) Способствуют постоянному развитию личности, ее разносторонности, позволяя овладевать не только новыми профессиональными, но и жизненными компетенциями. 29,41

ф Помогают развить лидерские качества и креативное мышление, что открывает новые возможности для достижения успеха в профессиональной и личной жизни. 5,89

Результаты и обсуждение

Опрос показывает (Таблица 1), что подавляющее большинство будущих педагогов (70,59%) видит приоритетную ценность при получении высшего образования в успешном карьерном росте (2Ь), формировании профессиональной компетентности 64,71% (1с), своей конкурентоспособности 58,82% (3а), при этом еще столько же (58,82%) утверждают, что у них существует возможность получения квалификации, востребованной на рынке труда (7ф. Такой выбор ответов позволил экспериментально подтвердить изначальный приоритет профессиональных ценностей у будущих педагогов.

Однако специфика педагогической деятельности и ее социальная значимость несомненно предопределяют особенности ценностно-смысловой сферы будущих педагогов. Так, количественные оценки показывают, что, по мнению студентов, ценностью, равнозначной профессиональной успешности, являются социальные ценности образования, связанные

с сотрудничеством 70,59% (8с), обширным кругом общения 58,82% (12а), способностями к межличностной коммуникации 52,94% (Ы) и 41,17% (19с). Следует также акцентировать внимание на важности пользы получения ими педагогического образования, возможности приносить пользу обществу 47,06% (20 и 41,17 (3а).

Около 65% студентов отмечают личностную значимость для них ценности получения высшего образования, обусловленную удовлетворением познавательного интереса (1а), способствующего расширению интеллектуального и культурного кругозора (3с), а также формированию способностей для разрешения любых возникающих жизненных и профессиональных задач (3Ь). 52,94% опрошенных выделяют наравне с овладением новыми компетенциями (2а), приобретение уверенности в себе и собственных способностях (1Ь).

Для 58,82% опрошенных значимой ценностью образования является возможность самосовершенствования в процессе познания (4е), что подтверждается их стремлением к понятийному усвоению изучаемого материала (4с). Около половины опрошенных студентов считают ценностью возможность открытого самовыражения (4Ь).

Подавляющее большинство студентов (70,59%) считают важным применять полученные ими знания на практике для успешного трудоустройства и развития своей карьеры после получения высшего образования (19а). При этом важность формирования своей профессиональной компетентности в процессе получения педагогического образования выделяют лишь 35,3% нынешних студентов (19Ь).

Несмотря на то, что 41,17% будущих педагогов демонстрируют свою готовность к применению полученных знаний на практике (5а), следует заметить, что при этом менее четверти опрошенных относят к наиболее важным принципам организации образовательного процесса реализацию практикоориентированного обучения (40. Такое же количество опрошенных (23,53%) считают важным приобретение опыта активного участия в проектах, исследованиях и дискуссиях (4а). Между тем проектная деятельность должна являться неотъемлемой частью современного компетентностно-ориентированного образовательного процесса [13] и обязательным условием формирования интегральной профессиональной компетентности будущего педагога [14].

Такие количественные результаты свидетельствуют о наличии противоречия в реализации образовательного процесса программ педа-

гогического образования. С одной стороны, можно увидеть наличие внутренней мотивации у студентов и их готовность к познавательной активности. С другой — непонимание смысла компетентностно-ори-ентированного образовательного процесса [13], который не является инновацией в образовании более 15 лет. Это свидетельствует о недостаточной профессиональной компетентности действующего профессорско-преподавательского состава образовательных организаций. Именно компетентность обеспечивает максимальную эффективность образовательного процесса, повышение качества образования.

При этом подавляющее большинство (более 70% опрошенных) отмечают, что для саморазвития имеют значение не только образование, но и многие другие внешние и внутренние факторы (6Ь). При этом почти 65% опрошенных утверждают, что образование позволяет им оказывать большее влияние на свою жизнь и достигать поставленных целей на основе развития интеллектуальных и творческих способностей (7а). 41,17% опрошенных студентов отмечают, что образование помогает им познать себя и раскрыть собственные таланты, строя при этом гармоничные взаимоотношения с окружающими (7с).

Выделяя базовые общечеловеческие ценности, не может не радовать у более половины будущих педагогов развитие упорства и целеустремленности (58,82%) в достижении личных целей и успеха в будущем (8Ь), а также формирование ответственности за свои слова и поступки (80, несмотря на наличие желания быть лучшим в учении только у 29,41% опрошенных (5а).

Трудолюбие в познании чего-то нового отмечают у себя более половины опрошенных 52,94% (5Ь), при этом трудолюбие как необходимое качество для личной и профессиональной успешности выделяют менее четверти респондентов 23,53% (8а).

Самостоятельность в решении поставленных учебных задач (5^ 8е) готовы продемонстрировать более половины студентов, причем более трети опрошенных осознают ценность самостоятельной активности в учебной деятельности, как возможность проявления своего творческого потенциала (9Ь). Это обстоятельство обнадеживает, поскольку в прогностической перспективе мы имеем возможность получить педагога, понимающего ценность самостоятельной работы обучающихся и способного к организации такой деятельности.

Более половины студентов отмечают высокое значение эмоциональ-

ного и психологического комфорта во время обучения как условие формирования стрессоустойчивости (10Ь). 41,17% выделяют его как фактор создания положительной атмосферы в учебной среде (10е), что способствует концентрации внимания на учебных вопросах (10а).

Соблюдение морально-этических норм является ценностью образования для будущих педагогов в контексте базовой ориентации педагогической деятельности на сотрудничество (11а), что отмечает почти половина респондентов. Значимость для 41,17% нынешних студентов педагогического образования формирования характера и ценностных установок обучающихся (11а) в процессе обучения позволяет надеяться, что будущие педагоги, начав свою профессиональную педагогическую деятельность, смогут быть примером цельной ценностно-мотивированной личности для последующего молодого поколения.

Несмотря на существующее мнение об отсутствии смысла у студентов в проявлении общественной активности, 41,14% студентов демонстрируют готовность к личной ответственности за результаты своей деятельности, что бесспорно можно считать проявлением целенаправленной активной жизненной позиции (13а). При этом более трети опрошенных (35,3%) считают, что студенческая активность может внести существенный вклад в улучшение образовательного процесса. Данное обстоятельство можно интерпретировать как готовность к организации учебно-воспитательного процесса в будущей профессиональной практической деятельности (13Ь). Полученный количественный показатель коррелирует с пониманием ценности образования для развития способностей к социальной коммуникации (12Ь), лидерству и умению работать в коллективе (12а), что также является неотъемлемой частью профессиональной педагогической деятельности.

Понимание подавляющим большинством (76,47%) студентов ценности внеучебной деятельности, которая позволяет расширить кругозор и заинтересоваться чем-то новым (14а), способствует навыкам общения с разными людьми (41,17%, 14Ь), способствует развитию разносторонности личности (35,3%, 14с), также является индикатором педагогической ориентации ценностно-смысловой сферы опрашиваемых обучающихся.

Более половины опрошенных утверждает, что образовательная организация формирует общественно-политические взгляды, поскольку в ней существуют условия и необходимая информация для развития

осознанного интереса и участия в общественной и политической жизни страны (15а, Ь, с).

Из ответов на 16 вопрос ожидаемо следует, что базовые ценностные установки, в том числе связанные с ориентацией на получение высшего образования, следует искать в семье.

Осмысливая вопросы получения оплачиваемого образования, около 65% опрошенных рассматривают оплату обучения как инвестиции в свою будущую профессиональную деятельность (17Ь). Это обстоятельство не может не радовать, поскольку в такой интерпретации получение образования молодежью рассматривается именно в ценностном контексте, а не просто приравнивается к услуге, имеющей стоимостной эквивалент.

Результаты опроса показывают, что процесс получения образования способствовал положительной тенденции изменения ценностных установок личности только у 11,76% респондентов (18а). Это обстоятельство может быть связано с большим количеством студентов педагогического образования (64,71%), изначально понимающих его ценность (18Ь).

Однако несомненную тревогу вызывает выбор 17,65% обучающихся варианта ответа (18ф, который демонстрирует безразличие к происходящему вокруг. Еще 11,76% считают получение высшего образования бессмысленным, не рассматривая его как особую ценность (18с). В итоге более четверти опрошенных, чья будущая профессиональная деятельность должна быть направлена на формирование мотивации к обучению, пока сами не осознали ценностной значимости получаемого образования. Эти обстоятельства являются негативными факторами для будущей профессиональной деятельности и требуют дополнительного пристального внимания и усиленной работы педагогических коллективов в аксиологической сфере.

Оценивая значение непрерывного образования и самообразования после получения высшего образования, молодые люди, прежде всего, отмечают расширение профессионального кругозора, как условия повышения конкурентоспособности на рынке труда (70,59%, 20а). 41,17% задумываются над эффективностью своей профессиональной деятельности. Однако менее 30% отмечают значимость развития личности, ее разносторонности, для достижения успеха не только в профессиональной деятельности, но и личной жизни (20с).

Заметим также, что несмотря на специфику будущей профессиональной деятельности и высоко оцениваемую в разных контекстах значимость социальной коммуникации (Ы, 2с, 7с, 8с, 12а, Ь), межкуль-

турная коммуникация (1е) и отношение к инокультурным ценностям (2е) не находятся в фокусе внимания и приоритетов будущих педагогов, что, без сомнения, требует дополнительной просветительской работы и аксиологизации педагогического образования.

Заключение

Подводя итог анализа количественных результатов проведенного анкетирования, следует признать, что большинство опрошенных будущих педагогов формируются как личности, понимающие профессиональную, социальную и личностную значимость получения ими высшего образования, ценности получаемой педагогической профессии, ее важности и полезности для общества.

Позитивными являются факты осмысленного отношения к знаниям, понимания ценности и актуальности получаемой информации, проявления интеллектуальной любознательности и познавательного интереса, демонстрации готовности к овладению профессиональной компетентностью [14], которые свидетельствуют о формировании у будущих педагогов кластера профессиональных ценностей.

Стремление к расширению интеллектуального и культурного кругозора, совершенствование коммуникативных навыков, осознание своего предназначения в мире позволяют надеяться, что в перспективе мы получим разностороннего высокопрофессионального педагога, который сможет стать примером для подрастающего поколения и будет способствовать формированию ценностных установок у обучающихся. Осознание ценности соблюдения морально-этических норм и нравственных принципов в образовательном процессе позволит не только создать в перспективе положительную атмосферу в учебной среде, но и избежать множества конфликтных ситуаций, что представляет социально значимую ценность для всего общества.

Готовность к самосовершенствованию, открытость новым знаниям и технологиям, понимание необходимости непрерывного образования позволяют предположить, что в будущем мы получим не только профессионального педагога, но и творческую личность, способную эффективно разрешать проблемные ситуации и находить правильные пути к решению возникающих жизненных задач. Активная жизненная позиция и проявление готовности к личной ответственности за слова, поступки и результаты своей деятельности, трудолюбие и целеустремленность позволят стать достойными гражданами своей страны.

Выявленные на основе опроса негативные факты, связанные с непониманием необходимости интерактивной организации образовательного процесса, практической направленности образования, свидетельствуют о недостаточном присутствии эти составляющих в реализуемом образовательном процессе [13]. Данное обстоятельство настоятельно требует повышения квалификации действующего профессорско-преподавательского состава в педагогическом образовании [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также тревожен факт наличия достаточно большого количества студентов, которые не осознали ценностной значимости получаемого ими образования, хотя их будущая профессиональная деятельность должна быть направлена на формирование мотивации к обучению у других людей. Это обстоятельство можно рассматривать в качестве индикатора наличия латентных проблем в текущем образовательном процессе, что требует дополнительного пристального внимания и систематической неформальной работе педагогических коллективов в аксиологической сфере.

Результаты опроса показывают, что современное педагогическое студенчество признает сильнейшими тех, кто лучше других умеет объединяться и договариваться на благо общих целей. Поскольку сотрудничество и качество социальных отношений, в которых мы участвуем, определяют наши когнитивные способности, обеспечивают физическое и психологическое здоровье личности, следовательно, педагогика сотрудничества должна вернуться в педагогическую практику образовательных организаций. Учитывая современные реалии, понятно, что для «решения задач устойчивого развития общества назрел качественный скачок в совершенствовании педагогического образования» [5, с. 22].

Студенты готовы критически рассуждать и научно исследовать, дискутировать и анализировать. Они готовы учиться! Каким образом действующий профессорско-преподавательский состав ответит на эту готовность, зависит от каждого из нас.

Литература

1. Архипов, А. И. Шацкая И. В. «Образование» и «услуга»: размышления над понятиями // Вестник Института экономики РАН. 2016. № 2. С. 63-68.

2. Бичева И. Б., Филатова О. М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2. С. 3-19. https://doi.org/ 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3

3. Закирова А. Ф., Володина Е. Н. Исследование тенденций и перспектив модернизации образования: герменевтический подход. // Образование и наука. 2018. Т. 20.

№ 9. С. 9-34.

4. Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., Зиннатова М. В. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 83-115. https://doi.org/ 10.17853/1994-5639-2020-3-83-115

5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: образовательный аспект // Ценности и смыслы. 2021. № 3 (73). С. 6-26.

6. Ивахненко А. А. Ценностные ориентиры российского музыкального образования в XXI веке: эпоха межцивилизационного противостояния // Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81). С. 93-111. https:// doi.org/10.24412/2071-6427-2022-5-93-111

7. Каменная Е. О., Коноплева Н. А. Образование как базовая ценность российской культуры: история и современность // Ценности и смыслы. 2022. № 2 (78). С. 146160. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-2-146-160

8. Кожевникова М. Н., Асмолов А. Г., Борисов С. В., Брызгалина Е. В., Иванова С. В., Кирьякова А. В., Лебедев О. Е., Макаров А. И., Монахов В. М., РетюнскихЛ. Т., Розин В. М., Романенко И. Б., Сериков В. В. Размышления об образовании в третьем тысячелетии // Ценности и смыслы. 2021. № 6 (76). С. 117-149.

9. Кузнецова Е. В. Актуальность проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в высшей школе // Дискуссия. 2017. № 9 (83). С. 85-89.

10. Мамалова Х. Э., Абдулазимова Т. Х. Духовно-нравственное развитие молодого поколения. // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 61-63.

11. Пелевин С. И. Ценностные ориентиры технологического и технического развития общества // Ценности и смыслы. 2021. № 1 (71). С. 92-102.

12. Рыжова Н. И., Башмакова Н. И., Громова О. Н. Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей. // Наука и Школа. 2016. № 1. С. 37-46.

13. Сафонцева Н. Ю. Особенности методики преподавания учебных дисциплин в компетентностном подходе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 74-77.

14. Сафонцева Н. Ю. Формирование профессиональной компетентности студентов педагогических вузов как результат освоения образовательной программы // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 6. С. 287-295.

15. Тимофеева С. В. Аксиологический подход в образовании — наиважнейший фактор воспитания духовного и творческого начал в личности // Вестник КрасГАУ 2009. № 3. С. 251-257.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. [Электронный ресурс].

17. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/ Mag/440401_M_3_16032018.pdf?ysclid=lkbhnl3lhy555148382 (дата обращения: 20.08.2023).

18. ШиманчикМ. С. Аксиологизация содержания профессиональной подготовки будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 99-103.

19. Штурба В. А., Васильев С. С. Образование как социально-культурный феномен. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2009. № 1. С. 6-18.

References

• Arhipov, A. I. Shackaya I. V «Obrazovanie» i «usluga»: razmyshleniya nad ponyatiyami // Vestnik Instituta ekonomiki RAN. 2016. № 2. S. 63-68. [In Rus].

• Bicheva I. B., Filatova O. M. Perspektivy professional'noj podgotovki pedagogov: aksio-logicheskij podhod // Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. T. 6. № 2. S. 3-19. https://doi. org/ 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3[In Rus].

• Zakirova A. F., Volodina E. N. Issledovanie tendencij i perspektiv modernizacii obrazovani-ya: germenevticheskij podhod. // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20. № 9. S. 9-34. [In Rus].

• Zeer E. F., Tret'yakova V.S., Zinnatova M. V Innovacionnaya model' social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti obuchayushchegosya // Obrazovanie i nauka. 2020. T. 22. № 3. S. 83-115. https://doi.org/ 10.17853/1994-5639-2020-3-83-115 [In Rus].

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Ustojchivoe razvitie v neustojchivom mire: obrazovatel'nyj aspekt // Cennosti i smysly. 2021. № 3 (73). S. 6-26. [In Rus].

• Ivahnenko A. A. Cennostnye orientiry rossijskogo muzykal'nogo obrazovaniya v XXI veke: epoha mezhcivilizacionnogo protivostoyaniya // Cennosti i smysly. 2022. № 5 (81). S. 93-111. https:// doi.org/10.24412/2071-6427-2022-5-93-111 [In Rus].

• Kamennaya E. O., Konopleva N. A. Obrazovanie kak bazovaya cennost' rossijskoj kul'tury: istoriya i sovremennost' // Cennosti i smysly. 2022. № 2 (78). S.146-160. https://doi. org/10.24412/2071-6427-2022-2-146-160 [In Rus].

• Kozhevnikova M. N., Asmolov A. G., Borisov S. V., Bryzgalina E. V., Ivanova S. V., Kir'yakova A.V., Lebedev O. E., Makarov A. I., Monahov V M., Retyunskih L. T., Rozin V. M., Romanenko I. B., Serikov V V. Razmyshleniya ob obrazovanii v tret'em tysyacheletii // Cennosti i smysly. 2021. № 6 (76). S. 117-149 [In Rus].

• Kuznecova E. V. Aktual'nost' problemy realizacii duhovno-nravstvennogo vospitaniya v vys-shej shkole // Diskussiya. 2017. № 9 (83). S. 85-89. [In Rus].

• Mamalova H. E., Abdulazimova T. H. Duhovno-nravstvennoe razvitie molodogo pokole-niya. // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 2 (75). S.61-63. [In Rus].

• Pelevin S. I. Cennostnye orientiry tekhnologicheskogo i tekhnicheskogo razvitiya obshchest-va // Cennosti i smysly. 2021. № 1 (71). S. 92-102. [In Rus].

• Ryzhova N. I., Bashmakova N. I., Gromova O. N. Aktual'nost' aksiologizacii professional'noj podgotovki sovremennyh specialistov v usloviyah transformacii cennostej. // Nauka i Shkola. 2016. № 1. S. 37-46. [In Rus].

• Safonceva N. Yu. Osobennosti metodiki prepodavaniya uchebnyh disciplin v kompetent-nostnom podhode // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. № 2 (81). S. 74-77. [In Rus].

• Safonceva N. Yu. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov pedagogicheskih vuzov kak rezul'tat osvoeniya obrazovatel'noj programmy // Gumanitarnye i social'nye nauki. 2019. № 6. S.287-295. [In Rus].

• Timofeeva S. V. Aksiologicheskij podhod v obrazovanii — naivazhnejshij faktor vospitaniya duhovnogo i tvorcheskogo nachal v lichnosti // Vestnik KrasGAU. 2009. № 3. S. 251-257. [In Rus].

• Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya — magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. [Elektronnyj resurs]. [In Rus].

• URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203tt/Mag/440401_M_3_16032018. pdf?ysclid=lkbhnl3lhy555148382 (data obrashcheniya: 20.08.2023).

• Shimanchik M. S. Aksiologizaciya soderzhaniya professional'noj podgotovki budushchih pedagogov // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015. № 3. S. 99-103. [In Rus].

• Shturba V. A., Vasil'ev S. S. Obrazovanie kak social'no-kul'turnyj fenomen. // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2009. № 1. S. 6-18. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 21.09.2023; одобрена после рецензирования

20.10.2023; принята к публикации 01.11.2024.

The article was submitted 21.09.2023; approved after reviewing 20.10.2023; accepted

for publication 01.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.