7. Степанов, А.В. Планирование подготовительного периода футболистов 16-17 лет на основе комплексного воздействия тренировочных нагрузок : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Степанов А.В. - Малаховка, 2013. - 24 с.
REFERENCES
1. Abramov, E.E. (2006), The differentiated approach to creation of training loads of football players of educational and training groups, dissertation, Malakhovka.
2. Efimov, S.D. (2011), Content of the adaptive strengthening training in structure of a year cycle of football players of 15-16 years, dissertation, Tula.
3. Kvashuk P.V. (2003), The differentiated approach to creation of training process of young athletes at stages of long-term preparation, dissertation, Moscow.
4. Monakov G.V. (2005), Training offootball players. Theory and practice, Soviet sport, Moscow.
5. Nevmyanov, N. A. (1998), Special training of football players of 15-16 years taking into account coordination complexity of loadings, dissertation, Moscow.
6. Prosandeev, P.P. (2007), Pedagogical monitoring of the technical training of young footballers, dissertation, Surgut.
7. Stepanov, A.V. (2013), Planning of the preparatory period offootball players of 16-17 years on the basis of complex influence of training loads, dissertation, Malakhovka.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2016
УДК 796.011.3
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ САМБО
Елена Владимировна Ломакина, руководитель, ресурсного центра инновационного развития физического воспитания, ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» (ФЦОМОФВ), Москва; Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ЦГОЛИФК),
Москва
Аннотация
Представлены основные аспекты разработки и реализации программно-методического комплекса для обучающихся 1-11 классов на основе самбо. Особое внимание было уделено организации учебной деятельности по самбо, как одному из основных средств достижения планируемых результатов по физическому воспитанию школьников. Показана динамика результатов контрольных упражнений (тестов) и освоения технических элементов самбо апробируемого Программного комплекса, отмечены положительные и отрицательные аспекты апробации.
Ключевые слова: физическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, обучающиеся, самбо, Программный комплекс, эффективность.
MAIN ASPECTS OF PROGRAM AND METHODICAL COMPLEX APPROBATION FOR STUDENTS ATTENDING 1-11 CLASSES ON THE BASIS OF SAMBO
Elena Vladimirovna Lomakina, the head of resource center of innovative development ofphysical training, Federal State Budgetary Institution Federal Center of Organizational and Methodical Ensuring Physical Training, Moscow; Sergey Evgenyevich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and
Tourism, Moscow
Annotation
The main aspects of the development and implementation of the program and methodical complex for the students attending 1-11 classes based on sambo have been presented in this article. Particular attention was paid to the organization of training activities in sambo, as one of the main means of achieving the intended results in physical education of school students. The article shows the evolution of the results of
monitoring the exercises (tests) and mastering of the technical elements of sambo piloted program complex, the authors have marked the positive and negative aspects of testing.
Keywords: physical, spiritual, moral and patriotic education, students, sambo, program complex, efficiency.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта, является одной из приоритетных задач образования. Педагогическая практика современной школы показывает массовое снижение физической активности обучающихся, что обусловлено, прежде всего, проживанием в окружении достижений научно-технического прогресса. Данное явление приводит к ухудшению состояния здоровья, к повышенному травматизму и как следствие к низкому уровню физической подготовленности и работоспособности школьников.
Данная тенденция довольно остро ставит вопрос о необходимости разработки новых форм и подходов к образовательному процессу при реализации программ общего и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности с сохранением традиционных и культурных ценностей.
Физическое воспитание в образовательной организации играет важную роль в реализации основной цели современного образования - формирование всесторонне образованной, физически развитой, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, патриотических, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере, определяющей отбор и интерпретацию содержания образовательных программ, является установка на формирование системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, нашедших отражение в комплексной системе Самбо.
В настоящее время авторами разработан программно-методический комплекс физического воспитания для обучающихся 1-11 классов на основе самбо (далее Программный комплекс), который включает 3 части:
1. Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (далее - Программа).
2. Методическое пособие по самбо для образовательных организаций.
3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкуль-турно-спортивной направленности по самбо.
Программный комплекс направлен на развитие физических качеств и двигательных способностей; совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственных ценностей; обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой и спортом.
Отличительными особенностями Программного комплекса является модульное построение содержания обучения, которое создано для наиболее благоприятных условий развития личности обучающихся. Также немаловажным аспектом является вариативность представленных модулей, дифференциация содержания по состоянию здоровья и интеграция, обеспечивающая содержательную преемственность.
На основании Плана мероприятий направленного на популяризацию вида спорта «самбо» среди обучающихся общеобразовательных организаций Российской Федерации на 2015-2017 год, далее - проект «Самбо в школу» (Протокол совещания в режиме видеоконференции с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросу реализации плана мероприятий, направленных на популяризацию вида спорта «самбо» среди обучающихся образовательных организаций Российской Федерации на 2015-2017 год (далее - проект «Самбо в
школу» Минобрнауки России № ВК-74/09 пр. от 09.09.2015 г.)). Данный Программный комплекс был официально апробирован в трёх «пилотных» субъектах Российской Федерации:
• Краснодарский край - 18 образовательных организаций;
• Республика Карелия - 7 образовательных организаций;
• Приморский край - 9 образовательных организаций.
В целях качественного проведения апробации с общеобразовательными организациями «пилотных» регионов были заключены соглашения о сотрудничестве.
Общее количество участников апробации достигло более 2600 обучающихся.
Цель исследования: теоретически обосновать разработанный Программный комплекс и проверить его эффективность.
Задачи исследования:
1. Определить эффективность включённых в Программный комплекс контрольных упражнений (тестов) по развитию физических качеств (способностей).
2. Определить необходимость и достаточность включённых в Программный комплекс базовых компонентов (тем) по освоению технических элементов самбо.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование осуществлялось в 5 этапов.
На первом (эмпирическом) этапе были изучены нормативные и правовые документы, методические материалы и результаты педагогической деятельности на современном этапе развития образования, на основании которых проектировался, конструировался и был разработан Программный комплекс на основе самбо.
На втором (поисково-теоретическом) этапе осуществлялось изучение педагогического опыта. С этой целью на базе Петрозаводского государственного университета Республики Карелия, Всероссийского детского центра «Смена» Краснодарского края и Приморского государственного училища (техникума) Олимпийского резерва города Владивостока были проведены Форумы для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования и руководителей образовательных организаций. Формат форума включал:
- установочное совещание по вопросу реализации плана мероприятий («дорожная карта»), направленного на популяризацию вида спорта «самбо» среди обучающихся общеобразовательных организаций Российской Федерации на 2015-2017 год (далее -проект «Самбо в школу»);
- круглый стол по вопросу реализации Программного комплекса в общеобразовательных организациях «пилотных» субъектов Российской Федерации;
- семинар-практикум для учителей физической культуры «Изучение учебно-практического материала по самбо необходимого для реализации Программного комплекса».
Всего в программе Форумов приняли участие более 300 педагогических и административных работников образовательных организаций. В рамках проведённых мероприятий нами был изучен педагогический и организационный опыт регионов-участников апробации.
На третьем (статистическом) этапе нами были проведены два мониторинга по выявлению эффективности контрольных упражнений (тестов) по развитию физических качеств (способностей) и определению необходимости и достаточности базовых компонентов (тем) по освоению технических элементов самбо, в которые входили: сбор и обработка статистических данных; фильтрация численных данных по каждому виду деятельности в каждой возрастной категории.
На четвертом (опытно-экспериментальном) этапе велась обработка статистических данных, по ^критерию Стьюдента, определялась статистическая значимость результатов
тестирования в каждой возрастной категории по всем направлениям деятельности.
На пятом (экспертном) этапе осуществлялся анализ полученных данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате полученных данных рассчитанное значение ^критерия Стьюдента во всех случаях больше критического значения и это подтверждает, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р<2.57).
Результаты мониторинга контрольных упражнений (тестов) включённых в Программный комплекс на всех ступенях общего и дополнительного образования, представленные в таблице 1, показали, что за период апробации у большинства респондентов наблюдалась динамика изменений показателя уровня физической подготовленности, что доказывает эффективность их применения в качестве контрольных упражнений.
Таблица 1 - Апробация контрольных упражнений (тестов)
Контрольное упражнение (тест) ^Кр ^Эмп Зона
р<0.05 р<0.01 ФК 1-4 кл ФК 5-9 кл ФК 10-11 кл ДО 1-4 кл ДО 5-6 кл ДО 10-11 кл
1 Мост борцовский 1.96 2.57 2.58 8.1 3.1 3 5.2 5.2 Зн
2 Наклон вперед из положения стоя 1.96 2.57 11 12.4 5.3 5.9 8.3 8.3 Зн
3 Прыжок в длину с места 1.96 2.57 10.9 10.8 8.6 6.5 3.2 3.2 Зн
4 Поднимание туловища из положения лежа 1.96 2.57 4.4 7.2 7.8 7.5 5.6 5.6 Зн
5 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа 1.96 2.57 10 20.9 7 12.8 3.8 3.8 Зн
6 Лазание по канату 1.96 2.57 17.6 19.4 10.2 8.2 5.9 5.9 Зн
Анализ данных результатов мониторинга позволил выделить три группы показателей: 1 группа - в полном объёме реализованы основные базовые компоненты (темы) самбо, согласно содержанию Программного комплекса, 2 группа - частичная реализация основных базовых компонентов (тем) самбо и 3 группа - не выполнена реализация основных базовых компонентов (тем) самбо. Согласно результатам мониторинга, представленным в таблице 2, заявленное содержание программного материала для обучающихся всех уровней образования выполняется с характерным опережением на начальном уровне обучения на 24,2 %, на основном уровне обучения на 14,7 %, что нарушает требования реализации к реализации Программы.
Таблица 2 - Освоение технических элементов самбо, в рамках предмета «Физическая культура»__
Освоение технических элементов самбо, (%)
Базовые компоненты самбо Начальный уровень Основной уровень Средний уровень
1 2 3 1 2 3 1 2 3
группа группа группа группа группа группа группа группа группа
Самостраховка на спину 30,45 65,22 4,35 56,67 43,33 0 58,82 41,18 0
Самостраховка на бок 54,17 37,5 8,33 66,67 33,33 0 58,82 41,18 0
Самостраховка вперёд на руки 21,74 78,26 0 46,67 53,33 0 41,18 58,82 0
Удержания 21,74 43,48 34,78 16,67 60 23,33 17,65 52,94 29,41
Броски в основном руками 26,09 34,78 39,13 30 46,67 23,33 23,53 47,06 29,41
Броски в основном ногами 22,73 31,82 45,45 26,67 50 23,33 23,53 23,53 52,94
Броски в основном туловищем 0 60,87 39,13 0 70 30 5,88 47,06 47,06
Болевые приёмы на руки 4,35 56,52 39,13 10 66,67 23,33 6,25 50 43,75
Болевые приёмы на ноги 0 56,52 43,48 3,33 63,33 33,33 11,76 41,18 47,06
Самозащита при выполнении противником захватов 0 4,35 95,65 0 23,33 76,67 17,65 5,88 76,47
Самозащита при выполнении противником удушающих захватов 0 52,17 47,83 0 40 60 5,88 47,06 47,06
Самозащита при нанесении противником ударов руками 0 4,35 95,65 0 20 80 17,65 23,53 58,82
Самозащита при нанесении противником ударов ногами 4,55 4,55 90,91 3,45 20,69 75,86 12,5 12,5 75
90,00% 80,00%
ЩщШ
в пол ном частично не в пол ном частично не
объёме удалось объёме удалось
Начальный уровень Основной уровень
ЕЙ
в пол ном частично объё м е удал ос ь
Г1
в пол на
.11 удалась
Средний уровень
Начальный уровень Основнойуровень
■ Санюстраковка, удержания ■ Броеки болевые Самозащита
Рисунок 1 - Соотношение освоенности технических элементов самбо, в рамках предмета «Физическая культура»
В целом, оценка освоенности программного материала согласно возрасту, дала положительные результаты, т.е. необходимый и достаточный материал в полном объеме или частично освоен 72,6% и не освоен 27,4% обучающихся. Сравнительно высокое значение числа занимающихся (почти четверть), которые не освоили программный материал, обусловлено не полным периодом обучения, который составил 7 месяцев, и отсутствием преемственности.
Таким образом, результаты мониторинга по реализации содержания программного материала, в рамках предмета «Физическая культура» на всех уровнях образования показали, что за период апробации почти 3/4 испытуемым удалось полностью или частично освоить предлагаемый программный материал по самбо, что доказывает её эффективность. Также нами был проведён мониторинг реализации содержания программного материала, в рамках дополнительного образования по самбо (таблица 3). Таблица 3 - Освоение технических элементов самбо, в рамках дополнительного образования по самбо
Базовые компоненты самбо Освоение технических элементов самбо, (%)
Ознакомительный уровень Базовый уровень Углубленный уровень
1 группа 2 группа 3 группа 1 группа 2 группа 3 группа 1 группа 2 группа 3 группа
Самостраховка на спину 72,7 18,18 9,09 82,3 17,65 0 71,4 28,57 0
Самостраховка на бок 90,9 0 9,09 88,8 11,11 0 71,4 28,57 0
Самостраховка вперёд на руки 45,4 54,55 0 83,3 16,67 0 42,8 57,14 0
Удержания 27,2 63,64 9,09 33,3 66,67 0 14,2 71,43 14,29
Броски в основном руками 27,2 63,64 9,09 55,5 44,44 0 28,5 57,14 14,29
Броски в основном ногами 10 80 10 35,2 64,71 0 28,5 42,86 28,57
Броски в основном туловищем 9,09 72,73 18,18 22,2 77,78 0 14,2 71,43 14,29
Болевые приёмы на руки 18,1 72,73 9,09 33,3 66,67 0 14,2 71,43 14,29
Болевые приёмы на ноги 9,09 72,73 18,18 27,7 66,67 5,56 28,5 57,14 14,29
Самозащита при выполнении противником захватов 9,09 18,18 72,73 22,2 33,33 44,44 28,5 42,86 28,57
Самозащита при выполнении противником удушающих захватов 0 54,55 45,45 23,5 64,71 11,76 14,2 57,14 28,57
Самозащита при нанесении противником ударов руками 9,09 18,18 72,73 22,2 33,33 44,44 42,8 14,29 42,86
Самозащита при нанесении противником ударов ногами 18,1 18,18 63,64 27,7 22,22 50 28,5 14,29 57,14
По результатам мониторинга выявилась следующая тенденция: педагоги более качественно подходят к последовательности изучения программного материала, что подтверждает низкий процент не освоенности - 9,12%.
РРИ
полном удалось полнот удалось полном удалось
объёме объеме объёме
Ознакомительный уровень Базовый уровень Углубленный уровень
■ Самостраховка, удержания ■ Броски, болевые ■ Самозащита
Рисунок 2 - Соотношение освоенности технических элементов самбо, в рамках дополнительного образования по самбо
В целом, оценка освоенности программного материала дополнительного образования по самбо, согласно возрасту, дала положительные результаты, т.е. необходимый и достаточный материал в полном объеме или частично освоен на 90,88% и не освоен на 9,12% (рисунок 2). Таким образом, результаты мониторинга по реализации дополнительной образовательной программы по самбо на всех уровнях образования показали, что за период апробации более 90 % респондентов удалось полностью или частично освоить предлагаемый программный материал по самбо, что доказывает её эффективность.
ВЫВОДЫ
Таким образом, приведённые выше результаты апробации позволяют сделать следующие заключения:
Общий процент освоенности программного материала в рамках предмета «Физическая культура» составил 72,6% и в рамках дополнительного образования по самбо составил 90,88%, что позволяет сделать следующий вывод.
Включённые в Программный комплекс базовые компоненты самбо являются необходимыми и достаточными для освоения технических элементов самбо в рамках общего образования и в системе дополнительного образования общеразвивающего направления.
Также в результате апробации все контрольные упражнения (тесты) попали в зону значимости, соответственно являются эффективным средством по развитию физических качеств (способностей) у обучающихся.
Однако наблюдая тенденцию опережения учителями и педагогами прохождения программного материала к заявленному, разработанному с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся, и представленные результаты мониторинга, мы наблюдаем негативное влияние на достижение планируемых результатов. Для нивелирования данной ситуации, считаем целесообразным проведение методических мероприятий, направленных на повышение профессиональных компетенций по направлению самбо, как учителей физической культуры, так и педагогов дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1576) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/197127/. - Дата обращения 01.10.2016.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577) [Электронный ресурс] // URL : http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/prikaz-ot-17-dekabrya-2010-g-1897.html. - Дата обращения 01.10.2016.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 6 октября 2009 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578) [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/. -Дата обращения 01.10.2016.
4. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации на период до 2020 года, от 24 апреля 2015 г. № 729-р [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895794/. - Дата обращения 01.10.2016.
5. САМБО : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / сост. С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - М. : Советский спорт, 2005. - 240 с.
6. Чумаков, Е.М. 100 уроков САМБО / Е.М. Чумаков ; под ред. С.Е. Табакова. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 448 с.
7. Шестаков, В.Б. САМБО - наука побеждать. Теоретические и методические основы подготовки самбистов : учебное пособие / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина, Ф.В. Емельяненко. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 224 с.
REFERENCES
1. The federal state educational standard of the primary general education of October 06, 2009 No. 373 (in an edition. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 31.12.2015 No. 1576), available at: http://base.garant.ru/197127/.
2. The federal state educational standard of the main general education of December 17, 2010 No. 1897 (in an edition. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 31.12.2015 No. 1577), available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/prikaz-ot-17-dekabrya-2010-g-1897.html.
3. The federal state educational standard of the secondary general education of October 6, 2009 No. 413 (in an edition. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 31.12.2015 No. 1578), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/.
4. The concept of development of additional education of children in the Russian Federation for the period till 2020, of April 24, 2015 No. 729-r, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70895794/.
5. Tabakov, S.E., Eliseev, S.V. and Konakov, A.V. (2005), SAMBO: Approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic allowance, for children and young people, Soviet Sport, Moscow.
6. Chumakov, E.M. (2005), 100 lessons of SAMBO, FAIR-PRESS, Moscow.
7. Shestakov, V B., Eregina S.V. and Emelyanenko, F.V. (2012), Sambo - science to win. Theoretical and methodical bases of training of sambo wrestlers: education guidance, OLMA of Media groups, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.11.2016
УДК 796.323.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛОВКОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 16-18
ЛЕТ
Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Аль Анссари Захид Сбхи Абдул Разак, аспирант, Евгений Рафаилович Яхонтов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта)
Аннотация
В работе рассматриваются подходы к оценке специальной ловкости (ручной и телесной) юных квалифицированных баскетболистов. Установлена степень влияния показателей специальной