Научная статья на тему 'Анализ раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО: история, содержание, организационно-методические аспекты'

Анализ раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО: история, содержание, организационно-методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1069
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВФСК ГТО / РАЗДЕЛ «САМОЗАЩИТА БЕЗ ОРУЖИЯ» / АНАЛИЗ / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недосекин Алексей Николаевич, Шахов Артём Александрович

В 2015 г. раздел «Самозащита без оружия» был включен IV-VI ступени ВФСК ГТО. Можно констатировать, что за прошедший период нормативы из этого раздела выбрали незначительное число сдающих комплекс. Основной причиной данного положения дел является то, что самбо, дзюдо и другие виды спортивной борьбы слабо представлены в физическом воспитании школьников и студентов. В данной статье предпринята попытка анализа рассматриваемого раздела ВФСК ГТО в историческом, содержательном и организационно-методическом аспектах. Исследования показали, что по основным показателям представленные нормативы удовлетворяют целевой установке комплекса, отвечают современным теоретико-методическим положениям физической культуры, спорта и спортивной борьбы. В то же время авторы отметили необходимость коррекции содержания нормативов с позиций исторического опыта, прикладности, здоровьесбережения, половых отличий, логики последовательного изложения учебно-контролируемого материала, системности в формировании навыков самозащиты, а также контроля за их выполнением за счет использования традиционных подходов в оценке уровня сформированности двигательных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недосекин Алексей Николаевич, Шахов Артём Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the section "Self-defense without weapons" VFSK GTO: history, contents, organizational and methodical aspects

In 2015, the section "Self-defense without weapons" was included in VFSK GTO. It can be stated that for the past period the standards from this section have been chosen by the insignificant number of people for passing the complex. The main reason for this state of affairs is that sambo, judo and other kinds of wrestling are poorly represented in the physical education of schoolchildren and students. In this article an attempt is made to analyze the section of the VFSK GTO under consideration in historical, contents, organizational and methodological aspects. The research shows that for the main indicators the standards are satisfied to the target set up of the complex and meet the modern theoretical and methodological provisions of physical culture, sports and wrestling. At the same time, the authors noted the need in correction the content of standards from the standpoint of the historical experience, application, health, gender differences, logic of sequential presentation of the study-controlled material, systematic approach to the formation of self-defense skills, and monitoring their implementation through the use of traditional approaches in assessing the level of formation of motor skills and mastery.

Текст научной работы на тему «Анализ раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО: история, содержание, организационно-методические аспекты»

УДК 796.011

АНАЛИЗ РАЗДЕЛА «САМОЗАЩИТА БЕЗ ОРУЖИЯ» ВФСК ГТО: ИСТОРИЯ,

СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Алексей Николаевич Недосекин, преподаватель, Воронежский институт филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС

МЧС России, Воронеж, Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, директор института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Аннотация

В 2015 г. раздел «Самозащита без оружия» был включен IV-VI ступени ВФСК ГТО. Можно констатировать, что за прошедший период нормативы из этого раздела выбрали незначительное число сдающих комплекс. Основной причиной данного положения дел является то, что самбо, дзюдо и другие виды спортивной борьбы слабо представлены в физическом воспитании школьников и студентов. В данной статье предпринята попытка анализа рассматриваемого раздела ВФСК ГТО в историческом, содержательном и организационно-методическом аспектах. Исследования показали, что по основным показателям представленные нормативы удовлетворяют целевой установке комплекса, отвечают современным теоретико-методическим положениям физической культуры, спорта и спортивной борьбы. В то же время авторы отметили необходимость коррекции содержания нормативов с позиций исторического опыта, прикладности, здоровьесбережения, половых отличий, логики последовательного изложения учебно-контролируемого материала, системности в формировании навыков самозащиты, а также контроля за их выполнением за счет использования традиционных подходов в оценке уровня сформированности двигательных умений и навыков.

Ключевые слова: ВФСК ГТО, раздел «Самозащита без оружия», анализ, рекомендации.

ANALYSIS OF THE SECTION "SELF-DEFENSE WITHOUT WEAPONS" VFSK GTO: HISTORY, CONTENTS, ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS

Alexey Nikolayevich Nedosekin, the lecturer, Voronezh Institute, branch of the Ivanovo State Fire Service of the Ministry of Emergency

Measures of Russia, Voronezh, Artem Alexandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Director of the Institute of Physical Culture, Sports and Life Safety, Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets

Annotation

In 2015, the section "Self-defense without weapons" was included in VFSK GTO. It can be stated that for the past period the standards from this section have been chosen by the insignificant number of people for passing the complex. The main reason for this state of affairs is that sambo, judo and other kinds of wrestling are poorly represented in the physical education of schoolchildren and students. In this article an attempt is made to analyze the section of the VFSK GTO under consideration in historical, contents, organizational and methodological aspects. The research shows that for the main indicators the standards are satisfied to the target set up of the complex and meet the modern theoretical and methodological provisions of physical culture, sports and wrestling. At the same time, the authors noted the need in correction the content of standards from the standpoint of the historical experience, application, health, gender differences, logic of sequential presentation of the study-controlled material, systematic approach to the formation of self-defense skills, and monitoring their implementation through the use of traditional approaches in assessing the level of formation of motor skills and mastery.

Keywords: VFSK GTO, section "Self-defense without weapons", analysis, recommendations.

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с 2015 г. раздел «Самозащита без оружия» был включен IV-VI ступени ВФСК ГТО [8]. В то же время, как показывает наш анализ массовых информационных

потоков, нормативы из этого раздела выбрали незначительное число сдающих комплекс. Рассматриваемый раздел, как правило, выбирают те, кто имеет спортивный опыт занятий тем или иным видом спортивной борьбы. Основной причиной данного положения дел, по нашему мнению, является то, что самбо, дзюдо и другие виды спортивной борьбы, несмотря на свою популярность (как виды спорта), так и не стали традиционными средствами физического воспитания школьников и студенческой молодежи. В этой связи представляется актуальным поиск путей повышения доступности самбо для широкого круга людей, желающих освоить его хотя бы в рамках действующего комплекса ВФСК ГТО. Важной задачей в этом направлении выступает анализ раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО в историческом, содержательном и организационно-методическом аспектах.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

К настоящему времени многими специалистами подобный анализ уже был осуществлен [3 и др.], мы же постараемся изложить свое видение данной проблематики.

Комплекс ГТО был утвержден в 1931 г., а уже в 1932 г. была введена его II более «продвинутая» ступень, в которой наряду с прочими нормативами в вариативную часть был включен единоборческий раздел. Сдающим на выбор предлагалось продемонстрировать знания по одному из видов единоборств: бокс, борьба, дзюу-до (прообраз самбо). Разработкой содержания комплекса по дзюу-до занимался основатель отечественного дзюдо и один из основоположников самбо В.С. Ощепков. Испытания по дзюу-до предполагали: объяснение и демонстрацию спортивных технико-тактических действий; демонстрацию соответствующей самозащиты при определенном случае нападения; проведение соревновательной схватки; владение навыками судейства и пр. Техническая подготовленность в положении стоя определялась в процессе выполнения бросков соперника в разных направлениях, захватах, тактических ситуациях. В партере необходимо было демонстрировать удержание сбоку, уход от него, комбинирование этого действия с различными болевыми приемами и пр. В отличие от других единоборств, дзюу-до могли сдавать и девушки, они выполняли все то же, что и мужчины, но за исключением соревновательных схваток. Для сдачи данного раздела комплекса необходимо было выполнить каждое задание на уровне оценки не ниже «хорошо» [1].

Современный раздел «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО на каждом этапе представлен 10 технико-тактическими действиями, которые можно классифицировать на три группы (самостраховка при падениях, техника спортивной борьбы, самозащита от атак противника) [4].

В основных аспектах представленные нормативы удовлетворяют целевой установке комплекса ВФСК ГТО, отвечают современным теоретико-методическим положениям физической культуры, спорта и спортивной борьбы. В то же время считаем целесообразным высказать некоторые критические замечания по следующим основным векторам:

1. Содержание нормативов. В IV возрастной группе (13-15 лет) в классификационную группу «Самостраховки при падениях», наряду со самостраховками перекатом назад, в сторону, руками спереди целесообразно добавить самостраховку кувырком вперед (в стороны). Это следует из анализа спортивного самбо и дзюдо, других видов спорта, который показывает значительную величину падений, совершаемых спортсменами с вращением вперед [5 и др.]. Кроме того, разработчики комплекса [10] на этом этапе предлагают осваивать броски через бедро и спину, в процессе которых атакуемый и должен уметь выполнять данный вид самостраховки.

Рассматривая бросковый арсенал данной ступени, можно отметить следующее. Предлагаем заменить бросок рукой за ногу на бросок руками за две ноги, так как он проще в техническом исполнении и несет в себе большую прикладность. Бросок через спину предлагаем перенести на следующий этап, так как он относится к группе приемов наиболее опасных для здоровья позвоночника занимающихся, и для его освоения необходимо

предварительно укрепить мышечный корсет [11].

В V возрастной группе (16-17 лет) самостраховки при падениях представлены следующими упражнениями: самостраховка при падении назад прыжком, вперед прыжком, в перед (в сторону) кувырком. Нам понятна логика авторов, которые опирались на принцип преемственности и усложнения учебного материала. В то же время самостраховка при падении назад прыжком достаточно сложна в исполнении для человека, не имеющего спортивного опыта самбо, травмоопасна. Этот аспект может выступить как сдерживающий фактор в повышении количества лиц, сдающих рассматриваемый раздел ВФСК ГТО. Можно предложить, опираясь на те же методические принципы, что и у разработчиков нормативов замену данного варианта падения на выполнение самостраховки перекатом на спину в процессе перемещения шагами назад.

Считаем, что на данной ступени комплекса техника самообороны представлена чрезмерным количеством практически дублирующих друг друга техник освобождения от захватов. Например, освобождение от захвата туловища спереди и туловища, и рук спереди; туловища сзади и туловища, и рук сзади. Техники освобождения здесь могут осуществляться по аналогии. Думается, что схожие действия в освобождении от захватов можно заменить на технико-тактические действия из VI ступени, бросок через спину и узел руки (демонстрируется в составе комплексной самозащиты на последующем VI этапе).

На VI ступени (18-29 лет) считаем целесообразным добавить действия в самозащите от вооруженного (палкой, бутылкой и пр.) противника, что послужит более комплексному пониманию самозащиты. В рамках ограниченности времени на освоение комплекса считаем целесообразным в ряде случаев на VI ступени использование принципа унифицированной защиты, который подразумевает изучение схожих технико-тактических действий на различные атаки противника (уход с линии атаки, блокировка, единообразие завершающего действия и пр.). Это позволит освоить технику самозащиты на более высоком психологическом и двигательном уровнях.

Кроме аспектов, изложенных выше, при разработке содержания нормативов необходимо учитывать половые признаки. Для девушек целесообразно предусмотреть при освобождении от захватов удары каблуком (пяткой) по стопе атакующего, технику освобождения при захвате волос. Кроме того, исключить элемент сопровождения (конвоирования) нападавшего, так как на практике для девушек это трудно осуществимо.

Опираясь на вышеизложенное, мы предлагаем следующее содержание раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО.

IV ступень (13-15 лет): 1) самостраховка при падении назад перекатом; 2) самостраховка при падении в сторону перекатом; 3) самостраховка при падении вперед руками; 4) самостраховка при падении вперед (в стороны) кувырком; 5) бросок задняя подножка; 6) бросок с захватом ног; 7) бросок задняя подножка с захватом ноги; 8) бросок через бедро; 9) болевой прием - рычаг руки соперника, лежащего на груди; 10) болевой прием ущемление ахиллова сухожилия разноименной ноги и упором под колено другой ноги.

V ступень (16-17 лет): 1) самостраховка при падении назад перекатом с предварительным перемещением назад; 2) самостраховка при падении вперед руками с предварительным прыжком; 3) болевой прием - узел плеча соперника, лежащего на спине; 4) бросок через спину; 5) освобождение от захвата разноименной руки спереди и выполняя рычаг руки внутрь; 6) освобождение от захвата спереди (за плечи, одежду, горло, за волосы), сбивая руки и выполняя бросок за две ноги; 7) освобождение от захвата туловища спереди, оседая и разводя локти и выполняя бросок через бедро; 8) освобождение от захвата шеи сзади ударом локтя (для девушек каблуком в стопу) и выполняя бросок задняя подножка; 9) защита от бокового удара кулаком в голову блокировкой предплечьем наружу и выполняя рычаг руки внутрь. Сопровождение нападавшего загибом руки за спину; 10) защита от прямого удара кулаком в голову блокировкой одноименным предплечьем внутрь и

выполняя рычаг руки внутрь. Сопровождение нападавшего загибом руки за спину.

VI ступень (18-29 лет): 1) самостраховка при падении назад на твердую поверхность перекатом; 2) самостраховка при падении в сторону на твердую поверхность перекатом; 3) самостраховка при падении вперед на твердую поверхность руками; 4) защита от удара кулаком снизу в голову блоком разноименным предплечьем в локтевой сгиб и выполняя рычаг руки наружу; 5) защита от удара коленом в живот (пах) блоком одноименным предплечьем и выполняя заднюю подножку с захватом ноги; 6) защита от удара ногой в промежность подстановкой скрещенных рук и выполняя рычаг стопы с ущемлением ахиллова сухожилия; 7) защита от удара ногой сбоку в туловище уходом с линии атаки и выполняя заднюю подножку с захватом ноги; 8) защита от прямого удара ноги в живот блоком внутрь одноименной рукой и выполняя бросок обратным захватом ноги; 9) защита от удара вооруженной руки (палкой, бутылкой и пр.) сверху по голове уходом с линии атаки и выполняя рычаг кисти наружу; 10) защита от удара вооруженной руки (палкой, бутылкой и пр.) сбоку по голове блокировкой предплечьями и выполняя бросок задняя подножка.

2. Критерии оценивания. Авторы комплекса при выполнении каждого технико-тактического действий выделяют три группы ошибок. С этим подходом можно согласиться лишь при оценивании действий в самостраховках при падениях, где представленные критерии являются значимыми и в большей степени единственно возможными. В то же время при выполнении технических действий спортивного самбо, а тем более комбинационных действий самообороны данный подход представляется сомнительным. Ошибок в этих случаях может быть значительно больше, и они могут быть более значимыми, чем заявленные. Например, при выполнении броска через спину основными ошибками, по мнению разработчиков, являются: прямые ноги, потеря равновесия, отсутствие контроля в конечной фазе. В то же время при выполнении этого броска могут быть и другие серьезные ошибки: отсутствие выведения из равновесия, неправильные положения частей тела в процессе выполнения (спины, рук, головы), неадекватная амплитуда, траектория, длительность движения и пр. При выполнении любой комбинированной самозащиты несколько серьезных ошибок могут быть при выполнении каждого элемента в отдельности. В этой связи представляется целесообразным использовать традиционный для спортивной борьбы подход в оценивании уровня технико-тактической подготовленности [2], при котором «отлично» ставится за выполнение движения без ошибок, «хорошо» - с незначительными ошибками, «неудовлетворительно» - с грубыми ошибками. Не отходя от трехбалльной системы оценок, можно предложить следующую шкалу: 3 балла выставляется демонстрирующему за выполнение действия без ошибок, 2 - за выполнение с незначительными ошибками, 1 - за выполнение со значительными ошибками, 0 баллов - за невыполнение.

Анализ проблематики увеличения численности людей, выбирающих к сдаче раздел «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО, показывает, что ведущую роль в этом направлении должны оказывать общеобразовательные школы, ссузы и вузы посредством включения элементов спортивной борьбы в рамки учебной дисциплины «Физическая культура», организации спортивных секций. Определенную позитивную роль в этом направлении оказывают реализуемые сегодня проекты «Самбо в школу», «Студенческое самбо» [7, 9]. Кроме того, в учебных заведениях можно предусмотреть организацию курсов подготовки к сдаче норм раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО. Как показывает личный опыт, мнения других специалистов [1, 6], объем этих курсов может составлять около 40 часов, а их содержание должно включать не только прикладные технико-тактические действия, представленные в комплексе, но и элементы спортивного самбо.

ВЫВОДЫ

Включение раздела «Самозащита без оружия» в ВФСК ГТО в полной мере удовлетворяет идейным основам данного физкультурно-спортивного комплекса. Анализ

нормативно-организационных аспектов рассматриваемого раздела комплекса показал в целом его соответствие современным теоретико-методическим положениям физической культуры, спорта и самбо. В то же время в некоторых вопросах содержания и процедуре оценивания авторы статьи предлагают свой подход. Дальнейшие исследования рассматриваемой проблематики должны быть направлены на поиск оптимальных организационных и методических подходах по культивированию самбо среди широкого круга населения России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбылев, А.М. Самбо в комплексе ГТО II ступени 1932 года // Интеграция науки и практики в единоборствах : XVI международная научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора, ЗМС, ЗТ СССР Чумакова Евгения Михайловича. г. Москва 16 февраля 2017 г. -М., 2017. - С. 4-28.

2. Дзюдо : методические материалы экспериментальной дополнительной (учебной) программы для детей, подростков, молодежи, взрослых / И.Д. Свищев [и др.]. - М. : СпортУниверГрупп, 2004. - 81 с.

3. Иванов, Д.А. Элементы техники самбо как норматив ВФСК ГТО / Д.А. Иванов, Г.М. Грузных // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2015. -№ 1-2. - С. 99-105.

4. Методические рекомендации по организации и выполнению испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] // URL : http://www.gto.ru/files/uploads/documents/58edf3206867a.pdf (дата обращения: 01.11.2017).

5. Наумов, А.А. Падения в футболе: причины, специфика, ошибки игроков / А.А. Наумов, А. А. Шахов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 138-141.

6. Панова, И.П. Технология подготовки школьниц среднего звена общеобразовательной школы к сдаче норм ВФСК ГТО по самозащите без оружия / И.П. Панова [и др.] других не больше трех? // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». Тульское Образовательное Пространство. -2017. - № 2. - С. 151-154.

7. План реализации проекта "Студенческое самбо" [Электронный ресурс] // URL : http://www.sportunros.ru/pages/sambo-league/docs.php (дата обращения: 01.11.2017).

8. Приказ о внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» от 16.11.2015 г. № 1045 [Электронный ресурс] // URL : http://www.gto.ru/files/uploads/documents/56ea7eafdde74.pdf (дата обращения: 01.11.2017).

9. Самбо в школьной программе [Электронный ресурс] // URL : http://sambo.ru/spe-cial/school_programm/ (дата обращения: 29.03.2017).

10. Табаков, С.Е. Содержание программы тестирования и результаты апробации нормативных требований по «Самозащите без оружия» IV-VI ступеней ВФСК ГТО / С.Е. Табаков, Е. В. Ломакина // Интеграция науки и практики в единоборствах : XV международная научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора, ЗМС, ЗТ СССР Чумакова Евгения Михайловича. г. Москва 19 февраля 2016 г. - М., 2016. - С. 36-41.

11. Шахов, А. А. Здоровьесбережение занимающихся дзюдо и самбо на основе учета воздействий техники бросков на позвоночник / А.А. Шахов, В.В. Мелихов, О.С. Понарина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 128-131.

REFERENCES

1. Gorbylev A.M. (2017), "Sambo in the complex of GTO, II stages of 1932", XVI international scientific and practical conference dedicated to the memory of Prof. Chumakov, "Integration of science and practice in martial arts"RGUFKSMiT (GTSOLIFK) Moscow, February 16, pp. 4-28.

2. Svishchev, I.D. (2004), Judo. Methodical materials of the experimental additional (educational) program for children, teenagers, youth, adults, SportUniverGroup, Moscow.

3. Ivanov, D.A. and Gruznykh, G.M. (2015), "Elements of Sambo Technique as a Standard VFSK GTO", Problems of improving physical culture, sports and Olympism, No. 1, pp. 99-105.

4. Methodological recommendations on the organization and implementation of tests of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (GTO), available at: http://www.gto.ru/files/uploads/documents/58edf3206867a.pdf.

5. Naumov, A.A. and Shakhov, A.A. (2015), "Falls in football: reasons, specifics, player mistakes, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 138-141.

6. Panova, I.P. (2017), "The technology for training schoolgirls of the middle level of the general education school for the surrender of the norms of the VFSK GTO on the self-defense without weapons", Bulletin GOUDPO TO "IPKAND PRO TO". Tula educational space, No. 2, pp. 151-154.

7. Plan for the implementation of the project "Student Sambo", available at: http://www.sportun-ros.ru/pages/sambo-league/docs.php.

8. Order on Amendments to Order No. 575 of the Ministry of Sport of the Russian Federation of July 8, 2014 "On Approval of State Requirements for the Level ofPhysical Preparedness of the Population when Implementing the Standards of the All-Russian Sports and Sports Complex" Ready for Labour and Defense "(TRP)", 16.11. 2015. - №1045, available at: http://www.gto.ru/files/uploads/docu-ments/56ea7eafdde74.pdf.

9. Sambo in the school curriculum, available at: http://sambo.ru/special/school_programm/.

10. Tabakov, S.E. and Lomakina, E.V. (2016), "Contents of the testing program and the results of approbation of the regulatory requirements for "Self-defense without weapons" IV-VI stages of the VFSK GTO", XV International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Prof. Chumakov, "The Integration of Science and Practice in Combat Sports", Moscow, February 19, Moscow, pp. 36-41.

11. Shakhov, A.A., Melikhov, V.V. and Ponarina, O.S. (2010), "Health safety of sportsmen in judo and sambo based on the effects of the technique of throws on the spine", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 128-131.

Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2017

УДК 796.093.645.1

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В СОВРЕМЕННОМ

ПЯТИБОРЬЕ

Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор, Меджид Халидович Коджешау, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп; Игорь Валерьевич Кулекин, кандидат педагогических наук, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова), Новороссийск; Аскербий Махмудович Хоконов, Кошехабльская ДЮСШ,

Кошехабль

Аннотация

Целью исследования являлось определение вклада результатов в фехтовании, плавании, конкуре и комбайне в результат в современном пятиборье и изучение особенностей их взаимосвязей. Были проанализированы результаты мужчин-финалистов Чемпионата мира по современному пятиборью 2017 года. Достоверность различий выборочных данных определялась при помощи t-крите-рия Стьюдента. Для оценки взаимосвязи между рассматриваемыми признаками вычислялся коэффициент корреляции Пирсона. Было установлено, что у элитных (первые 12 мест) и субэлитных (13-32 места) пятиборцев результат в комбайне составляет наибольшую часть соревновательного результата в современном пятиборье (41,5 и 41,6% соответственно). Далее в порядке возрастания вклада в общий результат у пятиборцев обеих групп следуют плавание, конкур и фехтование. При этом у элитных спортсменов достоверно больше вклад в общий результат результата в конкуре (16,0 и 14,7%, p = 0,005), а у субэлитных - в плавании (21,8 и 22,7%, p = 0,001). Элитные пятиборцы имеют достоверно более высокие результаты, чем субэлитные в фехтовании (219 и 190 очков, p = 0,000) и комбайне (569 и 539 очков, p = 0,000). Результаты в плавании и конкуре у этих групп пятиборцев достоверных различий не имеют (p> 0,05). У элитных и субэлитных пятиборцев обнаружено лишь по одной сильной статистической взаимосвязи общего результата с результатами входящих в пятиборье видов: в фехтовании (r = 0,76) и конкуре (r = 0,81) соответственно. Между результатами в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.