Научная статья на тему 'Совершенствование процесса подготовки студенток вузов к нормативу комплекса ГТО «Самозащита без оружия»'

Совершенствование процесса подготовки студенток вузов к нормативу комплекса ГТО «Самозащита без оружия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / КОМПЛЕКС ГТО / САМОЗАЩИТА БЕЗ ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанахмедов Гаджиахмед Султанахмедович, Лурье Герман Владиславович

В статье представлена методика подготовки студенток вузов к выполнению норматива комплекса ГТО «самозащита без оружия». Выявлены физические качества, которые оказывают выраженное влияние на эффективность овладения приемами самостраховки и самозащиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанахмедов Гаджиахмед Султанахмедович, Лурье Герман Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the process of preparation of female students of universities to the standard of the complex GTO “Self-defense without weapons”

The article presents a methodology of preparing the students of Universities to implementation of the standard of the complex GTO "Self-defense without weapons". It identified the physical qualities, which have a marked impact on the effectiveness of mastering the techniques of self-insurance and self-protection.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса подготовки студенток вузов к нормативу комплекса ГТО «Самозащита без оружия»»

и по дням их проведения; наметить время и место проведения; определить сроки представления заявок на участие в соревнованиях; а также оговорить условия допуска участников к соревнованиям.

Положение о соревнованиях составляется заранее и предоставляется для ознакомления.

Инструктор физической культуры должен напомнить, что все участники перед соревнованиями должны пройти медицинский осмотр и иметь от врача персональное разрешение на участие в них.

Места проведения соревнований должны соответствовать установленным требованиям. Все соревнования необходимо начинать с организационных мероприятий:

- выбор места проведения соревнований;

- подготовка мест по видам испытаний;

- подготовка вспомогательного инвентаря;

- подготовка судейской измерительной аппаратуры и документации.

Эффективность работы по комплексу ГТО в коллективах физической культуры зависит от того, насколько глубоко учтены все ее аспекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева, И.В. Физическая культура. Основы спортивной тренировки : учебное пособие / И.В. Григорьева, Е.Г. Волкова, Ю.С. Водолазов. - Воронеж : Изд-во Воронеж гос. лесо-технич. акад., 2012. - 87 с.

2. Петров, А. Организация воспитания в вузе / А. Петров // Высшее образование в России. - 2006. - № 3. - С. 87-90.

3. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г. Фокин. - М. : Академия, 2002. - 224 с.

4. Хлопова, Т.П. Мониторинг качества образования в современных условиях / Т.П. Хлопова, М.Л. Романова, Т. Л. Шапошникова ; Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар : [б.и.], 2013. - 166 с.

REFERENCES

1. Grigoryeva, I.V., Volkova, E.G., and Divers, Y.S. (2012), Physical Culture. Fundamentals of sports training, Voronezh, Russian Federation.

2. Petrov, A. (2006), "Organization of education at the university", Higher education in Russia, No. 3, pp. 87-90.

3. Fokin, J.G. (2002), Teaching and training in higher education: methodology, objectives and content, creativity, Moscow, Russian Federation.

4. Hlopova, T.P., Romanova, M.L. and Shaposhnikova, T.L. (2013), Monitoring of quality of education in modern conditions, Krasnodar, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.11.2017

УДК 796.011.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК ВУЗОВ К НОРМАТИВУ КОМПЛЕКСА ГТО «САМОЗАЩИТА БЕЗ ОРУЖИЯ»

Гаджиахмед Султанахмедович Султанахмедов, кандидат педагогических наук, доцент,

Герман Владиславович Лурье, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье представлена методика подготовки студенток вузов к выполнению норматива комплекса ГТО «самозащита без оружия». Выявлены физические качества, которые оказывают

выраженное влияние на эффективность овладения приемами самостраховки и самозащиты.

Ключевые слова: студентки, комплекс ГТО, самозащита без оружия.

IMPROVING THE PROCESS OF PREPARATION OF FEMALE STUDENTS OF UNIVERSITIES TO THE STANDARD OF THE COMPLEX GTO "SELF-DEFENSE

WITHOUT WEAPONS"

Gadzhiakhmed Sultanakhmedovich Sultanakhmedov, the candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer, German Vladislavovich Lurie, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism, Moscow

Annotation

The article presents a methodology of preparing the students of Universities to implementation of the standard of the complex GTO "Self-defense without weapons". It identified the physical qualities, which have a marked impact on the effectiveness of mastering the techniques of self-insurance and self-protection.

Keywords: female students, complex GTO, self-defense without weapons.

ВВЕДЕНИЕ

В нормативные требования комплекса ГТО, утвержденные на 2018-2021 гг., включен норматив «самозащита без оружия» [1]. Данный норматив входит в батарею тестов для юношей и девушек IV ступени, юношей и девушек допризывного возраста V ступени, мужчин и женщин призывного возраста VI ступени. В связи с этим, для оптимизации здоровья населения, патриотического воспитания и повышения обороноспособности страны требуется разработка методики подготовки к выполнению норматива ГТО «Самозащита без оружия».

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования заключалась в подготовке студенток к выполнению норматива «самозащита без оружия» к минимальным требованиям на «бронзовый знак». Для решения цели были поставлены задачи по разработке методики обучения студенток приемам самостраховки и самозащиты, экспериментальном обосновании экспериментальной методики как средства подготовки к нормативу комплекса ГТО «самозащита без оружия» и изучению влияния двигательных способностей на качество обучения технических элементов самбо студентками вузов.

Исследования проводились с марта по июнь 2017г. в Российском Государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) на кафедре ТиМ единоборств на протяжении 4-х месяцев в рамках дисциплины «Самооборона». Нами был организован педагогический эксперимент, который заключался в обучении студенток приемов самостраховки и самозащиты, входящих в норматив комплекса ГТО «самозащита без оружия». Педагогическому эксперименту предшествовало педагогическое тестирование для выявления уровня физической подготовленности занимающихся. В рамках исследования для отбора испытуемых учитывались следующие критерии: отсутствие противопоказаний от врача для занятия борьбой, отсутствие навыков самообороны, невыполнение нескольких нормативов комплекса ГТО, оценивающих уровень физической подготовленности. Всего было отобрано 64 студентки 2 курса.

Техника самозащиты без оружия включает выполнение заданных действий совместно с партнером. Для оценки техники в нормативе «самозащита без оружия» у студенток VI ступени необходимо выполнить 3 варианта приемов самостраховки и 7 приёмов самозащиты в различных ситуациях. Каждый элемент оценивается по 3 балла. Для выполнения на бронзовый знак необходимо набрать 15-20 очков, на серебряный знак 21-25 очков, на золотой знак 26-30 очков.

ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ

Для студенток были организованы занятия 1 раз в неделю общей продолжительностью 90 минут (подготовительная часть 25-30 минут, основная часть 55-60 минут, заключительная часть 5-10 минут). Группы формировались без учета уровня физической подготовленности. Для обучения приемам самостраховки и самозащиты применяли основные педагогические методы с соблюдением принципа последовательности и доступности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для исследования динамики освоения технических элементов испытуемые каждый месяц сдавали пройденные элементы, входящие в норматив «Самозащита без оружия». В результате примененной методики за 4 месяца все испытуемые справились с минимальными требованиями данного норматива. На рисунке 1 отражено процентное соотношение выполнения норматива «самозащита без оружия» студентками

РГУФКСМиТ. На золотой знак выполнили 46,9%, на серебряный знак 29,7%, на бронзовый знак 23,4%.

Педагогическое тестирование перед экспериментом позволило установить уровень развития физических качеств у студенток. Результаты выполнения студентками норматива «Самозащита без оружия» заносились в протокол в виде баллов (от 0 до 30). После заключительного тестирования все студентки справились с минимальными требованиями норматива. После обработки полученных результатов был проведен корреляционный анализ физических качеств и эффективности освоения приемов норматива «самозащита без оружия». Студентки, которые сдали нормативы, оценивающие силу, ловкость и скоростно-силовые способности на положительную оценку, быстрее осваивали технику приемов самостраховки и самозащиты.

В таблице 1 представлены результаты математической статистики, а именно степень влияния двигательных способностей на эффективность освоения приемов, входящих в норматив «самозащита без оружия».

Таблица 1 - влияние физических качеств и способностей на освоение приемов самозащиты

Двигательные способности Коэф. Спирмена, Я Достоверность различий (р)

Сила 0,73 Р<0,05

Скоростные способности 0,38 Р<0,05

Скоростно-силовые способности 0,62 Р<0,05

Координация (ловкость) 0,68 Р<0,05

Гибкость 0,44 Р<0,05

Выносливость 0,27 Р>0,05

По результатам корреляционного анализа (таблица 1) для успешного овладения приемами самообороны наибольшее достоверное влияние оказывает сила (0,73), координация (0,68) и скоростно-силовые способности (0,62).

ВЫВОДЫ

1. Полученные результаты говорят о том, что экспериментальная методика является эффективным средством подготовки студенток к выполнению норматива комплекса ГТО «Самозащита без оружия».

Золото

Рисунок 1 - процентное соотношение выполнения норматива

2. Установлено, что сила, координация и скоростно-силовые способности имеют высокую значимость при подготовке к выполнению норматива комплекса ГТО «Самозащита без оружия».

3. При разработке программы подготовки к выполнению норматива ГТО «Самооборона без оружия», необходимо учитывать полученные результаты исследований и переходить к обучению приемов самообороны после повышения отстающих физических качеств акцентируя внимание на силе, ловкости и скоростно-силовых способностях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минспорта России от 19.06.2017 №542 "Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на 2018-2021 годы". - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220195/ (дата обращения: 20.10.2017 г.)

2. Табаков, С.Е. Основные аспекты апробации нормативных требований по "Самозащите без оружия" 4-6 ступеней ВФСК ГТО / С.Е. Табаков, Е.В. Ломакина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 216-222.

REFERENCES

1. The order of the Ministry of Sports of Russia on June 19, 2017 №542 "On approval of the state requirements all-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_220195/.

2. Tabakov, S.E. and Lomakina, E.V. (2016), "Main aspects of approbation of standard requirements to "self-defense without weapon" of the 4 - 6 levels of the All-Russian sports complex "Ready for labor and Defense"", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 216-222.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.11.2017

УДК 796.412.2

О КОНКРЕТИЗАЦИИ НОРМАТИВНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, Елена Николаевна Медведева, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Татьяна Константиновна Сахарнова, кандидат педагогических наук, доцент, Алина Сергеевна Мальнева, старший преподаватель, Мастер спорта международного класса, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург)

Аннотация

Для достижения результативности соревновательной деятельности в групповых упражнениях художественной гимнастики спортсменкам наряду с традиционной для индивидуальных упражнений техникой, необходимо демонстрировать безупречную технику двигательных взаимодействий: перебросок, передач предметов, совместных синхронных и асинхронных движений. Высокие требования, предъявляемые к спортсменкам олимпийским видом спорта, обуславливают необходимость направленных и обоснованных педагогических воздействий с учетом специфики групповых упражнений, а также наличие критериев оценки подготовленности гимнасток. При этом планомерное формирование спортивного мастерства групп гимнасток возможно только на основе систематизации содержания многолетней подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики и стандартизации ее компонентов.

Ключевые слова: Федеральный стандарт спортивной подготовки, художественная гимнастика, групповые упражнения, современные требования, специфические особенности двигательной функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.